Многие мотоциклисты, предпочитающие экстремальную езду, в конце концов мечтают стать обладателями Сузуки эндуро. Но, современный рынок имеет богатое разнообразие мотоциклов этого класса, и неопытный байкер может просто растеряться от такого изобилия.
В данной статье мы познакомимся с одним из лучших, если не сказать легендарных мотоциклов, который имеет массу положительных характеристик – представляем Suzuki Djebel 250. Данный байк считается одним из лучших 250-кубовых «стальных коней» с которым езда по бездорожью будет доставлять истинное удовольствие.
Особенности выпуска
Suzuki Djebel 250 – (1992-1995).
Suzuki Djebel 250 – (1996-2008).
В 1996 году проходит рестайлинг, мотоцикл получает бак в два раза больше, а также косметические изменения. Но основным отличием поколения становится не это. С этого года байк выделяется в отдельную модель Suzuki Djebel 250 XC, а за основу берут DR250R.
Спустя два года, в 1998 году появляется уникальная модификация Suzuki Djebel 250 GPSver. На приборной панели поваляется встроенный GPS навигатор (правда только с японскими картами), но особого интереса эта разработка не вызывает и в 1999 году её выпуск прекращается.
Выпуск основной модели продолжается до 2000 года. В связи с введением эко-норм на модели меняют карбюратор. Через 8 лет, в 2008 году ужесточение тех же норм поставило крест на дальнейшей разработке. Даже обновленный карбюратор не смог отвечать новым требованиям.
005_MOTO_0310_042
После модернизации 2000 года Djebel обзавелся карбюратором постоянного разрежения, а кикстартер вошел в базовую комплектацию.
После модернизации 2000 года Djebel обзавелся карбюратором постоянного разрежения, а кикстартер вошел в базовую комплектацию.
Двигатель Djebel, как и многие «воздушники» Suzuki, работает шумно. При остановке порой раздается жуткое клацание — это тоже норма, не волнуйтесь. В моторе установлен автоматический декомпрессор, так что измерить реальную компрессию в цилиндре не удастся. Единственный способ проверки — на ходу (разумеется, если в арсенале достаточно опыта и хозяин позволит). Вообще, движки здесь ходят очень долго (есть опыт 100–150 тыс. км), но требовательны к качеству масла и воздуха (цилиндр — никасилевый). Поэтому следите за воздушным фильтром (он поролоновый, с пропиткой). А малейшие замеченные неплотности на впуске — повод отказаться от покупки. Клапанные зазоры регулируются шайбами (их придется заказывать после замера зазоров), но трудоемкость регулировки компенсируется относительно редкой ее необходимостью (как правило, это 20–40 тыс. км). Кстати, подтекающая прокладка крышки головки цилиндра обычно сигнализирует о том, что головку вскрывали.
Технические характеристики
Suzuki Djebel 250 XC | Параметр |
Тип мотоцикла | эндуро |
Выпуск | 1992-2008 года |
Тип двигателя | 249 куб. см., 1-цилиндровый, 4-тактный двигатель воздушного охлаждения (DOHC), электронное зажигание (CDI), 30 л.с. |
Система подачи топлива | карбюраторная |
Максимальный крутящий момент | 27 Нм |
Коробка передач | 6 МКПП (без нареканий, короткие передачи) |
Тип привода | цепной |
Рама | стальная |
Передняя подвеска | 43 мм телескопическая вилка с регулировкой на отбой и сжатие, ход — 280 мм |
Задняя подвеска | Моно-амортизатор на маятнике с регулировкой на отбой и сжатие, ход — 280 мм |
Передние тормоза | 1 диск, 250 мм, 2-поршневой суппорт |
Задние тормоза | 1 диск, 220 мм, 1-поршневой суппорт |
Разгон до 100 км/час | ~ 5 сек |
Комфортный крейсер | 110 км/час (если резина мотард) |
Запас хода | 400+ км |
Высота мотоцикла | 1 220 мм |
Высота по седлу | 885 мм |
Колесная база | 1 450 мм |
Объём бензобака | 17.5 л |
Расход топлива | 2.13 л на 100 км пути |
Масса мотоцикла | 118 кг (сухая) |
Модель DR250R, которая легка в основу нового Djebel многими пользователями использовалась как Dual Sport. (турист + эндуро). Разработчики учли эту возможность и при использовании того же мотора немного его перенастроили.
Но в основном это оставался все тот же 1-цилиндровый, 4-тактный двигатель воздушного охлаждения.
Двигатель – вид слева.
Двигатель – вид справа.
Цепной привод.
Трансмиссия и сцепление
Необычным для эндуро стала установка 6-ступенчатой КПП.
Работала она хорошо, никаких нареканий у пользователей не вызывала. Единственной данью классу стали короткие передачи — щёлкать приходилось часто.
Основной привод стандартный — цепной.
Тормоза
Передние тормоза.
Задние тормоза.
Несмотря на попытку сделать бюджетный внедорожник, мотоцикл получил дисковые тормоза. По одному диску на каждое колесо.
Поддержка на 2 поршня спереди, 1 — сзади. Диаметр роторов соответственно 250/220 мм.
Приветствую, друзья! На улице зима, волки воют у окна, на коленях старый кот, так вот пишется отчёт! Ну, традиционно на столе кружка с горячим нетрадиционным цикорием и молоком. Чей-то я подсел на него. А ещё творожные плюшки! Ням-ням.
Это всё к чему, а к тому, что я 2 сезона отъездил на замечательном эндуро Suzuki Djebel 250XC 2003 года, намотал около 14 000км и вот, хочу поделиться впечатлениями. Чую своем чуем, что пост получится большой с кучей фоток.
Дело в том, что я какой-то наркоман и считаю, что нашёл для себя идеальный мотоцикл. А ещё, я теперь считаю, что мотики подобные Джебелю, достойны гордо именоваться Турэндуро. И я объясню почему. Под катом Вторая часть ЗДЕСЬ. Это… понятия не имею сейчас к чему приведёт мой рассказ, так что заранее извиняюсь за некоторую сумбурность и тонкий запашок безумия в моей писанине.
Значится так. Всё началось с того, что во владении у меня был красавец круизер Suzuki Desperado 400. Мой отчёт о нём, можно почитать ЗДЕСЬ. Отличный мотик, но для РОВНЫХ дорог. К сожалению, у нас с этим туговато и асфальт скорее напоминает морщинистую задницу кентавра, уж извините. Под протестные боли в спине, я не сдавался и объездил все асфальтовые дороги вокруг своего дома в радиусе 200 км. И чей-то как-то скучно стало. Всё чаще взгляд падал на извилистые полевые дорожки уходящие за опушку леса. Всё чаще удары жёсткой короткоходной подвески размягчали мой тазобедренный череп. И наступил однажды переломный момент, словно какая-то чаша переполнилась и я начал засматриваться в сторону более универсальной техники.
Я пошёл в этот ваш интернет и нашёл там вот это:
Но потом, после нескольких дней изучения информации по мотикам, я выбрал Джебель. И был таков! Вот такой он ко мне приехал. М-а-а-ленький мой.
Ну, потом я всё-таки выехал в снег. Но перед этим не выдержал и завёл мотик прямо дома. Ох как у меня волосы зашевелились в потаённых местах, когда я впервые услышал тарахтение одностволки! Так вот, я выехал и спустя минут пять я впечатался мордой в снег. Пробороздил шлемом здоровый такой каньон. Подскользнулся конечно же без шипов то. И тут же озадачился изготовлением МОРДОВОК. Сделал цепи на колёса. Но как-то они не особо впечатлили. Поэтому, на следующую зиму я объёжил покрышки дюбелями и получилось самое то! Катаюсь на них и сейчас, пугаю лесных бабушек, нанизываю на шипы шишки, веточки, кошек, зверей.
Блин, чей-то меня понесло в воспоминания. Никому же это не интересно. Так что, приступим к делу!
Эндуро, а как оно вообще?
Да неплохо! Да даже офигенно! Я то думал, что это будет небольшой такой мотик, как раз для людей с довольно изящным телосложением, типа как у меня, ну, то есть дрищей. А он оказался копец какая образина! Я удивился, подождал, пока хоть чуть-чуть сойдёт лёд перед гаражом и отправился в первую поездку.
Непередаваемые отютения надо сказать. Настолько по разному чувствуешь себя за рулём эндуро и круизера. Это как… как… как мясо! Как курятина или свинина. Вроде курятина и мясо, но какое-то ненастоящее, какое-то птичье что ли. А вот свинина дааа… Ох это жыр, шпик, сало с кусочками кожи и торчащими чёрными упругими волосами. Ммм… Неприлично высоко, как на троне восседаешь на эндуро. Причём на мягком, но весьма узком троне. А как он легко рулится, а как он проезжает кочки, но как его сносит ветром от фур… А холодно же ещё было, снег, талые ручейки и я такой горделиво приехал эндурить впервые в жизни. Восторг в глазах и струйка пота стекает по спине вниз, откуда нету выхода. Уже пришлось потолкать его в грязи. Оказывается универсальная резина та ещё гадина. Я заехал на офигенный холм с классным видом на нашу реку, ещё покрытую льдом. Ох, я чувствовал себя просто окрылённым. И вот, доокрылялся:
Оказывается универсальная резина такая универсальная, что посреди горы начала буксовать. Я немного не ожидал такого поворота событий и разволновался. Меня начало тянуть назад, а склон то там о-го-го какой. Что-ж делать, думаю? Тормозить оно не тормозит, а только ускоряется и тянет, тянет меня назад. Вывернул руль и мягко завалился в сторону склона. Ох, какой был адреналин!
Но, это ладно. Потом, когда уже всё подсохло, я начал постепенно больше ездить вне асфальта. И тут меня всё больше и больше стало накрывать. Ещё сидя на блестящем Десперадо меня окрыляло чувство свободы. Но тут чувство усилилось вдесятеро. Сидя на эндуро я чувствую безумную, всепоглощающую безграничную свободу. Мне копец как надо понюхать цветочки вон на том холму. Поехали! Ой, по-пути грязь? Поехали! Пашня? Поехали! Болотинка? Поехали! Песок? Лесная тропинка? Снег? Поле? Лунный грунт? Молочные реки, медовые фонтаны? Лорд Волдеморт? ПОЕХАЛИ! Дороги становятся не важны, важны лишь направления.
Так, какой-то я непоследовательный наркоман. Давайте ка последовательно наркоманить.
Внешний вид
Ну, я честно говоря, не знаю, какой дизайн может быть у эндуро… По-моему дак все они отличаются лишь формой бака и фарой. Пластика на них минимум, хрома нет совсем, колёса все одинаковые. Я и в одежде то не особо разбираюсь, так что мне внешний вид как-то не особо и важен. Единственное — здоровенная, как луна, фара придаёт какой-то глуповатый вид мотику. Ну и что! Зато светит она, как солнце.Поехал я однажды, значится, на фестиваль воздушных шаров в г. Кунгур. Можно, кстати, почитать ЗДЕСЬ. Так вот, там так забавно получилось, что я кушал отвратительное домашнее жаркое в кафе, и когда с удовольствием оттуда вышел, то наткнулся на группу мотоциклистов, едущих на фестиваль. Оказалось, что гордых владельцев двухколёсных пускают прямо на стадион, где проходило действо. Ну, я и заехал туда, как господин. Встал рядом с остальными мотиками. Гляжу, девочки в мою сторону идут с телефонами и фотиками. Я тут же подобрался, поправил волосики, встал в горделивую позу. Жду. Стою, не двигаюсь. Краем глаза то гляжу, а они проходят мимо меня и начинают щёлкать затворами около Голды, обвешанной гирляндой, а потом почапали в сторону спортов. Ну и ладно! Зато я могу проехать по грязи, а они нет! Я могу ронять мотик, а они нет! Я могу действительно ехать куда захочу, а они нет! Я — Дима, а они нет! В общем, за все 2,5 года владения Джебелем, никто его не сфоткал. Ниразу. Никогда. Так что, господа которые думают, что, мол, будет у меня эндуро и все девки мои, сильно то не радуйтесь. Хотя, если вы найдёте девку, которой понравится именно философия эндуро, считайте, что вам повезло. А мне повезло!
Двигатель
Двигатель тут есть, да. 250cc и 31л.с. Воздушное охлаждение с масляным радиатором. По-моему дак офигенное решение. И лишних узлов и магистралей нет, как в случае с полноценным жидкостным охлаждением, и эффективность охлаждения больше, чем в случае с чистой воздушкой.
Чей-то я всегда читал, мол, ОДНОСТВОЛКА ВИБРАЦИИ ПАРКИНСОН ГРОБ КЛАДБИЩЕ и далее. Да нифига подобного! Вообще вибраций нет. Может у меня очень мягкая, здоровая и упругая задница и потому я не чувствую их. Но подобных комплиментов о своей попе я не получал, а значит, вибраций действительно нет. Да ё-моё, Десперадо и тот вибрировал сильней, особенно на 4ой и на скорости 70км/ч.
Заводится всегда хорошо. Есть даже кик-стартёр, но им я пользуюсь только зимой. Масло двигатель не ест. Я тоже не ем. Конечно, первый вопрос — а хватает ли мощщи? А вот хватает! Мне хватает и на трассе, и на бездорожье. Каждому своё, конечно, но мне всё ещё страшно откручивать газ на второй передаче. Прёт страшно. Знаю, я впечатлительный паренёк, я всё ещё плачу, когда Фродо уплывает в Валинор, но мотик реально прёт! Я вот даже не знаю, есть ли там отсечка, т.е. ограничитель оборотов. Мне страшно так откручивать. Всё относительно, конечно. В сравнении с кроссачами, Джебель едет, как пенсионер. Но, ведь и я пенсионер! Так что всё зашибись! Но, что интересно, на Десперадо с его 400сс и 38л.с. можно было спокойно тронутся с холостых оборотов, а тут уже нет. Крутящего момента не достаточно для этого. Но на гружёном мотике и с вещами, я и месил грязь, и взбирался в горы, и ездил по лесу и в далёкие края. Мощности хватает.
Чего ещё можно рассказать? Не знаю… ничего не ломалось, я его не разбирал, вообще не знаю что там внутри. Вполне вероятно, что там маленькие пупырчатые существа крутят колёсики. Квантовая физика вполне это допускает. Но, на всякий случай я подливаю туда 1,2 литра полусинтетики от Лукойла. А чего? 650р за 4 литра. Я тут считаю теперь, что лучше лить дешёвое масло, но менять его чаще. Вот и меняю я его через 2500-3000 км. Всё работает идеально. Вот. Клапана не регулировал. По мануалу они регулируются раз в 20 000 и регулируются шайбами.
Подвеска
И подвеска тут есть. И после Десперадо, я чувствую себя сидящим на ванильном облачке. Так всё мягенько, волнообразно, безмятежно. В интернетах этих ваших пишут, мол, мелкие неровности не чувствуются вообще. Да конечно! Всё чувствуется, только это что-то на уровне мелкого раскачивания. Т.е. ты знаешь, что под тобой такая-то и такая-то поверхность, но подвески сглатывают неровности и уменьшают их в 10 раз. Не знаю как объяснить свои ощущения, но подвески мне очень нравятся. Единственное, что я заметил — это езда по гравийке, когда там есть волны. Я вообще провёл несколько бессонных ночей в попытках выяснить, откуда ж берётся эта стиральная доска, пытался понять физику процесса, но уснул. Так вот, как-то странно заднее колесо начинает себя вести при определённой скорости, словно я нажимаю тормоз. Мотик на секунду замедляется, а потом вновь вырывается вперёд.
Есть в подвеске пресс-маслёнки для смазки узлов прогрессии. Но я так их и не обслужил ни разу. Займусь ка по весне. Ещё есть регулировки отбоя, преднатяг пружины и демпфирование сжатия. Я покрутил пару раз какие-то винтик на каком-то баллончике, который отвечает за регулировку демпфирования задней подвески. Но разницу никакой не заметил. Поставил в среднее положение и забыл. Не знаю, меня всё устраивает.
Больше скорость — меньше ям! Оче хорошее правило. Особенно с пассажиром и борохлом в сумках. Мотик идёт ОЧЕНЬ мягко. По гравийке и грунтовке как по асфальту, реально. Вот тут можно сказать, что ямок не чувствуется совсем. Но подвеску с пассажиром и вещами ни разу не пробивал. Зато чувствуется некая валкость, и сильно проседает передок при торможении, но всё очень даже терпимо.
Прыгать я не прыгаю, я боюсь. Как-то раз сунулся на трассу для мотокросса, разогнался чуть-чуть, полетел в сторону трамплина, взлетел и чуть не выложил со страху несколько силикатных кирпичей. Ещё бы немного, то добавился бы и раствор к ним. Чей-то я не ожидал, что такое забавное ощущение в желудке от невесомости будет. Немного приноровился прыгать. Причём, мне казалось, что я взлетаю как Икар, и чувствую жар солнца на носу, но посмотрев своё видео, понял, что я немного наивен и на самом деле я прыгал всего лишь на полметра.
На трассе
Ну, нынче я много куда катался. И очень много по асфальту. Так вот, в сравнении с Десперадо, Джебель менее устойчив на дороге. Оно и понятно, ибо тут во главе угла стоит вес и положение центра тяжести. Вес маленький, а центр тяжести высоко, вот и немного швыряет мотик от ветра, от фур, от продольных щелей в асфальте.
Расход по трассе получается 4,5 л/100км. Это если пилить со скоростью 85км/ч. Не знаю почему, но на такой скорости мотик идёт очень мягко, вибраций нет никаких, словно сидишь на желатиновом диване. А бака объёмом 17 литров хватает на 350 км. Это до резерва. Ещё и на резерве сколько-то. Но я наркоман, так что всегда вожу с собой 5л канистру. Ни разу не пригодилась ещё. Может потому что там у меня чай…
Задница устаёт ехать долго. Жопные упражнения надо какие-то делать, чтобы не затекала. Или просто встать в стойку на 30 секунд, и можно опять пилить километров 20. Даа… злободневная тема, мол, а как фуры то обгонять??? Да, динамика после 90км/ч уже не та, но до 90км/ч всё хорошо. Да и если фура едет 90км/ч, то я еду за ней. Да даже если едет 85км/ч, то я всё равно еду за ней и не рыпаюсь обгонять. А всё почему? А потому что обгон — самый опасный манёвр. А каков выигрыш по времени если ехать 85км/ч или 90км/ч? Хорошо, что я школу не прогуливал, но всё равно дурак. Так вот, пусть у нас есть расстоянии в 100км. Сколько понадобится времени, если наша скорость будет 85км/ч? T=S/V. T=100/85*60=70.5 минут. А если шпарить 90км/ч? T=100/90*60=66.6 минут. Ух, сотона! Т.е. разница всего 4 минуты! Это я всё к тому, что стоят ли эти 4 минуты, чтобы ускориться на 5км/ч, что неминуемо повлечёт за собой опасные обгоны? Я для себя решил, что нет, нафиг! Хочешь проехать больше? Останавливайся реже, а не едь быстрей. Вот.
Зато, такой-то кайф, когда в поисках ночлега, можно съехать куда угодно в поле, прокрасться по буеракам и выбрать самое тихое и прекрасное место. Эх…
К сожалению, далее вступает ограничение на размер поста, так что продолжение во второй части. А там будут ещё следующие пункты:
В своей стихии Зимой Затраты на владение Надёжность Турэндуро? Итог Нотка психологии
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.
Ходовые характеристики
Измеренная на тестах, максимальная скорость — 135 км/час. Пользователи отмечают, что такие цифры увидишь редко. Ездить на такой по лесу могут позволить себе только самоубийцы, а по асфальту разогнаться не даёт «злая» стоковая резина. В то же время комфортный крейсер — 100-110 км/час.
Разгон с места до 100 км/час для эндуро не так уж и важен, но по тестам пользователей в районе 5 сек.
Расход топлива
Расход, по документации производителя — 2.13 л на 100 км пути. Нужно учитывать, что это японские показатели, так как модель на экспорт не рассчитывалась. Пользователи из России говорят что бак в 17.5 л, обеспечивает запас хода на одной заправке — 400 км и более.
Достоинства Джебеля – рассматриваем все варианты
Чтобы байкер понял, чем так привлекателен Djebel для мотоциклистов, рассмотрим все его преимущества:
- В отличие от всевозможных конкурентов, на Джебеле необходимо менять масло раз в 5000 км. При правильной эксплуатации и своевременном ТО, на нем можно проехать от до 150000 км, без капитального ремонта. Еще один плюс – жесткая рама, которая отлично переносит серьезные аварии, падения и удары;
- На Джебеле можно спокойно преодолевать огромные расстояния даже по асфальту! Благодаря комфортному сиденью, вместительному баку и даже багажнику, поездка в соседний город покажется приятной прогулкой. Специалисты дали определение этому эндуро – отличный. Байк спокойно идет как по грязи, так и по асфальту;
- Клиренс байка приравнивается к 30 см, тогда подвески 28 см. С такими показателями, такое препятствие как кочки и ямы станут просто незаметными.
Теперь что касается недочетов Сузуки Джебел 250:
- Если сломается задний тормоз, то все, приехали. Конструкция байка такова, что его нельзя отремонтировать;
- Иногда «шалит» датчик подножки. При выкинутой подножке двигатель автоматически глушится, что крайне удобно для новичков. Но иногда, при езде по серьезным препятствиям, он начинает срабатывать автоматически и глушить двигатель – это может создать ряд проблем опытным байкерам (именно поэтому они от него избавляются).
В остальном мотоцикл просто идеален.
Модификации
Так как байк прожил довольно непростую жизнь от модификации до отдельной модели — создавать другие мотоциклы на его основе не стали.
- Suzuki Djebel 250 GPSver, появившаяся в 1998 году отличалась уменьшенной вдвое по ширине приборкой. На освободившемся месте монтировали монитор навигатора. Других изменений она не имела.
Модель Djebel 250 GPSver с новой приборной панелью.
и конкуренты
Но байк не ускользнул от взглядов конкурентов. Свои модификации представили все остальные японцы, правда идею со встроенным навигатором не смог повторить никто.
- Honda предложила XR 250 Baja, на базе которой потом собрала ещё и мотард.
- Kawasaki выставил KLR 250, которую, так же как и Honda неоднократно модифицировал. Поколения получали индексы в виде букв — от А до D.
- Yamaha на внутренний рынок поставляла TT250R, на экспорт TT-R250 Raid, создав определённую путаницу, которая отнюдь не способствовала популярности модели
Плюсы и минусы
Этот мотоцикл называют легендарным за свою простоту и надёжность.
Suzuki Djebel 250 – легкий, сильный и простой, подходящий как для прохватов вокруг дачи, так и для серьезных походов на дальняк.
- Запас хода, которым может похвастаться далеко не каждый одноклассник — большой бак + экономичный движок = почти 500 км.
- Непритязательность к топливу —какое есть на близлежащей заправке.
- Подвеска, не имеющая больших возможностей регулировки уже с завода настроена так, что «лежачих полицейских, бордюры или ямы можно проскакивать не снижая скорости».
Нижнее крепление заднего амортизатора позволяет делать мотоцикл выше–ниже на пару сантиметров.
- Свет — обычно самое неудачное место у эндуро, но тут инженеры сделали ход конём, вкрутив в фару лампочку в 200 (!!!) ватт.
- Наличие электро и кик-стартёра, позволяющее завестись даже при убитом АКБ.
- Багажник (!!!) на который можно установить кофр, превратив мотоцикл в дорожный.
Вариант максимально возможной комплектации с тремя (!) кофрами и сумкой на бензобаке.
Как говорят те, кто успел прокатиться — всё отлично, но динамики бы хотелось больше.
Недостатки Suzuki Djebel 250
Задний амортизатор нельзя отремонтировать
В Джебеле нельзя отремонтировать задний амортизатор, поэтому если он сломался, то придется его менять полностью.
Датчик подножки иногда срабатывает когда не надо
Датчик подножки принудительно глушит мотор, если мотоциклист включил передачу, но не убрал подножку. Это удобная функция для новичков, но часто бывает, когда из-за серьезных скачков на бездорожье этот датчик срабатывает и глушит мотор, то становится не удобно. Поэтому многие опытные джебеловоды отключают этот датчик.