Скутер является довольно распространенным на сегодняшний день транспортным средством, он не требует много топлива, но при этом и не дает невероятных скоростей, которыми могут похвастаться его двухколесные братья-мотоциклы. Это довольно специфический вид транспорта, который выберет для себя не каждый. Но все люди, которым нравятся скутеры, всегда в восторге от езды на них, они получают массу удовольствия, а также находят их крайне практичными. Но при этом ни одно транспортное средство не застраховано от поломок, в том числе и скутер.
Неисправности могут быть самыми разнообразными, но в данной статье речь пойдет об электронике, а если говорить точнее, о том, как проверить коммутатор на скутере. Естественно, если вы не представляете себе, о чем идет речь, то вам не следует сразу же браться за инструменты. Вам лучше спокойно и внимательно изучить, как именно устроена электроника в скутере, чем отличается проверка коммутатора на автомобиле и на мопеде, а также, что именно вы можете сделать, чтобы проверить электронику на наличие повреждений и отремонтировать ваше транспортное средство. В общем, прежде чем рассматривать вопрос о том, как проверить коммутатор на скутере, вам стоит разобраться с тем, что он вообще собой представляет.
Коммутатор на мопед
Владельцам мопедов будет очень интересно узнать о том, как правильно установить коммутатор на ваш мопед.
Коммутатор
— это устройство, которое отвечает за подачу на свечу зажигания импульсов высокого напряжения. Это устройство работает в паре с катушкой зажигания.
Для начала рассмотрим, какие существуют типы коммутаторов для мопеда. Их немного, только три:
- Коммутатор со встроенным высоковольтным генератором (DC CDI)
- Коммутатор, который нуждается в источнике высокого напряжения (AC CDI)
- Катушка-коммутатор
Рассмотрим каждый вкратце.
DC коммутатор
В силу своей простоты подключения это один из самых распространенных коммутаторов на мопед. Самая базовая модель имеет всего 4 контакта:
- Катушка зажигания
- Датчик Холла
- Плюс(12В);
- Минус
Коммутаторы подобного типа существуют в различных модификациях:
- с ограничителем макс. оборотов
- без ограничителя
- с дополнительными контактами
- с изменением фаз опережения зажигания
AC коммутатор
Этот тип коммутаторов для мопеда прекрасно справляется без 12 В постоянного тока. Несмотря на более простую конструкцию, он имеет немного усложнённый вариант подключения к электрической цепи мопеда. Этот тип коммутаторов, в силу малых габаритов, существует без ограничителя макс. оборотов, а также может работать в тех условиях, при которых DC коммутатор неработоспособен. То есть, сняв аккумулятор, замок зажигания, реле-регулятор мопед с АС коммутатором заведётся и поедет.
Элементы цепи зажигания
Схема зажигания является важной частью электрики скутера, без правильной сборки которой он просто не поедет. В схему входит катушка, свеча, коммутатор, генератор, модуль зажигания CDI. Последний имеет вид небольшого блока, с одной стороны он пластиковый, с другой залит компаундом. Именно по этой причине при выходе блока из строя его меняют полностью, не пытаясь разобрать.
Модуль CDI имеет выходы для подключения пяти проводников. Он находится обычно достаточно близко к аккумулятору, может крепиться на раму скутера или иметь специальную ячейку. Чаще всего блок CDI находится ближе к дну транспортного средства, поэтому достать его непросто. Без этого элемента система работать не будет.
Реле регулятор
Реле-регулятор в просторечье называют стабилизатором. Этот элемент нужен для того, чтобы выпрямить напряжение и стабилизировать его до нужного уровня, который подходит дл работы электроприборов скутера. Искать его в китайских и многих японских моделях нужно в передней части транспортного средства, обычно под обтекателем. При работе радиатор детали сильно нагревается, поэтому его размещают там, где он сможет получать воздушное охлаждение.
Генератор при работе выдает переменный ток, который поступает сначала на реле-регулятор, а потом уже двигается дальше. Реле преобразовывает переменное напряжение в постоянное, кроме этого, стабилизирует напряжение до 13,5-14,8 Вольт. Если напряжение будет меньше, аккумулятор не сможет заряжаться, если больше, велик риск выхода из строя электросистемы.
К регулятору обычно подходит 4 провода. Они отличаются по цвету, на стандартной схеме зеленый провод всегда является массой. Красный находится под постоянным напряжением. Белый подает на реле регулятора напряжение, выдаваемое генератором: это переменный ток. Желтый провод тоже идет от генератора к реле-регулятору. Реле преобразует напряжение, превращая его в пульсирующее. После этого напряжение идет на осветительные приборы, которые являются наиболее мощными потребителями. Некоторые модели имеют светящуюся приборную панель, дополнительное освещение, ходовые огни или иные типы подвески. Все это питается этим же проводом.
Нельзя стабилизировать напряжение, которое служит для питания ламп. Его можно лишь ограничить при помощи реле-регулятора до уровня 12 В. Даже при работе на небольших оборотах генератор выдает чрезмерно большое напряжение, которое не подойдет для работы ламп и иных осветительных приборов. Если реле-регулятор будет неисправен, могут сгореть габариты или лампы, которые будут в этот момент включены.
Однако само по себе устройство не отличается особенной сложностью. Если его разобрать, внутри можно обнаружить печатную плату, электронную схему с тиристором BT151-650R, диодный мост, для которого используются диоды 1N4007, один мощный диод 1N5408, кроме этого, присутствуют элементы обвязки, которые включают следующее: SMD-транзисторы небольшой мощности, конденсаторы электролитические, стабилитрон и различные резисторы. Именно эта простота приводит к тому, что реле часто не выдерживает больших нагрузок и ломается. Поэтому не повредит иметь запасное и возить его с собой: меняется оно быстро.
Коммутатор на мопед Альфа
В этой части статьи мы рассмотрим особенность распиновки коммутатора на мопед Альфа (и в довесок – Дельта), а также узнаем назначение каждого провода. Вся информация представлена на схеме ниже.
Примечателен тот факт, что одинаковые коммутаторы могут устанавливаться на мопеды различных марок китайского производства, так как существует масса клонов Альфа.
Как мы видим распиновка данного коммутатора очень проста.
Распиновка
- Черно-желтый провод 1
, идет к катушке зажигания. - Черно-красный провод 2
отвечает за питание. - Контакт 3
отсутствует в принципе. - Черно-белый провод 4
отвечает за глушение двигателя и идет к замку зажигания. - Сине-белый контакт 5
идет к датчику Холла. - Последний, зеленый контакт 6
является массой.
что делать если сгорел мозг (коммутатор) у мотоцикла / Блог им. gorini4 / БайкПост
Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock. БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить
Пробег
голосов: 78
Блог им. gorini4
Денис
3743-е место в рейтинге байкпостовцев и так у многих бывает такая ситуация что у мотоцикла куда то пропадает искра или пропадает искра на одной катушке зажигания.При полном обследовании выясняется что сдохли мозги(коммутатор), а так как на некоторые мотоциклы мозги крайне не дешевые я задался целью попробовать восстановить те самые сгоревшие мозги. Объясню: за частую причиной отмирания мозгов служит: 1. Перезаряд генератора. 2. Нечайно исчезнувший контакт на клеммах акб при работающем двигателе. (ВСЕГДА ПРОВЕРЯЙТЕ КЛЕМЫ АКБ НА НАЛИЧИЕ ОКИСЛОВ И НА ПРЕДМЕТ ЗАТЯЖКИ КЛЕММ!!! ибо эта мелочь может стоить жизни мозгам вашего мотоцикла) За частую, а особенно в мотоциклах с 1990 г в коммутаторах стала появляться защита от перенапряжения или внутреннего короткого замыкания (особенно любят делать короткое замыкание конденсаторы)и когда срабатывает эта защита все думают что коммутатор скоропостижно скончался и просто выбрасывают его заменяя его на новый. мозги можно легко восстановить если в нем сгорело все кроме процессора. (если сгорел процессор вы как детальку его просто нигде не купите) если кому то нужна помощь с ремонтом мозгов мота обращайтесь помогу чем смогу фото отремонтированных мозгов не прикладываю из за того что у меня просто нет этих фоток.
Есть еще случай когда мозги мотоцикла можно полностью заменить самодельными, (лично сам делал) это актуально особенно для мотоциклов 80годов когда родные мозги найти очень сложно а если и найдешь то они будут стоить очень дорого.
bikepost.ru
Распиновка коммутатора для скутера
Распиновка коммутатора скутера – это схема его подключения в электрическую цепь скутера. Существуют приборы нескольких типов: например, в китайских моделях может использоваться коммутатор типа DC или AC. Отличаются они друг от друга не только визуально, но и принципом накопления энергии для дальнейшего создания искры. DC берет энергию напрямую от аккумулятора, а AC привязан к катушке генератора.
Имитационный стенд
Если у вас нет второго скутера, а также нет возможности получить к нему доступ, то вам стоит задуматься о том, чтобы приобрести или сделать для себя специальный стенд, который бы имитировал работу вашего скутера. Он идеально подходит, чтобы проверить коммутатор скутере «Хонда», а также на любой другой модели, и если вы постоянно пользуетесь подобным транспортным средством, то есть вероятность того, что использовать стенд вам придется не раз и не два, следовательно, вам определенно стоит вложиться в него.
Сейчас гораздо удобнее приобрести его и установить у себя в гараже, чтобы в случае необходимости всегда иметь возможность проверить любую деталь без использования другого скутера. Но также его можно сделать своими руками – только в этом случае вам нужно иметь очень высокие навыки и умения в инженерном деле, а также желательно иметь еще и внушительный опыт общения с подобной техникой. Вам также стоит знать, что у такого стенда имеются и другие преимущества перед вторым скутером для контроля.
Распиновка
Если у вас установлен на скутере мотор 4т, распиновка коммутатора будет завесить от того, какой тип требуется данному скутеру. Для DC она будет следующей:
- Крайняя левая клемма сверху должна подключаться к датчику генератора.
- К находящейся под ней клемме подключают массу. Можно завязать минусовой провод, например, на корпус мопеда, важно, чтобы деталь была металлической.
- Верхняя клемма, находящаяся в центре, подключается к проводу, ведущему к приводу катушки зажигания.
- Та, что находится под ней, также соединяется с минусовым проводом (массой).
- К крайней правой верхней клемме подсоединяется провод от замка зажигания, который нужен для того, чтобы заглушить мотор.
- К находящейся под ней клемме присоединяют провод питания, он тоже идет от замка зажигания.
Если у вас тип AC, расположение клемм он имеет такое же, однако они подключаются иначе:
- Двигаемся слева направо, сначала верхний ряд, затем нижний.
- Здесь провод от датчика генератора идет, как и в предыдущем варианте.
- Далее идет провод катушки зажигания.
- И в конце «глушилка» замка зажигания.
- Первые две клеммы – минусовой провод, «масса».
- К последней оставшейся клемме подключаем провод питания от высоковольтной обмотки генератора. В этом пункте и заключается основное отличие при подключении коммутатора AC от DC.
Скутер Хонда Дио АФ 18 27
Хонда Дио АФ 18 имеет немного другой коммутатор японского производства, именно поэтому распиновка у скутера немного своеобразна, и крепления на коммутаторе другие. Подключается он следующим образом: слева направо, сначала верхние, затем нижние клеммы. Расположение:
- Датчик Холла.
- Катушка зажигания.
- Масса.
- Блокировка замка зажигания.
- Провод питания от высоковольтной катушки.
Скутер Yamaha Jog
На данный тип мототранспортного средства может устанавливаться несколько типов генератора. Самый распространенный вариант имеет 5 контактов, из него уже выходят провода. Поэтому, если у вас родная проводка, подключить надо следующим образом:
- Оранжевый должен вести к катушке зажигания и генератору.
- Черный – к замку зажигания.
- Фиолетовый – датчик Холла.
- Оставшиеся два провода соединяют с катушкой зажигания.
Особенности выполнения работ
Перед началом сборки не будет лишним взять с собой смартфон или цифровой фотоаппарат, чтобы ознакомиться с правильной схемой распиновки. Также можно зайти на профильные интернет-ресурсы и найти официальные изображения, показывающие схему подключения электронной начинки. Не забудьте взять полный набор электротехнических инструментов, которые могут понадобиться для полноценного проведения замены.
Найдя коммутатор, необходимо уточнить его тип. Для этого достаточно подключить мультиметр к питающему проводу, запустить зажигание и посмотреть на показания дисплея. Перед нами будет DC-тип только в том случае, если питание появится.
Бывает и так, что питание не появляется. В таком случае надо выбрать режим проверки переменного тока, выбрав диапазон, равный 200 вольтам. Прокрутите силовой агрегат с помощью стартера. В случае с коммутаторами типа АС сразу же появится питание.
Почему важно определить тип коммутатора?
Некоторые владельцы скутеров (в частности, от компании Ямаха), часто сталкиваются с проблемой правильной идентификации. Официальных мануалов практически нет, поэтому хозяевам приходится работать вслепую и верить в удачу. Покупка коммутатора, который не подходит по своей конструкции для эксплуатации на скутере, может привести к серьезным последствиям. Первым из них является мгновенный выход из строя заменяемой детали. Нет никакой разницы в том, какие именно коммутаторы устанавливаются – DC на скутер, поддерживающий только АС, и наоборот. Электронная начинка мгновенно сгорит. В некоторых случаях наблюдался выход из строя ряда других сопутствующих элементов электроники – лампочек, мини-магнитолы, сигнализации и так далее. Не зная, какой коммутатор установлен на скутере, владельцы гарантированно влетят на хорошие деньги.
Перед тем как подключить новый коммутатор на скутере, не будет лишним предварительно ознакомиться с официальными мануалами. В некоторых случаях производители указывают информацию об установленных коммутаторах на четырехтактных скутерах.
Можно выполнять подключение по специальной схеме, а можно и выполнять работу самостоятельно, предварительно перефотографировав все места подключения разъемов. Внимательность и неторопливость – главные факторы, определяющие успех выполняемых работ.
DC CDI коммутатор
Один из наиболее известных коммутаторов в силу несложности подсоединения. Самый обычный из них имеет только 4 контакта для таких проводов:
Не глядя на простоту, есть много коммутаторов данного вида. Есть с ограничителем максимальных оборотов и без, с переменой фаз опережения зажигания, с добавочными контактами для самых различных надобностей. В частности, к неким коммутаторам дозволительно “зацепить” боковую подставку, при открытии какой двигатель не раскрутится до оборотов, при каких включается сцепление. Делается это для того,чтоб застраховать водителя от опасных необдуманых поступков.
Стоковый коммутатор на скутер
Стоковый или оригинальный коммутатор — это тот, который устанавливается на ТС с завода. Основное его превосходство перед прочими в том, что он уже расчитан на ту технику, с какой функционирует, нередко он с ограничителем для того, чтоб двигатель не развивал обороты, опасные для жизни и ресурса коренных подшипников, всего кривошипно-шатунного механизма, цилиндро-поршневой группы и других конструкций и агрегатов. Стоковый коммутатор, это основной источник долговечности хорошо обдуманного двигателя, его экономичности и прочности. Те, кто берёт на себя риск сменить заводской коммутатор на спортивный (тюнинговый), тот рискует многим. Ещё более многим рискуют те, кто до конца не понимают, что намереваются совершить. Неумелая установка таких деталей и последующее их использование со обычным двигателем нередко приводят к уменьшению ресурса и смертельному финалу двигателя, иногда в тот же день.