Технические характеристики мотошин Петрошина


Метрическая система маркировки

Метрическая система маркировки встречается в нашей стране куда чаще других. В классическом виде она представляет собой приблизительно такой код: 120/70 — Z17 M/C. Все его элементы идут в строгом порядке. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Первая цифра (в нашем случае – 120) означает ширину шины по прямой линии от края до края. В метрической системе маркировки она измеряется в миллиметрах.

Вторая цифра (на примере – это 70) обозначает высоту профиля шины с учетом протектора. Оно выражается, как процент от ширины резины в мм.

Использование шины с шириной или высотой обода, не предусмотренными заводом-изготовителем мотоцикла, может привести к потере динамики на поворотах, увеличению расхода топлива и сокращению срока службы резины.

Далее идут буквенные латинские обозначения. Первая буква (Z) означает, что это шина высокоскоростная и может использоваться на скоростях свыше 240 км/ч.

Буква W — это индекс скорости, то есть показатель, превышение которого негативным образом сказывается на состоянии шины и уменьшает срок ее эксплуатации. Латинские обозначения индекса скорости являются международными и используются во всех типах маркировки моторезины.

Ниже мы приведем сводную таблицу скоростных индексов.

Индексы скорости

Обозначениекм/чмиль/ч
B5031
C6037
D6540
E7044
F8050
G9056
J10062
K11068
L12074
M13081
N14087
P15093
Q160100
R170106
S180112
T190118
U200124
H210130
V/VBдо 240до 149
(V)/(VB)более 240более 149
Wдо 270до 168
(W)более 270более 168
ZRболее 240более 149

Последняя цифра (в нашем случае 17) — это диаметр обода. Даже в метрической системе маркировки этот параметр измеряется в дюймах. Установить покрышку, предназначенную для обода диаметром 16 дюймов, на диск с диаметром в 17 не получится (а если вам и удастся, ничем хорошим это не закончится).

Буквосочетание M/C говорит о том, что резина предназначается именно для мотоциклов.

Помимо основного кода (120/70 — Z17 M/C) в разных частях шины может быть зашифрована и другая информация.

В первую очередь, нужно сказать об индексе нагрузки (см. рисунок). Он показывает максимальный вес, который выдерживает шина в полностью накаченном состоянии. Таблица индексов нагрузки представлена внизу страницы.

Специальная стрелка (иногда сопровождающаяся надписью Wheel Rotation) указывает направление вращения.

Код TUBE или TT означает необходимость использования покрышки только с камерой, а TUBELESS или TL говорит, что она бескамерная.

На некоторых покрышках можно встретить аббревиатуру DOT. Она наносится на модели, соответствует нормам безопасности Транспортного департамента США. Аббревиатура EUCX означает такой же сертификат, выданный одной из стран Евросоюза.

Буква B в кружочке – знак официального утверждения по результатам испытаний в рамках правил EЭК ООН, цифра рядом — страна где проводилось испытание.

Дату изготовления шины можно понять по последним четырем цифрам в овале, например 4207 — 42 неделя 2007 года.

Индексы нагрузки

ОбозначениекгОбозначениекгОбозначениекгОбозначениекг
2080371285421271345
2182.5381325521872355
2285391365622473365
2387.5401405723074375
2490411455823675387
2592.5421505924376400
2695431556025077412
2797441606125778425
28100451656226579437
29103461706327280450
30106471756428081462
31109481806529082475
32112491856630083487
33115501906730784500
34118511956831585515
35121522006932586530
36125532067033587545

Все перечисленные коды метрической маркировки моторезины и комментарии профессионалов по ним вы можете увидеть на видео ниже.

Маркировка мотошин

Начнем с визуального представления: Основным и первым параметром при подборе шины является ее размер. Ниже рассмотрим самую распространенную (Метрическую) систему маркировки шин для мотоциклов. Как правило данная маркировка выглядит примерно так: 120/70 ZR17 (73W) TL Rear 120/70 ZR17 (73W) TL Rear — первая цифра обозначает ширину покрышки в мм – в данном случае 120 мм; 120/70 ZR17 (73W) TL Rear — вторая – высота профиля шины с учетом протектора в % от ее ширины – в данном случае 70% от 120 мм, т.е. получается 84 мм; 120/70 ZR17 (73W) TL Rear — последняя цифра – обозначает посадочный диаметр шины в дюймах, в нашем случае данная шина предназначена для установки на диски диаметром 17 дюймов.

Схема для наглядности: Как вы могли заметить, в данной маркировке еще присутствуют буквы “Z” и “R”. 120/70 ZR17 (73W) TL Rear — Первая буква — “Z” – обозначает индекс высокоскоростной шины, которую можно использовать на скоростях выше 240 км/час.

Ниже приведены таблица расшифровки индексов скоростей:

Индекс скоростиFGJKLMNPQRSTUHVWYVRZR(W)
Скорость, км/ч8090100110120130140150160170180190200210240270300>210>240>270

120/70 ZR17 (73W) TL Rear — вторая буква — “R” – обозначает тип конструкции шины. В данном случае “R” (RADIAL) – радиальная. Вместо буквы “R” могу быть “-” или “B” – они обозначают диагональную конструкцию шины.
Основным отличием диагональных от радиальных шин является то, что в диагональной шине нитки в каркасе «протянуты» по диагонали, от обода к ободу, при этом в каждом следующем слое направленность диагоналей обратна предыдущему (в перехлест). Исходя из этого, слоев в каркасе диагональной шины может быть только четное количество (обычно их там четыре). В радиальной же покрышке текстильные нити каркаса «проходят» строго перпендикулярно колее движения – от обода к ободу, что дает производителям широкое поле для маневра с количеством слоев.


Преимущества радиальной шины в том, что она лучше держит форму, что непосредственно влияет на управляемость и безопасность вождения. Именно это и является одной из главных причин того, что например для спортбайков выпускают только радиальные шины. Еще одно следствие стабильности формы – лучшее сцепление с дорогой и более равномерный износ протектора (такая шина при прочих равных дольше прослужит).

Вместе с тем, диагональная шина имеет намного более прочные боковины, которые намного меньше боятся порезов, проколов и задиров. К тому же, боковины диагональных шин, в отличие от радиальных, вполне ремонтопригодны – в большинстве случаев, когда радиальная шина вообще подлежит утилизации – диагональную еще можно спасти и дальше эксплуатировать. Кроме того, диагональные шины лучше смягчают ударные нагрузки, передаваемые на мотоцикл при движении по дорогам плохого качества, либо бездорожью.

120/70 ZR17 (73W) TL Rear – далее, в маркировке шины, указывается показатели нагрузки и скорости. В данном случае “73” индекс нагрузки (параметр, соответствующий нагрузке, которую выдерживает резина при максимальном внутреннем давлении воздуха). А “W” обозначает индекс скорости (показатель, обозначающий максимальную расчетную скорость, с которой можно эксплуатировать данную моторезину). Таблица с расшифровкой индексов скорости была приведена выше.

Таблица «Индексы нагрузки»

120/70 ZR17 (73W) TL Rear – маркировка “TL” означает, что покрышка бескамерная (TUBLESS). Если вместо “TL” используется обозначение “TT” – то это означает камерный тип резины (TUBE TYPE).

120/70 ZR17 (73W) TL Rear – “Rear” — обозначение шины, предназначенной для заднего колеса; «Front Wheel» или просто «F» — шина устанавливается на переднее колесо. Также существуют универсальные шины, которые можно устанавливать, как на переднюю, так и на заднюю ось.

Дополнительные сокращения маркировки моторезины:

M/C

— сокращение от motorcycle, означает принадлежность к мотоциклетным шинам (указывают в случае, если шина имеет «автомобильные» размеры.

MBS

— вид корда, состоящий из кевларовых нитей предназначенных для усиления конструкции (ограничения деформации шины на высокой скорости);

ND

(Non Directional) — не направленная шина;

NHS

(Non Highway Service) — шины, не предназначенные для скоростных дорог;

NWS

(Narrow White Stripe) — обозначение тонкой белой полосы на боковине шины;

REINF

(Reinforced) — мотошина усиленной конструкции с дополнительными слоями корда;

SAG

(Super All Grip) — шины повышенной проходимости;

SL

(Limited Service) — ограниченное использование;

XL

(eXtra Load) — шина с повышенной нагрузкой;

WW

(White Wall) — обозначение белой вставки (полосы) на боковине мотошины;

Также в обозначении резины используются дополнительные буквы (О), (H), (GL) и др., которые указывают на омолгацию шины под определенную модель мотоцикла или обозначают применение на первичную заводскую комплектацию.

Дата производства шины

Согласно предписанию Департамента транспорта США (DOT – Department Of Transportation – эта организация, в том числе, сертифицирует шины для продажи на рынке США), дата производства шин наносится на боковую поверхность покрышки обязательно, причем в четко обозначенной форме. С 2000-го года – это четырехзначное число в овале, первые две цифры которого означают порядковый номер недели года, а последние две цифры – год производства. Т.е., например, кодировка 3714 на боковине шины означает, что шина сделана на 37-й неделе 2014 года. Данное правило касается всех шин всех производителей, которые ориентируют свою продукцию в том числе и на рынок США (сертификация DOT для американского рынка обязательна). По факту все ведущие производители шин следуют этому правилу, независимо от географии распространения шин.

До 2000 года дату производства на шинах обозначали трехзначным кодом (первые две цифры – номер недели, последняя – код года), но на текущее время таких шин осталось очень мало.

Различные системы маркировки шин для мотоциклов

Существует несколько типов маркировки покрышек (ширина, высота по профилю и внутреннему диаметру): — Метрическая система (пример: 180/55 ZR17; 120/70 -17; 130/80 B18); — Альфа система (пример: MT90S-16; MT90HB-16); — Стандартная в дюймах (пример: 3.25H-19); — Низкопрофильная в дюймах (пример: 4.25/85H-18; 4.60S-16).

Таблица размеров для всех систем маркировки шин для мотоциклов:

Также Вы можете пользоваться такой таблицей с рекомендациями ширины обода (слева) — допустимой ширины колеса (справа)

Далее, подробнее остановимся на каждой системе маркировки

1. Метрическая (Metric) – данная система была рассмотрена нами в самом начале статьи;

2. Альфа система (Alpha)

Пример: MT90S-16.

Данная буквенно-цифровая система, как правило, применяется для маркировки шин для мотоциклов туристического класса.

Разберем ее на конкретном примере MT90S-16.

Первая буква “M” означает, что данная шина является мотоциклетной (MotorcycleTyre).

“T” – Обозначение ширины резины; “90” – это высота шины по профилю в % от ширины; “S” – индекс скорости; Самая последняя цифра “16” обозначает посадочный диаметр колеса в дюймах.

3. Стандартная дюймовая (Inch)

Пример: 3.25H-19.

В основном, данная система применялась преимущественно в 1990-1999 г.

“3.25” – это ширина профиля шины для мотоцикла, указанная в дюймах.

В данной маркировке отсутствует отдельное обозначение высоты профиля, поскольку подразумевается, что высота равна ширине покрышки. Т.е. профиль квадратный и его высота так же равна “3.25” дюймам (или 100% от ширины).

Итак “3.25” дюйма это примерно 83 мм.

Буква “H” является индексом скорости, а “19” – посадочный диаметр колеса в дюймах, на которой можно устанавливать данную покрышку.

4. Низкопрофильная дюймовая (второе название – “система маркировки 82%”)

Данная система маркирует покрышки с низким профилем, которые встречаются крайне редко. (Низкопрофильные шины – это шины, высота профиля которых меньше чем ширина в заданных пропорциях и с фиксированной шириной).

Второе название “система маркировки 82%” возникло из-за того, что если соотношение высоты профиля к ширине не обозначено – то оно составляет 82%.

Пример: 4.25/85H-18; 4.60S-16

“4.25” – это ширина в дюймах, а “85” – это процентное соотношение высоты к ширине покрышки. “H” – индекс скорости, а “18” –посадочный диаметр шины в дюймах. Первоисточник данных mgmoto.ru

Альфа система маркировки

Данный тип маркировки моторезины применяется нечасто и используется, в основном, для туристических шин. Разберем конкретный пример: MT90S-16.

  • М – резина, предназначается для мотоциклов.
  • Т – ширина покрышки (соответствующее значение в миллиметрах можно увидеть в сводной таблице, расположенной ниже).
  • 90 – это высота профиля шины, которая выражается процентном отношении от ее ширины.
  • S – индекс скорости.
  • 16 – диаметр колеса (в дюймах).

Мотошины: характеристики, типы, виды

— Спортивная. Под спортивной ездой в данном случае подразумевается скоростная езда по максимально ровным покрытиям. Соответственно, все подобные шины имеют высокий индекс скорости — не ниже W (270 км/ч). Кроме того, спортивные мотоциклы характеризуются относительно небольшим весом; вследствие этого (а также по некоторым другим соображениям) резина данного направления делается радиальной (см. «Конструкция»). Отметим, что для подобных моделей характерен неглубокий рисунок протектора. Это обеспечивает отличное сцепление на качественном ровном покрытии, но на неровной, мокрой или грязной дороге езда на таких шинах требует осторожности. Особенно это касается трековых спортивных шин вообще без протектора, так называемые слики, которые вынесены в отдельный пункт и предназначены исключительно для езды в сухую погоду по гоночной трассе. Для городских дорог такие шины категорически запрещено использовать, для вашей же безопасности. — Дорожная. Шины, предназначенные, в соответствии с названием, для езды по обычным дорогам с твёрдым (но не обязательно идеально ровным) покрытием. Подобные модели могут выпускаться для самой разнообразной техники — от тяжёлых чопперов и круизёров до миниатюрных скутеров. Однако во всех случаях дорожные шины характеризуются достаточно высоким индексом нагрузки, что позволяет им без проблем переносить довольно большой вес мотоцикла и контакт с не…ровностями на дороге. Большинство дорожных шин имеют диагональную конструкцию, но встречаются и радиальные. Индекс скорости у такой резины ниже, чем у спортивной (хотя есть модели и на 270 км/ч); кроме того, даже самые «прилизанные» модели имеют довольно глубокий рисунок протектора, обеспечивающий эффективный отвод влаги и надёжный контакт с неровной дорогой.

— Кроссовая. Специализированная разновидность мотоциклетной резины, созданная исключительно для езды по бездорожью и предназначенная, в соответствии с названием, для применения в мотокроссах. Самая заметная внешняя особенность таких шин — глубокий рисунок протектора с характерными выступами, улучшающими сцепление с грунтом.

— Эндуро. Изначально эндуро — это разновидность мотогонок, в которых гонщикам приходилось ездить по участкам разного типа — начиная от ровных дорог с твёрдым покрытием и заканчивая полным бездорожьем. Это и определило основные особенности шин данного назначения: они представляют собой нечто среднее между дорожной и кроссовой резиной (см. выше) и пригодны как для трасс, так и для пересечённой местности. Разумеется, по скоростным характеристикам такая резина проигрывает дорожной, а по проходимости — кроссовой; однако в тех случаях, когда универсальность оказывается важнее продвинутых характеристик, шины эндуро просто незаменимы. Отметим, что внешне такие модели могут быть похожи как на кроссовые (с заметными выступами), так и на дорожные (относительно ровные, с небольшим количеством канавок). В первом случае обычно используется специальный состав резины, благодаря которому обеспечивается достаточный уровень сцепления на твёрдом покрытии, во втором — различные конструктивные ухищрения, направленные на повышение проходимости.

— Скремблер. Универсальные шины для асфальтированных покрытий и умеренного бездорожья. Рисунок их протектора достаточно агрессивен для покорения дорог просёлочного типа и в то же время порядком гладкий для продолжительного движения по твёрдому дорожному полотну. Мотоциклы-скремблеры начинали свой путь в качестве дорожных моделей, переделанных производителями или хозяевами для езды по бездорожью. Ближайшие родственники мотошин типа скремблер — покрышки эндуро с более «злым» рисунком протектора.

Низкопрофильная в дюймах

Как и следует из названия, применяется для низкопрофильной резины. Пример: 4.25/85H-18. Первая цифра – ширина покрышки в дюймах, вторая – высота профиля, выражаемая в процентном отношении от ширины, H – индекс скорости, 18 – диаметр обода.

Сводная таблица размеров моторезины в различных системах маркировки

Допустимые значения ширины ободаМетрическаяАльфаСтандартная в дюймахНизкопрофильная в дюймах
1.60, 1.8570MG2.75
1.60, 1.8580MH3.003.60
1.85, 2.1590MJ3.253.60
1.85, 2.1590ML3.504.10
2.15, 2.50100MM3.754.10
2.15, 2.50, 2.75110MN4.004.60
2.15, 2.50, 2.75110MP4.254.25/85
2.15, 2.50, 2.75120MR4.504.25/85
2.15, 2.50, 2.75120MS4.755.10
2.50, 2.75, 3.00130MT5.005.10
2.75, 3.00, 3.50140MU5.50
3.50, 4.00150MV6.00
4.00, 4.501606.25

Ремонт и обслуживание мотошин

Специалисты рекомендуют вообще не ремонтировать шины для мотоцикла, и после прокола сразу их утилизировать. Разрешается залатать камеру, если нет явных трещин или порезов в покрышке. В противоположном случае нужно покупать новую шину, иначе это может быть чревато негативными последствиями, вплоть до серьёзной аварии на дороге.

Если вы уже единожды ремонтировали резину, не рекомендуется ездить на высоких скоростях – в таких случаях запрещено превышать барьер в 100 км/ч.

Срок годности моторезины

Все мотошины имеют специальный 4-хзначный штамп. Указанные цифры означают номер недели и год, когда она была выпущена. Если покрышкам исполнилось 3-4 года, нужно их срочно менять.

Также нужно осматривать рисунок протектора. Если вы заметите даже небольшие трещины, пора покупать новую покрышку. Кроме того, на всех шинах есть «знаки износа», которые представлены в виде маленьких бугорков внутри каналов протектора. Если вы видите эти бугорки без лупы или увеличителя, это является явным признаком того, что шина уже стёрлась. Это также является весомой причиной заменить резину.

Помните, что от качества, надёжности и исправности мотошин зависит ваша жизнь и жизнь пассажиров, которые находятся за вашей спиной. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем вам регулярно проверять состояние покрышек перед поездками.

Покупайте только качественные шины, ездите с удовольствием и безопасно!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]