Мотоцикл F800 GS впервые представлен на выставке EICMA в Милане в ноябре 2007 года. Продажи данной модели от BMW начались в начале 2008 года. Модель BMW F800 GS является версией F650GS, которая выпускалась с 2008 по 2012 годы, но отличается от нее большей ориентацией на пересеченную местность и более дорогим оснащением. BMW F800 GS великолепно справляется и с глубокими бродами, и с песчаными дюнами, и даже с горными перевалами. Для него не является проблемой передвижение по дорогам любого типа. Эта модель BMW – идеальный транспорт для дальних путешествий. Он оснащен мощной рамой и отличается большими ходами подвески. Уже в стандартной версии F800 GS оснащен ABS и имеет 2 режима вождения. Опционально предоставляются возможности для выбора 1 из 4 режимов вождения. Комфорт передвижений по любым поверхностям гарантирует система курсовой устойчивости. Кстати, при езде по бездорожью ABS на мотоцикле F800 GS можно отключить. Большое количество оригинальных аксессуаров и специального оборудования мотоциклов BMW позволяет адаптировать F800 GS к собственным требованиям и предпочтениям. Все они обладают такими характеристиками, как функциональность, практичность и безупречный внешний вид. С аксессуарами всегда можно подчеркнуть выразительность стиля BMW. Основным агрегатом мотоциклов является инжекторный рядный 2-цилиндровый двигатель Rotax. Он имеет мощность 85 лошадиных сил, крутящий момент 83 Нм и объем 798 куб. см. Производительность такого мотора мотоцикла BMW составляет 5,5-7,5 тысяч оборотов в минуту. К особенностям F800 GS относят: • стальную раму; • регулируемые подвески; • моноамортизатор; • однодисковые задние и двухдисковые передние тормоза; • спицованные колеса диаметром 17 и 21 см; • топливный бак на 16 литров. Сразу же после выпуска данная модель была высоко оценена экспертами. В 2009 году модель F800 GS получила звание «Мотоцикл года». Нередко его сравнивали с легендарной Honda Africa Twin. Сравнивали эту модель и с R1200GS. Эксперты оценивали большую доступность и меньший вес транспортного средства. Фанаты марки и положительные отзывы экспертов сделали свое дело. Уже более 10-лет продается примерно 10 000 изделий в год. Эта модель от BMW выпускается в двух цветовых решениях: • Rallye – в бело-черно-красном варианте подчеркиваются не только уверенный характер, но и несравненные способности, демонстрируемые при передвижении по бездорожью; • Racing Blue metallic – в такой гамме, сочетающей металлик, голубой и черный, модель от BMW выглядит максимально стильно и динамично, позволяя подчеркнуть еще и индивидуальность своего владельца.
Основные модификации
F800 GS выпускается в следующих версиях: • стандартная F800 GS; • люксовая F800 GS Adventure. В люксовой версии модель от BMW доступна с 2013 года. От стандартной она отличается: • формой ветрового стекла; • топливным баком с увеличенным объемом (24 литра против 16); • защитой двигателя; • сиденьем с измененной формой; • защитой рук; • встроенными креплениями для кофров; • системой трекшн-контроля; • электронно-регулируемыми подвесками. За всю историю данная модель от BMW модернизировалась только в 2013 году. Обновление было косметическим. Модель F800 GS получила новую форму пластика, иную решетку радиатора и несколько других нововведений. Все они сразу же были отмечены как потенциальными покупателями, так и экспертами.
Самый маленький «гусёнок» BMW G310GS: сформировавшееся мнение после 8 месяцев эксплуатации
Перевод статьи Джона Милбанка — редактора Bennetts BikeSocial, члена Международной ассоциации следователей по автомобильным кражам и Группы по снижению преступности на мотоциклах.
Опыт вождения у автора материала — более 20 лет
Отсечки по пробегам двух мопедов в данном обзоре: 3680 км и 2225 км
Краткие параметры рассматриваемого аппарата
Мощность: 34 л.с. Крутящий момент: 28 Нм Вес: 169,5 кг. Цена: 5100 фунтов стерлингов (около 535 000 рублей)
BMW G310GS постоянно подвергается критике. Во-первых, мотоцикл произведен в Индии (это действительно так; оказывается, некоторых этот факт по-настоящему расстраивает). Во-вторых, многие райдеры заявляют о сильной вибрации (видимо потому, что всегда езжу в одиночку — не заметил этого). В-третьих, его частенько называют слишком медленным (с проселочными дорогами и автомагистралями Великобритании он ладит прекрасно). И, наконец, говорят, что 310 «гусенок» не достоин носить в своём имени индекс «GS» (Gelände/Straße — бездорожье/дорога), которое носили BMW со времен выпуска R80 G/S в далёких 1980-х годах.
Достоин ли BMW G310GS называться GS?
Я искренне уверен, что да. Не назову себя опытным оффроад-райдером, но временами мне нравится съезжать с привычных трасс. Недавно я продал свой KTM 1050 Adventure — байк сам по себе великолепен, но внедорожные функции показались мне бесполезными: он слишком тяжелый.
В отношении могучего «гуся» R1200GS / R1250GS могу сказать то же самое — даже несмотря на то, что я научился эффективно управлять им на асфальте, я знаю, что, если я поскользнусь или уроню мотоцикл на бездорожье, то поднять его 249 килограммов веса мне будет непросто, а ремонт ударит по карману.
Снаряженная масса G310GS — всего 169,5 кг, поэтому вернуть его в вертикальное положение не составит труда. И, как я знаю по опыту, падение не повлечет за собой серьезных повреждений.
Приведу мнение Джона Митчинсона — владельца Rally Raid Products в Нортгемптоншире. Несмотря на статус опытного эндуро-райдера, малыш GS нравится ему своим легким весом. Но также Джон понимает, что в мотоцикле можно и стоит улучшить, поэтому его компания производит для GS модернизированную подвеску, спицованные колеса и другие полезные аксессуары.
Опытный райдер по бездорожью заметит, что мягкая, относительно упругая подвеска G310GS работает не на высоте — и такое мнение будет справедливо. Но спросите простого человека вроде меня, который в удовольствие катается по сельским дорогам, — и я отвечу, что с ней все в порядке. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что я опробовал модифицированную версию Rally Raid — и разница была значительной. Но мне нравится идея пройти полный путь владельца мотоцикла — наслаждаться байком как есть, пока не достигнешь пределов подвески. Когда (или если) это произойдет, можно задуматься об обновлениях Rally Raid — и у вас будет великолепно настроенный мотоцикл.
Считается ли BMW G310GS мотоциклом класса эдвенчер?
Конечно, да — если только слово «эдвенчер» не ассоциируется у вас с дальняками через несколько стран по автомагистралям.
Мои представления о внедорожной езде незатейливы: выделить полдня на выходных для исследования новых тропок и сельских дорог или небольшое путешествие по проселочным дорогам через Францию в Испанию. «Гусенок» с обоими вариантами справляется отлично.
Для других райдеров «эдвенчер» может подразумевать исследование глубин восточных стран, преодоление труднопроходимых троп и ночевки в палатке. В таком случае им придется возить с собой все необходимое для такой поездки в течение нескольких месяцев. Честно говоря, это выходит за рамки моих возможностей в обозримом будущем. И хотя G310GS для этого вполне приспособлен, более подходящими для подобных целей являются мотоциклы более кубатурные. Купив Royal Enfield Himalayan, совершающий кругосветное путешествие Натан Миллуорд, гордится своим мотоциклом — не в последнюю очередь из-за его способности вместить много багажа: он может буквально обвязать его сумками, не говоря уж о том, что кофры там предустановлены.
Мини-GS рассчитан на использование только верхнего кофра и не более того, но меня это устраивало вполне; я установил на него крепление для багажа Givi, и с моим перегруженным 52-литровым кофром Trekker у меня не возникало никаких проблем при рулении. Точно так же, как и с сумкой Moto Fizz Camping, привязанной к хвосту вместо центрального кофра, даже при весе последней в 29 кг. Гусёнок справился со всеми своими задачами на отлично.
Как себя ведет BMW G310GS в качестве повседневного байка?
Небольшой вес и прекрасная маневренность делают его незаменимым в городе — вы без труда минуете пробки. Я установил крепление для багажа Givi, а также защиту рук Barkbusters (для дополнительной защиты, а также от ветра) и защитные дуги R&G.
Под сиденьем достаточно места, чтобы закрепить ремни для дополнительного багажа, и вместить блокиратор колеса. Хотя я не устанавливал никаких дополнительных электронных аксессуаров (кроме навигатора TomTom Rider), генератор вполне справится с их питанием.
Чтобы удостовериться в этом, я подключил грипсы Oxford с подогревом (около 3 ампер), куртку с подогревом Keis (5,4 ампер) и мотобрюки Keis (2,9 ампер); на холостом ходу при полной дополнительной нагрузке в 11,3 ампер напряжение аккумулятора упало с 14,6 до 13,6 вольт. Чуть больше оборотов — и снова поднялось до 14,3 вольт. При выключенном подогреве рукояток руля генератор даже на холостом ходу выдавал 14,4 вольт на аккумулятор: соответственно, и при включении всех аксессуаров одновременно «гусенок» сможет поддерживать необходимый аккумулятору уровень для полноценного заряда во время езды.
Достаточна ли мощность двигателя G310GS?
Все зависит от того, что вы собираетесь с ним делать. Ежедневно ездить на работу, кататься по проселочным дорогам и разгоняться на британских автострадах до 130 километров в час — с этим он справляется на ура; но возьмите с собой пассажира плюс багаж — и вам захочется мотоцикл помощнее.
Удельная мощность двигателя составляет 0,2 л.с./кг; для сравнения, мощность R1250GS — 0,5 л.с./кг. Вывод: нужна мощность — готовьте деньги. Если вам интересно сравнение с автомобилями, то BMW 318i Sedan выдает 0,09 л.с./кг. 3,0-литровый M3 примерно такую же, как G310GS. Но тут, конечно, есть чем похвастаться — M3 также выдает 0,4 Нм на каждый килограмм по сравнению с 0,1 Нм у 310 (R1250GS дает 0,5 Нм на килограмм).
Двигатель G310GS действительно вибрирует?
Несколько журналистов (к которым я отношусь с большим уважением) обмолвились, что у BMW вибрирующий двигатель, но я не согласен — конечно, вибрацию вы чувствуете, но он же одноцилиндровый! Это никогда не вызывало у меня неудобств, и даже со снятыми резиновыми проставками подножек при езде по бездорожью я не ощущал вибрации через них, через руль или сиденье.
Однако вибрация действительно заметна на зеркалах, и, хотя находящиеся позади объекты легко просматриваются, детали различить сложнее (например, слово «полиция»). «Рычит» мотоцикл тоже не столь красиво, с астматическими вздохами (гораздо лучше звук — с глушителем Scorpion от Rally Raid).
Пластик корпуса, хоть и прочный и сработанный на совесть (именно работа над ним привела к задержке запуска мотоцикла в продажу), временами дребезжит; это определенно не идет на пользу бюджетному (для BMW) имиджу.
Хуже всего то, что сцепление издает неприятный крякающий звук при переключении на высоких оборотах, например, когда вы наконец вырвались из лавирования между автомобилями в пробке. Адам Митчинсон, финишировавший в австралийском ралли APC в этом году на «триста десятом», отметил, что со временем звук исчез. Мой мотоцикл проехал всего 2225 км, а предыдущий — почти 3700 км, но шум на обоих байках сохранился.
Есть ли у G310GS проблемы или неисправности?
Итак, почему у меня оказалось два одинаковых «гусенка», а также — что значительно усложняет обслуживание мотоцикла?
В июне прошлого года я выкатил «гусенка» из гаража, собираясь его обслужить. Я оставил байк на подножке и вернулся в гараж за инструментами. Услышав грохот, я обнаружил мотоцикл лежащим на земле: кронштейн, удерживающий боковую подножку, сломался пополам, в результате чего байк завалился на бок.
Моя подножка подломилась за несколько дней до объявления об отзыве …
Поскольку кронштейн является частью рамы, разбирать придется все полностью.
Проблема обнаружилась недавно, и ремонт потребует времени. Усиливающий элемент, который можно установить на мотоциклы, которые были изготовлены до изменения конструкции рамы производителем, уже разработан, но многие клиенты столкнулись с необходимостью полной замены рамы из-за признаков преждевременной коррозии и разрушения (вот оно и вылезло индийское «качество»). Мне повезло, что у моего дилера BMW был в наличии второй мотоцикл, который они без вопросов предоставили на замену первому.
Сначала производитель оправдывался теми утверждениями, что корень проблемы состоит в том, что люди встают на подножки мотоцикла всем весом при выставленной подножке – но ведь я этого не делал. Да и, честно говоря, ожидал, что любой байк (особенно класса эдвенчер) должен это выдержать.
Если возникнет трещина , или кронштейн полностью отломится, как у меня, то потребуется новая рама.
Встречались на тематических форумах владельцев также комментарии о проблемах с сальником водяного насоса и стартером. Но меня они миновали. Я столкнулся с протекающим сальником выходного вала — первым признаком была капля масла, свисающая на смотровом окошке, и вскоре я отследил ее за передней звездочкой. Протечка не критична, но сальник подлежит замене — Balderston BMW в Питерборо заверяют, что это относительно простая работа, и мне, опять же, предоставят другой мотоцикл на время ремонта.
Изрядно раздражает фара; не меня самого — свет достаточно яркий и имеет хороший разброс, — а водителей встречных автомобилей. Свет фары сильно вибрирует, подпрыгивая вверх-вниз. При переключении на дальний свет появляются проблемы и для райдера — передний план темнее, чем освещенная часть далеко впереди. Здесь может помочь дополнительный свет (например, Denalis, который я использовал на других байках).
На втором «гусенке» после езды по бездорожью появился люфт рулевой колонки. Чтобы решить проблему, необходимо снять верхний зажим и руль, а затем затянуть болт и гайку. Ребята из Rally Raid говорят, что это дело обычное для мотоциклов из салона. После того, как болт затянули, проблема не проявлялась повторно.
Стоит ли покупать BMW G310GS?
Меня часто спрашивают: купил бы я мотоцикл, который сейчас тестирую, на собственные деньги? Обычно честный ответ перекрывает по значимости все остальные детали и мнения. Тест-драйв мотоцикла означает необходимость понимать целевую аудиторию и делиться тем, что вы считаете важным, а также указывать на любые недостатки.
Несмотря на то, что я уже приобрел KTM 1050 Adventure, в течение первых нескольких месяцев езды на GS, я действительно задавался вопросом, подойдет ли он в качестве второго мотоцикла, позволяющего мне исследовать ближнее бездорожье. Но по прошествии времени я обнаружил, что на мой вкус, мотоциклу не хватает производительности — не потому, что мне действительно нужно больше, а просто ради острых ощущений. У меня есть еще Honda MSX125, которую я модифицировал для поездок по легкому бездорожью (мой Africa Grom), так что я могу удовлетворить свои желания.
Честно говоря, перечисленные недостатки «гусенка» лично меня оттолкнули от покупки. Но у каждого производителя есть плюсы и минусы, поэтому я дополню свое мнение отзывами двух других владельцев.
Отзывы владельцев BMW G310GS
Кевин Фэйрберн за рулем уже 14 лет и купил G310GS в начале марта 2018 года.
«Моим первым мотоциклом был Honda CB500, за который я заплатил 400 фунтов стерлингов (примерно 40 000 рублей) — я полностью перебрал его с нуля, но был настолько разочарован поездкой на станцию ТО, что продал его на следующий же день! Следующим был Kawasaki ZX9-R 1999 года выпуска, но в состоянии нового. Как неопытного райдера, большую часть времени он пугал меня до полусмерти, но он был моим детищем. Позже я продал его и по глупости купил Kawasaki Z750 2004 года выпуска, так как моя тогдашняя девушка стала ездить со мной пассажиром, и я хотел чего-то более разумного. Это худший мотоцикл, который у меня когда-либо был.»
«Я отъездил на Z750 всего месяц, затем купил BMW R1100R 1996 года, который частично восстановил самостоятельно и ездил на нем несколько лет; отличный байк. Именно тогда моя страсть к мотоциклам вышла из-под контроля».
«У меня было одновременно четыре мотоцикла: BMW C1 (я ездил на одном 12 месяцев), BMW R1100R, GSX-R600 Alstare, Tomos A3 (да, они все еще существуют) и Puch Maxi. Затем я собрался с духом и избавился от металлолома, чтобы сконцентрироваться на одном приличном байке, поэтому в 2015 году я купил новый BMW R NineT. Я был в восторге от этого байка, но по глупости продал его в конце сезона. Скучая по нему, в 2021 году я взял еще один, но на этот раз полностью алюминиевую версию Sport. Я снова продал его в конце 2016 года, захотев большего комфорта, и купил BMW R1200R Sport — другой мир! Это произошло в конце 2021 года, что и подводит меня к G310GS. Наряду со всеми этими байками я баловался несколькими классическими BMW (R65 и R100GS, но на самом деле почти не ездил на них, и парой TTR250 — Raid и Open Enduro). Оглядываясь назад, понимаю, что мотоциклов было многовато».
Почему Вы купили BMW G310GS?
Друг предложил вспомнить молодость и купил «гусенка» себе. Я на нем не ездил, но решил, что небольшой мотоцикл может быть забавным и, возможно, стимулирует меня сбавить скорость в ежедневных поездках на работу. Мощные мотоциклы постоянно подстрекают и провоцируют тебя, и в некоторые дни мне казалось, что я толкаю себя к могиле раньше времени!
На решение повлиял и денежный вопрос. Я приобрел этот мотоцикл по выгодной рассрочке, поэтому я плачу за него менее 65 фунтов (7000 рублей) в месяц.
Как Вы его используете?
Это отличный повседневный вариант: он обеспечивает отличную экономию топлива и достаточно компактен, чтобы пробраться сквозь пробки в час пик. В среднем я проезжаю около 40 километров за день, и подумываю опробовать его на проселочных дорогах.
У меня есть сумка, прикрепленная к багажнику, и рюкзак, в который помещается моя рабочая одежда и упакованный ланч.
Вы что-то меняли в мотоцикле, или хотели бы изменить?
Первым делом я изменил поворотники на светодиодные — они светят намного ярче и в целом лучше выглядят. Затем я установил более высокое ветрозащитное стекло от Powerbronze, а также защиту рук, которая спасает и от холодного ветра.
Я также поставил дополнительный свет, трекер и защиту радиатора R&G, чтобы защитить радиатор от повреждений камнями из-под колес впереди идущих автомобилей.
Что в мотоцикле Вам нравится больше всего?
Это как ехать на 125сс, когда тебе 17 лет, и ты пытаешься выжать из маленького «гусенка» все до единой из его 34 лошадей. Если отвлечься от режима большого мотоцикла, это на самом деле очень весело!
Какой основной минус?
Отсутствие ручек с подогревом и центральной подставки. Предполагается, что и то, и другое будет поставлено в ближайшее время, но пока задерживается — а в это время года чертовски холодно!
Во сколько обходится содержание и обслуживание мотоцикла?
При повседневном использовании он потребляет около 3,2 л бензина на 100 км, так что сейчас он почти самоокупается. Я также экономлю около 15 минут времени на каждой поездке в один конец, по сравнению с машиной. Обслуживание производится каждые 9600 километров пробега или раз в год, не думаю, что это будет дорого, и я, вероятно, поменяю его на другой до того, как понадобится какой-либо серьезный ремонт.
В начале года я поскользнулся на невысокой скорости и положил мотоцикл на бок. Повреждения были, но, в основном, с одной стороны. Новый пластик, грипсы и ремонт глушителя — и мотоцикл снова на ходу. Запчасти обошлись на удивление дешево — дороже обошлась моя экипировка, но она выполнила свои функции и доказала важность правильной защиты! Да, и с тех пор я установил защитные дуги.
С какими проблемами Вы столкнулись?
Я обращался в сервис из-за проблемы с боковой подножкой. Когда я впервые услышал об этой проблеме, я предположил, что кто-то явно перегрузил байк. Но когда в сервисе посмотрели модификацию подножки, оказалось, что мне нужна была новая рама по гарантии из-за микротрещины. Но это меня не оттолкнуло — это по-прежнему отличный байк, который с каждым днем становится для меня все более близким другом.
Как долго Вы планируете на нем ездить, и какой мотоцикл будет следующим?
Обычно я регулярно меняю мотоциклы, но из-за низких ежемесячных платежей я могу просто оставить его себе для повседневных поездок на следующие три года и приобрести что-нибудь еще для дальних путешествий. Я все же скучаю по большому «гусю»!
Роджер Байкерстафф, стаж вождения 44 года, купил G310GS в апреле 2021.
До этого у меня было множество мотоциклов — Suzuki, Norton, Triumph, MZ, Honda, BSA, Yamaha и BMW. Я присмотрелся к 310 после того, как поездил на нем в качестве мотоцикла на замену, когда мой RT находился в ремонте. Я был просто очарован им.
Как Вы его используете?
В основном для развлечения ввиду его способности покорять проселочные дороги — я заново открыл для себя очарование небольшого мотоцикла, который едет по красивой британской сельской местности, и проезжаю около 5000 километров в год. В планах прокатиться на нем по Европе.
Вы что-то меняли в мотоцикле, или хотели бы изменить?
Я установил розетку для гаджетов из фирменного набора аксессуаров BMW и заказал из Германии подкаты для обслуживания цепи. Еще жду расширение переднего брызговика и заднее крыло.
Из других дополнений — защита радиатора и опорная пластина боковой подножки Wünderlich. Я ищу варианты защиты рук, более высокого ветрозащитного стекла и защиты двигателя.
Я разочарован тем, что BMW до сих пор не оснастили мотоцикл грипсами с подогревом или центральной подножкой. Надеюсь на развитие рынка аксессуаров.
Что в мотоцикле вам нравится больше всего?
Способность байка удивить райдера своей производительностью. Не говоря уже о легком весе и экономичности.
Какой основной минус?
Подвеска немного примитивна, а ступенчатое сиденье ограничивает возможность отодвинуться назад во время долгих поездок. Ах да — и гудок звучит как-то жалобно.
Во сколько обходится содержание и обслуживание мотоцикла?
Первое ТО стоило мне 140 фунтов стерлингов (15 000 рублей), но еще слишком рано прогнозировать дальнейшее.
С какими проблемами Вы столкнулись?
После того, как я отправился к дилеру для ремонта боковой подножки, я обнаружил, что мне нужно будет заменить всю раму целиком, на доставку которой потребовалось много времени.
Рама была проверена ранее и признана безопасной — очевидно, есть две альтернативные модификации. Когда мой GS осмотрели, чтобы установить, какая из них требуется, рама прошла проверку повторно. Но после того, как предполагаемая работа «на час» растянулась до трех часов, меня пригласили в кабинет менеджера, где сказали, что всё-таки потребуется переустановка новой рамы.
Я по-прежнему люблю этот байк, который имеет отличные отзывы на форуме G310GS, однако я разочарован плохой послепродажной поддержкой BMW — все детали, которые я прикрутил к этому байку, я искал самостоятельно. BMW то ли хитрит, то ли их мысли витают в облаках более престижных моделей?
Как долго Вы планируете на нем ездить, и какой мотоцикл будет следующим?
Я планирую оставить его на долгое время для поездок в одиночку, так как я использую его параллельно с R1200RT, когда моя жена сопровождает меня в качестве пассажира. Я не планирую замену; однако еще пару месяцев назад я и не думал, что куплю «гусенка»!
Tags: adventure bike BMW G310GS Enduro rider Гусь мото сайт мотоновости мотопутешествия мотоциклы обзор байка отзыв про мотоцикл райдер тест-драйв мотоцикла эдвенчур эндуро
Технические характеристики модели BMW
Тип: туристический эндуро. Рама: трубчатая стальная. Двигатель: инжекторный 4-тактный 2-цилиндровый с рабочим объемом 798 куб. см, мощностью 85 л. с. при крутящем моменте 83 Нм. Охлаждение: жидкостное. Клапаны: 4 на цилиндр. Зажигание: цифровое. Коробка передач: 6-ступенчатая. Привод: цепной. Шины: 90/90-21 54V (передняя), 150/70-17 69V (задняя). Тормоза: 2 диска, 300 мм, 2-поршневые суппорты с ABS (передние), 1 диск, 265 мм, 1-поршневой суппорт с ABS (задние). Подвеска: 43 мм перевернутая вилка, ход — 230 мм (передняя), маятниковая с моноамортизатором (рег. преднатяга и отбоя), ход — 215 мм (задняя). Бензобак: 16 литров (стандартная версия) и 24 литра (Adventure). Максимальная скорость: 204 км/ч. Снаряженная масса мотоцикла марки BMW: 214 кг. Разгон до 100 км/ч: 4 секунды.
Тест-драйв мотоцикла BMW R1200GS
«Купивший Lancer Evolution да не возомнит себя Томми Мякиненом», — так напутствовал я себя, отправляясь за тестовым «Большим Джи-Эсом» BMW R1200GS. В рекламных роликах райдеры с ампутированным страхом взлетают на отвесные косогоры, штурмуют реки и перелетают овраги — в общем, вживляют потенциальному покупателю грязно-мокро-приключенческую героику будней. Но я четко решил, что, во-первых, постараюсь не думать о легендарности «гуся» и его месте в истории мирового мотоциклостроения, а во-вторых, буду использовать его так, как приходится большинству владельцев, — в режиме «эври дэй керриера». То есть мотоцикла на каждый день.
Сотрудники пресс-парка, сами того не ведая, в этом намерении меня поддержали: тестовый мотоцикл был обут в дорожные шины без признаков боевой «зубастости». Чтоб без фокусов.
А «фокусов» захотелось немедленно. Как, скажите, с таким-то клиренсом и на такой подвеске удержаться от езды по лестничным маршам и прочему бездорожью?
Начнем с осмотра. Мотоциклы-эндуро — это классический пример полярного отношения. Одни считают их до ужаса уродливыми, другие — до невомозжности прекрасными.
По мне, все они, и новый R1200GS в особенности, красивы, как посадочный модуль Eagle или МКС. То есть хороши ровно тем, что внешность стопроцентно соответствует функционалу.
Но при работе над новым обликом «Большого Гуся» дизайнеры явно все время были рядом с инженерами. Иначе откуда мог взяться такой энергично заостренный «клюв»? Да и «птичья клетка» рамы, которая так красиво обнажается, несмотря на развитые пластиковые обтекатели, — явный дизайнерский намек на высоко технологичность продукта.
С технологиями тут такой порядок, что в нем без теоретической механики и прочего вуду не разберешься.
Прежде всего двигатель. По заведенной в BMW моде, флагману линейки эндуро полагается двухцилиндровый оппозит.
Новый мотор в отличие от предшественников выполнен в одном корпусе с коробкой передач и снабжен системой водяного охлаждения.
Впрочем, масляные каналы оставили, как и прежде, широкими, очевидно, рассудив, что много — не мало.
У двигателя продвинутая управляющая электроника, пять режимов управления и программируемый ошейник в виде системы стабилизации.
Шасси под стать мотору. Про хитрые подвески Paralever и Telelever можно прочитать множество усыпляющих лекций, и все равно ничего не будет понятно. Главное отличие этих изящных конструкций от традиционного мира телескопов и маятников — разделение сил, действующих на колесо. Или, если совсем просто, именно благодаря хитрой кинематике передней подвески R1200GS не клюет своим длинным носом при торможениях. А задняя подвеска позволила спрятать кардан в хитро изогнутой консоли, удерживающей заднее колесо. Амортизаторы удалось и вовсе запрятать внутрь рамы. Демпфирующие элементы тут, кстати, тоже хитрые, программируемые.
Первая мысль, которая начинает сверлить мозг при знакомстве с «гусем»: как всеми этими потрохами управлять?
На самом деле всё довольно просто. Режимы работы двигателя отображаются прямо на приборной панели, а переключать их можно хоть на ходу — кнопкой на правом пульте. Правда, в целях безопасности переключение программы произойдет только после остановки. Все остальное — в недрах меню, с которым тоже можно разобраться без инструкции. А вот с чем работать труднее, так это с пристроенной в основание левой ручки шайбой контроллера навигации. С непривычки её всё время задеваешь, отчего навигатор начинает менять режимы. Раздражает это настолько, что первые минуты в седле уговариваешь себя держать руки шире.
Как и положено по законам жанра, посадка в седле классическая, с прямой спиной. Ноги органично обнимают распластанный блок цилиндров, а руки, как буйвола за рога, держат широкий и почти прямой руль. Его положение, кстати, настраивается, но короткоруких это не спасет. Вообще большой баварский эндуро — это не для коротышек. Мне с ростом слегка за 180 см при посадке приходилось изрядно растягивать пах, а во время остановок удерживать мотоцикл, практически стоя на цыпочках. Тем же, кто не дорос до 170, до земли, находясь в седле, дотянуться не удастся.
И все же при всех особенностях BMW R1200GS — мотоцикл удивительно удобный.
Заднюю часть седла можно отодвинуть, обеспечив себе, любимому, некую свободу в выборе положения — это поможет в дальней дороге. Положение ветровика регулируется «одной правой» прямо на ходу, а левой можно активировать более чем вменяемый круиз-контроль. Добавим к этому отменную плавность хода с аэродинамикой — и вот вам почти идеальный мотоцикл-универсал, пригодный для «дальнобоя».
Ну а что же город? В московскую толчею я отправлялся не без опаски. Во первых, неизвестно, чего ждать от 125-сильного мотора, во вторых, как быть с маневренностью и габаритами?
С мотором всё просто. Для начала я, конечно, включил режим Rain (дождь), но вскоре смело откручивал и в динамике: мотоцикл не стремится исполнить wheelie, если, конечно, сам райдер не будет на этом настаивать.
С габаритами было сложнее. Привычка чувствовать собственные «края» кистями рук тут не работает — под ногами во всю ширь распластался оппозитник. «Стерпелось-слюбилось» примерно за час. И в течение всего этого часа я благословлял тех, кто решил сделать выбор в пользу традиционного многодискового «мокрого» сцепления.
Теперь о подвеске. Конечно, клевки при торможениях у R1200GS ощутимо меньше, чем у аппаратов с традиционными вилками.
Но динамическое изменение баланса никто не отменял. Особенно ярко всё это проявляется при езде со вторым номером: тормозим — клевка нет, сзади прилетает пассажир — клевок есть.
Но всё равно, рычажные подвески — это другая вселенная, и подготовиться к ней невозможно. Стоит только перебрать со скоростью на входе в поворот, и «гусь» с неумолимостью локомотива едет прямо. На попытки сместиться и заправить машину в поворот реакции почти никакой — а вдруг это бездорожье и ты просто падаешь? Нет, «гусь» должен тебя вывезти! Так что остается только вырабатывать в себе новые привычки. Перебрал со скоростью? Не попал на траекторию? Просто тормози. Система ABS девятого поколения сама разберется, какие тормоза и с каким усилием задействовать.
Кстати, антиблокировочная система тормозов — единственная фишка R1200GS, за которую не нужно платить.
В качестве стартовой цены пока указывается 685 тысяч, и за эти деньги вы получите просто большой эндуро. Обогрев ручек обойдется в 11 430 рублей, круиз-контроль — еще в 18 500, ASC с выбором режимов работы двигателя — в 29 000, а система стабилизации — в 43 000. Если собираетесь на бездорожье, придется отдать еще 21 тысячу за спицованные колеса.
Вот и получается, что R1200GS — это два мотоцикла в одном. Один — относительно доступный — просто интересный аппарат на каждый день. Другой обойдется примерно в миллион и будет представлять собой воплощенный двухколесный хай-тек.
Но вот что самое интересное: и тот и другой можно смело рекомендовать если не начинающим, то продолжающим. И это будет отличный мотоцикл «навырост», вне зависимости от того, в какую сторону райдер надумал расти.
И кстати, по лестницам R1200GS ездит отлично.