Квадроцикл – это необычный вид внедорожников, которые больше всего похожи на мотоцикл на четырех колесах. Популярность этого вида техники вполне очевидна: мобильность и высокая проходимость в труднодоступных местах. За несколько последних лет такой вид транспорта стал мечтой охотников, рыбаков и людей, которые любят активный отдых в местах, не предназначенных для передвижения на обычных автомобилях. Помимо этого, существуют квадрики – подвид квадроциклов, который позволяет перевозить негабаритные грузы. Ниже рассмотрены виды квадроциклов и особенности их выбора.
Классификация квадроциклов
В связи с популярностью данного вида транспорта даже возник термин – квадромания, а также была создана классификация квадроциклов на:
- утилитарные.
- спортивные;
- туристические;
- детские.
Утилитарные
Утилитарный – это вид квадроциклов, который по праву считается самым универсальным. Он отличается лучшей проходимостью, способен забираться на крутые участки и проехать там, где, казалось бы, сделать это невозможно. Данный тип подойдет для охотников, рыболовов и выполнения хозяйственных нужд. Утилитарные квадроциклы часто оснащаются одним или двумя багажниками (спереди и сзади), что позволяет перевозить грузы. Дополнительно он может быть оснащен фаркопом или лебедкой. Первый позволит использовать квадроцикл в роли тягача, а второй поможет при строительных работах.
Важно! Еще одной отличительной чертой является возможность поменять колеса на гусеницы, тогда в распоряжении владельца оказывается мощный снегоход, который поможет очистить участок от снега.
Утилитарные модели отличаются большим весом, увеличенным диаметром колес, имеют полноприводную независимую подвеску. Мощность двигателя может достигать от 500 до 1000 лошадиных сил.
Спортивные
Спортивный квадроцикл – это устройства, которые сильно отличаются от прочих типов. Основная задача моделей – развивать большую скорость, и мощность двигателя здесь часто начинается от 800 лошадиных сил. Подобная техника имеет задний привод, ручную коробку передач, независимую подвеску, повышающую маневренность, и мощные амортизаторы. Привод цепного типа. Выбор в его пользу в первую очередь сделан из-за веса, который меньше, чем у карданных моделей.
Спортивные виды имеют большой ход подвески, что позволяет совершать прыжки на большой скорости и быстро получать сцепление с дорогой. Еще одной характерной чертой для кроссовых моделей является облегченный кузов: его вес, как правило, не превышает 300 кг, а также на данную технику невозможно установить дополнительное оборудование. Оно сюда просто не предусмотрено.
Важно! В качестве предосторожности устанавливается аварийная чека. Если водитель вылетит из-за руля, мотор заглохнет, и устройство остановится.
Подвидом спортивных квадроциклов являются шоссейные устройства. Основное их отличие заключается в меньшем дорожном просвете и колесах, рассчитанных на сцепление с гладкой поверхностью (шоссе) за счет большой ширины. Обычный спортивный вид позволяет развивать большие скорости на грунтовке и не предназначенных для быстрой езды поверхностях.
Туристические
Туристические модели – это самый комфортабельный вид квадроциклов. За счет этого они имеют более высокую стоимость. Часто подобная техника оснащается множеством опций. Туристические квадроциклы могут быть с крышей, с гидравлическим кузовом, иметь автомобильный руль и внушительный багажник. Помимо этого, здесь чаще встречаются двухместные квадроциклы. Привод, как правило, полноценный, колеса имеют низкое давление, что обеспечивает отличную проходимость по любому грунту – летом по песку, зимой по снегу, весной и осенью по грязи или болотистой почве. Если говорить проще, то это самые удобные и всесезонные устройства.
Детские
Детский квадроцикл отличается меньшей мощностью, размерами и повышенной безопасностью. Чаще всего их оснащают автоматической коробкой передач, тормозом на руле и слабыми двигателями. Опасные места корпуса покрываются защитным кожухом, чтобы ребенок не был травмирован в случае аварии. Помимо этого, детские квадроциклы, в отличие от взрослых, могут разниться типом мотора.
- Бензиновый мотор. Фактически является мини-квадроциклом. Мощность двигателя здесь варьируется от 50 до 100 л/c. Квадроциклы для детей на бензиновом двигателе рассчитаны на возраст от 6 лет и максимальная скорость может достигать 45 км\ч. Вес водителя не должен превышать 55 кг.
- Электрический мотор. Такие устройства работают на аккумуляторе, которого в среднем хватает на 5 часов езды, а скорость он может развивать до 10 км/ч. В отличие от техники на бензине, они значительно тише и часто оснащаются пультом управления, который позволяет скорректировать направление движения, если ребенок свернул не туда. Хороший выбор для детей от 3 лет.
Зачем менять шины установленные производителем
Принимая во внимание тот факт, что квадроциклу изначально уготована судьба на покорение бездорожья, производители обувают внедорожники в покрышки, обеспечивающие уверенное вождение по твёрдым грунтовым дорогам. Естественно, машина на таких колёсах может пронестись и по шоссе, хотя выезд на дороги общего пользования для большинства моделей запрещён правилами дорожного движения. Даже если вы не профессиональный спортсмен, то вряд ли устоите перед соблазном покорить вязкие заболоченные поля, или испытать квадроцикл на проходимость жидкой грязи, чтобы оценить его способность к преодолению непроходимых участков. Вы ведь именно для этого покупали внедорожник. Разве не так? А раз так, то понятно, что для вылазок на местность, изобилующую глубокими лужами, наполненными вязкой грязью, обычные квадрошины малопригодны. Впору задуматься об оснащении своего мотовездехода настоящими грязевыми покрышками.
Параметры для выбора квадроцикла
Ознакомившись с видами, следует перейти к вопросу того, как сделать правильный выбор квадроцикла. Зная характеристики и их влияние на возможности устройства, можно добиться того, что техника будет максимально соответствовать возложенным на нее задачам.
Объем двигателя
Пожалуй, самым важным параметром является объем движка. Сегодня можно встретить модели, у которых данный показатель начинается от 100 и заканчивается 698 кубическими сантиметрами.
- Объем в 100 см — отличный вариант для детей. Скорость устройства будет не слишком высокой и достаточно безопасной.
- 150-230 – выбор тех, кто планирует пользоваться техникой в хозяйстве. Вполне можно ездить по грязи, траве или грунтовой дороге и перевезти урожай или выехать на природу поохотиться\поудить рыбу.
- 150-280 см обеспечат комфортную езду по ровной асфальтированной дороге на приличной скорости.
- 350-700 – вариант для любителей острых ощущений, которые собираются взобраться на гору, поездить по песку или булыжникам.
- Для любителей скоростной езды с преодолением небольших препятствий посредством прыжков с помощью возвышенностей отлично подойдет объем от 150 до 170 см\куб.
Мощность
Еще один немаловажный показатель, который поможет выбрать квадроцикл – мощность. С ее помощью можно быстро увеличить количество оборотов (ускориться), а также перевозить тяжелые грузы.
- Для подростков и детей, которые не нуждаются в быстром наборе скорости, а также катаются на облегченных моделях, оптимальным вариантом является двигатель не более 7 лошадиных сил.
- Чтобы спокойно ехать по трассе и не совершать обгонов достаточно 13-18 л.с.
- Модели с движком от 13 до 45 л.с. позволят быстро объехать препятствие, выбраться из канавы и доставить груз на место. Чем больше вес груза, тем мощнее нужно устройство.
- Для прыжков требуется кратковременное увеличение оборотов, чтобы совершить рывок. Для этого хватит двигателей мощностью в 15 л.с.
Скорость
В данном случае все зависит исключительно от нужд покупателя. Если техника покупается для детей, то не стоит рассматривать модели быстрее 45 км/ч. Шоссейные могут развиться скорость свыше 100 км. Обычный спортивный вариант комфортно держит 80-90 км/ч. Устройства, которые предназначены для охоты и рыбалки, по максимуму могут достигать 75 км/ч. Это позволит быстро доехать на леса или берега реки, а дальше по плохой дороге двигаться на невысокой скорости в 50 км/ч.
Система зажигания
Тип системы зажигания влияет на удобство эксплуатации техники и на конечную стоимость. Выделяют три вида.
- Электронная система. Чтобы завести двигатель, необходимо повернуть ключ и нажать кнопку зажигания. Это простой вариант для людей, которые не очень хорошо подкованы в технике, девушек и детей.
- Ручная. Чтобы завести квадроцикл, необходимо с усилием дернуть за специальный тросик. Это не слишком удобно, а также требуется определенная физическая подготовка, но дешевле, чем электроника.
- Комбинированный тип подразумевает наличие обоих способов. Актуально для моделей, которые будут использоваться в экстремальных условиях или вдали от станций технического обслуживания. У подобных устройств в случае поломки электронного узла запуска есть запасной вариант – принудительно завести мотор тросиком.
Система распределения топлива
Бензиновые или дизельные двигатели традиционно имеют инжектор или карбюратор, которые перераспределяют бензин из бака в мотор. Первый вариант считается весьма экономичным, но он требователен к качеству топлива и в целом весьма капризен. Карбюратор в данном вопросе надежнее, но достаточно «прожорлив». Если техника используется для коротких поездок, то есть смысл остановиться на карбюраторе, если же цель – дальние поездки и спортивные заезды, то расходы на обслуживание и эксплуатацию существенно снизятся с инжектором.
Трансмиссия
Система переключения передач бывает трех видов – ручная, автомат и вариатор. В первом случае водитель полностью контролирует процесс, что подразумевает у него наличие опыта и соответствующих навыков.
Совет! На ручной системе стоит остановиться, если не предполагается скоростной езды по бездорожью, где нужно крепко держать руль и следить за препятствиями.
Вариатор фактически имеет два положения – повышенные и пониженные передачи. Удобно при поездках на охоту, рыбалку, в сельскохозяйственном использовании. Автомат понижает и повышает обороты самостоятельно. Это крайне удобно при экстремальной и спортивной езде, где необходимо выполнять разные трюки, прыжки, скоростные повороты.
Система охлаждения
При езде мотор греется, и ему требуется охлаждение. Выделяют воздушное охлаждение, то есть фактически движок обдувается при езде, и жидкостное. Второй вариант актуален при высоких нагрузках, первый подойдет для нечастой езды с грузами, на рыбалку, охоту, детям.
Привод
Система, которая передает крутящий момент к колесам, может быть цепной или карданной. Первый вариант облегчает конструкцию, но считается достаточно ненадежным. Так, при езде по горам, камням и прочей труднопроходимой местности цепь может лопнуть. В таких устройствах чаще ставят карданный вал, который значительно прочнее, но вместе с тем и утяжеляет общую конструкцию. Спортивные модели для езды по шоссе, а также техника для детей в своем большинстве оснащается цепью.
Тормоз
В современных квадроциклах используется передний и задний тормоз. Как правило, модели для взрослых имеют оба типа: педаль останавливает задние колеса, рычаг на руле – передние. Для детских моделей с низкой скоростью до 45 км/ч наличие заднего тормоза не является необходимостью, и часто детям гораздо удобнее пользоваться ручным вариантом.
На заметку! Детская техника зачастую имеет удаленный тормоз, с помощью которого родители, следящие за детьми, могут остановить квадроцикл.
Высота сидения
Езда на квадроцикле является достаточно небезопасным занятием, поэтому один из важных критериев, который позволит избежать травмы – правильный выбор высоты седла. Для детских моделей оптимальная высота – 60 см. Они смогут самостоятельно сесть или встать с транспорта, а ноги будут доставать подставок. Спортивная езда с трюками подразумевает, что водитель будет то сидеть, то стоять. Специалисты рекомендуют остановиться на высоте в 70 см. Ездить по полю и на дальние расстояние удобно, если седло находится на высоте 75 см, а вот людям с высоким ростом и сидение понадобится более высокое – оптимально 85-90 см.
Грузоподъемность
Здесь все зависит от назначения устройства. Если требуются дальние поездки, и собой нужно возить какие-то вещи, то лучше выбрать модель, способную везти 150-200 кг. Детские электроквадроциклы рассчитаны на 50 кг, а грузовой квадроцикл может иметь значение, достигающее 350-400 кг. Кроме того, нужно учитывать, на сколько человек рассчитана техника, если кататься будут двое и с грузом, то и грузоподъемность должна быть выше.
Объем бака
Емкость бензобака влияет на то, сколько километров сможет проехать водитель без дозаправки. С учетом того, что расход топлива у квадроциклов достаточно невысокий, около 2,5 литров на 100 км, все же стоит просчитать так, чтобы в лесу не остаться без топлива. Для детских моделей достаточно бака на 2,5-3 литра, для рыбалки и охоты оптимально 5-6 литров (можно проехать около 200 км), шоссейные модели подразумевают езду по транспортным магистралям, где встречаются заправки, поэтому достаточно 7 литров, а спортивные модели для облегчения веса оснащают баками на 5 литров. Если же нужен вариант для длительной езды по бездорожью, то и бак должен вмещать от 12 и выше литров топлива.
Подвеска и дорожный просвет
Ввиду того, что квадроцикл – это своего рода амфибия, которая может проехать практически везде, у них предъявляются определенные требования к подвеске. Чаще всего устанавливается два рычага и амортизаторы спереди, сзади маятниковая подвеска с гидравлическим амортизатором.
Модели, рассчитанные на суровую эксплуатацию, имеют полностью независимую подвеску, где гидравлика стоит на каждом колесе. Это позволяет без труда преодолевать крутые склоны, булыжники, бревна и другие препятствия.
Еще один важный нюанс – расстояние от днища до земли. Для езды по асфальту хватит 100 мм, такой же показатель у спортивных моделей. При езде в сельской местности или по лесу оптимально остановиться на вариантах до 150 мм, а вот горы подразумевают, что преодолевать придется самые разные препятствия, и здесь лучший выбор – от 260 мм.
Размеры шин и дисков
От ширины шины зависит сцепление с поверхностью, что влияет на маневренность и степень погружения в мягкий грунт. Твердые поверхности без асфальта оптимально преодолевать с шинами 170 мм. Лес, грязь, речной мокрый берег – 185 мм. Гладкий асфальт – от 240 мм.
Стальной диск выглядит красиво, и он считается достаточно мягким, но крепким материалом, чтобы пережить столкновения с камнями или бревнами. Такие диски устанавливают в квадроциклы, которые используют в условиях бездорожья. Спортивные модели должны быть легкие, здесь не нужен вес и прочность материала, поэтому часто встречаются диски из сплавов. Помимо низкой массы они придают технике гоночный внешний вид, что весьма актуально для занятий спортом.
Отличие радиальных покрышек от диагональных
После покупки нового квадроцикла, владельцы ездят на штатной резине, которая предназначена для твердых грунтов и средних скоростей. И вскоре такого режима становится мало, а значит, стает вопрос о покупке новых шин.
Радиальные шины R12
Данный тип резины применяется на квадрациклах, участвующих в скоростных гонках по твердому покрытию. Песок, грязь, трава представляют для этих шин преграду, особенно после дождя.
Радиальная шина R12
Диагональные шины R12
Данный тип покрышек считается универсальным, так как применяется для преодоления болот, песка, грязи, снежных заносов и прочего. Почему именно R12? Потому что существует взаимосвязь между размером диска и мощностью силового агрегата, и чтобы выжать из квадроцикла по максимуму, нужно выдержать баланс, а R12 – это средний размер, который подойдет как на малокубатурные аппараты, так и на «монстров» класса.
Справка. Суть баланса в том, что, например, R10 – это колеса, которые двигателю легче крутить, чем R13. В то же время, R13 легче преодолевают препятствия, чем R10, но мощности нужно больше, да и расход топлива увеличивается. Таким образом, выходит, что R12 – оптимальный размер шин для квадроциклов.
Диагональная шина R12
Оптимальный набор параметров
Подытожив все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
- Для детей оптимально подойдет модель с электрическим или бензиновым двигателем. Объем движка – 100 кв.см, мощность не более 7 л.с., скорость – максимум 45 км. Зажигание – электронное, тормоз – ручной с удаленным доступом. Охлаждение оптимально воздушное. Экономить бензин особенно не требуется, поэтому подойдет карбюратор. Модель может быть с кабиной, чтобы ребенок не выпал в случае столкновения. Высота сидения – 60 см.
- Охотникам и рыболовам подойдет движок с объемом 149 см, переключением передач типа вариатор, подвеска – маятник, карбюратор для перекачивания бензина, скорость не более 70 км/ч, 13 лошадиных сил. Бак на 7 литров, колеса – 17 см, дорожный просвет – 10 см. Для перевозки грузов достаточно запаса в 150 кг. Как вариант, можно рассмотреть комбинированные модели гидроцикл+квадроцикл или снегоход+квадроцикл, очевидно, что стоимость данных модификаций существенно выше, чем у обычных утилитарных квадриков.
- Туристы с экстремальными увлечениями могут остановиться на следующих параметрах: мощность – от 30 до 50 л.с, объем движка от 400 см/куб, независимая подвеска, инжекторная подача топлива, карданный привод, комбинированное зажигание, система охлаждения при помощи жидкости, сидение – от 80 см, перевозимый вес – 300 кг, бак на 22 литра и более, колеса – 25 см. Для регулировки оборотов может подойти как вариатор, так и коробка автомат.
- Для спортивных трюков требуется легкое устройство с объемом двигателя около 176 см/куб., мощность от 17 лошадиных сил, максимальная скорость – не более 75 км/ч. Зажигание можно выбрать электронное, карбюратор для подачи топлива, маленький бак (7 литров) для снижения веса конструкции, задний и передний тормоз. Нужна хорошая гидравлическая подвеска на все колеса, покрышки от 180 мм, седло – 70 см, высота от поверхности до дна квадроцикла – 12,5 см.
- Чтобы с ветерком прокатиться по асфальту, потребуется двигатель объемом 246 кубических сантиметров, скорость – от 100 км/ч, 16 л.с, инжекторный впрыск, ручное переключение оборотов двигателя, бак на 6 литров. Для охлаждения лучше остановиться на жидкостной системе, колеса – 27 см, расстояние до дна – 95 см.
Немного о конструкции в сравнении с автомобильными покрышками
Все продаваемые шины имеют сходное устройство. Это корт, впаянный в резину. На автомобили устанавливают радиальные скаты, что не подходит для нашего случая. Езда по неровностям и бездорожью предполагает прогиб покрышки. Прочность создает корт, который укладывается в несколько слоев, пересекаясь по направлению. Отсюда и название категории – диагональная резина.
Радиальный тип предполагает укладку корта поперек колеса. Это дает совершенно иные характеристики. Шины такого типа прекрасно ведут себя на асфальте. Поэтому и применяются только для гонок, но никак не подойдут для езды по пересеченной местности.
Шина ITP Mud Lite
Справка. Давление в шинах квадроцикла для гонок всегда выше, дабы уменьшить площадь соприкосновения с грунтом во имя скорости. Грязевые покрышки всегда подспущены для получения возможности накатываться на препятствия без расбортировки.