Цепкий и быстрый
Полноприводная концепция 6×6 — идеальная для экстремального бездорожья: пятно контакта у шестиколесника по площади существенно превышает этот показатель у более распространенных решений, поэтому машина умеет «цепляться» за каждый сантиметр и выбираться из любых ловушек. Когда обычный квадроцикл застрянет в мокром овраге или боронованном поле после ливня, Polaris Sportsman выползет и из этой передряги.
Во время посевной или уборочной экономить приходится каждую минуту: простой длиною в час равен потере сотен тысяч рублей. В ситуации спешки гонять с поля на поле трактор слишком накладно в плане топлива, а убивать личные автомобили, пусть даже внедорожники, – себе дороже. Мотовездеход решит проблему с оперативным подвозом всего необходимого: ему не страшны ни проливные дожди, ни ведущиеся в полях сельхозработы – машина достаточно компактная, чтобы ловко объехать любой занятый участок. Среднее хозяйство может окупить затраты на приобретение вездехода Polaris за парусезонов – если пересчитать расходы на топливо, потери от промедлений и прочие затраты.
“Sportsman 800 6×6 Big Boss” нарастил мускулы
В седле этого АТV от “Polaris” можно уверенно себя чувствовать посреди сибирской тайги или амазонских джунглей, тем более – в подмосковных лесах. Не столь давно “Big Boss” получил новую ходовую, новый мотор, и теперь шестиколесному вездеходу не страшно самое дремучее бездорожье.
НА ПЕРВОМ представлении “Sportsman 800 6×6 Big Boss” в Миннеаполисе, США, толком испытать его не удалось. Тогда, с год назад, нам, что называется, дали прокатиться на вездеходе. Но все равно выглядело это не слабо. Представьте себе огромную кучу камней, каждый с лошадиную голову – шестиколесник забрался на нее и спустился вниз так невозмутимо, словно преодолел горку для самых маленьких в детском саду. Потом к нему прикрепили передний отвал, и мы подвигали туда-сюда приличную гору опилок. Под занавес нагрузили в кузов мешки с цементом общим весом 500 кг, и я с ними еще раз прокатился по той куче булыжников. Все! На этом презентация кончилась, и мы пошли пить кофе.
Между тем новый “Big Boss” явно прицеливается стать хитом продаж. И, разумеется, я не упустил случая поближе познакомиться с ним уже в России. Для нашего теста ATV специально доставили из Санкт-Петербурга в мотосалон “Брандт”.
Сильный и устойчивый
От обычных квадроциклов Sportsman 6×6 отличается не только шестью колесами. Сзади у него вместительный кузов, расположенный над двумя мостами. Размером он больше, чем у многих side-by-side – согласно техническим параметрам, заявленных производителем, грузоподъемность этого кузова достигает 362 кг.
Кроме того, еще до 680 кг можно взять на буксир – а значит, с помощью мотовездехода возможно перевозить навесные агрегаты, биг-бэги, емкости для удобрений и пестицидов.
Мотор мощностью 44 л. с. позволяет без труда преодолевать основные препятствия, какие встречаются при перемещении с одного поля на другое, даже при загруженном кузове. 44 лошадиные силы – это достаточно высокая мощность, даже если крутить надо не четыре колеса, а шесть. Динамика и максимальная скорость подходят для такой конструкции. В колонне четырехколесников, если они не гоняют, а просто едут по делам или в путешествие, машина отставать не будет.
Инженеры Polaris знают, что нужно пользователю вплоть до мелочей. В этой модели используется пластик, который трудно поцарапать или сломать, даже если задеть чем-то тяжелым, зацепиться за дерево или попасть под град. У водителя есть спинка средней высоты, которую он может передвигать вперед-назад без инструментов. Пассажирское место организовано даже с избыточным для утилитарной техники комфортом.
Гусеничный Polaris Sportsman 6×6
Polaris Sportsman 6×6 Big Boss, обутый в гусеницы, заслуживает собственного названия — «квадротрактор»
На кузове самого тяжёлого из квадроциклов Polaris не случайно написано Big Boss: шесть колёс, три ведущих оси, кузов на 362 кг… Одним словом, босс среди себе подобных. Производитель утверждает, что Polaris 6×6 (единственный шестиколёсный в своём классе) не уступает по грузоподъёмности большинству мини-тракторов, а по проходимости – гусеничным вездеходам. Но вместо того чтобы сравнивать многоножку с тракторами, почему бы не обуть в гусеницы сам мотовездеход? Как изменится его поведение, когда вместо пневматиков его опорой станет распластанная по снегу зубастая резиновая лента?
Гусеничный комплект разработан непосредственно Polaris. В него входят сами движители с пластиковым ведущим колесом и резиновой гусеницей и установочный набор из пружин и усилительных накладок на весь передний рычаг. Передние гусеницы с тремя опорными катками уже и короче задних, у которых таких катков шесть. Поскольку у «Биг Босса» сзади два ведущих моста, задние гусеницы имеют по два ведущих колеса на каждой – идеально с точки зрения распределения усилий. При этом гусеницы не опираются на ведущие колёса, а только на дополнительные катки. Это делает всю систему более эластичной, лучше обрабатывающей неровности. Конструкция выполнена с возможностью самостоятельной установки, по принципу «снял колёса, поставил гусеницы». Диаметр ведущих зубчатых колёс несколько меньше, чем у стандартных шин квадроцикла, но всё равно двигаться по пересечённой местности уверенно можно только на пониженной. Впрочем, скорость – далеко не главное преимущество утилитарного вездехода, а в варианте трактора и подавно.
Траекторию разворота надо планировать заранее. Но всё, что при этом встретится на пути, Big Boss легко преодолеет
То, что площадь опоры при замене колёс на гусеницы выросла, заметно с первого же метра движения. На месте руль, несмотря на электроусилитель, всё равно не повернуть – только на ходу. Гусеницы ленивее откликаются на повороты руля в колее: выехать из неё – задача порой непростая. Второе отличие поведения – выросла жёсткость подвески. Это понятно – гусеницы весят больше колёс и плохо амортизируют мелкие неровности, при этом крупные проходят на ура. Но главное – машина перелезает через любое препятствие, а колеи можно пересекать и поперёк, и по диагонали. Важно двигаться не спеша. Глубокий снег, понятно, тоже не помеха – квадроцикл почти не проваливается и шансов застрять нет. Лежащее поперёк дерево заставляет сбросить газ и переползти его максимально медленно. И это всё, что требуется – квадроцикл переваливает его в любом случае и под любым углом. Единственное, что может остановить шестиножку – подтаявшее болото, когда тяжёлая машина, проломив ледяную корку, уходит в трясину. Все остальные препятствия – полметровые уступы, скользкие склоны, снежная целина – проходятся без усилий. Важно не бросать газ. Запас мощности у 567-кубового мотора в 44 л.с. есть, но всё движение происходит при максимально нажатом курке. Да и трогается с места гусеницеход непривычно – плавность нажатия газа почти ни на что не влияет. И только мотор выходит на рабочие обороты, как нужен полный дроссель. Вариатор, раз взвыв, замирает на ноте максимума крутящего и больше не дёргается. Механические потери у гусениц велики, оттого полный сброс газа вызывает интенсивное торможение и быструю остановку. Скорость при этом по пересечённой местности и снегу не превышает 30 км/ч – дальше просто некомфортно, поскольку точность управления на гусеницах ниже. На твёрдом покрытии можно ехать 45–50 км/ч, а негласный рекорд, поставленный в идеальных условиях, – 70 км/ч на повышенной передаче и с горячей головой за рулём.
Пластиковый самосвальный кузов лёгок, долговечен и разгружается одним нажатием на фиксатор
Отдельная история – руление на гусеницах. Разумеется, они не прибавляют вёрткости и любой манёвр надо рассчитывать заранее, учитывая и наличие колей, и траекторию виража. То есть сам отклик на поворот руля быстрый, но радиус циркуляции может поставить неопытного райдера в тупик. Благо всегда можно сдать назад, а электроусилитель не требует накачанных мускул, когда приходится многократно елозить в ограниченном пространстве туда-сюда.
Очевидный плюс гусениц – бешеная тяга на крюке. Вездеход легко берёт на буксир 680 кг, а сам крюк, вернее, шар, имеет силовые квадраты спереди и сзади и быстро переставляется. Никакие колёса, даже если их шесть, не дают такого контакта с поверхностью, как эластичная гусеница. Это проявляется и в заснеженном овраге, и на гладком льду. Единственный нюанс – ремень вариатора, который, как ни крути, нагружается заметно сильнее. Нет, при разумной езде он не перегревается и опасного запаха горелой резины за час лазаний по окрестностям Пироговского водохранилища мы не почувствовали. Но отправляясь в дальнюю поездку или готовясь таскать «Биг Боссом» брёвна из леса, запаситесь ремнём, а то и парой. Тем, кто всерьёз обеспокоен вопросом его замены, подскажу, что вся процедура в формате «на снегу под еловыми лапами» занимает не более часа неспешной работы с длительными перекурами.
Что касается основы нашего теста – квадроцикла Sportsman 6×6, то тут ничего нового не скажу. Утилитарная сороконожка не отличается лёгкостью прыжков с трамплина, зато без усилий везёт несколько мешков картошки и легко сбрасывает их, поскольку кузов откидывается, как у самосвала. Тяжёлый, уверенно ползущий, «Биг Босс» пригодится путешественникам на большие расстояния, тем, кто берёт на буксир солидный груз или готовится идти по азимуту, невзирая на рельеф местности и фактуру покрытия. Превратить и без того выдающегося «проходимца» Sportsman 6×6 Big Boss в супервездеход с бешеной тягой при помощи гусениц легко, причём столь же легка и обратная трансформация. Стоимость комплекта гусениц в 377 855 рублей не кажется слишком высокой, поскольку ещё более вездеходны только вертолёты, но они, к сожалению, не всепогодны.
Создайте свой Sportsman
Компания Brandt предлагает широкий выбор аксессуаров для любой работы и любого стиля езды: более 1400 наименований аксессуаров с системой крепления Lock & Ride – весь этот ассортимент доступен российским покупателем. С помощью этой линейки вы можете настроить мотовездеход под собственные нужды с максимальной эффективностью.
Благодаря различным конфигурациям кабины Pro Fit, вы можете использовать мотовездеход круглый год; широкая линейка специально разработанных аксессуаров позволит вам выполнять большие объемы сложных работ и совершать более дальние и комфортные поездки. Квадроциклы Sportsman – хорошая альтернатива для тех, кто не готов тратиться на мини-трактор.
Каталог квадроциклов
“Страшенная надега!”
В РАМУ передней части машины поместили двухцилиндровый инжекторный 800-кубовый мотор с водяным охлаждением, мощностью 64 л.с., позаимствованный у того же “Sportsman 800”. Даже сравнивать неловко с прежней карбюраторной “пятисоткой”, выдававшей 35 сил.
Что касается ходовой части, то подвески – и передняя МсРherson, и независимая задняя – стали более мягкими, не такими “дровяными”, как на предыдущем “Биг Боссе”. Зато стабилизаторы поперечной устойчивости здесь жестче.
А главное – навсегда ушла в прошлое головная боль из-за цепных приводов двух задних мостов. У машины, которая работает в тяжелых условиях бездорожья, эти цепи постоянно вытягивались, а потому могли слететь с шестерен в любой момент. Теперь, “опрокинув” кузов, видишь два мощных кардана: один – от раздатки к переднему мосту, второй соединяет этот мост с задним. И еще шесть карданов передают крутящий момент на шесть колес. Все это хозяйство завязано в один железный узел, и, как выразился главный механик “Брандта” Миша Куфарев, “надега получилась страшенная!”
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Подробнее | |
Двигатель | |
Тип двигателя | 4-тактный, одноцилиндровый, DOHC |
Рабочий объем | 567 см3 |
Топливная система | Электронный инжектор |
Охлаждение | Жидкостное |
Трансмиссия | |
Трансмиссия | Автоматическая PVT P/R/N/L/H |
Система привода | Передний привод 6WD, задний привод 4WD |
Система торможения двигателем / Система контроля на спуске | Стандарт / Стандарт |
Подвеска | |
Передняя подвеска | MacPherson, ход 20.8 см |
Задняя подвеска | Двойной А-образный рычаг, IRS, ход 24.1 см |
Тормоза | |
Передние / Задние тормоза | Гидравлические, дисковые, на все колеса |
Стояночный тормоз | Парковочная передача, ручная блокировка |
Диски и шины | |
Передние шины | 26 x 8-12 PXT |
Задние шины | 26 x 10-12 PXT |
Диски | Штампованные стальные |
Размеры и объемы | |
Колесная база | 213.4 см |
Сухой вес | 489 кг |
Габаритные размеры (ДхШхВ) | 295 x 124.5 x 124.5 см |
Клиренс | 29 см |
Объем топливного бака | 25.5 л |
Размеры кузова (ДхШхВ) | 96.5 x 99.1 x 20.3 см |
Грузоподъемность переднего / заднего багажника или отсека | 40.8 кг / 362.8 кг |
Грузоподъемность | 507 кг |
Тяговое усилие | 680.4 кг |
Фаркоп / Тип | Стандартное / 1,25” фиксатор |
Характеристики | |
Система крепления аксессуаров | Lock & Ride® |
Освещение | Тройной дальний свет 50 Вт, двойной ближний свет 50 Вт, двойной стоп-сигнал |
Электроусилитель руля | Стандарт |
Оснащение | Цифровой спидометр, одометр, тахометр, 2 счетчика пробега, счетчик моточасов, индикатор включенной передачи, указатель уровня топлива, индикатор полного привода, вольтметр, температура ОЖ, индикатор высоко температуры ОЖ, часы, выход пост.тока |
Цвета | Sage Green |
Гарантия 1+1 | |
О гарантии | Любой покупатель получает 1 год гарантии от производителя и может осуществлять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание у официального дилера. Второй год гарантийного обслуживания возможен в случае аккуратной эксплуатации техники в целях отдыха, о чем должен свидетельствовать ее внешний вид и состояние, при этом у дилера должны быть зарегистрированы все ТО, консервации и предсезонные ТО. Покупатель может обслуживать технику у любого авторизованного дилера Polaris в России. |
Рассказать друзьям
Встречаем по одежке
РАБОТУ над исправлением недостатков, которые, чего греха таить, были у предыдущей модели, в “Polaris” начали с экстерьера. И правильно сделали. Прежний “Big Boss” выглядел работягой в затрапезной телогрейке – усердным, но неказистым. Внешний вид у него презентабельностью не отличался. И это не только мое мнение – дистрибьюторы просто умоляли поларисовцев сделать облик шестиколесника по-пригляднее.
Те прислушались: обновленный вездеход получил симпатичную “морду” по образу и подобию очень успешной модели “Polaris Sportsman 800”. А заодно и все опции – от большого ветрового стекла и подогрева ручек руля до лебедки и переднего багажника из прочного пластика с надежной крышкой. Головная фара поворачивается вместе с рулем, что весьма удобно на темной трассе; приборная панель – электронная. На фоне такой роскоши удивляет, мягко говоря, куцее “полуторное” сиденье. Пассажира с собой взять можно, но о каком-то комфорте в поездке ему лучше даже не мечтать. Большую машину вполне можно было оборудовать двумя полноценными местами для седоков. Странно, что этого не сделали.