Чешские мотоциклыМотоциклы «Ява (Jawa)»
Ява 650 была очень долгожданной для фанатов фирмы.
До нее компания выпускала только гоночные модели и серии в малым количеством экземпляров.
А тут появился великолепный представитель, созданный на основе двигателя союзной австрийской компании Ротакс. Первый пилотный вариант мотоцикла был представлен в далеком 2003 году в Чехии, где вызвал волну эмоций.
Противоречивость мнений и сделала модели первую пиар-акцию, которая дала разработчикам понять всю гениальность проекта.
Ява 650 сохранила многие фирменные черты, но также приобрела новые. Можно выделить несколько плюсов модели:
- Конструкция мотоцикла создана таким образом, чтобы человек мог без сложностей обслуживать его (свечи, термостат и прочие элементы расположены удобно);
- Силовой агрегат и КПП радуют своими характеристиками даже сейчас, через столько лет после выхода модели;
- Мотоцикл имеет простую и удобную конструкцию, в общем и целом исполнение его очень удачное;
Классическое качество Jawa сохранилось, однако у модели есть и несколько минусов:
- Нестабильность торможения (передний амортизатор во время торможения средней интенсивности уже доходит до предела);
- В некоторых фазах езды у мотора нарастает вибрация (для одноцилиндрового мотоцикла это естественно, однако ощущения весьма странные во время езды);
- Отзывы владельцев и экспертов, проводящих тест-драйвы, выявили еще одну проблему: в системе электрооборудования присутствуют недочеты установки (при дальнейшей эксплуатации это не создает серьезных проблем если внимательно следить за этим).
Модель 650 стала популярной не только на родине, так как большинство экземпляров ушло на экспорт.
Благодаря приятному и простому управлению, мотоцикл полюбился женской части аудитории. Хотя и мужчины его вниманием не обделили.
Особенно порадовало в данной советской модели то, что у нее есть три вариации.
Jawa 650 Classic
Модель Ява 650 Классик, известная также как Police, не поддается определению.
Даже сам создатель заявил модель как нечто особенное и исключительное.
Ближе всего он подходит к чопперам, а во внешних характеристиках интересно объединяет традиционные черты и современную актуальность.
Характеристики агрегата отлично подойдут любителям путешествий, а в качестве дополнительного бонуса вы получаете экономичный мотоцикл с прицепной коляской, увеличивающий общую грузоподъёмность в разы.
Как и другие мотоциклы линейки, Police оснащен одноцилиндровым двигателем Rotax Bombardier, объемом 650 кубических сантиметров и водяной системой охлаждения.
КПП с пятью ступенями громко заявила о себе благодаря плавному переключению передач и тихой приятной работой.
Безопасность обеспечивает полудуплексный стальной корпус и хорошие тормоза. Jawa 650 Classic появилась раньше собратьев, в 2004 году, и поэтому является на данный момент уже слегка устаревшей.
Весьма известный и популярный в свое время ИЖ Планета 2 — технические характеристики, описание мотоцикла вы найдете тут.
ИЖ, который демонстрирует прекрасную езду на трассе и на дорогах:
Экипаж MXA WRECKING CREW ездит на велосипеде JAWA 75 на 500 л.с.
Дэрил из MXA довольно быстро адаптировался к мотоциклу Jawa Speedway — забыв все, что он знал о катании на велосипеде.
Аварийная команда MXA любит велосипеды — всевозможные велосипеды — и мы протестировали и участвовали в гонках на большом количестве различных типов машин для обработки грунта. Мы протестировали трекеры, снегоходы, коляски, пого-палки, велосипеды GNCC, велосипеды для эндурокросса, электрические велосипеды, снегоходы. Велосипеды Париж-Дакар, ледовые и дорожные гонки между нашими ежедневными испытаниями мотокроссовых велосипедов. Да, мы знаем, это не мотокросс — и это то, что нам нравится в этом. Это дает нам возможность увидеть, как живет другая половина, и повеселиться, делая это. Пойдемте с нами, и мы попытаемся обойти самый маленький и простой трек, с которым мы когда-либо боролись.
Велосипеды Спидвея имеют главную передачу двигателя. Это делает передачу важной ролью в настройке гонки.
Что бы происходило в вашей голове, если бы вы поднялись на борт незнакомой машины, и они сказали вам забыть все, что вы знали о езде? Это положение, в котором оказались разрушители MXA, когда чемпион мира по спидвею Билли Хэмилл сказал нам «делать все, что прямо противоположно мотокроссу». Экипаж МХА был брошен на петлю. Эй, мы подумали, что отправиться на целый день кататься на 500-кубовом велосипеде Jawa Speedway — это просто пирог. Ведь у него было два колеса, руль, ехал по грязи и только поворачивал налево. Как трудно это может быть?
Мы, честно говоря, ничего не знали о Спидвее, кроме просмотра нескольких видеороликов на YouTube (в основном сборников о сбоях) и проведением нескольких вечеров в пятницу на выставочной площадке Коста-Меса с бандой, наблюдающей за гонками. По правде говоря, мы думали, что мы золотые. Выглядело это просто: просто переверни его, включи газ и используй тормоза, идущие в поворот. Не хороший план.
НЕ БЫЛО ТОРМОЗА, РЫЧАГА СДВИГА, РАДИАТОРА ИЛИ УДАРА И ТОЛЬКО ОДИН ПОЛЕЗНЫЙ НОЖ. БЫЛ, ОДНАКО, ЧЕШСЛОВАКСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ объемом 500 куб. См, который произвел 75 ЛОШАДЕЙ.
Чехословацкий велосипед Jawa Speedway объемом 500 куб. См с воздушным охлаждением — это все кожа и кости. Благодаря мощности в 75 лошадиных сил и 187-фунтовому весу во влажном состоянии соотношение мощности и веса вытягивает руки из розеток, когда вы получаете газ.
Сначала не было тормозов. Также не было рычага переключения передач, радиатора, амортизатора, стартера и только одна пригодная для использования подножка. Был, однако, чехословацкий двигатель с воздушным охлаждением и высокой компрессией объемом 500 куб. См, мощностью 75 лошадиных сил. Если бы не чемпион мира по спидвею 1996 года Билли Хэмилл, мы бы бросили сцепление, взмахнули головой сперва в стену и назвали бы это днем. Билли начал гоняться по Спидвею в 13 лет, а в 16 он получил лицензию AMA Pro. После нескольких лет гонок в Соединенных Штатах Билли знал, что для того, чтобы сделать карьеру на Спидвее, ему пришлось переехать в Европу. В 19 лет он получил контракт, чтобы преследовать свою мечту стать чемпионом мира в одном из самых быстрых, коротких и самых спорных автоспортов в мире. В настоящее время полуотставной, Билли — тренер по спидвею / менеджер команды.
Спидвей гонщик Макс Румл был там, чтобы смущать нас.
Билли был там, чтобы удержать нас от пугающей внешней стены. Он сказал нам сохранять открытость, потому что техники Спидвея сильно отличались от навыков, необходимых для мотокросса. Да, вам нужно закрутить дроссель, но без надлежащей техники закручивание дросселя закончится в страшной стене. Билли сделал маленькие шаги, рассказывая нам о хрупком велосипеде Jawa Speedway. Он объяснил сухое сцепление, 23-дюймовое заднее колесо, крошечные вилки, странный изгиб штанги и правильную стойку.
Поскольку мы стали ближе к треку, мы столкнулись с нашей следующей дилеммой. МЫ ЗАБЫЛИ, ЧТО ТУТОВ НЕ БЫЛО. ОСТАНОВКА ТРЕБУЕТСЯ ФЛИНСТОНЯНСКОГО АКТА, ЧТОБЫ ТЯНУТЬ НОГИ.
Четырехтактный односкоростной двигатель Jawa объемом 500 куб. См может разгоняться с нуля до 60 за три секунды, но в наших руках он пытался врезаться в стену за 2.5 секунды. Все велосипеды Speedway работают на метаноле, а бензобаки содержат достаточно топлива, чтобы проехать восемь кругов — около двух минут.
Первая задача Билли состояла в том, чтобы научить нас ездить на велосипеде на трассу, которая была в паре сотен футов от нас. Во-первых, нам нужен был кто-то, чтобы помочь толкнуть мотоцикл, так как у него не было кикстартера и нейтрали. Все движение контролировалось сухим сцеплением. Когда мы ехали к трассе, мы поняли, что не можем повернуть направо, потому что правая ножка будет тянуться по земле, если мы повернем хоть немного вправо. Левая подножка также не помогла, потому что она была очень маленькой и располагалась в передней части велосипеда (один из наших тест-райдеров принял ее за рычаг переключения передач). Когда обе ноги были на колышках, казалось, что мы делали шпагат. Когда мы приблизились к трассе, мы столкнулись с нашей следующей дилеммой. Мы забыли, что не было тормозов. Остановка требовала флинстоновского акта перетаскивания ног и использования торможения двигателем и быстрой работы сцепления, чтобы остановить велосипед.
Джино Манзарес демонстрирует свой эпический стиль прохождения поворотов для аварийной команды MXA.
Оказавшись на трассе, Билли дал нам краткое изложение того, что делать, и мы начали делать круги. На самом деле, мы сделали восемь кругов, потому что до того, как у него кончится бензин, велосипеду не хватило бы. Билли не вмешивался, когда мы пытались решить наши трудности, опираясь на многолетний опыт мотокросса. Мы несколько раз пытались войти в жаркую погоду, чтобы вытащить заднюю часть, но у нас ничего не получилось. Мы были уверены, что могли бы поехать быстрее на KX450F с ручками. Как только мы исчерпали наш репертуар трюков по мотокроссу, мы были разочарованы и пришли, чтобы взять больше топлива и поговорить с Билли. Теперь, когда мы усвоили ценный урок, что велосипед Speedway — это не мотоцикл для мотокросса, Билли начал инструктировать нас, как делать все правильно.
Наша короткая позиция о том, как ехать на велосипеде по скоростным маршрутам: «поверните вправо, чтобы уйти, ускоритесь, чтобы замедлить, и замедлите, чтобы ускорить».
Трассы спидвея гладкие. Вилки ведущих звеньев подпружинены эластомерными лентами.
Билли сказал, чтобы мы замедлились и сконцентрировались на том, чтобы задний конец вышел через середину угла. Он сказал, что мы должны перевести газ и поставить весь наш вес на внешнюю опору через середину угла. Взвешивая внешний колышек, мы ослабляем заднее колесо и заставляем его плавать по гладкой грязи. Он сказал, что у всадника должна быть в значительной степени вытянута правая нога, чтобы он перенес свой вес вперед, стоя на велосипеде с левой ногой впереди, скользя по земле со своей стальной колодкой.
Это было намного легче сказать, чем сделать, потому что это было такое неудобное чувство, когда на трассе. Был большой выброс адреналина, необходимый для того, чтобы набраться смелости, чтобы разбить его. Мотоцикл был настолько мощным, что он привлек ваше внимание, и ключ был дросселем. Вы могли вращать заднее колесо так быстро, что даже не знали бы, что это случилось. Как только мы замедлили темп и поработали над нашей техникой, мы начали осваивать ее. Это был такой порыв и невероятно веселый. Наша краткая информация о том, как ездить на скоростном мотоцикле, звучит так: «Поверните направо, чтобы пойти налево, увеличьте скорость, чтобы замедлить, и замедлите, чтобы ускорить».
Мы попросили Макса Рамла описать нам Speedway. Он сказал: «Ну, вы разгоняетесь с нуля до 60 миль в час за 3 секунды без тормозов и кидаете его боком на всем протяжении поворота». Поговорим о мечте адреналинового наркомана! Именно это и сделали Макс и Джино Манзарес, чтобы продемонстрировать нам, как это должно выглядеть. Наблюдать за этими ребятами на трассе было нереально. Гонки по спидвею состоят всего из четырех кругов, и на их прохождение уходит меньше минуты. Удивительно, но как только мы набрали хоть немного скорости, мы устали после четырех кругов. Нам повезло, что Билли Хэмилл провел нас через время становления на спидвейном велосипеде. Он был достаточно умен, чтобы позволить нам сделать каждую ошибку в книге, прежде чем пытаться нас чему-то научить. Разрушительная бригада MXA, возможно, и не была его лучшими учениками, но каждый любитель мотоциклов должен попробовать хотя бы один раз. Для получения дополнительной информации о спидвеях перейдите на www.speedwaybikes.com.
>
Jawa 650 Style
Победитель в номинации «Лучший продукт 2005 года» красив, изящен и очень тщательно продуман.
Рассчитан не на скоростные забеги на короткие расстояния.
Этот мотоцикл должен полностью подходить вам по характеру: он умерен, сбалансирован, передвигается аккуратно и величественно.
Седло идеально продумано, на нем можно восседать целый день и хоть бы что. Классический бак на 17 литров тоже порадует любителей обкатать своего стального коня.
Для российских пользователей он подойдет потому, что рассчитан на различные климатические зоны и резкие изменения погодных явлений.
Главное, о чем не стоит забывать, что этот мотоцикл создавался не для бездорожья. Если вам хочется гонять по пересеченной местности — Jawa 650 Style не для вас!
Двигатель объемом 650 куб. см не должен вас разочаровать.
Мощность его – 46 лошадок, мотоцикл может разогнаться до 165 км/час, что для его категории просто фантастично. Во всей линейке его считают самым балованным и самым любимым разработчиками.
Jawa 650 Dakar
Модель 2006 года, которая немного опередила время. На момент презентации многие начали критиковать Dakar, мол внешне это турист-эндуро, на деле — городской байк.
Да и к тому же угловатости формы вошли в моду лишь через год или даже больше.
В функциональном плане этой модели нет равных в ценовом сегменте: эргономичность на высшем уровне, хорошая оптика, широкое и удобное седло, надежные тормоза и мощный мотор.
В принципе это как раз та модель, про которую не грех сказать «на любителя».
К Jawa 650 Dakar нужно привыкнуть. Если это ваш первый байк – то вы не захотите с ним расставаться еще очень долгое время.
Если же вы пересаживаетесь с более нового и дорогого байка – ощущения гораздо более серые.
Представлен Honda CRF1100L Africa Twin 2021
Нынешняя итерация Honda Africa Twin существует в двух доступных модификациях: Africa Twin и Africa Twin Adventure Sports. Последняя из которых была более ориентирована на бездорожье, обладая увеличенными ходами подвесок, большим топливным баком и защитными дугами.
В следующем году позиционирование Honda Africa CRF1100L Twin 2020 немного изменится. Модификация “Adventure Sports” станет больше ориентирована на полноценный туризм, а вот стандартная комплектация, напротив, больше подойдет для бездорожья.
В основе обеих моделей лежит новый мотор с увеличенным объемом до 1084 см³. Этого достигли путем увеличения хода поршня на 5 мм. Кроме того, были доработаны и головки блока цилиндров, где увеличился подъем клапанов, корпус дросселей стал больше в диаметре, а новое расположение форсунок теперь обеспечивает более прямой распыл топлива в камеру сгорания.
Несмотря на то, что доработок достаточно много, мощность выросла незначительно, с 95-ти до 100.5 л.с., а крутящий момент увеличился на 6% и теперь составляет 104.9 Нм. В целом, это именно то, чего просили конечные покупатели, ведь на недостаток мощности жаловались все, и мы в том числе.
Технические характеристики моделей Jawa 650
Jawa 650 Classic | Jawa 650 Style | Jawa 650 Dakar | |
Двигатель | Rotax | Rotax | Rotax |
Количество цилиндров/клапанов/тактов | 1/4/4 | 1/4/4 | 1/4/4 |
Система охлаждения | Жидкостная (водяная) | Жидкостная (водяная) | Жидкостная (водяная) |
Запуск за счет | Электростартера | Электростартера | Электростартера |
Объем | 651,9 куб см | 651,9 куб см | 651,9 куб см |
Мощность | 48 л. с. / 6 500 оборотов в минуту | 48 л. с. / 6 500 оборотов в минуту | 48,1 л. с. / 6 500 оборотов в минуту |
КПП | Пять ступеней | Пять ступеней | Пять ступеней |
Тип коробки передач | Механика | Механика | Механика |
Ходовая часть | |||
Подвеска спереди/сзади] | Вилка телескопическая 36 / Регулируемые амортизаторы (2 шт) | Вилка телескопическая 36 / Маятник с регулируемыми амортизаторами (2 шт) | Вилка телескопическая / Маятник с моно-амортизатором |
Ход подвески спереди/сзади | 150/80 мм | 150/80 мм | 150/170 мм |
Система торможения передняя | Диск с двумя поршневыми скобами (320 мм) | Гидравлический диск с двумя поршневыми скобами (320 мм) | Гидравлические диски с двумя поршневыми скобами (320 мм) |
Система торможения задняя | Дисковый тормоз (220 мм) | Гидравлический диск (220 мм) | Гидравлический диск с двумя поршневыми скобами (220 мм) |
Габариты | |||
Д/В/Ш | 2,215/0,718/1,130 м | 2,215/0,718/1,130 м | 2,215/0,718/1,130 м |
Колесная база | 1,525 м | 1,518 м | 1,518 м |
Высота седла | 0,712 м | 0,820 м | 0,860 м |
Масса (снаряженная) | 187,5 кг | 190 кг | 195 кг |
Цена нового экземпляра | $ 3 600 | $ 3 700 | $8 000 |
Цена б/у | От $ 200 | От $ 700 | Информации нет из-за малой популярности модели |
Стильный байк малосерийного производства — Урал ИМЗ 8.1024 Кобра, который сейчас является мечтой коллекционера.
Основой для создания этого мотоцикла выступил «Урал» классической модели.
МОЙ МОТОЦИКЛ
Ява очень давно покорила сердца совецких мотолюбителей и до сих пор имеет популярность. Но кто знает одну из модификаций этого мотоцикла — Ява-500. Чем же может отличаться эта Явушка от остальных? Этот мотоцикл особен тем, что изначально выпускался для гонок, но……..
Это были необычные гонки — гонки на льду — спидвей. И Ява-500 не раз покоряла их и показывала отличные результаты.
Начнем по порядку:в Советском Союзе о мотогонках по льду реально заговорили в 1938 году после появления стальных проволочных шипов. Первые же официальные соревнования состоялись 13 марта 1939 года на Московском ипподроме. Тогда на старт вышло 35 участников. А в 1959 году на Большой спортивной арене Центрального стадиона в Лужниках прошел первый чемпионат страны в классах мотоциклов 125 и 350 см/куб. Благодаря климатическим условиям гонки по ледяной дорожке у нас в стране получили большую популярность. По инициативе мотоциклетных федераций Советского Союза, Швеции и Чехословакии Международная федерация мотоспорта (ФИМ) приняла решение об организации «ледового» чемпионата. Первые такие соревнования состоялись в 1966 году, а чемпионом стал наш соотечественник — выдающийся спортсмен Габдарахман Кадыров, выступавший на «Яве». С тех пор соревнования такого ранга проводятся ежегодно. Но самое интересное, что все эти годы лидеры мчатся к золотой медали в седле одного и того же мотоцикла — «Явы-500». Редкий пример спортивного долголетия! Тем более для такого уже не молодого мотоцикла. Так что же это за мотоцикл, столь долгое время удерживающий лидерство ?
Прежде всего в глаза бросаются шипованные колеса. Высота шипов ограничена до 28 мм и тщательно проверяется технической комиссией перед заездами. А вот их количество и расположение на покрышке индивидуально у каждого спортсмена и составляет в среднем до 120 шипов на переднем колесе и до 200 — на заднем. Переднее колесо «обуто» в покрышку размером 2.75Х 23″ и установлено в телескопическую вилку, которая позаимствована от старой модели кроссового «Ч3». У нее ограничен ход до 100 мм, соответствующим образом изменена амортизация и применена подкачка воздуха в перья. Заднее колесо с покрышкой 3,00X21″ на последней модели имеет подвеску типа «кантилеве» с центральным пружинящим элементом и ходом 60 мм. Для безопасности гонщиков колеса снабжены защитой в виде трубчатого каркаса на переднем и глубокого крыла на заднем, а задняя цепная передача прикрыта щитком.
Двигатель мотоцикла — четырехтактный, одноцилиндровый, воздушного охлаждения, диаметр цилиндра/ход поршня — 85/87 мм, рабочий объем — 496 см3, степень сжатия — 13,5—13,8, мощность — 56 л. с. при 8500 об/мин, максимальный крутящий момент — 50 Н-м, топливо — метиловый спирт (метанол). Коленчатый вал установлен на роликоподшипниках конструкции «Ява». Поршень кованый, из алюминиевого сплава, имеет два поршневых кольца толщиной 1 мм. Цилиндр классический — чугунная гильза и алюминиевая рубашка. Головка цилиндра — двухклапанная, с одним распределительным валом, приводимым цепью (на предыдущей модели «891» применялась двухклапанная головка с двумя распределительными валами). В середине семидесятых годов на гоночных трассах появились более мощные — четырехклапанные моторы, что повлекло за собой участившиеся падения и тяжелые травмы спортсменов. Поэтому ФИМ ввела запрет на использование в гонках по льду четырехклапанных моторов.Система смазки двигателя состоит из маслобака, установленного в самом теплом месте — за цилиндром, и двухсекционного насоса. Масло подается насосом в шатунный (нижний) подшипник и в полость газораспределительного механизма. Разбрызганное масло смазывает остальные детали двигателя (коренные подшипники распределительного вала, цепь, клапаны, игольчатые подшипники распределительного вала) и вытекает из нижней части картера в отдельный бачок, из которого сливается после одного-двух заездов. Благодаря своей простоте и высокому качеству изготовления двигатель очень надежен. Ресурс его основных деталей составляет примерно 25 гонок, то есть почти целый сезон.
Зажигание — от магнето. На двигателе установлен карбюратор «Dell’Orto РН BE 34DS» с диаметром диффузора 34 мм (ограничение ФИМ). Рама мотоцикла сварена из высококачественных труб и имеет высокую пространственную жесткость, которая особенно необходима в финальных заездах соревнований, когда лед сильно разбит шипами. Из-за невозможности пробуксовывания шипованного колеса на старте мотоцикл оснащен двухступенчатой коробкой. Первая передача используется лишь при старте. Несмотря на высокие скорости, которые развивают трековые мотоциклы, у них отсутствуют тормоза: торможение осуществляется двигателем. В случае падения зажигание выключается выдергиванием фишки, которая шнуром соединена с запястьем правой руки водителя.И еще одна характерная черта мотоциклов для гонок по льду: внешний вид даже самых современных моделей очень напоминает их «пятидесятилетних» прародителей. Это своего рода «технический заповедник», однако ничуть не снижающий зрелищности и азарта борьбы.
Отакая вот, вроде «невзрачная» Явушка имеет до сих пор спрос.
Фотогалерея
Мы уже ознакомились с мотоциклами Ява 650, которые в советские времена считались лучшими из доступных. Надо сказать что и сейчас они пользуются немалым спросом. Давайте посмотрим на легенду мотопромышленности, в нашей небольшой фотоподборке.