На самой опасной гонке в мире Isle of Man TT погиб Дэн Нин


Трагедия на острове Мэн

Авария произошла на первом круге Нина по ходу сессии. Сначала судьям поступил сигнал о возгорании дерева у трассы в районе Чёрчтауна — туда мгновенно отправилась пожарная бригада. Но вскоре поступило уточнение — пожар произошёл из-за инцидента с участием гонщика, и в погоню за пожарными отправились медики. К сожалению, спасать было уже некого — Нин погиб на месте. При этом на трассе едва не произошла ещё одна катастрофа: по пути к месту аварии судейская машина столкнулась с другим гонщиком — пилот госпитализирован, его жизни ничего не угрожает.

«ACU Events Ltd с сожалением сообщает, что Дэн Нин умер сегодня вечером из-за травм, полученных во время отборочных соревнований Superbike на Острове Мэн, — выпустили в среду заявление организаторы. — Мы выражаем глубочайшие соболезнования семье и близким Дэна, а также его многочисленным друзьям в гоночном сообществе и за его пределами».

«Если быть честным, в эту минуту все мы просто онемели. Прежде Дэн великолепно справлялся с мотоциклом, ещё вчера он поставил свой новый рекорд трассы, — сказал потрясённый Филип Нил, менеджер команды Tyco BMW, за которую выступал Нин. — Все наши мысли не о гонках, они с друзьями и семьёй Дэна. Он был популярным трудолюбивым парнем, который любил гонки. Всем, кто его знал, будет его не хватать».

Видеозаписи аварии нет, поэтому что именно там произошло, неясно. Известно лишь, что мотоцикл вылетел с трассы и, по всей видимости, врезался в дерево. Почему это произошло — ошибка пилота, поломка мотоцикла или инцидент, от которого нужно было уворачиваться, — неизвестно.


Смерть на взлёте: погиб Жюль Бьянки

Герой острова Мэн

В этом году Дэн Нин был одним из претендентов на победу. В прошлом году он завоевал свой первый подиум в Isle of Man TT, установив рекорд круга, а в рамках подготовки к гонкам этого года поставил новый. Нин любил эту гонку: он родился на острове Мэн, а Isle of Man TT — самые известные спортивные состязания, которые здесь проходят. 60-километровая трасса, проложенная по дорогам общего пользования, максимальная скорость — свыше 330 км/ч, средняя — свыше 220. Эта трасса считается самой опасной в мире мотогонок, а Isle of Man TT — самой престижной.

Нин начал карьеру в 2008-м, сразу обратив на себя внимание — он стал первым, кому удалось выиграть заезды Manx Grand Prix в трёх разных классах. Это гонка по тому же самому острову Мэн, но в ней участвуют любители, которые только мечтают пробиться на старт Isle of Man. И уже в следующем году он туда пробился и с тех пор выступал почти каждый год, выступая сразу в нескольких классах. В общей сложности в различных категориях Isle of Man TT Нин стартовал 39 раз и завоевал третье место в категории Superstock TT в прошлом году.

В этот раз в команде рассчитывали снова быть на подиуме. «Мы смотрели его квалификацию накануне и думали: с таким временем он точно будет в тройке лидеров», — сказал один из членов команды. Tyco BMW рассчитывает продолжать выступления на Isle of Man TT. «Мы приняли решение продолжить выступления в этой гонке — как дань уважения Дэну, — сообщается на сайте коллектива. — Будучи гордым мэнцем, Дэн ничего не любил больше, чем состязания на глазах. И мы продолжим, как он говорил, „рвать“ по ходу оставшихся заездов, чтобы он мог гордиться нами».

Сколько стоит поехать и выступить на Isle of Man TT

Майк Брауни всю жизнь роился рядом с мотоциклами. Парень из ирландского Ист-Корка мечтал о том, чтобы принять участие в гонке Isle of Man TT, и в этом году его мечта осуществилась. Во что обошлось участие пилоту, выросшему в непосредственной близи от Великобритании? И сколько бы стоило участие, например, россиянину?

МОТОГОНКИ.РУ, 5 июня 2021 — Для Брауни это не первый визит на остров Мэн в качестве гонщика. В августе 2021 года он принял участие в Гран-При Острова Мэн (ManX GP) в классе новобранцев и показал неплохой результат, что подтвердило его шансы на результат и в IOMTT-2019.

Чтобы поехать на гонку, Брауни подвязал всех знакомых. В баре Kennedy′s в Килле, небольшой ирландской деревеньке в графстве Корк был организован штаб по сбору средств для своего героя. Нужны немалые деньги!

Регулярные команды British Superbike, включая заводские, тратят каждый год по £210000-£250000 на участие в Isle of Man TT. Частные команды, обслуживающие одного-двух пилотов, имеют бюджет порядка €75000, зачастую, они предлагают в аренду технику клиентам. Стоимость супербайка, подготовленного для гонки профессиональной командой может достигать £70000. Для сравнения, стоимость байка пилота-частника — £15000-17000.

Для пилота-одиночки расходная часть бюджета составляет не менее €5000, не считая мотоцикла. Сюда входит транспортировка техники на Остров, проживание в течение двух недель и прочие расходы, включая страховку, оплату топлива для тренировок и квалификаций, стартовые взносы и т.д.


Майк Брауни, дебютант-звезда на ManX GP 2018

Поездка на IOMTT-2019 для Брауни и его механика Хайдена Уолша обошлась примерно в £20000. У Майка в собственности Kawasaki ZX-6R 2013 года, на котором он участвовал в нескольких дорожных гонках, включая Tandragee, где стал 5-м в классе Supersport и прошлогодний Senior Manx Grand Prix, где финишировал 4-м. Но IOMTT-2019 гораздо сложнее, чем Manx GP. Так что для соперничества в классах Supersport или Senior TT требуется более мощная и качественно подготовленная техника. На подготовку ZX-6R к IOMTT-2019 ушло больше £5000.

В сокращенной до двух кругов 1-й гонке Supersport 3 июня поднялся до 20-й позиции среди 66 стартовавших. 18 пилотов не финишировали в заезде, выйдя из борьбы еще до того, как над трассой взметнулись красные флаги. Семеро вылетели с первого круга. Брауни вернется на старт утром среды, 5 июня на второй заезд Monster Energy Supersport TT.

Чтобы выйти на старт Isle of Man TT иностранцу, нужно не только обеспечить доставку техники на остров, но также гарантировать себе гараж и проживание, а также необходимый для заявки пакет документов и страховок, причем, заранее, до поездки.

Для приезда на остров Мэн, который не является ни частью Евросоюза, ни частью Великобритании, требуется либо британская действующая виза, либо виза непосредственно выданная Островом (делается 2-3 месяца). Но если вы едете на автомобиле (автобусе), в любом случае придется делать именно британскую визу (3-4 месяца) — нужно ведь пересечь всю Англию, чтобы попасть в порт Ливерпуля или Хейшема! Для подачи документов на британскую визу нужно также иметь финансовое обеспечение (выписку с карт-счета) на сумму не менее £1500 на 14 дней пребывания, и чем заявка на визу длиннее, тем существенней должно быть подтверждение.

Путь из Москвы до порта Хейшема на автобусе с мотоциклом внутри и двумя водителями займет 48 часов с учетом двух границ и усложнившимся контролем у перехода на Ла-Манше. Если не останавливаться на ночевку в отеле, чистые транспортные расходы туда-обратно составят €900-950 (£850).

Паром из Хейшема ходит до Дугласа 2-3 раза в день (время в пути 3 часа 30 минут). Билет для буса с двумя пассажирами обойдется примерно в £320 туда и обратно.

Гостиницы на Острове бронируют с сентября по ноябрь, и декабре — уже аншлаг. Стоимость комнаты в гостевом доме — от £45 в сутки на человека, номера в отеле от £60 в сутки, стоимость аренды дома на 10 дней в рамках Isle of Man TT — £1000-1200. Аренда квартиры — от £700 за тот же период. В случае аренды апартаментов или дома требуется авансовый платеж не менее £200, без него брони не будет.

Литр бензина на Острове — £1.30, с собой провозить топливо через границу запрещается. Одного бака в 18 л гарантированно хватает только на 2 круга по Mountain Course (~130 км) в гоночном темпе — £24/заправка. На практику нужно 2 полных бака, в течение тренировочной недели 3 практики — итого: £144 на бензин для тренировок и квалификации. Гоночный заезд — это еще 4-6 кругов. Надо приготовить £220-250.

Питание: бутылка воды (1.5л) — £0.65, комбо в Макдональдсе — £6.15, ужин в кафе — от £17 на человека, в ресторане — £22-25 на человека. Банка пива в магазине или пинта местного в баре — £3.00.

ACU License на участие в гонке стоит £25. Но чтобы получить ее, сначала нужно в обязательном порядке принять участие в шести тренировочных Road Race Days на Острове или на одном из аккредитованных трек-дней, чтобы получить подтвержденный статус «Newcomer» (новичок). Получить такой статус можно и на другом событии, на Manx Grand Prix. Подтвержденный статус действует год после Manx и дает возможность заявиться в следующий IOMTT.

Не имеющим британских лицензий ACU, можно получить международную гоночную лицензию FIM для Road Racing (по типу лицензий для IRRC). Она отличается от стандартных международных лицензий для участия в гонках на закрытых треках (для WorldSBK, например). В принципе, такую лицензию может выпустить любая национальная федерация, входящая в состав FIM/FIM Europe, включая МФР. Российские участники гонок IRRC, например, в Иматре (Финляндия), уже имеют на руках такую лицензию. Если она действительна на момент подачи заявки в IOMTT, ее должны принять.

Обязательная медицинская страховка участника IOMTT, учитывая высокий уровень опасности, должна быть оформлена на сумму не менее €185000 для граждан ЕС и других государств. Такую страховку оформляют не все СК в России и стоимость ее будет составлять около 20000 руб или €270.

Нетрудно подсчитать, что только расходная часть поездки на Isle of Man TT в качестве участника составит около £3000 (на двоих). Получение статуса Newcomer и проба Mountain Course на открытых Road Race Days — дополнительно, не менее £1000 каждый (с учетом аренды мотоцикла на Острове или у организатора трек-дней). Обслуживание мотоцикла, аренда технического бокса в закрытом парке — дополнительные расходы. В случае возникновения проблем с техникой, падения, сумма расходов автоматически удваивается.

ТТ будет продолжаться

Isle of Man TT проходит с 1907 года — за это время здесь погибли 256 гонщиков, считая Нина. В прошлом году на мотогонках разбились три человека, в позапрошлом — четыре… В 2005 году состязания Isle of Man TT стоили жизни одиннадцати людям — девяти гонщикам, маршалу и зрителю, стоявшему у трассы. Это, пожалуй, самая опасная гонка в мире — едва ли какая-то ещё трасса погубила столько человек. Например, на «Нордшляйфе», известном как «Зелёный ад», пилотов погибло в три раза меньше.

Но Isle of Man TT — это уже своего рода культ. Это гигантские скорости и уникальный вызов, которого ни один мотогонщик больше нигде не найдёт. Это состязание самых смелых и отчаянных пилотов планеты. Ни скорости «Индианаполиса», ни головокружительные повороты Формулы-1 не идут с этой гонкой ни в какое сравнение. И на острове Мэн этим гордятся — каждый, кто вырос здесь, знает, на что идёт, выходя на старт. И Дэн Нин тоже это знал.

«Дэн жил ради гонок, дикие лошади не вырвали бы его из этого, — сказал о смерти сына его отец Ричард Нин. — Дэн хотел бы, чтобы мы были сильными, чтобы команда „рвала“ — и я их в этом полностью поддерживаю. Лучше вспомним счастливые дни с Дэном и улыбнёмся, думая о нём. Я хочу пожелать всем участникам всего самого лучшего, TT будет продолжаться. Покойся с миром, сын».

На флаге острова Мэн изображены три бегущие ноги, исходящие из одной точки, — этот символ означает равновесие. «Как ни бросишь, будет стоять» — этот девиз острова Мэн используется с XIV века. А это значит, что смерть Нина для Isle of Man TT не была последней.


В погоне за бессмертием: 10 погибших пилотов

Путешествия


3 июня — крайне насыщенный день. По плану — суперспорт, потом суперсток, еще электрички, плюс практика сайдкаров, и под конец МакГиннесс обещал кружок проехать на старом мотике покойного Джои Данлопа. Так что уже в 8 утра мы бодро топали в сторону ближайшего города. А надо сказать, что живем мы в настоящей глухомани, автобусы тут не ходят, такси ждать долго. Дороги закроют уже через час, а грандстенд в 30 километрах… но через квартал мы увидели старичка, который ковырялся в своей машине. В свойственной местным безапеляционной манере он нам сообщил, что в таком темпе мы придем разве что к началу гонки 2014 года, и поэтому он нас сейчас отвезет до города, а там уже будут варианты. В городе стоило поднять руку — остановился мелкий Пежо, за рулем которого оказался один из фотографов гонки, он тоже спешил в Дуглас. Это была большая удача: мы реально ехали практически последними, дорогу закрывали за нами. Ну и наш водитель очень много успел нам рассказать о том, откуда лучше всего снимать TT.
Я ехала и думала, что впервые встречаю место, где люди НАСТОЛЬКО беспокоятся друг о друге, и о том, как они могут помочь… В общем, если вы сюда соберетесь — помните об этом, такие места надо беречь: )

И в суперспорте, и в суперстоке едут все те же персонажи: Данлоп, МакГинесс, Мартин, Камминс и прочие. Мотоциклы разве что другие, шестисотки: скорости поменьше, но это интересней. Нет таких больших разрывов между участниками, и первая пятерка всю дорогу шла вместе, периодически меняясь местами. Снимать интересно: )

Итак, немножко паддока. Выводят мотик Мартина.

Механики топают:

Идет построение первой двадцатки:

А дальше мы взяли ноги в руки и побежали по соседним спотам. Расстояния между ними немаленькие, гонка идет всего 4 круга, и набегались мы в тот день прилично. Но зато получилось несколько прикольных кадров: )

Мартина атакуют сзади: )

МакГиннесс:

Тут же, рядом с трассой, в травке сидят мелкие школьники с учителями и что-то обсуждают. Ничего себе урок: )

Периодически на трассе можно встретить таких вот чуваков с табличками. Это команды пилотов сообщают своим, что вокруг них происходит. Связи-то нет никакой, твоя физическая позиция может не иметь ничего общего с хронометражом, а питстоп может быть еще нескоро.

Я тоже шляюсь по кустам в поисках местечка поинтереснее. Вообще, надо сказать, есть точки, где можно лежать на таком вот травяном бортике, а пилоты будут пролетать мимо тебя в полуметре!

Зрители залегают в кустах с самого утра, с едой-бухлом и транзистором, и так проходит день: )

На Governor’s bridge опять пилот сошел с трека при нас: ничего серьезного, укатился не туда — это нормально для этого поворота.

Короче, первым опять пришел Данлоп, Мартин шестой. И в супербайке — тоже Данлоп выиграл! Мартин шел очень хорошо, вторым-третьим, но на третьем круге впаяли 30 секунд штрафа — так он дальше даже не поехал. Просто остановился на каком-то споте и сошел. Ну, я его понимаю.

Данлоп для меня — это что-то непостижимое. В отличие от остальных пилотов, он на вид — унылый увалень. И на прессухе, и на награждении мычит чего-то тоскливое… но как можно так ехать? Он робот, что ли?! Никаких эмоций, вообще! — и не в хорошем смысле. В общем, на досуге поизучаю историю победителей TT за последние лет пять: а команда Хонды на этот раз взяла себе практически все призы.

Ну вот и все, завтра мы уже улетаем, так что на вечер — культурная программа, поедем смотреть замок 11 века в Peel, он очень там красивый.

А теперь, как обещала, даю ответы на самые популярные вопросы: Когда ехать? TT проходит в несколько этапов. В мае — первый, в августе — последний, оба они сопровождаются огромным количеством сопутствующих мероприятий. Честно, своим ходом в мае ехать не рекомендую — околеете. +10 и дождь — это нормальная погода для этих мест! Я лично в следующий раз поеду уже в августе — правда, не в этом году.

Как купить билеты? Чтобы смотреть гонку, билеты не нужны. Тем более, их не надо покупать заранее. Если вы хотите грандстенд, паддок и стартлайн — вам нужен доступ VIP Hospitality, он стоит порядка 250 фунтов в день на человека, и вот о нем следует думать заранее — тут места заканчиваются быстро. Билеты на любую фанзону продаются всегда во время феста, и стоят 5 фунтов. По ним вы можете залезть на любую официальную трибуну. Помимо них, есть масса чудных бесплатных спотов, организованных местными жителями. Главное — не сидеть на месте и двигаться: )

Как попасть на остров? Из Лондона, из London City Airport три раза в день летают самолетики на Isle of Man. Авиакомпания British Airways, стоят около 100 фунтов с носа. Покупать авиабилеты надо до мая. Своим ходом, в т.ч. на мотике — самое главное, купить билеты на паром. Делать это нужно тут: www.steam-packet.com/ В марте билетов на паромы уже не было, стоят от 170 фунтов за 1 человека с 1 мотоциклом. Паром ходит с западного побережья Англии, из Ливерпуля, например, — ну и из Ирландии, но это вряд ли кого-то заинтересует: )

Где жить на острове? Отелей много, все они простенькие, около 2 звезд, стоят от 70 фунтов за ночь. Отели заканчиваются к марту. В любое время можно пойти на форум iomtt.com в раздел Accomodation — и оставить сообщение, сколько вас едет и на какое время ищете пристанище. Вам сразу начнут писать местные с предложениями у них пожить. Стоит это от 20 фунтов с человека. Просят предоплату на карту в размере половины общей суммы — это абсолютно нормально. Ну и вполне годный вариант — стоять с палаткой в кемпинге. Стоит от 8 фунтов за ночь с человека, обычно включают в себя душ с горячей водой, доступ к электричеству и иногда — навесы для мотиков.

Как выбирать, где жить? Дуглас — столица. Здесь самая тусовка, здесь грандстенд в шаговой доступности, но и дороже всего. Вокруг трассы расположены городки Ramsey (восток), Peel (северо-запад) — в них тоже много народу, и оттуда сравнительно легко добираться куда угодно своим ходом. Если у вас нет средства передвижения, лучше жить в городе. Если приехали на мотике — вообще неважно, где живете, главное не спать долго: )

Сколько стоит еда и остальные нужные штуки? Тут все как в культовом кино — «fish, chips, cup ‘o tea, bad food, orse weather, Mary f***ing Poppins.» Завтраки — около 5 фунтов на человека, поужинать — от 15 на человека. Вкуснейшее мороженое на грандстенде — 2.5 фунта. Стакан отличного Гиннесса — 4 фунта. Футболки с символикой TT — от 18 фунтов. Такси от Дугласа до Рамси — 30 фунтов. Аналогичная поездка на двухэтажном автобусе — 2,30 фунта. Радиоточка в ухо — 5 фунтов (незаменимая штука, по ней постоянно болтают комментаторы и это единственный способ всегда знать, что происходит и почему никого не видно: ). Приложение в айфон с картой лучших спотов, постоянно обновляемыми новостями с трека и полной информацией о пилотах — бесплатно. Вайфай бесплатный тоже есть практически везде.

Как перемещаться по острову? Гонка проходит по основным дорогам острова, связывающим главные города. Закрывают эти дороги не только во время гонки, но и для практики — то есть каждый день на несколько часов. При этом из-за погоды часто заезды могут переносить, а практики внезапно отменять или, наоборот, назначать. В это время автобусы ходят объездными дорогами, и занимает это в три раза больше времени. Такси вообще отказываются ехать из городов в деревни, потому что есть риск там и залипнуть на несколько часов. Попутки стопить можно, от денег водители отказываются, и по дороге могут рассказать много интересного. Всегда по расписанию ходит поезд Дуглас — Порт Эрин и трамвайчики из Дугласа в горы и в Рамси. Если вы приехали на мотоцикле и хотите смотреть заезды с разных точек, в день гонки важно после закрытия дорог оказаться «внутри» гоночного кольца. Тогда вы можете по внутренним дорожкам перемещаться от спота к споту.

Нужен английский язык? О да. Really, you’ll miss 90% of experience without understanding all that people. К акценту привыкаешь быстро, и сам начинаешь подхватывать этот ойриш: )

Что означают три ноги? Это трискелион, суть которого выражается девизом острова: Wherever you’ll throw it, it will stand. Куда бы ты его ни кинул — он выстоит. Я уже вся ими увешана под конец трипа: )))

Уфф… ну, кажется, теперь все Я дописываю этот отчет в аэропорту, самолет до Лондона уже через час. Надеюсь, вам было интересно все это читать. Надеюсь, многие из вас увидят это своими глазами. Желаю вам получить максимум от этой поездки, и помните, что осуществить мечту чаще всего гораздо проще, чем кажется. Просто надо начать делать хоть что-нибудь для нее — и все получится само собой: )

See you, fellas! Take care. Будут вопросы — пишите: )

Больше фотографий можно увидеть здесь: www.flickr.com/photos/_baileys_

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]