- 16 января 2012
Полезное
Увеличить объем двигателя «Иж-Юпитера» до 400 куб. см можно, если установить в него поршни от «Совы-200». Сделать это, в принципе, несложно, если бы не два «затыка» с «совиным» поршнем. Первый: расстояние от пальца до днища в нем меньше на 5 мм, чем у «Юпитера». Второй: в поршне есть «дырка» с «лепестком» под продувку.
Первую не состыковку устранил легко: снял лишний металл с рубашки цилиндров на токарном станке — так, чтобы цилиндр «сел» на 5 мм. С «дырками» пришлось повозиться — их я отдал заварить специалисту. Но прежде расточил цилиндры под поршни. Потом нашел старые «юпитеровские» поршни (конечно, лучше использовать «совиные») и вырезал из их юбок пробки такого же диаметра, как и отверстия в завариваемых деталях.
С обеих сторон отверстий в поршнях и пробках снял большие фаски, вставил пробки. Сварку в аргоне проводили на заводе: поршни обваривали и снаружи, и изнутри. Обрабатывал заваренные поршни вручную — аккуратно ободрал наружные швы напильником и шкуркой. Затем подгонял поршни непосредственно по расточенным цилиндрам – снимал излишки шкуркой-«нулевкой». С такой поршневой отъездил сезон: доработки повысили динамику и максимальную скорость.
Форсировка двигателя ИЖ ПЛАНЕТА
Делаем тюнинг двигателя Иж Планета
Часто можно услышать: «Иж Планета не поддается форсировке».Это не так!Планета, хоть и туго, но все же форсируется.
Главное, чтобы руки росли из нужного места, и в голове было немного смекалки. И все получится.
Рассмотрим изменение мощности одноцилиндровых двигателей объемом 350 см3 Ижевского производства. Взять, к примеру, ИЖ-49 (та же Планета): мощность двигателя составляет примерно 12 л.с. У Иж Планеты 3 мощность уже 20 л.с.
Дальше (Например,
П5
) ещё больше. Основные преимущества Планеты это простота и надежность конструкции, простота ремонта, хорошая тяга на низких оборотах. Конечно, такого результата как при тюнинге Юпитера не добиться, но все же…
Перед тем как осуществить форсирование двигателя Иж Планета
, необходимо помнить что двигатель должен быть полностью исправным. Основное, что может дать прирост мощности, конечно же, цилиндропоршневая группа и выпускная система.
Цилиндр должен быть без царапин, забоин и прочих повреждений. Резьбы также должны быть без повреждений. Поврежденные шпильки заменить, резьбу в головке под свечу и декомпрессор прочистить свечей с разрезанной вдоль резьбовой частью. Перепускные каналы в картере и цилиндре должны полностью совпадать, прокладки не должны перекрывать сечения каналов. Неровности на перепускных каналах нужно убрать, в случае необходимости заделать МС-2000. Каналы заполировать до блеска. Внутреннюю часть заглушки также заполировать. После полировки под заглушки перепускных каналов установить паронитовые прокладки и сильно затянуть винты крепления заглушки (6 штук). Использовать герметик не рекомендуется. Окна (как впускные, так и выпускные) так же заполировать, предварительно удалив неровности.
Для увеличения мощности за счет увеличения частоты вращения коленчатого вала можно поднять кромку выпускного окна на пару миллиметров. Для уменьшения нагарообразования нужно отполировать до блеска дно поршень, а во внутренней части убрать огрехи литья, которые создают сопротивление свежей смеси.
Когда происходит форсировка двигателя Иж Планета
более серьезно, можно попробовать сделать облегчение поршня, но только в том случае, если руки растут из нужного места. Это позволит легче раскручиваться двигателю и уменьшит потери мощности двигателя. Необходимы расчеты, так как изменение массы может привести к уменьшению жесткости поршня. Ни в коем случае нельзя удалять ребра жесткости.
Поршневой палец можно облегчить, сточив металл на концах пальца.
Также возможно изготовление игольчатого подшипника.
Также для улучшения характеристик двигателя Планеты
нужно немного переделать коленчатый вал. На стандартной
Иж Планете шатун
имеет форму двутавра. Для уменьшения сопротивления топливной смеси, для облегчения шатуна, а также для улучшения смазки нужно удалить ребра, доведя форму до саблевидной.
После этого шатун необходимо заполировать. Не стоит опасаться деформаций шатуна, так как останется запас прочности. Но поломка шатуна возможна, если двигатель заклинит на больших оборотах. Но у хорошего хозяина с не кривыми руками двигатель никогда не заклинит. Необходимо отполировать и стенки камеры КШМ и щеки коленвала.
Возможно улучшение динамики за счет уменьшения массы коленвала, но опять же только после расчетов. Но после уменьшения массы коленчатого вала ухудшится тяга на низах, увеличатся обороты холостого хода. Это же относится и к поднятию верхней кромки выпускного окна. Коренные подшипники коленчатого вала должны вращаться легко, без заеданий, не должны иметь практически никакого люфта. Это относится и к остальным подшипникам, так как тугие подшипники затрачивают энергию двигателя. Найти хорошие подшипники сейчас не очень легко. Желательного использовать высокоточные. После переделок коленвал необходимо отбалансировать.
Не стоит преуменьшать значение уменьшения объема кривошипной камеры. Вследствие уменьшения объема увеличится давление топливной смеси, что позволит улучшить наполнение цилиндров и увеличит мощность. Правда, это уже не легко, потребуется переделка кривошипной камеры и коленвала, а это уже много работы.
Головка цилиндра не должна иметь повреждений. Резьба под свечу и декомпрессор также не должна иметь повреждений. В случае наличия повреждений в месте стыка, его нужно немного сточить на абразивном круге. При необходимости также поступить и с цилиндром, предварительно выкрутив шпильки. Медные или алюминиевые прокладки использовать не нужно, так как в месте соприкосновения прокладки и цилиндра или головки возможна негерметичность соединения. Если прокладка на Планете
стоит заводская, значит, это попытка скрыть брак.
Головку можно поджать, доведя степень сжатия до 9-9,3. После увеличения степени сжатия допускается использование только 2Т масел (обычно используют МГД-14М). Свечи желательно использовать импортные (главное не нарваться на левак типа VOSH или BOCH).
Внутреннюю поверхность головки заполировать до блеска, что уменьшит нагарообразование. Во избежание перекоса крепеж головки затягивать крест – накрест.
Дальнейшая форсировка Иж Планета
это установка «правильного» карбюратора.
Карбюратор рекомендуется установить К-68И. Отполировать внутреннюю поверхность канала. Дроссель и иглу также заполировать. Можно поэкспериментировать с диаметром жиклеров и добиться лучших результатов. Всю информацию об этом можно найти на этом сайте.
Воздушный фильтр нужно установить бумажный, так как масляный не обеспечивает нужную степень очистки воздуха. Можно использовать фильтр от ИЖ-Планеты Спорт.
Ориентировочная cтоимость
Хоть производство «Юпитер 3» давно закончено, его еще можно приобрести, но только на вторичном рынке и часто уже несколько переделанным.
Дополнительно можно отметить, что этот мотоцикл может служить хорошим началом для любителей переделок и тюнинга.
Стоит этот мотоцикл очень дешево, предлагается он на вторичном рынке по цене от 7 до 19 тыс. руб.
Несмотря на довольно преклонный возраст Кавасаки GPZ 900 R является культовым супербайком с огромным числом почитателей и фанатов, что говорит о его качестве и уникальных характеристиках.
Теперь при должном оснащении этого мотоцикла аэродинамическим обвесом можно попытаться преодолеть рубеж в 200 км/час.
Тюнинг двигателя ИЖ Планета 5 для тех кто любит свой ИЖ
Двигатель ИЖ Планета отлично поддается разного рода доработкам, а все для того, чтобы мощность нашего байка увеличилась. Поэтому вопрос про тюнинг двигателя ИЖ Планета 5 стоит очень остро.
Но с чего лучше всего начинать тюнинг мотора ИЖ Планета 5? А начинать надо с перепрессовки коленвала. Надо заменить коренные подшипники коленвала на подшипники вторичного вала от Явы, это увеличит ресурс этого узла.
Далее, для того, чтобы увеличить рабочий объём цилиндра надо отрезать верхнюю часть цилиндра и расточить гильзу до 76 мм. Сюда отлично подойдет поршень от ИЖ Планета Спорт. После тюнинга двигателя Планета 5 сможет ездить 160 км/ч. Правда будет слегка стрёмно на таком корыте ездить так быстро, но все же.
Тюнингованный двигатель не сможет работать с базовым сцеплением, особенно с диском сцепления и задней резинкой. И это понятно, ведь нагрузки станут выше, а стандартное сцепление рассчитано на стандартные нагрузки. Так что надо диски высунуть и поменять их на более толстые металлические диски, это позволит избежать проскальзывания. Более тяжелое сцепление будет компенсироваться увеличенной мощностью и новыми возможностями.
Как вариант, делая тюнинг ИЖ Планеты 5, некоторые умельцы ставят наддув, но это уже более сложная работа, о ней мы позже поговорим. Кроме этого надо помнить, что новый воздушный фильтр будет лучше очищать воздух, ведь улучшенная очистка воздуха повлияет на увеличение мощности. Поэтому надо заменить стандартный воздушный фильтр на один из импортных аналогов.
Технические характеристики
Подробные характеристики этого мотоцикла сведены в таблицу:
Характеристики и показатели мотоцикла ИЖ Юпитер 3 | ||
Параметр | Ед. изм. | Показатель |
Длина | мм | 2170 |
Ширина | мм | 780 |
Высота | мм | 1175 |
База колесная | мм | 1430 |
Вес сухой | кг | 162 |
Просвет дорожный | мм | 135 |
Силовая установка | тип | 2-цилиндр., 2-тактн., |
Система смазки | тип | совместно с топливом |
Система охлаждения | тип | воздушная |
Система запуска | тип | кикстартер |
Система питания | тип | карбюраторная, 1-карб., |
Рабочий объем | куб. см | 347 |
Мощность | л.с. | 25 |
Сцепление | тип | многодисковое |
Коробка передач | тип | Мех., 4-ступ., с ножным переключением |
Привод | тип | Цепной |
Скорость максимальная | км/ч | 120 |
Объем бака | л | 18 |
Турбонаддув на ИЖ Планета 5
А теперь перейдем почти к невозможному – поставить на Планету 5 турбонаддув. Для начала придется узнать какая производительность насоса, в большинстве случаев она равна 1750 л/мин. Именно поэтому надо ставить наддув с приводом от коленвала, а у надувного насоса частота крыльчатки должна быть не меньше 10000 об/мин.
При тюнинге двигателя ИЖ Планета Спорт нам может здорово помочь выпускной резонатор, тем, что он создает подпор горючей смеси в виде резонансной волны. А при помощи золотникового клапана получатся несимметричные фазы работы мотора. Чтобы избежать возможные проблемы, необходимо установить инжекторную подачу топлива. Фаза продувки настолько уменьшится, что попадет туда только нужное количество воздуха.
Во время тюнинга двигателя ИЖ Планета 5 очень пригодится смазка поршня, для уменьшения трения. Особенная нагрузка будет идти на роликовый подшипник шатуна. Моторная цепь и коленвал не будут сбалансированы если моторная цепь будет провисать, поэтому её необходимо обязательно поменять. При большой нагрузке сцепление будет работать не так как обычно, именно поэтому надо контролировать чтобы текстолитовые диски были без повреждений, а на металлических дисках чтобы не было коробления. Если есть опыт и руки, то можно сделать мотоцикл ИЖ Планета 5 очень шустрым. Кстати, мотоциклы Ява тоже отлично поддаются тюнингу.
А вот видео про небольшой тюнинг ИЖ Планета 5:
Источник
Описание конструкции
Итак, впервые показан был этот мотоцикл в 1971 году.
Производился он в двух версиях – «ИЖ Юпитер 3» и «ИЖ Юпитер 3К».
Отличались они тем, что «3К» дополнительно оснащался боковой коляской, но она имела возможность отсоединятся от мотоцикла.
На то время «Юпитер 3» обладал современной внешностью и был хорошо сделан, хотя за основу и был взят предшественник. Все элементы мотоцикла крепились к трубчатой раме.
Чтобы увеличить комфортабельность, увеличили ход передней подвески и сделали более мягкими задние амортизаторы.
Изменили форму бака, он перестал быть каплевидным. А вот передняя фара не изменилась, в корпусе ее продолжал размещаться спидометр, замок зажигания и контрольные лампы.
Сиденье – нераздельное, двухместное. К корпусу сиденья снизу крепилось заднее крыло с размещенным на нем стоп-сигналом, поворотниками и номерной площадкой.
Поворотники на семействе «ИЖ Юпитер» начали ставиться именно с третьей модели.
Под сиденьем с обоих боков мотоцикла размещались бардачки, левый был предназначен для установки АКБ, а правый – для хранения ключей.
Двигатель располагался под баком, что обеспечивало поступление топлива в карбюратор самотеком. Чтобы не происходило самопроизвольного вытекания бензина, на баку размещался краник.
Цилиндры имели рядное расположение. При проектировании нового двигателя для этого мотоцикла пересмотрели положение ребер цилиндров, что в дальнейшем обеспечило лучшее их охлаждение.
От каждого из цилиндров выходило по одному колену, к которым прикручивались две выхлопные трубы, закрепленные по бокам мотоцикла под подножками.
Система питания состояла из одного карбюратора, расположенного за цилиндрами и соединенная с ними патрубком с двойным выходом. В базе к мотоциклу шли защитные крышки, прикрывающие карбюратор.
За счет переработки мотора конструкторам удалось увеличить его мощность на 6 л.с., что сказалось на скорости движения, она возросла до отметки в 120 км/ч.
Коробка передач была выполнена заодно с мотором. Крутящий момент передавался посредством многодискового сцепления. Привод на заднее колесо осуществлялся цепью.
Задняя приводная звездочка располагалась в алюминиевом корпусе.
Передняя подвеска была выполнена в виде телескопической вилки, а задняя подвеска была маятниковой с двумя амортизаторами.
Тормоза на обоих колесах – барабанные с механическим приводом.
В свое время этому мотоциклу был присвоен Государственный знак качества, поскольку он был надежен, легко ремонтируем, обладал легким пуском, по сравнению с «ИЖ Планета».
Единственным слабым местом у него являлась контактная система зажигания. Она практически состояла из двух контактных систем, по одной на каждый цилиндр.
Это сказывалось на удобстве установки зажигания, трудно было добиться одинакового угла опережения на цилиндрах.
Отличным спутником в длительных путешествиях станет Kawasaki Versys 650, технические характеристики его найдете в нашем обзоре.
Байк получивший статус «легендарного» мотоцикла:
Отзывы владельцев
В детстве гонял на п3 по деревне, хотя тогда думал, что это п4, узнал только потом уже. Документов не было)) Первый мот в жизни был, ехал хорошо, Восходы с Минсками угнаться не могли. Дмитрий, Железногорск.
Из-за ностальгических воспоминаний в 2021 году купил третью Планету под восстановление, за 20к, с документами. За несколько лет неспешных работ сделал всё, отпескоструил раму, всё перекрасил, выкинул весь колхоз и всё поменял на оригинал. Сейчас из новья только карбюратор, стоит японский вместо родного, но в планах тоже поменять. У меня это байк выходного дня, прокатиться тёплым вечером и вспомнить молодость. Григорий, Люберцы.
Мот живучий, ядерную войну переживет в случае необходимости. Ремонтируется напильником и молотком, много запчастей подходят от ю3, ю5 и п5. Если нужна вечная техника, которая всегда будет ездить, и нет боязни запачкать руки — вариант отличный. Анатолий, Курск.
С чего начать?
Владельцы иностранных марок мотоциклов всегда имеют возможность воспользоваться каталогом с готовыми наработками по тюнингу. Те мотолюбители, которые приобрели Планету-5, должны засучить рукава и обновить свою машину самостоятельно, используя свой опыт и технические умения.
Чаще всего владельцы Планеты-5 меняют внешний вид, основные узлы и некоторые агрегаты. Многие владельцы начинают тюнинг мотоцикла ИЖ с преобразования глушителя
.
Установка хромированных «банок» придаст мотоциклу солидности, но будет утяжелять мотор. Для того, чтобы сделать мотоцикл более легким, следует убрать с рамы все детали, которые утяжеляют конструкцию. Чтобы улучшить ход заднего колеса
можно поставить длинноходовые амортизаторы. Обязательно провести центровку и балансировку.
Дизайн и надежность
ИЖ Планета 2, как свидетельствует цифра в имени модели, стал вторым мотоциклом серии ижевских Планет.
От «родоначальника» семейства он отличается большим комфортом и мощностью силового агрегата, а также обновлённым, более современным (на тот период времени) дизайном.
Так, Планета 2 получил фирменную окраску, покрытые декоративной хромировкой глушитель и колёсные обода, полированную крышку картера, а также тормозные крышки и кожух карбюратора со слоем молотковой эмали.
Сидение мотоцикла стало шире и удобнее. Его отделка выполнена из цветного текстовинита.
Модель второго поколения сконструирована таким образом, что её ремонт не требует особых или специфических инструментов, условий или же оборудования.
Механика достаточно проста и понятна, а запасных частей произведено в избытке.
Великолепным характеристикам проходимости ИЖ Планета 2 обязан хорошей тяге на низких оборотах, высокой подвеске и грамотной конструкции коробки передач.
Кроме прочего, владельцы байка в один голос заявляют о высочайшей надёжности двигателя и его потрясающей долговечности. Подтверждает это и производитель, который предоставлял гарантию на пробег 15 тысяч километров или полуторагодичную эксплуатацию.
Технические характеристики
Средний класс модели ИЖ Планета 2 подтверждается как характеристиками двигателя, так и габаритными размерами байка, которые составляют:
Сухая масса мотоцикла равна 155-ти килограммам, а типоразмер колёс — 3,25-19.
Конструктивные особенности
В своё время ИЖ Планета 2 обладал весьма современными параметрами.
«Сердцем» мотоцикла служил двухтактный одноцилиндровый 346-кубовый двигатель с воздушным охлаждением, мощность которого достигала 15 лошадиных сил (4,2-4,6 тыс. об/мин).
Работает такой агрегат на топливной смеси из бензина и масла, которая самотёком поступает из 18-литрового бака.
Тормозная система — барабанная. Коробка передач представлена двухходовой четырёхступенчатой конструкцией, передающей вращение на заднее колесо посредством цепи.
Мягкость движения обеспечивается оригинальной системой амортизации:
Как уже упоминалось, рама Планета 2 представляет собой цельнометаллическую трубчатую конструкцию.
Глубокие крылья мотоцикла также изготовлены их металла, поскольку пластик тогда практически не применялся.
Подробную информацию о силовом агрегате ИЖ Планета 2 можно найти в следующей таблице.
Технические характеристики мотоцикла ИЖ Планета 2 | |
Мотор | Бензиновый |
Рабочий объём | 346 см 3 |
Диаметр и ход цилиндра | 72х85 мм |
Сжатие | 6,7-7,0 |
Топливо | Бензина с маслом (25:1) |
Зажигание | Батарейное |
Максимальная мощность | 15,5 лошадиных сил |
Максимальная скорость | 105 км/час |
Расход топлива | 5,5 литра (на трассе) |
Одна из самых примечательных моделей отечественного мотопрома — ИЖ Юнкер, обзор и характеристики модели.
Модель этого отечественного мотоцикла была разработана в 1974 году, и на тот момент представляла собой уникальную концепцию.
В этом сарае мотоцикл простоял 38 лет
0 Коляска хранилась в перевернутом виде: чтобы не занимать много места
Данный аппарат в свое время государство выделило одному леснику в Черкасской области — для объезда территорий лесного хозяйства. Однако, для этих целей у него уже был более старый Иж Юпитер-2 в неплохом состоянии, поэтому человек решил поберечь новую технику до лучших времен и на долгие годы запер его в сухом сарае. Его даже на учет в ГАИ не поставили!
В этом сарае мотоцикл и простоял аж до 2014-го года, когда внук владельца решил все-таки достать из под завалов хлама советскую технику, которая за 38 лет уже успела стать раритетом. А тем более в таком состоянии!
Пробег на спидометре — 3 километра, причем он зафиксирован в сопроводительной документации, которая шла с мотоциклом. Эти километры он проехал еще по заводскому полигону: тестовая обкатка для выявления брака и дефектов сборки.
Внешний вид
Несмотря на то, что ИЖ Планета-5 является одним из лучших образцов отечественного производства в плане дизайна, она все же невыгодно отличается от иностранных мотоциклов. Чтобы изменить внешний вид Планеты в лучшую сторону можно предпринять следующие действия:
- Установить двусторонние дуги — в случае падения они обезопасят водителя и защитят от серьезных повреждений мотоцикл.
- Установить ксенон. Это не только поможет в освещении трассы, но сделает мотоцикл более заметным и, как следствие, увеличит безопасность водителя.
- Не все модификации ИЖ Планеты-5 имеют коленные щитки. Для того, чтобы закрыть отверстия, которые образуют дуги безопасности, следует вырезать два щитка из легкой жести или прочного пластика. Это изменение позволит уменьшить попадание грязи на двигатель и на водителя и улучшить внешний вид мотоцикла.
- Поменять заводские поворотники. В оригинальной комплектации ИЖ Планета-5 имеет довольно невзрачные круглые поворотники, их можно заменить на более современные прямоугольные.
- Сменить ветровое стекло. Благодаря этому мотоцикл буквально преобразится.
- Немного поднять заднюю часть мотоцикла и переднее крыло — это придаст Планете более спортивный вид.
- Поменять покрышки на более современные.
Все вышеперечисленное коренным образом изменит внешний вид Планеты. Только вам решать, как будет выглядеть ваш байк. При тюнинге мотоцикла ИЖ 5 можно выбирать, какие детали оригинального дизайна вы хотите заменить, а какие – оставить.