Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 22 : Мотоциклы с коляской семидесятых.

Автор: Олег

02 июня 2015 14:37

Метки: авто  мото  мотоколяска  мотоцикл  

14092

11

Мотоциклы с коляской, востребованные в середине прошлого века, превращаются в раритет. Они все реже встречаются на наших дорогах, уступая место более современным средствам передвижения.


0

Смотреть все фото в галерее

Тем не менее, этот вид транспорта все еще существует, пользуясь устойчивым спросом у жителей сельской местности, экстремалов и оригиналов. Последние продолжают упорствовать во мнении, что мотоцикл с коляской неимоверно крут. Причем не только в вопросах перевозки сена и картошки. К слову, мы искренне считаем, что самые крутые мотоциклы с коляской — это «Урал». Честно, без всякой рекламы и просто потому что их дизайн не устарел, а превратился в очень интересный винтаж. Не говоря уже о скрытой внедорожной мощи. Но сегодня мы посмотрим совсем на другие мотоциклы с коляской.

Город

При езде в городе, в плотном потоке автомобилей и иных транспортных средств, старайтесь избегать ненужных перестроений, а уж тем более «игры в пятнашки». Довольно острая управляемость колясочника, в принципе, позволяет это делать, но данная агрессивная манера езды, во-первых, раздражает окружающих водителей, а во-вторых, создаёт аварийные ситуации хотя бы потому, что мотоциклист может не успеть среагировать на внезапно появившееся препятствие, а высокая масса и более инертные, нежели у одиночки, тормоза способны только усугубить последствия. Лучше всего двигаться в крайнем правом ряду, особенно на дорогах, где нет специальной полосы для движения маршрутных транспортных средств. Как показывает практика, это самый безопасный способ передвижения по большому городу с широкими дорогами. Тем не менее, не забывайте на всякий случай визуально «сканировать» пространство справа и справа-сзади вашего колясочника, оттуда может совершенно внезапно и непредсказуемо выскочить скутерист, а при медленно идущем потоке даже велосипедист. Всегда просматривайте это пространство при повороте направо по той же самой причине (причём эту рекомендацию автор дал бы вообще любому водителю, так как сам иногда ездит на скутере там, где и предписано ПДД – правее всего потока и не далее 1 метра от края проезжей части, и нередко едва успевал оттормозиться перед автомобилями, водители которых не считают нужным при повороте направо занять крайнее правое положение на проезжей части).

Зима. «Колясыч», торжествуя…

Езда зимой – вопрос довольно спорный. Автор, помимо зимних «покатушек» на колясочнике, имеет ещё и опыт езды зиму напролёт, но объясняет это молодостью и бесшабашностью: комфорта уж точно никакого, да ещё и степень опасности вырастает в разы. Естественно, каждый сам решает для себя, ездить ему зимой или нет, выехать прокатиться или посидеть дома, но несколько общеупотребимых советов всё же есть. Утепляйтесь! Если пешком в -5 вы привыкли ходить без шапки с воротом нараспашку, то перед поездкой наденьте одежды вдвое больше, чем пригодилось бы на двадцатиградусный мороз. Да, это сковывает движения, да, вам жарко дойти до мотоцикла и завести его, но при езде условия охлаждения вашего организма совсем другие. Ваша задача – избежать переохлаждения и обморожений. Прогревайте двигатель. Пусть стоит и молотит на холостых подольше – перегреть не получится, а вот охладится как следует он уже через километр. Снизьте общую скорость передвижения относительно летней. Маневрируйте максимально аккуратно. Даже если едете в мороз по сухому асфальту, вероятность срыва в юз существенно выше, чем летом на мокром.

Современные коляски

Автономные коляски по-прежнему доступны для покупки в нескольких компаниях в Соединенных Штатах, но вам придется внести значительные изменения в свой мотоцикл, чтобы подогнать его под такое дополнение.

Есть, конечно, много используемых опций, хотя подавляющее большинство из них сейчас являются коллекционными и выходят далеко за рамки среднего потребительского ценового диапазона начального уровня.

008_moto_1210_058


Верхнеклапанный М-61К выпускался с 1959 по 1965 год.
Верхнеклапанный М-61К выпускался с 1959 по 1965 год.

К началу 60-х Ирбит стал одним из признанных лидеров страны в мотоспорте в классе «колясок». Поэтому не случайно в 1962 году ему доверили проведение первенства Союза по мотокроссу. В те годы трассы претерпели радикальные изменения — это были уже не стокилометровые «грязеломовые» дороги, а удобные для зрителей закольцованные (круг 2–4 км) трассы с набором естественных препятствий. Для заводской команды на ИМЗ разработали и изготовили новый мотоцикл «Кросс-650». Высокооборотистый 40-сильный двигатель, раскручивавшийся до 6 000 об/мин, задний маятник и уменьшенная на 15 кг масса делали машину современной и скоростной. Убрали из коляски и сиденье — на новой трассе колясочнику некогда было отдыхать.

011a_moto_1210_058


Серийный кроссовый ИМЗ-8.201 — такие мотоциклы завод выпускал до 1992 года!
Серийный кроссовый ИМЗ-8.201 — такие мотоциклы завод выпускал до 1992 года!

Александр Буланов — директор Ирбитского государственного музея мотоциклов, мастер спорта по мотокроссу, чемпион России (1982 г.), рекордсмен Книги рекордов Гиннеса. В 1992 году Александр Буланов и Анатолий Бекишев проехали на «Урале» с поднятой коляской 1014 км за 24 часа по беговой дорожке стадиона. В 1993 году Александр Буланов, Анатолий Бекишев, Константин Матвеев на «Урале» проехали без остановки 25 505 км за 440 часов.

Ирбитские «коляски»

006_moto_1210_058


С 1952 по 1958 год завод выпускал спортивные мотоциклы М-72К.
С 1952 по 1958 год завод выпускал спортивные мотоциклы М-72К.

С 1959 по 1965 года в Ирбите серийно выпускался М-61К. В ходовую М-72 с увеличенным на 20 мм ходом свечной подвески устанавливали верхнеклапанный 650-кубовый 28-30-сильный двигатель М-61. С конвейера завода сошло 855 таких машин, не считая тех мотоциклов, которые делались специально для ирбитских гонщиков. В конце 50-х выпускался также М-52К на базе серийного М-52 (рабочий объем 494 см³).

003_moto_1210_058


Абсолютные победители первенства РСФСР 1947 года Александр Лукоянов и Николай Сачков.
Абсолютные победители первенства РСФСР 1947 года Александр Лукоянов и Николай Сачков.

Кроссовые трассы того времени значительно отличались от современных — они прокладывались по проселкам, по топям и бродам, через овраги… Круг такой трассы составлял 25–50 километров, вся дистанция 50–100 километров (несколько кругов). Гонщикам частенько приходилось вытаскивать мотоциклы на руках. Отсюда и появились различные приспособления на мотоциклах, в том числе ручки на переднем и заднем щитках. В коляске имелось специальное сидение для удобства работы колясочника, стоя на коленях. На ровных участках трассы «пассажир» мог отдохнуть на этой подушке.

МОТОЦИКЛЫ НАШЕЙ ЮНОСТИ отзывы

Собрался я весной поменять машину, зашел на Авито посмотреть, что почем, и наткнулся на мотоцикл «Урал» с коляской. На вид очень даже ничего. Продавался в соседнем районе. И что-то меня зацепило. Был у меня на Кубани старенький «Урал», так я им был очень доволен. Ну, это просто рабочая лошадка. Надежный, мощный, тяжелый, а работает как? Это же не работа, это песня!

Мотоцикл «Урал»

Он, можно сказать, был и кормильцем, и поильцем. Время было советское, «горбачевское», в магазинах уже стояли только пустые полки, поэтому мы жили лишь за счет своего хозяйства и огорода. Колхозы еще теплились, но уже развал пошел. У людей полная апатия. Но скотину кормить надо, ей всё рано, что Горбачев, что Брежнев, она есть просит.

Вот, вечером заведешь свой «Урал» и едешь в поле. Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё. Нагрузишь полную коляску свеклы или кукурузы, да сверху мешка три, а он и не чует, идет как вкопанный, только покачивается. Изумительная техника. Ни разу не подводил. Раньше наш участковый иногда приезжал на поля, гонял, А как развал везде пошел, больше и не появлялся.

Так вот, увидел я в объявлении этот «Урал» и решил его посмотреть. Цена была вроде демократичная, она меня устраивала. Созвонился с хозяином, договорился и поехал.

Мотоцикл мне и на фотографиях понравился, а когда я увидел его наяву, решение было окончательное: беру! И хотя он выпуска еще 1985 года, но выглядел, как новый. Сразу чувствовалось, что был в хороших руках. Всё родное, краска чистенькая, ржавчины нет, на спидометре всего 19 тысяч.

Спрашиваю деда, а что же ты так дешево продаешь, сейчас простые мопеды стоят дороже? Говорит, а на что мне, один живу. Чего он будет стоять. Рассчитался я с дедом, установится погода, перевезу мотоцикл домой. Летом буду на нем на рыбалку ездить, за грибами.

Мне вообще нравятся мотоциклы. Машина машиной, но на мотоцикле совсем другое ощущение езды, природу и всё вокруг ты чувствуешь всеми клетками своего тела. Особенно, когда ездишь за городом. Эти запахи полей, трав, езда по разным буеракам и тропинкам, когда ветер в лицо – это же одно удовольствие.

Я жалею, что мода на мотоциклы прошла. А ведь в 70-80-х годах мотоциклы были почти в каждом дворе. Вся молодежь была на мотоциклах. У кого что: «Ява», «Чезет»», «Иж», «Восход» «Паннония», «Минск». Тяжелые мотоциклы молодежь как-то не очень любила. Они были с коляской, а нам нужно было «гонять».

Летом у нас вся жизнь была на мотоциклах. На них гоняли на речку, на танцы, в деревню к девчонкам, в походы. Не говоря уже о рыбалке и охоте. Романтика! А еще, хорошо было на мотоцикле знакомиться с девчонками. Подкатишь, бывало, лихо к ним, предложишь прокатиться – и всё. Уже пошел разговор ни о чем. Я так со своей будущей женой познакомился. Правда, потом развелся.

Мотоцикл «Минск-3»

Первый мотоцикл «Минск-3» или «козлик», как мы его называли, мне подарила мать после окончания школы. Взяла в кредит, по тем временам он стоил немало — 310 рублей, а её зарплата воспитательницы была 76 рублей. «Богато» жили. Но от мотоцикла я был просто в восторге.

Красного цвета, небольшой, красивый, легкий, очень удобный в управлении. Заводился всегда с пол-оборота. Большой скорости на нем не разовьешь, но до 70-ти км. разогнаться можно. Единственный минус – это 6-ти вольтовый аккумулятор. Его хватало буквально на один сезон. А купить новый в магазине было просто невозможно. Доставали «по блату» через третьи руки. И все же, я был очень доволен. До армии оставалось еще три месяца, и я не слезал с мотоцикла. А он ни разу меня не подвел. Это было самое счастливое время.

Мотоцикл «Ява»

Хотя мечтой всех ребят была чехословацкая «Ява». Ну, это была вообще красавица. Ярко-красного цвета, всё сделано аккуратно, чистенькая, поджарая, мотор работает тихо, очень скоростная машина. С ней соревноваться даже на «Иже» было бесполезно. Но её было не достать. Да и цена, тысяча с лишним рублей, большинству была не по карману. Поэтому и было их в городе всего несколько штук.

Мотоцикл «Паннония»

Зато, во всех «Культтоварах», стояли венгерские «Паннонии» с коляской. Давали в кредит свободно. Бери, не хочу. Только никто их особенно не брал. Почему, не знаю. Отзывы о них были не очень хорошие. Хотя, у отца моего друга был такой мотоцикл, и он его очень хвалил.

Ну, а я, когда вернулся из армии, взял в кредит «Иж Юпитер-3» с коляской. Это новая модель только вышла, достать её было просто невозможно, как, впрочем, и всё остальное в то время. Опять через знакомых на базе, за хороший подарок, я получил это «чудо». Очень красивый мотоцикл. Цвет был серый с белым. Очень элегантно смотрелся.

Мотоцикл «ИЖ Юпитер-3»

Но намучился я с ним потом, мама не горюй. Во-первых, очень грелся двухцилиндровый мотор, во-вторых, ночью на нем нельзя было ездить, так как генератор был очень слабым и один цилиндр постоянно отключался, а в-третьих, больше 70 км. его разогнать было невозможно. К тому же, у генератора постоянно «пробивало» якорь, наверно, из-за неправильно рассчитанной нагрузки.

А в это же время, друг купил «Яву» нового образца. И хотя старая модель мне нравилась больше, эта была тоже очень даже ничего. Кроме того, она не ломалась. Друг катается, а я постоянно ремонтирую свой «Юпитер». Нахлебался досыта. К разным специалистам ездил, все бесполезно. Говорят, недоработка конструкции. Так и продал его.

Мотоцикл «ИЖ-49»

Но, из всех советских мотоциклов, больше всего мне нравился «ИЖ -49». Был такой у моего зятя, и когда он к нам приезжал, я не мог на нем накататься. Мотор необоротистый, но в тяге очень сильный, как трактор. Приземистый, мягкий и послушный в управлении мотоцикл. Особенно мне нравилось его удобное сиденье на пружинах. Сегодня такие ретро мотоциклы стоят недешево. Да их и осталось не так много.

Сейчас рынок забит китайскими, корейскими, японскими мотоциклами, но на дорогах и в городе их все равно мало. Видно, эпоха мотоциклистов прошла. Хотя, фанаты есть.

012_moto_1210_058


М-64К 1969 года с 750-кубовым двигателем и рычажной передней вилкой себя не оправдал.
М-64К 1969 года с 750-кубовым двигателем и рычажной передней вилкой себя не оправдал.

До начала 70-х советские «коляски» не выезжали за рубеж. В 1971 году их, наконец, выпустили на три этапа Кубка ФИМ, предвестника чемпионата Европы. Команда состояла из трех экипажей: ирбитские пары Анатолий Сибирцев/Игорь Никонов и Валентин Телегин/Петр Сосновских, московский дуэт Валерий Алфеев/Александр Кузовкин. Выступали наши гонщики на 45-сильных машинах ИМЗ «Кросс-750». И хотя они стабильно попадали в первую десятку, бороться приходилось не на равных — у соперников мотоциклы были легче на 30–40 килограммов и гораздо мощнее наших (60–70 л.с.). Особенно поразили коляски иностранцев. Работать в них была значительно удобнее, они весили на 15–20 килограммов легче наших. Петр Сосновских и Игорь Никонов (умельцы от бога), с позволения иностранных коллег, внимательно изучили европейскую технику, сделав соответствующие замеры. На следующий год Европа, ранее пораженная «танкообразностью» русских тачек, увидела «цивилизованные» мотоциклы. На первом же этапе в Бельгии экипаж Анатолия Сибирцева/Игоря Никонова стали победителями, а Валентин Телегин с Петром Сосновских заняли третье место!

Ни в коем случае нельзя поддаваться гаражной романтике

Если вы все же подпустили к своему мотоциклу советчиков, приготовьтесь к тому, что они предложат вам выпить по рюмашке. Причем сделают это не алкаши, а вполне себе достойные мужики из соседних гаражей, скучающие и всегда ищущие с кем бы перекинуться парой слов.

Ничего дурного в этом нет, но это только первые сорок раз. В конце концов, дойдет до того, что по выходным в районе обеда вы будете уже изрядно пьяны и ничего путного делать не сможете, а вечерами будете объяснять чьей-нибудь жене, зашедшей за припозднившимся супругом со скалкой, что «Вася взрослый мужик, он сам знает, что к чему!».

Гаражная романтика имеет маслянистый привкус солидола и слез разрушенных семей. Подобный вид побега от унылого домашнего быта чреват проблемами, однако полностью отгораживаться и отвергать настойчивые попытки помочь не всегда стоит — иногда мужики могут снабдить полезными инструментами или даже запчастями.

GEAR UP 2021 — от 962 000 рублей


По информации на сайте, это самая популярная модель. Здесь в базе уже 19-ти дюймовые колеса, подключаемый привод на коляску, запасное колесо, противотуманные фары, канистра 10 литров и багажник на запасное колесо.

Дополнительно поставить можно все то же самое, что и в предыдущей модели: подогрев сидений и ручей, лобовые стекла, защиту двигателя. Также мотоцикл можно перекрасить в камуфляжный или черный матовый.

Кастомы с боковым прицепом

Самоделки бывают самые разные. Кто-то прикручивает к японскому чопперу коляску от мотоцикла «Паннония», кто-то и вовсе в качестве донора берёт спортбайк… Результаты бывают иногда очень смешные, вроде мотоцикла с двумя колясками. Но попадаются и достойные образцы, которые выглядят куда лучше, чем все их серийно выпускаемые собратья. Иногда попадаются и мотороллеры с коляской, хотя часто вместо них берётся какой-нибудь более мощный максискутер, способный уверенно тащить дополнительный вес.

014_moto_1210_058


Так наши гонщики впервые познакомились с зарубежной техникой.
Так наши гонщики впервые познакомились с зарубежной техникой.

С тех пор эти коляски в Ирбите стали называться «шведскими». Преимущество «шведской» коляски, по сравнению со старой, неоспоримо. Автору самому пришлось поработать на обоих вариантах. Стало значительно удобнее и безопаснее помогать водителю управлять мотоциклом, как в прыжке, так и на виражах, особенно на правом. В старом варианте приходилось загружать заднюю часть коляски, и стараться помочь водителю переместить переднее колесо в нужном направлении. Физически это было не так просто. В «шведской» коляске загружается передняя часть коляски и частично облегчается заднее колесо мотоцикла (идет незначительная пробуксовка), за счет центробежной силы гораздо легче пройти правый вираж. Да и петля в нижней части крепления дуги при прохождении левого помогала колясочнику цепляться ногой.

018_moto_1210_058


В «шведской» коляске загружается передняя часть коляски и частично облегчается заднее колесо мотоцикла.
В «шведской» коляске загружается передняя часть коляски и частично облегчается заднее колесо мотоцикла.

На следующий год в классе «650» пошли послабления. Разрешили «шведскую» коляску, маятниковую вилку, усиленную заднюю передачу, а вот сближенную КП не разрешили. Некоторые гонщики негласно обходили подобные запреты. Недостаток серийной коробки передач умело компенсировали заменой стандартной задней передачи-«восьмерки» (по количеству зубьев на хвостовике) на «семерку». В категории «1000» некоторые умельцы тоже обходили запреты по использованию комплектующих из капстран. Например, великолепно работающие газонаполненные амортизаторы Bilstein умело маскировали под самоделки.

Во второй половине 80-х, поняв, что мы далеко отстаем от Европы, чиновники от спорта сняли все ограничения. Класс «650» мгновенно преобразился. Серийную раму заменили на специальную, облегченную (автор был одним из разработчиков такой рамы и с успехом защитил дипломную работу на эту тему в Ирбитском мотоциклетном техникуме еще в начале 80-х). Появились «большие хода» как заднего колеса, так и коляски. А позднее — и моноподвеска заднего колеса с «прогрессией», дисковые тормоза обоих колес и т.д. Экспериментальный цех завода выпускал по 10–20 таких аппаратов в год до середины 90-х годов. Господство ирбитчан на «союзе» в классе «650», начиная с 1987 года, на этих машинах было неоспоримым, и только эпизодически на пьедестал попадали представители других команд.

009a_moto_1210_058


Мотоцикл «Кросс-650» был подготовлен для заводской команды к первенству СССР 1962 года.
Мотоцикл «Кросс-650» был подготовлен для заводской команды к первенству СССР 1962 года.

На первенство страны в Ирбит съехалось 38 экипажей, 9 из них уже были в разное время чемпионами СССР (титул экипажа всегда ведется по водителю). Среди них Евгений Косматов (Москва), Александр Разоренов и Юрий Соколов (оба из СК Вооруженных Сил СССР), Владимир Волчкевич (Ленинград), ирбитчане Генрих Вартаньян, Вениамин Губин, Анатолий Быков и другие. Результат поразил всех. В свободном классе «от 350 см³ и выше» весь пьедестал заняли представители одной команды — Ирбитского мотозавода. Титул чемпионов СССР выиграл экипаж Генрих Вартаньян/Виктор Каржавин, «серебро» взял дуэт Леонид Лешков/Евгений Королев, бронзовые медали достались паре Вениамин Губин/Геннадий Бородин. Да, это тот самый Вениамин Губин из далекого «сорок пятого»!

Следующей новинкой в 1969 году стал М-64К, уже с 750-кубовым двигателем, рычажной передней вилкой и увеличенным подшипником рулевой колонки. Однако этот мотоцикл не получил признания. Поводом послужил сход всех четырех экипажей заводской команды на первенстве страны в Вильнюсе. Причина одна — заклинивание подшипника рулевой колонки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]