ИЖ «Планета-5»: тюнинг не только для скорости, но и для души


Мотоцикл «Планета-5»

Мотоцикл «Планета-5», производство которого начато в 1985 году и завершено в 2008, замечательно поддается тюнингу. Чаще проводят тюнинг экстерьера, некоторых агрегатов либо основных узлов. Чтобы сделать пятую «Планету» более резвой и проходимой (фактически переделать ИЖ «Планета-5» в кроссовый мотоцикл), убирают с рамы лишнее, чтоб уменьшить 180-килограммовый вес в снаряженном виде мотоцикла. Затем для его лучшего хода на заднее колесо ставят длинноходовые амортизаторы и заменяют переднюю вилку. Можно ее переставить с мотоцикла «Ява» с усиленным ходом. Естественно, меняют и крылья.

В двигателе кардинальных изменений не проводят. Для повышения ресурса коленчатого вала меняют родные подшипники от вторичного вала на «явовские». Качество и повышение ресурса дороговизну этих подшипников компенсируют.

Для мотоцикла ИЖ «Планета-5» тюнинг двигателя — это и увеличение объема цилиндра. Срезают для этого его верх, гильзу растачивают до 76 миллиметров. Под такой размер встанет свободно поршень от «Планеты-спорт». После этих видоизменений опытный образец модернизированной «Планеты-5» разовьет скорость до 160 километров вместо своих 120 километров в час. Кстати, на испытательном стенде мотор развил мощность в 42 л.с. на 5950 оборотах. Но при любом форсировании мотора сокращается его ресурс. Такие изменения не следует проводить на мотоцикле, предназначенном для повседневной обычной езды.

При форсировании мотора задняя стандартная резина, сцепление и цепь могут долго не выдержать. Надо подумать и про их модернизацию.

Мотоциклы «Иж»: как всё начиналось

На днях поклонники отечественных мотоциклов отметили юбилей — 90 лет назад, 17 сентября 1929 г. были выпущены первые мотоциклы «Иж».

Самыми интересными из них были именно первые образцы — «Иж-1» и «Иж-2», разработанные талантливым инженером и настоящим энтузиастом мотодела Петром Можаровым. И надо сказать, что эти мотоциклы во многом были передовыми — некоторые их технические решения опередили время.

Во-первых, это компоновка — двигатели на «Иж-1» и «Иж-2» устанавливались с продольным расположением коленвала и работали в паре с 3-ступенчатой коробкой передач. Привод на заднее колесо осуществлялся карданным валом.

Такое решение с 1923 г. использовалось на мотоциклах BMW, но П. Можаров отказался от оппозитного расположения цилиндров в пользу V-образного — в этом случае «котлы» не могли задевать за неровности того, что в тогдашнем СССР считалось дорогами. Кроме того, они лучше охлаждались — их оребрение меньше забивалось грязью.

Второе — характеристики тех двигателей. При объёме в 1,2 л. эти 4-тактные моторы развивали мощность в 24 л. с. — такую же, как малолитражные автомобили. Это позволяло большим и тяжёлым аппаратам уверенно ехать по офф-роуду и везти при этом немалый груз.

Особенно хорошо это получалось у «Иж-2», снабжённого системой принудительного охлаждения и приводом на колесо коляски. Он был настолько тяговитым, что его коляску даже сделали 2-местной (у «Иж-1» — 1-местная).

Оба мотоцикла имели одинаковые массивные рамы, штампованные из стального профиля и лишённые задней подвески. Кстати, в нижних перьях задней вилки П. Можаров разместил глушители, что было, пожалуй, единственным недостатком конструкции.

Дело в том, что качество бензина и масла в то время было, мягко говоря, неважным. Это приводило к образованию большого количества нагара, для чистки от которого глушители требовалось снимать, а тут это было невозможно.

Второй минус такой конструкции: как известно, 5,5% выхлопных газов составляет водяной пар. На заглушенном и остывающем мотоцикле его остатки конденсируются в глушителях, что приводит к образованию на их внутренней поверхности коррозии. А ведь у первых «Ижей» это были несущие части рамы.

Зато П. Можарову удалась передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной. Её идею конструктор позаимствовал у немецкого мотогения Эрнста Нойманна-Неандера, с которым познакомился во время стажировки в Германии. Вилка прекрасно отрабатывала все неровности и не вызывала «шимми» на высокой скорости.

Кстати, о скорости… «Иж-1» и «Иж-2» без коляски разгонялись до 65 км/ч, что очень прилично с учётом их веса в 300 кг, но маловато для других мотоциклов тех лет. Но они создавались не для побития рекордов: П. Можаров при конструировании ориентировался, в первую очередь, на их использование в качестве транспорта — были даже спроектированы грузовая коляска и прицеп.

К сожалению, возможности мотосекции оружейного «Ижстальзавода», ставшей потом самостоятельным предприятием по выпуску мотоциклов, не позволили развернуть серийный выпуск этих аппаратов — очень подходящих для дорожных условий СССР, но сложных в производстве.

А ведь эти мотоциклы были одними из лучших во II Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 г. Тогда они, без особых проблем, проехали 3 300 км от Ижевска до Москвы (почти весь маршрут состоял из грунтовок), причём, отправились в пробег необкатанными и с неотрегулированными карбюраторами.

Но П. Можаров всё-таки стал одним из создателей 1-го советского серийного мотоцикла. Это произошло чуть позже — на ленинградском , где он и его коллеги разработали лёгкий мотоцикл «Л-300» (ставший потом серийным «Иж-7») на основе немецкого DKW Luxus 300 — одного из лучших европейских байков тех лет.

Вот так началась история ижевских мотоциклов. Их серийное производство в столице Удмуртии стартовало в 1933 г., а завершилось в 2008 г. За это время «Ижи» разошлись тиражом, превышающим 11 000 000 экземпляров, многие из которых до сих пор на ходу и не собираются в утиль.

Более того, производство доработанной модели «Иж Планета-5» продолжается до сих пор. Правда, оно перекочевало за рубеж — эти мотоциклы выпускает небольшая фирма в Турции.

А в столице Удмуртии, на набережной реки Иж, установлен памятник творению П. Можарова — выполненная в натуральную величину бронзовая копия мотоцикла «Иж-1», пусть и не ставшего серийным, но зато самого первого.

ИЖ «Планета-5» тюнинг сцепления

Сцепление стандартное, надежно работает только в обычных условиях. При агрессивной езде и с повышением нагрузок, которые происходили после форсирования мотора, значительно увеличивается нагрузка на диски, от этого они могут выходить из строя. Специалисты-эксперты советуют менять один из дисков на металлический, утолщенный. Это обеспечит значительное сжатие пружин, при нем не будет проскальзывания, естественно, сцепление станет выжиматься тяжелей.

Для повышения мощности мотора мотоцикла ИЖ «Планета-5», тюнинг которого рассматривается в данной статье, за счет увеличения оборотов верхнюю кромку у выпускного окна подрежьте на полтора-два миллиметра. Обязательное условие – равный вес поршней, причем окна совпадать должны в цилиндрах с продувочными окнами, не перекрывать их ни в коем случае. У поршневых колец с кромок необходимо снять фаску. Поршневые пальцы надо облегчить за счет проточки на конце на конус. С торца пальцев тоже снять фаску. Потребуется откусить «хвостики» стопорных, чтоб их не подрезал поршневой палец. Головки цилиндров надо поджать, подрезав их концы на токарном станке.

Конструктивные особенности

ИЖ-56 выпускался как замена ИЖ-49. Последний был интересен тем, что в его конструкции использовались детали, позаимствованные у немецких мотоциклов. При проектировании ИЖ-56 конструкторы отказались от этого. Более того, они, по сути, создали совершенно новый мотоцикл, который ни в чем не походил на своего предшественника.

ИЖ-56 имел трубчатую раму. Ее появление отчасти было обусловлено тем, что советская промышленность к середине 50-х годов еще не восстановилась от последствий войны. При этом разработчики оснастили мотоцикл глубокими щетками колес, которые защищали водителя от грязи, что было актуально для того времени.

ИЖ-56 поставлялся на советский рынок в двух модификациях: с одним удлиненным сидением и двумя раздельными седлами. В сравнении со своим предшественником данный мотоцикл отличался законченным внешним видом. Дело в том, что конструкторы снабдили ИЖ-56 кожухами, которые защищали воздухоочиститель и карбюратор. Более того, новинка получила переднее и заднее колеса, которые можно было менять местами.

ИЖ-56

Еще одна особенность, которой выделялся ИЖ-56, заключалась в том, что он получил заднюю маятниковую подвеску. Данное решение также оказалось для советской промышленности того времени, по сути, революционным.

Тюнинг мотоцикла ИЖ «Планета-5»: доработка

Для доработки надо найти коленвал, который имеет в верхней части игольчатый подшипник. Такой вал найти можно на «жидкостном» «Юпитере». Он является взаимозаменяемым с иными моделями ИЖ. В головке надо просверлить 2 отверстия диаметром 3-3,5 миллиметра, как это сделано на «Планете». Штатные сепараторы из алюминия, установленные на Ижевском мотозаводе, надежностью не отличаются. После переделок придется использовать бензин АИ-92.

На фото представлен мотоцикл Иж «Планета-5», тюнинг которого выполнен по-настоящему шикарно.

Привет всем. Вы сезон закрыли? А мы нет! И в этот чудный день меня ждало много приятных впечатлений от поездки и опробованного аппарата. К слову это мой первый опыт езды за рулем на советском мотоцикле.

А мотоцикл этот ого го, ИЖ Планета аж 1964 года выпуска! 52 года аппарату! Конечно он с некоторыми изменениями в угоду облегчения эксплуатации: зажигание, воздушный фильтр, карбюратор и еще что то о чем я позабыл из рассказа Александра.

Вот бывает поезки в 500 км, и что было? Дорога, асфальт, какие то города вроде и вспомнить особо нечего, а тут проехались смешных каких то 50 км, больше разговаривали да обсуждали мотоциклы, а впечатлений на всю зиму. Несомненно повлиял тот факт, что я никогда не ездил на совкоциклах, уж так сложилось, и тем более кик пинал пару раз на Ёбре и то ради интереса.

Начну по порядку. Позвонил Сашка и предложил прокатиться по окрестностям благо у него отпуск, а у меня выходной день. Ну ладно думаю я, опять на СиБихе помчим, ан нет, ждал сюрприз в виде ИЖа. Чудно, как раз быстро не поедем и «упрошу» прокатиться) К тому же он предложил маршрут, что то же хорошо не надо ломать голову где может понравиться оппоненту.

Александр

А это я

В начале маршрута он на своём пепелаце ехал впереди, а я следом. Так вот, это еще то шоу, люди оборачиваются на ИЖ, так как тот выглядит великолепно, смотрите фото. И чувство какое то необыкновенное, торжественное сравни «первой» колонне по случаю открытия мотосезона. На нем ездил еще дед, а теперь внук (Александр хозяин ИЖа), для меня это что то невообразимое.

Хоть осень уже давно наступила, но некая красота еще осталась в виде листьев на дороге и немного на деревьях. Маршрут основной пролегал там где я не был, что странно вроде как окрестности все объехал. Температура за бортом около 5 градусов и солнечно, что тоже плюсом идет для времяпровождения.

Теперь о неком тест-драйве. Меня многие не поймут, так как ездили в детстве и всё давно знакомо. Нет элетростартера, сначала легкое недоумевание, а потом нормально когда вспоминаешь год выпуска ИЖа. Так же как и лить масло в бензин на заправке, даже мой первый скутер Хонда Дио 27 имел отдельный маслобак. Далее вибрации, после 15 минут езды в перчатках ладони стали ярко красными и горячими. Коробка передач (четырехступенчатая) еще тот опыт! Ход лапки КПП огромный и крайне непривычный владельцу ТрансАльпа, освоился не сразу и после повторного инструктажа Александра. Освоил!

Технические характеристики пересказывать не стану, да и точные цифры не найдешь. Столько то лошадей убежало, вес тоже менялся. Внешний вид здесь главное! Какой цвет, ух, мне очень нравится, особенно на солнце. Да не идеальная покраска, но это не важно для меня. Вот сейчас много вижу переделок под каферейсеры и прочее, вид вроде ничего, а душа не лежит, чужое это.

Проходимость. Вот тут для меня был шок, он пролезает по грязи лучше ТраснАльпа! Видео тому подтверждение, возможно если покрышки сменить да посадить райдера поскиловее, то было наоборот, но… И вытащить легче ИЖ, где то килограмм 160 в нем на глаз против моих 230 (кофр+ шмотки в нем + дуги). Мне даже как то неловко стало, «турэндуро» толкали, а «Планету» я иногда подталкивал, речь идет про горку в которую забирались из жижи. А ведь когда то на таких «Планетах» колесили по окрестностям, проезжали куча километров и радовались жизни – это вселяет уважение.

Выводы не буду делать как и сравнивать наши мотоциклы. Но ради выездов в «парадный день» его иметь стоит, поэтому Сашке всячески советую не продавать его, ну или если только мне)

Для более целой картины рекомендую посмотреть моё видео с поездки.

Модификации и другие особенности

Ижевский завод, помимо стандартного ИЖ-56, за время существования этой модели выпустил несколько специальных модификаций:

  • ИЖ-57К с 18-сильным мотором для кроссовых заездов;
  • ИЖ-57М с тем же мотором для многодневных соревнований;
  • ИЖ-54А с 20-сильным мотором, 19-дюймовым передним и 16-дюймовым задним колесами для шоссейно-кольцевых гонок;
  • ИЖ-60М с 19-сильным мотором для многодневных гонок;
  • ИЖ-60МС с 6-ступенчатой коробкой для многодневных гонок.

ИЖ-56 отличался простой электрической схемой. Из электрооборудования на мотоцикле использовались реле-регулятора, генератор, аккумулятор и фары.

ИЖ Планета-5

ИЖ-56 сегодня является популярным мотоциклом среди реставраторов. Данная модель периодически появляется на вторичном рынке, где ее можно приобрести по цене примерно от 15 до 45 тысяч рублей в зависимости от состояния. Но некоторым реставраторам удается полностью восстановить ИЖ-56. Мотоцикл на ходу продается на вторичном рынке примерно за 150 тысяч рублей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]