Yamaha MT-03
Да, Yamaha MT-03 2021 года — не первая модель под этим именем. Более ранний вариант имел одноцилиндровый 660-кубовый движок и выглядел как предок всей серии MT — мощный нейкед с весёлым двигателем, вертикальной посадкой и современным дизайном.
Потом появились Yamaha MT-09, MT-07, MT-10 (которые в Штатах шли под индексом FZ). Эти нейкеды ознаменовали собой новую эпоху в истории Yamaha, а с новым MT-03 линейка Yamaha MT стала ещё более полной — от малокубатурников и до могучих стритфайтеров.
Новый Yamaha MT-03 — это самый маленький, лёгкий и недорогой мотоцикл из всей линейки. Судя по всему, его готовили в качестве модели начального уровня, но для многих он может стать и далеко не первым байком. На дворе — эпоха малокубатурных мотоциклов, и производители закладывают технологические инновации даже в самые младшие модели — чему свидетельством может послужить ABS в стоковой комплектации на младшем из MT. Двигатель и рама у этой модели общие с Yamaha YZF-R3, весьма удачным маленьким спортом, но спутать их между собой довольно сложно.
Дизайн Yamaha MT-03 2020
Дизайн Yamaha MT-03 2020
Несмотря на общие корни с Yamaha R3, дизайн и посадка Yamaha MT-03 сильно отличаются от собрата. Здесь Yamaha применила тот же визуальный стиль, в котором оформлены остальные мотоциклы серии MT — даже слегка гиперболизировав его. Это первая MT с ультра-тонкими ходовыми огнями (раскосыми «глазами»), ниже которых находится единственная фара. Вся светотехника диодная, что, конечно же, является ещё одной «дорогой» особенностью этой модели. Кому-то такой дизайн очень нравится, а кто-то считает, что у байка
Такая рожа, будто он съел лимон
Посадка на Yamaha MT-03 типично дорожная, особенно в сравнении со вполне спортивной посадкой Yamaha R3. Здесь другое сиденье, траверса и руль (выше на 39 мм и ближе к райдеру на 19 мм), что обуславливает вертикальную посадку с возможностью небольшого наклона. Сиденье довольно просторное и позволяет немного менять положение при длительной езде. Руль достаточно высокий — будь он ещё выше, он бы уже напоминал мотардный. Но и так маленькие нейкеды типа этого в городе мало чем отличаются от супермото — засчёт малого веса и крайней пронырливости. Впрочем, Yamaha постоянно повторяет, что дизайн MT-03 напоминает внешность «большого мотоцикла», и это правда — в том смысле, что младший MT не выглядит игрушкой, а наоборот, привлекает взгляд своей серьёзной конституцией.
Для 300-ки у Yamaha MT-03 довольно широкий бак, а окраска была напрямую взята у старших MT. Более того, с самым старшим MT-10 его объединяют боковые воздуховоды — нужные скорей всего для того, чтобы новички могли хвастаться перед друзьями. А вот более продвинутые райдеры, как ни странно, найдут для себя в этой модели много интересного, и ни разу не почувствуют себя как на мопеде.
Yamaha MT-03, как и R3, собирается в Индонезии. Следует признать, что некоторые мелочи — лапка КПП, крепёж — выглядят бюджетно, но это не новость: мы и рассматриваем бюджетную модель. Кстати, решение оснащать стоковую версию ABS — из этой же оперы: производителю банально дешевле выпускать один вариант комплектации. И хотя ABS здесь не отключаемая, судя по форумам, обычный фокус с предохранителем сработает и здесь.
Итак, они взяли R3, немножко раздели, немножко поменяли комплектующие, не забыв добавить пару болтов подешевле — и получили новый нейк с ABS за хорошие деньги. Стоило оно того? Получился ли он сбалансированным, и вообще имеет ли смысл выбрать MT, а не YZF? Вкратце, ответ — ДА!
Yamaha MT-03 на дороге
Нам выдали модели в окраске Red Fluo (Yamaha MT-03 доступна также в полностью чёрном варианте, но мне больше нравится красно-серое сочетание). Я со своими 175 свободно стою обеими ступнями, а вот девушка на 10 см ниже меня сказала, что достаёт в основном носочками, но при весе мотоцикла это не составило для неё проблем. Сиденье имеет высоту 78 см, и это хорошее решение для новичкового байка.
С лёгкостью начинаем движение: рычаг сцепления легко выжимается, передачи переключаются в чёткой Yamah-овской манере. Характер двигателя ничем не отличается от R3. Если вы пока не знакомы с R3, попробую описать: он легко крутится с низов, изрядно бодр на верхах, и довольно снисходительно относится к неправильному выбору передачи. Даже больше того — он прямо-таки располагает к тому, чтобы поменьше переключаться — и это удивительно для 321-кубовой двойки. Правда, у этой двойки лошадей примерно столько же, сколько у 660-кубового одногоршкового «оригинала» MT-03 — 41 штука. Тяги, впрочем, поменьше — 29,8 Нм. И как по мне, этот двигатель идеален — во всяком случае, для этого мотоцикла.
Посадка с почти прямыми руками и лишь слегка отведёнными назад ногами, спина прямая, если сажусь ближе к баку. Во мне 175, и мои колени практически полностью закрыли выступы в баке, так что если вы выше — сначала примерьте байк в торговом зале. Сиденье оказалось весьма удобным для длительной поездки. Выезжая из города, я оценил отличную управляемость байка, идеальную для езды по плохому асфальту с ямами и буграми. А потом я принялся сознательно направлять его на ямы и бугры, чтобы оценить, как с ними справятся подвески. По данным Yamaha, вилка MT-03 мягче, чем на R3, и на мой взгляд она оптимальна для моих 80 кг плюс экип. А на слишком уж больших неровностях всегда можно привстать на подножках.
Пробираясь в потоке к шоссе, я подумал, что Yamaha MT-03 — отличный городской мотоцикл. Он узкий, у него мягкое сцепление и он весит 169 кг в снаряжённом виде. Его тормоза оптимальны для небольших скоростей без излишней чувствительности. Задний тормоз, пожалуй, чересчур деликатен для меня, зато наверное хорошо подойдёт для новичка, и всегда можно поставить колодки позлее. Стоковую ABS я не испытывал.
И, наконец, мы выехали из города. Я, наконец, могу попробовать третью передачу! На шоссе Yamaha MT-03 ведёт себя превосходно и полностью превосходит мои представления от 300-кубовых нейкедах. На MT стоит та же коробка, что и на R3, и максимальная скорость на нём доступна на четвёртой, а пятая и шестая нужны по сути для экономии топлива и снижения оборотов на шоссейных скоростях. Мои ощущения можно выразить так:
Yamaha MT-03на шоссе «в своей тарелке» — в отличие от большинства 300-кубовых аппаратов. Я бы установил ветровичок, если бы пришлось ехать по нескольку часов кряду. Но в нашей поездке в этом не было нужды.
На серпантине
Но главная часть нашей поездки началась тогда, когда мы свернули с шоссе на горную дорогу. Рекомендую всем! Здесь две верхние передачи уже не нужны, и я ехал, наслаждаясь полным контролем над двигателем в поворотах.
Забавно выходить из шпильки почти на полном газу. После 11500 оборотов от 300+ кубиков ожидать особо нечего, но Yamaha MT-03 ведёт себя как взрослый. Уже с 4000 появляется отличная тяга, и если вам вообще по душе малокубатурные двойки — MT-03 вам понравится без сомнения. Держите его в зоне хорошего момента и не бойтесь поворота, как поётся в песне. Посадка, небольшой вес и удобный руль позволяют ехать на нём динамично, но без особого риска.
Колёса Yamaha MT-03 обуты в те же Dunlop Sportmax GPR 300, что и у R3, и это превосходная стоковая резина. А главное, вам точно хватит времени её изучить досконально, потому что она весьма износоустойчивая — можно даже освоить бёрнаут для Инстаграма. Заднее колесо у меня вильнуло лишь однажды — и то только потому, что я (сдуру) выбрал неправильную траекторию и проехал по грязи на выходе из поворота. На чистом асфальте Sportmax моментально зацепилась. Плавный и точный газ позволяет чётко управлять тягой в незнакомых поворотах. Информативный передний тормоз обеспечивает грамотный трейл-брейкинг, и единственного переднего диска здесь хватает с лихвой.
Холмы перемежались долинами между ними, и я периодически открывал газ до самого упора, вспоминая юность и старые мотоциклы, на которых я учился ездить. Этого чувства мне порой не хватает на более кубатурных аппаратах: выкрутить газ на дороге, не опасаясь за свою жизнь или права — сразу возникает чувство, что ты в правильном месте и на правильном мотоцикле.
Во время езды мотор чувствуется ушами и остальным телом, без особой нужды в приборке. ЖК-дисплей, такой же, как на R3, находится где-то в поле видимости и при необходимости напомнит номер передачи или покажет скорость движения. Быстрого взгляда на него достаточно, чтобы узнать всё, что меня интересует. Интересная функция — шкала «жизни» масла — позволяет новичкам заранее планировать обслуживание и продлить срок жизни двигателя. Если б меня спросили, что нужно изменить на дисплее — я бы посоветовал сделать номер передачи побольше и повыше.
Привет! Давно собирался с мыслями, но только теперь, в отпуске наконец-то появилось время поделиться своими впечатлениями от мотоцикла. В интернетах обзоров МТ-03 очень много. Да и здесь, на БП многие вопросы уже неоднократно обсуждались. Поэтому постараюсь избежать повторений, но объединить их в одном месте. Официальных и коммерческих обзоров Гугль выдает множество. Можно также почитать, например, обзор МТ-03 на БП: Обзор Yamaha MT-03 Однако, подобные промо- статьи обычно имеют тенденциозный характер, изобилуют всякими красивостями и в сущности несут маркетинговые цели. Поэтому гораздо полезнее получать информацию о мото непосредственно от владельцев, а также от обсуждений постов. Кстати говоря, с БП я познакомился именно через обзор МТ-03 от 143145. Вот он: Yamaha MT-03. Первый пост о первом мотоцикле. Затем был и второй: Опыт использования Yamaha MT-03 Так что спасибо тебе, Алексей, вдвойне! В этих же обзорах много вопросов было обговорено в последующих комментариях. И я некоторые детали для нынешнего обсуждения почерпну оттуда.
Внешний вид Как известно, «на вкус и цвет…», но по-моему он действительно красив.
Как написал ualinker в своем пояснении к МТ-03: «Какой же он красивый в жизни!» :))) Особенно с правой стороны благодаря вынесенному наружу заднему амортизатору.
У меня модель 2006 года, маятник, перья вилки серебристые, пружина заднего амортизатора желтая. С 2007 года Yamaha изменили цветовые решения. Пружину стали красить в белый, красный, а маятник и перья в черный. Очень жаль, мотоцикл стал смотреться хуже. Скучный какой-то стал…
Конструктивные особенности МТ-03 выглядит довольно компактным и фактически таким и есть. Короткая база (1420 мм), с малым выносом угла наклона вилки вперед. Она как бы поджата под себя. За счет этого, а также большого выворота руля, развернуться можно почти на месте. И в стоячих пробках перелазить из коридора в коридор очень легко. Руление облегчается еще и развесовкой 52/48% в пользу передка. Сидение немного смещено вперед, а подножки кзади — эдакая эндуристая посадка. Высота седла 805 мм, но мне он высоким не кажется. Земли могу коснуться двумя ногами, хотя очень редко на остановках так делаю: левую ногу с подножки практически не снимаю (после торможения опускаю только правую). За счет увеличения высоты седла мотоцикл имеет высокий клиренс — 200 мм, наверное наибольший среди стритов. Так что при желании легко залазит на любую бровку и обратно. Бак сделан из пластика. Минус для тех, кто предпочитает танкбаги на магнитах, не поставишь… Но есть решения типа танк-локов, можно найти, напр., на Луисе. Я пока не пользуюсь. Бак, кстати, 15л, которого в зависимости от стиля езды может хватить от примерно 180 до 270 км.
Эргономика и удобство Посадка почти прямая, что очень удобно в городе, но доставляет явные неудобства при движении по трассе свыше 110-120, поскольку ветрозащита у меня отсутствует. На МТ-03 предлагаются короткие ветровики, но есть ли от них польза не знаю. В любом случае ставить не буду. Это явно нарушит его нэйкед стайл. Были жалобы (vasilio) на скользкое сидение и постоянное ерзание вперед-назад при разгоне/торможении. Честно говоря, не заметил. Сижу обычно вплотную к баку. Рычаги управления стандартны, как у всех.
Есть кнопка аварийки, пользуюсь часто.
Руль у меня кажется не родной, в хроме и шире штатного (85см). Мне удобно, еще с кросса привык к широким. К тому же более широкий руль дает лучший контроль над дорожными неровностями и является своеобразным ограничителем для намерения залезть в чрезмерно узкие коридоры.
Грипсы достались Domino, очень рекомендую: чуть тоньше штатных; мягкие и приятные на ощупь. Под эти более тонкие грипсы стоят также другие грузики руля.
Огромный минус — практически отсутствует полезное пространство под сидением. По задумке конструкторов, ЗИП укладывается в куцое пространство под пассажирским сидением.
У меня там только кусок тряпки, больше ничего не вожу. В то же время имеется просто огромный (почти 6л) корпус воздушного фильтра, который занимает почти все пространство под водительским сидением. Но там ничего не украдешь. Аккум спрятан под баком. Не знаю, хорошо это или плохо. Еще ни разу туда не лазил.
Тормоза Для такого резкого и тяговитого мотора просто отличные. Особенно спереди. Два диска. Ход рычага минимальный. Мягкие, хватают моментально. Шланги армированные.
Задний ничуть не хуже. Хотя vasilio жаловался на его низкую эффективность, проблема у него решилась установкой нормальных колодок. Себе я поставил SBS, синтетику. Хватают отлично:
Двигатель и коробка 660 см3, одностволка. Что тут еще сказать? Свои 45 л.с. на валу и, естественно, меньше на колесе компенсирует хороший крутящий момент. Разве не это нужно в городе, а? Главная жалоба, в том числе и моя — вибрации. Ох уж эти вибрации Но в принципе привык. Но всегда нужно внимательно следить за протяжкой болтов и гаек. Уже потерял несколько крепежных элементов и даже один слайдер на подножке. Взамен мне выточили из бронзы. Поменял оба:
Зато этот неповторимый звук даже со стоковым глушителем и сексуальные хлопки при закрытии газа! Кстати, еще одна фишка — отличное торможение двигателем. С непривычки при сбрасывании газа на низших передачах частенько клевал носом, но зато очень помогает при торможении мотоцикла.
Коробка. Громкая как у всех Ямах. Такой громкий, сочный щелчок, похожий на щелчок языком Но если приноровиться и переключаться плавно, соизмеряя обороты двигателя и колеса, то переключения вообще не слышно. Поскольку передаточные числа очень близки, можно переключаться, используя описанный выше принцип, выжимая сцепления буквально на четверть хода ручки.Или даже вообще без него. Пробовал, получается. Опять таки не соглашусь с vasilio по поводу глушителя. У меня ничего особенно не ржавеет. Есть какие-то поверхностные желтоватости, но не более.
Глушитель кажется из нержавейки (!). Однажды пришлось снимать, т.к. отломались крепления декор. накладки. Так вот варил мой приятель при мне, метал не магнитится, варил нержавеющей проволокой. И на корпусе ржавчины не заметил вообще. Приварили это «уши», прошлись по сомнительным швам, микротрещинам. Катализатора внутри банки нет! Сейчас уже не найду, но на одном буржуйском форуме видел фото вскрытого глушителя от МТ-03. Там внутри просто 2 камеры, которые соединены перфорированными трубками. И все. В сущности это только резонатор. У меня, кстати, там внутри видно что-то отварилось (трубка?) и он немного звенит. Хотелось бы поставить что-то посолиднее, но пока на 500+ евро раскошелится не готов. Кстати. Во время мойки очень полезно закрыть глушители крышками от пластиковых бутылок — как раз подходят. Вода не попадет.
Как он едет? Об этом писалось уже много. Главная фишка: отличная тяга с низов+короткие передачи. Драг-старт — чемпион. Щелкать надо постоянно Тем, кто привык к спортам, где уже на 1-ой можно ехать 100+, а городе 1-ая, 2-ая, 3-я по праздникам, будет неуютно. Тут надо работать 5-ая втыкается уже через 200 метров от старта. И также назад. Мне с кроссовым прошлым это по душе. Зато можно особенно не заморачиваться с выбором: тянет что на 3-ей, что на 5-ой одинаково хорошо. В междурядьи 1-ая, 2-ая, на малой скорости держится уверенно. Максималка?.. Такой задачи себе не ставил. Пробовал на трассе. 145 еще могу как-то ехать, дальше нужно либо ложиться на бак, либо молиться, потому что держать его трудно. Ветрозащита отсутствует как класс. Но при поездках на дачу крейсерские 125-130 вполне комфортны. Были мнения (Алексей) установить на пару-тройку зубьев меньшую звезду на зад для увеличения максималки. Я даже пробовал у одного знакомого покататься на МТ-шке с такими изменениями, но кроме ватности мотора ничего полезного не ощутил. Но тот парень хвастался, что выжал из него 177. Как по мне, идея того не стоит. Для монотонных дальняков мот не предназначен. Хотя и есть примеры использования его как туристического мотоцикла (например, вот Блог одного поляка). Все же его стихия — город.
Доступность з/ч С расходниками Ок. А вот с остальным откровенно говоря проблема. Нет, конечно, все можно найти за рубежом либо заказать у официалов, но придется ждать. Часто долго. На разборках МТ-03 практически нет. Мотоцикл довольно редкий и возить никто не хочет. То же касается защиты. Перелопатил кучу инетрнетов на предмет дуг и крашпадов. Ничего из штатных и альтернативных не внушило уважения и доверия. Вынашивал идеи об изготовлении дуг самостоятельно, но пока вопрос открыт. Из-за их отсутствия пока застопорился с продвижением в дрифте и других выкрутасах. Жалко ронять…
Эксплуатация С момента покупки сделано: 1.Замена хвостовой части на оригинальную. Мне он достался с укороченным хвостом, но сделано было по-итальянски неряшливо и кустарно. К счастью на разборке подвернулся 03-ий и удалось за недорого купить весь зад в сборе. 2.Замена муфт крепления задней звезды (имелся приличный люфт). 3.Замена резины. Долго решал, что выбрать и остановился на такой:
На мой взгляд такой протектор должен лучше переваривать качество нашего асфальта, случайный песочек и лужи. Пока доволен. 4.Замена задних колодок. SBS (Дания) 5.Расходники. Свеча, фильтра, масло. О нем писал отдельно: Выбор масла 6.Ремонт панели приборов 7.На колесные диски наклеил желтые стикеры. Кажется неплохо! 8.Заменил поворотники и зеркала 9.Заменил рычаги сцепления и тормоза Поломок, отказов в работе пока не наблюдалось.
У меня все. Готов ответить на все вопросы!