Статья списка Викимедиа
Fédération Internationale de Motocyclisme Гран-при чемпионата мира по шоссейным гонкам |
Сводка текущего сезона |
Чемпионат мира по MotoGP 2021 Чемпионат мира по Moto2 2020 Чемпионат мира по Moto3 2021 Чемпионат мира по мототехнике 2020 г. |
Статьи по Теме |
Классы соревнований MotoGP Moto2 · Moto3 MotoE |
Списки |
Всадники (Чемпионы · Победители гонок · Полеситтеры 500cc / MotoGP · Записи · MotoGP Legends) Конструкторы (Чемпионы · Победители гонок 500cc / MotoGP) Команды (Чемпионы) Сезоны · Гран-при |
Джакомо Агостини, выигравший 15 чемпионатов мира по мотоциклам
Гран-при мотогонок это главный чемпионат мотоцикл шоссейные гонки, который был разделен на три класса с момента Сезон 1990 года: 125cc, 250cc и MotoGP, с добавлением MotoE, класс электрических мотоциклов, в 2021 году. Классы, которые были прекращены, включают 350сс и 50сс / 80сс.[1] Гран-при чемпионата мира по шоссейным гонкам учрежден в г. 1949 руководящим органом спорта Fédération Internationale de Motocyclisme (FIM) и является старейшим чемпионатом мира по автоспорту.[2]
Когда чемпионат стартовал в 1949 году, было четыре класса; 500cc, 350cc, 250cc и 125cc. Класс 50сс был представлен в 1962 сезон. Из-за роста затрат, в результате которого ряд производителей покинул чемпионат, FIM ограничила байки 50cc одним цилиндрвелосипеды с объемом двигателя 125 и 250 куб. см были ограничены двумя цилиндрами, а мотоциклы с объемом двигателя 350 куб. см и 500 куб. см — четырьмя цилиндрами. Класс 350cc был прекращен в 1982; два года спустя класс 50сс был заменен классом 80сс, который был прекращен в 1989. В 2002, Байки 990 куб. См заменили байки объемом 500 куб. См, и этот класс был переименован в MotoGP.[3] Велосипеды 600cc заменили байки 250cc в 2010 сезон, и класс был переименован в Moto2.[4]
Джакомо Агостинис 15 победами выиграл большинство чемпионатов мира. Анхель Ньето занимает второе место с 13 чемпионатами мира и Валентино Росси, Майк Хейлвуд и Карло Уббиали занимают третье место с 9 чемпионатами мира.[5] Агостини является рекордсменом по количеству побед в классах 500cc / MotoGP и 350cc, выиграв восемь и семь чемпионатов мира соответственно. Фил Рид и Макс Бьяджи выиграли наибольшее количество чемпионатов в классе 250cc / Moto2, по четыре победы в каждом. Ньето выиграл больше всего чемпионатов в классах 125сс и 50сс / 80сс, одержав семь и шесть побед соответственно.[6]
Чемпионы
Всадником
Гран-при мотогонок чемпионы мира
Классифицировать | Всадник | Страна | Выигрышный период | MotoGP / 500cc | 350 куб. См | Moto2 / 250cc | Moto3 / 125cc | 80 см3 / 50 см | MotoE | Общий |
1 | Джакомо Агостини | Италия | 1966–1975 | 8 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 15 |
2 | Анхель Ньето | Испания | 1969–1984 | 0 | 0 | 0 | 7 | 6 | 0 | 13 |
3 | Валентино Росси | Италия | 1997–2009 | 7 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 9 |
4 | Майк Хейлвуд | объединенное Королевство | 1961–1967 | 4 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 9 |
5 | Карло Уббиали | Италия | 1951–1960 | 0 | 0 | 3 | 6 | 0 | 0 | 9 |
6 | Марк Маркес | Испания | 2010–2019 | 6 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 8 |
7 | Джон Сёртиз | объединенное Королевство | 1956–1960 | 4 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 |
8 | Фил Рид | объединенное Королевство | 1964–1974 | 2 | 0 | 4 | 1 | 0 | 0 | 7 |
9 | Джефф Дьюк | объединенное Королевство | 1951–1955 | 4 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 |
10 | Джим Редман | Родезия | 1962–1965 | 0 | 4 | 2 | 0 | 0 | 0 | 6 |
11 | Мик Духан | Австралия | 1994–1998 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
12 | Хорхе Лоренцо | Испания | 2006–2015 | 3 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 5 |
13 | Антон Манг | Германия | 1980–1987 | 0 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 5 |
14 | Эдди Лоусон | Соединенные Штаты | 1984–1989 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
15 | Корк Баллингтон | Южная Африка | 1978–1979 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 4 |
16 | Вальтер Вилла | Италия | 1974–1976 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 4 |
17 | Макс Бьяджи | Италия | 1994–1997 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 4 |
18 | Хью Андерсон | Новая Зеландия | 1963–1965 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 4 |
19 | Хорхе Мартинес | Испания | 1986–1988 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 4 |
20 | Стефан Дёрфлингер | Швейцария | 1982–1985 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 0 | 4 |
21 | Кенни Робертс | Соединенные Штаты | 1978–1980 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
21 | Уэйн Рейни | Соединенные Штаты | 1990–1992 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
23 | Фредди Спенсер | Соединенные Штаты | 1983–1985 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 |
24 | Бруно Руффо | Италия | 1949–1951 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 3 |
24 | Вернер Хаас | Германия | 1953–1954 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 3 |
24 | Лука Кадалора | Италия | 1986–1992 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 3 |
24 | Дани Педроса | Испания | 2003–2005 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 3 |
28 | Лорис Капиросси | Италия | 1990–1998 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 3 |
29 | Луиджи Тавери | Швейцария | 1962–1966 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 |
29 | Пьер Паоло Бьянки | Италия | 1976–1980 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 |
31 | Ханс Георг Аншайдт | Германия | 1966–1968 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 3 |
32 | Эухенио Лаццарини | Италия | 1978–1980 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 3 |
33 | Умберто Мазетти | Италия | 1950–1952 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
33 | Барри Шин | объединенное Королевство | 1976–1977 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
33 | Кейси Стоунер | Австралия | 2007–2011 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
36 | Гэри Хокинг | Родезия и Ньясаленд | 1961 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
37 | Алекс Кривилле | Испания | 1989–1999 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 |
37 | Джоан Мир | Испания | 2017–2020 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 |
39 | Билл Ломас | объединенное Королевство | 1955–1956 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
39 | Фергус Андерсон | объединенное Королевство | 1953–1954 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
41 | Карлос Лавадо | Венесуэла | 1983–1986 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 |
41 | Сито Понс | Испания | 1988–1989 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 |
41 | Иоганн Зарко | Франция | 2015–2016 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 |
44 | Сесил Сэндфорд | объединенное Королевство | 1952–1957 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
44 | Тарквинио Провини | Италия | 1957–1958 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
44 | Дитер Браун | Германия | 1970–1973 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
44 | Мануэль Поджиали | Сан-Марино | 2001–2003 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
44 | Алекс Маркес | Испания | 2014–2019 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
49 | Кент Андерссон | Швеция | 1973–1974 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
49 | Фаусто Грезини | Италия | 1985–1987 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
49 | Кадзуто Саката | Япония | 1994–1998 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
49 | Харучика Аоки | Япония | 1995–1996 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
53 | Ян де Врис | Нидерланды | 1971–1973 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 |
53 | Рикардо Тормо | Испания | 1978–1981 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 |
55 | Лесли Грэм | объединенное Королевство | 1949 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Либеро Либерати | Италия | 1957 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Марко Лучинелли | Италия | 1981 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Франко Унчини | Италия | 1982 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Уэйн Гарднер | Австралия | 1987 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Кевин Шванц | Соединенные Штаты | 1993 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Кенни Робертс мл. | Соединенные Штаты | 2000 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
55 | Ники Хайден | Соединенные Штаты | 2006 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
63 | Фредди Фрит | объединенное Королевство | 1949 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
63 | Боб Фостер | объединенное Королевство | 1950 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
63 | Кейт Кэмпбелл | Австралия | 1957 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
63 | Джонни Чекотто | Венесуэла | 1975 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
63 | Такадзуми Катаяма | Япония | 1977 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
63 | Джон Экерольд | Южная Африка | 1980 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Дарио Амброзини | Италия | 1950 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Энрико Лоренцетти | Италия | 1952 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Герман Пауль Мюллер | Германия | 1955 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Родни Гулд | объединенное Королевство | 1970 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Кел Каррутерс | Австралия | 1969 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Ярно Сааринен | Финляндия | 1972 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Марио Лега | Италия | 1977 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Жан-Луи Турнадр | Франция | 1982 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Кристиан Саррон | Франция | 1984 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Джон Кочински | Соединенные Штаты | 1990 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Тэцуя Харада | Япония | 1993 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Оливье Жак | Франция | 2000 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Дайджиро Като | Япония | 2001 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Марко Меландри | Италия | 2002 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Марко Симончелли | Италия | 2008 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Хироши Аояма | Япония | 2009 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Тони Элиас | Испания | 2010 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Стефан Брэдл | Германия | 2011 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Пол Эспаргаро | Испания | 2013 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Эстев Рабат | Испания | 2014 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Франко Морбиделли | Италия | 2017 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Франческо Баньяйя | Италия | 2018 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
69 | Энеа Бастианини | Италия | 2020 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
92 | Нелло Пагани | Италия | 1949 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Руперт Холлаус | Австрия | 1954 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Том Филлис | Австралия | 1961 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Билл Айви | объединенное Королевство | 1967 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Дэйв Симмондс | объединенное Королевство | 1969 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Паоло Пилери | Италия | 1975 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Алессандро Граминьи | Италия | 1992 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Дирк Раудис | Германия | 1993 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Эмилио Альзамора | Испания | 1999 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Роберто Локателли | Италия | 2000 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Арно Винсент | Франция | 2002 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Андреа Довициозо | Италия | 2004 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Томас Люти | Швейцария | 2005 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Альваро Баутиста | Испания | 2006 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Габор Талмачи | Венгрия | 2007 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Майк Ди Мелио | Франция | 2008 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Хулиан Симон | Испания | 2009 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Николас Тероль | Испания | 2011 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Сандро Кортезе | Германия | 2012 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Маверик Виньялес | Испания | 2013 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Дэнни Кент | объединенное Королевство | 2015 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Брэд Биндер | Южная Африка | 2016 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Хорхе Мартин | Испания | 2018 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Лоренцо Далла Порта | Италия | 2019 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
92 | Альберт Аренас | Испания | 2020 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
117 | Эрнст Дегнер | Германия | 1962 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
117 | Ральф Брайанс | объединенное Королевство | 1965 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
117 | Хенк ван Кессель | Нидерланды | 1974 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
117 | Мануэль Эррерос | Испания | 1989 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
121 | Маттео Феррари | Италия | 2019 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
121 | Хорди Торрес | Испания | 2020 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
По стране
Гран-при мотогонок Чемпионы мира по странам
Страна | MotoGP / 500cc | 350 куб. См | Moto2 / 250cc | Moto3 / 125cc | 80 см3 / 50 см | MotoE | Общий |
Италия | 20 | 8 | 25 | 24 | 2 | 1 | 80 |
Испания | 11 | 0 | 11 | 20 | 12 | 1 | 55 |
объединенное Королевство | 17 | 13 | 9 | 5 | 1 | 0 | 45 |
Германия | 0 | 2 | 8 | 4 | 4 | 0 | 18 |
Соединенные Штаты | 15 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 17 |
Австралия | 8 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 11 |
Родезия | 1 | 5 | 2 | 0 | 0 | 0 | 8 |
Япония | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 0 | 8 |
Швейцария | 0 | 0 | 0 | 4 | 4 | 0 | 8 |
Франция | 0 | 0 | 5 | 2 | 0 | 0 | 7 |
Южная Африка | 0 | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | 6 |
Новая Зеландия | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 4 |
Венесуэла | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Нидерланды | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 3 |
Сан-Марино | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
Швеция | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Финляндия | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Австрия | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Венгрия | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Фабио Куартараро стал чемпионом MotoGP после падения главного соперника
Пилот команды Monster Energy Yamaha Фабио Куартараро занял третье место на Гран-при Эмилии-Романьи в Мизано и за два этапа до конца сезона-2021 обеспечил себе чемпионский титул в MotoGP. Куартараро стал первым французским чемпионом мира по кольцевым мотогонкам с 1979 года, когда сильнейшим стал Патрик Понс.
Франческо Баньяя, главный соперник Куартараро в борьбе за чемпионство, стартовал в Мизано с поула и при поддержке партнёра по команде Ducati Lenovo Джека Миллера возглавлял заезд. Но сначала на пятом круге упал Миллер, а за четыре круга до финиша не удержал мотоцикл и Баньяя. Сойдя с дистанции, итальянец лишился шанса побороться с Куартараро за титул — разрыв в чемпионате слишком велик, чтобы отыграть его в двух оставшихся гонках.
Первым на Гран-при Эмилии-Романьи в итоге финишировал Марк Маркес — это его третья в сезоне и вторая подряд победа в MotoGP. Вторым финишировал Пол Эспаргаро, и Repsol Honda Team в итоге отпраздновала победный дубль. Куартараро стал третьим, а позади него финишировали Энеа Бастьянини и Жоанн Зарко.
В общем зачёте отрыв Куартараро от Баньяи достиг 68 очков. Третьим идёт Жоан Мир, на четвёртой строчке Зарко — только эти двое могут отобрать у Франческо Баньяи второе место по итогам сезона-2021.
Гран-при Альгарве, предпоследняя гонка MotoGP в этом году, пройдёт в Португалии 7 ноября.
MotoGP. Гран-при Эмилии-Романьи (топ-10):
- Марк Маркес (Repsol Honda Team) — 41:52,830
- Пол Эспаргаро (Repsol Honda Team) +4,859 сек
- Энеа Бастьянини (Avintia Esponsorama) +12,013
- Фабио Куартараро (Monster Energy Yamaha) +12,775
- Жоанн Зарко (Pramac Racing) +16,458
- Алекс Ринс (Team Suzuki Ecstar) +17,669
- Алекс Эспаргаро (Aprilia Racing Team Gresini) +18,468
- Маверик Виньялес (Aprilia Racing Team Gresini) +18,607
- Лука Марини (Sky VR46 Avintia) +25,417
- Валентино Росси (Petronas Yamaha SRT) +27,735.
Общий зачёт (топ-10):
- Фабио Куартараро (Monster Energy Yamaha) — 267 очков
- Франческо Баньяя (Ducati Lenovo Team) — 202
- Жоан Мир (Team Suzuki Ecstar) — 175
- Жоанн Зарко (Pramac Racing) — 152
- Джек Миллер (Ducati Lenovo Team) — 149
- Марк Маркес (Repsol Honda Team) — 142
- Брэд Биндер (Red Bull KTM Factory Racing) — 136
- Алекс Эспаргаро (Aprilia Racing Team Gresini) — 113
- Маверик Виньялес (Monster Energy Yamaha / Aprilia Gresini) — 106
- Мигель Оливейра (Red Bull KTM Factory Racing) — 92.
Рекомендации
Библиография
- Маршалл, Энн (1997). Книга Знаний Гиннеса
. Издательство Guinness. ISBN 0-85112-046-6 .
Общий
- «Статистика; официальный сайт MotoGP». MotoGP. Получено 13 ноября 2009.
Специфический
- Маршалл 1997, п. 289
- «Основы». MotoGP. Получено 26 июля 2011.
- «История». MotoGP. Получено 6 сентября 2011.
- «Класс Moto2 2010 года будет оснащаться двигателем Honda». MotoGP. 2 мая 2009 г.. Получено 6 сентября 2011.
- «Девятая победа Росси за титул: статистика». MotoGP. 26 октября 2009 г.. Получено 20 августа 2011.
- «Победители». MotoGP. Получено 13 ноября 2011.
Высокие скорости и большие шипы
В советское время болельщики очень любили спидвей — гонки на мотоциклах по ледяному треку. Контактная борьба на высоких скоростях, заносы, шлейфы снега, вылетающие из-под колес. Из-под тех самых колес, на которые крепятся огромные железные конусные шипы высотой 28 мм для устойчивости мотоцикла на льду.
Это делает транспортное средство крайне опасным в эксплуатации, а потому гонщики, как средневековые рыцари, надевают на себя защитную амуницию. И все равно это не всегда помогает избежать травм. Но самый трагичный эпизод в этом виде спорта случился 19 февраля 1984 года на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина (ныне — «Лужники»).
Статья по теме Украинский гонщик погиб из-за несоблюдения правил техники безопасности
В те дни в Москве проходил серьезный турнир: 19-й чемпионат мира по мотогонкам на льду (спидвею). По всему городу висели афиши, а потому болельщиков на трибунах собралось достаточное количество: за два дня соревнования посетили около 60 тысяч человек. Тот день выдался морозным и солнечным.
Заезды шли один за другим. В каждом из них принимали участие по четыре человека. Спортсмены проводили по несколько заездов в разных сочетаниях, набирая очки в зависимости от занятого места. Советский гонщик Анатолий Гладышев в турнирной таблице после первого дня соревнований шел 13-м из 18 гонщиков, отставая от лидеров на 10 очков. Было очевидно: до медалей уже не добраться. Но попробовать подняться повыше и помочь более удачливым партнерам было необходимо.
На второй день соревнований в третьем заезде перед Гладышевым тренеры сборной СССР поставили задачу: во что бы то ни стало сдержать шведа Эрика Стенлунда. Он лидировал в общем зачете, а потому нужно было опустить его как можно ниже.
«Колеса мотоцикла врезались в шею…»
Вот как вспоминал роковой заезд заслуженный мастер спорта и семикратный чемпион мира по спидвею Сергей Тарабанько, в 1984 году — тренер сборной СССР.
«Я был последним, кто поговорил с Толей перед этим заездом. „Не волнуйся, — сказал он мне. — Я сейчас Стенлунда завалю…“ Увы, несмотря на юный возраст, швед хорошо прочувствовал ситуацию: он сначала сумел выиграть старт, а потом на вираже наклонить свой мотоцикл очень низко, и Гладышев попался, как у нас говорят, на детский мат. Он буквально воткнулся в подставленный мотоцикл и не удержался в седле. Центробежная сила понесла его по льду прямо под колеса мотоциклов шедших по дальним виражам гонщиков. После страшного столкновения с Русских руки Анатолия слетели с руля, и он уже без мотоцикла спиной полетел на дорожку, по которой шел Вартбихлер. Увы, Вальтер уже не в силах был что-то изменить: шипы переднего колеса его мотоцикла на полном ходу врезались в незащищенную часть шеи между шлемом и комбинезоном Анатолия… Врачи потом констатировали перелом основания черепа, шейных позвонков и разрыв сонной артерии…»
Статья по теме
Поднял Кубок над головой, а утром разбился. Трагедия вратаря Миши Еремина
К пострадавшему сразу же выехала машина скорой помощи, дежурившая неподалеку от трека, но организаторы не учли, что по льду она толком ехать не сможет: ползла как черепаха, постоянно застревая. Но, даже когда она добралась до распластавшегося спортсмена, помощь уже не понадобилась: Анатолий Гладышев был мертв.
В это самое время для успокоения трибун попросили диктора-информатора сделать объявление о том, что с гонщиком все в порядке и после оказания помощи он вернется к заездам. Но сами спортсмены уже знали, что столкновение Гладышева с Вартбихлером стало смертельным. Когда завершился последний заезд, новоявленный чемпион мира Стенлунд с красными гвоздиками появился у места происшествия и возложил их в память о русском гонщике.