Ижевский ИЖ
Этот завод создавался для производства оружия. Тем не менее, здесь в период с 1929 по 2008 год выпускались мотоциклы, завоевавшие популярность среди жителей всего СССР. Модели «Юпитер», «Планета» были надежными помощниками советских граждан.
На таких средствах передвижения с колясками передвигались сельские жители, перевозя жизненно необходимый груз. В 1973 году Ижевский завод выпустил спортивную модель ИЖ Планета Спорт. Этого двухколесного коня «слизали» с японских и немецких прототипов тех времен.
Мощность его двигателя составляла 22 «лошадки». Кроме того, в отличие от обычных экземпляров, эта модель отличалась достаточно высоким качеством. Именно поэтому она активно продавалась в Финляндии, Великобритании, Нидерландах.
Двухколесные и трехколесные средства передвижения отличались неприхотливостью, надежностью, высокой ремонтопригодностью. Их выпуск начался в 1951 году.
При этом за основу конструкторы взяли немецкий мотоцикл DKW NZ 350.
На протяжении всей своей истории ИЖ в приоритете был выпуск оружия. Сейчас мотоциклы выпускаются очень маленькими партиями.
Первые мотоциклы ИЖ: как рождалась легендарная советская марка мотоциклов
Встретить легендарный мотоцикл ИЖ сегодня на улицах можно нечасто. Но ещё 20 лет назад двухколёсные и трёхколёсные кони из Ижевска были довольно распространены. В эпоху Советского Союза мотоциклы ИЖ обходили по популярности знаменитый Урал, они были дешевле и купить их было проще.
В 1929 году на Ижстальзаводе группа инженеров под руководством П. В. Можарова начала работу по созданию мотоцикла для участия во Всесоюзном мотопробеге. Интерес и стремление разработчиков настолько велико, что всего за несколько месяцев они собрали 5 различных опытных образцов мотоциклов, от мощного и брутального ИЖ-1 до более компактного но проходимого ИЖ-5. Остановимся детальнее на мотоцикле ИЖ-1, всё-таки он был первый.
Тяжёлый байк создан с применением новаторских технологий своей эпохи. По тем временам его можно было смело назвать одним из самых продвинутых мотоциклов мира. Мощный (1,2 литра, 24 л. с) четырёхтактный двухцилиндровый двигатель V-образного типа, 3-ступенчатая КПП, коленчатый вал мотора располагался продольно. Максимальная скорость 65 км/ч. Мотоциклы ИЖ-1 и ИЖ-2 отличались друг от друга незначительно. Эти тяжёлые байки были удобны в управлении. У ИЖ-1 был недостаток, он крайне плохо справлялся даже с лёгким бездорожьем, на ИЖ-2 эту проблемы решили.
ИЖ-3 оснащался двухцилиндровым V-образным 750-кубовый силовым агрегатом. ИЖ-4 и ИЖ-5 были лёгкими мотоциклами, с меньшим объёмом двигателя, зато весьма шустрыми и манёвренными.
Все 5 моделей успешно преодолели трассу мотопробега протяжённостью более 3 тыс. км. Однако к производству правительство одобрило лишь один из них — ИЖ-4. Позже и этот проект задвинули. Правительство СССР не считало нужным устраивать технические гонки с мировыми мотопроизводителями и конкурировать с ними. От инженеров требовали создать максимально простенький, дешёвый мотоцикл, чтобы позже запустить его в серию. На более же сложные проекты денег просто не давали.
Конечно, с точки зрения технологий это было серьёзной ошибкой. Искусственно заложили отставание страны и отечественных мотоциклов от мирового мотоциклостроения. Но приказы партии не обсуждались, инженеры воплотили в жизнь требования чиновников, разработав в 1933 году модель ИЖ-7.
Мотоцикл ИЖ-7
Именно ИЖ-7 стал первым серийным мотоциклом Ижевского завода. Он подвергся операции «снижения трудоёмкости», исчезли передние щитки, вместо удобных больших плоских подножек поставили небольшие круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная монетка, и ещё много изменений, существенно снижающих комфорт от вождения и негативно влияющих на характеристики мотоцикла. ИЖ-7 оснащался одноцилиндровым, двухтактным с воздушным охлаждением, двигателем, объёмом 293 куб.см и мощностью 5,5 л. с. Максимальная скорость 80 км/ч, расход горючего 6–7 лит/100 км при ёмкости топливного бака — 12 литров.
Мотоцикл ИЖ-7 выпускался на протяжении 4 лет. Он успел поучаствовать в 8 мотопробегах и соревнованиях. Всего было изготовлено 5779 мотоциклов. Цена ИЖ-7 составляла 3360 рублей. В 1938 году на смену ему придёт следующее поколение мотоциклов — ИЖ-8.
Киевский «Днепр»
Тяжелый мотоцикл с коляской, который выпускался Киевским мотоциклетным заводом (КМЗ), приобрел огромную популярность среди жителей необъятного Советского Союза. Ведущее колесо на коляске позволяло преодолевать любое бездорожье. МТ-9 выпускался с системой автоматического выключения сцепления, опережения зажигания.
Модель МТ-9 выпускалась уже с задней передачей. МТ-10 получил 12-вольтовую электрическую систему, более вместительный топливный бак.
Самой продвинутой в техническом плане стала модель МТ-11, которая получила четырехтактный двигатель мощностью 32 «лошадки», 4-ступенчатую КПП.
Здесь использовался стояночный тормоз, ведущее колесо коляски, задняя скорость. Грузоподъемность аппарата составляла 260 килограмм, поэтому этот «железный конь» был настоящим помощником в хозяйстве. С полным приводом была также выпущена модель МТ-16.
Предприятие КМЗ было основано в 1945 году. Последние байки сошли с конвейера завода в 2008 году. Уже в 2021 году с завода вывезли буквально все оборудование.
Ирбитский «Урал»
Предприятие по выпуску мотоциклов «Урал» было основано еще в 1941 году. Перед этим инженеры закупили в Швеции 5 байков BMW, разобрали их до винтика, изучили технологию обработки деталей и начали собственное производство. Во времена Второй мировой войны мотоциклы начали выпускать на Урале. Кроме того, отдельные производственные площади разместили на автоприцепном заводе.
За годы своего существования до 90-х выпущено миллионы мотоциклов с коляской, которые отличались выносливостью, надежностью и неприхотливостью. Небольшие партии продукции выпускаются по сегодняшний день (даже после кризиса 90-х).
«Минск»
ММВЗ основали еще в 1945 году. С 1951-го началось серийное производство мотоцикла «Минск». Сейчас завод специализируется на выпуске спортивной, дорожной техники. Его приватизировали в 2007 году.
Минский байк является легким дорожным агрегатом, управлять которым легко и приятно. Первой моделью предприятия стал мотоцикл, построенный на основе немецкого DKW RT125. Он был настолько удачным, что его выпуск наладили в 7 странах мира.
Производство началось на базе оборудования, технической документации немецкого завода, который демонтировали в советской зоне оккупации.
Мотоциклы этой марки оснащались 125-кубовым двигателем. Они отличались практичностью, выносливостью, высокой ремонтопригодностью.
Здесь также выпускались велосипеды «Орленок», «Ласточка», «Минск».
Предприятие распалось на несколько мелких обанкротилось в 2018-м. ООО «Мотовелозавод» по сей день производит велосипеды KRAKKEN.
Купить в интернет-магазине, лучшие цены, недорогая доставка
В сентябре 2009 года исполнилось 80 лет с того дня, когда был выпущен первый мотоцикл ИЖ. История производства мотоциклов в Ижевске неразрывно связана с именем Петра Владимировича Мажарова. Он был заядлым мотоциклистом и талантливым инженером. Именно он фактически организовал серийное производство мотоциклов в Советском Союзе.
П.В. Мажаров родился 7 сентября 1888 года. Его способность работать руками и могучий талант конструктора проявились еще до революции. Он ремонтировал катера и автомобили, а в 1914 году сумел даже восстановить трехместный самолет, на котором позже летал над окрестностями Тамбова, где было расположено имение его отца.
Но истинной его страстью были мотоциклы. С 1924 года Мажаров работал в Ижевске. Там очень долго вспоминали, как он каждый день оглушительным треском летел из барака, в котором он жил, на работу и вечером возвращался обратно. У него был немецкий мотоцикл, единственный в то время в городе. Эта страсть его передалась всем жителям Ижевска.
Весной 1928 года Мажаров подал руководству официальное предложение о том, что на Ижстальзаводах необходимо организовать производство мотоциклов. Первое конструкторское бюро. которое стало заниматься разработкой мотоциклов было создано в том же году на Ижстальзаводе Ижевска. Первым его руководителем стал сам Мажаров. Первые мотоциклы были разработаны, изготовлены и испытаны под его руководством.
Первый мотоцикл «ИЖ-1» был выпущен 17 сентября 1929 года. Это был красавец весом 300 кг, с прогрессивной в то время карданной передачей и штампованной рамой. Эта модель была наиболее важна для завода. Следующую модифицированную модель, имеющую привод колеса коляски и принудительное охлаждение двигателя, назвали «ИЖ-2». Самый же первый мотоцикл, на который был установлен мотор Wаndеrеr, был обозначен как «ИЖ-3». Те, кто занимается историей техники, считают, что первый ижевский мотоцикл был создан 17 сентября 1929 года. Но это неверно. ИЖ-1 был изготовлен после ИЖ-3, который сделали и обкатали еще весной того года.
На 1929 год пришелся наибольший расцвет таланта Мажарова. Всего за 8 месяцев он сумел разработать 5 моделей мотоциклов с полной компоновкой и создать эскиз шестой модели. На свет пришло известное всем поколение «Ижей» — «Иж- 1», «Иж-2», «Иж-3», «Иж-4», которая была лучшей из всех моделей ИЖ, «Иж-5», «Л-300», «Тремасс-300», «НАТИ-А-750».
В 1932 году при Наркомате тяжелой промышленности была создана специальная комиссия, которая занималась проблемами производства мотоциклов. Она приняла решение об организации Ижевского мотоциклетного завода на базе опытных мастерских Ижстальзавода, где были изготовлены первые модели ИЖ-2 и ИЖ-2. Уже в 1933 году на этом заводе начали изготавливать мотоцикл ИЖ-7. Это был вариант Л-300, улучшенный и доработанный Мажаровым. Некоторые из этих мотоциклов дожили и до нашего времени. После этого Мажаров продолжал работу над советскими мотоциклами в Москве и Ленинграде. Довелось ему побывать и за границей
В 1934 году П.В. Мажаров умер.
Массово мотоциклы начали производить на машиностроительном заводе в Ижевске в 1946 году. Уже в 1945 году, сразу после того, как закончилась война, там снова была создана конструкторская группа. Вскоре на завод была привезена из Германии техническая документация и чертежи мотоцикла ДКВ «НЦ-350». Почти ничего не изменив в конструкции мотоцикла, на заводе сразу начали изготавливать его копию, названную ИЖ-450. После того, как была поведена основательная модернизация мотоцикла, он получи название ИЖ-49. При его конструировании были использованы такие технические новшества, как задняя подвеска, оснащеная гидравлическими амортизаторами, передняя вилка по типу телескопа и многое другое. Это позволило получить очень удобный в эксплуатации и комфортабельный мотоцикл.
Вскоре небольшой город Ижевск стал буквально столицей по производству мотоциклов. В конце 70-х годов там выпускалось до 350 000 мотоциклов в год. Ижевские мотоциклы отличались хорошей проходимостью на плохих дорогах. Среди населения страны они стали очень популярны. Несколько позже начался выпуск спортивных мотоциклов, которые предназначались как для кроссовых соревнований, так и для шоссейно-кольцевых гонок. Но настоящее признание мотоциклы ИЖ получили тогда, когда появилось прославленное семейство «ИЖ — Планета спорт», «ИЖ — Планета», «ИЖ — Юнкер» и ИЖ — Юпитер».
В наши дни любителям мотоциклов предлагают свою продукцию ведущие мировые производители. Российские мотоциклы не очень конкурентоспособны в плане дизайнерских решений и технических характеристик. Но и до сих пор народ любит эти мотоциклы. Они относительно недороги, сконструированы достаточно просто. Кроме того, к ним несложно найти необходимые запчасти и комплектующие.
Модели 1929 г. Конструктор П.В. Можаров. ИЖ — 1Мотоцикл относится к классу тяжелых мотоциклов.
В основе мотоцикла лежит штампованная рама из двух цельных ферм. Нижняя часть рамы служила так же и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. Это была внушительная по весу и габаритам машина с двухцилиндровым четырехтактным V-образным двигателям рабочим объемом 1200 куб. см. и максимальной мощностью 24 л.с. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трехступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом.
Машина предназначалась для эксплуатации как с пассажирским так и грузовым прицепами. Запас мощности обеспечивал возможность движения по самым сложным дорогам. ИЖ — 2 (модификация ИЖ — 1)
Предназначался для тяжелого бездорожья и распутицы. Характерными чертами являются:
четырехтактный двухцилиндровый V-образный двигатель с карданным приводом на заднее колесо; наружная хребтовая рама из штампованных элементов; нижние ветви рамы одновременно являются выхлопными трубами и глушителями; подвеска заднего колеса рессорная, рычажная; ось заднего колеса жестко закреплена на раме; ручное переключение передач привод на колесо коляски корфы над осью заднего колеса.
В отличие от базовой модели он имел принудительное охлаждение и усиленную коляску. Мотоцикл мог перевозить четверых: водителя, пассажира на заднем сидении, двух пассажиров в коляске. ИЖ — 3
Чтобы сократить объем разработок П.В. Можаров применил в этой модели силовой агрегат от мотоцикла фирмы Wanderer. Двигатель четырехтактный двухцилиндровый V-твин объемом 750 куб. см., разборная рама из стальных штампованных элементов, подвеска переднего колеса рычажная, вилка параллелограмного типа с прогрессивной пружиной (диаметр навивки возрастает к середине). Ось заднего колеса жестко закреплена на раме. Привод заднего колеса осуществляется втулочно-роликовой цепью. ИЖ — 4Модель легкого мотоцикла. Одноцилиндровый двухтактный двигатель германской фирмы `Stock` рабочим объемом 200 куб. см., карданный привод заднего колеса, рама из штампованных элементов, вилка параллелограмного типа. ИЖ — 5
Четырехтактный двигатель с одним, расположенным вертикально, цилиндром объемом 400 куб. см. Привод заднего колеса закреплен втулочно-роликовой цепью. Рама, бензобак, седло и руль — это доработанные части мотоцикла Neander. В этом мотоцикле вместо колесной подставки впервые был использован боковой упор.
Модели ИЖ — 7, ИЖ — 8, ИЖ — 9, ИЖ — 12
ИЖ — 7
Трехскоростная коробка передач с сухим многодисковым сцеплением, одноцилиндровый двухтактный
двигатель с воздушным охлаждением. Мотоцикл показывал хорошие качества и в ряде состязаний занял первые места.
Одноместная машина с одноцилиндровым двухтактным двигателем с двойной продувкой и воздушным охлаждением. На этой машине слесарь-сборщик Николай Пешехонов, участвуя во Всесоюзных соревнованиях, не раз становился чемпионом, и ему первому в Удмуртии было присвоено звание мастера спорта СССР
Конструкция четырехтактного одноцилиндрового двигателя с двойной продувкой и воздушным охлаждением была разработана ленинградским . Трехскоростная коробка передач со скользящей парой шестерен постоянного зацепления. ИЖ — 12
Мотоцикл ИЖ — 49 и его модификации
История. ИЖ — 49
Амортизаторы подвески заднего колеса и телескопическая вилка переднего, а так же низкая посадка сделали эту машину незаменимой при езде по проселочным дорогам. Подвеска заднего колеса и телескопическая вилка обеспечивали мягкость хода. На 49-м штампованная рама и закончила свое существование
Мотоцикл ИЖ — 56 и его модификации
История. ИЖ — 56
Вместо штампованной рамы была применена рама сварная, трубчатая, сдвоенное седло придало мотоциклу новую форму , обусловило новую, полуспортивную посадку водителя, подвеска заднего колеса осуществлена при помощи качающейся вилки и двух пружинно-гидравлических амортизаторов, шарнирно связанных с рамой, передние и задние колеса взаимозаменяемы, цепь, идущая от коробки передач к заднему колесу была защищена герметическим кожухом. Двигатель этого мотоцикла имел цилиндр, состоящий из оребренной алюминиевой рубашки с запрессованной в него чугунной гильзой.
ИЖ — 58 и его модификации
Оригинальным в его конструкции было соединение двух коленчатых валов одним маховиком, расположенным в специальной камере между цилиндрами. После проведения полного цикла стендовых и дорожных испытаний двигатель ИЖ-58 был рекомендован в серийное производство. Мощность двигателя 18 л. с. Двигатель устанавливался на экипаж, унифицированный с экипажем мотоцикла ИЖ-56. Мотоцикл сначала именовался ИЖ-58, а затем Иж-Юпитер. Выпуск мотоцикла производился в двух модификациях — как для езды в одиночку, так и с боковым прицепом.
ИЖ Планета. История моделей
На базе мотоцикла «ИЖ — 56» в 1962 году создается его модификация «Иж Планета». Мотоцикл отличался от «ИЖ — 56» конструкцией бензобака, седла, переднего и заднего щитков, глушителями. Так, неподвижное седло было заменено легкосъемным, вместо штампованных щитков применены штампосварные. ИЖ Планета — 2
Повышенная мощность двигателей и иная конструкция ступиц колес. Вместо штампованных стальных ступиц колес и тормозных колодок применялись литые из алюминиевого сплава. ИЖ Планета — 3
Унифицированные экипажные части с мотоциклами «Иж Ю — 3» и «Иж Ю — 3К», отличавшимися от предшественников конструкцией бензобака, инструментальных ящиков, грязевых щитков более мощными двигателями с унифицированными коробками передач, более высоким и приближенным к водителю рулем, улучшившим посадку и управление. Впервые на мотоциклы ИЖ были установлены указатели поворотов. ИЖ Планета Спорт
Предназначен для туристических и спортивных поездок как в одиночку, так и с пассажиром. Мотоцикл отвечал требованиям внутреннего и внешнего рынков по техническим параметрам, удобству и безопасности, имел привлекательный внешний вид, что достигнуто за счет удачного расположения всех деталей и узлов, формы бензобака, инструментальных ящиков, седла, окраски в два цвета. Впервые в практике отечественного мотоциклостроения была внедрена система раздельной смазки двигателя с помощью автоматического устройства для дозировки масла, что снизило токсичность выпускных газов. Впервые были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике, ее функциональному решению. Некоторые конструктивные решения были использованы на всех последующих моделях мотоциклов.Мотоцикл обладал высокими динамическими качествами — время разгона до 100 км/ч не превышало 11секунд, расход топлива при скорости 60 км/ч составлял 3,5 литра на 100 км пути. Эта модель была предназначена для любителей высоких скоростей поэтому стала популярной среди молодежи. ИЖ Планета — 4
Мотоцикл отличают иные внешние формы, отвечающие требованиям технической эстетики, конструкции отдельных узлов двигателя, электрооборудования, экипажа и повышенной безопасностью. В двигателе «ИЖ П — 4» была предусмотрена система, обеспечивающая автоматическую дозировку масла с уменьшением его расхода вдвое, что снизило токсичность выхлопа. Была применена система электрооборудования с трехфазным стоваттным синхронным генератором переменного тока с напряжением 12 вольт, с полупроводниковым выпрямителем и с бесконтактным полупроводниковым регулятором напряжения.От «ИЖ П — 3» мотоцикл отличался увеличенным ходом переднего колеса, повышенной прочностью перьев вилки, улучшенной амортизацией заднего колеса. Передний глубокий щиток был заменен неглубоким — циркульного типа. Были установлены переключатели новой конструкции, обеспечивавшие управление всеми приборами без отрыва рук водителя от руля, замок зажигания автомобильного типа с номерным ключом и противоугонное устройство.
Мотоциклы ИЖ являются довольно близкими многим мотоциклистам из Советского Союза. Первый прототип ИЖ-1 в 1929 году спроектировал инженер Петр Владимирович Можаров, который практически стал отцом-основателем марки.
Смотря на конструкцию мотоцикла, я могу отметить, что в те годы наш мотоцикл ИЖ-1 был точно не хуже, чем творения американцев из Harley-Davidson, хотя некоторые моменты сильно смущают. Сложная и неоправданная конструкция вилки ИЖ-1 могла быть намного проще. ИЖ-1 был очень проходимым мотоциклом и мог бы разгоняться до приличных скоростей, но из-за конструкции передней подвески на скорости свыше 60 км/ч начинались сильные вибрации и колебания, что резко снижало безопасность и контроль над мотоциклом.
В сердце мотоцикла ИЖ-1 располагается двухцилиндровый четырехтактный V-образный двигатель поперечного расположения, рабочим объемом 1200 см3 и мощностью 24 л.с. Крутящий момент передается на заднее колесо через трехступенчатую коробку передач и карданный вал. В целом конструкция очень надежная, но в то же время и тяжелая. Общая масса мотоцикла превышает 300 кг.
Самое интересное, что подобную конструкцию привода использовала и использует легендарная итальянская марка Moto Guzzi. Конечно, всё намного более современно и доведено до идеала. Но стоит отметить, что у ИЖа был невероятный потенциал, но в итоге они пошли в другом направлении.
Дата выпуска первого ижевского мотоцикла «ИЖ-1» четко обозначена в документах заводской истории. 17 сентября 1929 года он под восторженные возгласы собравшихся выкатил из ворот Ижстальзавода. Эта уникальная машина, установленная в наши дни в музее объединения «Ижмаш», была по тем временам довольно прогрессивной — имела четырехтактный двухцилиндровый 24-сильный двигатель с рабочим объемом в 1200 кубических сантиметров, штампованную раму, задняя часть которой использовалась в качестве глушителя, а также карданную передачу, считавшуюся тогда смелым техническим решением.
На своем первенце конструкторы применили взаимозаменяемые колеса. Без коляски мотоцикл весил 300 килограммов, но особенно громоздким не казался, так как был сконструирован очень рационально.
В конце 20-х совет Автодора отправил П. В. Можарова в командировку на иностранные заводы. Оттуда он привез несколько немецких мотоциклов разных марок, приборы и инструмент. Одновременно Автодор закупил 14 хорошо зарекомендовавших себя английских и американских мотоциклов, устроил им стендовые испытания и проверил (к этому делу подключили известного тогда испытателя С. И. Карзинкина) их в 1-м Всесоюзном мотопробеге 1928 года. Участвовавший в нем на немецком «Неандре» Можаров порадовал гонщиков и зрителей словами: «…уже спроектирован советский мотоцикл, подходящий для езды по нашим дорогам. Сейчас на Ижевском заводе приступили к сборке таких машин, к весне будут готовы первые три опытных образца, которые мы, вероятно, представим для следующего мотопробега, а потом «Ружпультрест» начнет их массовый выпуск».Действительно, осенью того же года в Ижевске начали проектировать и строить несколько экспериментальных мотоциклов. Однако не все шло гладко, и к началу 2-го Всесоюзного мотопробега подготовили только «ИЖ-1» (бригада слесарей И. Щедрина закончила подготовку 17 сентября 1929 года), «ИЖ-2» и «ИЖ-3», а еще два «ИЖ-4» и «ИЖ-5″ налаживали, но к старту они безнадежно опаздывали. Так их и отправили в пробег не обкатанными, с не отрегулированными карбюраторами… Тем не менее вся пятерка успешно прошла 3300-километровый маршрут и финишировала в Москве.»ИЖ-1» и «ИЖ-2» были почти одинаковыми, оснащенными четырехтактными, двухцилиндровыми, V-образными моторами с рабочим объемом 1200 см3, максимальной мощностью 24 л. с. при 3000 об/мин. Зажигание от магнето. Двигатель располагался поперек рамы. Коробка передач имела три ступени. Привод на заднее колесо — карданным валом. Приводилось и колесо бокового прицепа (коляски), поэтому машины уверенно шли по бездорожью; 23 л топлива в бензобаке хватало на 300 км пути, максимальная скорость достигала 65 км/ч. Передняя вилка — параллелограмная. База мотоцикла — 1400 мм, клиренс — 120 мм. Размер шин — 4,0-27. Вес с коляской — 300 кг.Мотоцикл относится к классу тяжелых мотоциклов.В основе мотоцикла лежит штампованная рама из двух цельных ферм. Нижняя часть рамы служила так же и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. Это была внушительная по весу и габаритам машина с двухцилиндровым четырехтактным V-образным двигателям рабочим объемом 1200 куб. см. и максимальной мощностью 24 л.с. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трехступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом.Машина предназначалась для эксплуатации как с пассажирским так и грузовым прицепами. Запас мощности обеспечивал возможность движения по самым сложным дорогам.
Характеристика:
Рабочий объем двигателя – 1200 см3. Число рабочих тактов – 4. Число цилиндров – 2. Число передач – 3. Задняя передача – карданный вал. Вилка параллелограммная. База, мм – 1400 Дорожный просвет, мм – 120. Вес без бокового прицепа, кг –300