Революция: KTM EXC и EXC-F 2021 — эндуро нового поколения
Совершенно новый шаг сделан компанией KTM в подходе к созданию мотоциклов для спорта, в частности, для мотокросса и эндуро: в 2017 году все модели KTM EXC и EXC-F получили набор контролирующей электроники, трекшн-контроль и стали значительно безопасней, легче и быстрее.
МОТОГОНКИ.РУ, 22 июля 2021 — В 2011 году завод из Маттигхофена сконцентрировался на захвате дорожного сегмента европейского рынка и преуспел в этом. Последние 5-6 лет каждый год на свет появлялись от двух до пяти радикально новых продуктов в модельном ряду, росли, как грибы после дождя новые здания заводского комплекса на улице Сталелитейной в этом небольшом, но знаменитом на весь мире австрийском городке, собственное здание получил R&D департамент, свой собственный дом получило гоночное подразделение KTM Racing. Наконец, KTM Factory Racing готовится к вступлению в MotoGP в 2021 году в статусе официальной заводской команды с двумя гонщиками, а уже к 2018 планирует заиметь команду-саттелит.
Долго грузится видео? Нажми здесь!
Все эти годы в KTM не забывали и об off-road. Хотя успехи мировых пилотов KTM в MXGP не так заметны последние пару-тройку сезонов, в эндуро и ралли-рейдах, в частности, на ралли-марафоне «Дакар» у мотоциклов, созданных на 5-й производственной «особой» линии Маттигхофена конкурентов не было. С 1990 по 2015 год завод взял в общей сложности 110 мировых титулов, а в этом году довел эту цифру до ровного значения «111».
KTM EXC 250 (2017)
Не эволюция, а революция
Настало время вернуть внимание в область off-road! Первая ласточка переключения в приоритетах — это новая линейка мотоциклов эндуро KTM EXC и EXC-F MY2017, созданных буквально с нуля.
KTM EXC 250 (2017)
В модельном ряду 2021 году у KTM будет шесть новых мотоциклов-внедорожников, как 2-тактных, так и 4-тактных: KTM EXC 250 и 300 (2Т), EXC-F 250, 350, 450 и 500 (4Т).
Плюс, каждая версия мотоцикла будет иметь и заряженный вариант — KTM Six Days Enduro в честь 6-дневной гонки на выносливость ISDE 6 Days Enduro, которая проводится ежегодно с 1913 и неоднократно покорялась пилотам KTM. Каждый год графика модели включает в себя страну, где проводится эта историческая гонка: на мотоцикле 2017 года красуется «SPAIN» (Испания), так что никак не спутать с предыдущими версиями!
KTM EXC 250 Six Days: в 2021 — это Испания, никак не спутать с другими версиями!
Эта версия включает в себя полный набор дополнительного тюнинга Power Parts, особую запоминающуюся расцветку и ориентирована на тех, кто собирается использовать мотоцикл на 100%. Причем, стоимость мотоцикла в итоге получается гораздо ниже, если брать базовую версию и пытаться навесить на нее все это оборудование по отдельности, что должно привлечь больше клиентов.
Хочется сразу отметить, что самые младшие модели с двигателями 125 куб.см. покинули сцену в связи с тем, что, ну, никак нельзя с ними вписаться в новые экологические нормативы EURO4, вступающие в силу с 1 января 2021 на всей территории ЕС. Остается только удивляться, как инженерам из Австрии удалось остаться в рамках этих правил, представляя новинки с 250-кубовыми моторами, особенно, 2Т!
KTM EXC 250 (2017)
Ключевые изменения
Во-первых, добившись значительных успехов в спорте высших достижений, KTM вновь устремляет свои взоры на любительский рынок. В 2015-2016 годах был сделан первый шаг в этом направлении, когда компания стала комплектовать свои кроссовые мотоциклы и эндуро пневматическими вилками, гораздо более удобными в настройке — для большинства любителей, не имеющих команд поддержки. Во-вторых, эргономика и дизайн ориентированы на снижение усилий пилота при длительной эксплуатации в режимах с самой разной нагрузкой. Сиденье приняло более гладкую форму, спереди и сзади стало ниже на 14 мм; облицовки стали уже и компактней, бак проще держать коленями, а крышки двигателя получили особое напыление, препятствующее истиранию от постоянного контакта с жесткими накладками мощных эндурных мотоботов.
Новые подножки No-Dirt: на 6 мм выше, чем на кроссовых KTM SX; грязь не может заклинить механизм
Подножки и педали — все выполнены в концепции No-Dirt, то есть не просто самоочищающиеся, а сделаны таким образом, что грязь не может попасть в кронштейн и заблокировать его подвижность.
Подножки No-Dirt: KTM EXC и EXC-F 2017
Третье по счету, но первое по сути: изменена развесовка, централизация масс мотоцикла стала на порядок лучше, все, буквально все облегчено, а двигатели стали еще мощнее. Мотоциклы серии EXC уже были близкими к идеалу по соотношению мощности к массе и по общей компоновке, но инженерам удалось найти новые лазейки, чтобы переработать буквально каждую деталь. В общем, все создавалось с чистого листа, а не с целью доработки существующих компонентов.
KTM EXC: все еще компактней и легче, даже АКБ — только 1 кг!
Даже аккумуляторная батарея теперь на целый килограмм легче: в моделях KTM EXC и EXC-F используется Li-Ion аккумулятор минимальной массы, но достаточно мощный, чтобы запустить даже самый объемный 500-кубовый двигатель после длительного простоя или на горячую. А вот с кик-стартерами на 4-тактых моделях KTM прощается: в стоке ни одна модель не имеет того элемента, за который аббревиатуру KTM издевательски расшифровывали «kick ten minutes». Но Kickstarter Kit в виде доп.опции можно будет приобрести дополнительно и установить на EXC-F 450 и 500 с сентября этого года.
Ну, а главным, наверное, стало внедрение инженерами KTM полноценной системы электронного контроля тяги и поддержки старта, чего не было никогда прежде. Об этом — чуть ниже.
KTM EXC 250 (2017)
Шасси
Рама KTM EXC и EXC-F создана, как и все остальное, с нуля и значительно отличается от предыдущей версии даже визуально. Двигатель в ней сидит иначе, что поспособствовало улучшению централизации масс, а значит, и облегчило управляемость. Кронштейны крепления двигателей выполнены из алюминиевого сплава, облегчены и способствуют передаче меньшего количества вибраций на раму. Новая конструкция рамы дает на 20% больше жесткости на скручивание, в то же время обеспечивая на 30% больше гибкости всему шасси.
KTM EXC 250 (2017) без пластика и бака — шасси и двигатель
Ключевое изменение — новая вилка WP XPLOR 48 и амортизатор XPLOR PDS. В сумме, оба узла обеспечивают экономию в 950 г, благодаря чему шасси стало легче на 2.5 кг.
Новые перья вилки WP XPLOR 48
Особенность XPLOR 48 в гораздо более простой настройке (без инструментов) сжатия, отбоя и преднатяга. Отбой (красный селектор) регулируется в правом пере, преднатяг (белый селектор) в левом. Перья вилки, как и амортизатор имеют прогрессивную характеристику с функцией «гидростоп», которая препятствует жесткому удару при полном складывании амортизатора. Задний амортизатор построен по безрычажной схеме, хотя и обеспечивает прогрессию — за счет внутренней конструкции.
Конструкция безрычажного прогрессивного амортизатора WP XPLOR PDS
Отказавшись от системы рычагов, который сохранились на кроссовых KTM SX-серии, на заводе решили одну из главных проблем — вопрос клиренса, который остро встает, как только мотоциклист пытается перебраться через какое-либо препятствие, например, бревно. Стоит посадить мотоцикл на брюхо, первой мыслью раньше было, как сберечь рычаги подвески — они же алюминиевые. Теперь на этом месте пустота — карабкайтесь на здоровье!
Двигатели
Мощность самых популярных 4-тактных двигателей KTM EXC-F растет на глазах с каждым годом, при этом, их масса так же стремительно уменьшается. Если провести аналогии, то в момент рождения новой концепции, например, EXC-F 500 в 2000 году, этот мотор весил 35 кг и выдавал всего 50 л.с., а модель 2021 года весит только 30 кг и теперь выдает невероятные 65 л.с. KTM EXC-F 250 в пике стал мощнее прошлогодней версии на 2 л.с. и достиг 40 л.с. и 28 Нм крутящего момента; EXC-F 350 выдает 48 л.с./39.5 Нм.
В KTM отмечают, что хотя двигатели EXC и SX созданы по одной концепции, фактически, они совершенно несовместимы, так как большинство деталей ЦПГ и приводов отличаются.
4-актные двигатели KTM EXC-F 250 и 350 поколения 2021 года
KTM EXC-F 250 и 350 де-факто является одним и тем же двигателем, но с разными цилиндрами, поршнями и передаточными отношениями. 4-тактные моторы получили новые инжекторы с 42 мм дросселями и новые блоки управления двигателем с более мощным процессором, который учитывает не только состав смеси, но и обороты, а также положение дроссельной заслонки. Спроектированы с нуля коленвал, более короткий шатун, картер, крышки двигателя, принципиально иной старте и КПП.
2-тактные двигатели KTM EXC 250 и 300 поколения 2021 года
KTM EXC 250 и 300 получили новые карбюраторы MIKUNI вместо KEIHIN, которая свернула программу разработки и переключилась на системы впрыска. Старая модель KEIHIN уже не удовлетворяла австрийский завод и не могла обеспечить четкость работы для соответствия EURO4. MIKUNI создала для KTM карбюратор, который идеально вписался в набор 2021 года. Двигатель целиком спроектирован заново: здесь так же новые ГБЦ, цилиндр, мощностной клапан, коленвал, стартер, крышки и КПП, а еше новый балансирный вал, который снижает вибрации на руле и подножка почти вдвое по сравнению с моделями предыдущих лет. В отличие от 4Т моделей, 2Т мотоциклы сохранили в конструкции кик.
Крутые инновации
То, чего не может быть на off-road мотоцикле — система контроля тяги или трекшн-контроль — теперь существует в природе, благодаря KTM, и работает на отличненько!
Когда KTM представила модельный ряд кроссовых мотоциклов серии SX в 2021 году, одной из важных фишек их была возможность выбора карт зажигания, а также электронный Launch Control — система, помогающая пилоту взял ровный старт с места. По сути, Launch Control ограничивает чрезмерны потом крутящего момента и мощности, который поступает на заднее колесо, дозируя его линейно, чтобы переднее колесо не вздымалось в воздух при полностью открытой ручке газа. При разработке линейки EXC 2021 года инженеры KTM пошли дальше: взяв за основу алгоритмы, заложенные в Launch Control, придумали, как можно сделать рабочую версию настоящего трекшн-контроля, но не прибегая к установке дополнительных датчиков скорости вращения на колеса, что к тому же запрещено регламентами международных соревнований по эндуро.
На эндуро KTM EXC переключатель режимов и трекшн-контроля можно поставить, как слева, так и справа
Трекшн-контроль KTM работает по принципу анализа линейности скорости вращения коленвала (оборотов). В алгоритм заложены многие вариации изменения динамики, включая прыжки и преодоление различных объектов. Когда происходит явно незапланированный рост оборотов, ECU мягко меняет угол опережения зажигания, чем плавно, но достаточно быстро ограничивает подачу мощности на колесо. На тестах, организованных KTM для прессы в начале июля, число падений, связанных с пробуксовкой заднего колеса и потерей контакта с трассой значительно сократилось — свелось к нулю, если сравнивать с попытками ездить с выключенным TC (да, он полностью отключаемый, как на всех KTM). Это большой шаг навстречу пилотам-любителям и подспорье для начинающих! Прорайдеры могут не активировать TC или отключить его. Вообще, в базовой заводской конфигурации эта опция включена перманентно. Чтобы отключить трекшн, а также получить возможность выбора между двумя режимами пилотирования («стандарт» и «агрессивный»), нужно установить переключатель режимов. В версии Six Days эта важная опция уже присутствует в пакете, так что мотоцикл можно считать укомплектованным на 100500%.
Новая форма радиатора и вентилятор на KTM EXC 250/350/450/500
Фишки
Запросы от клиентов и отзывы тест-пилотов специализированных изданий не проходят мимо R&D департамента KTM. В модели 2017 года учтены многие пожелания. Во-первых, KTM провела отзывную кампанию, полностью заменив спицы и колеса в прошлогодних моделях, которые лопались при жестких приземлениях. В новой модели используются другие спицы, которые выдерживают большие нагрузки без утяжеления.
Снять-поставить морду на KTM EXC 250? Хомутик с клипсой: раз и готово!
Во-вторых, на свои эндуро завод теперь ставит быстросъемные «маски» фары: Алексей Кочалаевский, ведущий специалист KTM Россия продемонстрировал, как можно снять и установить назад всю «морду» на счет 1-2-3. Так же, KTM выпустила дополнительный аксессуар для тех, кто участвует в ночных гонках эндуро — «морду» с мощнейшей светодиодной фарой, которая обеспечивает втрое больше света при том же потреблении. Однако, этот аксессуар имеет сертификацию «off-road only», то есть, в Европе на дороги общего пользования не допущен из-за слишком сильного света.
Теперь троссик спидометра надежно зафиксирован и располагается рядом с тормозной магистралью: не зацепиться, не перетереть
Наконец, очень приятная инновация: трос спидометра, неотъемлемого элемента мотоцикла эндуро, способного выезжать на дороги, безопасно зафиксирован в одной шине с тормозной магистралью.
Тросс спидометра и тормозная магистраль соединены воедино и закреплены вдоль левого пера: надежно и без шансов на зацеп со стороны
Гибкие тубы закреплены на левом пере, что гарантирует отсутствие намека на перелом или истирание о подвижные части, а также зацепа за сторонние предметы.
Замена воздушного фильтра на KTM EXC 250 — за считанные секунды и без инструмента. Но зато с защитой от дурака!
Грипсы на KTM EXC сменные, легко снимаются и устанавливаются, как и защита рычагов. Смена воздушного фильтра, с чем в прошлом году были кое-какие вопросы, теперь производится в считанные секунды. Причем, установить фильтр неправильно просто нельзя: он не встанет на место, а крышка не захлопнется.
KTM EXC 250 (2017)
Итого
Весь модельный ряд эндуро KTM 2021 года — новые мотоциклы, разработанные с чистого листа и с учетом самых современных тенденций на рынке. EURO4 требует от заводов снижения выбросов и экономичности, а те, напротив, делают все более мощные и мощные моторы — все идет по пути радикального повышения эффективности. Японские компании, в частности, Honda пошли этим путем лет пять назад, но в плане рынка внедорожных мотоциклов сегодня значительно проигрывают KTM именно в эффективности и концентрации технологий. Так что если вы ищете новый эндуро модели 2021 года, представительство KTM в России уже готово вам его продать! Мотоциклы в наличии, на складах компании. Их уже покупают, особенно, из регионов.
Двигатели облегчены, как и шасси, что позволило снизить общую массу мотоциклов от 2.1 до 5 кг за одну ревизию!!!
Подробные технические характеристики можно найти на официальном сайте KTM Россия
МОЙ МОТОЦИКЛ
В 2021 модельном году линейка моделей KTM EXC пережила, пожалуй, наибольшие изменения, считая с 2012 года. Мотоциклы стали легче, сильнее и быстрее, а двухтактные модели и вовсе революционные по своей сути. Список отличий настолько велик, а сами они настолько всесторонние, что несколькими сухими строчками из пресс-релиза, как бывало раньше, в данном случае не обойтись. Одна цифра: лишь менее 10% деталей от предшественников достались в наследство новым моделям.
Если просто сесть с закрытыми глазами на один из новых EXC, то отличия от предыдущих моделей малозаметны. А вот на ходу это совершенно разные звери. Все они, и 2Т и 4Т, безусловно, стали более легкими и подвижными. Абсолютно новые рамы и компоненты подвески делают езду более ровной, прощающей ошибки и универсальной. В сочетании с их более мощными и широкими по рабочему диапазону двигателями, на EXC 2021 гораздо проще и приятнее отрываться на бездорожье. Даже на таком скользком и каменистом покрытии, которое ждало участников премьерного показа в Испании.
KTM EXC 4T
В 2021 модельном году упорядочиваются наименования четырехтактных моделей, теперь все они несут в названии букву F, явно указывающую на четырехтакность (Four-stroke). Но это не означает, что модели 450 и 500 см3 с системой газораспределения SOHC получили двухвальную конфигурацию DOHC, как у двигателей 250 и 350 см3. Как мы уже видели в кроссовой линейке 2021 года (а EXC 2017 базируется в значительной степени именно на их основе), конструкция новых мотоциклов находится под влиянием одержимости экономией веса и централизацией массы. В дополнение к тому, что на новинках удалось сбросить от 3 до 5 кг веса, произошло радикальное смещение центра тяжести вращающихся масс (коленвала и сцепления), что оказало заметное влияние на характер управляемости. В сочетании с новой рамой, ставшей более гибкой в продольном направлении и жесткой на скручивание, абсолютно новыми вилкой WP Xplor и амортизатором, ездовые свойства KTM EXC 2021 перешли на совершенно другой уровень.
250/350EXC-F: Когда год назад появились новые кроссовые KTM SX 2021 с повышенной мощностью, крутящим моментом и приемистостью на низких оборотах, стало очевидно, что их двигатели станут неплохой основой для постройки моделей эндуро. Именно это сейчас и произошло. После ряда специфичных и необходимых для эндуро доработок, произведенных в частности с двигателем 350SX-F, в исполнении EXC-F он стал еще тяговитей на низах и получил укороченные передачи. Это, к примеру, позволяет очень плавно проходить медленные повороты и узкие колеи на третьей передаче с минимальной работой сцеплением. 250-ка в тех же условиях требует уже чуть более высоких оборотов. 350EXC-F может, как и раньше, носиться со звуком сирены и в тоже время получил такую ширину и универсальность рабочего диапазона, которая позволяет и рулить им с помощью заднего колеса и пробираться по колее на минимальных оборотах с редкими переключениями. 250EXC-F производит схожее впечатление по крутящему моменту и приемистости, что всегда радует, когда речь идет о небольшой кубатуре двигателя. Нет никаких сомнений, что теперь этот мотоцикл стал еще лучше для не слишком опытных гонщиков или тех, кто большую часть времени ездит по тяжелому бездорожью. Прогресс не так впечатляет, как в случае с 350-кубовым собратом, но в любом случае, вкупе с облегчением на 3 кг, улучшенным шасси и подвеской, вы получаете суперотзывчивый и послушный снаряд, едущий лучше, чем можно было бы предположить изначально.
450/500EXC-F: Также как и в случае с 450SX-F 2016, потеря “лишних” 5 кг сделала 450EXC-F 2021 ощутимо более маневренным. И это еще не принимая во внимание всеобщий курс компании на сжатие центра тяжести всей линейки внедорожных мотоциклов. Обе “старшие” модели 2021 года отличаются расширенным рабочим диапазоном тяги и более податливым характером выдачи мощности двигателей. Вместо того, чтобы просто установить мотор от 450SX-F с растянутым передаточным отношением и увеличенным весом маховика, KTM оснастил эти моторы совершенно другим набором вращающихся частей — от коленвала до распредвала и всего, что между ними. Включая отличия в выпускной системе, корпусе дроссельной заслонке, топливной карте, статоре, КПП и так далее. Другими словами, двигатели EXC-F разрабатывались и создавались специально для условий эксплуатации на оффроаде, а не элементарной конверсией силовой установки 450SX-F. С точки зрения управляемости, новый 450EXC-F такой же маневренный, как 350-ка, и при этом обладает более комфортной мощностной характеристикой, нежели 450 и 500 EXC предыдущего поколения. Мощность на коленвалу составляет 56 и 62 л.с. (для 450 и 500 см3 моделей соответственно). На 500EXC-F передаточное число повыше (13/50) и склоняет к тому, чтобы ехать на чуть более низких оборотах. Абсолютный контроль над тягой двигателя можно получить, активировав трэкшн-контроль, сглаживающий все ошибки при обращении с дроссельной заслонкой и особенно выручающий на скользком покрытии или, например, если пилот начал уставать и стоит задача просто добраться до финиша или дома.
KTM EXC 2T
Если попытаться выразить ощущение от новых EXC сухими цифрами, то на ходу модели 4Т отличаются от своих собратьев 2021 года процентов на 20, а 2Т — на все 50. Двухтактники казалось бы выглядят и звучат так же как и всегда, но с балансирным валом, впервые сейчас появившимся в их двигателях, они дают совершенно новые ощущения, свободные от вибраций и переворачивают ваши представления о 2Т. На всех премьерах прошлых лет, двухтактные эндуро, в силу своего резкого и даже злого характера, никогда не были так востребованы у журналистов, как 250EXC и 300EXC в этом году. Именно благодаря достигнутому удивительному сочетанию мощности, контролируемости и низкому уровню вибраций. Все это позволяет более полно сосредоточиться на управлении и вождении, не отвлекаясь на постоянно напоминающий о своей двухтактности мотоцикл. Покладистости добавляет и переработанный механизм мощностного клапана, делающий характеристики двигателя супергладкими и более сговорчивыми, чем раньше.
Еще в 2012 году, когда KTM впервые представил концепцию использования рамы, как дополнительного амортизирующего элемента, было ясно, что именно двухтактники получат наибольшие преимущества от союзничества рамы и подвески. В 2021 году, когда сделан очередной значительный шаг в этом направлении, 2Т по-прежнему получат от этого более ощутимую выгоду. По заявлениям разработчиков, более высокий уровень вибрации у предыдущих поколений двухтактных эндуро оказывал колебательный эффект на пружины подвески и приводил к раннему износу деталей подвески и усложнял ее точную настройку. Резкое снижение вибраций в моделях 2017 года устранило все эти трудности и сама подвеска стала более отзывчивой к тем или иным настройкам.
Подвеска WP XPlor
До презентации ходили слухи, что новые EXC будут оснащаться уже всем известными вилками 4CS либо AER, однако KTM преподнес сюрприз и установил на эндуро 2021 года совершенно новую вилку WP XPlor и новый амортизатор. Нет никаких сомнений, что это будет весьма положительным изменением. Совместно с более гибкими характеристиками новой рамы и маятника, эта подвеска обеспечивает свой весомый вклад в выдающуюся управляемость. И перед и зад очень точно и мягко обрабатывают небольшие неровности, но теперь они способны принимать на себя гораздо более сильные удары без пробоя до упора. Это делает новые EXC универсальнее на самых различных рельефах местности и удобнее для гонщиков различного веса и навыков.
Еще одно преимущество новой подвески — она заметно легче. Вилка облегчена на 200 грамм, а на заднем амортизаторе удалось сбросить около 600 грамм. Настройка вилки реализована аналогично предшествующей модели 4CS — легкодоступной регулировкой на верхней части перьев. Для еще большего удобства можно из каталога тюнинга KTM Powerparts дополнительно установить гениальный в своей простоте регулятор предварительного натяжения вилки, не требующий инструмента (поставляется стандартно на моделях Six-Days). С ним нужно просто вывесить переднее колесо и затем выбрать необходимое значение в 0, 3 или 6 мм. Это первое в своем роде безинструментальное регулировочное решение предварительного натяжения для передних вилок и ноу-хау от WP.
Трэкшн-контроль
Как и ожидалось, EXC 2021 года оснащаются системой контроля тяги, который первыми получили кроссовые модели KTM и Husqvarna 2017 года, представленные ранее. Очевидно, что именно эндуро окажутся в большем выигрыше от этой технологии, нежели кроссовые мотоциклы. Вместо использования датчика на заднем колесе (который запрещен спортивным регламентом), система трэкшн-контроля KTM анализирует сигналы от дроссельной заслонки и обороты двигателя, и в случае внезапного увеличения оборотов, снижает мощность, чтобы максимизировать сцепление колес. Данная система работает гораздо более точно и мягко, чем на больших туристических эндуро, и только тогда, когда это абсолютно необходимо. На скользком покрытии с таким трэкшн-контролем гораздо проще удерживать заднее колесо на прямой, и при этом оно остается отзывчивым на поворот ручки газа. А в обычных условиях, трэкшн никак не мешает использовать весь потенциал мотора, будь то 250EXC-F или 500EXC-F. Единственный недостаток системы — необходимость ее опциональной активации, так как трекшн-контроль не входит в стандартное оснащение мотоциклов 2017 года. Также понадобится приобрести дополнительный переключатель карт/селектор режимов из каталога KTM Powerparts. В моделях Six-Days такой переключатель уже устанавливается прямо с завода. Трекшн работает с обоими топливными картами, поэтому в итоге вы фактически получаете четыре режима управления двигателем. Сам переключатель карт гораздо удобнее такового на предыдущих моделях и позволяет легко оперировать им прямо на ходу. Выбранные режимы отображаются разными цветами (белый и зеленый цвет для карт 1 и 2, оранжевый — для трекшн-контроля) и их невозможно перепутать. Выбранные настройки сохраняются при следующем запуске двигателя.
источник ktm-moto.ru