Мотоцикл Урал: Несколько фактов об Ирбитском заводе


Решил поделиться историей про свой аппарат С мотоциклом познакомился еще в 2021 году, как раз после завершения его реставрации Костей Корчагиным из самарского отделения МК Урал. Мотоцикл понравился мне сразу, было в нем что-то настоящее, чего объяснить тогда не мог. Сам ездил тогда на «джапах», потребительскими качествами сих аппаратов был весьма доволен, но чего-то не хватало — ощущение «игрушечности» не покидало, все изменилось когда впервые оказался в седле м-61.

Мотоцикл грубый, подвески жесткие, он вообще не про комфорт, он про нечто другое. Это на уровне ощущений, сложно передать словами, это часть нашей истории, этакий осколок великого прошлого, эстетика ретромотоцикла, в котором нет никаких «помогаторов», усилителей и прочих АБСов, есть только ты и мотор. В этот момент я решил что мотоцикл мне очень нужен, хотя рациональная часть моей головы говорила: «Зачем он тебе? Куда можно поехать на мотоцикле которому почти 60 лет, у него ручное, мать его, опережение зажигания! Да любая поездка, скорее всего станет незабываемым „приключением“. Я думал, как большинство владельцев импортной техники. Все же я решил его купить.

Но звезды в тот момент не сошлись и весной 2021 его выкупил один интересный господин, это был его первый мотоцикл и понятие, как пользоваться мотоциклом воздушного охлаждения, он имел весьма опосредованное. В результате чего, изнасилованный за лето многочасовыми пробками, после множества прихватов и масляного голодания, мотор лег.

Я немного погоревав, продолжил кататься на бездушных джапах, про мотоцикл уже давно забыл, но в конце 2021 года раздался судьбоносный звонок — это был тот самый господин, владелец м-61, который предложил мне его купить за полцены. Деньги я назанимал у друзей, у кого угодно, я почему-то свято верил что мне как воздух нужен этот мотоцикл. Владелец уверял что мотоцикл в состоянии сел-поехал и ничего с ним делать не надо, он это говорил совершенно искренне, причин не доверять ему не было. Обмен техника-деньги состоялся!

Вечер, конец октября, первое что я сделал — позвонил своей девушке, с предложением понаваливать по ночному городу на мотоцикле с люлькой, на мое удивление она тут же примчалась и мы поехали. Ощущение которое давал нижнеклапанный мотор (дада, так получилось что с 70-х годов на этом моте мотор от к-750, который был вписан в документы-книжку) очень интересные, в первую очередь это, конечно, крутой звук. Проехав километров 10 я понял, что заверения продавца, мягко говоря, не были правдой, мотор перегревался, несмотря на холод, передачи вылетали и в целом мотик громыхал, половина электрики то работала, то нет. В конце концов мы вcтали посередине крупного шоссе из-за теплового прихвата. Тогда реальность настигла меня — мотоцикл нужно чинить… весь… совсем весь.

Я начал размышлять, что же я хочу от этого мотоцикла, впереди была целая зима, к сезону можно было успеть многое. Стало понятно, что для каждодневной эксплуатации колясыч никак не подходит, в Самаре постоянно пробки, было решено делать одиночный вариант, но динамика мотора к-750 мне никак не нравилась, хотелось чего-то большего. Идея окончательно оформилась после нового года. Нужен ретромотоцикл, но с эксплуатационными качествами более современных мотоциклов, чтобы было уютно передвигаться по городу хотя бы 80-100кмч. Подсчитав бюджет я понял что японца придется продавать, ибо расходы только на покупку запчастей перваливали далеко за 100т.р. Сразу же были заказаны — кастомные клапана, поршни от бмв m20b20 80 мм, коленвал с ходом 88мм, распредвал, который мне рассчитывали и точили под заказ, карбюраторы кейхин 32, то самое зажигание „от Кэпа“, кучу шестерен для коробки и редуктора.

Было принято решение вернуть внешний вид в почти заводское состояние. Проблема была с выхлопом и рулем. Руль был собран по кусочкам, с ручками-обратками, ползунковой ручкой газа, выхлоп пришлось купить (реплика из польши). Пришлось немного переварить крепление сиденья, т.к. я с трудом доставал до земли ногами. Была заказана низкопрофильная ретро резина. В апреле мотоцикл был собран, мотор запущен, моей радости не было предела.

Прошел месяц с момента когда карбюраторы и клапана удалось точно настроить, мотоцикл объемом уже 884 куб действительно поехал! Первый тест мотора состоялся по пути на фестиваль в г.Тольятти (около 100км в одну сторону). Все прекрасно, никаких прихватов, динамика отличная. Пробовал цеплять к нему коляску, с такими передаточными числами тянет он нее с трудом, но тянет! Мотоцикл с коляской даже поучаствовал в ралли.

Следующий выезд был в Пензу(450км) на фест „Мотовесна 2019“, ехал с японоводом, шли всю дорогу почти 120, тоже все в порядке. Была так же поездка в Киров(850км) на фест „Взлетная полоса“, где смог познакомиться, пообщаться с ребятами из Челябинского и Питерского филиалов МК Урал. Было много мелких поездок и ни одной поломки, все работало как швейцарские часы) В самом конце сезона где-то случилось короткие замыкание и сгорела проводка, но мотик все равно ехал!!! И домой меня привез.

Сезон закрыт, впереди снова зима, снова наполеоновские планы, как можно модернизировать моего старого друга, чтобы он поехал еще веселее и выглядел еще лучше. Впереди много работы, много вложений, но они того стоят, это отличный мотоцикл, на котором хочется ездить, думаю что я нашел то, что искал.

P.S. Хочется сказать про оппозитную тусовку, в которую оказался вовлечен. Это очень интересный мир, целая субкультура в мотокультуре. В большинстве своем это интересные и хорошие люди, у которых нет понтов (понтоваться старенькими уралами тяжеловато), помогают в меру своих возможностей, встречаются люди с невероятным инженерным мышлением, порой поражаешься, какие технические задачи решаются и каким способом. Тут тебя оценивают не по стоимости твоего мотоцикла и моднейшему экипу, а по твоим человеческим качествам, поступкам, навыкам, по тому насколько интересные, позитивные смыслы ты несешь в этот мир.

Ссылки

Это заготовка статьи о мотоциклах. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Спортивные мотоциклы М-35 • М-52С • М-52К • М-61К • М-62К • М-72К • М-75М • М-76 • М-77 • М-80 • К-1000
Современные Ural Ranger • Ural Sportsman • Ural Gear-Up • Ural Tourist • Ural Patrol • Ural T • Ural Retro • Ural M70

Пост ностальгии

На данный пост меня вдохновила история из жизни. Родители переехали в другую квартиру, где до этого жила пожилая пара хорошо за 80. Хозяева умерли, дочь жить там не захотела и купила другое жилье. Договорились о том, что она заберёт из квартиры все, что захочет, а остальное ей не нужно, поэтому можно забрать себе или выкинуть. В итоге она забрала всю мебель и технику, остальное положила в кладовку. И вот при разборе этой кладовки я впоследствии нашла большую жестяную банку, а в банке довольно много разных украшений советских времен. Скажу сразу, брульянтов там не было, но многие вещицы меня реально порадовали. Некоторые предметы вызвали у меня ностальгию по детству и давно уже покойным бабушкам, которые были ровесницами прежней хозяйки. Ну а некоторые вещи меня порадовали как любительницу винтажных вещиц. Особенно мне понравились парочка колье и несколько брошей Яблонекс 70-х. Кое-что из той банки я потом продала, кое-что подарила, кое-что оставила себе. И вот вчера мне довелось надеть одно из оставленных колье (ну люблю я ретро и иногда надеваю под настроение вещи из личной коллекции) и снова понастольгировать. Поэтому решила поделиться ностальгией и с вами и вспомнить, что раньше носили наши мамы и бабушки, а может и мы сами. Вот что кстати я нашла (правда, на фото не все)

Все по классике жанра. Бусы из разных камней, а также кости, разные броши, металлические браслеты, финифить, и дамские радости jablonex из Чехословакии. Ниже добавлю фото, взятые из интернета, просто для наглядных примеров популярных раньше украшений.

Старые добрые бусики из разных камней. У многих были гранатовые бусы. У моей бабушки как раз были такие, как на фото ниже. Многим нравились бусы из янтаря. Правда, не всем они были по карману, поэтому пластмассу под янтарь тоже продавали.

Встречались изделия из кости, их до сих пор делают в Архангельской области в Холмагорах.

Довольно популярны были изделия с финифитью. Колье, брошки, кольца, браслеты. У моих бабушек таких не было, но вот в найденной коробочке были брошка и кольцо.

Популярны были металлические браслеты с различной гравировкой. Некоторые даже продавались как лечебные (сомневаюсь в их реальной пользе, но сила внушения творит чудеса). А у кого водились денюжки, тот мог позволить себе Кубачи, серебряные с красивым чернением. У моих бабушек были просто металлические.

Для повседневной носки многие выбирали красивую бижутерию. Модницы покупали себе украшения чехословацкой фирмы Яблонекс. Они у нас появились в 50-е, пик продаж пришёлся на 70-е. Колье, клипсы, броши и даже флаконы для духов. Как раз похожий я нашла в коробке.

Золото могли позволить себе далеко не все. И по деньгам, да и отловить его было не всегда легко. Практически символом эпохи стали украшения с корундами — крупными синтетическими камнями. У одной из моих бабушек было такое кольцо.

Поэлегантнее были украшения в форме знаменитых малинок.

А вот знаменитые золотые серьги-самовар Рижского завода.

И знаменитые серьги сударушка.

Спасибо всем, кто дочитал и понастольгировал со мной.

Технические характеристики Урал М61

Длина/ширина/высота мотоцикла — 2420/1650/1000 мм. Максимальная нагрузка на этот ИМЗ составляет 255 кг. Колесная база байка составляет 1435 мм. Сухой вес мото — 360 кг. Максимальная рекомендованная скорость составляет не более 95 км. в час. Рабочий объем движка — 649 см.куб. Диаметр цилиндров — 78 мм. Ход поршней — 68 мм. Сжатие — 6,2 к 1. Мощность мотора — 20,6 кВт. Максимальная частота вращения коленвалов — 4800 об/мин. Объем бензобака — 22 литра. Объем масла в картере двигателя мотоцикла — 2 литра. Объем масла в КПП — 0,8 литра Объем масла в картере главной передачи — 0,15 литра. Объем масла в воздухоочистителе — 0,2 литра. Напряжение электросистемы — 6 вольт.

  • Назад
  • Вперёд

СДЕЛАНО В СССР. ИСТОРИЯ МОТОЦИКЛОВ УРАЛ.

От Калининграда до Камчатки не найдется человека, который не слышал про мотоцикл «Урал». От столицы и до глухой деревеньки – везде встречаются эти тяжелые мотоциклы.

У многих до сих пор сельская местность ассоциируется с запахом сена и рокотом двигателя старого дедушкиного «Урала». А сам дедушкин мотоцикл кажется таким родным и органичным, что ни верится в истинное происхождение этого аппарата. А родом он из Германии конца 30-х годов двадцатого века.

В конце 30-х годов двадцатого века перед армией СССР встала необходимость оснащать подразделения разведки и связи мотоциклетным транспортом. После анализа существующих вариантов было принято решение взять за основу немецкий BMW R71.Существует две равноправные версии того как мотоцикл BMW R 71 попал к советским инженерам в 1939 году и был ими скопирован. По первой версии во времена заигрывания нацисткой Германией перед советским союзом, эта модель в числе многого другого была передана СССР для «ознакомления». По второй же версии мотоциклы были закуплены спецслужбами НКВД на территории Швеции, затем разобраны и переправлены в СССР. Достоверность обеих версий в настоящее время проверить практически невозможно.

Первой гражданской моделью для Ирбитских мотостроителей стал М-52. Его узлы и компоновка уже была приспособлена к быстрому движению по асфальтовому покрытию. В движение его приводил надежный оппозитный четырехтактный пятисоткубовый мотор. Двигатель мотоцикла Урал выдавал 24 л.с. и разгонял мотоцикл более 100 км/ч. Это был уникальный утилитарный мотоцикл, поступивший в торговлю. Причем, каждый владелец должен был ставить свой мотоцикл на учет в военкомате.

В 1957 году в серию пошел М-61. От предшественника он отличался возросшей вездеходностью и предназначался для деревенских дорог и легкого бездорожья. Для этого мотоцикла конструкторы доработали мотор подняв до 28 л.с. мощность и увеличили до 650 кубиков объем. Выпуск продолжался вплоть до 1963 года.

В 1970-х годах конструкторы завода ИМЗ пошли по накатанной траектории – сначала обкатали новшества конструкции на М-67, затем повысили мощность двигателя, так получилась 36 сильная версия М-67-36. Для очередного повышения мощности мотора понадобилось изменение конструкции двигателя.

Последним настоящим Уралом советской конструкции был Урал 8.1О3-3О и 8.103-10 которые отличались кпп. На одном была передача заднего хода на другом не было.

УРАЛ ИМЗ 8.103-10 И 8.103-30

Это и был последний Советский урал деле были Урал соло, волк, вояж но это совсем другая история

Отрывок, характеризующий ИМЗ М-61

– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться. – Иди, Балага приехал. Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он. Анатоль и Долохов тоже любили Балагу за его мастерство езды и за то, что он любил то же, что и они. С другими Балага рядился, брал по двадцати пяти рублей за двухчасовое катанье и с другими только изредка ездил сам, а больше посылал своих молодцов. Но с своими господами, как он называл их, он всегда ехал сам и никогда ничего не требовал за свою работу. Только узнав через камердинеров время, когда были деньги, он раз в несколько месяцев приходил поутру, трезвый и, низко кланяясь, просил выручить его. Его всегда сажали господа. – Уж вы меня вызвольте, батюшка Федор Иваныч или ваше сиятельство, – говорил он. – Обезлошадничал вовсе, на ярманку ехать уж ссудите, что можете. И Анатоль и Долохов, когда бывали в деньгах, давали ему по тысяче и по две рублей. Балага был русый, с красным лицом и в особенности красной, толстой шеей, приземистый, курносый мужик, лет двадцати семи, с блестящими маленькими глазами и маленькой бородкой. Он был одет в тонком синем кафтане на шелковой подкладке, надетом на полушубке. Он перекрестился на передний угол и подошел к Долохову, протягивая черную, небольшую руку. – Федору Ивановичу! – сказал он, кланяясь. – Здорово, брат. – Ну вот и он. – Здравствуй, ваше сиятельство, – сказал он входившему Анатолю и тоже протянул руку. – Я тебе говорю, Балага, – сказал Анатоль, кладя ему руки на плечи, – любишь ты меня или нет? А? Теперь службу сослужи… На каких приехал? А?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]