Эта статья требует дополнительных ссылок для проверки . Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. |
Дизельное преобразование существующего мотоцикла Мотоцикл и гонщик USMC M1030M1 в ожидании полета на вертолете в Кувейт.
Дизельное топливо мотоцикл
является мотоцикл с дизельным двигателем . Из-за традиционно плохого отношения мощности к массе большинство дизельных двигателей обычно не подходят для использования на мотоциклах, которым обычно нужен небольшой вес, компактный размер, высокие обороты и быстрое ускорение. В 1980-х годах силы НАТО в Европе стандартизировали все свои автомобили для работы на дизельном топливе. Некоторые силы имели парк мотоциклов, и на них проводились испытания дизельных двигателей. Одноцилиндровые двигатели с воздушным охлаждением, построенные итальянским Ломбардини , использовались и имели некоторый успех. [
необходима цитата
] Это привело к тому, что некоторые страны переоборудовали свои велосипеды дизельными двигателями.[
необходима цитата
]
В 2005 году Корпус морской пехоты США принял на вооружение внедорожный мотоцикл M1030M1 на базе Kawasaki KLR650 и модифицировал его двигателем, рассчитанным на работу на дизельном топливе или реактивном топливе JP8 . Поскольку другие американские тактические транспортные средства, такие как внедорожник HMMWV и танк M1 Abrams, также используют JP8, использование мотоцикла-разведчика, работающего на том же топливе, упростило бы логистику.
Дальнейшая разработка Крэнфилдским университетом и калифорнийской компанией Hayes Diversified Technologies привела к производству мотоцикла на базе Kawasaki KLR650 для использования в военных целях. Двигатель этого мотоцикла — одноцилиндровый четырехтактный с жидкостным охлаждением, рабочий объем 584 куб.
В Индии мотоциклы, построенные Royal Enfield, можно было купить с одноцилиндровыми дизельными двигателями объемом 325 куб. См, потому что в то время дизельное топливо было намного дешевле, чем бензин (бензин), и было более надежного качества. Эти двигатели были шумными, неочищенными и не очень популярными из-за более низкой производительности и большего веса. Двигатели изначально были разработаны для использования в коммерческих приложениях, таких как электрические генераторы и водяные насосы.
История
Первый мотоцикл появился достаточно давно. Гении в механике сумели проделать огромный объем работы. В результате простой велосипед без подвески, укомплектованный обычным моторчиком, стал для многих чудом. Инженеры в ходе решения сложнейших задач смогли поднять уровень энерговооруженности этих двухколесных машин до практически нереальных высот. Они смогли вставить в каждый килограмм веса двухколесной машины по лошадиной силе. Потом, много позже, мотоциклы обзавелись системами подвески с умной работой, тормозами с ABS, а также различной интересной электроникой, которая управляла дроссельной заслонкой и впускным трактом.
Вся эта работа делалась для того, чтобы сегодня можно было похвастаться перед друзьями, коллегами по работе, близкими и родными. Вы спросите о том, причем тут дизельный мотоцикл. Хоть это и не приобрело массовости, но это крепость, которую еще не удалось взять. Попробуем разобрать эту тему.
Что интересного в дизеле?
Можно начать с определений и названий. Дизельный двигатель — это механическое устройство на основе классического поршневого ДВС, которое работает на дизельном топливе. Главное отличие такого агрегата от привычного, бензинового — это способ приготовления воздушно-топливной смеси, подачи смеси в цилиндр и его зажигания.
В традиционном, бензиновом ДВС топливо соединяется с воздухом еще до того, как оно попадет в цилиндр, и поджигается свечой зажигания. Дизельный мотор работает по другому принципу. Здесь сначала подается воздух, затем воздух сжимается под давлением. После происходит нагрев воздуха до температур, при которых топливо может воспламениться самостоятельно. Дизель впрыскивается в цилиндры через форсунки под серьезным давлением. Однако это еще не все отличия. Основной плюс – это повышенный КПД таких моторов.
Royal Enfield
Royal Enfield был первым и долгое время единственным производителем, которому удалось запустить в серийное производство дизельные мотоциклы для гражданского использования.
Без преувеличения, английский мотопроизводитель стал легендой уже к 70-м годам прошлого века (что, впрочем, не помешало фирме стать банкротом в 1971 году). Однако хоть в Старом свете компания пропала с радаров, в Индии ее подразделение продолжило работу, и по состоянию на 2021 год ставший полностью индийским производитель открыл третий завод, что позволило увеличить производство до 825 000 ед. в год.
«За последние шесть лет продажи Royal Enfield выросли на 55 процентов и продолжают расти», — говорилось в новостном материале издания bikepost.ru .
фото: financialexpress.com
По сути, модель Taurus (именно такое название получила дизельная версия) представляла собой модель Royal Enfield Bullet с замененным бензиновым двигателем. Это были модели с объемом мотора в 325 куб. см, и производились движки на * (Greaves Lombardini), соответственно, в Италии.
*Не путать с Ламборгини
Удивительно, но прежде чем окончательно переехать в бывшую английскую колонию, мотоциклы с дизельными моторами производились для Европы в течение двадцати лет, с 1980-х по начало 2000-х, пока ужесточившиеся законы по выбросам не вытеснили продукцию компании.
Мотоциклы определенно были не для гонщиков. Только вдумайтесь: мотор, собранный Ломбардини, выдавал «сумасшедшие» 6.5 лошадей и 15 Нм крутящего момента! Не зря машины пришлись по душе фермерам и жителям индийских деревень. Неприхотливые, экономичные и надежные — это клад для тех, кто не «понтоваться» выезжает на дорогу.
фото: Wikimedia Commons
«Соляра» и мотоцикл
Экономичность таких моторов стала невыгодной. Мощность с единицы объема оказалась ниже в 1,5 раза в отличие от бензиновых агрегатов. А при малых объемах и вовсе была равна практически нулю. К тому же дизель не приветствует большие обороты.
Ведь так смесь не полностью догорает в цилиндре. Инженеры думали как-нибудь разработать и поставить дизельный двигатель на мотоцикл, но был необходим большой объем, возникали трудности при попытках завести огромную машину. Однако это не остановило энтузиастов. Благодаря таким людям нереальные идеи становятся реальностью.
Спортбайки и дорожные мотоциклы
Логично, что в раме спортбайков дизельный двигатель также не сможет раскрыть необходимый потенциал, поэтому в мире не было ни одного зафиксированного случая установки мотора, работающего на солярке, в спортивный мотоцикл. Хотя… как ни одного. Условно говоря, была одна модель, которая попыталась, звали ее Star Twin Thunder Star 1 200 TDI:
фото: en.wikipedia.org
Похожий на земляную осу мотоцикл получил трехцилиндровый дизельный мотор объемом 1,2 литра из-под капота Volkswagen Lupo, мощностью в 91 лошадиную силу. Для спортбайка как-то маловато.
Поэтому со спортбайками тоже не прошло. Получается, остается только одно направление мототехники, где дизельные моторы могут показать себя во всей красе, — это дорожные мотоциклы. И здесь действительно начинается самое интересное.
Дизельный мотоцикл «Днепр»
Сегодня подобные транспортные средства – это не что иное, как экзотика. Их немного выпускают по всему миру, однако в промышленном масштабе выпуска нет. Но благодаря умельцам и энтузиастам все же кое-где появляются интересные машины, собранные полностью вручную.
Например, у многих при виде агрегата, изображенного ниже, возникает вопрос о том, что случилось с этим мотоциклом, что это за куча железа. Что за чудо? А на самом деле это никакое не чудо, а дизельный мотоцикл «Днепр».
Конструктор и любитель мототехники из небольшого украинского городка в Черниговской области сумел установить на «Днепр» чешский одноцилиндровый дизель. Двигатель был двухтактным, с системой непосредственного впрыска. Эти моторы известны тем, что их часто использовали в разнообразных генераторах, тракторах, компрессорах.
На Украине такой апгрейд обойдется любителям техники в 500 американских долларов, а если мотор прошел заводской капремонт, тогда цена снизится на треть.
Почему почти все мотоциклы бензиновые?
Дизельные мотоциклы — редкие птицы на прериях шоссе и внедорожья. Их практически можно было бы считать завсегдатаями какой-то особенной Красной книги техники, если бы такая была. Нет, конечно же, попытки сделать двухколесные транспортные средства на дизельном ходу предпринимались, иногда вполне удачные, иногда даже с претензией на какую бы то ни было серийность… Но чаще всего дизельные мотоциклы — это экстравагантная, необычная техника, к примеру вот этот шестилетний кафе-рейсер от Hormel Foods и CS Engineering:
фото: uncrate.com (Hormel Bacon Bike)
Кстати, донором этого выдающегося во всех технических отношениях мотоцикла, работающего на биодизеле, стал не менее уникальный дизельный туристический эндуро, Track T800CDI, созданный голландской компанией под названием Evaproduct. Изначально 799-кубовый трехцилиндровый двигатель мощностью 45 л. с. с крутящим моментом в 100 Нм, по слухам, расходует всего 1.6 литра на сотню.
В общем, чем не мечта для любителей необычной техники, во многих смыслах? Пожалуй, лучше может быть только мотоцикл с роторным двигателем …
Сделать дизельный мотоцикл своими руками реально!
Установить такой мотор в конструкцию двухколесного железного друга не так просто. Для соединения двигателя с коробкой передач инженеру пришлось резать раму, а затем сделать ее длинней на 38 мм. Маховик, который был стандартно установлен на чешском агрегате, не подошел, поэтому создатель конструкции посадил маховик МТ, теперь он работает в паре с родным. Чтобы мотор смог нормально работать с КП, нужно было точить переходник из алюминия. Теперь этот переходник соединяет мотор и коробку.
Особенности конструкции
Главная передача осталась такой же, как и была. Однако коробка требовала переделок. Конструктор заменил четвертую передачу, а точнее переставил шестерни в коробке. В результате после переделок передаточное число стало меньше, теперь оно составляет 0,8. Зачем? Дизельный двигатель развивает всего 2200 об/мин.
С такой КП мотор работает отлично. Такой мотоцикл тянет при любых условиях, даже загруженный. По асфальту машина идет со скоростью до 70 км/ч. Это нормально, ведь он создавался не для участия в гонках.
МОЙ МОТОЦИКЛ
При виде этого МТ, я думаю по очертаниям видно, фото конечно слабовато)сразу возникает вопрос: что случилось с двигателем, что за нагромождения?! Это чудо техники мотоцикл Днепр, двигатель которого поменяли на дизельный.
Конструктор-самоделкин мотоцикла — Иван Олифир из украинского города Борзна (Черниговская обл.). Агрегат, который он установил на МТ : чешский одноцилиндровый 2-тактный бесклапанный дизель с непосредственным впрыском. Такие двигатели (1Д90Т) обычно используются в компрессорах, генераторах и мини-тракторах. Стоит новый мотор в Украине около $500, а капитально отремонтированный на ремзаводе обойдется на треть дешевле. А по экономности в плане цены и расхода(хотя не всегда) все в курсе, что дизель лучше. Чтобы установить дизель и соединить его с коробкой передач, Олифир разрезал раму и удлинил ее на 38 мм. На маховик, имевшийся на дизеле, «посадил» серийный маховик от МТ, работающий в паре с «родным» сцеплением. Чтобы скомпоновать двигатель с КП потребовалось выточить дюралевый переходник. Все приборы на мотоцикле штатные, добавился только указатель температуры головки цилиндра да появилась кнопка электростартера.
- Дюралевый переходник соединяет двигатель с «родной» коробкой передач.
- Дополнительный 9-литровый топливный бак на коляске.
- Термометр показывает температуру головки двигателя
Главная передача осталась прежней — «восьмерка», с передаточным числом 4,62. Но коробку передач всетаки пришлось немного переделать — установить четвертую передачу «наоборот» (с переставленными шестернями). В результате передаточное число на четвертой передаче уменьшилось примерно до 0,8. Зачем это надо было? А затем, что дизель достаточно тихоходный и развивает всего 2200 об/мин. С такой трансмиссией двигатель работает вполне нормально — может тянуть мотоцикл чуть ли не с тонной груза и в то же время нормально везти по асфальту со скоростью 65-70 км/ч. Довольно нормальная скорость, ведь его не делали для гонок и возить только «задницу». Экономичность все таки получилась: все 2-тактные двигатели, включая дизельные, как раз и отличаются повышенным расходом топлива. Тем не менее, МТ-11 с дизелем стал более чем вдвое экономичней «днепровского» мотора — расходует в среднем 3,2-3,5 л/100 км. Но вы видите размеры движка, потому Ивану пришлось поставить бак поменьше, 12-литровый от «Ковровца» и еще дополнительный на коляску. Запаса горючего в двух баках дизельному .«Днепру» хватает на 600-700 км пробега. Да довольно неплохо! Динамика разгона вполне приемлемая ( конечно,чуть хуже, чем у «Днепра» со штатным мотором): модернизированный «Днепр» не столь стремительно, но вполне уверенно разгоняется до максимальной скорости 90 км/ч. Благодаря принудительному охлаждению, он никогда не перегревается, что особенно важно на бездорожье или в случае, когда груженому мотоциклу приходится двигаться с небольшой скоростью. А именно в таких режимах и трудятся в глубинке мотоциклы с коляской. Весь процесс у мастера — от возникновения идеи и до первой поездки дизельного мотоцикла — занял около четырех лет. Но если подсчитать «чистое» время, затраченное на переделку и создание «Тайка» (так назвал мотоцикл), то что-то около трех-че- тырех месяцев, ведь возился в свободное от работы и от других дел время. Переделать мотоцикл мало — его еще нужно зарегистрировать в автоинспекции.Он обратился на Киевский мотозавод, и главный конструктор дал разрешение на переоборудование. А это — «пропуск» к регистрации.
Это не первая самоделка Ивана Олифира, он занимается этим постоянно. Молодец мастер, таких нужно поддерживать и помогать развиваться в наше время.
Экономичность
В этом плане все получилось. Двухтактные моторы отличаются повышенным расходом, однако этот дизельный мотоцикл умерил свои аппетиты вдвое. Теперь стандартный расход для него – 3,5 л/100 км.
Далее, так как двигатель достаточно больших размеров, была необходима установка меньшего топливного бака. Также был установлен еще один бак в коляску. Данного запаса топлива мотоциклу хватит на 700 км. Это достаточно хорошо.
Что касается динамичных характеристик, то здесь все тоже вполне нормально. Не быстро, но уверенно машина может набирать скорость до 90 км/ч. Так как охлаждение агрегатов принудительное, то он никогда не перегреется. А это особенно актуально, если мотоцикл загружен различной поклажей и инструментами, да еще и езда предстоит по бездорожью.
Процесс переделки занял 4 года. Однако чистое время на саму переделку – всего 4 месяца. Просто это делалось в свободное время, после работы.
Так, видим, что можно легко и непринужденно, путем небольших вложений и переделок сделать экономичный дизельный мотоцикл «Днепр».
Те, кто любят двухколесных коней с мощными двигателями, вполне смогут самостоятельно их создать. Многие энтузиасты и просто любители иногда делают у себя в гаражах такие вещи, что многих это просто поражает. Сегодняшние байкеры смогут дать фору любому инженеру. Эти люди знают машину до каждого болтика. Некоторые мотоциклы собираются полностью вручную. Тем более что кастомная мототехника — это плод многочисленных переделок и трансформаций. Дизельный мотоцикл «Урал» можно сделать из обычного «Урала» по аналогии с «Днепром». Они братья и очень похожи. А для мастеров мотодела это не составит труда, к тому же это очень увлекательное занятие. Дизельный мотоцикл «Урал» будет гордостью своего создателя!
Для переделки нужно всего на всего заменить топливную систему, заменить карбюратор на форсунки, присоединить мотор к КПП мотоцикла. Так, каждый любитель сможет без труда собрать самодельный дизельный мотоцикл. Конечно, при условии наличия любви к технике и прямых рук.
Например, так тот же любитель двух колес с Украины смог инсталлировать дизель в мотоцикл Jawa. Пускай эта модификация послужит рекомендацией к действию для тех, кто хочет и себе что-нибудь такое.
Голландский мотоцикл на солярке
Красивые и высоко функциональные турбо-дизельные мотоциклы Track модели «T800Cdi» выделяются своей массовостью на дорогах старушки Европы. Их не только производят серийным количеством для внутреннего рынка Нидерландов, но и активно экспортируют многим другим потребителям из разных уголков мира.
Дизель мотоцикл вышеуказанного типа покорил сердца жителей Великобритании, а это уже о многом говорит.
Конструкция ДТ байка, ее вес масса и мощность гарантировали вышеуказанному двухколесному высокий уровень популярности среди истинных ценителей мото-техники, в частности тех, кто жаждет, дабы последняя была максимально экономичной.
Дизель на мотоциклы Урал, Днепр можно и не устанавливать, если вам под силу приобрести небольшого голландского железного коня. Track «T800Cdi», к тому же, вас наверняка никогда не разочарует. Он обладает очень мощным трехцилиндровым турбодизельным мотором. Последний для этого бренда из Нидерландов был приготовлен всемирно известной . Уже само применение трех «горшков» на двигателе, да еще и работающих на дизельном топливе, сделало этот дизель мотоцикл уникальным.
Вышеуказанный силовой агрегат обладает достаточно-таки высокой мощностью. Имея объем рабочей части движка в 799 см3, байк способен превосходить бензиновые мотоциклы в силушке многократно. Не говоря уже о плавности работы и экономичности.
Дизельная «Ява»
Хоть дизельный двигатель на мотоцикл «Днепр» и был экономичным, энтузиаст и конструктор отлично знал, что предела совершенству нет. Он решил установить более серьезный, четырехтактный мотор в раму «Явы». Для этих целей был использован отечественный цилиндровый дизель с непосредственным впрыском СН-6Д. Экономичность обоснована значительной потерей мощности. Крутящий момент примерно ниже в 2 раза. Однако он выдается при оборотах, которые гораздо меньше оригинальных. Здесь дизельный мотоцикл даст фору стандартной бензиновой «Яве».
У мотора СН-6Д коленвал продольный, поэтому чтобы заставить работать его с коробкой из мотоцикла, нужно было проделать большую работу.
Снова была переделана задняя часть мотоцикла. Машина обзавелась новым КП, карданной передачей, маятником, а также иным задним колесом. Все это снято с МТ-10. Маховик установлен на коническую шейку коленвала через переходник. Через прокладку из алюминия к картеру была присоединена КП. Так, мотор стал чуть длинней и перестал помещаться в раму, поэтому был решено ее удлинить. Затем, силовой агрегат был закреплен в удлиненной раме на четыре сайлентблока.
Чтобы закрепить маятник, были приварены новые опоры. Однако пришлось вырезать среднюю часть, чтобы сделать его уже. Чтобы полностью использовать мощность и тягу, была изменена главная передача.
Так как это дизель, то в конструкции аккумулятор не предусматривался. Машина может простоять даже три года, а затем спокойно завестись. Также нет зажигания, противоугонной сигнализации. Благодаря мощному генератору лучше работает свет.
Так, при большом желании и определенном количестве времени установить дизель на мотоцикл – вполне решаемая задача.
Расход топлива составлял 2,45 литра на 100 км
Как и многие военные средства передвижения, двигатель этого мотоцикла мог работать на нескольких видах топлива, вплоть до переваривания керосина и обычного дизельного топлива. Мотоцикл даже нес реальную службу. Его использовали корпуса морской пехоты и НАТО. Возможно, если повезет, где-то на складах или уже в частных гаражах даже можно найти другой экземпляр этой своеобразной техники, век которой даже в самой богатой армии мира был недолог (наверное, это о чем-то говорит). А именно о том, что:
- Дизельный двигатель мотоцикла может быть крайне ненадежным;
- Мотоцикл, возможно, тратит слишком много солярки, масла или других вспомогательных технических жидкостей;
- слишком много весит, что усложняет управляемость, ускоряет выход из строя элементов подвески и привода.
А как насчет гражданских дизельных мотоциклов?
Да, есть и такие варианты. Как мы уже говорили, это в первую очередь «голландец» — туристический эндуро EVA Track T-800CDI (о нем даже писали). При объеме двигателя 800 см³, весе более 200 килограмм (225 кг, если быть точным):
фото:
Кстати, двигатель здесь установлен компании Daimler-Benz (вес 45 кг, без учета веса коробки передач) и позаимствован у микролитражки Smart ForTwo. Вместо привычной ручной КПП на мотоцикл ставился «автомат», а точнее вариаторная трансмиссия.
фото: pinterest.ru
Те, кому посчастливилось прокатиться на дизельном мотоцикле, чаще всего отмечали одну самую важную особенность (кроме паровозной тяги) — это своеобразное дизельное звучание и ощутимая вибрация на холостых оборотах.
Процитируем обзор Криса Ньюбиггинга, автора издания Motorcycle News:
«Необычный
Запуск Track T800CDI дарит необычные ощущения — он с грохотом оживает, как трактор, издающий грохочущую вибрацию, а отвратительно пахнущие выхлопные газы, вылетающие из маленького глушителя, обращенного вперед, перед правой подножкой, будут знакомы каждому, кто когда-либо тащился сзади за старым школьным автобусом. Но стоит повернуть ручку газа — это включит привод и отправит вас вперед.
Грубый
С набором скорости не становится лучше — вибрация немного утихает, но этого достаточно, чтобы оставаться навязчивым, а наличие вариатора означает, что двигатель всегда работает на одних и тех же оборотах, создавая монотонный тракторный шум, который даже во время короткой тестовой поездки MCN стал утомительным.
Даже с непредвзятым мнением никуда не уходит тот факт, что он просто не является достаточно быстрым или совершенным, чтобы сравниваться с бензиновыми конкурентами по удовольствию от езды».
Возможно, это одна из потенциальных причин того, что подобные дизельные мотоциклы никак не зашли широкой публике.
Изначально предполагалось, что эндуро из Голландии должен был стать конкурентом KTM 990 Adventure и подобным ему мотоциклам:
фото: asphaltandrubber.com
И, возможно, свои фанаты у дизельного мотоцикла нашлись бы, ладно уж с этой тряской — привыкнуть можно, если бы не один важный нюанс — малая мощность.
Для автомобиля, особенно внедорожника, этот момент не критичен, тем более, что он нивелируется повышенным крутящим моментом с максимально доступными низкими оборотами, а вот мотоциклу с приводом исключительно на заднее колесо дополнительный крутящий момент впору не придется. Все равно в ряде ситуаций нужно будет крутить мотор, стараясь развить максимальную мощность, но ее в итоге получить достаточную не получится из-за ее банального отсутствия. Максимальная мощность дизельного мотора на мотоцикле, как мы видим, минимум в два раза ниже, чем у аналогичного бензинового агрегата с того же KTM.
Добавляем к этому изрядное время, требуемое на раскрутку мотора, и получаем крайне плачевный результат вне дорог.