Мотоциклы Ява – легенды советской молодости

Мотоцикл Jawa 350 (354)/1964 г./142 кг/344 см³/18 л.с.

От редакции: Читатели продолжают присылать нам истории своих мотопутешестсвий, а мы, в свою очередь, продолжаем публиковать наиболее интересные из них. Сегодняшнее повествование погрузит нас в воспоминания свои или своих родителей, когда «Ява» была пределом мечтаний и совершенством технической мысли, а многотысячные путешествия на ней — удел самых отчаянных смельчаков и главное событие в жизни. Автор этого текста, возможно, по неопытности, но осмелился на большое и немного сумасбродное путешествие и, несмотря на все препоны, достиг-таки цели (и географической, и приключенческой). И, пожалуй, главное, сделал для себя довольно правильные выводы в конце. Мы публикуем этот текст для тех, кто только собирается в свой первый дальнобой и еще не знает всех тонкостей и сложностей, подстерегающих путешественника на пути. Для них — наука. Но и тем, кто давным давно точно так же отправлялся в свой первых поход, почти без денег, экипировки, опыта и на очень старом и полумертвом мотоцикле, одержимый лишь мечтой и тягой к странствиям. Для них — теплые воспоминания.

Все начинается с мечты… А мечта была простая — путешествие на мотоцикле, чем дальше и дольше, тем лучше!

Путешественник я с детства, спасибо папе! На машине путешествовал достаточно, на велосипеде много, а вот на мотоциклах — мало (еще в детстве, поездки по полям в походы даже сложно путешествиями назвать). Мотоциклы люблю, к Яве отношение особое, в детстве у меня был Восход 3М-01, а на папиной Яве-634 ездил Вася, старший брат. Потом, когда я подрос, пару раз на ней катался, но приезжал домой в деревню я нечасто, и Ява в моих мыслях всегда оставалась мотоциклом-мечтой, по звуку отличал от любого мотоцикла, в городе всегда оборачивался и вздыхал, когда проезжала Ява…
[td]

Без долгих предысторий: оказался я в Санкт-Петербурге, и мысль о мотоцикле посещала меня всю зиму. Я просматривал объявления, причем чаще всего смотрел Явы. И вот мне попалась на глаза «Старушка». Как в песне у Высоцкого «Я увидел ее — и погиб…»! В детстве ни у кого «Старушек» не было в деревне, и она очень мне понравилась своим видом.

Выбирая мотоцикл, я очень надеялся, что поеду на нем в какой-нибудь поход-путешествие, и мысль о нем именно на Старушке мне особо понравилась. Понятно, что я отчасти сознавал все возможные сложности, связанные с возрастом «Старушечки» — ее нынешнее техсостояние, запчасти (их стоимость и наличие) и возможный ремонт при поездке на дальняк. Основная надежда была на навыки и знания о ремонте с детства (хотя, надо признаться, что в основном я «ключи подносил», все ремонтировали пацаны постарше с Васей). Половинить мотор в дороге я не планировал, а все остальное мне казалось несложным.

Дальше все очень просто — «купил по фото» в Выборге (200 км от СПб), даже не заводили. Приехал в майские праздники, промыл карбюратор, поставил новые глушители (Анатолий, предыдущий хозяин, купил глушители, поршневую и карбюратор, от всего, кроме глушителей, толку не было, так как цилиндры были расточены уже под третий ремонт, поршни были польские и почему-то не под этот ремонт, уж очень сильно они хлябали в горшках. А карбюратор стоял от Явы-250 с обогатителем, причем тоже Китай или Польша. Завелась хорошо, но после небольшой езды глохла. Я вообще-то ехал с мыслями на Старушке своим ходом поехать в СПб, но в свете новых обстоятельств переиграли, и Анатолий попросил своего друга помочь довезти Старушку.

В Питере нашел Сергея — хозяин мастерской «Ретроцикл», занимается восстановлением разных мотоциклов, но в основном это Явы. Довезли до него — он меня быстро вернул с небес на землю со словами «И за сколько ты купил это ведро…?». Взгрустнулось, но мечта взяла верх, и, исходя из моих финансовых возможностей, Сергей пошел навстречу, и Ваня (работал тогда у Сергея) перебрал движок, выкинул весь «колхоз» (китайские туманки и «неправильную» БСЗ), поменял поршневую, поставил кулачковое зажигание и более живой карбюратор (многие запчасти были не новые, но в состоянии «пойдет»). Учитывая загруженность Вани на другой работе и личные вопросы, обкатывать я ее начал только в середине июня. В процессе обкатки по Питеру выяснились некоторые слабые места: сначала сгорел генератор, так как посадочные пазы, куда садится генератор, были сточены установщиками «неправильной» БСЗ, и генератор болтался. Поменяли картер — поставили безномерной (опять спасибо Ваньку, очень оперативно сделали), но тот генератор, который сгорел, был как оказалось путевый, а другие б/у хоть и «родные», но не такие путевые оказались. Потом еще пару раз были мелочи с зарядкой, но в принципе обкатка проходила удачно.

6 июля поехал в Выборг снимать с учета — планировал ехать на транзитах. Сотрудник местного МРЭО долго и упорно не хотел снимать, так как номер двигателя в ПТС стоял, а на двигателе его не наблюдалось. В итоге, спасибо ему, пошел навстречу, ведь согласно новому закону, двигатель это запчасть и может меняться, но в законе все на усмотрение сотрудника ГИБДД. За субботу обернулся туда-сюда, почти 400 км — морально хорошо подействовало, так как в день планирую делать по 600 км.

Перед описанием самой поездки напишу, что взял с собой (мне помог опыт, советы Сергея и Вани и статья путешественника из Луганска, красавчик — на Байкал и обратно!!!) — вдруг кому пригодится:

  1. Инструменты: ключи от 7 до 24 (дублировал 10 и 13), отвертки (маленькие, большая плоская и по которой бить можно), топор (он же молоток), свечник, большой ключ для натягивания цепи, набор щупов, набор торцевых ключей, насос, наждачка, контрольная лампочка, изолента.
  2. Запчасти: 2 генератора (один Ванек дал с собой, второй взял у Анатолия), цепь задняя б/у, свечи (4 шт.), подшипник для колес (2 шт.), тросик сцепления, сцепление-полуавтомат, 2 камеры запасных, ремкомплект для камер.
  3. Спальные принадлежности: тент хозяйственный (очень нужная вещь в дождь), палатка, коврик, спальник.
  4. Два комплекта обуви, два комплекта одежды, дождевик, сланцы. Мыльно-рыльные принадлежности.
  5. Кухня: котелок, миска, кружка, ложка. Супы в пакетиках, кофе 3в1, сахар, соль, гречка, макароны, консервы рыбные, кетчуп.
  6. Канистра для бензина (5 л), канистра с маслом (4 л), тренога для костра, чехол для мото.
  7. Фотоаппарат, планшет, документы, аптечка (бинты, Левомицетин — не ходите в походы без него, зеленка, пластыри.

Приготовления к отъезду были сумбурными, много чего докупал в день отъезда, и как здорово, что мне попался на глаза тент (и ночью сухо, и вещи на мото накрывать — никакой дождь не страшен). Не купил блокнот и ручку — поэтому пришлось, когда приехал, записывать все с памяти и по фото.

Стекло-обтекатель снял пока еще обкатывал, плохо видно через него, когда дождь или блики от солнца и фар.

Большая просьба сильно не ругать за брызговики Sparco и самодельный кофр — было реально не до красоты. Кстати, кофр (ящик из-под бутылок) просто супер по вместимости.

День первый, воскресенье

С утра сходил в «Ленту», купил тент, треногу, канистру, все то, что очень пригодилось в дороге.

Примерно в час дня вышел укладываться, шмоток оказалось много, но все удалось впихнуть, доехал до центра, купил дождевик, посуду, фонарик, тросик и в путь. Выехал из Питера в 16-30.

Еще в Питере — заехал купить сим-карту для планшетника.


[/td]

На одной из заправок спросил, где переночевать на водоеме, посоветовали на озере, где монастырь, спасибо большое этой тетеньке. Погулял по монастырю, потом нашел место на берегу, поставил палатку, нашел дрова, что было не так просто… Вечером купаться не стал, зато утром так здорово покупался! Уточки, туман, вода чистая и теплая — душа поет и радуется. Из веселого: вечером упал мотоцикл, пока я кушал возле озера, земля была не очень твердая, центральная подножка ушла поглубже и мотик прилег налево. Сломалось зеркало, пришлось помудрить и переставить правое налево, и по-простому закрепить сломавшееся.

В первый же день проверил дождевик, два дождя за два часа. Один так себе, а второй, хоть и не долго, но сильно. Кеды промокли махом, хорошо, что есть кроссовки.

День второй, понедельник

Хоть встал и рано, но пока разжег костер, покушал, помылся, натянул и смазал цепь — на часы не смотрел, но, думаю, выехал часов в 11, может, даже позже. В первую ночь укрыл Старушку отдельно, позже спали рядом. Были соседи по берегу, поэтому треногу ставил за палатку, вдруг стырят.

В этот день объезжал Москву, хотел объезжать через Дмитров по А-108, но один на спортаке (Suzuki, а в моделях я не очень) сказал, что проводит и что по А-107 лучше, но километров через десять ему стала напряжна моя скорость 85-90, и мы разъехались. Потом еще пару раз виделись — он повороты пролетал. Первые серьезные заторы из-за ремонта дороги, на улице с утра жарко, парит, все пробки объезжаю спокойно. После 16.00 начались ливни, промок насквозь, замерз как собака, никакой дождевик не спасал. Ливень такой, что машины останавливались, я сел на хвост чопперу, и мы с ним километров 50 ехали под дождем, скорость 80-90, я как всегда без света. Фуры по соседней полосе поливали как из ведра, когда мимо них проезжал.

Отдельно хочу сказать про шлем: замерзли ноги — грел их, ставил на двигатель, вся одежда на теле тоже промокла и было очень холодно, рукам пофиг, хоть и холодно, но вот лицо всегда было в тепле и ни капли воды не попадало внутрь. Спасибо шлему!

Проехал Владимир, заночевал в деревне на речке, сначала на заправке мужик, ремонтировавший колонку, сказал, что дальше не будет нормальной ночевки на водоеме километров 40-50, а на улице уже темно, и туча, от которой убежал, по пятам идет, молнии, гром, красота… Только бы палатку успеть поставить. Вернулся от заправки около километра до поворота на деревню, заехал в нее, спросил у пацанов, они показали хороший пятак у реки, дров куча, вечером еще надыбал веревки на заправке, так как туча шла по пятам, и ночевал уже по схеме «накрыться тентом к моцаку».

Вот так выглядела первая ночевка под дождем (палки с боков чтобы Старушка снова не легла).

Приготовил ужин, перевернул котелок случайно, поэтому много поесть не получилось, консерву не хотел, ограничился кофе. Ночью, как и предполагалось, был дождь, утром уже без него, мокрые и кеды, и кросовки, но кеды менее мокрые, надел их.

День третий, вторник

День с утра не задался, посушился немного у костра, смазал и натянул цепь после дождя. Проезжал Нижний Новгород и не туда свернул, указатель на М7 не там повесили, в итоге намотал 70 км лишних и не знаю сколько нервных клеток. Ближе к обеду вспомнил, что надо позвонить по работе, да и кушать хотелось. Остановился в кафе и уронил мото, уже на правую сторону (слез и поскользнулся). При первом падении сломал зеркало слева, пришлось их менять местами, а тут ободрал палец, сломал ручку ручного тормоза, лапку тормоза и правую подножку загнул, плюс ко всему оказалось, что сбил руль и пробил бак. В общем, настроение паршивенькое было, и еще дожди опять идут.

Дальше день был без приключений, единственное, под вечер с заправками АИ-80 было туговато, ехал на резерве, и воды не было, остановился, когда уже дорогу было плохо видно, и меня соответственно. Поужинал без воды — консерва рыбная и хлеб, ночью было без дождя.

Почему их так любили

Мотоциклы чешского бренда попали в Советский Союз в 1962 году. Для завода это был выгодный контракт – только до 1982 года более 90% байков чешского производства поставлялись в СССР. Страна была в состоянии поглотить гораздо больше, чем выпускалось.
Первые Явы, попавшие в продажу на территории Советского Союза произвели фурор. Мало того, что это были «иномарки» – это само по себе престижно, мотоциклы выглядели стильно, отличались выносливостью и качеством сборки. Да и ломались они куда реже, чем Иж, Ковровец, Минск и прочие Днепры с Уралами.

Среди мотоциклистов 1960-х годов Jawa слыла байком не ломающимся. Конечно, случались неполадки и у Яв, но по сравнению с отечественным мотопромом они были редки.

День четвертый, среда

С утра встал по СПб в пять, костер не стал разжигать, воды не было. Очень обрадовался солнышку, разложил все сушить, а сам ремонтироваться. Смазал и натянул цепь, прочистил карбер, поменял свечи, проверил зажигание, выехал в девять по СПб. Думал пообедать заехать куда-нибудь… Кстати, с утра залил пять литров бензина из канистры, без них высох бы.

Проехал Набережные Челны и встал, сдох аккумулятор, время было где то 12-13, растолкал (потом ни разу не получалось расталкивать, хоть в этот раз повезло), вернулся назад до СТО, поставил заряжаться акум, покушал в местной столовой. Очень вкусно и недорого, надо запомнить ее. Потом с местными ребятами поменял передний подшипник, вообще ребята путевые попались, все помогли сделать. Я поставил акум, завелся и часа в три-четыре поехал. Не долго — через 70 километров встал: опять сдох акум. Оказалось, что релюха залипает только на 2-3 тыс. оборотов. Поменял генератор, настроил зажигание и поехал дальше. Пока ремонтировался, меня угостил чаем дальнобойщик. Вообще, почти на каждой стоянке были доброжелатели. Пока ехал до Владимира, было очень много на мотоциклах, все приветствуют (хорошая все-таки привычка), остановишься в кусты сходить, — останавливаются узнать, не случилось ли чего, чем помочь, вдруг сломался. В общем, приятно чувствовать себя причастным к братии мотоциклистов!

Ночевал в 70 км от Уфы. Ужин сварился, но не полез, решил оставить его на завтрак.

Комарья много. Ночью прихватило желудок… Несварение было и пригодился Левомицитин (ругался, наверное, желудок, что не кормлю его). Кто скажет, что комары ночью спят — не верьте им, если пойдете ночью «гулять», идите с баллончиком средства от комаров. Выглядит такое «гуляние» очень забавно, но потом нежные места вашего тела будут очень благодарны.

Особенности модели 350/638

Последнее «советское» поколение мотоциклов Jawa 350 появилось в СССР с 1984 года. Байк был основательно переработан не только внешне – он получил новый двигатель с алюминиевыми цилиндрами.
Знаменательное изменение для советских мотоциклистов – появление бортовой электросети на 12 В. Этого давно ждали, 6-вольтовые байки уже устарели к тому времени.

Jawa 350/638 казалась чем-то сверхсовременным, иностранным и недоступным. До конца 1980-х на этот байк сохранялся спрос, но после развала Советского Союза все партнерские отношения чешского завода с бывшими странами СССР закончились.


Модель 350/638. Фото: Youtube.com

Сейчас стоимость мотоцикла Jawa 350/638 начинается от 30 000 рублей. За варианты в идеальном состоянии просят от 100 000.

Для многих мотоциклы были дешевым аналогом автомобиля. Когда появилась возможность пригнать из Европы за недорого старую иномарку, двухколёсная техника потеряла актуальность. Нет, байкеры по духу остались, но они предпочли недорогие японские модели б/у. Сравнение уровн мотоциклов из Страны Восходящего Солнца 1980-х годов с Явами ожидаемо было не в пользу последних.

Среди мотоциклов-одиночек, продающихся в Советском Союзе, с рабочим объемом 350 см3, самым дорогим был Иж Планета Спорт. Но втором месте стояла Ява – 950 рублей по состоянию на 1976 год. Модификация с коляской стоила дороже – 1360 рублей.

День пятый, четверг

С утра попил только кофе, еда так и не лезет. На эти случаи надо брать с собой мед и какие-нибудь печенюшки (ну и вода покупная, а то я местной попил, вот и результат, видимо).

Стандартно подтянул и смазал цепь, долил масла в движок (сопливит через сальник на переключалке) и в путь.

Проехал Уфу, через 40 км опять немного заплутал, пришлось ехать через весь город, чувствую, что акум опять сдыхает, заехал заправиться и уже не завелся.

Нашел, у кого поставить на зарядку акум, мужики дали холодной сварки замазать бак (правда, все равно потом капал, но меньше) Пока настраивал зажигание, мужичек угостил кофе, так пока еще и не кушал ничего, через часок забрал акум и в путь, впереди Урал…

Весь Урал ехал под жуткими ливнями, Ява с водяным охлаждением! Пел Высоцкого. Старушка в горы уральские 80 бежит, посреди Урала фура легла на бок, пробки в обе стороны на 5-7 км, я объехал шустренько, и дальше пустая дорога и дождь. Пролетели Урал на ура! Заехал заправиться и опять не завелся. Прикурил от 12-вольтовых аккумуляторов фуры, завелся и на одном дыхании пролетел 70 км до Челябинска. Заехал в него в 21-30, в один магазин сунулся, а глушиться нельзя, не заведусь. Сказали, что шестивольтового аккумулятора нет и зарядников нет. А я в центре Челябинска…

Тогда уже грешил на акум, что он зарядку не берет. Решил ехать искать круглосуточные магазины. Слева на Калине ехал парень с женой и улыбался, я его тормознул, узнал, где купить батарею и где заночевать. В итоге оказалось, что у Эдика своя СТО. Доехали туда, поставил Старушечку в бокс, попили чаю, познакомились (колбаса и печенье, которыми угостили, — первая еда за день, не считая кофе), и я недалеко ушел на плотину ночевать. Там были выкупленные пляжи, на них не пустили. Дождь уже неслабо моросил, прошел дальше по тропинке до какой-то спортивной базы, молодой парень, охранник базы, разрешил повесить у него на ночь насквозь мокрые штаны и дождевик и поставить палатку у забора. Палатка промокла быстро, но снова спас тент. Фотки были бы забавные (практически на парковке лагеря, тент привязан к забору и под ним палатка), только вечером дождь помешал сфотографировать, а с утра там соревнования были и проснулся от того, что в 5 метрах от меня шум — выглянул, а там машин уже штук 20 стоит и люди с веслами ходят. Оказалось, был день соревнований на байдарках и каноэ…

День шестой, пятница

Утро без дождя, немного солнышка и ветер частично высушили тент. Шустренько собрался, забрал почти высохшие вещи у охранника. Посмеялись с ним вместе над реакцией его начальства.

К восьми утра поехал в магазин за акумом, спасибо «2Гис» и Эдику (показал магазин, в котором точно есть). Купил, приехал к Эдику, там еще Игорь подтянулся из соседнего бокса, сделал привычные ТО. Мужики предлагали остаться и съездить до Юры — это местный мастер по мотоциклам, который бы мне все починил. Желание остаться было, но так как надо было ждать до 14 часов, плюс сам ремонт, вряд ли бы я выехал дальше в этот день. А была уже пятница, у меня, по срокам, на путешествие и отдых на родине, в Кузбассе, было 2 недели, и каждый день задержки означал, что я с кем-то из друзей или родственников могу просто не встретиться. Посмотрели: зарядка идет, напруга 7,5 В, релюха залипает, а что еще для счастья надо?

Выехал в 12-30, Старушка бежит просто отлично, на улице тепло и солнышко, иногда тучки и дождь, но быстро потом высыхаешь и не холодно. Уже равнина, горы остались за спиной.

Когда уходил на Ишим (развилка после Макушино), заехал на заправку и понял, что акум опять сдох. Заправился перед убитым участком дороги (20 км булыжников и гравия, укатанных очень неровно) и до Ишима. Бедная Старушка… По таким колдобинам на первой передаче греемся, а глушиться нельзя — не заведусь, плюс сдохший акум дает о себе знать — как только обороты падают, один цилиндр отключается. Приходилось ехать на 2-3 передачах, пробил и без того пробитый задний левый амортизатор, про вилку вообще молчу… Все 20 км извинялся перед Старушкой и мысленно материл себя, что не остался в Челябинске отремонтироваться.

Заехал в Ишим в девять, все уже закрыто, подзарядиться не у кого, и вообще город пустой какой-то. Поехал дальше. Километров пять за мной ехала машина ДПС, а я без света, и на улице уже смеркалось, думал, что остановит, но, видимо, пожалел, моргнул, обогнал и поехал дальше.

Набрал по дороге воды в кафе, не глушась, дохал до Абатского. В поисках ночевки пару раз чуть не упал, пока разворачивался по полям. Ехал на второй скорости по полевой дороге к лесу, справа и слева высокая трава, перестали выключаться скорости (утром смотрел сцепление, было натянуто как надо). Пришлось на второй так и разворачиваться, снижаешь обороты — глохнет. Отъехал от трассы уже прилично, и толкать назад не хотелось (лес казался ближе, чем было на самом деле). В итоге все обошлось благополучно. Вернулся на трассу и заглушился. Свернул на проселку в сторону каких-то домов, дотолкал Старушку до ближайшего «леса», — а там молодые березки и кочки везде, на центральной подножке тонет в земле и прилечь хочет, а березки ее не выдерживают, хилые какие-то. Тут же комарики слетелись. Как ни странно, настроение было отличное. Снова вытолкал мотик на проселку и до домиков. Заметил один строящийся, у соседей напротив на всякий случай спросил, «не против ли они, если я тут палатку поставлю». В итоге мужик вышел, я ему вкратце все объяснил. Если раньше, когда спрашивают откуда, — говоришь «Из Питера», куда — «В Кемерово», реакция более эмоциональная была именно на «В Кемерово», то сейчас уже реагировали больше на «Из Питера». Как-никак, 3200 км.

Попросил у хозяев кипяточка, в итоге мне вынесли в пластиковом контейнере литра полтора свежего домашнего харчо и полбулки хлеба. Видимо, по мне было видно, что толком я давно не кушал, это была первая еда за день, а мой оптимистичный ответ на вопрос, есть ли у меня что покушать, что у меня с собой супы в пакетиках и консервы, не его не убедил. Поставил по темноте палатку, съел харчо, настроение отличное!

На счет Старушки в голове разные мысли в это время. Думаю, что движок внутри пострадал от кочек, а может и перегрелся. После Ишима движок стало жутко трясти на средних оборотах, на высоких — все отлично. Ну и плюс, сцепление пропало. Думаю над планом «Б» — дальнобойщиков ездит много. Как говорится, утро вечера мудренее!

Ява 350/634 и ее особенности

В самом конце 1973 года в Советском Союзе появилась первая партия мотоциклов Jawa новой модели 350 typ 634-01. Это был космос, и счастливчики, успевшие приобрести такой байк, гордились эксклюзивом.
Новая модель разрабатывалась специально для советского рынка, поэтому она получала ряд особенностей:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]