Мотороллер «Электрон» был разработан в 1973 году конструкторским бюро машиностроительного завода в городе Вятке. Задача была поставлена по созданию легкого двухколесного транспортного средства для двух человек, экономичного и недорогого. Предшественницей и основой для разработки стала модель «Вятка-150», которая выпускалась с 1957 года и была скопирована в свое время с итальянского аналога под названием «Веспа». Данный прототип использовался во многих странах, мотороллер был простейшей конструкции и очень технологичен.
Силовая установка
Двигатель мотороллера «Вятка» одноцилиндровый, двухтактный обладает следующими характеристиками:
- Рабочий объем – 148 куб./см.
- Степень сжатия – 6,7.
- Диаметр цилиндра – 57 мм.
- Мощность – 5,5 л. с.
- Ход поршня – 58 мм.
- Крутящий момент – 3800 оборотов в минуту.
Зажигание мотороллера «Вятка» – контактное магнето с ручной регулировкой зазора и опережения подачи искры. Свечи использовались стандартные, мотоциклетные А16. У такой системы зажигания был один существенный недостаток: от постоянного высокого напряжения контакты пригорали. В одной вольфрамовой пластинке вырабатывалось углубление, так называемая «каверна», а у другой контактной пластины в процессе работы двигателя образовывался бугорок, который приходилось периодически счищать.
Карбюратор мотороллера «Вятка» – диффузорный с одним жиклером ограниченного диапазона действия. Заслонка приводилась в движение тросиком от правой вращающейся ручки руля. Топливо в карбюратор поступало самотеком из бензобака, расположенного под сиденьем. Краник, размещенный в нижней части емкости, соединялся с карбюратором гибким шлангом из бензостойкой резины. Диаметр просвета шланга достаточный для беспрепятственной подачи горючего. Поступление топлива можно было перекрыть, повернув ручку краника. Карбюратор оснащался специальным штоком на крышке поплавковой камеры, предназначенным для подтопления поплавка перед запуском двигателя в холодную погоду. При нажатии на шток открывался свободный ток бензина, смесь обогащалась, и мотор запускался.
Конструкция ходовой части представляет собой сварную раму, объединенную с несущим штампованным кузовом. Корпус удобной компоновки позволял водителю с достаточным комфортом расположиться за рулем. Мотороллер «Вятка» идеально подходил для любителей не быстрой езды. На двухместном сидении легко размещались и водитель, и пассажир. Сзади сиденья находился небольшой кронштейн-багажник, на котором можно было расположить сумку с вещами или какой-либо небольшой груз. Ниже багажника был смонтирован плафон стоп-сигнала, а еще ниже – кронштейн с номерным знаком. И завершал весь этот «ансамбль» резиновый брызговик с рельефной надписью «ВПМЗ», аббревиатурой завода-производителя.
Владельцы мотороллера отмечали такой существенный недостаток, как перегрев мотора. Расположение двигателя не позволяло воздуху циркулировать в той степени, которая необходима для эффективного охлаждения. К тому же моторная ниша плотно закрывалась кожухами с обеих сторон. С левой стороны – это стационарный багажник округлой формы, а с правой – съемный кожух, прикрывающий все механизмы двигателя. В этом колпаке были прорезаны продольные пазы, призванные обеспечивать доступ воздушных масс, но их было недостаточно. Многие водители мотороллера снимали правый кожух, чтобы открыть доступ встречному потоку воздуха, но такие действия пресекались автоинспекцией.
Трехколесные модификации
Осенью 1959 года, на выставке «Мотороллеры и мотоциклы», проходившей в Политехническом музее Москвы, были представлены различные трехколесные версии «Вятки». Двигатель на всех моделях размещался посередине, вращение передавалось на задние колеса через конический дифференциал, а затем на задние ведущие колеса.
Мотороллер «Вятка» в таком варианте широко использовался в сфере доставки продуктов по городу. Всего выпускалось три варианта: модель МГ-150Ф, с закрытым кузовом, МГ-150 с открытой платформой и МГ-150С с кузовом самосвальным. Все модификации имели грузоподъемность 250 килограммов. Скорость передвижения не превышала 35 км/час.
Немного истории
Лицензионные, модернизированные и даже пиратские варианты, выпускаемые по всему миру, сделали итальянский мотороллер очень популярным. Не устояли перед соблазном использовать «Веспу» как базовую модель для первого советского мотороллера и вятские производители. Полного копирования делать не стали из опасения претензий со стороны Италии, а основные параметры использовали.
Так в 1957 году появилась «Вятка-150», а в 1964-м была создана модификация «Вятка-150ВП», которая отличалась от прежней версии удлиненной базой, новым кузовом, модернизированной передней вилкой. Задняя подвеска получила цепной привод вместо прежнего прямого соединения двигателя с ведущим колесом.
«Вятка» как транспорт обслуживания
По заявке ВДНХ на заводе разработали модель мототакси ВП-150Т, где ведущие два колеса располагались впереди и были управляемыми. Кроме водителя, находившегося сзади, на переднем сидении размещалось два человека. Миниатюрное транспортное средство вызывало живой интерес у публики и пользовалось спросом у посетителей Выставки народного хозяйства.
Чтобы прокатиться на мототакси от одного павильона до другого, многие даже согласны были отстоять небольшую очередь. Стоимость проезда была символической. Мототакси особенно радовало детей, которые просили родителей прокатиться еще и еще. Да, собственно, мама с папой тоже были не прочь проехаться на столь необычном транспорте.
Мототакси было изготовлено в количестве 50 экземпляров.
«Вятка-Электрон»
В 1965 году была разработана новая модель на базе «Вятка 150». Мотороллер назвали «Вятка-Электрон». От предшественницы он отличался новым корпусом с менее округлыми обводами, удлиненной базой, передней длиннорычажной вилкой и более компактными амортизаторами. При этом мотороллер «Вятка-Электрон» сохранил двигатель в прежнем виде, но форсированном до мощности в 6 л. с. По причине удлиненной базы пришлось сделать промежуточную цепную передачу, которая стала частью задней рычажной подвески. Цепная передача закрывалась герметически, чтобы в нее не попадали ни пыль, ни грязь в дождливую погоду.
Серийный выпуск новой модели начался в 1967 году, а устаревший мотороллер «Вятка 150» в том же году был снят с производства. Новая модель сразу завоевала популярность у молодежи. Быть владельцем красивой сверкающей машины считалось престижным. Экономичный двигатель мотороллера работал бесшумно, а полная заправка бензобака обходилась в сумму, не превышающую один рубль.
В 1973 году мотороллер «Вятка-Электрон» модернизировали, мощность двигателя увеличилась и составила 7 л. с., при этом расход топлива остался прежним – 3,1 литра на 100 километров пробега. Изменился дизайн корпуса. Но главным и самым эффектным результатом рестайлинга мотороллера стала установка электронного бесконтактного зажигания. В СССР это был первый случай использования перспективного устройства. Однако у всякой новинки есть свои положительные и отрицательные стороны. В случае отказа электроники владелец мотороллера не мог самостоятельно разобраться с проблемой и вынужден был искать специальные службы или частного специалиста для устранения неполадок. Таким образом, предполагаемое преимущество часто оборачивалось нареканиями. Но в целом мотороллер «Вятка-Электрон» был востребованным средством передвижения.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОРОЛЛЕРА ВЯТКА — Июнь 1958 года
- Онлайн Архив
- Форум
- Wiki
- Купи авто
- Журнал “За рулем”
- Интернет магазин
Войти
- Анонсы
- Издания За рулем
- Газета «За рулем — Регион»
- Купи авто
- Мото
- Рейс
- Новинки
- Все марки
Поиск
- Анонсы
- За рулем
- Газета «За рулем — Регион»
- Купи авто
- Мото
- Рейс
- Книги и каталоги
- Марки и модели
- Поиск
- ЗР 2018
- ЗР 2017
- ЗР 2016
- ЗР 2015
- ЗР 2014
- ЗР 2013
- ЗР 2012
- ЗР 2011
- ЗР 2010
- ЗР 2009
- ЗР 2008
- ЗР 2007
- ЗР 2006
- ЗР 2005
- ЗР 2004
- ЗР 2003
- ЗР 2002
- ЗР 2001
- ЗР 2000
- ЗР 1999
- ЗР 1998
- ЗР 1997
- ЗР 1996
- ЗР 1995
- ЗР 1994
- ЗР 1993
- ЗР 1992
- ЗР 1991
- ЗР 1990
- ЗР 1989
- ЗР 1988
- ЗР 1987
- ЗР 1986
- ЗР 1985
- ЗР 1984
- ЗР 1983
- ЗР 1982
- ЗР 1981
- ЗР 1980
- ЗР 1979
- ЗР 1978
- ЗР 1977
- ЗР 1976
- ЗР 1975
- ЗР 1974
- ЗР 1973
- ЗР 1972
- ЗР 1971
- ЗР 1970
- ЗР 1969
- ЗР 1968
- ЗР 1967
- ЗР 1966
- ЗР 1965
- ЗР 1964
- ЗР 1963
- ЗР 1962
- ЗР 1961
- ЗР 1960
- ЗР 1959
- ЗР 1958
- ЗР 1957
- ЗР 1956
- ЗР 1955
- ЗР 1954
- ЗР 1953
- ЗР 1952
- ЗР 1951
- ЗР 1950
- ЗР 1949
- ЗР 1948
- ЗР 1947
- ЗР 1946
- ЗР 1945
- ЗР 1944
- ЗР 1943
- ЗР 1942
- ЗР 1941
- ЗР 1940
- ЗР 1939
- ЗР 1938
- ЗР 1937
- ЗР 1936
- ЗР 1935
- ЗР 1934
- ЗР 1933
- ЗР 1932
- ЗР 1931
- ЗР 1930
- ЗР 1929
- ЗР 1928
- №1
- №2
- №3
- №4
- №5
- №6
- №7
- №8
- №9
- №10
- №11
- №12
- К обзору номера
- 0 — АВТОМОБИЛЬНЫЕ РАЛЛИ
- 0 — Силовой агрегат для микроавтомобилей
- 0 — СДЕЛАЙ САМ
- 0 — ОБЛОЖКА НОМЕРА
- 0 — ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ НА СЕЛЕ — ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ДОСААФ
- 2 — ВМЕСТЕ С КОМСОМОЛЬЦАМИ
- 3 — ШИРИТСЯ ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ НА СЕЛЕ
- 3 — ХРОНИКА ПОЛЕЗНЫХ ДЕЛ
- 4 — ЛАБИНСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ
- 6 — НА БЕРЕГАХ АНГАРЫ
- 7 — НАЧАЛО ПОЛОЖЕНО
- 7 — НАШИ ИНТЕРВЬЮ
- 8 — КУДА ПОСТАВИТЬ АВТОМОБИЛЬ
- 9 — ЧТО ВОЛНУЕТ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
- 9 — О НОВЫХ СОРТАХ ТОПЛИВО-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
- 10 — ВЫПРЯМИТЕЛЬ ДЛЯ ЗАРЯДКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ И МОТОЦИКЛЕТНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ
- 11 — АВТОМОБИЛЬНЫЕ РАЛЛИ
- 13 — СДЕЛАЙ САМ
- 14 — МИКРОЛИТРАЖНЫЕ АВТОМОБИЛИ
- 16 — АМЕРИКАНСКИЕ АВТОМОБИЛИ 1958 ГОДА
- 17 — ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОРОЛЛЕРА „ВЯТКА»
Снижение популярности
Несмотря на новаторские характеристики, мотороллер «Вятка-Электрон» стал постепенно терять спрос. И к концу 70-х годов его продажи сократились почти до нуля. Началось затоваривание на складах, магазины массово отказывались от новых поставок. Падение спроса объясняется тем, что для населения появилась возможность приобретать автомобили в более широком масштабе. Многие предпочитали покупать отечественные мотоциклы, к тому же в конце 60-х годов в СССР начались поставки чехословацкой «Явы», которая произвела настоящий фурор среди молодежи.
В результате всех этих изменений Вятско-Полянский завод в августе 1979 года прекратил производство мотороллера «Вятка-Электрон». История такого средства передвижения на этом закончилась. А в начале 90-х, после развала Советского Союза, на заводе был налажен выпуск малого скутера «Стриж», скопированного с немецкого «Симсона».
Ремонтное обеспечение мотороллеров
Со времени производства прошло более тридцати пяти лет. Практически все мотороллеры обеих модификаций — и «Вятка», и «Вятка-Электрон» — давно ушли в металлолом. Однако какое-то количество машин до сих пор находится на руках у ценителей старины и коллекционеров. Раритетным экземплярам необходим ремонт, а значит, нужны запчасти. Мотороллер «Вятка-Электрон» сохранился лучше своей предшественницы, но и он нуждается в восстановлении. Запасные части еще можно найти на свалках б/у техники или даже в магазинах, продающих ремонтные комплекты для мотоциклов и мотороллеров.
Мечта юности начала сбываться! И я как пятнадцатилетний пацан в щенячьем восторге бросился её осуществлять. Мотоцикл – моя мечта! Как позже сказали люди, «сбыча мечт» у меня какая-то неправильная: — Купил бы нормальный мот и не парился, — сказал один мой коллега… Чего с металлоломом возиться-то? Эта фраза прозвучала после того, как я показал ему фотку мотороллера «Вятка» на одной из досок объявлений в интернете. После созвона с хозяином мотороллера я уже знал, что он нержавый, заводится, ездит и на него нет нормальных документов, потому что его никогда не ставили на учет в ГАИ. Меня это уже полностью устраивало. Ехать за «Вяткой» надо было в г. Павлово Нижегородской губернии. Договорились о цене и встрече в ближайшую пятницу. Когда водитель китайской полуторки в нашей конторе узнал куда и зачем мы поедем – сразу согласился провести выходные в командировке. Потом ещё раз пять спрашивал не передумал ли я ехать. Но я не передумал и не передумал бы никогда! Четыреста километров — и мы на месте. Вышел хозяин мотороллера – мужчина лет 55-60 — и в гараж. Не зря я ехал! Это точно! В гараже стоял мотороллер покрашенный веником в цвет забора. Огромное спасибо тем, кто сделал эту синюю краску. Она и спасла железо от вездесущей ржавчины. Беглый осмотр показал: — комплектация – полный оригинал; — пробег – 14 с небольшим тысяч; — не ржавый и не мятый, не считая мелочей; — даже шины и те родные. Рассчитался, написал на коленке что-то типа договора купли-продажи, чтобы чем было от ГИБДДешников отмахиваться. — Заводи! – сказал я и на всякий случай отошел в сторону. Холодный мотор, на удивление, завёлся с полтыка и бодро затарахтел. Пять минут прогрева и на улицу. Сидеть на таком аппарате не просто прикольно – это СУПЕРМЕГАОЩУЩЕНИЯ!!! Скорости включаются по-мопедному: сжимаю сцепление, рычаг вверх, откручиваю газ и старикан взлетает в горку с неожиданной прытью. Я – в шоке и еле–еле успеваю оттормозиться у заднего борта моего грузовика. Нейтралка, ровный стрёкот моторчика и ржач водителя. — Ну как? Нравится? – спросил подошедший, теперь уже бывший, владелец мотороллера. Слов нет – я счастлив как дитя малолетнее! В довесок мне были вручены руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, а также справка из магазина, где в 1964 году купили «Вятку». Всё оригинальное и слегка пожелтевшее. Сокровища пиратов полная ерунда по сравнению с этими бумажками! Погрузили, привязали бережно и домой. ГИБДД нас игнорировала, погода баловала, так что к вечеру мы были на базе. Воскресенье. В магазин за шашлыками и на завод скорее! Кататься на мотороллере! Мои девчонки радовались не меньше меня. А как мы катаемся можно посмотреть Фото мотороллера разных видов:
Всем — ЗДРАВСТВУЙТЕ! Прошу принять меня в Братство мотоциклистов. Торжественно обещаю: соблюдать ПДД, помогать всем двухколёсным и всем кому нужна моя помощь везде и всегда!