Особенности полноприводного мотоцикла Урал: «гроза» бездорожья

Полноприводные мотоциклы не являются чем то новым и необычным. Их создали достаточно давно, при этом использовали подобные транспортные средства, в основном, для участия в мотогонках раллийного типа. Прежде всего, это объясняется тем, что такие модели намного лучше справляются с поворотами на высокой скорости.

Тем не менее, в отличие от машин с полным приводом, полноприводный мотоцикл не имеет полноценного ведущего переднего колеса. На самых распространенных моделях такого типа от торговых марок Ямаха и КТМ на переднее колесо передается только 20 % мощности. Компания Кристини смогла создать байк, на переднее колесо которого передается 50 процентов мощности, но это сильно увеличило вес транспортного средства. Что же всему этому может противопоставить отечественные модели? Обо всех достоинствах и недостатках полноприводного мотоцикла Урал мы и поговорим сейчас.

Когда появился первый полноприводный мопед

Впервые модель была продемонстрирована в 1924 г. в Британии. Долгие годы это был единственный экземпляр. Лишь спустя почти 3 десятка лет был изготовлен известный байк Рокон. Его принцип работы базировался на передаче момента на переднее колесо при помощи двух цепей.

Несмотря на то, что отсутствовала подвеска, мотоцикл отлично чувствовал себя на труднопроходимых участках дороги. Вес такого транспортного средства не достигал даже 100 кг. Данный мотобайк пользуется широкой популярностью и в наше время.

Видеообзор мотоцикла Урал с приводом на коляску:

История развития конструкции модели

Мотоцикл Урал М 62 класса 650 см в кубе создан 1961 году Ирбитским мотоциклетным заводом на базе мотоцикла М 72М.

После того как на Ирбитском заводе создали новый форсированный верхнеклапанный двигатель и стали устанавливать его на мотоцикл М 72, появилась переходная модель — М 61.

Мотоцикл М62 является модернизированной моделью М 61 и отличается от него конструкцией силовой передачи, ходовой части и приборами системы зажигания. Основные технические параметры двигателя остались без изменений.

Двигатель являются верхнеклапанным и изготавливались на базе двигателя М 72М, поэтому приводится описание только их отличительных особенностей по сравнению с конструкцией двигателя М 72М.

Кривошип с шатунами представляет собой неразъемный узел, который отличается от соответствующего узла двигателя М 72М длиной шатуна и расстоянием от оси цапфы до оси пальца кривошипа.

На нижнюю часть юбки поршня установлено второе маслосъемное кольцо.

Цилиндры являются взаимозаменяемыми и в верхней части имеют четыре отверстия для шпилек крепления головки и два отверстия, в которые запрессовываются трубки штанг толкателей.

Для слива масла из клапанной коробки в картер имеется трубка, проходящая через ребра цилиндра.

Схема механизма газораспределения двигателя М 62.

Механизм газораспределения описываемого двигателя является механизмом с верхним расположением клапанов, что является принципиальным отличием его от двигателя М 72М.

Диаметр тарелки клапана 35 мм, диаметр стержня 7,5 мм, а общая длина клапана 91 мм. Клапаны перемещаются в направляющих, запрессованных в тело головки цилиндра. Зазор между втулкой и стержнем клапана составляет 0,05—0,1 мм.

Распределительный вал имеет четыре распределительных кулачка, которые отличаются от кулачков вала двигателя М72М своей формой и расположением, что делает распределительные валы не взаимозаменяемыми.

В тело толкателей запрессованы наконечники с полусферическим углублением.

Регулировка теплового зазора (0,1 мм) между стержнем клапана и рычагом коромысла производится при снятой крышке клапанной коробки.

Система смазки

Клапаны и коромысла смазываются разбрызгиванием. Через отверстия, расположенные у конца направляющих втулок толкателей и кожуха штанг, масло попадает в головки цилиндров и разбрызгивается там клапанными пружинами.

Система питания

На двигателе М 61 установлены два карбюратора К-52, а на двигателе М 62 — два карбюратора К-38. На двигатель мотоцикла М61 могут быть установлены два карбюратора К-37.

Вернуться в содержание — ↑

А что же насчет полноприводного Урала?

В принципе, подобное транспортное средство никогда официально не выпускалось. Таким образом, приобрести серийную модель не получится. Тем не менее, один русский умелец сумел самостоятельно создать Урал с приводом на коляску, который отлично справляется с труднопроходимыми участками дороги. На такое транспортное средство монтируется радиатор с ВАЗ 2106, а также два дополнительных электровентилятора. Также понадобится аккумуляторная батарея на 63 ампера и самодельный передаточный механизм.

Стоит сказать, что такой вариант привода на коляску Урал является наиболее универсальным и позволяет добиться отличных параметров проходимости и надежности. В результате, многие начали наследовать и копировать подобное творение, так что сейчас можно увидеть достаточно большое количество подобных транспортных средств.

К сожалению, производители не всегда прислушиваются к пожеланиям клиентов, так что пока мотоцикл Урал с приводом на коляску не поступил в серийное производство. Что ж, возможно, через несколько лет его начнут выпускать массово, пока же следует довольствоваться самодельными моделями.

Технические характеристики мотоцикла Урал М 62

Общие данные

Тип мотоцикла — С коляской База, мм — 1435 Дорожный просвет, мм — 125 Колея, мм — 1100 Габариты, мм: Длина — 2420 Ширина — 1650 Высота (по ключу зажигания) — 1000 Вес мотоцикла, кг: сухой — 340 рабочий — 366 Расход топлива по шоссе, л/100 км —6,0 Запас хода по топливу по шоссе, км — 300 Наибольшая скорость, км/час — 100 Емкость (масляная), л: картера двигателя — 2,0 картера КП — 0,8 картера задней передачи — 0,150 воздухоочистителя — 0,2 Емкость топливного бака, л — 22

Двигатель

Тип двигателя — Четырехтактный двухцилиндровый Марка — М — 62 Диаметр цилиндра, мм — 78 Ход поршня, мм —68 Рабочий объем, см в кубе — 649 Степень сжатия — 6,2 ± 0,2 Максимальная мощность, л. с. — 28 Максимальный крутящийся момент, к г м — 4,5 Материал головки блока — алюминиевый сплав Прокладка головки блока — Асбометаллическая 0,6 мм Материал поршня — сплав алюминиевый Фазы газораспределения (по углу поворота кривошипа), град.: начало впуска до в. м. т. — 57 конец впуска после н. м. т. —77 начало выпуска до н. м. т. — 97 конец выпуска после в. м. т. — 37 Карбюратор — Два К — 38

Силовая передача или трансмиссия

Передаточное число главной передачи — 4,62 Сцепление — Сухое двухдисковое в маховике двигателя Количество дисков: ведущих — 3 ведомых — 2 Количество пружин — 6

Коробка передач

Тип — Четырехступенчатая двухходовая Передаточные числа: на первой передаче — 3,6 на второй передаче — 2,286 на третьей передаче — 1,7 на четвертой передаче — 1,3 Общее передаточное число: на первой передаче — 16,65 на второй передаче — 10,56 на третьей передаче — 7,85 на четвертой передаче — 6,01

Шины

Размер, в дюймах — 3,75-19 Давление, кг/см в квадрате: переднего колеса — 1,8 заднего колеса — 2,2 колеса коляски — 2,0 запасного колеса — 2,2

Зажигание Электрооборудование

Тип — батарейное магнето Марка катушки зажигания — Б — 201 Аккумуляторная батарея — 3 М Т — 14 Генератор — Г — 402 Реле-регулятор — Р Р — 302 Сигнал — С — 23 Фара — Ф Г — 116

Вернуться в содержание — ↑

Преимущества и недостатки транспортного средства

Среди основных причин, почему Урал с ведущей коляской пользуется огромной популярностью, можно выделить:

  • отличную проходимость (вероятность где-либо застрять практически равняется нулю);
  • хорошие показатели грузоподъемности;
  • улучшенное управление;
  • более плавную и мягкую динамику.

Но есть у полноприводного мотоцикла Урал и некоторые минусы. Прежде всего, тут более сложное устройство ходовой. Кроме того, отсутствует возможность отсоединить коляску. В то же время, плюсов явно больше. Особенно для тех, кто любит езду по труднопроходимым участкам дороги.

Дифференциальный ураловский привод

Подобных ураловских дифференциальных приводов, насколько я понимаю, на руках немного. Я знаю два, максимум три экземпляра. Возможно, что их устройство и комплектация будут интересны любителям приводных колясочников. Если кому есть что добавить по делу — вэлком.

Итак, начнем разборки …

Сначала снимаем вилку кардана коляски. В ней стоит сальник: 62-06162-10, его размеры 24,4х36,5х6,9. Как видно — изношен изрядно.

Откручиваем шесть гаек крепления и отсоединяем крышку от картера моста

Вид на картер моста

И вид на крышку картера моста. Обратите внимание на дистанционную втулку.

С этой стороны стояла вторая дистанционная втулка. Выпала при снятии крышки картера.

Шестерня (эпициклическая?) вращается на двух игольчатых подшипниках. Иголки 3х15,8. Жаль, что поверхность шестерни, где находились иголки, слегка поржавела. Попробую чуть шлифануть.

Собственно в этой шестерне под упорным кольцом прячется еще один сальник 62-06162-10, раздолбанный напрочь.

В крышке картера снимаем стопорное кольцо и бронзовое распорное кольцо и вытаскиваем корпус диффа.

Дальше можно вынуть из крышки шестерню привода коляски, которая вращается в крышке картера в большом подшипнике номер 113 (аналог 6013), размерами 65х100х18

Внутри шестерни привода коляски стоит двухрядный радиально-упорный подшипник (отечественный номер не нашел) размерами 20х47х20,6 (импортный аналог 3204). В нем вращается ось заднего колеса.


Этот подшипник оказался в хорошем состоянии, можно было его не выбивать.

Дальше с крышки картера снимается стопорная крышечка


и выкручивается большая гайка с установленным в ней сальником 55х80х10 и уплотнительным кольцом

После этого из крышки картера можно достать 113-й подшипник

Ведомая шестерня ГП сидит на игольчатом подшипнике с размерами иголок 5х12

Ведущая же шестерня установлена точно так же, как и на моноприводном варианте: игольчатый подшипник 874901, размер 13х32х17/20 и двухрядный радиально-упорный 3086304 Л, размер 20х52х22,22 (аналог 3304) — был раздолбан.


ГП в данном случае «восьмерка».

Ось колясочного колеса вращается в двух радиальных подшипниках: 6206-2RS1 (30x62x16) и 6207-2RS1 (35x72x17), как в современных «гирапах». Крестовины кардана приводя коляски можно брать «жигулевские».

Подшипники и сальники заказаны. Постараюсь сфотографировать и процесс сборки, особенно если будут нюансы.

Еще одна отечественная модель

Днепр-16 – это еще один советский байк с приводом на коляску. Модель выгодно выделяется благодаря прорезиненным рессорам коляски и грузоподъемности в 200 кг. Подобное транспортное средство станет отличным вариантом для отдыха и работы.

Также будет интересно: Военные мотоциклы на вооружении в разных странах

Небольшой итог

Итак, полноприводные мотоциклы являются незаменимыми транспортными средствами для тех, кому требуется часто ездить по труднопроходимым участкам дороги. Они отличаются повышенной проходимость и надежностью. Среди наших моделей тут выгодно выделяется Урал с полным приводом.

Такое транспортное средство способно с легкостью преодолевать практически любые участки дороги. Тем не менее, в серийное производство байк не поступил, так что следует либо покупать его на вторичном рынке, либо модернизировать самостоятельно.

Крутой видео тест-драйв полноприводного мотоцикла Урал:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]