В свое время, пожалуй, в СССР не было подростка, который бы не мечтал стать обладателем мотоцикла Ява. В то время продукция чешского бренда была одной из самых популярных. Во многом именно благодаря Яве в нашей стране начала зарождаться новая субкультура: байкеры в кожаных куртках и на железных конях.
С распадом Советского Союза популярность чешской классики постепенно угасла и ей на смену пришли другие модели. Однако истинным ценителям интересно, что сейчас выпускает популярный некогда производитель мотоциклов.
Экскурс в историю
Когда Ява была популярной не было интернета, поэтому история мотоцикла была мало кому известна. Людям было достаточно того, что байк выглядел круто, был быстрым и надежным. А все остальное тогда было не важно. Однако некоторые считали, что популярность Явы была связана с тем, что в то время у нее просто не было конкурентов.
Это ошибочное мнение, поскольку тогда же мотоцикл принимал участие в различных спортивных соревнованиях. Лучше всего проявил он себя на спидтреках. На Яве ездили такие успешные гонщики того времени, как Бари Бригс из Новой Зеландии и Оли Олсен из Дании. Во многом благодаря чешскому мотоциклу они смогли стать чемпионами мира.
С появлением доступа к интернету изучить историю чешского бренда стало очень просто. Завод был основан в 1929 году. Свою продукцию в СССР Jawa стала поставлять после окончания второй мировой войны. Изначально в нашу страну поступало по 100 тысяч мотоциклов в год. В 1964 году произошло знаменательное событие: с конвейера вышла миллионная Ява. Далее темпы производства росли, и уже в 1976 году общий тираж составил 2 миллиона.
Самым популярным мотоциклом чешского завода считалась Ява 638, выпущенная в 1984 году. После этого началось производство ее модификаций. Уже через два года появилась новая модель 350-638-00. После этого модернизация «классики» продолжилась и в 1990 году с конвейера сошла Ява 350-638.
Почему его покупали
Этот мотоцикл известен своими скоростными показателями: «Яву» покупали те, кто не мог жить без ощущения, когда адреналин вбрасывается в кровь, возникает чувство эйфории. Мотоцикл дарил невероятные впечатления от поездок. Причем, когда мимо владельцев «Юпитера», «Восхода» или «ИЖа» проезжала Jawa, без внимания она не оставалась. Данная техника была известна всем по хорошим эксплуатационным качествам, к тому же притягивал взгляды изящный дизайн мотоцикла, приятный звук работы двигателя. Что касается модельного ряда, то сразу после окончания войны появилась Jawa 250, а спустя еще три года Jawa 350. Эти модели в СССР продавались быстрей горячих пирожков. Не отпугивала мотолюбителей и высокая стоимость – 650 рублей деньги большие для того времени. Но все прекрасно понимали, за что отдавали такие средства, и имели представление, что получат взамен. Данный бренд символизировал надежность, престижность и высокий статус.
Модельный ряд включает такие позиции – Jawa 50, 125, 350, 650 и так далее. Здесь можно найти подходящую мототехнику как для начинающих любителей скорости, так и опытных мотолюбителей. Такая техника, как Jawa 650 Dakar/Sportard оснащена 650-кубовым двигателем. Есть Jawa 650 Style – сбалансированный по своим характеристикам мотоцикл. Он разработан специально для комфортабельных путешествий на большие дистанции. Закат производства Jawa пришелся на распад Советского Союза. Предприятие осталось с устаревшими моделями, были правда патенты на различные технологии, которые придумали чешские инженеры, но их использовали совсем другие компании. Именно за счет патентов в дальнейшем Ява продолжила существование, но мировым производителем так и не стала. Стали производить бюджетные мотоциклы, способные конкурировать в своем сегменте, но уровень интереса к новым моделям заметно ниже, чем раньше. Современная «Ява» строится на собственном шасси и оснащена моторами иностранного производства, ходовая часть, как и прежде, довольно надежная.
Возвращение легенды: Jawa скоро выпустит новый мотоцикл
Глядя на фото в заголовке, мотоциклисты с большим стажем обязательно вспомнят краску, со временем менявшую цвет с алого на вишнёвый, хром с голубоватым отливом и басовитое урчание длинноходного 2-тактника…
И они буду полностью правы: на фото — новый двигатель легендарной «Явы», которая скоро вернётся на моторынок с новой моделью мотоцикла.
Этот мотор внешне очень похож на силовой агрегат «старушки», но на самом деле он имеет современную конструкцию. Он 4-тактный, с жидкостным охлаждением, 4-мя клапанами на цилиндр и 2-мя распредвалами в его головке. Под характерной овальной крышкой с оребрением прячется не карбюратор Jikov, а инжектор.
Объём этого 1-цилиндрового двигателя — 300 куб. см., мощность — 27 л. с., крутящий момент — 28 Нм. Он агрегатируется с 6-ступенчатой коробкой передач.
Происхождение двигателя — индийское: 60% акций Jawa принадлежит концерну Mahindra Group. Он намерен серьёзно расширить объём и модельный ряд своих мотоциклов, а также рынок их сбыта, для чего скупает именитые в прошлом марки.
По дизайну мотора можно предположить. что новая «Ява» будет напоминать знаменитую «старушку»
Как будет выглядеть мотоцикл, пока неизвестно — есть только сведения о 3-х моделях на одной базе. Но, судя по дизайну его мотора, ретро-стиль там непременно будет присутствовать. Впрочем, ждать осталось недолго — официальная презентация мотоцикла состоится 15 ноября.
Кстати, возрождённая «Ява» будет, в первую очередь, экспортироваться в Индию. Там эту марку знают не меньше, чем в бывшем СССР — ещё в 1960 г. в городе Майсур был открыт завод Ideal Jawa Ltd, занимавшийся сборкой мотоциклов Jawa 353/04 и скутеретт Jawa Pioneer.
Yezdi Model A
В 1974 г. Ideal Jawa Ltd сменил название на Yezdi и приступил к выпуску новой по тому времени «Явы-634». Ещё раньше индусы перешли от отвёрточной сборки к самостоятельному изготовлению некоторых компонентов: бензобаков, крыльев, «бардачков», грязевых щитков и т. д. На качество это не повлияло — мотоциклы Yezdi успешно экспортировались в десяток стран, вплоть до Гватемалы.
Yezdi Jet 50 — бывшая «Ява Пионер»
А в самой Индии Jawa и Yezdi получили культовый статус. Несмотря на то, что выпуск мотоциклов Yezdi прекратился ещё в 1996 г., а экспорт «Яв» — ещё раньше, в Индии есть многочисленный фан-клуб любителей этих марок, проводящий регулярные слёты. Поэтому новый мотоцикл там, скорее всего, будет принят с восторгом.
Современная Jawa 350 OHC
Jawa жива и сейчас, правда, занимается выпуском не своих моделей, а малость подретушированных китайских классиков Shineray XY400 с 1-цилиндровыми 4-тактными моторами. На них просто устанавливают баки и «бардачки» от «Явы-634», а также другие сёдла — в её же стиле.
Донор агрегатов — китайский Shineray XY400
Поэтому совместную работу «Явы» и «Махиндры» можно считать действительно возрождением легендарной в прошлом марки.
История развития производства
Продажа мотоциклов Ява в СССР шла очень успешно. И причиной было то, что они на голову превосходили все марки советской техники, производимой в те времена.
Производство этого мотоцикла проходило в Чехословакии, а названию он обязан фамилии главы компании – Франтишеку Яничеку и фирме Вандерер, у которой он и приобрёл все права и лицензии.
Впервые Яничек выпустил мотоцикл под маркой «Ява» в 1929 году. Сейчас уже вряд ли кто-то, кроме ценителей знает, как выглядела эта модель. К тому же, первый блин получился, как всегда, комом, и мотоцикл не обрёл успеха. Зато следующее детище чеха, созданное в 1931 году – 175-кубовый лёгкий мотоцикл, стало популярным. Три года спустя появилась модель с 4-тактным двигателем, объёмом 350 см3, а в 1937 выпустили очень интересный мотовелосипед, получивший необычное название Ява-Робот.
После того, как в Чехию вошли немцы, работы на заводе не прекратились. Начался выпуск двухтактных двигателей на 250 и 350 кубов.
В 1945 году, когда страна была освобождена от оккупантов, завод перешёл в государственную собственность. Год спустя Ява 250 нового образца получила золото на выставке в Париже.
Мотоцикл Ява не раз становился победителем в спидвее и мотокроссе. Чемпионаты мира выигрывались без особых проблем. Пиком славы стали 60-70 годы. На Яве выступали такие известные личности в мире спидвея, как Барри Бригс, Оле Ольсон и Айвен Мейджер. Не забываем мы и про кроссовые мотоциклы, которые массово выпускались в 70-80 годы и имели немалую популярность.
Также будет интересно: Основные разновидности мотоциклов: выбор «железного коня»
Во все времена мотоциклы этой компании славились своим высоким качеством и отличными характеристиками.
Ява с двигателями объёмом 250 и 350 см3 выпускаются до сих пор.
Мотоцикл Ява 350-634 пошёл в серийное производство к 1973 году. Это одна из самых популярных моделей в странах соцлагеря. Она имела не только прекрасные ходовые характеристики, но и превосходный дизайн. К слову, далеко не все в кусе, что в начале восьмидесятых эта модель Ява 350 пережила своеобразное перерождение и превратилась в то, что мы сегодня знаем, как мотоцикл Ява 638.
Эта техника была настолько знаменитой, что не раз попадала в советский кинематограф. Причём, в самые известные киноленты. 350 – ка с коляской попала в фильм «Бриллиантовая рука». На ней ездит герой А. Миронова. А Караченцов водит Jawa 634 в фильме «Приключения Электроника».
Ява всегда была живой легендой. И если какой-нибудь мотоцикл Урал становился героем анекдотов, то эта техника всегда ценилась. За 350-кой стояли очереди, потому, многие предпочитали покупать мотоцикл с меньшим объёмом двигателя, чтобы просто не ждать так долго.
Эта компания производила как отличные спортивные мотоциклы, так и надёжные модели для городских поездок.
Развал СССР сильно ударил про производству, но чудо случилось, и завод смог выстоять, сохранив производство. Начался выпуск моделей с двигателями Хонда и Rotax большей мощности.
В 2007 году появился очень интересный новый мотоцикл Jawa 250 Travel. Простой по дизайну и созданный на базе Ява 350, он получился очень надёжным и качественным.
Машина получила 2-х цилиндровый четырёхтактный двигатель, мощностью 13 кВт, при 7500 об/мин. Скорость – 120 км/ч.
Хороший мотоцикл для поездок по городу и просёлочным дорогам приличного качества. Если не пытаться утопить машину в грязи, она показывает себя весьма неплохо. Jawa 250 Travel – надёжная рабочая лошадка, которая прослужит вам верой и правдой много лет. Эти мотоциклы Ява новые и достаточно современные. Здесь хорошая подвеска, удобное управление, качественные тормоза – передние дисковые, задние – барабанного типа.
Также будет интересно: Всё о стритфайтер мотоциклах и об их владельцах
Со времён советской славы прошло немало лет. Тогда заводу удалось продать более миллиона 250-ти и 350-ти кубовых мотоциклов в нашу страну. С тех пор Ява переоборудовала производство в Чехии, открыла дилерские центры во многих странах. Старые классические модели по-прежнему популярны в мире, а новые обретают известность.
Даже на самый современный мотоцикл Ява цена ниже, чем на японскую, или корейскую технику.
Видео-история мотоциклов Ява: