Почему перестали выпускать в России мотоцикл «ИЖ Планета»? Как ни странно, Ковровский машиностроительный завод имени Дектярева (ЗИД), а также бывший советский, ныне белорусский Минский мотоциклетный завод и по настоящее время поставляют на рынок свои мотоциклы. Что касается Ижевского машиностроительного завода выпускающего мотоциклы ИЖ (Планета, Планета-Спорт, Юпитер), то последняя серийная партия мотоциклов была выпущена в 2008 году, тогда в связи с трудностями возникшими из-за экономического кризиса производство мотоциклов ИЖ было свернуто. А жаль, ведь можно было и со стороны государства помощь заводу оказать. У Ижмаша на тот момент в работе было множество опытных конструкторских разработок перспективных мотоциклов, как с двухтактными двигателями, так и с четырехтактными. Очень много у меня позитивных воспоминаний связанных с мотоциклами ИЖ «Планета-3» и «Планета-5«.
Любая модель мотоцикла начиная с Планеты-2 по проходимости задавала форы Юпитерам, старым или новым не важно. Он разве, что не плавал, на нём хоть в тайгу или в лес, на рыбалку или охоту. Очень надежная «рабочая лошадка» имеющий тягу как у трактора и чего только на нем мы с отцом не перевозили. Купили его в 1989 г и по настоящее время отец ездит на нем, а выглядит он как новый и радует сердце исправной работой. Мотоциклы Планета, даже самые старые его модели и сейчас продолжают исправно и надежно служить своим хозяевам, несмотря на остановку производства на рынке нет проблем с запасными частями для ремонта, а запасу ремонтопригодности нет предела. В этой статье рассмотрим силовой агрегат ИЖ-П5 мотоцикла «ИЖ Планета 5», а если точнее его техническую характеристику, слабые места и недостатки. Силовой агрегат Иж-П5 отличается от ИЖ-П4 20 л.с. предыдущей модели мотоцикла «ИЖ Планеты-4» увеличенной на 2 л.с. мощностью, большей степенью сжатия и головкой двигателя, у 4-ой модели она под две выхлопные трубы, у 5-ой под одну. Коробки передач различаются по количеству зубьев на шестернях, соответственно и передаточными отношениями. Коробки передач взаимозаменяемые.
Характеристика мотора ИЖ-П5
Тип двигателя | Одноцилиндровый, карбюраторный, двухтактный, воздушного охлаждения. |
Рабочий объем , см3 | 346 |
Максимальная мощность , л. с. | 22 (20,9…23,1 при 4850±10 % об/мин |
Диаметр цилиндра, мм | 72 |
Ход поршня, мм | 85 |
Степень сжатия | 8,2-8,7 |
Система смазки цилиндро-поршневой группы | смесь топлива с маслом. На более поздних моделях мотоцикла применена подача масла масляным насосом, дозирующим подачу масла от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя в соотношениях 1/25-1/100 к подаче бензина. Заправочная ёмкость картера двигателя мотоцикла Иж П-5-01 — 0,7 л, масло М-8В, М-10В2, МС-14, МС-20, МГД-14М или их зарубежные аналоги. |
Карбюратор | К-65И (в более ранних — К-62И) |
Применяемое топливо | автомобильный бензин с октановым числом не менее 76. При совместной системе смазки применяется бензин в смеси с моторными маслами М-8В, М-10В, авиационным маслом МС-20 в соотношении 25:1, или смесь бензина с маслом для двухтактных двигателей МГД-14М (или его зарубежные аналоги) в соотношении 50:1. |
Емкость бензобака | 18 л. |
Воздушный фильтр | контактно-масляный |
Заправочная ёмкость масла в воздушном фильтре | 0,15 л моторного масла |
Генератор | Генератор — трёхфазная электрическая машина с электромашинным возбуждением и электронным выпрямителем-стабилизатором напряжения БПВ-14-10 (БПВ-21-15), мощностью первоначально 100, затем 140 Вт, или однофазный генератор с возбуждением от постоянных магнитов и электронным регулятором РНМ-1, мощностью 90 Вт. |
Зажигание | батарейное контактное конденсаторное, на более поздних моделях электронное бесконтактное, с автоматическим регулированием опережения зажигания от частоты вращения коленчатого вала и независимое от аккумуляторной батареи. |
Свеча зажигания | А23В (или зарубежные аналоги) |
Аккумуляторная батарея | свинцовая кислотная, тип 6МТС-9, 12 вольт 9 А.ч |
Трансмиссия | |
Передача от двигателя на сцепление | цепью приводной втулочной двухрядной (усиленной) в масляной ванне |
Сцепление | многодисковое в масляной ванне |
Заправочная ёмкость картера коробки передач | 1,0 л, масло М-8В, М-10В2, МС-14, МС-20 или их зарубежные аналоги. |
Коробка передач | трёхвальная четырёхступенчатая в одном блоке с двигателем и ножным переключением передач. |
Передача от коробки передач на заднее колесо | закрытой втулочной однорядной цепью |
Передаточное число от двигателя на сцепление | 2,17 |
Передаточное число от коробки передач на заднее колесо | 2,33 |
Передаточные числа коробки передач на передачах: | |
I | 3,88 |
II | 2,01 |
III | 1,26 |
IV | 1,0 |
Иж история мотоциклов завода ИЖмаш
Иж история мотоциклов началась благодаря легендарному инженеру и заядлому мотоциклисту Петру Владимировичу Можарову, который впервые в Советском Союзе стал организатором производства мотоциклов. Еще в 1928 году Петр Владимирович подал официальное предложение об организации производства качественных и быстрых мотоциклов на Ижстальзаводах. Своей цели инженер добился и через некоторое время на Ижстальзаводе в Ижевске, было создано отдельное конструкторское бюро, которое и занималось производством, проектированием мотоциклов и первым их испытанием.
Фото мотоцикла ИЖ-1
В 1932 году была создана комиссия, по решению которой подготовили первые образцы мотоциклов ИЖ-1 и ИЖ-2, именно тогда впервые были принято решение об организации Ижевского машиностроительного завода. Производство шло семимильными шагами, казалось, история мотоциклов ИЖ не заканчивается и не закончится никогда! Уже в 1933 году начался выпуск ИЖ – 7. Эта модель мотоцикла была доработанной, улучшенной, с новыми функциональными возможностями, это был вариант немецкого Л-300. Кстати, ИЖ-7 можно встретить и сегодня, благодаря качественной сборке такие «машины» могут работать десятилетиями.
Фото мотоцикла ИЖ-7
В годы Великой отечественной войны производство ижевских мотоциклов проходило вяло. К сожалению, массовое изготовление мотоциклов ИЖ для невоенных целей продолжилось только в 1946 году. В 1945 году, после окончания войны, была собрана очередная конструкторская группа, которая принялась за работу по созданию новых мотоциклов ИЖ, но все оказалось гораздо проще, чем все думали. Через некоторое время из Германии привезли чертежи и техническую документацию мотоцикла ДКВ «НЦ-350» и конструктора приняли решение: ничего не менять, приступить к выпуску нового мотоцикла ИЖ-350. Конечно, вскоре была модернизация, которая выявила многочисленные ошибки немецкого мотоцикла и совершенно новый транспорт, родного отечественного производства стал называться ИЖ-49 и в короткие сроки сошел с производства.
Фото мотоцикла ИЖ-49
К концу 70х годов прошлого столетия Ижевск стал мотоциклетным городом, который производил более 350ти тысяч мотоциклов в год! В 80х годах стали производится спортивные мотоциклы, которые были предназначены, прежде всего, для шоссейно-кольцевых гонок и различных кроссовых соревнований. Особую популярность завоевали мотоциклы из Ижевска, когда с завода стали выпускать такие модели, как «Иж-Юпитер», «Иж-Планета», «Иж-Юнкер», «Иж-Планета спорт».
Фото мотоцикла ИЖ Юпитер-5
В заключение хотелось бы отметить, что сегодня отечественный рынок мотоциклостроения составляет довольно слабую конкуренцию многим мировым производителям. Это касается не только дизайнерских решений, но и технического оснащения. Тем не менее, не смотря на неактуальность, а благодаря низким ценам, простоте в конструкции, управлении и качеству, Ижевские мотоциклы до сих пор актуальны в народе.
Приглашаю посмотреть видео про музей мотоциклов ИЖ
Слабые места двигателя ИЖ-П5
- Воздушный фильтр;
- Цилиндро-поршневая группа;
- Коробка передач.
Более подробно о слабых местах силового агрегата ИЖ-П5…
Воздушный фильтр. Для предотвращения попадания пыли в двигатель требуется частая промывка и промасливание фильтрующего элемента. Установка бумажного фильтра позволила бы сократить время на обслуживании двигателя при ТО и улучшила бы качество очистки воздуха подающего в карбюратор.
ЦПГ изнашивается через 20 000-25 000 км по причине отсутствия водяного охлаждения.
Коробка передач. С годами вследствие выработки происходит самовыключение передач и регулировка проблему не устраняет. В этом случае необходима переборка КПП с заменой выработанных деталей.
Недостатки двигателя ИЖ-П5
- Громкий в работе;
- Повышенная вибрация;
- С глушителя брызгает масло;
- Долгий разгон;
- Большой расход топлива;
- Малый ресурс;
- Сильная отдача от кикстартера.
Громкая работа негативно воздействует на окружающих людей (мешает отдыхать), что вызывает по отношению к мотоциклисту соответствующие реакции.
Повышенная вибрация двигателя предается всему мотоциклу, особенно чувствуется вибрация руками на руле.
С глушителя брызгает масло, которое при движении попадает на спину водителя или пассажира. Этот минус устраняется монтажом поварешки из нержавейки, соответствующего диаметра на торец выхлопной трубы. У поварешки заранее должен быть вырезан сектор, который при монтировании винтами должен находиться в нижней части. Эта доработка исключит попадание масла на спину, а выхлоп будет направлен вниз.
Долгий разгон. Более длительный разгон у Планеты 5 с коляской. Повышенная длительность при разгоне особенно заметна на мотоцикле с коляской.
Большой расход топлива. Двигатель по расходу топлива не экономичный и причина прежде всего в конструкции двухтактного двигателя.
Ресурс ограничен интервалом 20-25 тыс. км
Сильная отдача от кикстартера. Чтобы исключить удары кикстартером по ноге не сопровождайте ногой кикстартер при его возвращении в исходное положение. Воздействие на кикстартер при заводке мотора должно быть резким и сильным.
Вывод.
Двигатель надежный и простой, ломается редко. Ремонтируется легко. Его производство остановлено, но проблем с запасными частями нет. Цилиндр не одноразовый, ремонтируется расточкой или заменой гильз с установкой ремонтных поршней в сборе (под ремонтные размеры цилиндров). Движок не для спортивных гонок, но для хозяйства в сельской местности и для выезда на природу ему нет цены, он хорош.
PS. Уважаемые мотоциклисты «Планетоводы»! Вы можете задать вопрос или добавить отзывы и информацию по слабым местами недостаткам мотора ИЖ-П5 в комментарии.
Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 23 : ИЖ — Ш 11.
В 1969 году Ижевский мотозавод начинает выпуск модели Ш 11. Этот мотоцикл оставил заметный след в отечественном мотоспорте и послужил основой для последующих моделей — Ш 12 и 6.217.
Необходимость такого мотоцикла давно назрела — спортсменам был нужен мотоцикл, выпускающийся пусть не массово, но хотя бы мелкосерийно. Серпуховский завод к началу семидесятых отошел от мотоспорта, а другие производители не проявляли интереса к производству гоночных мотоциклов. Такая ситуация заставляла спортсменов выступать на устаревшей технике или даже использовать самодельные конструкции. Например, в заметке журнала «За рулем» рассказано об одном из таких мотоциклов. Его создатели, великие Юри Рандла и Эндель Кииса в представлении не нуждаются.
Ш 11 представлял собой почти полностью оригинальную конструкцию, с серийными ИЖами его роднил только картер двигателя, коленвалы, и некоторые детали КПП, а так же мелкие детали, вроде рычагов на руле, цепи и тросиков. Рама, колеса, тормозные механизмы, весь обвес были изготовлены именно для Ш 11 и были оригинальны. Нижние стаканы передней вилки были укорочены на 40 мм, уменьшен ее ход. Задние амортизаторы так же были изменены для гоночного использования. Цилиндры и головки, хоть и имели схожую с деталями Юпитера 2 конструкцию, но сильно отличались. Были изменены числа передаточных отношений в КПП. Зажигание оставалось кулачковым, но работало от аккумулятора, генератор был исключен из конструкции.
Иллюстрация из журнала «За рулем» за июль 1970 года.
Мощность двигателя, благодаря применению других фаз газораспределения, головок с повышенной степенью сжатия, других поршней и резонаторов, составляла 35 л.с. , тогда как у Юпитера 2 было 26, но представители завода утверждали, что поднять ее можно до 45 или даже до 50 л.с. На поздних ИЖ — Ш 11 основой для двигателя стал Юпитер 3.
На фотографиях предсерийный прототип ИЖ — Ш 11.
Колеса на 19 дюймов, тормозные барабаны диаметром 200 мм. Двухкулачковые тормозные механизмы, тросики тормозов усиленные.
Выхлопная система состояла только из резонаторов, глушителей завод не предусмотрел. Однако гонщики в рамках правил, конечно, вносили изменения.
ИЖ Ш 11 дал возможность заниматься мотоспортом более широким кругам населения. Лучшие гонщики страны, такие, как Лембит Теесалу, выступали на Ш 11.
Лембит Теесалу на ИЖ — Ш 11. Мотоцикл доработан производственным объединением по выпуску спортивной техники «Вихур» ЦК ДОСААФ СССР в г. Таллине, из того, что можно увидеть на фото — имеет другой обтекатель, бак и хвост.
ИЖ — Ш 11.
Гонщик IVARS BLUMFELDS, 1978 год.
Выпускался ИЖ — Ш 11 до 1974 года, после чего его производство было прекращено и ему на смену пришел ИЖ — Ш 12. Сейчас ИЖ — Ш 11 является очень редким мотоциклом, но его можно увидеть в музеях и частных коллекциях России и за ее пределами.
ИЖ — Ш 11, продавался на E Bay в 2013 году, дальнейшая судьба неизвестна.
ИЖ — Ш 11 из Mootorispordi Muuseum, Эстония.
Еще один ИЖ — Ш 11 из Эстонии.
ИЖ — Ш 11 1972 года выпуска нашего друга из Латвии Эдгарса.
ИЖ — Ш 11 из коллекции музея завода УГМК в Верней Пышме.