КТМ-250 EXC: тест-драйв
Проведенные испытания рассматриваемого «эндуро» позволили выявить его сильные и слабые стороны. Для начала нужно отметить, что необходимо регулярно контролировать уровень масла в бензине, иначе придется перебирать половину мотора. Среди прочих особенностей отмечены следующие моменты:
- Особое внимание требуется уделить исправности клавиши глушения мотора и троса газа. Последний элемент имеет одинарное строение, что чревато его закусыванием в максимальной позиции. В таком случае выйти из положения позволит только исправная кнопка. Настройка силового агрегата в части жиклеров и игл имеется в мануале.
- Одним из слабых мест двигателя является труба резонатора. Она служит для обеспечения характера тяги. В случае деформации ее об элементы дороги, наблюдается исчезновение тяги на низких оборотах.
- Тормоза у мотоциклов КТМ-250 выше всяких похвал. Они обеспечивают надежную остановку машины. Из неприятных моментов может случиться захват воздуха в систему при переворачивании байка, однако, это происходит крайне редко.
- Диски и корзина при адекватном управлении практичны и выносливы, несмотря на то, что приходится часто травить сцеплением.
Повторение пройденного материала
По сравнению с предыдущим годом, мотоцикл… практически не изменился — кроме нескольких небольших и по большей части косметических улучшений, которые, конечно, не умаляют его несомненных достоинств. Новый 250 EXC-F, как, впрочем, и остальные члены эндуро-семьи KTM, обзавелся рамой ярко-оранжевого цвета, которая в прошлом была визитной карточкой специально подготовленной гоночной модификации Six Days.
Сама рама, кроме своего нарядного внешнего вида, не получила никаких изменений: это всё тот же жесткий и легкий скелет из хромомолибденовой стали с тонкостенными нижними трубами, использование которых позволило снизить массу конструкции на 300 г. Маятник из алюминиевого сплава отличается минимальным весом и оптимальной жесткостью. Передняя полностью регулируемая вилка WP с перьями диаметром 48 мм и ходом колеса 300 мм была разработана специально для спортивных эндуро и отличается от кроссовых аналогов иными настройками.
Задний моноамортизатор с ходом 330 мм также был произведен компанией WP. Мотоцикл оснащен 249,9-кубовым 1-цилиндровым 4-тактным бензиновым двигателем с системой жидкостного охлаждения. В 2013 году австрийские инженеры кардинальным образом переделали головку блока, увеличив площадь впускных клапанов и установив новые распредвалы, а в ЦПГ появился новый кованый поршень.
Что позволило увеличить мощность и крутящий момент силовой установки. Система питания —впрыск топлива Keihin с электронным управлением. Сцепление DDS с центральной демпферной пружиной и новой корзиной позволили существенно уменьшить размер этого узла и кардинально увеличить его надежность.
Несмотря на скромный рабочий объем цилиндра, двигатель 250 EXC-F легко сможет конкурировать с любыми коллегами по цеху! Кикстартер можно приобрести лишь как дополнительное оборудование.
Также отмечу, что в силу использования гидравлического привода Brembo усилие на рычаге сцепления минимально. Радует, что сотрудники инженерного отдела KTM поколдовали с ранее весьма ненадежным электростартером и довели количество его отказов до минимума. Двигатель оснащен 6-ступенчатой КПП, у которой в 2015 году были изменены передаточные отношения для увеличения максимальной скорости мотоцикла.
KTM 250 EXC-F комплектуется эталонными тормозными механизмами Brembo, которые были обновлены в 2014 году и стали эффективнее своих предшественников. С 2015 года на мотоцикл устанавливают руль Neken и алюминиевые колесные диски Exсel черного цвета. Также появились новые спидометр MAE, задняя ведомая звезда, более эргономичная, обтекаемая защита рук, резиновые рукоятки руля и новая графика на защитном пластике.
Тормоза Brembo входят в стандартное оснащение внедорожных мотоциклов KTM. Алюминиевый маятник призван уменьшить неподрессоренные массы задней подвески.
KTM 250 SX На трассе
Все тестеры отметили, что KTM 250 SX чрезвычайно агрессивен и представляет собой разительный контраст с YZ250, который в начале диапазона оборотов держит стабильный, но спокойный темп. Стоит отметить, что 250 SX версий 2021 — 2021 года чуть поспокойнее, чем в 17-18 годах, но это в основном следствие ряда изменений конструкции аирбокса, приведших к некоторому снижению его проходимости.
Переходя на двухтактник с четырёхтактника, на первом круге вы ощутите, что KTM 250 SX 2021 — крайне весёлый аппарат. Гоняться на двухтактнике — это особое искусство высокоскоростной медитации, во время которой нужно одновременно быть резким и спокойным. Первое время KTM 250 SX будет пытаться задрать переднее колесо от каждого чиха, срывать заднее от одной мысли на ровных поворотах и елозить намного больше, чем любой четырёхтактник.
Не волнуйтесь. Спустя несколько кругов, или дней, или месяцев, вы найдёте свою правильную посадку, узнаете побольше о контроле газа и поймёте, что его непоседливость и резкость как раз и позволяет 250-кубовому двухтактнику быть совершенно универсальным внедорожным мотоциклом, способным заехать буквально куда угодно, а потом ещё и выбраться оттуда, будь то прыжок или подъём. Дышите равномерно, расслабьтесь и позвольте 250 SX делать свою работу. Он наградит вас ощущениями, которые невозможно получить от большого, тяжёлого, медленно крутящегося и плотно держащегося за грунт четырёхтактника.
Тяга
Необязательно привыкать к стоковому варианту тяги KTM 250 SX. Её характер можно изменить под свои потребности парой простых доработок. Вот целых пять:
- Отверстия. Для тех, кому надо всё и сразу, кому нужен резкий отклик и мощные импульсы с низов, придётся улучшить продувку двигателя. Как? Насверлив отверстий в крышке аирбокса. Не пугайтесь, ничего страшного в этой процедуре нет. И чем больше отверстий будет просверлено, тем легче будет дышаться двигателю, главное не сверлить отверстий рядом с фильтром, чтобы не допускать в двигатель воздух в обход него. Дополнительный воздух значительно взбодрит двигатель — возможно, даже сильнее, чем вам бы хотелось. И да, вероятно, придётся забогатить смесь иглой и подкрутить винт воздуха.
- Передаточное число. Возможно, вам покажется, что полка крутящего момента KTM 250 SX слишком узка, особенно на фоне YZ250. Поменяйте заднюю звезду! Всего на один зуб меньше — и тяга станет более плавной, передачи будут более различаться, а диапазон тяговитых оборотов расширится, что позволит переключаться пореже.
- Мощностный клапан. Есть на правой стороне двигателя KTM бронзовый винт, прямо под помпой. Этот винт позволяет отрегулировать преднатяг пружины мощностного клапана. Поворот против часовой стрелки заставляет двигатель KTM 250 SX жить быстрее — вплоть до дёрганной и непредсказуемой тяги, если выкрутить слишком далеко. Поворачивая регулятор по часовой стрелки, вы делаете двигатель мягче и плавнее. Наш идеальный вариант — это выкрутить винт до конца и повернуть на 1 оборот по часовой. Это чуть замедляет раскрутку двигателя, расширяет полку момента и сглаживает дёрганную тягу на средних.
- Внешние пружины мощностного клапана. Бронзовый винт регулирует преднатяг главной пружины, влияющий на момент начала открывания мощностного клапана, но это не всё. В конструкции клапана есть пружина, жёсткость которой влияет на скорость его открытия и на то, на каких оборотах он будет открыт полностью — и эта пружина также сменная. KTM предлагают три варианта таких пружин, зелёную, жёлтую и красную. Замена этой пружины делает открытие клапана быстрее (красная пружина) или медленнее (зелёная пружина). Жёлтая пружина установлена в стоке.
- Карты зажигания. KTM 250 SX 2021 поставляется с двумя встроенными картами зажигания. Но на этой модели, в отличие от близнеца под брендом Husqvarna, переключатель карт в стоке не установлен, и не совсем очевидно, как между ними переключаться. На KTM 250 SX делается это следующим образом: в стоке работает более агрессивная карта, а переключиться на более мягкую можно путём расстыковки разъёма, находящегося под баком слева. Это единственный белый пластиковый разъём, и его легко отличить. Мягкая карта делает двигатель более плавным, а его тягу более управляемой. Это особенно полезно на каменистых и скользких поверхностях. И да, результат стоит затраченных усилий на возню с проводом, хотя для подготовленного райдера вполне подходит и стоковая агрессивная карта.
Вилка и ее настройка
Преимущество воздушной вилки KTM 250 SX 2021 — в том, что её работа регулируется в широчайших пределах под разные условия на трассе, разный вес райдера и его навыки. Как правило, даже при грубой настройке вилка ведёт себя неплохо, кроме ситуаций, когда её пробивает. Но для оптимальной работы подвески необходимо подобрать правильное давление, и вот как это делается.
Наденьте обычную пластиковую стяжку на правое перо вилки и закачайте стоковые 148 psi (10,2 бар). Прокатитесь пару кругов на вашей полной скорости. Затем посмотрите на положение стяжки на пере. Если она не сползла к концу хода (т.е. до пробоя было далеко) — стравите 2 psi, передвиньте стяжку обратно и ещё прокатитесь. Продолжайте до тех пор, пока стяжка не окажется на расстоянии 1,5-2 см от конца хода (от пробоя) — это будет значить, что вы узнали лично ваше давление в вилке. Зачем оставлять дополнительные 2 см хода? Да потому, что в какой-то момент вы прыгнете чуть выше, или наоборот слишком близко, или неожиданно откроете в себе талант, о котором не знали, и он потребует запаса прочности от вилки. Вот этот запас прочности и заключается в тех 2 см хода.
Минусы KTM 250 SX 2020
- Аирбокс. Он отнимает мощность. Да, это легко исправить, но стоковый байк всегда лучше, чем доработанный при помощи дрели.
- Рама. Быстрые райдеры оценят жёсткую раму версии 2019-20 года, потому что она более отзывчива на действия райдера. Медленные райдеры её не оценят, потому что она слишком хорошо передаёт неровности трассы.
- Двигатель. Несомненно мощный, но в базовом варианте он лучше всего работает на средних оборотах, и почти никакой на верхах. Был бы он плавнее и тянул дольше — было бы лучше.
Плюсы KTM 250 SX 2020
- Тормоза. Отличные, информативные, мощные и приятные в работе.
- Сцепление. Гидравлическое, саморегулирующееся с тарельчатой пружиной и резиновыми демпферами, сглаживающими недостаточно твёрдую руку на рычаге.
- Фильтр. Точнее, удобство его замены: в мире, где фильтры прячут в самых мрачных местах, KTM-овское его расположение — просто луч света.
- Счётчик моточасов. Уже само его наличие в стоке — это замечательно, но второй плюс — это то, что он находится на верхней траверсе, поэтому его хорошо видно.
- Вилка. 48-я вилка WP отлично работает и очень гибко настраивается. Да, она требует некоторого понимания принципа настройки и подбора оптимального давления, но ничего похожего на кошмарные процедуры настройки KYB PSF или Showa SFF-TAC.
- Регулятор мощностного клапана. Это очень круто, что он регулируется, правда, есть и минус: для этого нужна отвёртка с квадратом Робертсона. К счастью, сам регулятор легко заменить на Kreft Powerdial — он крутится просто рукой. Поэтому в перечне недостатков этого пункта нет.
- Управляемость. Вы мало что знаете о кроссе, если не ездили на 96-килограммовом двухтактнике с мгновенным откликом на газ и возможностью легко менять траекторию в повороте. А уж когда разберётесь с регулировкой подвесок — давления и сэга — вообще прозреете.