В современном мире мотоциклы с коляской исчезающе редки. Они, конечно, пользуются популярностью у небольшой группы энтузиастов, но этим всё и ограничивается. В России же встречаются в основном советские оппозиты с люлькой, а вот импортных моделей практически нет. Впрочем, их и так нет – они практически нигде не выпускаются, и это основная причина, почему российские «Уралы» поставляются в США. пока не догадалась наладить выпуск серийных байков с люлькой, хотя отдельно, в виде тюнинга, боковой прицеп купить можно.
Появление коляски
Однажды у мотоциклистов возник вопрос: как перевезти больше груза и больше пассажиров? Первые решения были не слишком удачными: к передней части мотоцикла была прикреплена тележка, а это означало, что в случае аварии пассажир принимал на себя основной удар; затем к задней части мотоцикла была прикреплена тележка – пассажиру приходилось дышать выхлопными газами мотоцикла. Затем, наконец, было найдено долгосрочное решение: коляска.
На заре мотоспорта мотоциклы с коляской переживали подъем, но вскоре коляски перестали быть популярными как в бизнесе, так и в личных целях.
004_moto_1210_058
Порой подъемы приходилось преодолевать «вручную»…
Порой подъемы приходилось преодолевать «вручную»…
В Ирбите зима длинная — снег лежит с ноября по апрель. Так что зимние гонки для ирбитчан в порядке вещей. Часто трассы прокладывались по «пересеченке» с частичным использованием конных дорог, на которых из-за ограниченной ширины умещался только мотоцикл, а боковой прицеп перемещался по целине. Поэтому вместо колеса на коляску устанавливали специальную металлическую лыжу.
Первые коляски
В Соединенных Штатах первым производителем мотоциклов с коляской стал Thor в 1903 году. К сожалению, через четыре года компания закрылась, как и многие другие компании в те времена. Мотоциклы «Харлей-Дэвидсон» предлагались с креплениями для коляски еще в 1905 году, но боковая коляска не появлялась в каталогах компании до 1914 года, когда появилась коляска, произведенная компанией Rogers. Пожалуй, самым известным является то, что «Харлей-Дэвидсон» выполнил заказ в 1916 году на дюжину мотоциклов с коляской с установленными пулеметами для генерала Першинга, который затем использовал их в Панчо-Вилья, на южной границе Соединенных Штатов Америки с Мексикой.
«Обувь пересчитайте»: советы по наведению порядка в каждой комнате
После 2070 года люди могут стать «питомцами» искусственного интеллекта
В Суздали стартовали съемки новой военной драмы «В Парке Чаир»
После этого коляски широко использовались военными, часто медиками или курьерами, которые теперь могли быстрее перемещаться с грузом между позициями в окопах Первой мировой войны.
001_moto_1210_058
Команда Ирбитского мотозавода со специальными спортивными колясками облегченного типа, 1947 год.
Команда Ирбитского мотозавода со специальными спортивными колясками облегченного типа, 1947 год.
На первенство СССР 1945 года ирбитчане заявили пять экипажей в классе «колясок». Соревнования проходили в окрестностях Москвы на 23-м километре Минского шоссе. Команда ИМЗ с первого «замеса» стала победительницей в линейной гонке на 300 километров, где особого успеха добился экипаж Игорь Окунев/Алексей Антропов. Ирбитский дуэт установил Всесоюзный рекорд по прохождению 300 км на специально подготовленном М-75. Окунев и Антропов преодолели этот путь за 2 ч. 56 м. 9,9 с, улучшив прежний рекорд более чем на 30 минут. В кроссе 2-е место заняла уже известная пара — Вениамин Губин/Алексей Дубских на М-72. Забегая вперед, скажем, что они еще станут чемпионами и призерами СССР и РСФСР.
Расцвет времен использования коляски
После войны популярность мотоциклов с коляской в Соединенных Штатах немного снизилась, но через некоторое время они снова стали популярны благодаря широкому коммерческому использованию. Они часто использовались чтобы помочь застрявшим автомобилистам, перевозившим бензин и масло на платформе. Кроме того, компании часто отправляли мотоциклистов на уборку мест происшествий. Уцелевшие музейные экспонаты демонстрируют дальнейшее использование коляски для доставки конфет, пиломатериалов, почты, молока, яиц и всего, что могло вместиться в коляску.
Малые индивидуальные предприниматели были очарованы коляской. Великая депрессия сделала большинство автомобилей недоступной роскошью, а низкая стоимость коляски значительно снизила начальные накладные расходы при открытии бизнеса; ее небольшой вес и широкая маневренность позволили легко перемещаться по городу по маршрутам доставки.
После Великой депрессии коляска снова нашла широкое применение в армии во время Второй мировой войны. Из-за популярности такого транспорта во время войны вернувшиеся солдаты любили коляски и использовали их в основном в развлекательных целях. Однако примерно в это же время коляска начала терять популярность у коммерсантов.
В приоритете — черный: главные тенденции-2021 в оформлении кухонь
В Роспотребнадзоре дали рекомендации, как правильно выбрать продукты к Масленице
Пекинес, мопс и не только: идеальные породы собак для ленивых людей
Особенности рулевого управления
Первое, что бросается в глаза — наличие демпфера. («Damper рулевой колонки, в чем его смысл?») Обычно, этим все и заканчивается, но некоторые идут дальше. Суть подобных нововведений заключается в том, чтобы руль не реагировал на поведение коляски и не поворачивался сам по себе, был более предсказуемым.
Наличие или отсутствие демпфера может сочетаться с ужесточением рулевых подшипников и регулировкой траверсы. Другими словами, вы делаете ход руля более тугим. Да, это обеспечит вам в процессе мощную тренировку рук и возможно рифленый бицепс, но или так, или придется чаще ловить руль.
Упадок коляски
Настоящая причина снижения популярности мотоциклов с коляской совершенно очевидна: это падение цен на автомобили. Когда автомобили сравнялись в цене или даже стали более дешевыми, чем мотоциклы с коляской, для бизнеса стало невыгодно инвестировать в коляску, когда автомобиль, который был намного безопаснее и мог быть значительно модифицирован, стал более доступным. Без коммерческого использования коляски, как это было в межвоенный период, продажи резко упали. Семейная поездка на автомобиле означала большую безопасность перемещения для детей и родителей. Коляски утратили свое предназначение как средство для перевозки грузов и стали слишком дорогими для отдыха по сравнению с мотоциклами без коляски.
Постепенно они начали исчезать. После того как «Харлей-Дэвидсон» адаптировал маятниковую подвеску, коляски стали абсолютной редкостью на моделях этого производителя мотоциклов, хотя некоторые модели все еще встречались. В 2011 году компания полностью прекратила производство мотоциклов с коляской в гражданских целях, хотя до сих пор производит их для Секретной службы, поэтому обычно можно встретить несколько таких мотоциклов в кортеже президента Соединенных Штатов Америки.
005_moto_1210_058
Для зимних кроссов вместо колеса коляски иногда ставили лыжу.
Для зимних кроссов вместо колеса коляски иногда ставили лыжу.
Для спорта в отделе главного конструктора завода разрабатывались всевозможные новинки. С 1952 года стали выпускать небольшими партиями для ведущих клубов страны кроссовые М-72К. Учитывая, то, что брод — неизменная составляющая мотокроссов того времени, воздухозаборник вывели в верхнюю часть бензобака. Производство М-72К продолжалось шесть лет, изготовили чуть более 300 мотоциклов. Получив такой аппарат, гонщики сами «доводили его до ума» — ставили фрикционный амортизатор на свечную подвеску заднего колеса, устанавливали гидравлический демпфер и т.д.
Современные коляски
Автономные коляски по-прежнему доступны для покупки в нескольких компаниях в Соединенных Штатах, но вам придется внести значительные изменения в свой мотоцикл, чтобы подогнать его под такое дополнение.
Есть, конечно, много используемых опций, хотя подавляющее большинство из них сейчас являются коллекционными и выходят далеко за рамки среднего потребительского ценового диапазона начального уровня.
010_moto_1210_058
Колясочник помогает водителю управляться с мотоциклом, максимально загружая заднюю часть коляски.
Колясочник помогает водителю управляться с мотоциклом, максимально загружая заднюю часть коляски.
С 1977 года чемпионат СССР решили проводить в двух классах: «свободный до 1000 см³» и «национальный до 650 см³». Если у «1000» не было конструктивных ограничений, кроме запрета на использование комплектующих узлов и деталей производства капиталистических стран, то с новым «650» сотворили невероятное. Все обязаны были выступать на «тачках» серийного производства без каких-либо изменений, т.е. на М-63К. Это был шаг назад. Ведь к этому времени ведущие гонщики страны уже выступали на мотоциклах с маятниковой вилкой, «шведской» коляской, усиленной задней передачей, со сближенной КП, с чешскими карбюраторами… Почему так поступили? Это определил ДОСААФ: пусть все выступают в равных условиях на серийных машинах. Итоги чемпионата страны 77-го года в этом классе выглядели удручающе. Все сильнейшие гонщики сошли по техническим причинам, а зачет получили экипажи с мягким, «прогулочным» стилем ведения гонки, без особой перегрузки двигателя и ходовой, без особого риска на трассе, столь необходимого для победы.
Мотоциклы «Урал»
Если вы ищете новый мотоцикл с коляской, единственный реальный вариант — это «Урал», российская мотоциклетная компания. Они производят мотоциклы с коляской со времен Второй мировой войны, когда Советский Союз модифицировал боковую платформу «БМВ» для использования в зимней войне Красной Армии с Финляндией. С конца 1950-х годов «Урал» производит мотоциклы для гражданского использования, и современные версии стремятся соответствовать их суровому происхождению, а модель Ural Gear Up предназначена для интенсивного использования на бездорожье.
Хотя мы, возможно, никогда не увидим такого широкого использования коляски, как в начале двадцатого века, но мотоцикл с коляской на современной дороге по-прежнему вызывает чувство ностальгии, а езда в коляске заставляет вас почувствовать себя участником мотогонок первой половины 20-го века.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
002_moto_1210_058
Экипаж Вениамина Губина и Алексея Дубских на М-72 на трассе первого «официального» мотокросса в Ирбите, 1945 год.
Экипаж Вениамина Губина и Алексея Дубских на М-72 на трассе первого «официального» мотокросса в Ирбите, 1945 год.
Готовясь к первенству страны 1947 года по двум дисциплинам — «кольцо» и «кросс», на Ирбитском мотоциклетном заводе изготовили специальные спортивные коляски (впервые в стране на промышленной основе). Назвали их «ТТ», по аналогии с известной гонкой на острове Мэн — «Турист Трофи». Коляска была универсальной — и для шоссейной гонки, и для кросса. В преддверии первенства Советского Союза в Серпухове провели первенство РСФСР. Шесть ирбитских экипажей стартовали на обновленной технике. Для шоссейной гонки в облегченную ходовую установили двигатель М-75, для кросса — М-72. На такой технике ирбитчане были вне конкуренции, а пара Александр Лукоянов/Николай Сачков стала абсолютными победителями РСФСР — и в шоссейно-линейных гонках, и в кроссе. Так же блестяще выступил этот экипаж на первенстве СССР в Таллине — победа на «кольце» и второе место в кроссе. Конечно коляска «ТТ» не была совершенна и имела жесткую подвеску колеса (гонщики называли ее «двухопорка»). Торсионная подвеска появилась лишь в начале 50-х.
016_moto_1210_058
Для ведущих гонщиков страны завод выпускал единичные экземпляры 750 и 1000-кубовых мотоциклов.
Для ведущих гонщиков страны завод выпускал единичные экземпляры 750 и 1000-кубовых мотоциклов.
В 70-е и до середины 80-х годов для ведущих гонщиков страны завод выпускал специальные кроссовые аппараты с двигателями 750 и 1000 см³. Изготовлялись они в ограниченном количестве по заявке ЦАМКа в экспериментальном цехе. На этих мотоциклах наши спортсмены выступали не только на внутренних чемпионатах, но и на чемпионатах Европы и мира. Однако в это же время конвейер завода продолжал штамповать убогие ИМЗ-8.201 — груду устаревшего металлолома. В ДОСААФ, получая такие тачки, откровенно недоумевали: «Почему завод, имея отличные современные кроссовые мотоциклы, им поставляет такое убожество?» Между тем, завод неоднократно пытался наладить выпуск более современных аппаратов, на которых можно было выступать, не опасаясь за свое здоровье. Но все эти пресловутые министерские, ведомственные согласования, разрешения, уточнения, лимиты и т.д. погружали инициативу разработчиков в бюрократическую пучину. С конвейера в это время ежегодно сходило от 500 до 1000 морально устаревших машин. Последние пять ИМЗ-8.201 были собраны в 92-м. С распадом Советского Союза ушел с кроссач, более пригодный в тот период для экстремальных поездок на охоту или рыбалку, нежели для участия в гонке, даже дворового уровня.