Мотороллер Муравей выпускался на Тульском машиностроительном заводе с 1959 по 1995 год. Его модификация или как сейчас принято говорить, рестайлинг, был проведен в 1983 году и обновленная версия получила обозначение Муравей 2М 01. Долголетие этому необычному трехколесному транспортному средству принесли, прежде всего, положительные качества, среди которых необходимо выделить:
- универсальность;
- доступная стоимость;
- простой ремонт;
- компактность;
- маневренность.
Мотороллер ТМЗ Муравей был первым грузовым экземпляром мотоциклетной техники, серийно выпускаемой в СССР. Наличие грузовой платформы позволяющей перевозить 250 кг груза со скоростью 60 км/ч сделали Муравья очень востребованным. Достаточно отметить сферы, в которых он применялся:
- Перевозки внутри города, в том числе небольших партии продуктов для ресторанов, кафе и столовых.
- Внутризаводские перевозки, когда небольшие партии тех или иных комплектующих перемещались между производственными цехами.
- Транспортировка малых объемов строительных материалов, особенно в городских условиях.
- Выполнение перевозок внутри закрытых помещений, прежде всего сельскохозяйственного назначения (тепличные хозяйства, птицекомплексы, животноводческие фермы).
Для различных модификаций мотороллера ТМЗ Муравей применялись четыре варианта кузова:
- открытый;
- открытый уменьшенный (устанавливался на грузопассажирском варианте);
- тент;
- фургон.
Самым существенным недостатком необходимо отметить отсутствие какого-либо комфорта для водителя, который был вынужден проводить за рулем мотороллера практически весь рабочий день. Особенно трудно было работать в зимнее время, так как в отличие от двухколесных мопедов, скутеров и мотоциклов грузовой мотороллер Муравей эксплуатировался на госпредприятиях и зимой.
Мотороллер Муравей: регулировка сцепления своими руками
Как и другая любая техника мотороллер “Муравей” может выходить из строя и нуждаться в ремонте. Но благодаря своему строению, починку можно вполне произвести самостоятельно.
Сцепление “Муравья” одно из слабых мест мотороллера, которое нуждается в частой регулировке и замене троса.
Внимательно понаблюдайте за сцеплением, так как неполадки можно условно разделить на 2 основные причины:
- Сцепление ведет. В данном случае возможны проблемы:
- трос расплелся, заржавел или перегнулся;
- регулировочные гайки слишком затянуты;
- большой свободный ход рычага;
- кривые диски.
- Сцепление буксует. Возможные причины:
- Трос расплелся, заржавел или перегнулся;
- Регулировочные гайки нуждаются в дополнительной затяжке;
- Отсутствует свободный ход рычага;
- Кривые диски.
В любом случае, если наблюдаются проблемы со сцеплением нужно проверить состояние троса:
- Если при визуальном осмотре он не перегнут и не повреждён, то стоит смазать его маслом. Для этого вам понадобится смесь бензина и масла, разведенная один к одному. С помощью шприца налейте эту смесь в оболочку.
- Если трос перегнут или поврежден, то тут выход один – меняем на новый.
При необходимости приступаем к проверке и регулировки гаек сцепления.
Инструкция к регулировки гаек сцепления:
- Откручиваем контргайку регулировочного винта;
- С помощью отвертки немного выкручиваем регулировочный винт;
- Закручиваем обратно до момента, когда почувствуете, что он в что-то уперся;
- Зажимаем контргайку;
- На руле ищем рычаг сцепления – нажимаем, в тоже время следим за нажимным диском. Он не должен отходить с перекосом. Если отходит, тогда следует с помощь отвертки отрегулировать соответствующие гайки, пока диск не будет перемещаться перпендикулярно ровно оси корзины
- На двигателе ищем регулировочный болт свободного хода рычага сцепления – подкручиваем его так, что бы свободный ход составлял 5-10мм.
Устройство и технические параметры
Устройства мотороллера Муравей было довольно простым и состояло из следующих основных частей:
- двигатель;
- рама;
- трансмиссия и подвеска;
- электрооборудование;
- тормозная система;
- кузов.
Такая простая конструкция мотороллера Муравей 2М 01 и его широкая унификация с двухколесной моделью Тулица (Тула) позволяла владельцам выполнять ремонт самостоятельно.
Мотороллер ТМЗ Муравей имел следующие технические характеристики и эксплуатационные параметры (в скобках приведены данные для модификации мотороллера Муравей 2М):
- Привод – 3х2.
- Грузоподъемность – 0,25 т (0,28 т).
- Двигатель: тип – бензиновый двухтактный,
- зажигание – электронное;
- количество цилиндров – 1,
- объем – 0,20 л,
- вариант охлаждения – принудительное воздушное,
- мощность – 11,0 л. с. (12,5 л. с.),
- карбюратор – К-36Г,
- топливо – смесь бензина с маслом (1/33).
- база – 1,78 м,
- тип – механический,
- масса – 0,24 т,
Плюсы и минусы мотороллера Муравей
Несмотря на очень скромные технические достоинства, есть у устройства ещё пару козырей.
- Двигатель включается с помощью стартера как на автомобилях. Всё благодаря встроенным кик- и дина-стартерам;
- Он легче, чем мотоцикл, оснащенный коляской и более вместителен;
- Очень маневренный. Радиус поворота составляет всего 3,5 метра, что позволяет лавировать в узких сельских улочках или в старых районах городов;
- Приятная цена. Она варьируется от 30 до 40 тысяч рублей; соотношение цены и качества для мотороллера «Муравей» очень достойное;
- Простота ремонта. Со строением этого советского мотороллера разберётся даже новичок без просмотра обучающих видео, а достать до всех деталей можно просто перевернув агрегат на бок. Такая доступность позволяет осуществлять починку в любом месте и в любое время, что, согласитесь, незаменимо.
Но и дополнительные минусы у грузовых мотороллеров, конечно, имеются:
- Частые поломки. Несмотря на советскую сборку «на века», 25-летний стаж работы выдержит далеко не каждый иностранный трицикл. Осложняется ситуация ещё и тем, что новых деталей на территории России уже не достать, а в Китае водится далеко не самые качественные запчасти.
- Слабая проходимость по вязкому грунту. Из-за своего внушительного, даже без груза, веса, «Муравей» может просто не выбраться из песков или грязи на проселочных дорогах. Про нерасчищенный снег говорить вообще не стоит.
- Невозможность тюнинга. Косметический ремонт такой техники никто не делает, максимум меняют основной узел, когда оригинальный не подлежит починке. Но если очень хочется, то можете взять тюнинг мотороллера «Муравей» на себя.
Несмотря на свои недочёты, такой грузовой скутер — отличный помощник на дачном участке или в поселковой местности, и если вы выберете мотоцикл «Муравей», то по-любому не прогадаете.
Особенности
Грузовой мотороллер Муравей достаточно прост в обслуживании. В случае поломки можно перевернуть его на бок и произвести ремонт, либо замену деталей. Однако, его нельзя назвать экономным, поскольку одноцилиндровый двигатель объемом в 2 литра потребляет целых 8 литров на 100 километров, а после износа поршневой системы составляет 10 литров. Тем не менее, в то время стоимость бензина была невысокой, поэтому и проблем с эксплуатацией не возникало.
Простота строения мотоцикла не требует особых знаний механика, ведь даже для снятия покрышки не требуется делать перебортовку. Достаточно просто открутить расположенные по кругу болты. Такого рода особенности мопеда, позволяют производить ремонт в любом месте, без специального оборудования. Что очень удобно, ведь ни для кого не секрет, как часто ломается советская техника. Однако при серьезных поломках двигателя и ходовой части, возникающих довольно часто, знания слесаря порой просто необходимы.
При необходимости, можно было выбрать мопед с наиболее подходящей комплектацией. Так были выпущены модели с дополнительным сидением для пассажира и модели с закрытым кузов.
Мотороллер Муравей, в настоящее время имеет много аналогов в азиатских странах. Загруженность дорог в Азии сделала грузовой мопед одной из самых популярных моделей для трудяг. Она позволяет без труда перемещаться в узких переулках и значительно сокращает время передвижения. Китайский аналог и оригинальные мотороллер Муравей хоть и не имеют значительных различий во внешнем виде, но разительно отличаются качеством.
Обслуживание и ремонт
Благодаря небольшому весу, этот мопед, при необходимости, можно «уложить на боковую» даже в одиночку. Также, учитывая то, что дисковые колеса Муравья состоят из 2-х стянутых болтами половин, заменить поврежденную шину довольно просто. Для соединения камеры и запасной покрышки необходимо разъединить части демонтированного колеса.
Ремонт мотороллера Муравей
Инструменты
Для того чтобы качественно отремонтировать советский мопед, потребуются следующие инструменты:
- двусторонние гаечные ключи (комплект), 4-22 миллиметра;
- отвертки — 3 шт. (большая, средняя, малая);
- молотки, 2 шт. (100 и 300 грамм);
- щипцы комбинированные;
- деревянная палочка;
- кусачки;
- плоскогубцы;
- торцовые ключи (4 шт.);
- бархатные напильники — 2 шт. (плоские).
Реинкарнация классического мотороллера «Муравей» — теперь с электродвигателем
Последнее время автомобильный мир старается максимально отказаться от привычного вида двигателей внутреннего сгорания в пользу электродвигателей. И в след за легковыми авто, производители мелкогрузового транспорта переходят на аккумуляторы, привлекая более низкой ценой, меньшим количеством человеко-часов для обслуживания и отсутствием привычного шума двигателя. Таким образом, я подвожу вас к сегодняшнему обзору на грузовой электротрицикл Rutrike Дукат 1500 на 1000W.
Немного о компании Rutrike. Команда RuTrike с 2010 года занимается разработкой, конструированием, производством и продажей средств передвижения на электрической тяге. С 2021 года, RuTrike запустили отдельное направление – грузовой коммерческий электротранспорт, а уже с 2021 года сборочная линия электрических трициклов RuTrike развёрнута в России. Вся линейка RuTrike соответствует российским стандартам качества. Т.е все то, что вы увидите ниже, соответствует российским стандартам.
Доставка электротрицикла осуществлялась транспортной компанией в полусобранном виде, обшитом листами МДФ. Фотографий комплекта поставки у меня не осталось, но кому интересно: переднее колесо, подкрылки, борта находятся отдельно от трицикла.
После разгрузки производим элементарную сборку всех узлов. Финальный вид электрического трицикла или «Муравья», как это принято в простонародье следующий:
Характеристики:
- Цвет: синий
- Гарантия: 12 месяцев
- Напряжение: 60V
- Бренд: RUTRIKE
- Тип аккумуляторных батарей: Тяговые GEL
- Время заряда батареи: 8-10 часов
- Эксплуатация: всесезонная
- Габариты: (мм) Д x Ш x В 2900 x 1110 x 1355
- Скорость: до 25 км/ч
- Пробег: до 80км
- Емкость аккумуляторной батареи: 32Ah в комплектацию не входит
- Мощность двигателя: 1000вт
- Тормоз передние: дисковый гидравлический
- Сухой Вес: 230кг
- Грузоподъемность: 750кг
- Тормоз задний: барабанный
- Пониженная передача: Есть
- Колесо переднее: 3,50-R12
- Колесо заднее: 4.00-R12
- Передняя подвеска: Гидравлические амортизаторы
- Задняя подвеска: Рессоры
- Размер грузового отсека: (мм) Д x Ш x В 1500 x 1000 x 450
- Дополнительное пассажирское место: есть
- Страна производства: Россия
При своих габаритах 290*111*135.5см Дукат 1500 является компактной моделью и позволяет эксплуатировать трицикл в узких улочках и дворах.
Внешний вид не претерпел кардинальных изменений в сравнении с советским трёхколёсным грузовым мотороллером Мураве́й. Важное отличие, это отсутствие бензинового двигателя под сиденьем.
Электротрицикл Rutrike Дукат 1500 в отличие от прообраза комплектуется гидравлической вилкой, а не передней подвеской рычажного типа. Поэтому только время покажет насколько это верное решение.
Передняя тормозная система — гидравлическая, в качестве суппорта выступает китайский JWL. Размер передних покрышек — R12*3.50.
Блок света расположен на привычном месте, чуть ниже двойной гудок и катафоты. В качестве источника света выступает линза со светодиодом, есть режимы ближнего и дальнего света. Сам свет синюшный и светит пучком по центру, так что сильно рассчитывать на хороший свет не приходится.
Вместо аналогового спидометра теперь имеется цифровая приборная панель с дисплеем. Если обратить внимание на левый верхний угол, то можно увидеть вариант трицикла с коробкой передачи (блок Gear), мой же вариант без коробки передач. По центру крупные цифры, отвечающие за текущую скорость, более мелкими обозначены заряд аккумулятора и напряжение батареи. Ниже приборной панели есть замок зажигания со стандартными 3-мя положениями.
Максимальная скорость ограничена 25 км/ч. При обычной эксплуатации крейсерская скорость у нас составляет порядка 10-12км/ч, при этом нет особой болтанки на дороге и появляется лучшая устойчивость при маневрах.
Управление стандартное:
- справа — газ, переключение направления движения (вперед/назад), тумблер режима скорости HML (High, Medium, Low). При включении заднего хода в хвостовой части загорается соответствующая лампа и начинает издаваться громкий методичный писк.
- слева — переключатель света, подача питания на эл.мотор, включение поворотников, гудок
Боковые зеркала не особо информативные, как бы я не старался их настроить. Проще повернуть корпус в пол оборота, и оценить масштабы воочию.
Для обслуживания гидравлических тормозов предусмотрен небольшой бачок, расположенный за правой рукояткой газа. При ТО рекомендуется заливать тормозную жидкость DOT3 или DOT4. Регламента по количеству моточасов не предусмотрено.
Водительское место довольно широкое и позволяет разместиться двум мужчинам стандартного телосложения. При этом педаль тормоза находится под правой ногой, тем самым создавая неудобства рядом сидящему пассажиру. Педаль тормоза тросиковая и отвечает за барабанную заднюю ось, тогда как за ручкой газа находится ручка переднего дискового тормоза.
Под правую руку в нижней части сиденья находится 2 рычага: верхний отвечает за пониженную передачу, нижний выступает в качестве ручника. Понижение передачи происходит в редукторе задней балки. Довольно удобная опция, если необходимо снизить скорость для преодоления препятствий.
Кто знаком с устройством классического Муравья, тот должен помнить, что сиденье водителя расположено прямо на моторе. Здесь же электротрицикл, а значит, место под пятой точкой водителя должно пустовать. Но какого было моё удивление, когда под сиденьем оказалось место под 3 крупных арбуза, среди которых затесался маленький контроллер заряда.
Однако электроника в Дукат 1500 выполнена на удивление топорно, а с другой стороны элементарно: разъем IEC 60320 для подключения штатного ЗУ, защитный однополюсный китайский автомат на 63А и контроллер заряда аналогичного производства.
Так как место под сиденьем довольно просторное, то производитель быстро сообразил, куда можно спрятать комплектное ЗУ. Его параметры — вход AC220V (380Вт), выход DC60V (360Вт). Полное время заряда 8-10 часов (по паспорту), мы же ставим трицикл заряжаться на всю ночь. Поэтому более точное время назвать трудно.
Закрываем крышку, которая по совместительству является сиденьем, и переходим к задней части трицикла. Кстати, сиденье выполнено из кож.зама. О ее качестве и долговечности пока судить так же сложно.
Как и классический Муравей, Дукат 1500 является грузовой техникой. Поэтому кузов имеет 3 откидных борта: два боковых и один фронтальный. В качестве площадки кузова предусмотрен рифленый лист железа 3мм толщиной. Размеры грузового отсека — 1500*1000*450мм. Данный трицикл используется для перевозки белья, мелкой и крупкой бытовой техники, благодаря просторному кузову и абсолютной тишине в работе.
Максимальная грузоподъемность составляет 750кг. Подобные веса мы не проверяли, но килограмм по 300 перевозили уже несколько раз и с включенной пониженной передачей заезжали в небольшую горку без особых проблем.
Если откидных бортов окажется мало, то всегда можно поднять весь кузов. Делается это элементарно и в одного человека. Подъемный механизм — безымянные газовые упоры.
Самое интересное кроется под кузовом, а именно тяговые гелевые батареи фирменного производства RuTrike. Сборка из 5 аккумуляторов напряжением 60V обеспечивает пробег до 80км на одном заряде. Фактический пробег нам пока не известен, так как за 8 часов рабочего дня успеваем выкатать только 1/3 часть и ставим трицикл на зарядку.
Что касаемо самих аккумулятором, то в комплект трицикла они не входят. На сайте производителя есть несколько вариантов сборок под разный пробег, поэтому конечный выбор идет под запросы заказчика. Ниже показан график разряда одного гелевого аккумулятора 6-EVF-55.
В качестве электромотора выступает тяговый бесщеточный двигатель на 1000 Ватт нового поколения, который не имеет заводской маркировки и каких-либо параметров. Одним инженерам RuTrike известно, что это за мотор.
Вал электродвигателя соединяется с редуктором в заднем мосту, туда же подходит тросик от рычага понижайки.
Для управления электромотором предусмотрен BMS контроллер, который установлен в непосредственной близости от эл.двигателя. Коммутация контроллера со сборкой АКБ и мотором происходит в черной коробочке расположенной рядом. И лучше бы я ее не открывал и не видел того хаоса, что там творится..
Теперь коротко о задней подвеске и тут все довольно банально, так как представлена она обычными рессорами. При пустом кузове задняя часть так и норовит прыгать при движении, если загрузить кузов проблема уходит. Как и прообраз, Дукат 1500 любит крениться при резких поворотах.
Заднее колесо незначительно отличается от переднего и имеет параметры R12*4.00. Колесо пневматическое, протектор всесезонный.
Из интересных моментов в трицикле, которые я не отметил ранее — это возможность регулировки стояночного тормоза. При базовой настройке педаль тормоза валкая и не особо информативная.
Так же есть дополнительное место в кузове, выполненное в виде спинки водителя, которая может откидываться в кузов и принимать форму лавки. Данная возможность позволяет перевозить 2-х взрослых людей в кузове сидя на ней.
В работе грузовой трицикл выручает постоянно, если раньше приходилось гонять по территории старый УАЗ Буханку, то теперь это можно передвигаться вблизи жилых корпусов и не бояться помешать громким ревом мотора. Размера грузового отсека хватает для перевозки крупногабаритного груза, например наружные блоки кондиционеров от чиллеров-фанкоилов отлично помещаются в кузов вместе с двумя грузчиками.
Поэтому уход от привычных бензиновых моторов к электрическим в масштабах гостиниц, санаториев и даже цехов, является вполне рациональным решением. Особенно если перевести затраты на топливо и сравнить с потраченной электроэнергией при заряде трицикла.
Что до самого электротрицикла Rutrike Дукат 1500, то выполнен он в целом неплохо, но поставить твердую пятерку за реализацию и подгонку всех деталей, рука не поворачивается.
Что собой представляет модель
Мотоцикл Муравей отличается надежным металлическим трайком, сделанным в форме платформы с задним бортом. При этом такой прицеп достаточно большой, так что в него поместится много различных предметов. Транспортное средство широко используется для транспортирования:
- саженцев;
- стройматериалов;
- удобрений;
- пчелиных ульев и т. д.
С другой стороны, мото Муравей достаточно маневренный и неприхотливый. Радиус поворота байка достигает 3,5 м. В гараже транспортное средство занимает не так уж и много места.
В зимнее время года в мопед Муравей следует заливать смесь моторного масла и 76 бензина. Летом он ездит на горючем марки М8В.
Несколько слов о прицепе
Изготовление трайка можно провести и своими руками. О вместительности кузова говорят фото мотороллера Муравей. Стандартный прицеп состоит из:
- колясочной рамы;
- Г-образного стального кронштейна;
- двух хомутов;
- трубчатых подкосов.
Также будет интересно: Иж Планета Спорт — эксклюзивный мотоцикл из СССР
Во время работы над трайком очень важно сделать так, чтобы оболочка прицепа не соприкасалась с кронштейном. Для повышения жесткости кузова можно приварить стальную косынку. Кроме того, важно сделать самодельный трайк с открывающимся и снимающимся задним бортом. Бока и днище обшиваются досками. Дополнительно прицеп оснащают свето-техникой (габариты, стоп-сигнал, поворотники).
Небольшой итог
Итак, мопед Муравей – это настоящая советская классика. На момент выпуска данное транспортное средство было одним из лучших вариантов в плане цены/качества. И сейчас такой байк демонстрирует неплохие технические параметры. Но, поскольку мотоцикл давно не модернизировался, расход топлива у него очень большой.
Таким образом, содержание такой рабочей лошадки обойдется в большую сумму, так что байк больше подойдет любителям раритетных моделей, нежели для людей, которые ищут транспорт для ежедневной эксплуатации.
Видеообзор мотороллера Муравей:
Характеристики двигателя
По сути двигатель сам по себе неплох: в меру надежен, прост, ремонтнопригоден и не прихотлив. Если бы не его крайне не надежный и капризный диностартер, который по старой “доброй” колхозной традиции принято упразднять и ставить магнето
- Тип — двухтактный, одноцилиндровый с трехканальной продувкой
- Охлаждение — воздушное, принудительное от вентилятора
- Диаметр цилиндра — 62 мм
- Ход поршня — 66 мм
- Рабочий объем — 199 см
- Степень сжатия — 7,6 кг/см
- Мощность — 13 л. с./9,6 кВт при 5200 об/мин
- Карбюратор — К62Г
Самым большим преимуществом «Муравья» перед другими двухтактными советскими чахотками был его вместительный и очень удобный кузов и наличие задней передачи.