13 легендарных военных мотоциклов из армий советских врагов и союзников во Второй мировой


По сравнению с другой военной техникой, они выглядели не такими мощными и не такими защищёнными, то тем не менее, мотоциклы широко использовались во Второй мировой войне. Их использовали в первую очередь посыльные и разведчики. Многие страны, которые принимали участие в боевых действиях, выпустили в то время собственные модели авто, которые вызывают интерес и сегодня.

Puch 800

Многие из мотоциклов, используемых во время войны, были гражданскими моделями, которые военные просто перекрасили. Одним из примеров подобного подхода стал австрийский мотоцикл Puch 800, который армия закупала напрямую с завода для собственных нужд. Его самой необычной особенностью был небольшой двигатель, установленный поперек рамы. Обычно мотоцикл был оборудован коляской.

FN M12

Компания FN в Льеже продавала гражданские мотоциклы бельгийской армии со времен Первой мировой войны. После выпуска модели M86 в 1936 году, бельгийцы решили разработать модель специально для военного использования.


FN M86 Super Sport 1937. Гражданская версия модели FN M12

M12 был значительно лучше, чем M86. Его оснастили коляской с креплениями для пулемета спереди и сзади. Более мощный, по сравнению с базовой моделью, двигатель приводил в движение как заднее колесо, так и колесо коляски. Благодаря наличию задней передачи мотоцикл мог хорошо маневрировать даже на небольших пространствах.

CZ 175

Это один из нескольких похожих моделей мотоциклов, созданных для чехословацкой армии в 1930-х годах. Одноместный CZ 175 вовсе не был мощным — его скорее создали, как легкую маневренную модель, которой можно было бы легко управлять даже на пересеченной местности. Только переднее колесо имело подвеску.


Модель 1939 года CZ 175

Мотоциклы Победы – фотогалерея

12 архивных фотографий мотоциклов, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Не секрет, что тяжелый советский мотоцикл М-72 был «подсмотрен» у врага – это практически точная копия немецкого R71 от ]BMW[/anchor]. Промышленный шпионаж был вполне оправданным решением в условиях военного времени: во-первых появилась острая необходимость срочно наладить сборку специальных армейских мотоциклов, а подходящих наработок в СССР тогда не было, во-вторых BMW R71 был крайне популярен в Вермахте и победил по надежности, выносливости и характеристикам в государственных межведомственных испытаниях, проведенных Главным автобронетанковым управлением Красной армии среди 15 мотоциклов различных классов и моделей.


1. Первые мотоциклы М-72, изготовленные в Москве, отправляются на фронт. Конец 1941 года.

5 тайно закупленных в Швеции R71 дали старт производству более чем 8500 машин серии М-72, выпускавшихся с 1941 по 1960 год и не поступавших в свободную продажу до середины 50-х годов. Мотоцикл производился как в одиночном варианте, так и с коляской. Модель активно оснащалась различным допоборудованием и выпускалась в самых разных модификациях.


2. М-72 с крупнокалиберным пулемётом ДШК, установленным на коляске

Производство было развернуто в кратчайшие сроки и неоднократно переносилось – наступление захватчиков заставляло эвакуировать целые заводы с оборудованием и незавершенными узлами мотоциклов, а также использовать все доступные людские ресурсы – женщин, стариков и школьников.

Одна смена на заводе длилась в среднем по 10-12 часов, производство работало круглосуточно.


3. Мотоцикл М-72, оснащенный специальным кронштейном под пулемёт ППШ. Судя по форме, фото сделано до 1943 года.

Импортные мотоциклы военным тоже были очень нужны – советская промышленность в 1941–1942 годах совершенно не отвечала реальным нуждам Красной Армии. В срочном порядке были закуплены более 20 000 мотоциклов с колясками, состоявших на вооружении этих стран. В основном это были мотоциклы марки Harley-Davidson и Indian.


4. Harley-Davidson WLA-42 с миномётом

Советские специалисты отмечали несовершенство конструкции и повышенный расход топлива на «Харлеях», а также малую, по сравнению с BMW R71, мощность двигателей «Индианов».


5. Бойцы Красной Армии осматривают трофейные DKW RT350 – предка ИЖ-350.

Отряды мотоциклистов играли важную роль в театре военных действий. В большой войне мелочей не бывает – мотоциклетные части, обладая большой подвижностью, огневой мощью и проходимостью, способны решать самые различные задачи на передовой.


6. Мотоцикл ТИЗ АМ-600 и бронеавтомобиль БА-10 – мотоциклист доставляет пакет в период Финской войны.

Подразделения мотоциклистов совместно с танковыми войсками наносили серьезные удары по противнику, нарушая коммуникации и ослабляя активность врага на важных участках фронта.


7. Марш-бросок танковой дивизии и мотоциклетного отряда.

В октябре 1941 года, когда гитлеровцы рвались к Москве, на одном из направлений для наших частей создалась опасная обстановка.

Для ликвидации прорыва противника был вызван 36-й мотоциклетный полк, прошедший более 500 километров за 19 часов без остановок и отдыха. В течении четырёх дней, до прихода подкрепления, полк держал оборону и остановил яростные атаки немецких войск.


8. Зимний марш мотоциклетного отряда

После прорыва танками обороны противника под Сталинградом, 8-й мотоциклетный полк, действуя в качестве передового отряда крупного танкового соединения, совершил рейд вглубь наступающих немецких войск и парализовал тылы противника, «обескровив» нападение.


9. Советские дети и солдаты мотоциклетных войск Красной Армии.

Мотоциклы были незаменимым средством передвижения, связи, разведки, а также помогали войскам удерживать захваченную у противника местность и действовали как отдельные боевые единицы.


10. Разведывательный мотоотряд.

Поставленный на конвейер всего за год, М-72 зарекомендовал себя самым лучшим образом в максимально тяжелых условиях. Вплоть до 1943 года запрещалось вносить изменения в конструкцию, заимствованную у БМВ Р-71.


11. Глубокий снег и жидкая грязь – одни из немногих напастей, серьезно мешавших проезду тяжелых мотоциклов с коляской. За годы войны в Советский союз было ввезено около 30 тысяч мотоциклов из-за рубежа – почти в два раза больше, чем произвели своих М-72. Но, несмотря на трудности освоения нового производства и наспех заимствованную конструкцию М-72, мотоцикл сыграл огромную роль в великой Победе. Этот опыт серьезно продвинул вперед мотоциклетную технику страны и«потомки» М-72 пережили СССР, до сих пор выпускаясь в России под маркой Урал.

Самыми аутентичными пращуру моделями Урал являются M70 с коляской и Ретро-Соло.


12. Мотоциклы воинов-освободителей на улицах Бухареста.

В начале 50-х М-72 часто модернизировали, причем если на Уральском заводе мотоцикл «Урал» пришел на смену М-72 уже в 1961 году, то Киевский «оппозит» дожил на конвейере до 80-х годов.

Видеообзор мотоцикла М-72:

Gnome-Rhone 750 Armee

Построенный в 1938 году для французской армии, мотоцикл Armee был более прочной, более тяжелой версией распространенных гражданских моделей. Обычно его оборудовали коляской и устанавливали двухцилиндровый двигатель объемом 750 куб. см. с приводом на заднее колесо.


Gnome-Rhone 750 Armee

Усовершенствованная версия AX2 была оснащена двигателем объемом 804 куб. см, который обеспечивал превосходную тягу, позволяя байку лучше ездить по пересеченной местности.

BMW R75

Большой, тяжелый мотоцикл R75 был одной из нескольких немецких моделей, построенных специально для использования с коляской. При этом коляска была оснащена специальными стойками-креплениями для тяжелого пулемета или огнемета, превращающими мотоцикл по сути в мобильную платформу для оружия.


Мотоцикл BMW R75 с коляской

Эти транспортные средства в основном использовались в подразделениях Kradschützen — мотоциклетных батальонах при танковых дивизиях. Их иногда также использовали парашютисты, перевозя R75 в трюмах самолетов «Юнкерс 52».

Мотоциклы, вперед! Двухколесная конница Красной армии


Двухколесная конница Красной армии / Фото: img-fotki.yandex.ru
В годы Великой Отечественной войны мотоциклы активно использовали немецкие войска. Но не многие знают о том, что в составе Красной армии действовал 41 мотоциклетный полк, шесть из которых стали гвардейскими.

Фото art16.ru

В Подмосковье, наряду с образцами современной боевой техники, можно было ознакомиться с большим количеством экспонатов ретро-техники. Многие посетители 20 павильона наверняка не прошли мимо уникальной экспозиции военных мотоциклов времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Здесь можно было увидеть мотоциклы известных марок BSA WM-20 и ИМЗ М-72, Harley Davidson WLA-42 и BMV R-75, Zundap RS-750 и МВ-750 (К-750 «Днепр») отечественного и зарубежного производства. Неизменный интерес вызывали мотоциклы необычного дизайна в стиле стимпанк и созданные по мотивам игры «Война миров».


Мотоцикл стиля стимпанк / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов


Мотоцикл по мотивам игры «Война престолов» / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов

В «мотоциклетной» ретро-экспозиции был представлен и редкий экспонат из коллекции мотоклуба «Ночные волки» – мотоцикл-кабелеукладчик из состава 8 отдельного мотоциклетного полка.

Интерес к этой экспозиции неудивителен и вполне объясним. Ведь почти в каждом фильме о второй мировой войне есть сюжеты, в которых немцы действуют на мотоциклах. Однако сегодня далеко не многие знают о том, что против немцев в составе Красной Армии действовал 41 мотоциклетный полк, 6 из которых стали гвардейскими. Одним из них был 8 отдельный мотоциклетный полк (омп) под командованием Петра Алексеевича Белика

.


Фото: yandex.ru

Полк был сформирован в Забайкалье (Манчжурка) и в августе 1940 г. под командованием майора Белика вошел в состав 5 механизированного корпуса. В мае-июне 1941 г. полк в составе 16 армии Киевского военного округа принял боевое крещение в первые дни войны. В августе 1941 г. полк вошел в состав сводного отряда 22 армии, а в последующем — сводной бригады (дивизии) 29 армии. В дальнейшем полк участвовал в Смоленском сражении и в битве под Москвой. В октябре 1941 — августе 1942 гг. полк восстанавливал боеспособность в районе Байгуши (Владимирский район). В августе 1942 г. 8 омп убыл на фронт в составе 5 танковой армии и находился в действующей армии по 9 мая 1945 года.


Мотоцикл 8 отдельного мотоциклетного полка типа BMW R-75 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов

Прославился 8 омп на Юго-Западном фронте в ходе операции по разгрому немецких войск под Сталинградом. В первый же день советского наступления полк с ротой танков Т-34 и истребительно-противотанковой артиллерией вошел в прорыв и с 19 по 28 ноября 1942 г. при полном отрыве от главных сил в глубоком тылу противника уничтожал его штабы, связь и подходящие резервы.

В результате его действий за 8 дней было убито до 800 и взято в плен 1100 солдат и офицеров противника, уничтожено 7 складов с боеприпасами и продовольствием, 247 автомашин, 14 танков, 16 самоходных и 15 противотанковых орудий, 11 самолетов, выведена из строя железная дорога и линия связи на перегоне Сталинград — Лихая. Полк освободил из плена 850 человек и сформировал 8 партизанских отрядов в составе 30-50 человек каждый.


Фото / img-fotki.yandex.ru

При этом 8 омп потерял всего 26 человек и 3 мотоцикла. На девятые сутки полк соединился с наступавшими частями фронта. За этот рейд 18 декабря 1942 г. полк был преобразован в 3 отдельный гвардейский мотоциклетный полк, а в феврале 1943 г. его командир подполковник Петр Белик был удостоен звания Героя Советского Союза.

Генерал Петр Белик / Фото yandex.ru

Белик Петр Алексеевич

(6.10.1909-12.06.1980) уроженец с. Жуковицы Киевской обл., Украина. Генерал армии, Герой Советского Союза. Окончил Киевскую пехотную школу (1930), Московские бронетанковые курсы (1932), Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба (1953). В Красной Армии с 1927 года, на фронте — с июня 1941 г. В 1943 г. участвовал в сражениях под Харьковом и битве за Днепр. После окончания краткосрочных Высших академических курсов при Военной академии бронетанковых войск РККА (1944) вернулся в полк и участвовал в освобождении Белоруссии и Восточно-Прусской наступательной операции. В послевоенный период служил на должностях первого заместителя главкома ГСВГ и командующий войсками ЗабВО (1966-1979), а затем в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Награжден орденами Ленина (3), Октябрьской Революции, Красного Знамени (4), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 степени, медалями и иностранными орденами.

Отдельный мотоциклетный полк времен войны предназначался для ведения разведки, развития успеха и решения других задач. Для этого он был оснащен новейшими по тем временам оружием и техникой. Состав и количество подразделений полка определялись решаемыми задачами и были непостоянны. Штат мотоциклетного полка РККА от 22 июня 1941 г. предусматривал наличие 1417 человек, 389 и 45 мотоциклов с коляской и без нее соответственно, 17 бронеавтомобилей, шесть 45-мм противотанковых орудий и 24 (50-мм) минометов. На каждом мотоцикле с коляской размещались, как правило, 3 бойца с карабинами (автоматами) и ручным пулеметом.


Тяжелый мотоцикл МВ-750 (впоследствии К-750 «Днепр») с коляской. Состоял на вооружении войск связи / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
Техническая справка
BSA
WM-20
– британский армейский мотоцикл, который по ленд-лизу поставлялся Красной Армии. Кроме того, он состоял на вооружении австралийских, британских и новозеландских войск. За период 1937-1955 гг. выпущено 126000 единиц. При массе 176 кг и мощности двигателя 13 л.с. мог двигаться с максимальной скоростью 90 км/ч.


Мотоцикл BSA WM-20 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов

ИМЗ М-72

– отечественный тяжелый мотоцикл. В период с 1941 по 1960 гг. выпущено (г. Ирбит) 330000 единиц. С 1941 г. поступал в армию, с 1954 г. — в народное хозяйство. Двигатель мощностью 22 л.с. обеспечивал движение мотоцикла массой 110 кг с максимальной скоростью 110 км/ч.


Тяжелый отечественный мотоцикл ИМЗ М-72. Дошел до Берлина и Праги / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов

Harley
DavidsonWLA-42
– армейский вариант американского гражданского мотоцикла серии WL. От гражданской модели отличается наличием мощного заднего багажника для перевозки радиостанции и чехла для автомата «Томпсон», а также фонарями со светомаскировкой. Выпускался в США с 1942 по 1945 гг. При массе 230 кг двигатель мощностью 24 л.с. обеспечивал максимальную скорость 110 км/ч.


Американский мотоцикл Harley Davidson WLA-42 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
BMVR-75
– мотоцикл с коляской повышенной проходимости немецкого производства. В период с 1941 по 1946 гг. выпущено 18000 машин. Создан с учетом опыта военных действий 1940 г. на Балканах и Ближнем Востоке. Имел запасное колесо, отсеки для хранения снаряжения и боеприпасов, вертлюг на коляске для пулемета. Экипаж – 2-3 человека. При массе 420 кг двигатель мощностью 26 л.с. обеспечивал движение со скоростью до 95 км/ч.


Мотоцикл BMV R-75 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов


Мотоцикл Zundapp KS-750 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов

Zundap
RS-750
– немецкий мотоцикл для применения в условиях тяжелого бездорожья. Производился в Германии и за период с 1940 по 1948 гг. произведено 18695 единиц. Поставлялся для корпуса Роммеля в Африку и на другие театры военных действий. Двигатель мощностью 25 л.с. обеспечивал движение мотоцикла массой 420 кг со скоростью до 95 км/ч.

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Соколов www.arms-expo.ru 1

Zundapp KS750


Zundapp KS750
После появления BMW R75, компания Zundapp решила тяжелый военный мотоцикл, которым стала модель KS750. Имея аналогичную компоновку и размер двигателя с R75, а также стандартизированную коляску, KS750 почти не отличался от модели BMW. Его использовали для аналогичных целей — с огнеметом или пулеметом, установленным на коляске.

Великая Отечественная война и военные мотоциклы

Немецкие мотоциклы второй мировой войны представляли собой ассортимент лишь из двух моделей – BMW R75 и Zundapp KS750. Они отлично проходили по бездорожью и выдавали неплохую мощность. Оба агрегата обладали полным приводом, выводим на колесо коляски. Вот только стоимость этих моделей не позволяла использовать технику на территории Германии. Поэтому вся выпускаемая техника с конвейера отправлялась в заграничные корпуса. Так продолжалось с 40-го по 42-ой год. Затем появилось решения выпустить доработанную версию KS750 с прицепом от BMW. Правда модель так и не выпускалась в массовом производстве, поскольку предыдущий заказ от государства на 40 000 экземпляров моделей с коляской не был выполнен в полной мере, остановившись на выпуске примерно 17 000 мопедов.

На протяжении всего военного времени немцами выпускался мотоцикл на гусеничном ходу. Такое новшество было удивительно не только для противников, но и для самой Германии. Модель получила название Kettenkrad и выпускалась в течение пяти лет, за которые было создано около 8,5 тысяч таких аппаратов. За счет установленных гусениц была значительно повышена проходимость байка в самых сложных условиях. Правда при поворотах техника частенько переворачивалась, в то время как водитель не успевал спрыгнуть из-за сложностей посадки. Более того значительный вес агрегата не позволял подниматься по склонам диагональной траекторией.

Так же как и все немецкие мотоциклы второй мировой, Kettenkrad имел большой двигатель объемом в полтора литра. Правда, внешним видом такой аппарат скорее напоминал боевую машину пехоту малых размеров, нежели мотоцикл. На нем удобно было перевозить людей. Также радовала легкость управления, пусть и с небольшими недочетами, однако для байка с такими габаритами задумка была очень неплохой. Гусеничный мотоцикл вермахта, при всем обилии железного покрова, весил довольно немного – всего 325 килограмм. Для двигателя объемом в 1,4 литра, выдававшего 26 лошадиных сил, такая масса не доставляла особых проблем.

Немецкие агрегаты произвели большое впечатление не только на советских производителей. После войны было создано много зарубежных аналогов модели BMW R71. Например, Харлей позаимствовал у БМВ четырехступенчатую КПП и привод карданного вала на заднюю часть мотоцикла.

Type 97

Построенный в 1937 году, Type 97 был японским подражанием американскому Harley-Davidsons. Мотоцикл использовался главным образом на японских островах, но иногда его можно было увидеть и за границей, когда японские войска пытались захватить Восточную Азию.


Военные толкают мотоцикл через реку

Type 97 иногда использовали просто как обычный мотоцикл, а иногда устанавливали легкую коляску. Обычно его не оснащали никаким оружием, хотя на коляске иногда устанавливали пулемет.

Excelsior Welbike

Британский Welbike имел очень необычный дизайн. Для того, чтобы сделать воздушно-десантные войска более мобильными, модель сделали достаточно небольшой, чтобы ее можно было упаковывать в контейнер и сбрасывать на парашюте. В результате на свет появился крайне неудобный мотоцикл с крошечными колесами и маломощным двигателем объемом всего 98 куб. см. Сиденье и передняя стойка были откидными.


Excelsior Welbike

На Welbike нельзя было навесить вообще никакого снаряжения, он был почти бесполезным на пересеченной местности, а также мотоцикл был непригоден для десантников высокого роста. Военные быстро отказались от мотоцикла, но вскоре после войны его начали использовать на гражданке как относительно дешевое и легко переносимое транспортное средство.

Norton 633


Norton 633.
Norton 633 был более мощной версией 16H. Предназначен для оснащения коляской, это был единственный британский военный мотоцикл с приводом на колесо коляски. Эта коляска не была похожа на гражданскую, а по сути являлась открытой «коробкой», лишенной защиты от погодных условий. На ней была стойка для пулемета «Брен» и иногда она использовалась как оружейная платформа.

Мотоциклы | СССР

Мотоцикл МЛ-3

Одноместный легкий мотоцикл выпускался Серпуховским мотоциклетным заводом в 1939-1941 гг. Он имел дуплексную, штампованную, сварную раму, параллелограмную переднюю вилку и многодисковое, в масляной ванне сцепление. ТТХ мотоцикла: длина – 1,9 м; ширина – 0,7 м; высота – 0,9 м; колесная база – 1,3 м; клиренс – 140 мм; высота седла – 0,7 м; масса – 74,5 кг; двигатель – одноцилиндровый, двутактный; объем двигателя – 123,7 см³; мощность – 3,5 л.с; коробка передач – 3-скоростная; расход топлива – 2,5 л/100 км; емкость бензобака – 8 л; максимальная скорость – 68 км/ч.

Мотоцикл Л-300

Мотоцикл выпускался на в 1931-1940 гг. Он был скопирован с немецкого «DKW Luxus-300». Всего было выпущено 19 тысяч машин. ТТХ мотоцикла: длина – 2,1 м4 ширина – 0,8 м; колесная база – 1,3 м; клиренс – 105 мм; масса – 125 кг; двигатель — одноцилиндровый двухтактный; объем двигателя — 293 см³; мощность двигателя – 6,5 л.с; коробка передач – 3-скоростная; максимальная скорость — 80 км/ч; расход бензина – 4,5л/100 км; запас хода – 265 км. тормоза – колодочные.

Мотоцикл Иж-8

Серия однотипных мотоциклов Ижевского мотозавода выпускалась на базе «Л-300» и состояла из трех моделей: «Иж-7» (выпускался в 1933-1937 гг., выпущено 5,6 тысячи), «Иж-8» (1938-1940 гг., выпущено – 9,9 тысячи) и «Иж-9» (1940-1941 гг., выпущено 6,2 тысячи). Основная разница между мотоциклами была в мощности двигателей. ТТХ мотоцикла: колесная база – 1,3 м; двигатель – одноцилиндровый, двухтактный; объем двигателя – 292 см³; мощность двигателя – 7/8/9 л.с; коробка передач – 3-скоростная; емкость бенхобака – 14 л; максимальная скорость – 90 км/ч; тормоза – барабанные.

Мотоцикл ТИЗ-АМ-600

Мотоцикл ТИЗ-АМ-600 с коляской

Мотоцикл выпускался на Таганрожском инструментальном заводе (ТИЗ) в 1936-1941 гг., а после его эвакуации Тюменским мотоциклетным заводом (ТЮЗ) в 1941-1943 гг. Он предназназначался для использования подразделениями Красной Армии и НКВД. Мотоцил был разработан на базе британского мотоцикла «BSA» модели «Sloper» и отличался усиленной ходовой частью и упрощенной конструкцией. Он выпускался как с коляской, так и без нее. Мотоцикл имел трубчатую дуплексную раму, соединяемую пайкой с литыми элементами, параллелограммную вилку, взаимозаменяемые колёса. Большинство колясок оснащалось турелью для пулемета. Практиковалась установка турели и на руле мотоциклов-одиночек. Всего было выпущено не менее 614 машин. ТТХ мотоцикла: длина – 2,2 м, с коляской – 2,4 м; ширина – 0,8 м, с коляской – 1,6 м; высота – 1 м; колесная база – 1,4 м; высота седла – 0,7 м; масса – 185 кг; клиренс – 125 м; двигатель – одноцилиндровый, четырехтактный, нижнеклапанный; объем двигателя – 595 см³; мощность – 16,5 л.с; коробка передач – 4-ступенчатая; емкость бензобака – 17 л; расход топлива – 5,7 л/100 км; максимальаня скорость – 95 км/ч.

Одноместный мотоцикл ПМЗ А-750

Двухместный мотоцикл ПМЗ А-750

Мотоцикл выпускался Подольским машиностроительным заводом (ПМЗ) в 1935-1939 гг. и Таганрожским заводом в 1936-1941 гг., как с коляской, так и в одиночном варианте.

Мотоцикл ПМЗ А-750 с коляской

Ходовая часть мотоцикла была выполнена по образцу мотоциклов «BMW», а двигатель с мотоциклов «Harley-Davidson». Дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с рессорной передней вилкой, имевшей мощные штампованные перья. Всего было выпущено 17 тысяч машин. ТТХ мотоцикла: длина – 2,1 м; ширина – 0,9 м; высота – 1 м; колесная база – 1,4 м; клиренс – 112 мм; масса – 185 кг, с коляской – 300 кг; двигатель – двухцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 747 см³; мощность двигателя – 15 л.с; коробка передач – 3-скоростная; емкость бензобака – 21 л; максимальная скорость – 80/11 км/ч; расход топлива – 6 л/100 км; тормоза — барабанные.

Мотоцикл «Л-8»

Мотоцикл был создан в 1938 г. на базе экспериментальных «Л-350» и «Л-500» и выпускался на Ленинградском мотоциклетном заводе до эвакуации в 1941 г. В дальнейшем он получил обозначение «Иж-12», который не был запущен в серийное производство. Он имел ножной рычаг переключения передач, карбюратор с горизонтальным корпусом дроссельной заслонки и сухое многодисковое сцепление. Всего было выпущено 1,9 тысячи машин. ТТХ мотоцикла: длина – 2,2 м; ширина – 0,8 м; высота 0,9 м; высота седла – 0,7 м; колесная база – 1,4 м; клиренс – 115 мм; масса – 151 кг; двигатель — одноцилиндровый, четырехтатктный, верхнеклапанный; объем двигателя – 348 см³; мощность двигателя – 13,5 л.с; коробка передач – 3-скоростная; емкость бензобака – 14 л; расход топлива – 3,5 л/100 км; максимальная скорость – 105 км/ч.

Мотоцикл М-72 с коляской

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72 с ружъем Симонова

Мотоцикл М-72 с минометом

Тяжелый мотоцикл выпускался с 1941 г., как с коляской, так и в одиночном варианте. Он был скопирован с немецкого «BMW R-71». Мотоцикл имел дуплексную раму, ножное переключение передач, пружинную подвеску заднего колеса, телескопическую переднюю вилку, карданную передачу, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора. На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемёта (вертлюг). В ограниченном количестве в войска поступали также модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом, крупнокалиберным пулеметом, противотанковым ружъем, огнеметом. Всего было выпущено 17 тысяч машин на пяти заводах. ТТХ мотоцикла: длина – 2,1 м;, с коляской – 2,4 м; ширина – 0,8 м, с коляской – 1,6 м; высота – 1 м; колесная база – 1,4 м; высота сиденья – 0,8 м; клиренс – 135 мм; масса – 225 кг, с коляской – 350 кг; двигатель – двухцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 746 см³; мощность двигателя – 22 л.с; коробка передач – 4-скорстная; емкость бензобака – 22 л; расход топлива – 7 л/100 км; максимальная скорость — 95/119 км/ч; запас хода – 314 км.

Мотоцикл ТМЗ-53

Мотоцикл с приводом на колесо коляски был разработан в 1943 г. и был унифицировали с «М-72». Мотоцикл имел демультипликатор, задний мост с блокируемым дифференциалом и привод подрессоренного колеса коляски. Серийное производство машины не было начато. ТТХ мотоцикла: клиренс – 180 мм; дыигатеоль — двухцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 1000 см³; мощность двигателя – 28 л.с; коробка передач – четырехступенчатая с задним ходом; максимальная скорость – 90 км/ч.

Мотоцикл М-73

В 1942-1944 гг. на Горьковском мотоциклетном заводе модернизировали «М-72». Новый мотоцикл получил: двухдисковое сцепление, изменённое передаточное отношение главной передачи и кожаную сумку на багажник. Модель «М-73» получила привод на колесо коляски. Привод был выполнен бездифференциальным, его включение производилось только в тяжёлых дорожных условиях. Тормоза действовали на все три колеса, тормоз колеса коляски приводился в действие тросом от ножной педали заднего тормоза. Серийное производство машины не было начато. ТТХ мотоцикла: длина – 2,4 м; ширина – 1,7 м; высота – 1 м; колесная база – 1,4 м; клиренс – 132 мм; масса — 355 кг; двигатель – двухцилиндровый, четырехтактный, верхнеклапанный; объем двигателя — 746 см³; мощность двигателя – 25 л.с; коробка передач – 4-скоростная; емкость бензобака – 21 л; максимальная скорость – 82 км/ч.
Поделиться в:

Мотороллер Cushman Airborne


Cushman Airborne Model 53
Скутеры Cushman появились в начале войны и предназначались для посетителей и сотрудников на больших военных базах США. Поскольку данная модель доказала свою полезность, в 1944 году выпустили новую версию для использования воздушно-десантными войсками. Как и Excelsior Welbike, Cushman Airborne сбрасывали на парашюте и собирали на земле после приземления, чтобы сделать парашютистов более мобильными. В некоторых моделях не было фар, но Cushman был более эффективен, чем Welbike.

Мотоциклы Второй мировой войны. Образ былого врага.

Максим МАРКИН, Красноярск, фото из архива Михаила ШЕСТАКОВА и автора

В 30-40-х годах заказ на производство тяжелых мотоциклов с колесной формулой 3×2 получила фирма Zundapp. В годы войны она выпускала модель KS750 (вверху слева).

Мотоциклы Второй мировой уже не делишь на «своих» и «чужих». Время лечит, и символика с орлами и крестами с какого-то момента уже не ранит так больно. Ощетинившиеся пулеметными стволами раритеты теперь всего лишь часть истории технического прогресса. В Красноярске, в доме, где хозяйничает Михаил Шестаков, известный в России и Европе мотореставратор, отслеживать эту историю особенно легко.

Результат реставрации, в понимании Михаила Шестакова, может быть только таким: восстановленная машина должна быть абсолютно аутентичной. Вспоминает, как когда-то по неведению прикрепил к патронным ящикам (тем, что приторачивали к коляскам) что-то наподобие дверных ручек. Сей проступок сообщество старинщиков заклеймило нещадно! Урок получил на всю жизнь. С тех пор Шестаков подобные вольности считает недопустимыми.

Михаилу Дмитриевичу Шестаков, пятьдесят с небольшим. По специальности инженер-механик. Знаток оружия. Участвует в байкерских фестивалях, реконструкциях боев Второй мировой войны.

Из «нештатного» в мотоциклах его коллекции только шины, внутренности аккумуляторов (от японских скутеров, облаченные в корпуса под оригинал) да еще проводка и часть деталей крепежа — вариации с ними в реставрационном мире допустимы. Остальное должно соответствовать. И соответствует! Чтобы принципу не изменять, приходится прибегать к технологиям, которые позволительно назвать высокими не только по меркам небольшой мастерской. Идеальной поверхности алюминиевых деталей Михаил Дмитриевич добивается обработкой их «стекло-струйкой» — стеклянными шариками размером 150 микрон. Отливает поршни, фрагменты картеров двигателей и коробок передач. Как-то при ремонте трансмиссии, чтобы изготовить шестерни, пришлось даже провести анализ металла. Все болты на его «старье» изготовлены по образу и подобию тех, что когда-то выпускала фирма Ribe, но ведь для этого реставратор изготовил штампы (это тончайшая работа для квалифицированного инструментальщика), а также использовал 20-тонный пресс. А попробуйте повторить форму сварных швов, воссоздать с точностью до миллиметра несущие конструкции…

Тягу к моторетро Шестаков «подцепил», когда ему на день рождения подарили BMW R35 1938 года. Случилось это двадцать пять лет назад. Теперь в его коллекции 22 экземпляра техники довоенной-военной поры, 12 из них восстановлены до состояния «вчера с конвейера». Все дороги, но любимчики все-таки есть — «немцы».

R75 Sahara сходил с конвейера BMW. Интересно, что двум ведущим компаниям Германии удалось добиться обширной унификации моделей. Взаимозаменяемыми были в том числе двигатели с коробками передач.

Приятно с ними работать. Они из мира, где в почете щепетильность и точность, словом, Ordnung. Детали — высочайшего качества обработки, сопряжения — идеальной подгонки… Конструктивно германские

мотоциклы выполнены так, чтобы максимально соответствовать фронтовым условиям. Тот же R35 изначально проектировался под самые суровые условия. Тяжелый маховик 340-кубового 14-сильного одноцилиндрового мотора с трудом разгонял машину, зато момент эффективно «тянул» по бездорожью. В коллекции Шестакова три R35: в армейском цветовом исполнении feldgrau и в гражданском — черном, с белыми цировками на крыльях и раме. В Вермахте R35 чаще был транспортом вестовых, как и другие легкие и средние мотоциклы. В немецкой армии пренебрегали «двухтактниками», но машины с четырехтактными моторами «призывали на службу» без каких-либо исключений. Смотришь на BMW R4 и соображаешь, как на таком чуде инженерной мысли умудрялись не только служить, но даже участвовать в соревнованиях. И за что мотоцикл нравился самому Йозефу Геббельсу? Нет, с двигателем у него все в порядке — один цилиндр, 400 «кубиков», 12 л. с. Но задняя подвеска — лишь пружины под сиденьем. Зато передняя — верх технического совершенства тех лет: четвертьэллиптическая рессора.

Л-300 «Красный Октябрь» — первый серийный советский мотоцикл, скопированный с DKW 300 Luxus.

На службу в армию перед Второй мировой в Германии «принимали» более 50 различных моделей мотоциклов. Понятно, принимала ведь старая гвардия, помнившая о кавалерии. Но эта техника еще и отвечала требованиям молодого комсостава, «проектировавшего» современную для того времени мобильную войну. Мотоцикл в Вермахте получал боевые специальности. Серьезные надежды возлагали на выпущенный в 1935 году BMW R12. Машину «размножили» довольно большим «тиражом» — 36 000 экземпляров, и тому были причины. Обладающая внушительным запасом прочности и хорошей тягой, она транспортировала боеприпасы и другие грузы. Мотоцикл, оснащенный пулеметом MG-34, служил в разведке и патрулировал. Благодаря заложенным в него конструктивным тонкостям, эксплуатация аппарата была предельно удобной. Так, для перевозки раненых существовали приспособленные носилки. Хотя у R12 не было задней подвески, он нес коляску (к слову, иногда весьма экзотическую, фирмы Royal, чьи стыки не сваривались, а завальцовывались), подвешенную на замысловато изогнутых рессорах, и, впервые в мировой практике, оснащался телескопической вилкой. Его 750-кубовый оппозит мощностью 18 л.с., в военной версии лишившийся одного из двух карбюраторов, легко запускался и работал в морозы, поскольку впускной тракт подогревался выхлопными газами. Что еще нужно бойцу! А что еще нужно Вермахту!

BMW R4, выпускавшийся в 1932-36 годах, был предтечей R35. Модель внесла своеобразный вклад в приход фашистов к власти: именно на таком мотоцикле Геббельс совершал свои пропагандистские рейды по стране.

В самом начале войны, когда Германия не испытывала недостатка ни в средствах, ни в ресурсах, высшие армейские чины сочли, что для спецподразделений нужна особенная техника. И ее начали поставлять в войска осенью 1940 года. Коллекционные BMW R75 и Zundapp KS750 — гордость Шестакова: не по-мотоциклетному широкие шины, три патронных ящика. Но почему они в песчаной раскраске и с символами в виде пальм? А у BMW еще и собственное имя — Sahara? Изначально обе машины немцы предполагали использовать в двух военных ипостасях — в парашютно-десантных операциях для перевозки легких безоткатных орудий (это мотоциклу было явно не под силу, и после захвата острова Крит Гитлер практически отказался от применения в операциях захвата воздушного десанта) и в наступательных маршах Африканского корпуса Эрвина Роммеля. Последнее объясняет раскрас, а также присутствие в конструкции необычайно объемных воздушных фильтров. С «черного континента» машины перебросили на Восточный фронт, а здесь им нашли, пожалуй, лучшее применение.

Это полноценные всепролазы. Привод на колесо коляски у обоих — лишь видимый внедорожный атрибут. Чтобы понять, какой довесок прилагается к колесной формуле 3×2, достаточно разобраться с рычагами — и понимаешь, что здесь предусмотрена еще и блокировка дифференциала и понижающий ряд. Если знать, что в машине 26-сильный 750-кубовый оппозитный мотор, начинает доходить, насколько внушителен ее потенциал и широки возможности. Известно, что в Красной Армии попавший в плен Zundapp или BMW воспринимали как подарок. Ими таскали даже пушки-«сорокопятки» (Zundapp оснащался штатным прицепом). Тяговые способности простирались вплоть до того, что трофеями вызволяли из грязи отечественные «полуторки»!

Истинные реставраторы стоят на той позиции, что до последнего все элементы, даже болты, необходимо копировать с точностью до десятых долей миллиметра. На верхнем снимке справа — «родной» болт фирмы Ribe, слева — сделанный Шестаковым.

У этих «тягачей» был один явный недостаток: каждый аппарат в производстве обходился вдвое дороже кюбельвагена Volkswagen — армейского автомобиля. Поэтому-то и R75, и KS750, распределявшиеся в основном в войска СС и разведку, выпустили совсем немного — по разным прикидкам, от 16 до 18 тысяч единиц. С учетом значительных боевых потерь фашистов в технике они в наше время — эксклюзив.

По этой причине собирателю Шестакову удалось найти BMW лишь в виде «запчастей» (Михаилу даже пришлось «с нуля» создавать раму), а один из трех добытых им экземпляров Zundapp для мастера вовсе остался загадкой. Судя по внешнему виду и комплектации, в каких только руках он ни побывал: налицо — «колхозный тюнинг», какие-то отечественные агрегаты, например, генератор от «Беларуси». Но уникальность этого старья в том, что в нем «родные» рама, вилка и двигатель от BMW R75. Так бы и осталось у реставратора впечатление о мотоцикле, как о плоде чьего-то больного гаражного воображения, если бы не наткнулся на информацию о том, что подобный «гибрид» производился промышленными партиями. И не в Германии: сразу после войны такие «не пойми чего» выпускали на одном из подмосковных заводов и продавали населению. Раму выбрали от KS750, потому она обладала высоким уровнем жесткости, «телескоп» — от BMW: считалось, что он лучше и удобнее, чем параллелограммная вилка Zundapp — та была излишне сложной по конструкции, а вдобавок требовала частого обслуживания. Но почему использовался мотор R75 — ведь оппозит KS750 отличался углом развала цилиндров в 170 градусов? Все-таки у Zundapp цилиндры выше от земли — какое-никакое повышение геометрической проходимости.

При запуске мотора в условиях низких температур использовали вот такую фляжку с горючим, к ней прилагалась специальная емкость для впрыска бензина в карбюратор.

Надо сказать, предвоенные немецкие конструкторы, помимо достижения чисто технических задач, заботились и об атрибутах, облегчающих жизнь мотоциклиста-солдата. Шестаков отдает должное очень удобным кронштейнам под патронные ящики — с ними ящики снимаются очень быстро. Коллекционер дорожит мелочами, аксессуарами — он не считает реставрацию законченной до тех пор, пока не воссоздаст полный «боевой опцион». Который, надо признать, не чета советскому опциону тех же времен. Просто поражает, что немцам-мотоциклистам выдавали в бумажных пакетиках целлулоидные одноразовые очки, специальные груши и фляжки, с помощью которых бензин впрыскивали в карбюратор, если мотор запускали в морозы. В конце концов, канистры: после войны наша промышленность их воспроизвела один в один и гнала серийно, разве что без выштампованной немецкой маркировки на боковинах. Все эти вещи и вещицы тоже есть в собрании красноярского коллекционера.

Он их изучает и считает, что подчас германцы неоправданно усложняли конструкции: «Разглядываешь схему светомаскировочной фары Notek и понимаешь, что в них вполне могли быть обыкновенные лампочки. А посмотрите, насколько громоздки походные крепления пулеметов и турель на коляске!.. Думаю, те огромные средства, что выделяли перед войной германскому ВПК, вдохновляли разработчиков на заоблачные полеты технической фантазии. И порой конечный продукт доводили до абсурда».

Мобилизации в Германии в подавляющем большинстве случаев не подлежали мотоциклы с двухтактными двигателями. Машины с «четырехтактниками» забирали в армию без каких-либо исключений, «призывалась» даже легкая техника с рабочим объемом моторов 250 «кубиков». На фото 340-кубовый BMW R35 (этот экземпляр уже гражданский, 1950 года выпуска).

У советского солдата тоже была возможность (во всяком случае, теоретически) приобщиться к хорошей мотокомплектации. Техника по лендлизу поставлялась от союзников со всеми соответствующими атрибутами. Увы, куртки-кожанки, перчатки и что-то еще из обмундирования доставались офицерам и политрукам, а рядовой получал «голый» мотоцикл. Из Америки — Harley-Davidson WLA42.

По-своему красивая, даже импозантная машина, к ней сумки и кобура из бизоньей кожи. Но к нашим условиям не совсем приспособленная. Приходивший в аккуратных ящиках, изнутри выложенных толью, Harley немало огорчал качеством изготовления внешних деталей — все в заусенцах-задирах. Нервов нашим военным потрепал немало! Дорожный просвет недостаточный, к «американцу» приходилось цеплять коляску от М-72, но эта дополнительная нагрузка часто «пропеллером» закручивала раму WLA42. Впрочем, надо отдать должное конструнторам из США: трубчатые элементы, спаянные латунью, никогда не разрывало. Достаточно мощный (750 см3, 22 л.с.) четырехтактный V-образник, чьи шатуны сидели на одном кривошипе, обеспечивал, особенно в варианте «соло», хорошие ходовые свойства. Однако высоких температур двигатель «не любил». Задний цилиндр, прикрытый передним, плохо обдувался воздухом, в результате чего мотор перегревался и подклинивал. Вот что любопытно: когда остывал, заводился и работал.

В распоряжение Вермахта передали огромное количество различных мотоциклов. Основным стал BMW R12. Чтобы он более полно соответствовал военным условиям, из конструкции изъяли один карбюратор из двух, отчего мощность мотора упала с 20 до 18 л. с. Ноу-хау модели — телескопическая вилка, подогрев впускного тракта выхлопными газами, подвеска коляски с замысловато изогнутыми рессорами. С 1943 года, когда советская авиация обрела господство в воздухе, коляски мотоциклов оснащали светомаскировочным устройством фирмы Notec с очень сложной системой зеркал.

При отрицательных температурах запускался очень трудно — застывало масло в находившейся в отдельном блоке коробке передач, КП не могла подогреваться жаром от двигателя. К этому добавлялись неудобства с ремонтом. Скажем, катушка зажигания была «спрятана» так тщательно, что, если перегорит, то не найти ее, не подобраться к ней.

За неимением лучшего и WLA42 был хорош и люб. Благо, запчасти к нему союзники из-за океана поставляли в изобилии. До сих пор можно найти новые, упакованные в красивые коробки и щедро промасленную бумагу. Если же договаривать до конца, то приходится заметить: к пистолету-пулемету Thompson (для него как раз и предназначалась красивая «бизонья» кобура) в комплект укладывали всего два магазина.

Из-за острой нехватки в Красной армии транспортных средств Harley-Davidson WLA42 стал весьма востребованным, хотя по техническому оснащению он далеко не в полной мере соответствовал условиям боевых действий.

А что было у нас своего? И это можно проследить по коллекции Шестанова: советские спецы «срисовывали» мотоциклы с зарубежных моделей. Массово выпускали М-72 — брата-близнеца BMW R71. В коллекции собирателя есть оба — первый ждет реставрации, со вторым работа в разгаре. Другие довоенные — ТИЗ АМ-600 и Л-300 «Красный октябрь» достались Шестакову в прекрасном для своего возраста состоянии. Л-300 бывшие владельцы вынули по частям из ящиков, в которые его разложил в начале войны уходивший на фронт чиновник. Не пожелал, понимаете ли, отдавать любимый мотоцикл в армию. Правда, этот клон от DKW 300 Luxus (начала 30-х годов) в качестве вояки оказался никудышным. Много ли мог одноцилиндровый моторчик в 300 «кубиков», мощностью всего-то 6 «лошадок»? 600-кубовый ТИЗ в войсках хотели превратить в Рэмбо. Предполагали в версии без коляски на руль АМ-600 устанавливать танковый пулемет Дегтярева. Идея была абсолютной утопией, и, конечно, с затеей ничего не вышло. ТИЗа «назначили» на другую, полезную работу — он успешно заменил лошадь.

Свои «Красный Октябрь» и АМ-600 коллекционер, считает, обязан довести до «конвейерного» состояния. Того же ждут несколько моделей Zundapp и DKW — эти больше повреждены временем, а не боями. Пусть на ходу и хоть частично, но сохранили оригинальность — в таком виде, считает красноярец, они лишь сырье. Только после восстановительного курса, когда раритеты примут законченный облик, на них будут навешены таблички «Шестаков-реставрация». Это как собственный штамп ОТК. Надо заметить, признанный и в Прибалтике — колыбели реставрационного искусства всего бывшего СССР, и в Старом Свете.

Harley-Davidson WLA


Harley Davidson WLA 45
Небольшая модификация существующего гражданского мотоцикла, WLA Harley-Davidson была популярным байком среди американских вооруженных сил, которые использовали его для полицейской работы, разведки и связи. Его фары были изменены, по сравнению с гражданской моделью, чтобы соответствовать военным стандартам, а также WLA был оснащен специальными кронштейнами для перевозки автоматов. Учитывая, что он мог развивать скорость 105 км/ч, это был один из самых быстрых мотоциклов войны.

Мотоциклы Второй мировой

Мотоциклы Второй мировой

25 October ’16

Едва ли не все транспортные средства, изобретённые человеком, сразу после своего появления привлекали к себе пристальное внимание со стороны военных. Это утверждение вполне справедливо и в отношении мотоциклов. В 1885 году в Германии появились первые мотоциклы с двигателями внутреннего сгорания, а уже в 1898 году британский инженер Фредерик Симмс построил вооружённый пулемётом «максим» Motor Scout. Эта машина имела велосипедные раму, седло и руль. Несмотря на свои четыре колеса (тоже велосипедные), она гораздо больше напоминала мотоцикл, чем автомобиль.

В ходе Первой мировой войны и после её окончания мотоциклы уверенно обосновались в вооружённых силах разных стран. Они охотно использовались разведчиками, связистами, медиками и снабженцами. Особое значение мотоциклы имели для вооружённых сил межвоенной Германии, поскольку оказались одним их немногих видов военной техники, не попавших под ограничения, наложенные на страну Версальским договором. А к началу следующей мировой войны мотоциклами — самым доступным средством моторизации — обзавелись вооружённые силы всех её ключевых участников.

В этом обзоре представлены фотографии двадцати мотоциклов, состоявших на вооружении армий, сражавшихся во Второй мировой войне.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи


Sokół 1000, Польша. На фотографии – с коляской и зенитной версией 7,9-мм пулемёта Ckm wz. 30. В производстве с 1934 года. Объём двигателя 995 см³, мощность 18 л.с. Масса (без коляски) 230 кг, максимальная скорость – 100 км/ч


Norton WD16H, Великобритания. В производстве с 1935 года. Двигатель 490 см³, мощность 16,5 л.с. Масса 176 кг, скорость до 110 км/ч


ТИЗ АМ-600, СССР. В производстве с 1935 года. Двигатель 595 см³, мощность 14 л.с. Масса 185 кг, скорость до 95 км/ч


BMW R12, Германия. В производстве с 1935 года. Объём двигателя – 745 см³, мощность – 18–20 л.с. Масса 162 кг, скорость до 120 км/ч


Gnome-Rhône AX II, Франция. В производстве с 1936 года. Объём двигателя – 804 см³, мощность – 18,5 л.с. Масса 316 кг (с коляской), скорость до 85 км/ч


Rikuo Type 97, Япония. В производстве с 1937 года. Объём двигателя 1274 см³, мощность 24 л.с. Масса 500 кг, скорость до 96 км/ч


BSA M20, Великобритания. В производстве с 1937 года. Объём двигателя – 496 см³, мощность – 13 л.с.


FN M12, Бельгия. В производстве с 1937 года. Объём двигателя 992 см³, мощность – 22 л.с. Масса (без коляски) 240 кг, скорость до 100 км/ч


Moto Guzzi Alce, Италия. В производстве с 1938 года. Объём двигателя 498 см³, мощность – 13,2 л.с. Масса 178 кг, скорость до 90 км/ч


Matchless G3, Великобритания. На вооружении состоял в модификациях G3-WO (на фотографии) и G3/L. В производстве с 1939 года. Объём двигателя 349 см³, мощность – 16 л.с. Масса 170 (G3-WO ) и 110 (G3/L )кг, скорость до 110 км/ч matchlesswd.co.uk


FN 12T-3, Бельгия. Трицикл, созданный с использованием узлов и агрегатов мотоцикла FN M12. В производстве с 1939 года. Объём двигателя 992 см³, мощность – 22 л.с. Масса 425 кг, максимальная скорость 75 км/ч


Norton WD Big 4, Великобритания. В производстве 1939 года. Объём двигателя 633 см³, мощность – 14,5 л.с. Масса с коляской – около 500 кг


Harley-Davidson WLA, США. В производстве с 1940 года. Объём двигателя 740 см³, мощность 23 л.с. Масса 255 кг, максимальная скорость 110 км/ч


Zündapp KS 750, Германия. В производстве с 1940 года. Объём двигателя 751 см³, мощность 26 л.с. Масса 420 кг (с коляской), скорость до 92 км/ч


Ariel W/NG 350, Великобритания. В производстве с 1940 года. Объём двигателя 346 см³, мощность – 17 л.с. Масса 169 кг


Indian 841, США. В производстве с 1941 года. Объём двигателя 737 см³, мощность 25 л.с. Масса 240 кг, максимальная скорость 113 км/ч


М-72, СССР. В серийном производстве с 1941 года. Объём двигателя 746 см³, мощность 22 л.с. Масса без коляски 225 кг, с коляской – 350 кг, скорость до 110 км/ч


BMW R75, Германия. В производстве с 1941 года. Объём двигателя 745 см³, мощность – 26 л.с. Масса 420 кг (с коляской), скорость до 92 км/ч


Welbike, Великобритания. Мотоцикл для спецподразделений, в сложенном состоянии помещающийся в стандартный парашютный десантный контейнер (Central Landing Establishment) Королевских ВВС. В производстве с 1942 года. Объём двигателя 98 см³, масса 32 кг, скорость до 48 км/ч


Harley-Davidson XA, США. В производстве с 1942 года. Объём двигателя 740 см³, мощность 23 л.с. Максимальная скорость 105 км/ч

M1 Extra Light Solo Motorcycle


M1 Extra Light Solo Motorcycle
Американский M1 весил вдвое меньше WLA Harley-Davidson, и это было неудивительно, ведь мотоцикл изначально был предназначен для воздушных десантников. С этой целью его компоненты также были сконструированы таким образом, чтобы выдерживать падение, а зажигание байка можно было включить даже с «севшим» аккумулятором. Поскольку мотоцикл получился прочным, надежным и удобным для езды по пересеченной местности, после войны его начали использовать не только военные.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]