Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 26: Хай тек 70х — мопеды Рига серии С.


Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 26: Хай тек 70х — мопеды Рига серии С.

Новинкой 1971 года на гоночных трассах стал мопед Рига — 15С. Без преувеличения можно сказать, что это был настоящий прорыв в Советском мотоспорте. Ходовая 15С была настолько удачной, что продержалась в гонках почти двадцать лет, послужила основой для последующих моделей, достойно представлявших нашу страну в международных соревнованиях.

Ходовая мопеда была разработана и изготовлена на заводе Sarkanā zvaigzne, двигатель применен Серпуховский, ВНИИ Мотопром, ШК — 50, почти «квадратной» размерности 40Х39,6 мм, развивавший 13,5 л.с. Крутящий момент через сухое сцепление передавался на шестиступенчатую коробку передач. Применен золотниковый впуск.

Внешний вид Рига — 15С.

На мопеды, которые использовались в международных соревнованиях, устанавливались масляные насосы, на остальных 15С смазка осуществлялась через бензомасляную смесь.

Двигатель для GP с раздельной системой смазки.

На Ригах — 15С наши гонщики Эдуард Борисенко и Александр Смертин в 1972 году выступили на этапе ЧМ в ГДР и заняли седьмое и одиннадцатое место соответственно.

Эдуард Борисенко, 1972 год, Sachsenring GP.

Приведем данные по ходовой Рига — 15С. Эти цифры будут верны и для всех последующих моделей гоночных мопедов Рига, вплоть до 21С. Размеры: длина — 1848 мм; ширина (по рулю) — 450 мм; высота (по обтекателю) — 885 мм; база — 1280 мм; угол наклона передней вилки — 26°; максимальный угол крена влево и вправо — 50°; лобовая площадь — 0,286 м2; размер шин: переднего колеса — 2,00—18, заднего колеса — 2,25—18.

Рига — 15С на трассе.

За время производства 15С в ее конструкцию вносились изменения. Например, появились четырехколодочные, четырехкулачковые передние тормоза открытого типа.

Открытый передний двойной тормоз — образец инженерного искусства.

Рига — 15С с модернизированным передним тормозом.

Всего было выпущено около 20 мопедов Рига — 15С.

Следующей моделью стала Рига — 17С 1976 года. Основное отличие — двигатель с водяным охлаждением. Помпы в конструкции не было, система охлаждения построена на так называемом термосифонном принципе.

Классический вид Риги — 17С, термосифонная система охлаждения.

Мощность двигателя возросла до 16,5 л.с. при 15000 об/мин. Теперь давайте представим себе двигатель с литровой мощностью 330 л.с. и это в 1976 году! Потрясающее достижение, на уровне лучших мировых образцов. Степень сжатия 13 ед., топливо — смесь бензина АИ-98 и масла (25 : 1); система зажигания — электронная бесконтактная.

Алюминиевый цилиндр, в него запрессована чугунная гильза. Проводились эксперименты с алюминиевым цилиндром, покрытым никасилем. На алюминиевом поршне одно плоское стальное кольцо. Шатунные подшипники игольчатые, в верхней головке насыпной или с алюминиевым сепаратором, нижний со стальным сепаратором. Трансмиссия: сцепление — сухое, многодисковое; передняя передача — цепная (3,47); коробка передач — шестиступенчатая (передаточные числа соответственно: I — 2,220; II — Г,650; III — 1,367; IV — 1,200; V—1,095; VI—1,045); задняя передача — цепная, передаточное число — 2,467, или 2,533, или 2,600, или 2,667, или 2,733.

Рига — 17С.

Хвост, бак, обтекатель, выполнены из пластмассы. Сухая масса составила 62,3 кг. Максимальная скорость — 153 км/ч; тормозной путь со скорости 60 км/ч — 14 м. со 100 км/ч — 48 м; запас топлива — 8 л. Экипажная часть: рама — трубчатая, хребтовая; передняя вилка — телескопическая, с гидравлическим амортизатором; задняя вилка — рычажная, из стальных труб прямоугольного сечения; тормоза — барабанные.

Следующая модель — Рига — 19С 1978 года. Нет точных данных, в чем ее отличие от 17С, можно лишь предположить, что модернизирована система охлаждения, в конструкцию введен водяной насос, приводимый в действие электродвигателем.

Двигатель рига — 19С. Видны масляный и водяной насосы.

Раздетая Рига — 19С. Передний тормоз закрытого типа, непонятно, как он здесь оказался. Еще раз оговорюсь,что разделение на 17С и 19С условное, так как точно неизвестно, в чем особенности и отличия этих моделей.

Рига серии С на Рижской трассе, гонщик Edvins Labeckis.

Рига С летит по трассе в глубоком наклоне. Надо быть отчаянным человеком, чтобы ездить под 150 км/ч на таком маленьком и легком мопеде.

Конечно, гоночная техника интенсивно модернизировалась как самим заводом, так и гонщиками в рамках существовавших правил. На старых фотографиях можно видеть мопеды с Шауляйскими моторами —

Рига серии С, двигатель V — 501М.

Еще один такой мопед, видна головка двигателя Vairas. Мопеды с такими двухскоростными моторами использовались в юниорских соревнованиях. Конечно, всем желающим таких мопедов не хватало, были и другие варианты ,например, самодельные конструкции.

Пример такой самодельной конструкции, использованы детали от дорожных мопедов.

Рама типа «featherbed» сделана для мотора V — 501, оцените красоту конструкции и качество изготовления. А ведь это самодельный мопед, созданный энтузиастами.

Удивительный факт, но ходовая Рига — 15С так же использовалась и в классе 125 куб.см.

Мотоцикл с экипажной частью Рига — 15С и двигателем 125 куб.см.

Причем это был не первый такой мотоцикл. Сохранилось фото, на котором в ходовую Риги — 11С установлен двигатель 125 куб.см. неизвестного происхождения — самодельный или Серпуховский. Выступал на нем Эдуард Борисенко.

Мотоцикл с двигателем воздушного охлаждения 125 куб.см. в ходовой Рига — 11С.

В 1983 году в журнале «За рулем» начальник конструкторского бюро спортивных мотоциклов завода Саркана Звайгзне» В. Клейнберг анонсировал выпуск новой модели Рига — 21С. Внешне его можно отличить от предыдущей модели по литым колесам. Колеса из магниевого сплава отливались в Ленинграде, после чего обрабатывались на предприятии Vihur в Таллине и в готовом виде поступили в Ригу.

Рига — 21С. Судя по фото, женщины от такого мопеда были в восторге.

Мощность двигателя довели до 18 л.с./ 13.2 кВт.

Рига — 21С.

Последним гоночным мотоциклом Sarkanā zvaigzne стал Рига- 23С. Была сделано три таких мотоцикла, один со стальной рамой и два с алюминиевыми.

Рига 23С с алюминиевой рамой…

…и со стальной.

Двигатель Рига — 23С.

Рига — 23С, за рулем Raimonds Aizstrauts, 1984 год.

Ainārs Karro и Raimonds Aizstrauts, 1987год.

Мощность 125 кубового двигателя Рига — 23С составила 41 л.с. при 14500 об./мин. Спортивные достижения Рига 23С — четыре чемпионских титула СССР с 1983 по 1986 год и серебро 1987 года. Противостоять на Чемпионате СССР приходилось нашим лучшим гоночным мотоциклам — Вихур с моторами Ротакс. На международных соревнованиях в борьбе с иномарками лучшее достижение — четвертое место по итогам 1987 года. Автор этих достижений — один из лучших гонщиков СССР из Риги Raimonds Aizstrauts.

Напоследок, как обычно, давайте посмотрим, какие из этих мопедов дожили до наших дней.

Рига 17С ценителя и коллекционера советской гоночной техники Martijn Stehouwer из Нидерландов. В отличной форме, до сих пор участвует в гонках.

Рига — 17С из Нидерландов, в данный момент продается на Ebay.

Рига — 15С из Японии. Каким ветром ее туда занесло, неизвестно.

Рига — 17С из коллекции MOMU Mootorispordi Muuseum из Риги.

Александр Смертев и Рига — 15С.

Kaspars Brigzne и его Рига — 15С на любительских гонках в Риге.

Еще один мопед Kaspars Brigzne — Рига — 21С.

Рига — 23С Raimonds Aizstrauts. Редкий кадр — на нем можно видеть оба 23С с алюминиевой рамой. Кстати, к гоночному сезону 2019 года Raimonds планирует восстановить свой мотоцикл и принять участие в гонках, спустя тридцать лет.

Оживший Рига 23С.

На этом все об этих замечательных гоночных мопедах. О грустной судьбе завода Sarkanā zvaigzne всем и так хорошо известно, об этом упоминать не будем.

В подготовке материала принимали участие Raimonds Aizstrauts,Kaspars Brigzne, Tony Laan, спасибо им.

Особенности

«Рига-11» – мопед, который имел определенные улучшения, по сравнению с предыдущими аналогичными моделями. Хребтовая рама состоит из центральной трубы, к которой приварены фиксаторы фронтальной вилки, мотора и некоторых других деталей. Она стала более жесткой и выносливой. Рассматриваемый советский мопед стал первой модификацией, оснащенной рамой хребтового типа.

Самым слабым звеном в конструкции транспортного средства стали колеса. Тем не менее, по сравнению с седьмой вариацией, они получили увеличенное сечение и не так быстро деформировались при езде по неровным дорогам с выбоинами. Сама конструкция колес осталась неизменной.

Высокий руль обеспечивает удобную посадку водителя, крепится при помощи пары зажимных элементов с гайками. Такое решение позволяет быстро и надежно изменить его положение. Сцепление и передний тормоз на рычагах оборудованы наконечниками в виде шариков, защищающих от травмы при падении.

Ближайшие конкуренты

Среди мопедов того времени «Рига-11» имела не очень много конкурентов в своем классе. Популярностью пользовались агрегаты от этого же производителя под индексами 7, 12 и 16. От одиннадцатой модификации они отличались расположением бензобака, рамной конструкцией, шириной колес и некоторыми доработками мотора. В остальном мопеды были практически идентичны.

Из других советских производителей, выпускающих конкурентоспособную технику, можно о и «Верховину». Стоит подчеркнуть, что многие запчасти для мопедов были взаимозаменяемы, просты в эксплуатации, обслуживании и ремонте.

Отзывы потребителей

Владельцы рассматриваемой техники вспоминают, что «Рига-11» – мопед, ставший воплощенной детской мечтой. Его простота и невысокая цена, наряду с модернизацией, стали определяющими факторами популярности данного транспорта в городах и селах по всей стране.

Среди плюсов в машине отмечено следующее:

  • более устойчивые широкие колеса;
  • модернизированное седло;
  • крепкая и практичная рама мопеда.

Сейчас пользователи больше ностальгируют по тем моментам, когда они могли собственноручно перебрать весь механизм и гордиться этим. В современности это транспортное средство служит преимущественно, как музейный экспонат или памятный раритет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]