Мотоциклы во время Второй Мировой Войны. Немецкие мотоциклы

На дворе майские праздники и как дань уважения к подвигу наших предков, хочется сделать обзор мотоциклов, принимавших участие на линии фронта и на гражданке. Что еще, кроме мотоспорта развивает мотоиндустрию? Война и гонка вооружений подстегнули развитие мотоциклов, потому что даже одна моторная единица способна изменить ход истории.

К моменту начала Второй мировой войны немецкие мотоциклы имели преимущество, поэтому с них мы и начнем наш обзор.

Вспоминаем курс истории. После первой мировой войны Германия была унижена и по договору она не имела права развивать оборонную промышленность в полной мере. Граждане страны не могли покупать достаточно дорогие на тот момент автомобили, зато мотоцикл был по карману любому обычному жителю разрушенной страны.

Развитие мототехники получило сильнейший толчок. Компания BMW и популярная на тот момент Zundapp вступили в конкуренцию за первенство на новом рынке.

BMW переключилась с рынка железнодорожных запчастей, а Zundapp до разработок мотоциклов занималась изготовлением снарядов и детонаторов.

Мотоциклы BMW

До 1924 года BMW выпускала гражданские мотоциклы, двигатель которого копировал английский оппозитный Douglas, но ближе к 1930 годам мотоцикл начал приобретать уже знакомые черты. Именно к этому времени BMW презентовал новую модификацию, получившую название R32, а первой реальной военной разработкой стал R35.

Новинки, введенные в строение мотоциклов к 1930м. годам:

  • Карданная передача вместо цепного привода. Кардан более удобен и безопасен в условиях военной нагрузки, требует меньших затрат и изнашивается меньше цепи
  • Телескопическая передняя вилка и вилка с гидравлическими амортизаторами

Модели мотоциклов компании BMW:

R35

R12

R66

R71

R75

Мотоциклы BMW разрабатывались с разными комплектациями для перевозки оружия, боеприпасов и транспортировки раненных. Отдельными версиями были мотоциклы для отрядов мотовойск и патруля-полиции. Мотоциклы имели кофры, крепления для орудий, даже кофры под автомат. Отличались большой грузоподъемностью и ремонтоспособностью, выпускались как с колясками так и одиночки-соло.

BMW зарекомендовал себя с наилучшей стороны, да еще и произвел целый фурор моделью R71, которая стала универсальной и одной из самых популярных.

Harley-Davidson WLA


Harley Davidson WLA 45
Небольшая модификация существующего гражданского мотоцикла, WLA Harley-Davidson была популярным байком среди американских вооруженных сил, которые использовали его для полицейской работы, разведки и связи. Его фары были изменены, по сравнению с гражданской моделью, чтобы соответствовать военным стандартам, а также WLA был оснащен специальными кронштейнами для перевозки автоматов. Учитывая, что он мог развивать скорость 105 км/ч, это был один из самых быстрых мотоциклов войны.

Мотоциклы Zundapp

KS600

KS750

Более дорогие в производстве мотоциклы Zundapp плотно вошли в немецкую армию с 1940 года. KS750 стал одним из самых тяговитых представителей мотоциклетных войск Вермахта. Модель повышенной проходимости могла форсировать мелкие водные преграды с полном погружением двигателя. Но погружение должно было быть коротким, чтобы мотоцикл не захлебнулся.

Регулируемая подвеска позволяла приспособиться к трудностям маршрута. Привод на коляску и запасной фильтр бензобака, суть которого заключается в помощи мотоциклу перемещаться даже с пробитым баком.

Компания Zundapp обонкротилась в 1984 году, однако запомнилась как производитель военных мотоциклов повышенной проходимости.

Мотороллер Cushman Airborne


Cushman Airborne Model 53
Скутеры Cushman появились в начале войны и предназначались для посетителей и сотрудников на больших военных базах США. Поскольку данная модель доказала свою полезность, в 1944 году выпустили новую версию для использования воздушно-десантными войсками. Как и Excelsior Welbike, Cushman Airborne сбрасывали на парашюте и собирали на земле после приземления, чтобы сделать парашютистов более мобильными. В некоторых моделях не было фар, но Cushman был более эффективен, чем Welbike.

Kattenkrad он же Sd. Kfz. 2

Верхушка айсберга среди тяговитых мотоциклов. Kattenkrad — гусеничный мотоцикл с двигателем от компании Opel в полтора литра заменял основную гужевую силу, перетаскивая тяжелые орудия и даже самолеты. Самый грузоподъемный вид мототранспорта в армии противника. Очевидными минусами такой разработки стали сложности в проходимости в диагонали на возвышенности, крайне неудобная посадка и высота сидения, из-за которой пилот с явным трудом покидал свое место в случае беды. А переворачивался Kattenkrad достаточно часто, особенно на резких и крутых поворотах.

Минская копия ММВЗ М1М «Минск»(1951) МАКАКА…. так звали его в народе


0
Это был отличный мотоцикл – красивый и надежный. В 1951 году приказом Министерства автотракторной промышленности СССР производство М1А из Москвы перенесли в Минск на Минский Мотоциклетно-Велосипедный Завод (ММВЗ). М1А выпускался до 1956 года, пока ему на смену не пришла модернизированная модель М1М. Проще всего отличить новую модель по иным сварным переднему и заднему крыльям, которые получили закаты – характерная черта мотоциклов тех времен. Именно благодаря этой особенности М1М смотрится гораздо более олдскульно, нежели М1А. Как и М1А,

4.

DKW — Dampf Kraft Wagen

Немцы придумали свое сокращение для мотоциклов этой фирмы — Des Knaben Wunschили, Das Kleine Wunder, что переводится как «мечта мальчишек» и «маленькое чудо».

Маленькие и юркие мотоциклы в рядах немецкой армии, со скромными габаритами и маленькими объемами двигателя, стали очень популярны вне фронта за размеры и экономичность.

RT125

NZ350

Общий итог: последствия Первой Мировой Войны заложили благотворную почву в Германии для успешного развития мотоциклетной индустрии и целой ниши этого вида транспорта. К началу Второй Мировой Войны и в разгаре конфликта, мотоциклетная промышленность вышла на новый виток развития, улучшая характеристики проходимости, выносливости техники и ремонтоспособности в условиях, как говорится — на коленках.

История четырех колец, или Как немецкие DKW превращались в советские мотоциклы

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны недавно открылась выставка «Следы войны», на которой можно увидеть историю немецких и советских мотоциклов. Ее уникальность состоит в том, что вживую присутствует редчайшая техника DKW военного времени из коллекции Алексея Тикунова. О том, как немецкие DKW превращались в советские мотоциклы, читайте в нашем материале.

Выставка «Следы войны» — это совместный проект музея и коллекционера Алексея Тикунова. В центре внимания любителя мотоциклетной техники — модели DKW военного времени. После главной катастрофы ХХ века их сохранилось очень мало, но Алексей Тикунов буквально по крупицам восстановил мотоциклы из оригинальных немецких запчастей. Более того, техника на ходу, несмотря на нелегкую судьбу.

«Пощупай руками раму снизу, — говорит Алексей. — Этот DKW РТ 125 воевал — вся его задняя часть была посечена осколками. Судя по всему, вначале он наехал на мину передним колесом, сработал замедлитель — взрыв произошел под задним колесом…»

Дыхание войны — в каждом экспонате. Сколько трагедий и смертей видели эти мотоциклы?

Выставка разделена на блоки, в которых отражено начало войны, отступление немцев и повседневная жизнь в послевоенные годы. Отдельным блоком выделена полевая ремонтная зона. Соответственно техника стоит в хронологическом порядке: сначала выставлены мотоциклы DKW, а затем советские модели Московского, Минского и Ижевского мотоциклетных заводов.

«После Версальского договора 1919 года немцы были очень стеснены в возможностях развития военной техники, — рассказывает коллекционер. — Поэтому они активно развивали те виды техники, которые были разрешены. Мотоциклы никто не запрещал, поэтому большой скачок немецкие инженеры совершили в развитии двухколесного транспорта. В годы войны на мотоцикл было возложено множество различных функций, техника использовалась даже в качестве тягачей».

Мотоцикл позволял относительно дешево и экономично моторизовать целые подразделения. В нем видели соответствующую времени замену на полях сражений верховой лошади. Поэтому двухколесная техника до войны в Германии активно развивались. А фирма DKW была одним из лидеров мотоциклетной промышленности. Кроме того, здесь производили и автомобили.

К слову, о знаменитых четырех кольцах. Этот значок появился в 1932 году, когда произошло объединение четырех производителей: Audi, DKW, Horch и Wanderer.

Итак, переходим к самим мотоциклам. Первый экспонат — DKW KS 200 1938 г.в. из музейного фонда. Создан он был в 1936 году специально для молодежи. Купив этот мотоцикл, каждый молодой человек получал возможность бесплатно обучаться в мотошколе DKW. Развитая сеть сервиса, небольшая цена (540 рейсхмарок), доступность запчастей — мотоциклы сразу «улетели» в стотысячные тиражи.

DKW KS 200 представлял собой облегченную версию появившегося ранее SB 200. Бак мотоцикла был меньшего объема по сравнению с SB 200, который позиционировался как туристический байк. Двигатели у них были похожими: двухтактные 200-кубовые «одностволки» мощностью 7 л.с. Да, на фото мы видим две выхлопные трубы, но это специфика двигателей DKW, оснащенных системой петлевой продувки цилиндров. Сами моторы одноцилиндровые.

DKW KS 200 был нацелен на молодых покупателей, любящих быструю езду. Максимальная скорость — 90 км/ч, что очень неплохо по тем временам. Выпускался мотоцикл до 1940 года. Некоторые из экземпляров, в том числе и этот, побывали на войне, хотя на фронте KS 200 не использовался, только в тылу, поскольку оказался слаб для настоящего бездорожья.

Следующий экспонат выставки — DKW NZ 350 — производился в 1938-1945 годах в различных модификациях. У предка советских «Ижей» была как гражданская, так и армейская версии. Двухтактный одноцилиндровый мотор объемом 346 куб.см выдавал 11 л.с.

«Некоторые узлы дублировались: у ножного рычага переключения передач был ручной дублер, ключом зажигания можно было выбрать вариант пуска с аккумулятором и без аккумулятора, — комментирует Алексей. — То есть в любом случае солдат должен был убежать. Весит мотоцикл всего 135 килограммов за счет того, что многие детали, в том числе и двигатель, выполнены из алюминия».

Конкретно этот экземпляр — версия для вермахта 1941 г.в. Таких мотоциклов было выпущено всего 2500 штук, все они ушли на фронт.

«Если мы считаем редким Иж-350, выпущенный в мирное время в количестве 127.000 штук, то понимаете, насколько этот DKW NZ 350 1941 года выпуска уникален?»

Подвергавшийся небольшим «мутациям» DKW NZ 350 выпускался до самого конца Второй мировой войны, в которой принимал самое активное участие наряду с «четырехтактниками» от BMW и Zundapp.

Каждая деталь старого мотоцикла — триумф немецкой педантичности.

«Немецкий мотоцикл очень легко собирать, — рассказывает реставратор. — У меня есть каталог, в котором конструкция описана в мельчайших подробностях, до каждого болтика. Вот, к примеру, клейменные болты. В этом мотоцикле более 100 таких болтов Ribe и Verbus. Немецкий мотоцикл собрать просто».

Хотя с запчастями не все так просто. При реставрации что-то Алексею приходится заказывать новодельное, поскольку часть деталей просто физически не может сохраниться с тех времен. Например, седло приехало из Польши. Попытка поставить «родные» шины не удалась, так как они взорвались. Поэтому Алексей приобрел новые, благо чешская компания по производству мотошин Mitas занимается и ретрорезиной. Но в основном запчасти полностью оригинальные. И именно немецкого производства, а не их советские копии.

В связи с этим совет «МотовелоРетродеталь» и Oldtimer Garage). Почему бы на старых станках не запустить производство деталей для раритетной техники? Спрос в Европе на них есть. По мнению Алексея, хорошо бы продавались спицы на M1A (DKW RT) и различные резиновые изделия вроде ручек и подножек.

«Я не мог понять, почему долго не находил хвост на заднее крыло, — рассказывает Алексей. — Оказалось, что немцы их просто выбрасывали, когда они забивались грязью в России. Самое интересное — этот хвост так и нашли отдельно от мотоцикла. К слову, все тактические знаки, что вы видите на этой детали, восстановлены миллиметр в миллиметр».

Кстати, более подробно о процессе восстановления этих мотоциклов можно почитать на специализированном форуме в темах пользователя tikynoff.

Еще один любопытный факт — мотоциклы перед отправкой на фронт или в тыл должны были иметь допуск Siemens или Bosch на отсутствие радиопомех.

Идем дальше. DKW RT 125, прообраз нашего «минскача», появился в 1939 году. Это была миниатюрная копия DKW NZ-350. И передняя вилка параллелограммной конструкции с фрикционным амортизатором, и силовой агрегат, и рама — все очень похоже. Но все его части были миниатюрными, придавая мотоциклу некую «игрушечность». Зато переключение передач было ножным, что для того времени являлось весьма прогрессивным решением.

Преимущества мотоцикла — простота, дешевизна, надежность. Настоящий автомат Калашникова в области мотостроения. Если бы он не был надежным, немцы бы его просто сняли с производства во время войны. Все модели RT 125 имеют одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением рабочим объемом 123 куб.см и мощностью от 4,75 до 6,5 л.с. (в зависимости от версии) с двухканальной возвратной продувкой. Максимальная скорость — от 75 до 90 км/ч, вес — около 70 кг. Существовали как гражданские RT 125, так и версии для вермахта.

Это наиболее скопированный мотоцикл всех времен и народов. Его копии под разными именами после войны производились в СССР, ГДР, Польше, Индии, Великобритании, США (Harley-Davidson Hummer), Японии (Yamaha YA-1 — первый мотоцикл Yamaha), Италии и Венгрии.

Конкретно этот мотоцикл — упрощенный военный вариант 1941 г.в. На нем установлены оригинальные шины и седло. Даже лампочки в фарах — именно 1941 года. Осколочные ранения, пулевое отверстие — мотоцикл явно попадал в передряги.

«У немцев все очень четко, — комментирует Алексей Тикунов. — Зачем в тылу использовать более тяжелый 350-кубовый мотоцикл, когда можно ездить на маленьком экономичном 125-кубовом? На таком мотоцикле ездил даже Вильгельм Кубе».

По словам Алексея, сложнее всего на этот мотоцикл найти сигнал. Он пластмассовый, поэтому легко трескался на морозе и разбивался при падениях. На сигнале изображена печать. Как вы уже поняли, у немцев в те годы было промаркировано все, что только можно: болты, ниппели, камеры для шин и т.д.

Следующий экземпляр — военный DKW NZ 350-1 WH 1944 года. Доказав свою необходимость в армии, «350-й» в 1943-м получил новую военную модификацию, имевшую некоторые отличия от прежней. У него были грязеотбойные щитки, дополнительное мягкое сиденье для второго номера, фильтр инерционного типа. В последние годы выпуска двигатель в целях экономии «крылатого металла» для авиации получил чугунный картер, что изрядно утяжелило мотоцикл.

Надписи говорят о том, что не нужно забывать смешивать бензин с маслом, а также не оставлять ключ в замке зажигания на стоянке, потому что есть риск угона мотоцикла партизанами. Что любопытно, у моделей DKW был указатель включенной передачи, правда, механический. Тем не менее такая опция имеется далеко не у всех современных мотоциклов!

А вот поздний военный DKW RT 125 WH 1944 года. Его особенности — резиновое седло, чугунный двигатель, стальные лапки, бугеля из толстых трубок и т.д.

Всего до конца войны вермахт получил около 12.000 экземпляров DKW RT 125 всех версий, благодаря чему модель стала одним из самых массовых армейских мотоциклов. Пробежал конкретно этот DKW всего 5600 км до того момента, как немцы закопали его при отступлении, чтобы техника не досталась советским войскам.

Также на выставке отдельным блоком показана полевая мастерская с различными запчастями для немецких мотоциклов.

Далее в хронологическом порядке — советские мотоциклы. По решению союзников любое предприятие, поставлявшее вооружение вермахту, подлежало демонтажу. Поэтому в качестве компенсации ущерба, нанесенного народному хозяйству СССР, в страну были вывезены техническая документация и оборудование с завода DKW в городе Цшопау. В Советский Союз также были доставлены немецкие инженеры и некоторые запчасти со складов. Так из RT 125 получился М1А «Москва», который сначала производился на Московском мотоциклетном заводе. Что любопытно, иногда на мотоциклах первых лет выпуска встречаются немецкие запчасти с оригинальным клеймением. Параллельно с производством в Москве мотоцикл под именем К-125 «Ковровец» выпускался и в г. Коврове, на небезызвестном ЗиДе.

В 1951 году с Московского мотозавода на Минский велозавод было передано производство мотоциклов М1А. Так появились первые «минскачи». Их собирали из московских комплектующих, чем объясняется надпись «Москва» на бензобаке. Надпись «Минск» появилась в 1954-м, а за год до этого у мотоцикла появилась телескопическая вилка и генератор переменного тока, благодаря которому удалось избавиться от аккумулятора.

На выставке представлен экземпляр 1954 г.в. в «родной» краске с пробегом чуть больше 5000 км.

Мотоцикл «Минск» М-103 — это дальнейшее развитие М1А и М1М от Минского мотовелозавода. Выпускался он с 1961 по 1964 год.

ИЖ-350 производился Ижевским машиностроительным заводом в 1946-1951 годах. Он представлял собой смесь разных версий немецкого DKW NZ 350. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки и некоторые другие детали — как у более поздних, выпускавшихся уже во время войны. В основном же ранние советские «ижи» и «минскачи» — это поздние армейские версии немецких DKW.

Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы, но общий вид и конструкция были практически идентичными немецкому оригиналу. Для своего времени это был современный, простой и надежный мотоцикл.

С 1961 по 1966 годы выпускался «ИЖ-Юпитер». Корни DKW чувствуются и в нем… Двигатель тут двухцилиндровый, похож на мотор модели NZ 500.

Немецкая конструкторская мысль до войны произвела на свет ряд прогрессивных для того времени мотоциклов, которые впоследствии превратились в советские модели. Визуально эту историю можно увидеть в музее — выставка продлится до 17 июля. А Иж-350 и DKW-350-1 будут участвовать в ретромотофестивале «Кола Часу», который пройдет 25 июня под Минском. Мотоциклы уже заправлены и готовы к бою!

Площадкой для четвертого фестиваля раритетной мототехники станет Гребной канал на Заславском водохранилище. Судя по насыщенной программе, «Кола Часу» должно стать одним из самых ярких событий этого лета.

Юрий ГЛАДЧУК Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ ABW.BY

Sokół 125 (1947)


0
Польского мотопрома после Второй мировой войны не было. Техническая документация и заводское оборудование были уничтожены или реквизированы. К счастью, многим изобретателям удалось выжить. Когда новое правительство решило начать производство мотоциклов — решение было принято 1 июля 1946 года — конструкторы сразу же приступили к работе. Времени было мало, поэтому новый мотоцикл должен был основываться на более ранней успешной конструкции. DKW RT 125 был выбран; без сомнения, хороший выбор. IFA, Moskwa, BSA, даже Harley-Davidson также скопировали его.

11.

Послевоенная Английская копия BSA Bantam. «BSA-D1» (1948—1951 гг.)


0
ЗЕРКАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ В блестящем образце адаптивной инженерии BSA «перевернул» или перевернул всю конструкцию двигателя, создав зеркальное отражение оригинала. Это было сделано, чтобы переместить рычаг переключения передач и кикстартер на правую сторону, где Бог их предназначил. Они также преобразовали все это из метрических в дюймы и добавили британскую электрику (о боже!).

9.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]