hyqitul схема подключения замка зажигания на иж планета 5


Отечественные мотоциклы ИЖ пользуются стабильным спросом в течение долгих лет. Их популярность связана с самыми разными причинами. Например, стоимость такого транспортного средства остается вполне доступной. Кроме того, данное оборудование выгодно выделяется исключительно качественной электропроводкой на фоне других мотоциклов. К тому же, «Юпитер 5» является ремонтопригодным и воспринимает различные улучшения с благодарностью.

Например, вы легко можете осуществить переход на бесконтактную систему зажигания или установить новый, более мощный генератор. Все, что для этого потребуется, это подробная схема подключения проводки. Если вы будете точно знать расположение основных электрических соединений, монтаж нового замка или подключение головной фары на диодах не создаст никаких трудностей.

В данной статье вы найдете цветную электросхему расположения проводков мотоцикла ИЖ «Юпитер 5» с пояснениями.

Подробная схема подключения электропроводки ИЖ «Юпитер 5»

Прежде, чем приступать к работам, связанным с подключением различных элементов электропроводки, рекомендуем тщательно изучить электросхему ИЖ «Юпитер 5». К счастью, в данном случае схема подключения проводков и устройств (генератор, замок зажигания, датчики, свечи, катушки и прочее) доступна в цвете и со всеми техническими комментариями.

Обратите внимание, что штатная электропроводка «Юпитер 5» редко нуждается в полной замене. Она изначально рассчитана на работу в отечественных климатических условиях. Поэтому вмешательство в электросхему обычно связано с подключением различных элементов. Например, с переходом на бесконтактную систему зажигания.

Также часто осуществляется замена источников света. В стандартной комплектации установлены лампы накаливания, которые сильно уступают современным диодным вариантам. Особенно это касается головной фары. Данная деталь меняется часто. И очевидно, что для корректного подключения нового элемента, вам необходимо точно знать и цвет проводков, и общую схему подключения.

Электрооборудование ИЖ Планета 5

На мотоцикле применяется 12-ти вольтовое электрооборудование. Электропроводка мотоцикла ИЖ Планета 5 однопроводная, роль минусового провода выполняет металлическая рама.

Среди основных компонентов можно выделить:

  1. Источники питания;
  2. Систему зажигания;
  3. Головной свет;
  4. Габаритное освещение и повороты.


Проводка на ИЖ Планета 5 позаимствована с других моделей производителя

Справочно: как принято в авто и мото строении, модификация узлов и агрегатов позволяет уменьшить себестоимость изделий. Для потребителей плюс в том, что цена невысока и ряд деталей взаимозаменяемы.

Генератор

На мотоцикле устанавливается трехфазный генератор переменного тока, имеющий схему электромагнитного возбуждения.

Принцип его работы заключается в следующем:

  1. Электрический ток с обмоток, расположенных на статоре, подается на выпрямитель;
  2. Тот преобразует его в постоянный ток;
  3. И подает через замок зажигания потребителям.


Заводская инструкция: устройство генератора ИЖ Планета 5

На представленной инструкции указаны следующие элементы:

  1. Регулятор напряжения с выпрямителем БПВ-14-10;
  2. Ротор генератора;
  3. Статор генератора с обмотками;
  4. Щетки токоснимателя;
  5. Кулачок системы зажигания (батарейной);
  6. Контактный узел системы зажигания

Справочно: на трехфазных генераторах мотоцикла ИЖ Планета 5 обмотки соединяются по схеме «звезда» либо «треугольник». Выпрямитель устанавливается в виде отдельного блока, и уже к нему подключается электропроводка ИЖ Планета 5.

Головной свет

В отличие от европейских стран, где существует требование обязательной комплектации аккумуляторной батареей мототехники с генераторами с постоянными магнитами – поскольку мотоцикл с неработающим двигателем должен иметь габаритные огни, в России подобных ограничений нет (см. также о схеме проводки мотоцикла Урал).

Справочно: с подобным генератором ИЖ Планета 5 не нуждался во внешнем источнике тока при запуске двигателя. Поэтому, в состав электрооборудования аккумуляторная батарея не входила.

Процесс замены лампы головного света

В цепь головного света входит:

  1. лампа головного света фары (35Вт);
  2. контрольная лампа синего цвета включения (2Вт);
  3. лампа стояночного света фары (4Вт);
  4. лампа заднего стоп-сигнала (15Вт).

Контрольные приборы

На мотоцикле установлены следующие контрольные приборы:

  1. спидометр со счетчиками суточного и общего пробегов;
  2. тахометр с контрольными лампами указателей поворотов и головного света;
  3. указатель температуры двигателя;
  4. вольтметр.


Штатный набор контрольных приборов

Причины перехода на бесконтактный замок зажигания

Контактное зажигание, являющееся стандартной частью электропроводки, выделяется несколькими, очень существенными недостатками:

  • неспособностью долго выдерживать настройки опережения угла;
  • наличием провалов в работе, сильно затрудняющих пуск;
  • минимальной точностью образования искры при старте.

Понятно, что в этом случае приходится многократно запускать оборудование прежде, чем двигатель наконец-то заведется. Это оказывает негативное воздействие и на генератор, и на замок, и на систему зажигания в целом (один из редких недостатков электросхемы «Юпитер 5»). БСЗ полностью лишена всех вышеперечисленных минусов, к тому же, ее легко встроить в схему подключения, практически не меняя ее. Переход на бесконтактное зажигание позволяет:

  • повысить мощность;
  • снизить расход топлива;
  • выровнять кривую момента и мощности.

Очевидно, что осуществить переход на бесконтактную систему зажигания можно только в том случае, когда вы полностью разбираетесь в электропроводке. Наша схема точно укажет места подключения всех проводков.

Электронное зажигание ИЖ – Юпитер

Еще лет пятнадцать назад автор этой статьи был заядлым мотоциклистом. Много ездил и много экспериментировал со своим железным конем. Поэтому хочу поделиться своими наработками в области электронного зажигания для мотоциклов. А поводом к написанию этой статьи послужил тот факт, что ИЖ, практически перестав существовать как мотоцикл, перешел в другую лигу. Сейчас на базе агрегатов от ИЖа конструкторы – самодельщики строят «каракатицы» (пневмоходы) которые активно используют рыболовы.

Желание реконструировать свой мотоцикл возникло в начале 90-х годов прошлого века. Цель – избавиться от дефицитного в то время аккумулятора. В качестве прототипа были взяты генератор и коммутатор от Минска, Восхода. Как установить Восходовский генератор на ИЖа писать не буду, на эту тему много различной информации. Речь пойдет, как переделать электронику под Юпитер.

Ниже приведена принципиальная схема КЭТ и обмоточные данные генератора.

Обмоточные данные генератора 43,3701 ( Восход) 12 в , 65 вт.

Обмотки Клеммы Провод марка Провод диаметр Витки Количество катушек
Зажигание З — М ПЭТВ 0,12 1800 2
Питание О2- М ПЭТВ или ПЭВ-2 0,9 67 6
Датчик Д — Д —- ,,,—- 0,16 1000 1

Сразу же напрашивается вывод, что для Юпитера нужны два коммутатора зажигания, т. е. два блока КЭТ. При этом один из них используется и как регулятор напряжения и как коммутатор зажигания, а в другом используется только система зажигания. В принципе на этом можно и остановиться, но если подойти к этому вопросу творчески, то можно выжать из оборудования максимум возможного. Поэтому было принято решение использовать КЭТ как регулятор напряжения, а двухканальный коммутатор зажигания собрать в отдельный блок.

В ходе экспериментов выяснилось, что штатная обмотка генератора и цепь вольтодобавки могут отдать вдвое большее напряжение на накопительный конденсатор, а именно, 360-380 вольт против 150 вольт, в штатном варианте. Зачем это нужно? Повышенное напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания позволяет увеличить искровой зазор на свечах. Что в свою очередь благотворно влияет на пусковые качества двигателя, особенно при отрицательных температурах. В итоге схема коммутатора прибрела вид, показанный на рисунке.

Уменьшение емкости накопительных конденсаторов компенсировано подключением параллельно тиристорам диодов. На интернет форумах часто встречается вопрос о надобности этих диодов. Чтоб как-то прояснить ситуацию, ниже приведу скан страницы из книги (И. М. Опарин, Ю. А. Купеев, Е. А. Белов «Электронные системы зажигания» страница 166).


Схемы и осциллограммы разряда накопительного конденсатора на первичную обмотку катушки зажигания: а — при частичной передаче энергии в катушку эажигания; б и в — при полной передаче энергии в катушку зажигания

Кривые изменения напряжения конденсатора и тока в первичной обмотке катушки зажигания приведены на рис. а.

На рис. б и в представлены схемы, в которых энергия конденсатора полностью, передается первичной обмотке катушки зажигания, и кривые изменения напряжения конденсатора и тока в первичной обмотке катушки зажигания.

При включении диода VD1 (рис. б) параллельно тиристору VD2 ток конденсатора передается катушке полностью, изменяясь по закону затухающих колебаний, при длительности сигнала управлением тиристором, превышающей длительность искрового разряда.

В схеме, приведенной на «в», диод VD1 включен параллельно первичной обмотке катушки зажигания, что позволяет практически полностью реализовать энергию, запасенную в конденсаторе. При этом длительность передачи энергии (0 —t2) не зависит от времени приложения управляющего сигнала к тиристору.

Основным преимуществом схем с полной передачей энергии являются большие длительность и энергия индуктивной фазы искрового разряда, чем у схем с частичной передачей энергии.

Второй вариант был выбран по следующим соображениям:

  1. Длительности импульсов с датчика зажигания хватает на поддержание нескольких периодов колебаний на малых оборотах с постепенным уменьшением до одного, при увеличении частоты вращения коленвала. ( Проверялось по осциллографу.)
  2. В конце последнего полупериода искрообразования часть энергии, запасенной в КЗ, отдается обратно на накопительный конденсатор. По этому, процесс зарядки начинается не с нуля как в варианте А и В, а с некоторого остаточного напряжения, экономя при этом время и энергию.

При эксплуатации тиристоров КУ 202Н часто случались пробои по управляющему электроду. Эту проблему удалось устранить изменением цепей управления тиристорами.

Для улучшения пусковых качеств, обмотку зажигания генератора стоит домотать, до заполнения свободного пространства, и пропитать электроизоляционным лаком. (Обмотка З-М выполнена на пластмассовых каркасах, которые, как правило, не заполнены полностью.)

Далее, нужно доработать генератор, как показано на рисунке. Точно напротив установочного места штатного датчика, пропилить прямоугольное окно, просверлить отверстия и нарезать резьбу для установки второго датчика зажигания. Крепежные отверстия на корпусе второго датчика следует немного расточить, для возможности точной подстройки момента зажигания. Работа требует точности и аккуратности. Опережение зажигания устанавливается обычным способом, с той лишь разницей, что для второго цилиндра опережение подстраивается перемещением дополнительного датчика, а не вращением корпуса генератора.

В заключение пару слов о монтаже. Если использовать конденсаторы типа К73-17, то их нужно приклеивать к плате либо заливать компаундом весь блок. В противном случае они попросту отвалятся со временем, от вибрации. Катушки зажигания можно применить штатные от ИЖа, но лучше взять Б 115 (исключив добавочное сопротивление) или Б 117.

Автор: Алексей Базуев г. Чайковский.

Список радиоэлементов

ОбозначениеТипНоминалКоличествоПримечаниеМагазинМой блокнот
Тиристор & СимисторКУ202Н2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Диод КД105Б5Можно с буквами В или ГПоиск в магазине ОтронВ блокнот
Стабилитрон КС680А2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Стабилитрон Д814А2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Резистор 100 Ом12 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
Резистор 1 кОм20.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
Конденсатор1 мкФ 250В1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Конденсатор1 мкФ 400В2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Добавить все

Причины подключения «чужого» генератора и электросхема

«Родной» генератор, изначально входящий в конструкцию ИЖ «Юпитер 5», является вторым серьезным недостатком мотоцикла. Он слабоват, из-за чего становится почти невозможно долго ехать с включенным светом. Аккумулятор садится, транспортное средство теряет свои качества. Причем проблема заключается не только в самом генераторе, но и в том, что полностью исключается возможность подключения дополнительного оборудования. Поэтому вам понадобиться схема подключения электропроводки, чтобы заменить штатное устройство на более или «китайца».

Подобрать подходящий вариант можно, как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Если вы слабо разбираетесь в электросхеме мотоцикла, лучше доверить работы по ремонту и улучшению профессионалам. Специалисты правильно подключат все проводки и обеспечат корректную работу бесконтактного зажигания, замка, фар и других элементов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]