Основные сведения о водительских правах категории А


Каждый может вспомнить время, когда на дороге можно было встретить пьяного или неадекватного водителя на мопеде или скутере. Они могли запросто проехать на красный сигнал светофора, подрезать или создать аварийную обстановку на дороге. Наказать их за это было очень сложно.В 2014 году безнаказанным действиям пришел конец — категория «М» в правах должна быть у каждого, кто управляет техникой до 50 кубических сантиметров. При отсутствии водительского удостоверения теперь предусмотрен штраф 5-15 тысяч рублей.

Что такое категория А

Водительские удостоверения – документы, удостоверяющие право физического лица управлять автотранспортными средствами – подразделяются на несколько групп или категорий. В зависимости от величины, мощности, грузоподъёмности и пассажировместимости возрастают требования к водителю, его подготовке и квалификации, а в некоторых случаях – возрасту и стажу.

Среди всех типов транспорта выделяются мотоциклы. Они отличаются наличием двух колёс

(или трёх, при наличии бокового прицепа-коляски)

и специфических особенностей посадки и рулевого управления.

Сидят на мотоциклах верхом, а руль имеет вид не круглой автомобильной «баранки», а горизонтальной перекладины. Он жёстко связан с управляемым (передним) колесом, углы поворота у них абсолютно идентичны. Никаких 2-3-4 автомобильных оборотов от упора до упора нет и в помине. На какой угол повернут руль, на такой же и колесо. Впрочем, выполнение манёвра, особенно на высокой скорости, обеспечивается не только вращением рулевой колонки, но и наклоном корпуса.

Эти характерные черты послужили основанием для выделения мотоциклов в отдельную транспортную группу, требующую особых навыков управления. Для их подтверждения и получения разрешения на управление нужны права категории А.

Отличия старого удостоверения от нового

Бланки водительских прав со временем меняли внешний вид и наполнение. До 2014 года в них присутствовала просто категория А, открывавшая доступ ко всему, что имело мотор, возможность двигаться и хоть как-то подходило под определение мотоцикла – от тинеджерского «тырчика» (велосипеда с моторчиком) до мощного гоночного байка (сокращение от английского bicycle – двухколёсный).

Для обеспечения безопасности на дорогах в 2014 году была введена дифференциация. В рамках категории прав А появилась подкатегория А1. Кроме неё была введена совершенно новая – М.

Тем, у кого на момент введения изменений был документ старого образца, срочно бежать в ГИБДД и обменивать его на новый не надо. Имеющийся остаётся действительным до окончания срока, обозначенного на тыльной стороне в столбце 11.

При оформлении в установленное время нового в него будет внесено разрешение в соответствии с данными медицинского заключения. Если нежелательно себя ограничивать, следует проследить (попросить, настоять), чтобы в нём было разрешение просто на получение категории А без дополнительных уточнений.

Каким транспортом разрешено управлять, имея права категории А

Чтобы получить развёрнутый и всесторонний ответ на вопрос, надо для начала детально познакомиться с содержанием одного из основных первоисточников – российским законом № 196, регламентирующем безопасность езды по дорогам, конкретнее к его 25 статье. В ней интересующие категории подразделяются следующим образом:

  • А – мотоциклы (вообще, т. е. без конкретизации по типоразмерам)
  • А1 – тоже мотоциклы, но с ограничением технических параметров: Объём мотора – до 125 кубиков
  • Мощность – до 11 киловатт (14,6 л. с.)
  • М — Лёгкие квадрициклы (мощность – до 4 кВт, объём – до 50 куб. см, масса – до 350 кг, скорость – до 45 км/ч) и мопеды. Максимальные характеристики приведены в соответствии с информацией, взятой из стандарта 51815
  • В1 – квадрициклы и трициклы
  • Далее, в пункте 7 25-й статьи говорится, что открытие категории А разрешает ездить за рулём автомототранспорта, относящегося к категориям А1 и В1. При этом делается оговорка, что трициклы и квадрициклы (В1) в отличие от ВС должны иметь мотоциклетную посадку или (!) руль, т. е. хотя бы что-то одно.

    Примечание! К управлению лёгкими квадрициклами и мопедами (М) допускаются все имеющие российские права с любой открытой категорией. Специальной отметки АМ не требуется.

    Подкатегория С1

    подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

    К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.

    Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

    Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

    С1Е

    подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

    Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.

    Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.

    Кто может водить мотоцикл

    Чтобы получить категорию А будущие водители должны соответствовать установленным возрастным и медицинским критериям.

    Часть условий, которым необходимо соответствовать, чтобы иметь возможность получить категорию А, изложены в 26 статье 196 закона. При этом учитываются технические различия мототранспорта входящих подкатегорий.

    Для сдачи на категорию А будущему водителю должно быть не меньше 18 лет. Чтобы оседлать менее мощный мотоцикл, относящийся к А1, достаточно преодолеть 16-летний рубеж.

    Медицинские критерии для мотоциклистов установлены правительственным постановлением 1604. Ограничения по состоянию здоровья выделены в разделе I специального «Перечня». Они перечислены в 11 пунктах. Среди них наиболее часто встречаются и потому наиболее интересны следующие:

    • Показатель зрения по таблице: не меньше 0,6 у лучшего глаза и 0,2 у худшего.
    • Если один глаз совсем не видит, у другого зрение должно быть не хуже 0,8
    • Нет 2 фаланг пальцев на правой руке или 3 на левой или 2 на большом пальце любой руки
    • Нога укорочена на 6 см, при этом её длина не меньше 75 см

    Прочие отклонения, перечисленные в разделе, встречаются реже, поэтому в этой статье они не перечисляются.

    Приведённые критерии относятся к управлению транспортными средствами именно с мотоциклетными посадкой или рулём.

    Процедура получения

    Теперь уже известно, когда и со скольки лет будущему водителю можно получить желанную и новую категорию М. Начиная с 2021 года, действует новый закон, делающий оформление специальной категории для управления скутерами и мопедами обязательной процедурой.

    Чтобы получить этот документ и открыть новую категорию с обозначением М, нужна последовательная и поэтапная процедура. Существует стандартизированный перечень того, что нужно сделать. А именно:

    • получить свидетельство в автошколе;
    • подтвердить навыки в присутствии инспектора ГИБДД;
    • оплатить и получить права.

    Необходимые документы

    Для того чтобы сдать на категорию А необходимо представить в ГИБДД, а до этого в автошколу, предусмотренный законодательством комплект документов. В него входят:

    • Заявление
    • Паспорт или его равноценная замена
    • Медицинское заключение с отметкой об отсутствии запрета водить мототранспорт категории А
    • Свидетельство о прохождении предусмотренного обучения
    • Квитанции об оплате госпошлины
    • 2 фотографии 3*4, если фотографирование не производится при выдаче прав.

    При поступлении на подготовительные курсы можно не предоставлять весь требуемый набор, но лучше запастись всем необходимым – особенно медсправкой, официально именуемой медицинским заключением – заранее. Это позволит не тратить понапрасну время и деньги, если найдутся серьёзные обстоятельства, препятствующие достижению желаемого результата. Лучше вместо подразделения ГИБДД обратиться к профильному врачу, привести себя в порядок, чтобы потом снова вернуться к отложенному вопросу.

    Внимание! Категорически не рекомендуется решать вопрос с медицинским заключением договорным путём. Дорога не прощает незамеченных деталей или неспособности своевременно нажать нужный рычаг. Купленная справка может привести к потере здоровья, свободы и даже жизни. Не надо рисковать!

    Возможные штрафы

    При езде на мопеде без прав категории М нарушителя будет ожидать штраф по ст. 12.7 Кодекса о нарушениях ПДД. Размер штрафа – от 5 до 15 тыс. рублей. Если это будет повторным нарушением, то размер штрафа увеличится уже до 30 тыс. К тому же водителя могут привлечь к исправительным работам.

    Обучение в автошколе

    На основании 1-го пункта 26 статьи российского закона 196 для того, что бы быть допущенным к сдаче экзаменов на категорию А (как и на любую другую) необходимо предварительно пройти курс обучения в лицензированной автошколе.

    Внимание! Сдача на права экстерном не разрешена.

    Программа – объём и содержание – учебного процесса должна соответствовать «Примерному учебному плану», утверждённому Приказом Минобрнауки № 1408 в качестве основы подготовки водителей для сдачи на категорию А.

    В рекомендуемую программу входит изучение:

    • Законодательных основ в области дорожного движения
    • Начал водительской психофизиологии – времени реакции, изменения дорожной ситуации и т. д.
    • Основных приёмов вождения транспорта применительно к двухколёсным экипажам
    • Основы медицинской помощи участникам дорожного движения
    • Устройство мототранспорта, основы технического обслуживания, устранения простейших неисправностей
    • Практические занятия

    Ограниченность приёмов ремонта связана со сложностью современного транспорта и невозможностью проведения значительной части операций вне специализированных станций техобслуживания с квалифицированным персоналом, оснащённых необходимым оборудованием.

    Сроки и стоимость обучения

    Продолжительность учебного процесса, обозначенная в «Примерном плане», показывает лишь непосредственное нахождение в лекционной аудитории и на автодроме. Сколько учиться на категорию А в реальности зависит от структуры и организации автошколы, количества одновременно принятых групп курсантов, наличия преподавательского состава, технической оснащённости и других факторов.

    Некоторые школы предлагают особо привлекательные на первый взгляд условия. У них на видном месте лозунг «Быстро и дёшево!» Суммы ниже средних почти вдвое, а срок достигает 2 недель.

    Важно! Полноценное обучение не может быть быстрым.

    Кроме занятий с преподавателем нужно ещё и самостоятельное изучение и закрепление материала. Это требует изрядного времени – не просто зазубрить ответы на экзаменационные билеты, но выучиться понимать ситуацию на дороге, быстро и адекватно на неё реагировать. Не обладающие достаточными знаниями и навыками, когда требуется просто их официальное подтверждение, не должны клевать на такие «выгодные предложения». Эта экономия не оправдана и впоследствии обойдётся гораздо дороже.

    Сколько стоит открыть категорию А?

    Средняя стоимость прав категории А составляет 10000 рублей. Возможны небольшие колебания в большую и меньшую стороны. Отучиться индивидуально обойдётся существенно дороже.

    Внимание! 1. В некоторых автошколах в цену не входит специальное оборудование – шлем, наколенники и налокотники, так называемая «черепаха» — панцирь, защищающий корпус. Эти моменты требуется уточнять по месту учёбы. 2. В стоимость, как правило, не входит пошлина за получение прав категории А. Это надо иметь в виду, планируя свой бюджет.

    Продолжительность учебного курса

    Обычный срок обучения составляет от 2 до 4 месяцев. Конкретные цифры зависят от интенсивности процесса. Ежедневные занятия проходят быстрее. Учёба в режиме выходного дня, когда курсанты посещают уроки только в субботу и/или воскресенье, длится существенно дольше.

    Каковы основные правила для водителя скутера?

    В автошколе вас научат всем необходимым теоретическим знаниям, но самыми основными правилами являются:

    • Необходимо всегда иметь при себе водительское удостоверение.
    • Не садитесь за руль в состоянии алкогольного опьянения. За это отбирают права.
    • Всегда во время движения старайтесь держаться по правому краю дороги. Либо двигайтесь по дорожке для велосипедистов. Можно также двигаться по обочине, если вы не мешаете пешеходам.
    • Также вы имеете право обгонять трамваи и троллейбусы
    • В светлое время суток не забывайте включать дневные фары.
    • Тщательно следуйте правилам безопасности и не делайте глупостей: держите руль при вождении только двумя руками, не забывайте надевать шлем, пристёгивайтесь.
    • Вы не можете участвовать в буксировке.
    • Перевозить вещи, превышающие габариты вашего транспортного средства, тоже не стоит
    • Брать кого-то с собой можно. Но лишь при тех условиях, что ему не меньше семи лет, и что он тоже оснащён средствами защиты.
    • Вам не стоит переезжать дороги прямо по пешеходному переходу.
    • И нельзя разворачиваться, а также поворачивать налево через трамвайные пути

    Регламент экзамена в ГИБДД по категории «А»

    После окончания обучения курсанты, успешно овладевшие программой и справившиеся с внутренними испытаниями, допускаются к сдаче экзаменов в РЭО ГИБДД.

    Экзаменационный процесс разделён на две части – теоретическую и практическую, причём ко второму этапу бывают допущены только успешно преодолевшие первый.

    Теория

    Теоретическая проверка знаний заключается в ответах на вопросы экзаменационных билетов. Каждому экзаменующемуся предлагается задание из 20 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых 1 верный. Тематика охватывает весь спектр учебной программы – от разбора дорожных ситуаций до приёмов оказания первой помощи.

    На обдумывание даётся 20 минут. Разрешается допустить 2 ошибки. При таком результате теоретическая часть экзамена считается успешно сданной, и курсант переходит к практике.

    Практический экзамен

    Мотоцикл по сравнению с автомобилем имеет особенность – у него нет возможности установить дублирующие органы управления. В истории зафиксированы попытки создать подобную конструкцию. Были даже изготовлены отдельные образцы, но они так и остались мотоциклетной экзотикой.

    В связи с этим вся экзаменационная процедура проводится на автодроме без выезда на городские дороги.

    В программу входит:

    • Упражнения на маневрирование: Езда восьмёркой
    • Змейкой
    • В ограниченном коридоре
  • Въезд на парковку и выезд с неё
  • Остановка с посадкой и высадкой пассажиров.
  • При успешном выполнении всех элементов экзамен считается сданным.

    Получать права приглашают в этот же день или спустя некоторое время.

    Выводы

    1. Категория А позволяет управлять мотоциклами, мопедами, квадрициклами с мотоцикленой посадкой (верхом) или рулём.
    2. В старом удостоверении была общая отметка – А. В новом кроме неё введены подкатегории А1, В1, М.
    3. Для права управления категорией А водитель должен быть не моложе 18 лет, А1 – 16 лет.
    4. Для управления мототранспортом категории А водитель должен иметь зрение не хуже 0,6 одного глаза и 0,2 другого. Если видит только 1 глаз, острота зрения должна быть не хуже 0,8.
    5. Не допускается отсутствие больше 2 фаланг на пальцах правой руки и 3 на левой; укорочения ноги больше 6 см и длина меньше 75 см.
    6. Стоимость обучения в среднем составляет 10000 рублей, продолжительность 2-4 месяца.
    7. Экзамены состоят из 2 частей – теоретической и практической. Практическая часть сдаётся на автодроме без выезда в город.

    Подкатегория D1

    подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

    Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

    К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

    D1Е

    Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:

    подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

    Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

    Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]