Появившись в довоенные годы, мотоцикл Урал стал основным тяжелым мотоциклом СССР на долгие десятилетия. Более того, Ирбитский мотоциклетный завод и в 2013 году продолжает выпускать модификации мотоцикла Урал. Но в последнее десятилетие от самостоятельного производства комплектующих деталей отказались, оставив за собой окончательную сборку из покупных элементов.
Фото мотоцикла Урал М-67 образца 1976 г.
Справочно: к сожалению, снижение выпуска привело к тому, что отпускная цена на Урал значительно возросла, что сказалось на количестве продаж. Они заметно упали, и сегодня Ирбитский мотоциклетный завод выпускает мотоциклы только под заказ.
Коробка передач
До 1963 года на К 750 устанавливалась коробка передач мотоцикла М-72. Позднее были внесены изменения в конструкцию муфт переключения, вторичного вала и его шестерен.
На вторичном валу нарезаны шлицы, по наружному диаметру которых могут свободно вращаться шестерни.
Между шестернями первой и второй передач, а также третьей и четвертой передач на шлицах вторичного вала установлены неподвижные втулки. Эти втулки имеют также наружные шлицы, по которым передвигаются подвижные муфты. Внутренние поверхности муфт имеют мелкие шлицы для зацепления со шлицами шестерен соответствующих передач.
Карданная и главная передачи служат для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки передач к ведущему колесу.
Карданная передача состоит из карданного вала 18, упругой муфты 16, крестовины 14 и вилки 21 кардана, кожуха 20 и уплотнительного кольца 19.
Карданный вал получает вращение от вторичного вала коробки передач через упругую муфту, состоящую из двух стальных дисков 17, соединенных при помощи пальцев с упругой резиновой муфтой.
Один из дисков надевается на шлицы карданного вала, а другой устанавливается на конец вторичного вала коробки передач.
Ведущая шестерня главней передачи получает вращение от карданного вала через карданный шарнир, состоящий из крестовины и двух вилок, имеющих игольчатые подшипники 13. Смазка подшипников производится через масленку 15.
Главная передача состоит из следующих основных деталей: картера с крышкой 26, ведущей 24 и ведомой 29 шестерен и ступицы ведомой шестерни 5.
Все детали главной передачи размещены в картере, который одновременно является резервуаром для масла, корпусом тормозного механизма и опорой правого конца оси колеса.
Между картером и крышкой устанавливается прокладка 30.
Шестерни выполнены со спиральными зубьями.
Ведущая вращается на шариковом подшипнике 23 и игольчатом 8.
Ведомая шестерня при помощи болтов соединяется со ступицей, которая вращается на шариковом подшипнике 25 и на бронзовых вкладышах 4.
Вращение ступице ведущего колеса передается через внутреннее зубчатое зацепление, образованное ступицей 5 и ступицей ведомой шестерни колеса.
Масло в картер главной передачи заливается через отверстие, закрываемое пробкой 1. Для предотвращения вытекания масла из картера имеются сальники 11 и 7, закрепленные крышкой 6.
ГЕНЕРАТОР 700 вт | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW
Сопротивление между обмотками должно быть одинаковым. Двигатель запущен и ротор вращается в обмотке статора, на обмотку возбуждения через РР поступает напряжение и генератор возбуждается. Как показала практика, куски гвоздей, забитые в отверстия, вполне справляются с поставленной задачей. Если напряжение выходит за пределы технических данных, регулятор замените. В частности внедрено автоматическое опережение зажигания, поскольку мотоцикл получил новый силовой агрегат, а старое ручное управление углом опережения не удовлетворяло техническим требованиям.
Отмечают показание вольтметра и, отгибая хвостовик в реле напряжения, увеличивают натяжение пружинки, а вместе с ним напряжение генератора на 0,,4 В. Также в электрическую схему введено дополнительное плечо выпрямителя. На этот период можно немного поднять напряжение генератора.
На автомобиле УРАЛ регулятор напряжения Если напряжение выходит за пределы технических данных, регулятор замените. Регулируйте положение передних клиновых упоров 9 на закрытой крышке 6 контейнера 10 после установки в контейнер батарей 1 и верхних прижимов Если они выйдут из специальных гнезд, то во время работы генератора могут отломиться выводы фаз.
Если двигатель продолжает работать, значит, генератор исправен. Работа, которого заключается в подключении в нежный момент к электросети генератора или аккумуляторной батареи. Таким образом, включением и выключением добавочного сопротивления будет сохраняться определенное напряжение генератора. После установки батарей на автомобиль отрегулируйте положение передних клиновых упоров 9, для чего ослабьте затяжку болтов 8 крепления упоров 9 к крышке 6, переместите упоры 9 по удлиненным отверстиям крышки 6 от себя до упора и затяните болты 8.
Рекомендуем прочитать:
Контактная информация. Таким образом, включением и выключением добавочного сопротивления будет сохраняться определенное напряжение генератора. Снимите крышку с вала.
Но необходимо соблюстинекоторые правила. Меньшим доработкам подвергаются крышки генератора. Щетки, выступающие из канала щеткодержателя менее чем на 5 мм, замените. Особенности развития электрооборудования мотоциклов Урал Шести вольтовая схема с годами перестала отвечать техническому регламенту, и на последующих моделях производителями устанавливалась центральная проводка, рассчитанная на работу 12в оборудования: Аккумуляторной ти вольтовой батареи;. Рассмотрим их устройство и взаимодействие.
Таким образом, включением и выключением добавочного сопротивления будет сохраняться определенное напряжение генератора. Если напряжение выходит за пределы технических данных, регулятор замените. Период годов Неплохо зарекомендовала себя и проводка мотоцикла Урал — если вначале у конструкторов были опасения насчет потери контакта из-за возможной коррозии металлической рамы, то эксплуатация показала надежность однопроводной электросхемы. Скутера и мопеда Схема проводки мотоцикла Урал Мотоциклы Урал имеют однополярный вывод от аккумулятора. Если после нескольких поездок выяснится, что батарея недозаряжается, можно еще увеличить напряжение генератора, но не выше 15 В. электросхема мотоцикла урал
https://youtube.com/watch?v=qjV0L-VZlQ8
Установка автомобильного генератора через шкив с переходника на месте генератора.
По этому пути идут по ряду причин. А) Кого то не устраивает мощность уже так же архаичного 12В генератора Г424 – 150 Вт. Владикавказский завод их уже не выпускает, а качество Китайских производителей оставляет желать лучшего. Б) Увеличение отдаваемой мощности и зарядку АКБ с холостых оборотов. У данного способа есть один существенный недостаток, возросшая нагрузка на механизмы ГРМ. Альтернативой этому способу служит следующий
Схема электрооборудования
Схема электрообрудования в Урале, в отличие от БМВ построена на однопроводном варианте. В качестве минуса выступает металлическая рама, в качестве вольтажа используется напряжение на 12 вольт. Главным достоинством мотоцикла «Урал» является его простота, легкость в ремонте. Починить мотоцикл можно даже в дороге. Возможность самостоятельно отрегулировать электросистему по схеме электропроводки делает его просто незаменимым.
Каждую модель в прямом смысле слова можно переделать под себя, настроить и очистить систему питания, отрегулировать проводку и в случае поломки заменить самостоятельно новыми деталями испорченные.
Схема электрооборудования мотоцикла «Урал» включает в себя:
- Лампу габаритного света;
- Свечу зажигания;
- Ротор;
- Сигнал торможения;
- Реле-регулятор;
- Прерыватель ротора;
- Конденсаторы;
- Распределители зажигания;
- Сам замок зажигания и ключ к нему;
- Первичную и вторичную обмотку в катушке;
- Саму катушку зажигания;
- Аккумуляторная батарея;
- Блок предохранителей;
- Генератор;
Это основные пункты схемы электрооборудования, видоизменяющиеся и добавляющие новые пункты в зависимости от конфигурации модели. В более новых моделях много модернизированных деталей, значительно отличающихся от старых вариантов. Однако везде используется однополярные клеммы, уменьшающие потребление электроэнергии и обращающиеся меньше к электропроводке. Однополярные клеммы являются пунктом, благодаря которому мотоцикл ломается гораздо меньше.
Разнообразие схем
Проводка при воздействии внешней среды очень часто портится и приходится покупать новую. Как подключить новую проводку и разобраться в ней? Основной проблемой подключения в Урале является вывод габаритных огней, дальнего и ближнего света, поворотников, других лампочек на приборную панель. В большом количестве проводочков и клемм легко запутаться, поэтому необходимо прозванивать их поочередно.
Примерно, порядок действий при подключении такой:
- Найти схему проводки для вашей модели мотоцикла.
- Глядя на схему выбрать первую клемму.
- Рекомендуют начинать с на реле.
- По схеме просмотреть направление провода и куда именно он должен быть подключен.
- Припаять к нужной клемме конец провода.
При подсоединении габаритов необходимо обязательно включать в схему предохранитель. А дальний и ближний свет в любом случае припаиваются к переключателю на центральном контакте (комбинашка). При подключении поворотников один провод идет от центрального контакта с переключателями к реле, чтобы получить питание.
Необходимо не запутаться какой провод идет направо, а какой налево, попробуйте их для себя пометить.
Для удобства работы с электроникой и настройки существует автомобильный стробоскоп. Он создан для автомобилей, но также хорошо подходит и для мотоциклов, если у ваших знакомых есть такой агрегат, одолжите и существенно облегчите себе жизнь. Схем для проводки мотоцикла много, у каждой свои особенности. Необходимо изначально определится со схемой, а потом просто действовать поэтапно.
Поразительно, но «рожденный» еще до войны, мотоцикл Урал на многие десятилетия закрепился в статусе лидера тяжелого мотоциклостроения в Советском Союзе. Даже в XXI веке Ирбитский мотоциклетный завод, который неразрывно связан с данной маркой, все также выпускает теперь уже омологированных «внуков» легендарного мотоцикла.
Фотография из Ирбитского государственного музея мотоциклов – Урал М-72 образца 1952 года
Справедливости ради следует отметить, что сегодняшняя сборка производится по большей части из покупных деталей, тогда как в годы Союза речь шла о полноценном производственном цикле. Это не могло не отразиться и на объемах, поскольку цена на мотоциклы Ирбитского завода существенно выросла.
Схема проводки мотоцикла Урал: особенности развития электрооборудования
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Появившись в довоенные годы, мотоцикл Урал стал основным тяжелым мотоциклом СССР на долгие десятилетия. Более того, Ирбитский мотоциклетный завод и в 2013 году продолжает выпускать модификации мотоцикла Урал. Но в последнее десятилетие от самостоятельного производства комплектующих деталей отказались, оставив за собой окончательную сборку из покупных элементов.
Справочно: к сожалению, снижение выпуска привело к тому, что отпускная цена на Урал значительно возросла, что сказалось на количестве продаж. Они заметно упали, и сегодня Ирбитский мотоциклетный завод выпускает мотоциклы только под заказ.
Ходовая часть
На М62 устанавливается телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами и с внутренними пружинами. Отличие этой вилки от вилки М72 заключается в ином расположении пружины и в несколько отличной конструкции амортизатора пера вилки.
Каждый амортизатор состоит из корпуса, штока 11 с поршнем 17, нижней направляющей и гайки корпуса. Корпус амортизатора помещен внутри трубы пера вилки. В нижней части корпуса просверлены отверстия для прохода масла.
Поршень имеет тарельчатую форму. Края поршня плотно прилегают к внутренней поверхности корпуса амортизатора.
Гайка трубки амортизатора представляет собой стакан с калиброванным отверстием в центре. Внутри гайки устанавливается резиновый буфер, предохраняющий поршень от резких ударов.
Корпус амортизатора перемещается вместе с наконечниками перьев вилки, а шток и нижняя направляющая штока с поршнем неподвижны
На спиральную канавку гайки корпуса амортизатора навертывается пружина вилки, верхний конец которой навернут на наконечник пружины, установленный на штоке и зажатый между двумя гайками.
При сборке передней вилки необходимо обращать внимание на то, чтобы между верхним наконечником пружины и гайкой, контрящей затяжную гайку трубы пера вилки, был зазор 0,2—0,5 мм, обеспечивающий свободное вращение затяжной гайки со штоком. Схема передней вилки М 62
Схема передней вилки М 62
Задняя подвеска ходовой части состоит из двух одинаковых узлов, не имеет гидравлических амортизаторов и устанавливается в задних кронштейнах рамы.
Правый кронштейн изготовлен за одно целое с крышкой картера задней передачи, а левый представляет собой отдельную деталь. Оба кронштейна имеют возможность перемещаться по стальным штокам.
Пружины подвески навернуты на кронштейны подвески и на наконечник пружины и закрыты защитными кожухами. Нижние части пружин связаны с осью колеса, а верхние — с рамой мотоцикла.
Схема подвески заднего колеса.
Колеса
На М 62 устанавливаются колеса со стальными или с алюминиевыми ступицами.
Оба типа колес являются взаимозаменяемыми. Для обеспечения взаимозаменяемости колес мотоцикла и коляски в ступицу устанавливается переходная втулка с наружным диаметром 25 мм.
Колесо со стальной ступицей имеет 40 спиц: 20 длинных с загнутыми головками и 20 коротких прямых. В колесе с алюминиевой ступицей все спицы одинаковой длины с загнутыми головками.
Коляска имеет торсионную подвеску.
Коляска мотоцикла М 72
К мотоциклу М 72 могут прикрепляться пассажирские коляски двух типов.
С жестким креплением колеса на двухопорной оси и с торсионной подвеской колеса на консольной оси.
Коляски второго типа мотоциклов Урал отличаются достаточно высокой мягкостью хода и большей долговечностью.
Кузов коляски изготовляется из стальных листов толщиной 1 мм, сваренных между собой точечной сваркой. Кузов состоит из бортов 1, сиденья 3 со спинкой 4 для пассажира, деревянного настила 2 и крышки багажника с держателем запасного колеса 5.
Крышка багажника открывается поворотом валика 6 с установленными на нем кулачками 7 и 5. В свободном состоянии валик замка отжимается пружиной 9.
Кузов соединяется с рамой впереди двумя скобами 10 с резиновыми подушками 12 в обоймах 11. Задняя часть кузова опирается на балку, подвешенную при помощи башмаков на концах рессор
Рама коляски соединяется с мотоциклом в четырех точках при помощи двух цанговых зажимов и двух стоек.
Генератор УРАЛ 4320 схема подключения
Генератор УРАЛ 4320 схема подключения с регулятором напряжения представляет собой генераторную установку, входящую в систему электрооборудования автомобиля УРАЛ 4320. Генератор 1702.3771 позволяет работать в любых режимах эксплуатации УРАЛ 4320 для того, чтобы заряд аккумуляторной батареи не падал. Регулятор напряжения бесконтактного типа служит для поддержки постоянного напряжения в схеме подключения электрооборудования автомобиля УРАЛ 4320.
Генератор УРАЛ 4320 — 1 – генератор; 2, 7 – болты; 3, 8 – гайки; 4 – кронштейн крепления генератора; 5 – шайба; 6 – палец; 8 – пружинная шайба
Установленный генератор 1702.3771 или Г 288Е автомобиля УРАЛ 4320 представляют собой синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, с приточной вентиляцией.
Схема подключения генератора УРАЛ 4320
1 – генератор УРАЛ 4320; 2 – регулятор напряжения; 3 – фильтр конденсаторный; 4 – реле отключения регулятора напряжения; 5 – провод красного цвета от вывода «+» генератора к клемме «+» указателя тока; 6 – провод красного цвета от кнопки электрофакельного устройства (ЭФУ); 7 – провод красного цвета к резистору добавочному с электротермическим реле; 8 – провод синего цвета от вывода «ВК» выключателя стартера и приборов; 9 – провод черного цвета от вывода фазы генератора «W» к реле блокировки стартера и тахометру
Схема электрооборудования
Схема электрообрудования в Урале, в отличие от БМВ построена на однопроводном варианте. В качестве минуса выступает металлическая рама, в качестве вольтажа используется напряжение на 12 вольт. Главным достоинством мотоцикла “Урал” является его простота, легкость в ремонте. Починить мотоцикл можно даже в дороге. Возможность самостоятельно отрегулировать электросистему по схеме электропроводки делает его просто незаменимым.
Каждую модель в прямом смысле слова можно переделать под себя, настроить и очистить систему питания, отрегулировать проводку и в случае поломки заменить самостоятельно новыми деталями испорченные.
Схема электрооборудования мотоцикла “Урал” включает в себя:
- Лампу габаритного света;
- Свечу зажигания;
- Ротор;
- Сигнал торможения;
- Реле-регулятор;
- Прерыватель ротора;
- Конденсаторы;
- Распределители зажигания;
- Сам замок зажигания и ключ к нему;
- Первичную и вторичную обмотку в катушке;
- Саму катушку зажигания;
- Аккумуляторная батарея;
- Блок предохранителей;
- Генератор;
Это основные пункты схемы электрооборудования, видоизменяющиеся и добавляющие новые пункты в зависимости от конфигурации модели. В более новых моделях много модернизированных деталей, значительно отличающихся от старых вариантов. Однако везде используется однополярные клеммы, уменьшающие потребление электроэнергии и обращающиеся меньше к электропроводке. Однополярные клеммы являются пунктом, благодаря которому мотоцикл ломается гораздо меньше.
Разнообразие схем
Проводка при воздействии внешней среды очень часто портится и приходится покупать новую. Как подключить новую проводку и разобраться в ней? Основной проблемой подключения в Урале является вывод габаритных огней, дальнего и ближнего света, поворотников, других лампочек на приборную панель. В большом количестве проводочков и клемм легко запутаться, поэтому необходимо прозванивать их поочередно.
Примерно, порядок действий при подключении такой:
- Найти схему проводки для вашей модели мотоцикла.
- Глядя на схему выбрать первую клемму.
- Рекомендуют начинать с центральной “Ш” на реле.
- По схеме просмотреть направление провода и куда именно он должен быть подключен.
- Припаять к нужной клемме конец провода.
При подсоединении габаритов необходимо обязательно включать в схему предохранитель. А дальний и ближний свет в любом случае припаиваются к переключателю на центральном контакте (комбинашка). При подключении поворотников один провод идет от центрального контакта с переключателями к реле, чтобы получить питание.
Необходимо не запутаться какой провод идет направо, а какой налево, попробуйте их для себя пометить.
Для удобства работы с электроникой и настройки существует автомобильный стробоскоп. Он создан для автомобилей, но также хорошо подходит и для мотоциклов, если у ваших знакомых есть такой агрегат, одолжите и существенно облегчите себе жизнь. Схем для проводки мотоцикла много, у каждой свои особенности. Необходимо изначально определится со схемой, а потом просто действовать поэтапно.
Электрическая схема
Схема проводки на Урал включает в себя:
- Свеча зажигания;
- Распределитель зажигания (ротор);
- Прерыватель распределителя;
- Вторичная обмотка в катушке зажигания;
- Первичная обмотка в катушке зажигания;
- Исполнительный механизм (молоточек) прерывателя;
- Исполнительные кулачки разрыва контакта распредвала;
- Наковальня прерывателя;
- Конденсатор системы зажигания;
- Распределитель зажигания;
- Аккумуляторная 6В батарея;
- Фара головного света;
- Замок зажигания с ключом;
- Контактная группа замка зажигания;
- Катушка зажигания.
Обратите внимание! Предлагающаяся инструкция подробно расписывала не только моменты регулировки, но и способы починки в случае аварии или отказа электрических компонентов мотоцикла Урал.
Тем не менее, проводка мотоцикла Урал видоизменялась всякий раз, как отечественная промышленность внедряла новые стандарты качества.
Кроме того, появление на моделях дополнительного оборудования:
- Габаритных огней;
- Более емкого аккумулятора;
- Автоматического регулятора угла опережения зажигания;
внесла определенные коррективы. В частности, новая электропроводка на мотоцикл Урал представляла собой более сложную систему (на фото внизу).
Цветная схема мотоциклов М-72
Дальнейшая эксплуатация показала, что шести вольтовая схема электропроводки на мотоцикл Урал бесперспективна. И ей на смену ожидаемо пришла более современная, рассчитанная на 12в оборудование.
Этому в немалой степени способствовало и внедрение ГОСТ 3940—71 на автотракторное электрооборудование, которое произошло в 1975 году. В частности, проводка на Урал М-67 и Днепр МТ10, выпускавшиеся ИМЗ и КМЗ соответствовала требованиям 12-ти вольтовой системы электрооборудования.
Экскурс в историю
Принято считать, что прообразом Урала стал немецкий мотоцикл BMW R-71, чертежи которого закупались официально в сороковом году прошлого столетия.
После изучения и проработки технической документации, на свет появился отечественный мотоцикл М-72, который имел некоторые отличия от прототипа:
- Модель оснащалась двухдисковым сцеплением (на немецком применялось однодисковое);
- Передаточные числа главной передачи были увеличены, что повысило его проходимость в условиях бездорожья;
- Схема электропроводки мотоцикла Урал была выбрана однопроводной (на немецком прототипе – двухпроводная);
- Вся электросхема строилась на вольтаже в 6В (позже перешли на 12 вольт);
- Угол опережения зажигания для разных режимов работы двигателя давался вручную.
Особенностью отечественных мотоциклов была простота обслуживания своими руками – любую поломку или неисправность можно было решить в полевых условиях.
За несколько лет было выпущено не более 7000 экземпляров на всех предприятиях, освоивших выпуск мотоциклов:
- Московском мотоциклетном заводе (на ММЗ было самое массовое производство М-72);
- Горьковском мотоциклетном заводе (ГМЗ);
- (Ленинград);
- Киевском мотоциклетном заводе (КМЗ);
Основное производство тяжелых мотоциклов Урал было развернуто на Ирбитском мотоциклетном заводе, расположенном в Свердловской области, куда вначале войны было эвакуировано производственное оборудование ММЗ.
Справочно: Ирбитский мотоциклетный завод, образовавшийся на территории пивзавода в ноябре 1941 года, принято считать родоначальником мотоцикла М-72, получившего название «Урал-1».Все годы деятельности его единственной специализацией был выпуск тяжелых мотоциклов. А на всех военных видео фигурировали исключительно его изделия.
Период 1941-1954 годов
Оценив все преимущества мотоцикла в условиях военных действий, было принято увеличить в разы их производство. Только за 1942 год Ирбитский мотозавод выпустил почти 10 000 мотоциклов Урал-1. В послевоенные годы ежегодный план составлял 20 000 мотоциклов.
Основными заказчиками выступали:
- РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия, позже переименованная в Советскую Армию);
- Служба правопорядка (милиция);
- Потребкооперация (в послевоенное время);
- Население (до середины 50-х в свободную продажу не поступал).
Справочно: За два десятилетия с момента выпуска мотоцикл доказал свою состоятельность как мобильное транспортное средство, максимально пригодное для эксплуатации в условиях бездорожья и городской среды.
Период 1955-1964 годов
Неплохо зарекомендовала себя и проводка мотоцикла Урал – если вначале у конструкторов были опасения насчет потери контакта из-за возможной коррозии металлической рамы, то эксплуатация показала надежность однопроводной электросхемы.
Тем не менее, при выпуске переходной модели ИМЗ М-61 и на ее основе новой модели «Урал» М-62 (в 1961 году) модернизации подверглись:
- коробка передач,
- рулевое управление;
- система зажигания.
В частности внедрено автоматическое опережение зажигания, поскольку мотоцикл получил новый силовой агрегат, а старое ручное управление углом опережения не удовлетворяло техническим требованиям.
Новая электропроводка на мотоцикл Урал связывала в единую систему:
- АКБ модели 3МТ-12 напряжением 6В;
- Реле-регулятор напряжения модели РР-31;
- Генератор марки Г-414;
- Прерыватель-распределитель с системой опережения зажигания ПМ05;
- Катушку зажигания модели Б201.
Всего за пару лет в производственной программе Ирбитского мотоциклетного завода появились модификации Урала:
- ИМЗ М-61 (переходная модель для обкатки нового верхнеклапанного двигателя);
- М-63 «Урал 2» (модернизирована рама и внедрена новая выхлопная система, позволившая увеличить дорожный просвет);
- М-66 «Урал 3» (схема электропроводки на мотоцикл Урал пополнилась указателями поворотов и новыми фонарями габаритных огней);
Справочно: большое количество моделей под маркой «Урал» и буквенно-цифровые индексы нередко порождают путаницу. Например, схема электропроводки Урал 4320 подразумевает систему электрической части грузового автомобиля повышенной проходимости, а схема электропроводки Урал 5557 – его модификации, а не одну из разновидностей тяжелого мотоцикла.
Историческая справка
Довоенный период
Из архивных документов следует, что назначенная советским руководством группа инженеров посчитала целесообразным использовать в качестве базы для будущего мотоцикла изделие BMW R-71.
Немецкий BMW R-71 образца 1940 года
Справочно: Группа изучала все доступные в те годы серийно выпускавшиеся мотоциклы. И по ряду признаков определила наиболее перспективную конфигурацию, которой соответствовала именно марка BMW. Однако, по мнению советских инженеров, часть узлов и агрегатов, а также центральная проводка нуждались в доработке под отечественные особенности эксплуатации.
Проект был одобрен советским руководством и уже в 1940 году были готовы к испытаниям предсерийные образцы, у которых:
- Схема электропроводки мотоцикла Урал строилась на однопроводном варианте (металлическая рама выступала в роли «минуса»), тогда как BMW применяла двухпроводную;
- Был выбран 6В вольтаж (в послевоенные годы перспективным признали оборудование на 12 вольт);
- Для устойчивой работы на обедненной топливной смеси устанавливался ручной регулятор угла опережения зажигания;
- Для улучшения работы мотоцикла в условиях бездорожья:
- устанавливалось двухдисковое сцепление (BMW R-71 оснащался однодисковым);
- В коробке передач были увеличены передаточные числа главной передачи.
Основной особенностью первого тяжелого отечественного мотоцикла стала его простота:
- своими руками можно было устранить любую поломку в пути;
- провести регулировку электросистемы (электропроводка мотоцикла Урал это позволяла);
- очистить и отрегулировать систему питания;
Справочно: В довоенное время на службу поступило более 7000 мотоциклов. Их выпуском занимались Московский мотоциклетный завод (ММЗ), Горьковский мотоциклетный завод (ГМЗ), Ленинградский и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ).
Военное время
С началом войны производство мотоциклов в срочном порядке эвакуировали в Свердловск и в кратчайшие сроки развернули на Ирбитском мотоциклетном заводе. Донором нового производства стало все вывезенное с Московского мотоциклетного завода оборудование. А готовая продукция прямо с конвейера (на фото внизу) уходила к заказчику.
Прямо с завода ополчение отправлялось на мотоциклах М-72 Урал на фронт
Высокие качества и простота обслуживания мотоцикла по достоинству оценили военные. Их оборонный заказ вырос в несколько раз. Коллектив Ирбитского мотозавода только за 1942 год сумел нарастить объем до 10000 Урал-1, а в дальнейшем преодолел отметку в 20 тысяч экземпляров.
Эмблема Ирбитского мотозавода
Обратите внимание! Оригинальное имя «Урал» существует не только в обозначении тяжелых мотоциклов, но и грузовых авто, что способствует небольшой путанице. В частности, схема электропроводки Урал 4320 имеет отношение не к мотоциклу, а к автомобилю. Аналогично расшифровывается и схема электропроводки Урал 5557 – это модификация грузового авто.
Послевоенное время
Накопленный опыт эксплуатации в самых суровых условиях доказал перспективность шасси и конструкции в целом (на представленном видео в конце статьи это наглядно показано), что позволило заводским конструкторам сосредоточится на усовершенствовании функциональности мотоцикла.
Справочно: Хотя 6В схема проводки на мотоцикл Урал и признавалась устаревшей, тем не менее, ее оставили благодаря потрясающей стрессоустойчивости конструкции.
Наряду с основным заказчиком (армия) в производственной программе ИМЗ появились и:
- органы правопорядка (милиция);
- охранные организации типа рыбнадзора;
- пожарные службы;
- медицинские службы и т.п.
Выпуск пожарных версий освоил завод в Днепропетровске в 80-е годы
Справочно: Схема проводки на мотоцикл Урал с пожарным насосом предусматривала уверенный запуск в любых условиях.
Электрооборудование мотоцикла Урал М 72
Электрооборудование мотоцикла Урал М 72 состоит из следующих приборов и агрегатов: генератора марки Г-11А; аккумуляторной батареи З-МТ-7 или З-МТ-14; реле-регулятора РР-31; катушки зажигания ИГ-4085-Б; прерывателя-распределителя ПМ-05; запальных свечей НА11/11АУ; фары ФГ-6, ламп освещения, сигнала, переключателей и контрольной лампы.
Запальная свеча НА11/11АУ—разборного типа, состоит: из уралитового изолятора 1; центрального электрода 4; стального корпуса 2; бокового электрода 5; гайки изолятора 3; двух медных прокладок 6; одной медноасбестовой прокладки 7. Сверху центральный электрод закрыт карболитовым наконечником 5. Искровой зазор между центральным и боковым электродами должен быть 0,7 мм.
Фара ФГ-6 состоит из корпуса 1, ободка 2 с рассеивателем, рефлектора 3 с двухнитевой лампой 4 и лампой света стоянки 5. В корпусе фары размещены центральный переключатель 6, переключатель дальнего и ближнего света 7, спидометр 8, контрольная лампа 9 и предохранитель 10. Включение различных положений центрального переключателя производится при помощи ключа 11. По бокам корпуса фары имеются держатели проводов.
Схема электрооборудования мотоцикла М 72.
Необходимый водительский инструмент показан ниже.
Как провести свет на мотоцикле урал
Схема электрооборудования мотоциклов Урал
Схема электрооборудования мотоциклов «Урал» М62, М63, М66:
1 — переключатель указателей поворотов П-201; 2 -правые указатели поворотов с лампами А6-15 на мотоцикле-одиночке; 3 — соединительная колодка; 4 — лампа головного света фары А6-32+32; 5 — лампа стояночного света фары А6-2; 6 — реле-прерыватель указателей поворотов; 7 — левые указатели поворотов с лампами с А6-15; 8 — звуковой сигнал С-37А; 9 — переключатель света с кнопкой звукового сигнала П-200; 10 — лампа подсвета шкалы спидометра А6-2; 11 — предохранители 15А; 12-центральный переключатель; 13 — генератор Г-414; 14 — контрольная лампа работы генератора А6-0,25; 15 — реле-регулятор РР-302А; 16 — катушка зажигания Б201; 17 — прерыватель ПЗУ1302; 18 — правые указатели поворотов с лампами А 6 -15 (на коляске); 19 — передний габаритный фонарь на коляске с лампой А6-2; 20 — лампы стоп-сигнала А6-15;21 — задние габаритные лампы А6-22; 22 — аккумулятор ЗМТ-6; 23 — вк л ючатель стоп-сигнала; 24 — контрольная лампа аварийного давления масла А6-2; 25 — датчик давления масла (указателями поворотов оснащены только «Урал» М66)
Схема электрооборудования мотоциклов “Урал” М67 и М67-36:
1 — правые указатели поворота на мотоцикле-одиночке с лампами А12-21-3; 2 — лампа головного света фары А12-45+40; 3 лампа переднего габаритного огня А12-4; 4 — левые указатели поворотов с лампами А12-21-3; 5 — переключатель указателей поворотов П201; 6 — реле-прерыватель указателей поворотов; 7 — контрольная лампа указателей поворотов А12-1; 8 — лампа подсветки шкалы спидометра А12-1; 9 — блок предохранителей; 10 — контрольная лампа работы генератора А12-1; 11 — замок зажигания ВК857; 12 — переключатель света с кнопкой звукового сигнала П200; 13 — звуковой сигнал С205Б; 14 — правые указатели поворота с лампами А12-21-3; 15 — передний габаритный огонь с лампой А12-5; 16 — реле-регулятор РР-330; 17 — генератор Г-424; 18 — катушка зажигания Б204; 19 — свечи А14В; 20 — прерыватель ПМ302А; 21 — лампа заднего габаритного огня и стоп-сигнала А12-21+5; 22 — лампа стоп-сигнала А12-21-3; 23 — включатель стоп-сигнала; 24 — 6МТС-9 или две батареи ЗМТ-6; 26 — выключатель “массы”
Схема электрооборудования мотоциклов «Урал» ИМЗ-3.103-10; ИМЗ-8.103-30; ИМЗ-8.103-40 и ИМЗ-8.123:
1 — аварийный выключатель зажигания; 2 — переключатель «день-ночь»; 3 — колодки штекерных разъемов; 4 — включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 5 — реле-прерыватель указателей поворотов; 6 — блок плавких предохранителей; 7 — контрольная лампа нейтрали в коробке передач А-12-1 (зеленая); 8 — контрольная лампа указателей поворотов А12-1 (оранжевая); 9 — лампы А12-1 подсветки шкалы спидометра; 10 — лампа головного света фары А12-45+40; 11 — лампа габаритного (стояночного) света в фаре А12-4; 12 — указатели поворота левые с лампами А12-21; 13 — контрольная лампа дальнего света А12-1 (синяя); 14 — контрольная лампа работы генератора А12-1 (красная); 15 -зам о к зажигания; 16 — переключатель указателей поворотов;17 — переключатель света; 18 — указа т ели поворотов правые (на коляске) с лампами А12-21; 19 — лампа габаритного (стояночного) света на коляске передняя А12-5; 20 — двух нитевая лампа заднего габаритного света и стоп-сигнала А12-21+5; 21 — реле-регулятор РР-330; 22 — включатель стоп-сигнала ножного тормоза; 23 — выключатель «массы»; 24 — включатель контрольной лампы нейтрали; 25 — звуковой сигнал С-304; 26 — катушка зажигания Б204; 27 — генератор Г-424 с выпрямителем; 28 — прерыватель ПМ302А; 29 — кнопка звукового сигнала; 30 — лампа AI2-21 стоп сигнала; 31 — лампа А12-5 заднего габаритного (стояночного) света; 32 — аккумуляторная батарея 6МТС-9 (или две батареи ЗМТ-б); 33 — коммутатор бесконтактной электронной системы зажигания (БЭСЗ); 34 — датчик БЭСЗ; 35 — электронный регулятор напряжения 33 3702; 36 — указатели поворотов правые на мотоцикле-одиночке с лампами А12-21
Сообщений [ с 21 по 40 из 54 ]
21↑ Ответ от shaman507 15-04-2015 21:52:26
- shaman507
- Злой модератор
- Неактивен
- Имя: Евгений
- Откуда: Тамбовская область
- Зарегистрирован: 28-05-2013
- Сообщений: 4 350
- Репутация: 401
- Мотоцикл: Днепр МТ 10-36, М-72, Урал ИМЗ-8.103-10, М-63, ИЖ-49, Милицейский Урал одиночка, Минск М-106
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
А какие контакты на твоём реле напиши названия
22↑ Ответ от kilerx37 15-04-2015 22:13:27
- kilerx37
- Новичок
- Неактивен
- Имя: юрий
- Откуда: кохма
- Зарегистрирован: 22-06-2014
- Сообщений: 14
- Мотоцикл: урал
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
На моём реле есть (+ ш лк )
Добавлено: 15-04-2015 22:13:27
Здраствуйте. Подскажите пожалуйста . У меня проблема с проводкой на мотоцикле урал . Немогу понять куда сажать конец провода который идет по схеме к B3 на реле . На моей реле нет таково контакта.(провод розовый)Есть только + ш лк (реле электронное)
23↑ Ответ от Luis 14-05-2015 10:35:00
- Luis
- Cтарейшина
- Неактивен
- Откуда: Сахалин
- Зарегистрирован: 07-04-2014
- Сообщений: 2 525
- Репутация: 160
- Мотоцикл: Днепр 11
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
Наткнулся..может кому помогут. вроде всё правильно. Рисунки не мои.
Если что не правильно, то поправьте.
+6
24↑ Ответ от пет.мих.мих 14-05-2015 16:18:50
- пет.мих.мих
- Cтарейшина
- Неактивен
- Имя: Михаил
- Откуда: г.Тюмень
- Зарегистрирован: 20-05-2014
- Сообщений: 1 443
- Репутация: 81
- Мотоцикл: Урал ИМЗ-8-103-10 1993 г.в.
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
Доходчиво,лови +.
25↑ Ответ от kilowatt3 14-05-2015 21:33:45
- kilowatt3
- Электрик
- Неактивен
- Имя: Александр
- Откуда: Белгородская обл Алексеевка
- Зарегистрирован: 24-03-2011
- Сообщений: 1 950
- Репутация: 197
- Мотоцикл: днепр мт 11 ,но были разные и не один !
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
дружище так то оно правильно и дохотчиво , НОО народ не любит искать нужно наверно отдельно создать ветку с пометкой важно , и названием цветное пособие для всех.
26↑ Ответ от Luis 15-05-2015 03:52:16
- Luis
- Cтарейшина
- Неактивен
- Откуда: Сахалин
- Зарегистрирован: 07-04-2014
- Сообщений: 2 525
- Репутация: 160
- Мотоцикл: Днепр 11
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
Главное чтобы всё правильно было, Вы, как разбирающиеся, в электрике проверили, можно и в отдельную тему..
27↑ Ответ от вадимка 01-10-2015 05:41:37
- вадимка
- Прохожий
- Неактивен
- Зарегистрирован: 18-09-2015
- Сообщений: 3
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
привет всем.такая проблема-при включении поворотов влево повороты мигают.при включении в право мигает фара .что делать.Спасибо
28↑ Ответ от komandor 01-10-2015 19:32:58
- komandor
- Искатель новых ощущений
- Неактивен
- Зарегистрирован: 12-02-2015
- Сообщений: 753
- Репутация: 116
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
привет всем.такая проблема-при включении поворотов влево повороты мигают.при включении в право мигает фара .что делать.Спасибо
Что значит «мигает фара»? Она включена, а при включении поворотов начинает то тухнуть, то загораться? Если так, то где-то в цепи «реле——>лампочки поворотов» кз. И идет просадка напруги при срабатывании реле.