Разработкой и проектированием Honda Fireblade занимались лучшие инженеры компании. Взяв за основу гоночный прототип RC211V, они сделали всё возможное, чтобы адаптировать байк к дорогам общего пользования, не жертвуя при этом его преимуществами. Приспособить «пластиковую ракету» к реалиям ДОП было нелегко, но японцы справились! И предложили мотоциклистам один из лучших спортбайков в мире, мощный, надёжный и в то же время послушный.
Технические характеристики
При создании этого мотоцикла японские инженеры руководствовались опытом, полученном при работе над Fireblade 954. Они попытались улучшить его сильные стороны и избавиться от недостатков, и это у них получилось, как минимум, частично. Результат достоин всяческих похвал – у Honda CBR1000RR технические характеристики получились очень сбалансированными, что и обеспечило модели невероятную популярность.
Двигатель
В ходе рестайлингов и доработок мотор мотоцикла Honda Fireblade менялся и дорабатывался неоднократно, вплотную приблизившись к совершенству в 2021 году, когда началось производство пятого поколения. Жидкостная рядная четвёрка способна на многое – байк имеет на борту 192 л.с. и 114 Нм крутящего момента, и его энерговооружённость переваливает за отметку в 1 л.с. на 1 кг сухой массы. Литровый СБР 1000РР разгоняется с 0 до 100 км/ч за 2,95 секунды и набирает максимальную скорость в 286 км/ч! С той оговоркой, что на внутреннем рынке Японии продаются «задушенные» версии значительно меньшей мощности.
Трансмиссия
6-ступенчатая коробка передач у этого спортбайка работает достаточно чётко, но иного от самого знаменитого мотопроизводителя Японии и не ожидаешь. Правда, в отзывах владельцев Honda Fireblade встречается информация о «ложной нейтрали», на которую они иногда натыкаются в процессе езды. Причём кто-то утверждает, что она попадается им между 3 и 4 передачами, а кто-то говорит про 4 и 5. Но у большей части обладателей этого мотоцикла никаких нареканий к работе трансмиссии нет. В 2021 году был добавлен квикшифтер.
Ходовая часть и тормоза
Полностью настраиваемые подвески с широким набором регулировок – это всегда хорошо. В Honda CBR1000RR Fireblade они, правда, при любых настройках остаются жёсткими и предназначенными только для дорог с хорошим покрытием. Тормоза можно назвать неплохими, но не более того – обратная связь переднего тормоза (320-мм диски с 4-поршневыми суппортами) оставляет желать лучшего. Вспомогательный задний тормоз (220-мм диск с 1-поршневым суппортом) тоже можно назвать посредственным. Ситуацию исправляет комбинированная система ABS, которую начали устанавливать с 2009 года.
Электроника
Электронная начинка Honda Fireblade была значительно доработана в пятом поколении, выпущенном в 2021 году. Именно тогда была добавлена вспомогательная система управления тягой Selectable Torque Control. Но и без неё в мотоцикле хватает электронных компонентов, разобраться с которыми без мануала и дилерского ПО крайне сложно.
Вес и габариты
Снаряженная масса всех поколений Хонды CBR 1000 RR, кроме последнего, переваливает за 200 кг, и это немало по меркам класса. Но в 2021 году байк претерпел ряд изменений, что позволило снизить массу до 196 кг, и это с полным баком и всеми техническими жидкостями. Субъективно мотоцикл кажется тяжёлым, но на ходу это никак не чувствуется, а вот катать его ногами по парковке может оказаться нелегко.
Управляемость
Мотоцикл Хонда CBR 1000 RR отлично слушается руля, и это одно из главных её достоинств. Он ведёт себя предсказуемо даже на высоких скоростях, но это не делает его скучным. Управляемость остаётся на достойном уровне даже на скорости свыше 200-220 км/ч, и во многом это заслуга хороших подвесок.
Расход топлива
Заявленный расход топлива на 100 км составляет около 6 литров. При езде на треке он резко возрастает, а в смешанном цикле, по отзывам, колеблется возле отметки в 7-7,5 литров. Учитывая вместительный бензобак, 17,7 литров до 2021 года и 16 литров после 2021, этого достаточно для приличного запаса хода. Мотоцикл предпочитает высокооктановый бензин, и заливать желательно АИ-98.
На ходу
Тех, кто дочитал до сюда, определённо интересует, как RR-R ведёт себя на ходу. Мне, как и большинству коллег, было отведено три 20-минутных сессии в седле, и этого, конечно, не хватило, чтобы полностью понять новый мотоцикл, но Honda сделали очень грамотную вещь: они привезли туда же CBR1000RR SP прошлого поколения и пару базовых моделей — для контраста, чтобы пересев с одного мотоцикла на другой, было проще ощутить разницу.
В первое же мгновение ощущается разница в посадке. Трековое предназначение очевидно по более высокому седлу (830 против 820 мм), более низким клипонам (840, на 17 мм ниже) и установленным на 21 мм выше и на 43 мм дальше назад подножкам. Также ощущается узость перехода бака в сиденье. В нём не особо много места для того, чтобы отсесть назад, и это значило, что мои локти оказались рядом с коленями (а не впереди или позади), когда я лёг на бак. И это всё выяснилось ещё до запуска двигателя!
Запускаем кнопкой стартера (при этом брелок должен быть поблизости) — и короткоходный двигатель взрёвывает, просыпаясь, знакомой своей гортанной песней, привычной по кубатурным рядным четвёркам, которую труба Akrapovic не столько приглушает, сколько украшает утробными обертонами, показывая, что монстр проснулся и хочет на свободу.
Бок-о-бок со старой CBR SP понимаешь очень многое. Нельзя ведь сказать, что старый Сибер неуклюж — но новый, несмотря на необкатанную ещё конструкцию, ощущается так, будто все положительные аспекты старого взяли — и утроили!
Новый двигатель отзывается быстрее (но не резко) и раскручивается чуть более агрессивно, чем раньше, достигая отсечки в 14500 — более высокой, чем на старой версии. Мощная тяга присутствует по всему ходу ручки газа вплоть до самых верхов, где ждёт приятный пик — интересно, кстати, чем отличается американская версия? Уж не отсечкой ли по тяге на верхах?
Honda CBR1000RR-R Fireblade SP
Квикшифтер превосходен на обеих моделях, старой и новой, и единственная осечка случилась по моей вине, когда я неуверенно ткнул вниз, переходя (или не переходя, сам не понял) со второй на первую. Наибольшие нарекания на старую CBR были по поводу грубой и слишком явной работы электронных ассистентов — но переход на современные компоненты Bosch решил эту проблему самым позитивным образом.
Поставив трекшн-контроль на первое, наименее назойливое, деление, я видел, что он срабатывает по огоньку на красивом (но перегруженном) 5-дюймовом дисплее. По ощущениям же его чувствуешь, но не так, как ожидаешь — вместо одёргивания и осаживания трекшн-контроль даёт двигателю крутиться именно так, как нужно, чтобы ехать без проскальзывания. Думаю, профессионалы ездят без него, беря контролируемые заносы на себя, но мы, простые смертные, можем смело полагаться на электронику, которая на первом положении работает идеально. Забавно, но и более высокие уровни трекшн-контроля на треке работают неплохо, но на третьем я стал подмечать, что он замедляет выход из узких поворотов, пока мотоцикл не возвращается в вертикальное положение. Так что мой выбор — первый уровень, учитывая, что обут он был в Pirelli Supercorsa SP.
Да, мы ездили по треку на дорожной резине — и заменили их в середине дня на такие же, хотя этого можно было не делать. Несмотря на отсутствие физически ощутимого прилипания к треку, как у хорошего слика, этих шин вполне хватило, чтобы понять разницу в управляемости старой и новой CBR. Новая поворачивает ощутимо чётче и держит траекторию ощутимо увереннее — иначе говоря, устойчивее.
Учитывая более длинную базу CBR1000RR-R Fireblade SP и чуть более пологий вынос руля и трейл, это неудивительно, но рулится новая CBR при этом совершенно не хуже предшественницы. Никаких особых нареканий не вызвали и электронные подвески Ohlins — впрочем, я ехал с режимом Auto только один заезд, но меня всё устроило. Определённо, хочется разобраться с ними поподробнее.
В день заездов была великолепная погода, и испытать электронные ассистенты в реальных условиях возможности не представилось. Но приятно знать, что можно ехать в полную силу и с минимальными вмешательствами — и при этом быть уверенным в том, что от самых диких ошибок (которые и становятся обычно фатальными) ты прикрыт, в том числе и в плохую погоду.
Крылья. Работают? Кажется, да.
Во всяком случае в одном месте на выходе из поворота есть небольшой подъём, и проходя его на третьей передаче, набираешь за сотню, а после прохождения — на старой CBR приподнимает передок в самый неподходящий момент, когда надо входить во второй поворот. Новая CBR1000RR-R Fireblade SP ни разу не попыталась в этом же месте задрать колесо, а скорость была чуть выше.
CBR1000RR-R Fireblade SP
Ремонт и тюнинг
Чем мотоцикл сложнее и современнее, тем труднее и дороже его обслуживать и содержать – это аксиома. Honda Fireblade первых поколений может быть обслужена и отремонтирована в гараже, но свежие экземпляры потребуют дилерского оборудования, которое вряд ли имеется даже у самого запасливого байкера.
Ремонт
Частых поломок и «детских болячек» у Honda Fireblade нет. При своевременном ТО мотоцикл будет ездить годами, и единственной проблемой может стать постепенно растущий «ужор» масла. Справиться с ним самостоятельно невозможно, единственный вариант – замена ЦПГ на новую. Компания Хонда также объявляла отзывную компанию по бесплатному ремонту сцепления из-за недоработки этого узла на мотоциклах 2017+ годов выпуска, и эту операцию вам бесплатно проделают в любом дилерском центре, но никто ещё не слышал о том, чтобы из-за этого выходило из строя сцепление.
Запчасти
Благодаря обширной дилерской сети проблем с запчастями на Honda Fireblade нет, но что-нибудь более серьёзное, чем расходники и мелкие детали, придётся подождать, так как в наличии крупных узлов обычно нет. Цены порой кусаются, пластик стоит дорого, но есть недорогие альтернативы от наших китайских друзей.
Тюнинг
Чаще всего доработке подвергается тормозная система – большинство владельцев находит её недостаточно эффективной. На первых поколениях CBR 1000 RR иногда меняют рулевой демпфер, но для свежих экземпляров, где в стоке уже установлен современный электронный демпфер, это более не актуально.
Преимущества и недостатки мотоцикла
Среди плюсов модели CBR1000 RR необходимо отметить следующие качества:
- Надёжная тормозная система.
- Стандартные для спортбайка габариты.
- Достаточно мощный 4-тактный двигатель.
- Высокая максимальная скорость.
- Стильный, современный и неповторимый дизайн.
- Хорошо читаемая приборная панель с множеством функций регулировки.
- Хорошие динамические качества.
- Возможность тюнинга.
- Доступность деталей.
Явными минусами модели стали:
- Чувствительная даже к мелким неровностям дороги подвеска.
- Высокая стоимость (400–600 тысяч рублей в зависимости от пробега и года выпуска).
- Не подойдёт в качестве первого мотоцикла.
Некоторые мотоциклисты выбирают недорогую технику со средними показателями и качеством. Другие готовы потратить несколько сотен тысяч на приобретение эксклюзивной и мощной техники, притягивающей взгляды окружающих. А вы готовы потратить более полумиллиона на покупку Хонды CBR1000 RR?
Модификации мотоцикла
Honda Fireblade выпускается в двух версиях, обычной и SP. Последняя отличается большей направленностью на трек, а также лучшим техническим оснащением. Более совершенные подвески производства Öhlins, перенастроенный двигатель и усиленные тормоза с комбинированной системой ABS намекают на то, что байк создан не для скучной езды по пробкам, а для выжимания адреналина на треке. Хонда CBR 1000 RR SP-версии выпускается с 2014 года параллельно с обычной модификацией, и стоит несколько дороже.
Плюсы и минусы
Сильные и слабые стороны обычно напрямую связаны с концепцией мотоцикла. Honda Fireblade – спортбайк, мощный и динамичный, со всеми свойственными гоночной мототехники достоинствами и недостатками. Действительно серьёзный минус у него один – он может быть опасен для неопытных мотоциклистов, и его можно рекомендовать только опытным байкерам.
Достоинства
- Отменная управляемость. Honda Fireblade рулится лучше большинства аналогов. Все владельцы в один голос хвалят прогнозируемость поведения мотоцикла на дороге.
- Отличная ветрозащита. Встречный ветер не докучает даже на скорости в 200 км/ч.
- Разгонная динамика. Много ли вы знаете мотоциклов, способных набрать скорость в 100 км/ч за менее, чем 3 секунды?
- Удобная посадка. Несмотря на то, что литровый Honda CBR1000RR Fireblade никаким боком не относится к спорт-туристам, он достаточно комфортен для долгих поездок и даже путешествий.
- Великолепные подвески. Полный набор регулировок прилагается (актуально для моделей, выпущенных в 2011 году или позже).
Недостатки
- Недостаточно эффективные по сравнению с основными конкурентами тормоза. Владельцам Honda CBR 1000 RR можно рекомендовать замену передних тормозных суппортов на более мощные, особенно если они любят агрессивную езду.
- Масляный аппетит. Мотор CBR 1000 РР ощутимо греется, а при перегревах начинают появляться задиры на стенках цилиндров, так как качество никасилевого покрытия оставляет желать лучшего. В результате у большинства экземпляров с пробегом от 30-40 тысяч километров уже присутствует более-менее заметное подъедание масла двигателем.
- Сложное обслуживание. Для некоторых операций потребуется раскидать по гаражу пол-мотоцикла, и даже замена обыкновенного масляного фильтра превращается в эпопею.
Отзывы владельцев
Мотоцикл не для новичков однозначно, если сесть на эту ракету без опыта, она может действительно стать одноразовой, как в старом анекдоте. Honda Fireblade – это не какая-нибудь сибиха, это исчадие дьявола встаёт на заднее колесо на третьей передаче и на скорости под 200, а разгоняется так, что клипоны из рук вырываются. Литровый Сибир – мот шикарный, спору нет, но оооочень требовательный к опыту и навыкам. Хонда реально создала настоящего двухколесного демона. Анатолий, Омск, Honda CBR1000RR Fireblade ‘2005.
Откатал уже два сезона на Фаере 1000, до этого был Фаер 954. Байк интересный, но не без слабых мест — подвески жёсткие, чисто для трека или норм асфальта, передние тормоза в стоке ватные, у той же R1 хотя бы 6-поршневые Брембо стоят. Мотор греется адово, особенно если мощно наваливать, установка двух вентиляторов вместо одного проблему решила лишь отчасти. Масложор действительно присутствует, но не критично, главное за уровнем следить. Насколько я знаю, на последнем поколении все эти косяки устранили, но у меня Фаер первого года выпуска, то есть сыроватый ещё. Дмитрий, Москва, Honda CBR1000RR Fireblade ‘2004.
Конь огонь! Брал новым в салоне в 2021, езжу немного, за три сезона накатал 12к км всего. На работу езжу на машине, ИМХО на таком лютом спорте по пробкам тошнить в фулл экипе — удовольствие ниже среднего, так что мот у меня чисто для выходных и для трека. Для того, чтобы по делам катать, лучше брать что-нибудь поспокойнее. Михаил, Санкт-Петербург, Honda CBR1000RR Fireblade ‘2016.
Похожие модели
- Kawasaki ZX-10R. Топовый спортбайк от вечнозелёного производителя. Топовый, потому что Ninja H2 относится скорее к спорт-туристам.
- Yamaha YZF-. Самый известный «литр» в мире, и этим всё сказано.
- Suzuki GSX-R1000. Надёжный мотоцикл, развивающийся и модернизирующийся на протяжении долгих десятилетий.
Кот в мешке
Чтоб изменить ситуацию к автосалону в Кельне (Германия) который должен был пройти летом 1976 года японцы приготовили «кота в мешке». И представили сразу 2 модели. Honda CBR600F и Honda CBR1000F. Начинка обоих была почти идентичной.
Honda CBR600F.
Honda CBR1000F.
Рядная 4-ка, стальная рама, жидкостное охлаждении, а также ряд других, новых деталей. Разница была только в объёме движка.
Как оказалось впоследствии — концерн убил не 2 зайцев, а целую стаю:
- Модель проектировалась как экспортная, а следовательно с ростовкой у жителей других стран проблем быть не должно (теоретически).
- Для тех, кто посчитает налоги и обслуживание литра непосильными затратами, предлагается идентичная модель, которая катится также, но денег на обслуживание просит меньше.
- Ну и наконец дуал спорт. Новые байки хоть и считались спортивными, но относились к типу — спорт-турист. Удобство посадки позволяло использовать байк в дальняках, а юркость и манёвренность идеально подходили для городских условий.
Вариант с 600-кубиками прожил на конвейере до 2013 года, литровый ушёл в историю в конце 1999.
Часто задаваемые вопросы
- Литровый Фаерблейд едет 300 км/ч? Без тюнинга – нет. А оно вам надо?
- Езжу на 954RR, есть ли смысл менять его на 1000RR? Если позволяет бюджет – конечно. У Honda CBR1000RR технические характеристики заметно лучше, и сам он выглядит намного современнее.
- Можно ли на такой байк садиться с опытом в пару сезонов? Отъездил их на Honda CB400. Можно всё, но лучше сделать выбор в сторону менее провоцирующего на космические скорости мотоцикла.
Линейка Honda CBR
CBR — неплохие спортбайки для дорог, с тяговитым на средних оборотах мотором и приемлемой эргономикой, но при этом на треке, для которого Honda CBR1000RR вроде бы сделана, она не впечатляет.
Последний раз, когда серийный мотоцикл Honda действительно вызывал неподдельный восторг публики на гонках — это когда Колин Эдвардс выиграл World Superbike в седле RC51. Это было около 20 лет назад, и то это была даже не CBR-ка, а VTR. Да, кто-то может не знать, но RC51 — это VTR1000 SP1 (по каким-то неведомым причинам американцы знают её как RVT1000R). Спустя пару лет Джеймс Тоусленд взял чемпионский титул на Honda CBR1000RR, но вряд ли кто-то из фанатов гонок мечтал о CBR так, как об RC51.
Более десяти лет линейка CBR была не слишком популярна. Для бренда, сделавшего себе имя на гонках высочайшего уровня, это было неприемлемо. И настало время для ещё одной R.
Вывод
Honda CBR1000RR Fireblade – пожалуй, лучший спортбайк от одного из лучших производителей мотоциклов в мире. Он способен на равных поспорить с такими признанными лидерами трека, как Yamaha R1 и Kawasaki ZX-10R и литровым «Джиксером». Созданный для побед в гонках, этот байк был очень удачно адаптирован для дорог общего пользования, и на городских улицах он чувствует себя, как рыба в воде, хотя его стихия – гоночный трек. И будьте осторожны – у Honda CBR1000RR технические характеристики столь хороши, что сложно отказаться от соблазна проверить, на что он способен. Байк провоцирует на агрессивную езду, и, находясь за рулём, нельзя поддаваться сиюминутным эмоциям.
Технические характеристики
Максимальная мощность двигателя: | 192,0 л.с. (141,0 кВт) при 13000 об/мин (2017+), Honda Selectable Torque Control (HSTC) – 2017+ Л.с. |
Крутящий момент: | 114,0 Нм (11,5 кг*м) при 11000 об/мин (2017+) Нм |
Рабочий объем: | 998 см3 |
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов): | 4-цилиндровый, 4-тактный, рядный |
Количество цилиндров: | 4 |
Кол-во клапанов: | |
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор): | |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | |
Система запуска (Электростартер, кик-стартер): | |
Максимальная скорость в км/ч: | 286 км/ч |
Система охлаждения: | Жидкостное |
Трансмиссия (коробка передач): | 6-ступенчатая |
Сцепление (Сухое / В масляной ванне): | |
Привод: | Цепь |
Рама: | Алюминиевая |
Ходовая часть | |
Подвеска (Ход передней / задней): | |
Тормоза (Впереди / сзади): | |
Колеса / Шины / Резина: | |
Размеры и масса | |
Габариты (Длина / Ширина): | |
Высота по седлу: | |
Дорожный просвет: | |
Снаряженная масса: | |
Колесная база: | 1410 мм (2008-2016) мм |
Вес: | 196 кг |
Емкость топливного бака: | 17,7 л. |
Ёмкость аккумулятора: | |
Года выпуска: | |
Страна производства: |