Даже смотреть страшно. Чем привлекает гонка Isle of Man TT, которая забрала более 250 жизней?


Давайте я с одной попытки угадаю, насколько давно вы играли в какие-либо игры о мотогонках. Очень давно, верно? Чего-то выдающегося и действительно крутого в этом жанре не выходило со времен Driveclub Bikes. TT Isle of Man — редкий пример игры, в случае с которой я буквально упрашивал редактора написать рецензию. Более того, в итоге я самостоятельно купил ее для подготовки материала. Все дело в том, что в реальном мире наряду со многими велики автомобильными гонками существует одна не менее великая и, пожалуй, самая опасная в мире мотогонка под названием Isle of Man TT. Проводится она на одноименном острове Мэн между Ирландией и Великобританией. Суть ее очень проста — шесть полноценных кругов по этому самому острову. Каждый длиной в 60 километров. Есть только один нюанс — с момента начала проведения этих гонок там погибло 255 мотоциклистов.

Странно, что до сих пор вообще никто не пытался реализовать эту гонку в формате видеоигры. Теперь же это случилось. С одной стороны — буквальный восторг. С другой — толика разочарования. К сожалению, у разработчика Kylotonn не все вышло гладко. Будем разбираться.

Любому, кто сядет за эту игру, нужно быть готовым к очень высокой сложности. Порог вхождения высок — TT Isle of Man создана для людей, которые в большинстве своем имеют игровой опыт исключительно в гоночных играх. Физика тут максимально стремится к правдоподобности. Кроме шуток, первое время я делал исключительно одну вещь — ронял байк. Прямо как в жизни.

Мотоцикл скользит по дороге при неправильно выбранном угле входа в поворот, угле наклона мотоцикла и неверной скорости. Строго рекомендую играть на геймпаде, так как на клавиатуре приходится буквально отбивать чечетку для верного контроля положения мотоцикла. При этом вы отдельно управляете мотогонщиком, вес которого нужно и можно переносить вперед или назад, что может значительно улучшить сцепные качества и предсказуемость движения мотоцикла. Или привести к постоянному срыву заднего колеса в сторону неконтролируемого заноса.

Мотоцикл легко может «переставить» на дороге — это когда за доли секунды вы оказываетесь на противоположной стороне трека. Не в то время начали «распрямляться» — падение. Слишком сильно наклонили байк — падение. Неверный угол — падение. Слишком рано открутили ручку газа — падение. Вообще, здешняя физика просто неумолимо уничтожает ваши нервы. Процесс игры напоминает задорную попытку погладить голодную акулу. Сама мысль об этом лишает вас конечностей. В TT Isle of Man любое неверное движение или даже мысль убивает вас. Виртуально, конечно же.

Здесь я могу посоветовать только одно — упорство. Чем больше вы играете, тем лучше понимаете степень необходимых манипуляций с мотоциклом. Чем больше километров наматываете, тем быстрее входите в повороты и тем удачнее можете скорректировать поведение железного коня. Поначалу вы мечтаете о том, чтобы вас не обогнали на круг. Потом мечтаете о том, чтобы проехать круг без падения. Затем вы уже пытаетесь финишировать не последним. Затем — хотя бы в тройке. В итоге вы доезжаете до своей победы в первый раз. Показывается ачивка, но вам уже все равно. Вы в экстазе.

Это огромнейший плюс TT Isle of Man — хардкорность, дух соревнования и невероятный вызов со стороны игры вам. Не забывайте, что круг здесь имеет длину в 60 километров. То есть, вы запросто можете потратить на один заезд два с лишним часа. И все это время нужно сохранять невероятную концентрацию, бесконечно стучать по клавишам и потеть. Но не переживайте — здесь не одна трасса. Их много, и все они именитые. Кстати, вовсе не обязательно проезжать именно шестидесятикилометровую гонку. Начните с малого.

Если сравнивать виртуальную трассу с настоящей, то Kylotonn смогла сделать практически полную и очень точную копию. И это безусловный плюс игры, ведь многие элементарно мечтали проехать трассу если и не вживую, то хотя бы «на просторах» своего ПК. Теперь такая возможность есть. Трасса очень детализирована. Скопированы и дома, и какие-то столбики, аллеи из деревьев, естественный рельеф, виды и даже места скопления зрителей.

А дальше у игры начинаются вполне объективные проблемы. Главная из них — графика. Да, она вполне хороша, картинка может радовать глаз. Но задники, представляющие собой пейзажи острова Мэн, могут вызвать только недоумение. Дальность прорисовки страдает значительно. Зрители слишком угловатые, деревья — все как под копирку. Картинке не хватает динамической цветокоррекции и большей яркости.

Для людей, которые пришли не только ради трассы на острове, контента мало. Технологичности в картинке также явно мало, особенно по части освещения и теней. Слава богу, хоть мотоциклы хорошо детализированы. Физика байка правдоподобная, а вот мотоциклист при падениях скорее напоминает мешок с картошкой. Какой-либо системы повреждений нет. Аварии пытаются быть зрелищными, но это у них совсем не получается. Онлайн совершенно мертв — никаких заездов нет вообще. Видимо, мотогонки популярны только в моей голове. С другой стороны, есть возможность играть восьмерым за одним ПК по очереди, если найдется столько человек, готовых натренировать себя ради адекватного вождения при здешней физике.

В копилку минусов можно закинуть и совершенно чудовищный интерфейс, отсутствие какого-либо музыкального сопровождения во время гонки, постоянное сбрасывание настроек камеры до стандартных. В конце концов, игра может намертво зависнуть при сворачивании. И это несмотря на вполне хорошую оптимизацию, ведь в процессе игры никаких технических проблем не наблюдается вообще.

Попытка была хорошая, но здесь слишком много детских ошибок и недочетов для игры, масштаб которой сложно оценить для любителей мотогонок. Да, при прочих равных TT Isle of Man — это все еще здоровский способ погонять на сверхбыстрых мотоциклах по легендарнейшей трассе. Для любителей перечисленные минусы — лишь пшик, на который они не обратят внимания. Но для широкой аудитории игра явно неоднозначна и своих денег не оправдает ни при каких условиях.

На грани жизни и смерти

Скорость заслуживает отдельного упоминания. Как думаете, с какой средней скоростью можно проехать изобилующую поворотам трассу, по бокам которой находятся дома, стены, деревья и еще куча объектов, готовых вас убить? Рекордом средней скорости на круг на данный момент являются 218 км/ч. Это значит, что на отдельных участках мотоциклисты разгоняются свыше 300 км/ч. Технически это все еще поездка на мотоцикле, но многие часто сравнивают ощущения с полетом. Неподготовленным водителям разогнаться до такой отметки будет страшновато даже на прямом и безопасном участке, но в Isle of Man TT пилоты при этом должны держать в голове десятки факторов.

Пилоты Isle of Man TT – отчаянные ребята, для которых гонки стали сродни наркотику. Участники отмечают, что без этих соревнований попросту невозможно жить. Удовольствие, получаемое от гонок, трудно сравнить с чем-нибудь еще, а на фоне общей эйфории страх погибнуть и другие переживания меркнут и остаются где-то «там».

К сожалению, гибель участников также является неотъемлемой частью соревнований. С 1907 года гонка забрала более 250 жизней, а количество травм не поддается подсчету.

Среди участников, которых, кажется, ничто не пугает, есть и свои рекордсмены. Абсолютным победителем является гонщик Джоуи Данлоп, на счету которого 26 побед. Несмотря на весь опыт, его жизнь оборвалась в ходе одного из заездов, причем даже не на острове Мэн. Фамилия Данлоп вообще многое значит для ТТ: брат Джоуи – Роберт – также неоднократно принимал участие в соревнованиях. Стать победителем ему так и не удалось, хотя на «тумбочку» он поднимался 14 раз. Роберт погиб в ходе тренировки к другим заездам. Погиб и сын Джоуи Уильям – он был в нескольких шагах от победы 5 раз. В живых остался только второй сын Джоуи – Майкл Данлоп. Он немного отстает от отца: на его счету 19 побед, еще 30 раз он поднимался на «тумбочку». Такое количество заслуг возможно за счет нескольких классов соревнований: на текущий момент актуальны 7 штук, среди которых есть заезды на электромотоциклах.

Каким бы смертоносным и опасным ни был Isle of Man Tourist Trophy, он собирает массу участников и зрителей на протяжении более 100 лет. И даже сейчас, когда сезон 2021 года отменен, таймер на официальном сайте отсчитывает время до следующего года.

Чем больше сила, тем больше ответственность. Мотоциклы в базе объявлений Автобизнеса

Путешествия

В этом году я потратила свой отпуск на то, чтобы проехать 6500 км по маршруту «Германия — Нидерланды — Англия — остров Мэн — Ирландия — Франция — Испания — Андорра — (снова Франция) — Италия — Швейцария — Австрия — Германия». Хотела бы поделиться небольшой частью своих впечатлений, посвященных моему визиту на культовый для всех, близких к мотокультуре, остров Isle of Man. В своем рассказе я постараюсь обосновать, почему вам стоит посетить этот остров, даже если вы далеки от мототемы :)

Начнем с начала, а именно: как попасть на остров вместе со своим двухколесным другом? Как уже было отмечено несколькими авторами на БП (например, тут и тут), приехать на остров на собственном мотоцикле можно несколькими путями, но для начала, нужно попасть в Англию (если вы едете с востока, конечно). Несколько паромов отходит из Нидерландов (Амстердам или Роттердам), а также имеется поезд с авто-вагоном, идущий по тоннелю под проливом Ла-Манш. К сожалению, проехать по тоннелю на мотоцикле своим ходом нельзя. Из Англии на остров ходит скоростной паром из Ливерпуля (2.5 часа) или старый из Хейшема (4.5 часа). Я выбрала вариант маршрута «Роттердам — Халл (Hull) — Хейшем (Heysham) — Мэн», так как мне не хотелось тащиться через всю Англию, и я жаждала увидеть идиллические деревенские пейзажи, а не мегаполисы, где оставленный без присмотра байк могут и спереть (да-да, в оф.группе на ФБ появилось несколько страдальцев, оставшихся без коней по пути на остров, так что это не пустые страхи). Многие люди пишут, что билеты на паромы нужно покупать за год. Возможно, что для недели, когда проходят, собственно, гонки, это действительно так. Но во время квалификационных заездов купить билеты можно и за неделю, хотя и обойдется это намного дороже, чем раннее бронирование. Я купила билеты на все паромы за 5 дней до отплытия.

Разумеется, мотоциклам на пароме придется потесниться, а их владельцам — свыкнуться с мыслью, что, скорее всего, кофры будут поцарапаны соседями, если не обернуть все поролоном. В тесноте, да не в обиде!

Кэмпинги во время практик тоже обычно свободны. Как правило, палаточные городки на острове достаточно базовые, но обычно в них есть небольшой бар с магазинчиком, место для зарядки гаджетов, туалеты и душевые. Некоторые разрешают ставить мотоцикл рядом с палаткой, другие — нет, третьи формально запрещают, но закрывают глаза на такие нарушения, если соседи не жалуются. Я выбрала для себя кэмпинг в деревушке Kirk Michael, с собственным пляжем, и осталась довольна выбором.

Проще всего бронировать себе место на кэмпинга через оф. сайт туристического бюро острова. Если хочется движухи, то нужно размещаться поближе к столице, Дагласу (Douglas), если же хочется тишины и покоя, то лучше выбрать противоположный берег острова. Тогда можно снимать офигительные закаты и жарить шашлыки на пляже, если повезет с погодой

Итак, вы добрались на остров Мэн и заселились в гостиницу или кэмпинг, чем же заняться дальше? Для начала, загрузите специальное приложение для смартфона, в котором есть полный список того, что происходит на острове в дни ТТ, а также результаты заездов, трансляция в реальном времени и множество других полезных функций. Если не нашли ничего подходящего — не беда. Посетите «мотодеревню» в Дагласе (Bushy Park), где находятся паддоки и проходит большая часть тусовок. Для окультуривания, на острове есть множество музеев, из которых два — выставки мотоциклов, 1 — краеведческий, 1 — музей военной истории и авиации (бесплатный!), 2 музея железнодорожной техники, 1 музей шахты. На посещении можно сэкономить, купив специальный значок (в этом году его цена была 10 фунтов), дающий право на вход во все музеи и пользование общественным транспортом на протяжении всех гонок (т.е., примерно двух недель с конца мая по начало июня)

Ниже — несколько фото из различных музеев:

1. Музей Мюррея

2. Motor Museum

В этом музее выставлен мотоцикл одного из местных жителей, на котором пытались установить рекорд скорости на знаменитом соляном озере. Местный житель сидит рядом собственной персоной и без устали рассказывает всем желающим о своих приключениях и планах по построению нового, еще более быстрого, мотоцикла. Живой экспонат, так сказать.

Вот и не жалуйтесь больше на соль на дорогах, пока ваша цепь не выглядит так :)

3. музей шахты

Не хочется в хорошую погоду сидеть в помещении? К вашим услугам — несколько руин замков, живописные маяки, катание на уникальных ретро-паравозах, каяках, конном трамвае, а также возможности наблюдать за местной природой, в том числе, за косатками и тюленями. Наблюдение можно вести как бесплатно с утеса, так и за плату на арендованной лодке. Не забудьте так же и про знаменитых мэйн кунов — породы кошек, выведенной на о. Мэн. На одной из ферм в довольствии живет пара сотен представителей этой суровой породы. После посещения все городские «кошачьи кафе» покажутся вам незначительной мелочью.

Также, в восточной части острова можно использовать дрон для съемки, за исключением времени проведения гонок, когда съемку ведут с вертолетов. Иногда получаются неплохие кадры. На западной части острова расположен аэропорт, куда летом прилетают самолеты с пассажирами практически ежечасно, так что летать там на личном дроне можно только с разрешения диспетчеров. Ниже — несколько кадров дроносъемки

1. Руины замка Peel

2. И сам город Peel

Порт Эрин — самое лучшее место на острове для каякинга и наблюдения за фауной. Если поеду на остров в следующий раз, то проведу здесь 2-3 ночи обязательно!

Отсюда можно прогуляться к маякам и башням по размеченным маршрутам

Мыс у пролива Calf Sound. Похоже, что здесь собрались все, кто сейчас не отрабатывает мастерство на трассах

Где еще вы увидите столько людей, стоящих и лежащих на солнцепеке в полном кожаном экипе, застывших с фотоаппаратами и биноклями, и при этом снимающих НЕ мотоциклы?

Все ждут, что вытворят тюлени, а те и рады позировать

Насколько я поняла, самая большая тюленья лежка — на двух мелких островках к западу, попасть куда можно только на лодке

На каяке самостоятельно без знающего гида я бы соваться не стала — уж больно течение сильное

Ну и, разумеется, на острове есть чудесные трассы для прохватов на мотоцикле. Вне гонок официальный трек открыт для всех желающих (при условии, что они соблюдают ПДД). Единственное послабление — т.н. Mountain Road, которую в дни гонок делают односторонней и закрывают глаза на превышения скорости. Но вот если вы попробуете поехать в обратном направлении, то будете иметь разговор с полицией, пристально наблюдающей за происходящим. Если же вы предпочитаете неторопливую езду с множеством остановок для фото, то и для вас найдутся подходящие маршруты

Возвращаясь к гонкам. Билеты на платные трибуны покупать не имеет смысла: вдоль трассы полно наблюдательных постов, возведенных местными жителями, куда они охотно пускают забесплатно. Следует помнить, что во время заездов перекрывают основную трассу на острове, и переместиться куда-либо с выбранного места бывает проблематично, равно как и перейти с внешней стороны кольца на внутреннюю. Сделать это можно только по тоннелю ровно в одном месте на всей протяженности 60-километровой трассы. Если вы не очень опытный фотограф, снимаете на смартфон и не обладаете быстрой реакцией, то лучше занимать места на крутых поворотах, где участники хоть немного замедляются. В противном случае, на фото будут только смазанные тени, мчащиеся со скоростью 300 км/ч

Вот такие фото у меня получились на Quarterbridge

Да, смартфон — не зеркалка, и я не буду выкладывать слишком много однотипных фото из уважения к вашему чувству прекрасного :)

Люди в оранжевых жилетках — это т.н. маршалы — волонтеры, ответственные за проведение гонок, дисциплину, безопасность и т.д. У этих людей железные нервы, учитывая, что в каких-то десятках сантиметров от них, не отделенные ничем, проносятся мотоциклисты

Несмотря не неудобства, связанные с перекрытиями трасс и завышенными ценами на паром, жители острова относятся к мотоциклистам добродушно, и не только потому, что гонки и связанный с ними туризм является весомым кормильцем островного бюджета. ТТ у них, кажется, в крови. В дни гонок вся местная пресса посвящена только одной теме: здесь кто-то упал, там электрический мотоцикл загорелся в боксе. Веселуха!

Увы, иногда приходят и грустные вести. В среднем, каждый год во время квалификации или гонок погибает 2-3 человека, что делает ТТ одним из самых опасных соревнований в мире мотоспорта. Гонка проходит по обычным городским улицам, и оборудовать достаточную защиту здесь просто невозможно. Но участники знают, на что они идут, это их осознанный выбор, и глупо было бы пытаться им что-то запретить. В этом году, как многие знают, два человека погибло и еще два получили серьезные травмы

В газетах можно встретить не только для транспортировки мотоциклов, но и совсем уж экзотические, типа мото-катафалка

В память о погибших приходят завязывать ленточки на Fairybridge. Говорят, если кинуть в ручей монетку, то придет удача

Но я и без монетки знаю, что я сюда еще вернусь! (чего и вам желаю)

PS Жаль, что пришлось уехать с острова так рано, что даже одним глазком не посмотрела на, собствнно, гонки. Но я была привязана к жесткому графику, в том числе, к расписанию паромов. Например, паром с о. Мэн в Белфаст отправляется всего 1 раз в неделю, а в Северной Ирландии я еще не была.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]