Особенности байка
Вот характерные черты этой машины:
- агрессивный угловатый дизайн, подчеркивающий красоту нейкеда;
- маневренность и компактность;
- невысокая стоимость.
Мотоцикл этот предназначен только для города, и где-нибудь на сельской трассе он явно не порадует своего владельца. Хорош он в первую очередь своей бюджетностью, ведь пластика на нем – хоть отбавляй. Этим, как и общей высокотехнологичностью, Yamaha MT-07 полностью вписывается в современную тенденцию.
ГДЕ ИСКАТЬ
Из-за того, что MT-07 поставляется к нам официально, найти вариант с прозрачной сервисной историей проблем не составит. Однако, как показывает опыт, это никак не гарантирует идеального самочувствия техники. Да и предложений на рынке не так уж и много. А значит, мимо «серых» импортёров пройти будет трудно. Особенно если вы вдруг положили глаз на редкую модификацию, которая миновала российский рынок: стантерскую MT-07 Moto Cage, ностальгическую XSR700 или туристическую Tracer 700.
Специально для мотошкол Yamaha предлагала набор аксессуаров с красноречивым наименованием RSK, в который, помимо здоровенной дуги вокруг руля, входили комплект слайдеров на раму, подножки и оси колёс.
Размеры и масса
Если топливный бак объемом 14 л пуст, то вес этого байка составляет 160 кг. Кстати, расход бензина на сотню километров у машины равен всего лишь 4,5 л, а возможно, и меньше, так что емкости бензобака будет абсолютно достаточно. Высота по седлу, равная 805 мм, делает MT-07 наиболее подходящим для людей среднего роста.
ВЫБОР
Если за двигателем ухаживали (делали своевременно ТО, приобретали качественные расходники, следили за клапанными зазорами), то подвоха ждать неоткуда. Хотя при осмотре экземпляра с пробегом, перевалившим за 20 000 км, имеет смысл осторожно поинтересоваться: меняли ли свечи или нет. Дело в том, что процедура эта не из простых, требующая демонтажа бензобака и части облицовок, отчего отдельные механики пытаются от неё самоустраниться.
Асимметричный маятник диной 530 мм сварен из стальных штампованных деталей. Жаль, покрашен не лучшим образом, так что на отдельных экземплярах он начинал ржаветь едва ли не сразу, как они покидали дилерский салон. Наиболее склонные к окислению места: сварной шов под кронштейном тормозного суппорта и крепление защиты цепи. Особо настойчивым владельцам удавалось даже поменять весь узел по гарантии. Но большинство обходятся локальными подкрашиваниями. Надо сказать, в «Ямахе» в курсе этой проблемы, потому что на втором поколении, выпускаемом с 2021 года, на отдельных участках маятника появились защитные виниловые наклейки.
Случается, начинает привирать индикатор передачи. Чаще всего проблема кроется в датчике коробки, который страдает от летящей с ведомой звезды смазки (он расположен прямо над ней). И чтобы датчик заработал снова, порой достаточно выкрутить его и почистить контакты.
Среди жидкокристаллических аналогов интерфейс монохромной панели MT-07, наверное, один из образцовых. На первый план выведены показания спидометра и тахометра, номер выбранной передачи и уровень топлива. Всё остальное можно вызвать по необходимости: суточный и общий пробеги, температуру двигателя и окружающей среды, а также средний расход топлива. И нет ничего удивительного в том, что точно такая же установлена на Tracer 700. А вот XSR700 ради соответствия ретростилю получил свою — круглой формы.
Куда больше неприятностей доставляет шасси. Характеристика мотора такова, что мотоцикл легко поднимается на заднее колесо с газа на первых двух передачах. Однако аккуратно приземляться умеют единицы, отчего страдают сальники вилки и подшипники рулевой оси. К тому же повышенный износ отчасти связан с «забывчивостью» при проведении ТО: проверять затяжку гаек рулевой следует при каждом техобслуживании, а набивать консистентной смазкой — раз в 20 000 км (лучше — чаще). Это же относится и к маятнику со всеми его «линками».
Алюминиевая накладка на раму страдает от постоянного контакта с ногами, отчего весьма скоро на ней появляются потёртости и залысины.
Подвески MT-07, к слову, подобраны с прицелом на скромный ценник. Причём настолько скромный, что у многих возникает желание подобрать им альтернативу сразу после покупки мотоцикла. Тем более что сама Yamaha стала предлагать в качестве опции картриджи, пружины и моноамортизатор Öhlins всего через пару лет после дебюта «семёрки».
Клавиша стартера (она же заведует выключением двигателя) порой заедает в нижнем положении: многие случаи признавались гарантийными, но в качестве профилактики лучше отщёлкивать её в среднее положение принудительно.
Впрочем, если для «тыла» замена на продвинутый аналог — едва ли не единственный вариант (кроме врождённой расхлябанности, известны случаи, когда штатный амортизатор умирал всего за полсезона), то с вилкой при сильном желании можно обойтись малой кровью.
Со слов специалистов-подвесочников, высота нижней втулки (деталь № 4FM231254000), которая должна работать как поршневое кольцо, меньше необходимой на 5 мм. Стоит при переборке установить втулку нужного размера, качественные сальники и пружины пожёстче (9,0-9,5 Н/мм вместо стандартных 8,5 Н/мм), а заодно залить другую амортизационную жидкость — и вилку не узнать.
Подвески MT-07 первого поколения частенько вызывают критику у владельцев, в основном на их недостаточное демпфирование и слабую живучесть. Причём если вилка лечится подбором пружин, клапанов и сальников, то моноамортизатор — исключительно заменой. Показательно, что в свой каталог опций Yamaha добавила компоненты Öhlins уже на второй год производства «семёрки».
С тормозами дело обстоит проще. Точно такие же передние суппорта Advics (экс-Sumitomo) стояли когда-то на спортивных «эрках» YZF-R6 и YZF-R1. Правда, ради мягкого прихвата колодки подобраны не самые эффективные, отчего жать на рычаг приходится сильнее желаемого. Неудивительно, что многие меняют резиновые шланги на армированные, а «стоковые» колодки — на варианты с менее живучим, зато более «зубастым» составом Sintered с индексом HH.
Передние суппорта Advics (экс-Sumitomo) способны остановить танк. Правда, колодки подобраны не самые эффективные, что сказывается на способности вовремя остановиться. Лечится заменой колодок.
Тем не менее самая раздражающая «ахиллесова пята» MT-07 — качество лакокрасочного покрытия. И рама с маятником, и многочисленные накладки со временем покрываются потёртостями и язвами, избавиться от которых порой можно, лишь перекрасив целиком всю деталь, для чего придётся разобрать полмотоцикла.
Так что тщательный осмотр на предмет отваливающейся хлопьями краски (особенно под облицовками и на сварных швах) лишним точно не будет. Плюс внимание к о способно рассказать и про пережитые падения, и про активную городскую жизнь: повреждения от контактов с попутчиками и асфальтом, царапины и вмятины на колёсах от встреч с выбоинами и прочее.
Жаль, проинспектировать стальные трубки системы охлаждения не так просто: те нередко ржавеют изнутри.
После модернизации 2021 года MT-07 получил головной свет от MT-09 образца 2014-2016 годов. Впрочем, независимо от версии, пластик фары требует нежного к себе обращения, иначе быстро мутнеет, царапается и даже трескается.
Ходовая часть и тормоза
Тормоза у MT-07 хорошие, надежные. Мало того, что здесь, конечно же, нет такого архаизма, как барабанный тормоз, но все три диска достаточно большие по диаметру, спереди установлены не двух-, а четырехпоршневые суппорты, а также присутствует система ABS, что увеличивает безопасность.
Отличная управляемость MT-07 связана, в том числе, и со здешними подвесками, ход которых не слишком большой, но и не маленький, и составляет и на заднем маятнике, и на передней вилке 130 мм.
Рама очень даже простенькая, по типу трубчатая, а выполнена из стали. Ничего другого современному нейкеду и не надо.
ЗАЧЕМ
Это один из немногих мотоциклов, который может рассматриваться в качестве первого-второго и при этом будет интересен даже опытным товарищам. Во многом за счёт сочетания сбалансированного шасси и весьма бодрого мотора.
Со слов двигателиста проекта Макото Кобаяши, отправной точкой 689-кубовой «двойки» мощностью 74,8 сил стала размерность цилиндров — 80 на 68,6 мм. Для придачи схожести с V-твином вспышки в цилиндрах сделаны неравномерными (первая — на 270°, вторая — на 450°). Оси цилиндров смещены относительно оси коленвала (для уменьшения потерь на трение между поршнем и цилиндром), а балансирный вал всего один. Отсюда и эластичный характер. Загонять его до самого «верха» зачастую не имеет смысла. Всё самое интересное все равно заканчивается с пиком крутящего момента на 6500-7000 об/мин. Обещанная топливная экономичность на уровне 24,5 км/л на деле же обычно укладывается в более привычные 16,7 км/л (или 5,9 л на 100 км).
MT-07 не упирается на входе в поворот и в то же время не страдает излишней вертлявостью на дуге. Лишь с существенным ростом скорости на горной дороге отмечаешь, что траекторию уже приходится нащупывать. Потому что связка «рама-двигатель-подвески» не настолько жесткая, чтобы мотоцикл стал твоим продолжением. Да и для агрессивного пилотажа мягковат задний амортизатор… Хотя взаимопонимание полное.
Старт со светофора на заднем колесе — обычное дело.
Рядная «двойка» с неравномерными вспышками в цилиндрах невероятно эластична! Порой подтыкаешь третью или четвертую передачу — и катишься, словно на «автомате». Двигатель подхватывает с самых «низов», с газа поднимая переднее колесо в воздух на первых двух передачах, и шустро раскручивается до отсечки. Но чтобы получить серьёзную дозу эндорфинов, загонять его до самого «верха» зачастую не имеет смысла. Всё самое интересное все равно заканчивается с пиком крутящего момента на 6500-7000 об/мин.
Конечно, по современным меркам, имеющихся в наличии 74,8 «лошадей» и 68 ньютон-метров на 179 кг снаряжённой массы маловато будет для полного, безудержного счастья. Зато они честные. Никакой страхующей электроники, кроме ABS, не предусмотрено.
Хребтовая трубчатая рама MT-07 с учетом меньшей ширины рядной «двойки», а также более тонких труб получилась существенно уже и на 6 кг легче, чем таковая у предшествовавшего XJ6. Общей жесткости шасси добились путем включения двигателя в силовую структуру. Больное место — подшипники рулевой колонки, которые страдают от жёстких приземлений после прохватов на заднем колесе.
Родственник
2014 г. в., 689 см3, 75 л. с., 179 кг (снаряженная масса), 411 000 руб.
текст: Владимир Здоров фото: Никита Колобанов, Евгений Бобриков
на фото: Владимир Здоров
»Временно прописавшийся в редакции младший родственник МТ-09 довольно «плотно» устроился: он уже, не стесняясь, заходит в комнату старшего брата, по-деловому ведет себя на кухне и бросает недвусмысленные взгляды на молодую жену старшего…
Изначально окрещенный мною как вселенская печаль для начинающих, МТ-07 сломал мои стереотипы и представления о бюджетном мотоцикле для начинающих с первых метров нашего знакомства.
Не знаю, каким образом инженерам столько приятной, здоровой агрессии в два цилиндра относительно скромного по отдаче 689-кубового двигателя, но эта «двойка» ведет себя на твердую пятерку — настоящий отличник в своем классе!
Если бы не самый гуманный прайс на фоне прямых конкурентов и даже по сравнению с собственным старшим родственником — МТ-09, то «семерку» можно было смело записывать в бестселлеры. Общая стилистика мотоцикла выдержана в стиле техно, но в преломлении дизайнеров довольно своеобразно — не факт, что все возможные покупатели согласятся с японцами в их видении прекрасного.
Впрочем, спорить о вкусах можно столько же долго, сколь и бесперспективно, поэтому лучше парочку непреложных и убийственно неоспоримых, как штрафы из федеральной службы приставов, фактов о МТ-О7: минимальные размеры мотоцикла вкупе с почти «игрушечной» шириной руля делают этот мотоцикл одним из лучших пожирателей трафика.
Yamaha MT-07 — первый бюджетный мотоцикл на моей памяти с таким двигателем (имеется в виду как рабочий объем, так и мощность), запросто делающий wheelie на третьей передаче! Даже при самой жесткой эксплуатации в городском режиме расход топлива не превышает 6 л/100 километров.
Разумеется, пастораль позитива нужно непременно разбавить некоторыми недостатками. Пожалуй, главный из которых, не технические характеристики машины, ее дизайн или работа подвесок, лишенных каких-либо регулировок, кроме традиционного, но ничего реально не меняющего преднатяга пружины моноамортизатора.
Основной трабл МТ-07, на мой взгляд, особенно в варианте с ABS,— слишком «близкая» цена к МТ-09, мотоциклу из другой «оперы». Впрочем, возможно, что это изначальный ход маркетологов, априори «положивших» МТ-07 на алтарь больших продаж МТ-09.
С другой стороны, если бы цена «семерки» была сопоставима с безусловным бестселлером нашего рынка в классе «бюджетников» — Kawasaki ER-6N, думаю, в таком случае три камертона могли однозначно «вытащить» большую часть продаж на себя.
Сейчас цена «Ерша» с ABS находится в районе 367 000 рублей, в то время как «семерка» с антиблокировочной системой стоит 429 000 рублей — для такого сегмента это внушительная разница!
Да, можно еще завести извечную сагу о дизайне, общих скромных размерах мотоцикла (что, на мой взгляд,— однозначный плюс), но, при всем уважении к ветерану российского рынка «лоукостеров», все-таки ER-6N, машина из прошлого, что особенно заметно при прямом сравнении с МТ-07…