Первый советский чемпион мира по мотокроссу Виктор Арбеков покончил с собой

18 февраля в Москве скончался легендарный советский мотогонщик Виктор Арбеков

. Онкологический больной выбросился из окна своей квартиры на восьмом этаже, не оставив даже посмертной записки. Он очень хотел посмотреть финал чемпионата мира по футболу 2021 года, а 8 марта мог отпраздновать 75-летие. Арбеков первым из советских мотогонщиков выиграл чемпионат мира по мотокроссу, и это стало настоящей сенсацией.

«Оставьте его в роддоме»

Виктор Арбеков родился 8 марта 1942 года в Подольске. В тяжёлое военное время он родился настолько слабым и маленьким, что врачи предложили маме будущего чемпиона оставить его в роддоме. «Он всё равно не выживет», — таков был их вердикт. Но женщина отказалась от такого предложения, забрала сына домой и выходила его, несмотря ни на что.

Для этого в военное время пришлось продавать личные вещи или обменивать их на продукты, но Елене Ивановне нужно было нормально питаться, чтобы и ребёнок получал вместе с молоком всё необходимое. Спустя пару лет выяснилось, что у маленького Виктора проблема с лёгкими, которая могла сказаться на здоровье. Точного диагноза уже никто не помнит. Врачи говорили про «какое-то затемнение в лёгких».

Особенности мотоциклов

Вместе с правилами менялась и используемая в соревнованиях техника. Изначально это были обычные серийные модели мотоциклов. Чуть позже, когда мотокросс начал обретать более современные формы, стало понятно, что такие мотоциклы слишком тяжелы и неповоротливы для быстрого, уверенного маневрирования по сложным трассам, поэтому гонщики начали сами модифицировать их, избавляясь от всего «лишнего» (фар, багажника) и дорабатывая ходовую часть.

Чуть позже, когда индустрия шагнула вперед, стали появляться и первые серийные модели, изначально предназначенные для кросса. Все вносимые в них изменения были основаны на наблюдениях за поведением машин и гонщиков на трассе. Помимо общего облегчения конструкции, они коснулись и уменьшения ширины руля, что делало машину более управляемой, увеличения хода вилки, а также подъему выхлопной трубы, которая раньше постоянно получала повреждения. Но наиболее важное изменение было связано с двигателем: на место распространенных, но тяжелых 4-тактных пришли более компактные, легкие и оборотистые 2-тактные одноцилиндровые моторы, сделавшие всю конструкцию гораздо более управляемой и легкой.

Современные серийные модели кроссовых мотоциклов продолжают эти идеи: в них отсутствует аккумулятор и электростартер (по крайней мере, в большинстве моделей его заменяет кикстартер), фары, стоп-сигнал, зеркала и приборная панель. Кроме того, за счет использования более современных сплавов и ряда технологических решений, к примеру, отказа от барабанного тормоза в пользу дискового, их конструкцию удалось облегчить еще сильнее. Это позволило вновь устанавливать 4-тактные двигатели.

Сейчас все модели мотоциклов подразделяются на классы в соответствии с объемом двигателя: 50, 65, 85, 125, 350 и 500. По понятным причинам, соревнования проводятся между машинами одного класса.

Выбитые зубы, сутки без сознания

Виктор выжил, но рос очень слабеньким и худым. Всё изменилось, когда он увидел, как живший на соседней улице молодой парень Юрий Комаров

гоняет на мотоцикле. Арбеков, которому тогда было пять или шесть лет, почти всё время проводил в гараже Комарова, а тот мальчишку не прогонял, а привлекал в качестве помощника. А также заставлял заниматься спортом, чтобы были силы для механических работ, не говоря о том, чтобы управлять техникой.

В тяжёлое военное время он родился настолько слабым и маленьким, что врачи предложили маме будущего чемпиона оставить его в роддоме.

Тогда же Виктору разрешили сесть на мотоцикл с выключенным мотором. В 10 лет Арбеков уже ездил на стареньком мотоцикле. Вернее, пытался ездить. Во время одной из таких поездок он не удержал руль и свалился в канаву. Сильно ударился, потерял сознание. Соседские пацаны в таком состоянии притащили его в какой-то барак и почти сутки выхаживали, ничего не сказав маме Виктора. Он отделался сотрясением мозга и выбитыми передними зубами, и после этого начал ходить на занятия в автоклуб ДОСААФ в Подольске.

Отечественные мотоциклы и новые виды спорта

Участие мотоциклистов в соревнованиях государственного уровня и интерес со стороны зрителей к началу 1930-х, наконец, привели к появлению отечественной мотоциклетной промышленности. Было построено сразу несколько заводов (в Ленинграде, Ижевске, Таганроге, и Подольске) и начался полноценный промышленный выпуск советских моделей. Испытание первых 6 машин, выступавших наравне с обкатанными решениями зарубежных конструкторов, были проведены уже в 1931 году.

Вместе с развитием промышленности началось расширение и списка дисциплин. Тогда как первые гонки в Советском Союзе представляли собой практически исключительно заезды на длинные дистанции, с выпуском мотоциклов собственного производства появилась возможность сделать заезды разнообразнее. В частности, начали организовываться кроссы, мотобол, гонки на ледяных дорожках и другие зимние состязания.

Однако для развития профессиональный спорт требовал не только новой техники, но и людей, которые умели бы ей управлять. А их, в свою очередь, кто-то должен был этому обучить. С этой целью в конце 30-х годов при Московском институте физкультуры были открыты отдельные курсы, на которых велась подготовка инструкторов.

Первый чемпион из СССР

Спортивные успехи к нему пришли рано – в своём возрасте Арбеков был безоговорочно сильнейшим в СССР. В 21 год он дебютировал в чемпионате мира по мотокроссу на «Ковровце» и на московском этапе стал четвёртым в классе машин до 250 «кубиков». Спустя год советский мотогонщик уже на чешском мотоцикле CZ стал бронзовым призёром чемпионата мира, а в 1965 году сенсационно завоевал титул в борьбе с бельгийцем Жоэлем Робером

, шведом
Торстеном Хольманом
и британцем
Дэйвом Бикерсом
.

Арбеков выиграл пять Гран-при и на четыре очка опередил Робера в общем зачёте, хотя титул завоевал досрочно. Но больше таких успехов советский гонщик не добивался. Он дважды был четвёртым в общем зачёте, выиграл в общей сложности 10 Гран-при (девять – в классе 250 куб.см., один в 1966 году в Германии– в классе 500 куб.см.) В 1968 году Арбеков провёл последний сезон в чемпионате мира. После этого он ещё выступал на менее престижных гонках, а затем работал тренером.

Ни один из соперников никогда не говорил про Арбекова с какой-то обидой, как и он про тех, с кем боролся на трассах. Но самые тёплые отношения у него сохранились с Робером – Арбеков не раз ездил в Бельгию, где встречался со своим другом-соперником.

За победу на чемпионате мира Арбеков получил солидные призовые – более 10 тысяч в рублёвом эквиваленте. Но эти деньги ему пришлось отдать.

Мотокросс в двух словах

В современном понятии мотокросс (также иногда именуемый MotoX или просто MX) – это гонка на замкнутой трассе, пролегающей по пересеченной местности вне дорог общего пользования. Основная задача каждого гонщика – первым пройти определенное количество кругов за отведенное время. В профессиональных заездах оно обычно ограничивается 30 минутами плюс 1-2 дополнительных круга.

В отличие от других видов спорта, где во главу ставится высокая скорость, здесь не меньшее значение имеет физическая подготовка и мастерство гонщиков, поскольку на пути к финишу им приходится преодолевать большое количество различных препятствий. Среди них и изменения дорожного покрытия на грязь и песок, и крутые подъемы и спуски, и даже искусственно установленные небольшие трамплины. Все это делает мотокросс одним из самых зрелищных и от того популярных соревнований. Однако было так далеко не всегда.

Красная «Шкода», отданные призовые

За победу на чемпионате мира Арбеков получил солидные призовые – более 10 тысяч в рублёвом эквиваленте. Но эти деньги ему пришлось отдать. Подробности всей истории знал только сам Виктор Михайлович, который говорил, что ему «позвонили и настоятельно попросили передать призовые на развитие «Лужников». Сопротивляться он не стал. Время было такое. А вот подаренную «Шкоду» у него никто не отбирал. Арбеков продал её сам. Чешский автомобиль советский мотогонщик получил за рекламу марки CZ в мире – именно на этом мотоцикле он и стал чемпионом мира. На красной «Шкоде» — диковинке даже для Москвы по тем временам – хотели покататься все многочисленные друзья спортсмена, а он никому не отказывал.


Фото: idrottonline.se

В общем, за пять лет машина пришла в печальное состояние. По словам супруги Арбекова Светланы Яковлевны, «когда мы познакомились, в неё было страшно садиться». По её настоянию машина была продана и больше ни у коллекционеров, ни на каких-то аукционах не «всплывала».

Кстати, после 1968 года на несколько лет Арбеков стал невыездным. Он об этой истории не распространялся, но «бан» через несколько лет был снят. Его сын Александр рассказал, что всю сознательную жизнь, что себя помнит, «отец ездил в зарубежные поездки и привозил оттуда подарки, жвачки, одежду; финансово мы всегда жили хорошо, жаловаться было не на что». Александр Арбеков родился в 1975-м.

Вторая мировая и послевоенные годы

Второй серьезный удар по развитию направления, да и по всей стране в целом, нанесла Великая Отечественная война. Ни о каких соревнованиях в те годы не могло быть и речи: бывшие спортсмены ушли на фронт, а промышленность, быстро переоборудованная под выпуск мотоциклов для нужд армии, не справлялась с поставленными планами.

Так или иначе, война завершилась, но от ее последствий страна не могла оправиться еще долгие 9 лет. Первые серьезные состязания мотоциклистов послевоенного времени прошли лишь в 1954 году. Это были международные соревнования по мотокроссу, в которых помимо советских спортсменов принимали участие гонщики из Чехословакии, Польши и ГДР. Впоследствии они стали ежегодными.

В целом, 50-е годы ознаменовали собой постепенный отход от линейных гонок в пользу более зрелищных соревнований на короткие дистанции, гонок на льду и начавшего набирать обороты спидвея. Но, несомненно, самым важным событием десятилетия стало вступление Центрального автомотоклуба Советского Союза в ФИМ, произошедшее в 1956 году. В том же году была организована кольцевая гонка, в которой приняли участие гонщики из советских республик, а в 1959-м – первые международные гонки по ледяной дорожке и первый чемпионат СССР по спидвею.

В 1960-м на смену автомотоклубу пришла новая, самостоятельная организация – федерация мотоциклетного спорта СССР (ФМС). Именно под ее эгидой проводились все последующие крупные отечественные и международные соревнования и добивались успехов советские мотогонщики.

Двум смертям не бывать

Диагноз «рак лёгких» ему был поставлен в 2013 году, а через два года он пережил клиническую смерть. В это время Виктору Арбекову была сделана операция – он лежал в НИИ онкологии имени Герцена. Операция прошла успешно, и врачи даже решили отпустить его домой на выходные. За Арбековым должен был заехать сын.

«Я созвонился с отцом, который сказал, что будет ждать меня в коридоре отделения. Подъехал к зданию НИИ и попытался оплатить парковку – просто так у нас ведь машину не поставишь. И в это время начались сбои с Интернетом. Минут 10 я потратил на то, чтобы заплатить, а когда поднялся в отделение, отца не было. Мне сказали, что его срочно увезли в реанимацию», — рассказал Александр Арбеков.

У Виктора Арбекова случился сердечный приступ и наступили клиническая смерть. Врачам удалось запустить сердце бывшего мотогонщика и подарить ему еще почти два года жизни. На боли он не жаловался, необходимые лекарства ему были положены бесплатно, а дополнительные семья Арбекова покупала на собственные деньги.

Виктор Арбеков в последние годы жил от одной временной цели до другой. Последняя – дожить до финала чемпионата мира по футболу 2018 года и посмотреть его на трибунах «Лужников», в развитие которых он вложил свой чемпионский гонорар. Никаких предпосылок к тому, что случилось в ночь на 18 февраля 2021 года, не было. Он не оставил посмертной записки. «Папа просто ушёл. Что повлияло на его решение – он унёс с собой, мы об этом никогда не узнаем», — сказал Александр Арбеков.

Ульяновская школа мотокросса во времена СССР всегда была сильной, поэтому у нас есть и свои герои, память о которых стирается со временем. Например, Лев Ерохин. А в тени этих героев были те, кто мечтал о подиумах и победах, но что-то пошло не так. Многие из таких спортсменов задвигают своё спортивное прошлое в дальний ящик на чердаке и вспоминают о нём с неохотой. А некоторые всю жизнь сохраняют любовь к спорту, который хоть и не позволил им покорить вершины, но навсегда разжёг огонь, который остаётся с ними до конца. Нашему механику, кандидату в мастера спорта СССР по мотоспорту, Андрею Евгеньевичу Сергееву, я решил посвятить статью, основанную на его воспоминаниях и фактах из биографии. И оформить как рассказ от первого лица. Андрей Евгеньевич оказался очень скромным, но интересным рассказчиком.

«Родился я 23 сентября 1959 года. Сейчас бы сказали, что в мотоспорт я пришёл довольно поздно — лет в 16. Мой отец сам занимался мотокроссом, ездил с легендарным ульяновским мотокроссменом Ерохиным Львом Петровичем. И однажды на приборостроительном заводе, где он работал, его встретил мой будущий тренер — Буравкин Василий Михайлович. Он спросил отца, тренируюсь ли я, потому что его мотогонов призвали в армию, и ему нужны были новые спортсмены.

Так начались мои тренировки на трассе «Винновская Роща», которая в то время (вторая половина 70-х) была второй по сложности в России. В первый же год мне сказали, что юниорах мне делать нечего, так что поехал за сборную своего клуба во взрослой группе. Тогда в Ульяновске очень были развиты мотоклубы. В левобережье (Заволжский район) тогда самыми сильными были клубы СТК (Нижняя Терраса) и клуб Ерохина (Верхняя Терраса). На нашем правом берегу лидерами были опять же СТК (ул. 12 Сентября) и мой клуб Ульяновской автошколы (на ул. Урицкого). Класс ЧЗ-125 см3. Трасса «Винновская Роща» 12.05.1979

Как я уже сказал, многих ребят призвали в армию, и я попал в категорию 350 кубов. В конце 1979-го года, уже два года выступая за Ульяновскую автошколу, я занял первое место на областных соревнованиях и впервые поехал от сборной Ульяновской области на четвертьфинал чемпионата Российской Федерации (да, раньше отбор был очень серьёзный). В итоге в 1982-м году я набрал заветные 100 очков и получил спортивный разряд «Кандидат в мастера спорта СССР». Когда из Москвы пришла заветная бумага и значок, это просто окрылило меня, но в декабре этого же 82-го я впервые сломал левую ногу. Увы, мотоботов тогда не было, поэтому когда на тренировке я неудачно зацепился за падающий мотоцикл дыркой в сапоге, то перелома избежать не удалось. Новый год я встретил в больнице, а это явно было плохой приметой — приедешь туда снова =) Как я уже сказал, я был просто окрылён первыми серьёзными успехами и высоким спортивным разрядом, поэтому через 4 месяца я уже вовсю ходил и вскоре вернулся в клуб: нужно было тренироваться и наверстывать упущенное время. Класс 350 см3. Трасса Карьер Заволжье 15.08.1982 год.

В мае 1984-го полуфинал зоны Российская Федерация по мотокроссу должен был пройти в Ульяновске, на трассе в посёлке имени Карамзина, и я во что бы то ни стало хотел выполнить норматив Мастера спорта СССР на родной земле. И был к этому готов. В тот день погода менялась, половина трассы была мокрой, часть подсохла. Я решил рискнуть и поставил на мотоцикл комплект дождевой резины. Она очень мягкая и отлично держит по грязи. Но это решение не окупилось: на косогоре, на сухом участке, после открытия газа мотоцикл опрокинуло, я перевернулся и неудачно упал. На левую ногу. Снова перелом. И вот уже майские праздники я встречаю в больнице. Сначала Первомай, потом день Победы — поэтому внимания на меня особо не обращали. А потом анализы потеряли. В общем, пока ждал врачей, у меня само всё болеть перестало =) Класс 350 см3. Трасса Красный пахарь г.Самара 10.07.1983 год.

Шутки шутками, а с мотоспортом пришлось завязать: после травмы полгода провалялся, есть было нечего, нужно было искать работу. Прошло тридцать лет, но та самая нереализованная возможность, гонка, которую я должен был выиграть, не давала покоя. А ещё я просто очень люблю мотоциклы и мотокросс. Мне кажется, если это есть в тебе, то пронесёшь через всю жизнь. Это чувство не даст тебе угаснуть. Андрей Евгеньевич Сергеев, 2015 год

Гоночные традиции нашей семьи продолжил мой сын, поэтому и я с ним иногда катался, а сын принимал участие в Чемпионате России. Так сложилось, что в 2014-м мой сын завязал с картингом. Увы, это дорогое удовольствие. На внезапно появившиеся свободные деньги я купил подержанный 250-кубовый Кавасаки и снова приехал на тренировку. Номер 514 — А.Е. Сергеев

В этом же году я принял участие в первых соревнованиях после перерыва — в чемпионате Ульяновской области по мотокроссу, и занял второе место в группе «Ветераны», уступив ещё одному ульяновскому гонщику старой школы — Белову Сергею. (Примечание — о Белове Сергее можно ПРОЧИТАТЬ ВОТ ТУТ).

На этапах чемпионата России в ветеранах я стабильно входил как минимум в десятку, но нам, шестидесятилетним, довольно трудно соревноваться на равных с более молодыми 45-ти летними ветеранами, поэтому, к сожалению, выше 4-го места мне подняться не удалось. В феврале 2017-го на центральном стадионе «Труд» проводились ледовые гонки — на авто, багги и мотоциклах. По возрасту участников не делили, но в группе мотоциклов мне удалось занять второе место. Опередил меня только довольно известный у нас гонщик Юрий Зайцев. Однако потом меня стали преследовать травмы: в 2018-м я сломал правую ногу, а в 2019-м я неудачно упал и сломал руку, которая срослась неправильно, поэтому сейчас я вынужден взять перерыв, чтобы привести себя в порядок. Но совсем уйти из гонок не получается — теперь помогаю команде БайкЭксперт Ульяновск с техническими вопросами и иногда сам проезжаю круг-другой по картодрому на питбайке».

Вот таким получился путь нашего многоопытного механика в мотогонках. Согласитесь, в 60 лет гонять и взлетать в воздух на мотоцикле — это достойно уважения. Наверное, после прочтения у Вас мог возникнуть вопрос, вернётся ли Андрей Евгеньевич в спорт? Нам он ответил без сомнения — вернётся, если позволит здоровье. А я очень рад, что увлечение мотоциклами позволяет мне знакомиться с такими интересными людьми.

ПУТЬ, ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ 1983 год 2015 год

Фото из личного архива А.Е. Сергеева

Новая страна – новый спорт

В 1970-80 годах советский мотоциклетный спорт был уже полноценными профессиональным направлением с собственными достижениями и звездами, не имевшим практически ничего общего с теми любительскими соревнованиями, которые стали его основой в самом начале века. Однако уже в 1991 на смену Советскому Союзу пришла Российская Федерация, место ФМС СССР заняла МФР (Мотоциклетная федерация России), ставшая в 1992 году полноправным членом ФИМ, а история отечественного мотоциклетного спорта сделала очередной виток, о котором мы обязательно расскажем в будущих материалах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]