Производство мотоцикорв в Германии началось еще в довоенное время. После подписания мирного контракта немцам было запрещено выпускать различного рода оружие, однако мототехника в этот список не входила. Это послужило рассветом мотоиндустрии в Германии. В то время автомобиль считался предметом роскоши, а вот обычной мопед мог купить себе любой желающий. Активное участие в создании двухколесных агрегатов приняли такие компании как BMW и Zundapp.
Первое время оппозитный мотор ничем не выделялся на фоне зарубежных агрегатов. Однако уже в 24-ом году компанией самостоятельно был собран первый серийный байк BMW R32. Правда время мотоциклов для общего пользования быстро исчерпало свою надобность, и уже в 30-х года концерн стал выпускать военную мототехнику. Первым аппаратом, специализировавшимся на армейских потребностях, стал BMW R35. Это был первый немецкий военный мотоцикл баварской фирмы, имевший телескопическую вилку впереди и мотор объемом в 398 см.куб. Малый износ при эксплуатации сделал этот байк незаменимым для военных целей. Производство длилось порядка 10 лет, после чего уступило место узкой специализации.
Кроме 35-ой модели была также 12-я. Она представляла собой улучшенную версию с более объемным двигателем в 750 см.куб. и гидравлическую подвеску. Удаление одного карбюратора снизило мощность на 2 лошадиные силы. В 35-ом году с конвейера сошло 35 тысяч таких агрегатов. Небольшая стоимость и хорошие показатели обеспечили популярность этой модели. Кроме того, возможность установки коляски удовлетворяла потребностям многих владельцев. Помимо стандартных модификаций были установлены рессоры для перевозки людей, раненых в бою.
Затем вышла 71-я модель, ставшая основой для создания советских мотоциклов Урал и Днепр. Выпуск начался в 38-ом году и был активен пару лет, после чего неоправданность затрат вынудила владельцев закрыть проект. Не менее популярная компания Zundapp создавала более дешевые байки с колясками. За счет своей цены и проходимости они стали основой вооружения немецкой армии. Самая популярная модель К800 была единственной моделью с двигателем, содержащим четыре цилиндра. Такая система была скорее проблемной, поскольку не обеспечивала достаточного охлаждения на последние два цилиндра. Это делало использование байка длительное время невозможным, кроме того свечи зажигания часто замасливались и заклинивали во время работы.
Великая Отечественная война и военные мотоциклы
Немецкие мотоциклы второй мировой войны представляли собой ассортимент лишь из двух моделей – BMW R75 и Zundapp KS750. Они отлично проходили по бездорожью и выдавали неплохую мощность. Оба агрегата обладали полным приводом, выводим на колесо коляски. Вот только стоимость этих моделей не позволяла использовать технику на территории Германии. Поэтому вся выпускаемая техника с конвейера отправлялась в заграничные корпуса. Так продолжалось с 40-го по 42-ой год. Затем появилось решения выпустить доработанную версию KS750 с прицепом от BMW. Правда модель так и не выпускалась в массовом производстве, поскольку предыдущий заказ от государства на 40 000 экземпляров моделей с коляской не был выполнен в полной мере, остановившись на выпуске примерно 17 000 мопедов.
На протяжении всего военного времени немцами выпускался мотоцикл на гусеничном ходу. Такое новшество было удивительно не только для противников, но и для самой Германии. Модель получила название Kettenkrad и выпускалась в течение пяти лет, за которые было создано около 8,5 тысяч таких аппаратов. За счет установленных гусениц была значительно повышена проходимость байка в самых сложных условиях. Правда при поворотах техника частенько переворачивалась, в то время как водитель не успевал спрыгнуть из-за сложностей посадки. Более того значительный вес агрегата не позволял подниматься по склонам диагональной траекторией.
Так же как и все немецкие мотоциклы второй мировой, Kettenkrad имел большой двигатель объемом в полтора литра. Правда, внешним видом такой аппарат скорее напоминал боевую машину пехоту малых размеров, нежели мотоцикл. На нем удобно было перевозить людей. Также радовала легкость управления, пусть и с небольшими недочетами, однако для байка с такими габаритами задумка была очень неплохой. Гусеничный мотоцикл вермахта, при всем обилии железного покрова, весил довольно немного – всего 325 килограмм. Для двигателя объемом в 1,4 литра, выдававшего 26 лошадиных сил, такая масса не доставляла особых проблем.
Немецкие агрегаты произвели большое впечатление не только на советских производителей. После войны было создано много зарубежных аналогов модели BMW R71. Например, Харлей позаимствовал у БМВ четырехступенчатую КПП и привод карданного вала на заднюю часть мотоцикла.
Мотоцикл Вермахта Zundapp из Германии
На сегодня в России, Белоруссии, на Украине и даже в Казахстане существует определенная прослойка коллекционеров, что имеют немало редких байков и находятся в постоянно новых объектов своей коллекции.У большинства из них особым спросом пользуется такой немецкий мотоцикл Второй Мировой, как “Zundapp”. Мото KS 750 является ярким аналогом немецкого мотоцикла “BMW R-75”. Оба бренда байков некогда занимались совместным проектированием двух-, трехколесной техники.
Оба вышеуказанные немецкие мотоциклы специально разрабатывались для практически всех видов войск Вермахта. Большая часть узлов и запасных частей этих двух моделей были взаимозаменяемыми.
Боевое крещение немецкий мотоцикл Zundapp прошел еще в далеком 1939 году. Именно тогда Вермахт взялся за окупацию Польши. Основную поставку мото-техники в немецкую армию осуществляли заводы Мюнхена (BMW) и Нюрнберга (Zundapp). Примечательно, что Германия до войны не стеснялась закупать и иностранные байки, например, Triumph и Victoria. Среди транспортной экипировки фашистских войск были мото Ardie, NSU, а также DKW., С началом войны массовой конфискации у населения на немецкой земле подлежали все гражданские мотоциклы.
Современные немецкие мотоциклы
Многие из вас уже успели узнать от друзей/знакомых или же убедиться сами на практике, что лучший мотоцикл немецкий – это, конечно же, мото BMW.
Совсем недавно баварская транспортная компания представила на мировых мотосалонах свой «R 1200 RT», который по-истине является идеальным полицейским байком. С наделенной мощностью вышеуказанный железный конь способен догонять любых среднестатистических нарушителей. Созданный прототип пойдет на конвейер в 2014 году, ну а дальше его ждет немалый спрос со стороны исполнительных властей многих европейских госсударств и не только.
Такие немецкие мотоциклы от BMW Motorrad обустраивают специальными техническими средствами в виде проблесковых маяков и сиреной. Даже рацию оформили на этом байке. Ее вместе с громкоговорителем поместили в задний центральный кофр.
В последние годы выросли продажи немецкого БМВ мото и на американском рынке, где маркетинговый пресс все еще не выключила . Причем каждый год все больше и больше американцев отдает предпочтение мотоциклам из Германии.
- Назад
- Вперёд
BMW R75
Немецкий гусеничный мотоцикл являлся не самым ярким транспортом второй мировой. Это звание по праву досталось агрегату BMW R75. Оппозитный мотор с двумя цилиндрами и расположением клапанов в верхней части произвел фурор в моторопроизводстве. Система зажигания была оснащена автоматической стабилизацией угла опережения подачи искры. При своем немалом весе байк был достаточно маневренным и проходимым. Кроме того, отличные показатели характеристик, выдаваемые двигателем объемом в 750 см.куб. позволяли мотоциклу легко ускоряться и набирать скорость до 90 км/ч.
Причина легкости управления заключалась в приводе не только на заднюю часть мотоцикла, но и на колесо коляски. Более того, для комфортного передвижения в холодных климатических условиях, пол коляски был оборудован системой отопления. Водителя грела система подачи воздуха от мотора.
В то время мобильные операции, выполняемые немецкой армией, не представлялись без этого агрегата. BMW R75 стоял на вооружении у различных соединений вермахта. На них ездили все – от пехотных войск до десантуры.
Кроме отличной проходимости агрегат мог похвастаться хорошей грузоподъемностью. Даже с пассажирами аппарат мог тянуть за собой 450-ти килограммовый прицеп, например, противотанковые установки или минометы. Можно сказать, что BMW R75 – универсальный немецкий мотоцикл 2-й мировой войны. Он служил не только для перевозки офицеров и техники, но также использовался как машина связи или разведки. Существовали мотоциклетные роты, состоявшие почти на 65% из таких агрегатов.
Аппарат весил порядка 660 килограмм с прицепленной коляской. Это делало его одним из самых тяжелых мотоциклов того времени. Как ни странно, такой вес мало влиял на проходимость. Кроме того, во время движения он был очень устойчивым и маневренным. Удивлял и расход топлива. В стандартной комплектации без установки дополнительного бензобака R75 мог проехать 340 километров без дозаправки.
В заключение можно сказать, что системы, установленные на военные немецкие мотоциклы, стали пользоваться огромным спросом. Советские аналоги Bmw R75 до сих пор используются в сельских районах нашей страны и даже на улицах города.
Первые модели
Владельцы приняли решение заняться выпуском транспортных средств. Первый мотоцикл «Цундап Z22» был представлен в 1921 году. Он вполне соответствовал духу времени. С технической точки зрения мотоцикл ничем особым не блистал, зато был способен разгоняться до 65 км/ч, расходуя при этом меньше литра бензина. А что еще нужно в кризис? Вскоре линейку пополнила модель Z2G, имеющая небольшие отличия от прототипа.
С 1924 года компания начала производить мотоциклы с цепной передачей (до этого была ременная), а в 1927-м линейку пополнили грузовые трайки. Даже с началом Великой депрессии, которая, несомненно, сказалась и на экономике Германии, производитель разрабатывал новые модели, внедрял инновации, наращивал производственную мощность и оставался на плаву. Немалую роль сыграла политика компании, направленная на постоянное повышение надежности выпускаемого транспорта. При этом «Цундап» всегда старался поддерживать лояльный уровень цен.
Способствовало успеху и грамотное правление, постоянный анализ рынка, ориентирование на спрос потребителя. К примеру, в результате кризиса появилась новинка в линейке «Цундап» – мотоцикл К170, самый малокубатурный и экономичный за всю историю компании. Наряду с его производством был запущен проект по выпуску крупных тяжелых байков с четырехтактными двигателями. Для этого компания подписала договор о сотрудничестве с английскими коллегами. Результатом стал выпуск нескольких моделей с моторами «Питон».
Штрихи к портрету
Продвижение гитлеровской Германии по Европе привело командование вермахта к мысли о необходимости небольшого и подвижного транспортного средства, одинаково успешного на любой местности. Ответом стала трехколесная мотоциклетная коляска R75 производства компании BMW. Транспорт оказался быстрым, гибким и чрезвычайно подходящим для бездорожья.
Немецкая армия использовала BMW R75 на всех театрах войны: от пустыни Северной Африки до непролазной грязи Восточного фронта. Несмотря на то, что мотоколяска в снаряженном состоянии имела достаточно большой вес, более 400 кг, двигатель объемом 750 куб. см. позволял разгонять «аппарат» почти до 100 км/час.
Для обеспечения безопасности и надежности, инженеры BMW оснастили тормозами все три колеса. Причем, тормоза задних колес были гидравлическими, а на переднее колесо установили механический тормоз. Мотоцикл имел карданный привод с четырехступенчатой коробкой передач, из которых три предназначались для движение вперед, одна – обеспечивала задний ход.
Конструкция позволяла буксировать легкое оруди
Конструкция мотоколяски изначально позволяла вытягивать легкое артиллерийское орудие, но экипаж повышал универсальность и боевую ценность R75, установкой пулемета.
С августа 1942 г. вермахт пытался упростить производственный процесс. Генералитет настаивал на том, чтобы компании BMW и ее конкурент фирма Zundapp стандартизировали свои детали и разработали единую гибридную модель. Договорились приступить к проекту после того, как выпуск BMW R75 достигнет 20200 ед. Однако, до этого момента бомбардировщики союзников разрушили завод в г. Айзенах (Eisenach). В итоге компания BMW смогла выпустить только 16510 мотоколясок R75.
ТТХ BMW R75
BMW R75 в пустынном камуфляже
Мест | 3 |
Габариты (с коляской), мм | 2400х1730х1000 |
Колесная база, мм | 1444 |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, четырехтактный, двухцилиндровый, оппозитный, верхнеклаппанный BMW тип 275/2 |
Рабочий объем, см. куб. | 745 |
Мощность, л.с./оборотов в мин. | 26/4400 |
Снаряженная масса. кг | 670 |
Диапазон скоростей, км/час | от 3 до 95 |
Расход топлива л/100 км | 9 (по шоссе) |
Все началось с велосипеда
В начале XIX века популярность велосипеда в Европе росла бешеными темпами — все больше и больше людей интересовались этим средством передвижения, появлялись общества, объединявшие энтузиастов велотранспорта. Постепенно изобретатели начали задумываться о модернизации конструкции и создании самоходного велосипеда. Одним из первых сумел добавить к двум колесам паровой двигатель французский техник Луи-Гийом Перро, который подал патент на свою модель в 1869 году. Однако его паровой велосипед был слишком громоздким, да и скорость — максимум 15 километров в час — оставляла желать лучшего.
Спустя несколько лет в Германии эксперименты над созданием бензинового двигателя внутреннего сгорания проводили Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. Интересно, что изобретение мотоцикла не было конечной целью немецких изобретателей — они стремились создать четырехколесную повозку на своем бензиновом двигателе. Осуществить задумку они смогли уже в 1886 году. А за год до этого они представили устройство, которое считается первым мотоциклом. Изобретение получило название Daimler Petroleum Reitwagen, что переводится с немецкого как «керосиновая повозка для верховой езды Даймлера». Первым ее испытал сын Даймлера Пауль.
Идеи Даймлера и Майбаха развил другой дуэт немецких изобретателей — Хенрик Хильдебранд и Алоиз Вольфмюллер, которые в 1894 году представили первый серийный мотоцикл. Хильдебранд и Вольфмюллер усовершенствовали творение своих предшественников — с пустым баком их мотоцикл весил всего 50 килограммов и мог разогнаться до 45 километров в час. Первое время их фирма была довольно успешной — к концу 1894 года завод выпускал по 10 мотоциклов в сутки, и они быстро раскупались. Однако вскоре успех сошел на нет: новых покупателей стала отталкивать высокая цена агрегата. Кроме того, в ходе эксплуатации выявились некоторые технические несовершенства: мотоцикл был неустойчив и сложен в управлении. Некоторые клиенты фирмы попадали в аварии, что приводило к судебным искам. К 1897 году производство мотоцикла полностью остановили. По современным подсчетам, за три года Хильдебранд и Вольфмюллер успели выпустить около двух тысяч машин.
Свою лепту в развитие мотоцикла внесли и выходцы из Российской империи. Братья Михаил и Евгений Вернеры, которые в 1891 году переехали во Францию, в 1896-м стали работать над своей версией. Спустя год они выпустили первую модель на рынок. Всего за несколько лет братья сумели собрать более трех тысяч мотоциклов. В 1901 году они представили публике новую модель, которую можно было назвать революционной.
В конструкцию мотоцикла было внесено значительное изменение: двигатель установили не на переднюю часть рамы, а между двух колес. Продукция братьев Вернеров пользовалась популярностью как в Европе, так и в Америке. Этот успех позволил им в 1906 году приступить к выпуску автомобилей.
Да забыли про овраги…
Реальность, как это обычно бывает, внесла свои коррективы: вплоть до войны с Советами гитлеровцам так и не удалось проверить мотоциклы в реальной боевой обстановке.
Аннексия таких стран, как Австрия, Чехия, Судеты и Моравия, прошла быстро и бескровно. Единственная неприятность, которая встречалась в Европе «фрицам на мотоциклах» – дождь и ветер. Дороги были превосходными.
Война во Франции выявила только положительные моменты. Дороги были по-прежнему превосходные, и оказалось, что эвакуировать раненых на мотоциклах – очень эффективно. После захвата Франции и Бельгии в руки гитлеровцев попало много французских и бельгийских мотоциклов, которые тоже собирались использовать в армии.
Успешно мотоподразделения вермахта действовали и в Польше. Здесь они впервые вступили в реальную схватку с противником, а кроме того в Тухольской пуще им пришлось преодолевать реальное бездорожье, но все же мотоциклистам удалось показать себя с лучшей стороны: этому благоприятствовала погода – было сухо.
Однако в Польше прозвучал и первый «звоночек» — Кампиновская пуща и пески вокруг города Кельце для мотоциклистов оказались непроходимыми — без привода на коляску мотоциклы увязали в песке. Кроме этого, провалилась эксплуатация легких мотоциклов с объемом двигателя в 250 – 300 куб см. Они не переносили нагрузки, часто ломались, требовали бережного отношения и частого обслуживания. Их могли использовать только вестовые при штабах, так как у них было время на техобслуживание.
Первая мировая
Первые попытки военного использования велосипедов в Германии начались в 1892 году. Велосипедистов использовали в качестве связных и разведчиков. А уже с 1894 года были созданы первые велосипедные подразделения.
К началу Первой мировой войны каждый немецкий егерский батальон имел в своем составе самокатную роту. А всего существовало 36 велосипедных подразделений. К концу войны в составе немецкой армии насчитывалось уже около 80 самокатных рот.
Читай также: Двухместный, ажурный и «легкомысленный»: 5 велосипедов со «странностями»
Германцы настолько уверовали в массовое использование «двухколесных войск», что даже начали создавать особое «противовелосипедное» оружие: они тренировали огромных собак-догов, приучая их по команде набрасываться на людей, едущих верхом на бицикле (так тогда часто называли велосипед), и опрокидывать их на землю.
Самокатчики Первой мировой
Велосипедный патруль 1914 г.
Велосипедный полк на Западном Фронте в 1914 г.
Отряд велосипедистов в Арденнах. 1914 г
Велосипедисты в полном снаряжении. 1915 г.
Самокатчик со складным велосипедом. 1916 г.
FN M12
Компания FN в Льеже продавала гражданские мотоциклы бельгийской армии со времен Первой мировой войны. После выпуска модели M86 в 1936 году, бельгийцы решили разработать модель специально для военного использования.
FN M86 Super Sport 1937. Гражданская версия модели FN M12
M12 был значительно лучше, чем M86. Его оснастили коляской с креплениями для пулемета спереди и сзади. Более мощный, по сравнению с базовой моделью, двигатель приводил в движение как заднее колесо, так и колесо коляски. Благодаря наличию задней передачи мотоцикл мог хорошо маневрировать даже на небольших пространствах.
CZ 175
Это один из нескольких похожих моделей мотоциклов, созданных для чехословацкой армии в 1930-х годах. Одноместный CZ 175 вовсе не был мощным — его скорее создали, как легкую маневренную модель, которой можно было бы легко управлять даже на пересеченной местности. Только переднее колесо имело подвеску.
Модель 1939 года CZ 175