В январе 1978 года с конвейера тульского завода им. Рябикова сошел новый мотороллер «Тулица» (фото ниже).
Правда, новым его можно назвать только номинально, по сути, это была модернизированная модель «Туриста-М». Даже внешне их различить довольно сложно: дополнительные боковые жалюзи охлаждения двигателя и педаль кик-стартера, которая теперь располагалась снаружи, – вот, пожалуй, вся разница. Что же касается «внутренних» преобразований, то они в машине были действительно существенными.
Общие данные
База мотороллера, мм – 1400 Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм – не менее 125 Габаритные размеры мотороллера, мм Длина = 2080 Ширина по рулю с зеркалом, — не более 950 Высота – 1200 Вес (сухой), кг – не более 140 Максимальная нагрузка (включая водителя), кг – 170 Максимальная скорость, км/ч – не менее 97 Путь торможения с полной нагрузкой при движении со скоростью 30 км/ч, м – не более 7,0 Расход горючего на 100 км при движении со скоростью 45 – 50 км/час по шоссе, л – не более 3,2 со скоростью 73 км/час, — не более 4,5.
Вернутся в содержание — ↑
Новое сцепление
Наряду с обновленным двигателем, мотороллер «Тулица» приобрел и усовершенствованное сцепление: старый четырехдисковый вариант был заменен на шестидисковый. Благодаря дополнительной паре дисков, а также встроенному в конструкцию демпферу, который соединял ведомую звезду цепи с ведущим барабаном, значительно возросла его общая надежность и долговечность.
Стоит отметить, что усовершенствованное сцепление при условии комплектации новой крышкой можно было установить и на старые модели мотороллеров из серии Т-200.
Двигатель
Число цилиндров – 1 Диаметр цилиндра, мм — 62 Ход поршня, мм – 68 Степень сжатия – 66 Рабочий объем цилиндра, см³ — 199 Максимальная мощность двигателя При 5200 – 5800 об/мин коленвала, л. с. – не менее 14 Максимальный крутящийся момент при 4900 – 5500 об/мин, кгс•м – 1,6 Система смазки – совместно с топливом Система зажигания – батарейная Карбюратор типа – КА-36Ф или К-62Г Применяемое топливо – смесь бензина А76 и масла М-8В или М-63/10Г1 или масла МС-20 Воздухофильтр – инерционно масляный Охлаждение – принудительное от вентилятора Система запуска: при постоянном токе – династартером или кикстартером
Вернутся в содержание — ↑
Описание
Производство мотороллера было начато в далеком 1979 году, на заводе имени В.М. Рябикова. Данная модель «пришла» на замену «Туристу-М». Внешний вид во многом напоминает «старшего товарища». Но, отличия все же есть. Перечислим их: наружное расположение кик-стартера, предусмотренные отверстия на корпусе, для вентиляции внутреннего пространства. Чтобы поближе ознакомиться с техникой, рекомендуется просмотреть фото мотороллера «Тулица».
В плане технических характеристик мотороллер прибавил. Таким образом, производительный элемент вырабатывает на 2 единицы мощности больше, чем «Турист-М2». Увеличенная мощность стала результатом усовершенствованной продувки цилиндра, а также степеням его сжатия. Для лучшего теплового режима, на новой модели был установлен новый цилиндр, поменяли расположение свечи на центральное. Крепеж цилиндра осуществлен на 4-х длинных шпильках.
Большая мощность оставила прежним расход топлива. То есть на экономичности это никак не сказалось. На поршне размещено три кольца (на «Туристе-М» 2 кольца). На смену роликового подшипника в шатуне пришел игольчатый.
На данной модели не обошлось без изменений в раме. «Тулица» оборудована гораздо прочнее силовой рамой. Это было достигнуто вследствие установки новой боковой поперечины, усиленных косынок. Модернизировалась опора двигателя, расположенная сзади.
Силовая передача (трансмиссия)
Сцепление – демпферное, многодисковое в масляной ванне Коробка передач – 4-ступенчатая Переключение передач – ножное Передаточное число от двигателя к коробке передач – 2,353 Передача от двигателя на сцепление – цепь типа ПВ-9, 525–1200 ГОСТ 13568=75 50 звеньев Передача от коробки передач на заднее колесо – цепь типа ПР-12,7 1820-2 ГОСТ звеньев Передаточное отношение – 2,235 Общие передаточные числа коробки передач: На первой передаче – 3,000 На второй — 1,644 На третьей — 1,235 На четвертой — 0,900 Общие передаточные числа от двигателя к заднему колесу: На первой передаче – 15,777 На второй — 8,646 На третьей — 6,495 На четвертой -4,733
Вернутся в содержание — ↑
Где приобрести «Тулицу»?
После 1995 года «ТУЛАМАШ» полностью прекратил выпуск ранее разработанной мототехники, перейдя на другой вид продукции. Однако у любителей двухколесных раритетов есть еще возможность приобрести мотороллер «Тулица». «Авито» – интернет-сайт, где частные лица размещают объявления о продаже различных товаров, — на сегодняшний день предлагает довольно большой выбор этих машин. Цена на модель зависит от ее внешнего вида и общего технического состояния. Там же при необходимости можно приобрести и запчасти на этот транспорт.
Словом, если хочется иметь «Тулицу» у себя в гараже, то все зависит от желания и финансовых возможностей.
Ходовая часть
Рама — трубчатая сварная Подвеска переднего колеса – длиннорычажная с пружинно – гидравлическими амортизаторами Подвеска заднего колеса – рычажная с пружинно – гидравлическими амортизаторами, унифицированными с амортизаторами передний подвески (кроме пружин) Колеса – разъемные, шины с ободами взаимозаменяемы Тормоза — колодочные диаметром 150 мм Размер шин, дюймы – 4,00-10 Давление в шина, кГс/см² : Без пассажира Переднего колеса – 1 Заднего колеса — 1,5 С пассажиром Переднего колеса – 1,2 Заднего колеса — 2,5
Вернутся в содержание — ↑
Другие изменения в конструкции «Тулицы»
Одним из недостатков ранее выпускаемых тульских машин была не очень прочная рама. Проектируя мотороллер «Тулица», этот момент конструкторы попытались исправить, усилив ее еще одной трубчатой поперечиной и двумя косынками.
Кроме того, поменяла свое место и боковая подставка, «перекочевав» с правой стороны на левую.
Коснулись преобразования и глушителя, теперь он был закреплен в двух местах через специальные резиновые прокладки, что значительно уменьшило уровень шума и повысило его ресурс.
Не обошлось без преобразований и в колесах: их ступицы были объединены с тормозными барабанами, изготовленными из сплава алюминия, применение которого снизило массу колеса и ускорило теплоотдачу. Благодаря этому процесс торможения стал эффективнее.
Обод остался по-прежнему разъемным, только теперь к барабану он крепился шестью болтами, а не четырьмя, как ранее.
Чтобы обеспечить более надежную подачу топлива, бак «Тулицы» оснастили простейшей системой наддува, благодаря которой в емкости с горючим создавалось избыточное давление, и бензин уже под напором подавался в карбюратор.
Электрооборудование
Источник электроэнергии – аккумуляторная батарея 6МТС9 12В Катушка зажигания — Б51 Династартер – ДС-1А, мощность 87,5 Вт Реле-регулятор – РР121 Включатель зажигания – ВК330-Б Переключатель указателей поворота – П201 Переключатель света с кнопкой сигнала – П25-А Включатель – ВК26-А2 Сигнал — С205Б Фара (оптический элемент) – ФГ50-Г с лампами А12-50+40 и А12-1,5 или А12-1 Конденсатор — К42-18-9 Задний фонарь со стоп-сигналом, лампы – А12-1, А12-21 Указатели поворотов, лампы – А12-21 Включатель стоп-сигнала –ВК854 Спидометр СП-131 Свеча зажигания – А17В Переносная лампа – А12-1 Прерыватель света РС57-В
Вернутся в содержание — ↑
Данные для регулировок
Владельцу Тулицы следует запомнить или записать следующие данные:
- между контактами прерывателя зазор должен быть в диапазоне от 0,4 до 0,7 мм;
- между электродами свечей зажигания зазор следует поддерживать в пределах от 0,5 до 0,6 мм;
- показатели свободного хода рычага сцепления варьируются от 5 до 20 мм;
- параметры свободного хода рычага, но уже ручного тормоза, будет от 5 до 15 мм;
- для свободного хода рычага ножного тормоза данные составляют 5-15 мм;
- при выставлении зажигания показатели опережения до верхней мёртвой точки будут 3,2-2,8 мм;
- на заднем колесе стрела провиса цепи привода должна составлять 15-25 мм.
Опираясь на эти параметры и данные, каждый владелец Тулицы сможет своими руками выставить основные настройки и обеспечить эффективную работу всего мотороллера.
Технические характеристики
У последователя «Туриста-М» был более мощный двигатель. «Тулица» стала мощнее на две лошадиных силы. И опять, как и в случае с предыдущей моделью, такого параметра удалось достичь благодаря повышению степени сжатия от 7.8 до 9.3.
Увеличению мощности двигателя способствовала и трехканальная, более совершенная продувка в цилиндре. Но повышение этой технической характеристики приводило к повышенным тепловым нагрузкам. Для того чтобы сохранить нормальный режим работы, мотороллер «Тулица» получил новую головку цилиндра, имеющую развитые боковые ребра, и центральное расположение свечи.
Интересно, что увеличение и степени сжатия, и соответственно, мощности не повлияло на топливную экономичность и не потребовало перехода на более высокооктановую марку бензина. Мотороллер «Тулица» по-прежнему работал на АИ-76. Его вместо роликового стал игольчатым. Тем самым конструктивно была повышена вдвое долговечность коленчатого вала. В результате двигатель мотороллера «Тулица», обозначающийся в техпаспорте как «Т-200А», получил мощность от четырнадцати до шестнадцати лошадиных сил.
Сцепление тоже изменилось в лучшую сторону. Благодаря дополнительной паре дисков — ведущего и ведомого, а также встроенному демпферу оно стало надежнее. Конструкторы также смогли сделать раму у мотороллера «Тулица» несколько жестче, чем у предшественника.
Боковая подставка, исходя из недовольств пользователей, была перенесена с правой стороны на левую. Глушитель на мотороллере «Тулица» стал крепиться к кузову в двух точках с помощью резиновых прокладок. Тем самым был ощутимо снижен шум и повышена его долговечность.
В январе 1978 года с конвейера тульского завода им. Рябикова сошел новый мотороллер «Тулица» (фото ниже).
Правда, новым его можно назвать только номинально, по сути, это была модернизированная модель «Туриста-М». Даже внешне их различить довольно сложно: дополнительные боковые жалюзи охлаждения двигателя и педаль кик-стартера, которая теперь располагалась снаружи, — вот, пожалуй, вся разница. Что же касается «внутренних» преобразований, то они в машине были действительно существенными.
Линейка ТМЗ
Между тем в СССР мотороллеры были невероятно популярны у населения, почти так же, как и мопеды. Советской промышленности было чем гордиться. Многие крупные машиностроительные заводы выпускали мотороллеры. В одной только Туле их производилось до ста тысяч в год. «Турист», «Тулица», «Муравей» — это только серийные модели, а ведь еще было больше сотни экспериментальных, начиная с мотороллера типа амфибии и заканчивая скутером под названием «Дракон». Кстати, последний мало чем отличался от современных аналогов, за исключением двухтактного двигателя.
«Турист»
Мотороллер под таким гордым названием производился на Тульском заводе со второй половины шестидесятых годов прошлого века. По замыслу создателей, он был сделан для свободного перемещения по бескрайним просторам Союза. Авторы, базируясь на предыдущих Т-200 и Т-200М моделях, создали отличную от предшественников по дизайну серию. Технически «Турист» — мотороллер, ставший заметным прорывом в машиностроении. Он заметно отличался от предыдущих аналогов.
Конструкторское бюро, которому была поручена разработка «Туриста», проделало огромную работу по усовершенствованию многих технических недостатков выпускаемых на Тульском заводе малых транспортных средств.
У новой модели был несущий капот, который позволил отказаться в задней части мотороллера от габаритного трубчатого подрамника. А его новая рычажная толкающего типа вилка обеспечивала неплохую управляемость. Как свидетельствуют отзывы, этот мотороллер, наряду с новшествами, имел и несколько недостатков. Но в целом «Турист» — вполне комфортный и надежный. Более того, на проходившем в 1967 году Всесоюзном мотоциклетном соревновании в номинации «первенство марки» именно с ним был удостоен главного приза и общего первого места. Спустя два года — в 1969-м — этот успех был повторен. Среди серийных моделей тульский «работяга» занял второе место.