Евгений Бобрышев: мое главное «хобби» очень мешает мотогонкам


На старт!

Евгений родился в городке Кондрово Калужской области в 1987 году. Появись на свет он в другом небольшом райцентре, о карьере профессионального спортсмена можно было только мечтать, но в этом случае все сложилось крайне удачно. По-настоящему огромную роль в жизни будущей звезды мотокросса сыграл отец – известный советский мотогонщик Евгений Бобрышев-старший, который не только с самых ранних лет направлял и поддерживал сына, но и собственноручно сконструировал трассу в родном Кондрово и участвовал в организации местных этапов соревнований.

Бобрышев-младший оказался за рулем своего первого мотоцикла уже в 7-летнем возрасте. Видя, насколько новое увлечение понравилось сыну, отец решил развивать его потенциал всеми доступными способами. В частности, настоящим началом мотоциклетной карьеры молодого гонщика можно считать небольшие областные соревнования по мотокроссу, в которых он не раз занимал первое место.

Вслед за локальными полулюбительскими соревнованиями последовали крупные и официальные – Чемпионат России по мотокроссу. Впервые его победителем молодой спортсмен стал уже в 1999 году. Затем – в 2000 и еще раз в 2001. Все три победы Женя одержал в «мальчишеском» классе 85 см3.

Россией список соревнований юного кроссмена не ограничился. Благодаря проекту «ЮКОС-мотоспорт», поддерживающему молодых перспективных мотогонщиков, ему удалось принять участие в зарубежных гонках. Например, уже в 2002 году Женя попробовал свои силы в Чемпионате Мира по мотокроссу, прошедшем в Австрии. И пусть серьезных успехов он не добился – по итогам двух заездов ему не удалось подняться выше 6 строчки – само участие в соревновании подобного масштаба принесло ценный опыт.

Как впоследствии признавался Евгений, в детстве и юношестве при участии в российских соревнованиях различного масштаба ему даже не приходилось много тренироваться – можно было легко оказаться победителем абсолютно не уделяя времени предварительной подготовке. Причина этому – относительно небольшая конкуренция, особенно среди молодых гонщиков. Кто-то может расценивать подобное стечение обстоятельств как преимущество и залог легкой победы, но для спортсмена, желающего добиться существенных результатов на мировом уровне, без борьбы с сильнейшими конкурентами и, соответственно, тяжелых тренировок обойтись попросту нельзя, что и доказало первое участие в событии мирового масштаба.

Евгений Бобрышев: мое главное «хобби» очень мешает мотогонкам

Чуть более месяца назад завершился чемпионат мира по мотокроссу в самом престижном классе – МХGP. Лучший российский кроссмен Евгений Бобрышев занял место в Топ-5, чуть отступив с прошлогодней «бронзовой» позиции. Однако сам спортсмен считает нынешний сезон успешным.

Наш разговор с Евгением состоялся всего через несколько дней после его двухнедельного отпуска, который он провел в родном городке Кондрово в Калужской области. Сейчас Евгений находится дома в Голландии, где проводит весь год, за исключением дней, а то и недель путешествий по этапам чемпионата мира.

Пока нагрузки в подготовительной работе к стартам будущего года не так велики. Но совсем скоро ритм жизни спортсмена резко изменится: физические тренировки станут более частыми и жесткими, и пойдет интенсивная работа с новым мотоциклом 2021 года, который для него готовит его команда «Хонда».

— Евгений, во время гонок сильно скучаете по дому и родным?

— Я перебрался в Голландию, когда мне было 18 лет. То есть уже больше 10 лет я живу вдали от родных. Поначалу хотел летать к родителям каждый свободный день, когда была возможность, но это стоило мне сил, а в профессиональной деятельности надо следовать режиму. Было тяжело одному. Сейчас у меня своя семья — жена и трехлетняя дочь, которые везде меня сопровождают и, откровенно сказать, помогают.

— Мы наслышаны о Вашем родном городке, где существует едва ли не самая лучшая в России трасса для мотокросса. К которой, кажется, приложил руку Ваш отец – Евгений Бобрышев-старший…

— Отец сам был и остается фанатом мотогонок, и всех вокруг умеет заразить этой страстью. Благодаря ему и я в 7 лет сел за руль мотоцикла, да так увлекся, что это стало делом моей жизни. Сейчас не мыслю себя без мотокросса и, знаете, даже будучи мальчишкой никогда не думал ни о чем другом. Соседские парни играли в футбол, катались на великах, плавали, а я «подсел» на мотоциклы. За что благодарен отцу.

— Отец же Вас и в высший свет мотокросса вывел?

— Да, после того, как я на областном и республиканском уровне много чего повыигрывал, а потом стал и одним из лучших в стране, папа сказал: надо ехать в Европу. Надо признать, что в России соревнования по мотокроссу обставлены довольно скромно, сильных соперников немного, а без них выйти на высший уровень невозможно. Так я оказался в Бельгии, в своей первой европейской команде.

— И вот в прошлом сезоне Вы добились самого большого пока успеха в карьере – 3-е место в мире. Сезон-2015, наверное, считаете самым успешным в карьере?

— Безусловно, тот успех стоит особняком. Но мне грех жаловаться и на итоги нынешнего сезона. Да, в его середине случилась очередная травма и пришлось «притормозить»: я ездил на обезболивающем. Не все гонки после повреждения провел на своем уровне и именно тогда потерял шансы на попадание в тройку сильнейших. И все же 2021 года, как и предыдущий, отношу к успешным, потому что одна травма за сезон – это и не травма вовсе. Бывало и хуже…

— Вы про 2014 год?

— И 2014-й, и 2013 год были в этом смысле не слишком удачные, 13-й в этом смысле оставил один сплошной психологический негатив… У нас ведь вид спорта контактный и даже после не слишком серьезной травмы вернуться на свой уровень крайне сложно. А у меня два года кряду случались серьезные повреждения: травма ноги, потом второй, болела спина. А уровень конкуренции в МХGP такой, что даже ушиб может снизить концентрацию внимания, потенциал гонщика, а значит — скорость. Здесь каждый раз надо быть готовым на все 100%. Есть трассы, где камни летят из-под колес конкурентов в шлем, в грудь, по рукам, где нет защиты. Из гонки ты выходишь, словно из боя…

— И какие трассы в этом смысле самые «нехорошие»?

— Трасса Кубка мира в Чехии, еще одна – на севере Италии. Там очень опасно ездить, камни, сложный рельеф, много узких мест… Впрочем, жаловаться не приходится: все в равных условиях, каждый раз надо доказывать, что ты лучше других – иного пути нет. Я, кстати, не очень люблю трассу Гран-при Германии, она мне не подходит по рельефу, как говорится, это «не моя трасса». И, тем не менее, именно там я одержал первую победу в чемпионате мира. Парадокс…

— Наверное, кроме рельефа, на гонщиков сильно влияют погодные условия в некоторых странах – жаркий климат, влажность… Как в Бразилии, например…

— Если говорить про бразильскую погоду, то там рай по сравнению с Таиландом и Индонезией. Вот где реальные проблемы с температурой воздуха, давлением и влажностью. Пожалуй, именно эти две гонки – самые сложные по климатическим условиям…

— Если Вы сказали о нелюбимых трассах, то следует, наверное, отметить и те Гран-при, где Вам комфортнее всего соревноваться?

— Несмотря на сложности местного рельефа и почвы, мне нравится кататься в Чехии, люблю трассы в Латвии и в Бразилии. В следующем сезоне этап чемпионата примет российский Сочи. Хочется и там проехать удачно.

— Про трассы поговорили. Можно спросить про коллег по ремеслу? С ними как отношения складываются?

— Люди разные в кроссе, как, наверное, и везде. Есть в чемпионате пара-тройка человек, которые очень жесткие, я бы сказал – жестокие, на грани подлости. Называть не хочу, но с ними в разведку я бы не пошел (улыбается). Но в принципе все очень понятно: мы все друг другу конкуренты, каждый хочет занять место выше, отсюда и появляются разного рода «хитрости»…

— Но неужели в мотокроссе нет таких, кто живет по старому олимпийскому принципу: главное не победа, а участие?

— Ну почему же, правила чемпионата довольно демократичные, для того, чтобы заявиться, нужно выполнить несколько не слишком сложных действий, в частности, заплатить взнос, это что-то около 1000 евро… И, например, в Бразилии бывает, что на трассе вместе с участниками заводских команд едут многочисленные любители, мы их называем «хобисты». Он вышел на старт и этим счастлив. Бывает, что за круг я его догоняю дважды, естественно, это очень мешает, когда надо прибавить и обогнать. Но это, наверное, и есть то самое «главное – участие»… (улыбается).

— Для того, чтобы держать себя в форме на протяжении 18 этапов чемпионата и более 10 месяцев непрерывных гонок, наверное, приходится во многом себе отказывать?

— Да, и самая большая проблема – это диета, сгонка веса в ситуации, когда «перебрал» килограммов… Я человек немаленький – 180 см роста и около 80 кг веса, а лишние килограммы в моем спорте ни к чему. И, поскольку мое главное хобби вне мотоспорта – вкусно поесть, то сбросить один-два килограмма для меня довольно сложно (смеется). Вот и приходиться придерживаться спортивных диет.

— Получается, тем, кто меньше весит и в седле мотоцикла легче?

— Конечно, у нас, как у жокеев, чем меньше вес – тем легче «лошади». Конечно, техника сейчас такая, что разница в 3-4 кг между гонщиками не имеет существенного значения для мотоцикла. Но есть ведь и те, кто весит и 70, и 65 килограмм. А это – уже преимущество.

— Приходится компенсировать другим? Чем?

— Ну, одним помогает малый вес, других выручает манера езды. Признаюсь, что я сам сторонник агрессивного стиля поведения на трассе, можно сказать, «наглый», но в хорошем смысле этого слова. Ну, и без должных физических кондиций в седло лучше не садиться. Немногие знают, что у нас в этом смысле один из самых трудных видов спорта. А кроссмену необходимы и хорошая растяжка, и баланс, и выносливость. Поэтому самое трудное в нашем режиме: втянуться в работу в начале сезона – то есть, как раз сейчас, в конце осени – начале зимы. Мы тренируемся по семь часов, а ведь в молодости в России из-за отсутствия конкуренции я мог месяц вообще не ездить, а потом приехать на соревнования и легко победить.

— Но ведь, насколько известно, заезды в мотокроссе не слишком длинные – полчаса или чуть больше? На таком временном расстоянии какие могут возникнуть проблемы?

— Заезд длится примерно 35 минут, но главное в нем – верно распределить силы. Нельзя спешить после старта — обязательно сбавишь в конце. Надо много работать головой, но в условиях гонки, когда тебе мозг туманит адреналин — это крайне сложно. К мотокроссу в полной мере подходит утверждение: опыт – дело наживное.

— Вам 13 ноября исполнилось 29 лет. Это пик карьеры? Или можно соревноваться и в более зрелом возрасте?

— Есть гонщики, которые и в 35, и в 36 лет выглядят ничуть не хуже более молодых конкурентов. И я примерно этими цифрами определяю срок окончания карьеры. Но все-таки каждый топ-пилот – явление уникальное и никаких общих рецептов применительно к гонщикам экстра-класса не существует. Если говорить обо мне, то я пока еще не наездился, у меня еще есть желания в этом смысле.

— Что Вы любите помимо мотоцикла? О своем главном хобби – вкусно поесть, — Вы сказали. Чем еще балуете себя в редкие минуты свободного времени?

— От классических хобби русских мужчин – рыбалки и охоты, — я в принципе далек. Впрочем, с удочкой посидеть люблю, но без фанатизма. А вот все, что связано с техникой мне небезразлично. Я люблю и кольцевые мотогонки, и картинг, очень мне нравятся забавы такого рода на воде: гидроциклы, например, или, особенно, флайборд.

— Ваш отец дал Вам путевку в жизнь, посадив на мотоцикл. А в каком виде спорта Вы видите свою дочь?

— Ну, мотоциклистом она точно не будет (смеется). В феврале Эве исполнится 4 года и по голландским законам она должна будет пойти в начальную школу. Так что образование сейчас выходит на первый план. Но она очень активный ребенок и ей просто необходимы физические нагрузки, чтобы сжигать энергию. Так что мы посещаем курсы плавания и спортивные танцы. Стоит сказать, что по воскресеньям, когда мы не на гонке, едем в соседний большой город, где есть русская школа, там дети танцуют и поют в хоре. Я думаю, Эва подрастёт — выберет сама любимое спортивное занятие, а мы с женой, естественно, ей поможем.

Внезапная рокировка

За серией отечественных побед и зарубежных неудач, которые, тем не менее, показали талант юного кроссмена, последовала достаточно неожиданная рокировка. В 2003 году по решению руководства «ЮКОС-мотоспорт» Евгений Бобрышев пересел с легкого кроссового мотоцикла на более мощный шоссейный для того, чтобы представлять команду в Чемпионате России по ШКМГ в классе 125 см3 (SS400). Несмотря на то, что между мотокроссом и шоссейно-кольцевыми гонками общего достаточно мало, Жене и здесь удалось показать свой талант: уже в первом этапе он выбился в лидеры, а затем и окончательно доказал мастерство, став победителем всего Чемпионата. К слову, благодаря его стараниям победу практически с двойным отрывом одержала в командном зачете и «ЮКОС-мотоспорт».

На удивление, громкая победа не заставила спортсмена отвернуться от ставшего уже родным мотокросса. Из-за отсутствия хорошей тренировочной базы в России, общего низкого уровня развития ШКМГ в стране и настоящей любви к тяжелым условиям кроссовых заездов он решил отказаться от дальнейшего развития в направлении шоссейных гонок.

Обратно на родное бездорожье

Немалую роль в этом решении сыграл и переезд в Нидерланды, случившийся в 2005 году, который позволил Евгению выйти на новый уровень в ставшем уже родным мотокроссе – в том же году он принял участие в Чемпионате Европы в классе EMX2.

К сожалению, на победу он даже не претендовал и в итоге занял лишь 18 позицию – сказался недостаток тренировок. Впрочем, подобную неудачу едва ли стоит расценивать как серьезное поражение. Наоборот, серьезный вызов заставил Евгения еще больше работать над собой и в следующем году вновь выйти на трассу Чемпионата Европы. Впрочем, и эта попытка не стала триумфом и принесла лишь 12 место в итоговом зачете.

2007 год оказался достаточно неоднозначным для карьеры Бобрышева. С одной стороны, он принес очередную безоговорочную победу в список достижений спортсмена. Ей стало золото в Чемпионате России по мотокроссу в классе 125 см3. А с другой – в этом году Евгений не участвовал в состязании с сильнейшими гонщиками Европы. Возможно именно последний момент оказался причиной того, что в следующем году, уже на Чемпионате Мира в классе MX2, ему далось лишь 24 место. Впрочем, спортсмен сдаваться явно не планировал, и также принял участие во втором по значимости в мотокроссовом мире соревновании – знаменитом «Мотокроссе Наций». В его В-финале он занял 3 место. К слову на момент состязания он уже перестал быть гонщиком-одиночкой и стал частью голландской профессиональной мотокоманды Yamaha Van Beers Racing.

2009 для него выдался насыщенным. Во-первых, Евгений вновь принял участие в Чемпионате России по мотокроссу, причем уже в следующем классе – 250 см3. И это событие вновь принесло ему победу. Во-вторых, внушительных результатов ему удалось добиться и в условно родном Чемпионате Голандии – здесь кроссмен забрал серебро. Ну и, наконец, в-третьих, вместе с командой он вновь принял участие в ЧМ, но занял только 20 место.

Новый поворот

В 2010 году российско-голландского гонщика заметило руководство мотокоманды более высокого уровня CAS Honda, имеющей заводскую поддержку знаменитого японского бренда. Вместе с ней Евгению удалось перешагнуть в следующий, теперь уже премьер-класс, MX1. Поддержка новой команды практически мгновенно принесла плоды: по итогам года Бобрышев вошел в ТОП-10 ЧМ MX1. Как результат – официальное приглашение в – Honda World Motocross (она де Team HRC). Именно сотрудничество с ней позволило ему добиться наивысших результатов:

  • Занять 10 место в ЧМ по мотокроссу в классе MX1 в 2010 году. Также в этом же году Евгений стал чемпионом Великобритании, но уже в личном заезде.
  • 4 место в ЧМ (класс MX1) в 2011.
  • 9 место в ЧМ в 2012. В том же году Бобрышев вновь вернулся домой с золотым призом Чемпионата России по мотокроссу в классе 250 см3.
  • 8 место в ЧМ в 2013.
  • 14 место в ЧМ в классе MXGP в 2014.
  • 3 место в ЧМ (MXGP) в 2015. Это достижение принесло спортсмену звание Мастера спорта международного класса, поскольку до него в последний раз в тройке лидеров в состязании мирового масштаба удалось занять лишь советскому гонщику Владимиру Кавинову. Это было в 1979 году.
  • 5 место в ЧМ в 2021 и в 2021 годах в классе MXGP.

После завершения Чемпионата Мира по мотокроссу 2021 года сотрудничество Team HRC с Евгением внезапно прекратилось. Вполне возможно, что строгое и расчетливое японское руководство оказалось недовольно его успехами. Впрочем, без поддержки спортсмен не остался – его пригласили в BOS GP – частную команду из Франции, также участвующую в MXGP. Более того, цель ее участия в престижном чемпионате оказалась весьма неожиданной – так производитель подвесок и амортизаторов, являвшийся основателем мотокоманды, решил испытать свои наработки «в поле».

Вместе с новыми соратниками в 2021 году Евгений Бобрышев вновь стал Чемпионом Великобритании по мотокроссу в классе MX1. В 2019 контракт с ним был продлен, но уже 12 января гонщик упал во время тренировки и сильно повредил правую кисть. Из-за этого он был вынужден пропустить ряд соревнований и даже после возвращения выступать далеко не в полную силу. И словно в подтверждение тому, что возвращаться на трассу ему еще рано, первый же заезд квалификации MXGPRussia обернулся для него новой травмой – в результате падения он получил закрытый перелом голени правой ноги и выбыл из соревнований до конца сезона.

Как бы то ни было, сейчас Евгений вернулся в седло. В самом конце прошлого года он подписал контракт с новой командой – PAR Homes RFX Racing, вместе с которой в 2021 планировал снова принять участие в Чемпионатах Мира и Великобритании, сильно «задерживающихся» в свете последних событий. Как бы то ни было, Бобрышев не планирует останавливаться на достигнутом и обязательно вернется на европейские трассы после завершения пандемии.

Отрывок, характеризующий Бобрышев, Евгений Евгеньевич

– Но это всё таки не значит, чтобы кампания была кончена, – сказал князь Андрей. – А я думаю, что кончена. И так думают большие колпаки здесь, но не смеют сказать этого. Будет то, что я говорил в начале кампании, что не ваша echauffouree de Durenstein, [дюренштейнская стычка,] вообще не порох решит дело, а те, кто его выдумали, – сказал Билибин, повторяя одно из своих mots [словечек], распуская кожу на лбу и приостанавливаясь. – Вопрос только в том, что скажет берлинское свидание императора Александра с прусским королем. Ежели Пруссия вступит в союз, on forcera la main a l’Autriche, [принудят Австрию,] и будет война. Ежели же нет, то дело только в том, чтоб условиться, где составлять первоначальные статьи нового Саmро Formio. [Кампо Формио.] – Но что за необычайная гениальность! – вдруг вскрикнул князь Андрей, сжимая свою маленькую руку и ударяя ею по столу. – И что за счастие этому человеку! – Buonaparte? [Буонапарте?] – вопросительно сказал Билибин, морща лоб и этим давая чувствовать, что сейчас будет un mot [словечко]. – Bu onaparte? – сказал он, ударяя особенно на u . – Я думаю, однако, что теперь, когда он предписывает законы Австрии из Шенбрунна, il faut lui faire grace de l’u . [надо его избавить от и.] Я решительно делаю нововведение и называю его Bonaparte tout court [просто Бонапарт]. – Нет, без шуток, – сказал князь Андрей, – неужели вы думаете,что кампания кончена? – Я вот что думаю. Австрия осталась в дурах, а она к этому не привыкла. И она отплатит. А в дурах она осталась оттого, что, во первых, провинции разорены (on dit, le православное est terrible pour le pillage), [говорят, что православное ужасно по части грабежей,] армия разбита, столица взята, и всё это pour les beaux yeux du [ради прекрасных глаз,] Сардинское величество. И потому – entre nous, mon cher [между нами, мой милый] – я чутьем слышу, что нас обманывают, я чутьем слышу сношения с Францией и проекты мира, тайного мира, отдельно заключенного.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]