Предложение проехать 5 000 км по Казахстану на KTM 1190 Adventure R поступило неожиданно за неделю до старта редакционной автомобильной экспедиции. Разговорились, заболтались, я поделился своими мыслями и мечтами, и уже через несколько часов участники будущего трипа обновляли план поездки с учётом прибавки к нему двухколёсного транспорта. Для меня и для редакции такой марафон на мотоцикле был впервые, от того и интереснее — надо ведь когда-нибудь начинать!
Карта нашего путешествия
О мотоцикле этом я был наслышан ранее, и периодически задумываясь о дальних путешествиях на чём-то подобном, смотрел тест-драйвы и обзоры про него. Но тут выпал шанс проверить «Адвенчер» лично. И сегодня, когда тысячи километров позади, можно с полной уверенностью сказать, что мотоцикл стоит внимания. Но есть особенности, которые стоит учитывать, покупая этот мотоцикл для дальних поездок, и именно о них я расскажу поподробнее.
Первая практика сбора вещей в дальнюю поездку прошла успешно. Все пожитки и запчасти были загружены на KTM. Машину в качестве помощника даже не рассматривали
Вес мотоцикла
Ни много, ни мало — за 250 кг с бензином и багажом. Но стоит мотоциклу тронуться, он демонстрирует невероятную лёгкость — превращается в пушинку, как верно заметил Александр в своём обзоре этого же «Адвенчера». Тем не менее поначалу каждая остановка требует определённых усилий — достаточно совсем небольшого угла наклона мотоцикла, после которого при неудачной опоре или наклоне поверхности удержать его совсем непросто. Что, собственно, и произошло в первый же день экспедиции: я остановился на асфальте, покрытом песком, неудачно выставил правую ногу и начал скользить… Какое-то время пытался удержать двухколёсную махину своим весом (а вешу я 80 кг) и вернуть мотоцикл в горизонтальное положение, но через секунд десять всё же положил мотоцикл как мог аккуратно на асфальт. Нестрашно, заодно можно протестировать, как поднимать «Адвенчер» одному, так как падения в дальних путешествиях случаются абсолютно у всех. Несмотря на высокий центр тяжести, мотоцикл поднимается «в одного». Не без усилий, конечно же, но сделать это вполне реально.
Это были первые 30 км на незнакомой мне технике, и курьёз такой произошёл единственный раз за всю поездку, когда мотоцикл делал не то, что я хотел. На второй день, после первых 600–700 км, привыкаешь к мотоциклу и ошибки первого дня кажутся смешными и банальными. Мой совет будущим владельцам тяжёлого Adventure: покатайтесь первую тысячу по асфальту, почувствуйте мотоцикл, углы наклона при малых скоростях и только потом пробуйте грунт и прочие внедорожные условия.
Со своей стороны могу отметить, что после 5 000 км я уже вообще не ощущал его веса и возвращал мотоцикл в гараж играючи, передвигаясь по городу как на эндурике весом 120 кг.
Скорость и сцепление с дорогой
Я ехал без боковых кофр, и это оказалось плюсом с точки зрения аэродинамики. Комфортная скорость 130–150 км/ч. При такой скорости мотоцикл показывает минимальный расход топлива в районе 4.7–4.8 литра на сотню, двигатель работает на комфортных оборотах, а ветровое стекло эффективно отводит потоки воздуха от райдера.
Adventure не сильно требователен к качеству топлива. Рассказывали, что ездили и на узбекском 80-м топливе — и ничего, главное, не напрягать мотор. Производитель рекомендует лить всё же 95-й. У нас в пути проблем с горючкой не было
Отдельно стоит отметить повороты, в которых Adventure ведёт себя подобно спортбайку, сильно наклоняясь, сохраняя превосходное сцепление с дорогой. Да и со стороны смотрится это очень эффектно!
К сожалению, не удалось заснять в дороге, как ложится в повороте наш «Адвенчер», поэтому заимствуем фото у коллег
Казахстан, как известно, «славится» своими ветрами, что в некоторых областях не даёт расслабиться. Иной раз боковой ветер был такой силы, что угол наклона мотоцикла составлял почти 45 градусов! Особенно при обгонах длинных фур в момент выхода из «воздушного мешка». Вот в этих случаях и нужна KTM Adventure его мощность, сцепление с дорогой, подвеска и вес. Об этом не напишут после тестов на полдня за городом.
Перечисленное выше относилось к асфальту, и ехал я на дорожной резине, которая, в принципе, позволяла двигаться комфортно на 100 км/ч по грунту, пыли, разбитой дороге и прочим прелестям. Но я бы рекомендовал везти с собой сменную резину или ставить резину с более злым протектором, если больше 30 % маршрута предполагается пройти по грунту, просёлочным или горным дорогам.
Это позволит более уверенно ехать, вероятность прокола об острые камни меньше, хотя при этом потеряется сцепление с дорогой на асфальте. В нашем случае плохих дорог, объездов и грунта было меньше 10 %, и выбор дорожных шин был очевиден. Они плохо себя показали только на песке, но это нормально, не для него такие покрышки.
У нас был навигатор, но бумажный аналог никогда в дальней дороге не повредит. Карта удачно разместилась в прозрачном окне на сумке
На объездных дорогах KTM оказывается в своей стихии
Не один раз приходилось ехать и под дождём
Вот она, свобода!
Легкость управления байком
Говоря о качествах мотоцикла, которые определяют легкость управления им, следует отметить продуманность конструкции. Водитель комфортно чувствует себя за рулем благодаря тому, что: • раздельное сиденье байка, руль и подножки можно регулировать по высоте; • рычаги управления действуют мягко; • при помощи широкого руля кtm без труда вписывается в любые повороты и хорошо держит трассу; • коробка передач переключается плавно, а гидравлическое сцепление вводится в действие легким нажатием. В кtm 1190 adventure установлена электронная ручка переключения скоростей, которая придает байку нужное по силе ускорение с идеальной точностью. Ровная тяга позволяет 1190 adventure уверенно передвигаться на любой из его передач и быстро достигать желаемой скорости. Кtm экономно расходует запас топлива, что не предполагает частых дозаправок. На мотоцикле установлен бак емкостью в 23 литра, которых при средней скорости хватит на преодоление расстояния в 460 км. Эта отличительная особенность является неоспоримым преимуществом. Хорошо отрегулированные подвески могут функционировать в нескольких режимах. Передняя подвеска мотоцикла настраивается при помощи электронного управления на режимы «Улица», «Спорт» и «Комфорт», что зависит от выбранного водителем стиля вождения и качества дорожного покрытия. Задней подвеской модели можно управлять в четырех режимах: • первый предназначен для транспортировки одного водителя; • второй – для перевозки багажа; • третий вступает в силу тогда, когда на борту есть пассажир; • четвертый – при путешествии вместе с багажом и пассажиром. Мотоциклисты, пропустившие кtm 1190 adventure через тест-драйв, остались довольны созданной подвеской. Благодаря ей и надежной тормозной системе они чувствовали себя за рулем уверенно и комфортно.
Комфорт для райдера
На второй день экспедиции, после того как привык к мотоциклу и успел оценить посадку, я иначе разместил багаж, чтобы образовалась спинка позади меня. И ехать стало веселее. Но к самому сиденью так и не привык за все 8 дней путешествия. Оно как у классического эндуро, только немного шире. После восьми часов в седле думаешь только о том, как болит пятая точка. Покупателям «Адвенчера», которые соберутся в длительные поездки, я рекомендую приобрести совсем недорогой чехол, который сделает сиденье мягче. Хотя, возможно, это уже мои индивидуальные дополнения. Есть ведь люди, которые и на велосипеде по полгода путешествуют.
Этот велосипедист едет из Сербии в Японию (Google только от Белграда до Владивостока насчитал около 11 000 км) и на момент нашей встречи находился в пути 54 дня! Сколько ему ещё предстоит ехать, он даже не смог ответить. На какие-то неудобства он, скорее всего, уже не жалуется. Смирился
Бортовой компьютер
У KTM превосходная система оповещения! Когда вы едете далеко, осмотр мотоцикла делается обычно один раз в день, утром. Но за 700–1 000 км в пути может произойти всё что угодно, начиная от банальных неявных проколов, когда колесо спускается постепенно, заканчивая перегревами двигателя. С KTM Adventure ты всегда знаешь, что с мотоциклом не так. За время путешествия я видел три оповещения. Самое частое это, конечно же, низкий уровень топлива в баке, и с этим всё понятно. На четвёртый день сильно упала температура воздуха, сжался воздух, борткомпьютер сигнализировал о низком давлении в шинах. В моём случае это не было проблемой. Но если бы это был прокол, колесо медленно спускалось бы, а я бы узнал об этом на скорости 150 км/ч? И третье оповещение, самое неприятное, это температура масла в двигателе. Об этом подробнее ниже.
Преимущества модели
- Надежный мощный v-образный двигатель.
- Все системы контролируются электроникой, что, с одной стороны, упрощает управление, но, с другой стороны, делает управление предсказуемым и немного скучным.
- Возможность выбрать один из четырех режимов управления, в которых результативность работы основных систем будет разной.
- Хорошая управляемость и маневренность.
- Легкая надежная рама и мощная подвеска, которая регулируется электроникой в зависимости от выбранного режима вождения.
- Возможность регулировать посадку в диапазоне 860-875 мм.
- Надежная тормозная система от фирмы Brembo, оборудована ABS. Это способствует высокой безопасности езды.
- Примечательный внешний вид.
- Комфортная посадка – удобное сидение, правильно расположенные рычаги, широкий руль.
- В туристических поездках есть возможность установить багажные отсеки сзади и по бокам.
KTM 1190 Adventure R в городе
Большинство людей, тестировавших мотоцикл, пишут об универсальности «Адвенчера» так, что хочется на работу на нём ездить каждый день. Моё мнение: не создан этот мотоцикл для пробок и городской суеты. Он сильно греется при долгих остановках на жаре. Он высокий даже для меня с ростом 186 см. Он широкий, что лишает возможности сквозить между рядов, а этому мотоциклу нужна свобода, плохая дорога, плохая погода и высокая скорость. Есть очень много более подходящих типов мотоциклов для города, типа street или supermoto в конце концов. Не запирайте KTM 1190 Adventure R в светофорную тюрьму. Только в путешествии он раскрывается полностью.
Недостатки модели
- Широкий бак создает неудобства при езде стоя.
- Высокая стоимость мотоцикла и его обслуживания.
- При отключении электроники мотоцикл превращается в агрессивного, мощного монстра.
- Данные на левом дисплее при езде на высокой скорости читаются плохо.
- Сложность конструкции создает определенные проблемы при поломке в туристической поездке. Обилие деталей и элементов приводит к тому, что часто выявить неисправность очень быстро не получается.
Отзывы о ktm adventure 1190 преимущественно положительные. Универсальный мотоцикл позволяет разнообразить жизнь, испытывая байк в разных условиях. Мотоцикл выпускается в двух вариациях – Adventure и Adventure R. Первый вариант больше ориентирован на езду по асфальту, а второй – на бездорожье. Разница между ними состоит в диаметре колес и ходе подвески.
Особенность мотоцикла состоит в том, что, используя электронику, его освоит начинающий водитель, а отключив борткомпьютер, появляется возможность ощутить все прелести езды профессионалу. Мотоцикл задумывался на все случаи жизни и под разные аудитории. Именно это делает его особенным.
Надёжность
Для этого мотоцикла 5 000 км, конечно, не расстояние, но всё же стоит отметить, что за всё время ничего не сломалось, не отвалилось, не открутилось и не разболталось. После приезда было ощущение, что так можно проехать и все 50 000 км. Многие говорят о том, что в новом Adventure есть тысяча и одна деталь, которая может выйти из строя в дороге и которую невозможно починить. Но многие забывают, что большинство этих фишек позволяют без проблем ехать дальше. Adventure просто превратится в обычный мотоцикл и всё равно вывезет вас из любой передряги.
Мы решили не устанавливать боковые кофры, но кронштейны для них попросили всё-таки прикрутить. И не зря — они стали защитой при падении мотоцикла
Задний кофр вместил зип: туда положил две камеры, моторное масло, пару баллонов со смазкой для цепи, компрессор, пару фомок, свечку зажигания и прочую мелочь
Дополнительные фары нам не потребовались — ночью мы отдыхали, темнело поздно, а светало рано. Фары только собирали мошкару
Боковые обтекатели, покрытые дорожным колоритом…
… впрочем, как и всё остальное
По моему мнению, 2 баллона со смазкой, как рекомендовал нам KTM на 5 000 км, многовато — всё вокруг извазюкалось, и полбаллона у нас ещё осталось. Хотя, конечно, кашу маслом не испортишь
5 204 км или 57 часов и 1 минута за рулём «Адвенчера» пролетели как одно мгновенье, как бы странно это ни звучало
Одноклассники
Пожалуй, единственным прямым конкурентом Adventure R можно поставить другого «Адвенчера», только немецкой марки, BMW R 1200 GS Adventure, в народе называемого «гусём». Несмотря на разные конструктивные особенности, а именно оппозитный двигатель с карданным приводом у BMW, этот мотоцикл также имеет спортивную родословную и оснащение у него не менее богатое. Но чтобы догнать по комплектации базовую версию KTM, придётся дополнительно раскошелиться — BMW, по крайней мере в Казахстане, стоит заметно дороже. Но если разница в цене вас не смущает, и вы ещё не являетесь приверженцем ни BMW, ни КТМ, в таком случае, наверное, проще просто бросить монетку. Иначе можно повредить мозг в попытке определить лучшего.
А теперь про путешествие
Все мы любим путешествовать. Кто-то любит это делать с комфортом на самолёте, кто-то едет на машине в горы, на море или просто из города в город. Но есть люди, которые выбирают своим транспортом мотоцикл. И практически все производители мотоциклов имеют в своей линейке одну, а то и несколько моделей для туризма.
Любой, кто хоть раз попробовал проехать пару тысяч километров, скажет, что это самый лучший способ узнать людей, особенности местности и всё самое лучшее в тех краях, где проезжаешь. Стоит остановиться на заправку, рядом с магазином или просто у обочины в городе или ауле, как через 5 минут вокруг тебя появляются люди с вопросами и готовые помочь. Нужно только быть открытым миру и готовым рассказывать. KTM 1190 Adventure R — большой и красивый мотоцикл. И, конечно же, публика в него влюбляется с первого взгляда. За день можно поговорить с двадцатью–тридцатью людьми.
Пока ребята, сидя в машине, ищут гостиницу в своих смартфонах, мне уже местные советуют, где остановиться на ночлег: где подешевле, где со стоянкой и недалеко. Общаясь с людьми в городах и сёлах, я уже знал, какая дорога ждёт нас впереди, где обычно прячется полиция, а куда лучше не заезжать на обед. А каждый пятый такой встречный может пригласить к себе домой и накормить ужином.
Первые вопросы обычно простые, чтобы завязать разговор: откуда едешь? сколько стоит? можно сфотографироваться? Но далее, когда люди получают информацию, начинается практически всегда очень интересный диалог. Так, на одной из заправок парни после разговора со мной открыли багажник, а внутри аккуратно лежал мотоцикл, который они везли домой из соседней страны.
В одном из аулов разговаривал с парнишкой — он на казахском, я на русском, но друг друга полностью поняли, — он поведал мне, что заправки в ауле нет, но бензин есть и продаётся в доме через дорогу. И таких подробностей и деталей вы никогда не узнаете и не почувствуете, проезжая мимо на машине с закрытыми окнами и включённым кондиционером.
Если вы соберётесь стать счастливым обладателем KTM 1190 Adventure R, то готовьтесь, что вас всегда будут тревожить два вопроса: куда? когда? Наша экспедиция была незабываемым приключением, которое хочется переживать раз за разом.
Специально для этой поездки я купил новый шлем Acerbis Active. Уж больно цена была привлекательная
Из плюсов стоит отметить отличный обзор и встроенные «очки» от солнца, вдобавок стекло не запотевает, что говорит о хорошей вентиляции шлема
Улучшить обдув стекла можно при помощи открывания этой заслонки на скуле шлема
После трёх часов лишь одно желание — поскорее снять гермак. У него глобальный минус — неудобное место под уши. Поэтому в следующую поездку, которая займёт больше двух дней, возьму другой шлем
В этом месте шлем натёр мне ухо до крови. А ещё на большой скорости задувает под визор, и сам по себе шлем шумный
Кстати, козырёк снимать не пришлось, хотя многие утверждали, что из-за него будут сильные колебания на скорости. Положительно поспособствовали большие отверстия в нём, да и ветровое стекло у «Адвенчера» эффективно отводило потоки
Кросс/эндуро мотоботы Forma Terrain TX — проверенная временем обувь, которой не страшны ни злые подножки «Адвенчера», ни отлетающие камни. Минусы — в них жарко и ходить не очень удобно. Но ходить нам и не пришлось. Перчатки брал с собой эндурячие и кроссовые в качестве запасных. В итоге всю дорогу проехал в кроссовых — очень удобно. И на «Адвенчере» стоит защита рук
Куртку и штаны покупал фирменные — KTM Rally. Благодаря встроенной защите в куртке можно было не надевать «черепаху». Эффективная вентиляция на молниях, ткань «держит» дождь, но только в первый час, после промокает. Но практически всегда такой защиты было достаточно
Из плюсов хочу отметить яркую расцветку — меня видно издалека, что очень важно на трассе. Штаны надёжно закрывают ботинки, и в дождь вода не затекает внутрь. Из минусов только то, что в этом «мундире» очень жарко на остановках. Но обычно, если остановка дольше 15 минут, куртку я просто снимал
Защита и одежда — дело индивидуальное. Каким был мой выбор в этом путешествии?
Набор экипировки вполне стандартен — шлем, ботинки, наколенники, куртка, штаны, перчатки, майка и снуд на шею, чтобы не продуло. Но наколенники я снял уже на третий день, так как очень жарко и на скорости 150 км/ч в случае чего они мне особо не помогут. Со мной также ехало два рюкзака за спиной, сумка на баке, кстати очень удобная для таких поездок.
Технические характеристики
Мотоцикл
Марка, модель | KTM Adventure |
Версия | 1190 R |
Сборка | Австрия |
Год выпуска | 2014 |
Тип | спорт-турист |
Рама | стальная трубчатая |
Количество мест | 2 |
Двигатель
Модель | V-Twin |
Тип | бензиновый V-образный 4-тактный DOHC |
Система питания | многоточечный впрыск топлива |
Система охлаждения | жидкостная |
Число цилиндров/клапанов | 2/8 |
Рабочий объём, см куб. | 1 195 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 150(110)/9 500 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 125/7 500 |
Трансмиссия
Привод | цепной |
Коробка передач | механическая 6-ступенчатая |
Подвеска
Передняя/ход, мм | вилка перевёрнутого типа, 220 |
Задняя/ход, мм | моноамортизатор, 220 |
Тормоза
Передний/размер, мм | двухдисковый перфорированный/320 |
Задний/размер, мм | дисковый перфорированный/267 |
Шины
Передняя | 90/90 ZR21 |
Задняя | 150/70 ZR18 |
Диски | спицованные |
Размеры и вес
Клиренс, мм | 250 |
Высота седла, мм | 890 |
Колёсная база, мм | 1 580 |
Сухая масса, кг | 217 |