Большие города все больше ассоциируются с огромным скоплением людей и загруженными дорогами. На помощь приходят маневренные, относительно легкие транспортные средства. В мегаполисах многие отдают предпочтение мотоциклам или трициклам. Что такое трицикл или трайк, как его выбрать, на что обратить внимание, какие ошибки могут быть при выборе узнала редакция сайта «Янашла».
Трицикл и трайк: что это такое?
Трициклом можно назвать любое транспортное средство, которое имеет три колеса. Это и велосипеды с тремя колесами и мотоциклы. Правда, одни приходят в движение за счет кручения педалей, а вторые не могут работать без двигателя.
Трайк – это разновидность трицикла, мотоцикл с тремя колесами, два из которых задние и одно переднее. Можно встретить название – моторикша – это тоже трехколесные средства передвижения для транспортировки людей, распространены в азиатских странах.
Трехколесный мотоцикл имеет увеличенную длину вилки, два задних колеса могут украшать шипы, двигатель чаще всего также расположен сзади.
Трехколесную мототехнику необходимо зарегистрировать в ГИБДД. В конце 2013 года появилась даже отдельная графа – В1. Она обозначает, что человек может управлять трициклами или квадрициклами. Тем, кто владеет категорией «В», также можно управлять этой мототехникой. Уровня «А» будет достаточно, если транспорт имеет двигатель меньше 50 см3.
Зачем мотоциклу три колеса?
Одним из преимуществ трайкера является его устойчивость, которая достигается за счет трех колес. Ведь для того, чтобы передвигаться на мотоцикле или двухколесном велосипеде, необходимо хорошо держать равновесие, иначе можно упасть. Чтобы перевернуться на трайкере, нужно постараться, даже в случае столкновения.
Многим нравится дизайн трехколесных мотоциклов. Пусть это не самый важный фактор при выборе, но настоящим поклонникам движения хочется, чтобы их транспортное средство было не только мощным, но и стильным.
Историческая справка
Первый трехколесный транспорт был паровым и назывался «большой телегой Куньо». Появился он в 1790 г. Ездил медленно. За час на нем можно было проехать всего 5 километров.
19 век подарил миру еще один паровой транспорт, именуемый Сарполле. Но вскоре паровой автомобиль перестал быть актуальным на городских дорогах. Его полностью заменил бензиновый. Люди со средним бюджетом все равно предпочитали трехколесный транспорт, так как покупка полноценного автомобиля была роскошью. И в 1906 году появился первый трицикл. Его создатель, конструктор Морган, установил два направляющих колеса, а под водителем оставил одно.
После небольшого затишья трайки вернули свою популярность по окончании Второй мировой войны. В это время был жизненно необходим простой и максимально бюджетный транспорт. Он стал выпускаться на всех крупных автомобилестроительных заводах Европы. Трехколесный мотоцикл с коляской – самый используемый транспорт Советского Союза в середине 20 столетия.
Сегодня мототехника не пользуется таким спросом, как раньше. Люди предпочитают автомобили, которые могли бы вместить всех членов семьи и передвигаться с большим комфортом. Трехколесные модели можно увидеть на выставках. И зачастую в них главное не мощность, а дизайн.
Как появились трициклы?
Первым трициклом в истории была телега работавшая на пару, изобретенная инженером из Франции Николя Жозе Кюньо. В те времена, постоянных междоусобиц и войн, она была разработана для перевозки снарядов, снаряжения и пушек. Она имела небольшую скорость (около 4км\час), и требовала постоянной дозаправки водой (полного бака хватало на 10-15 минут работы). Паровая телега произвела огромное впечатление на руководство Франции, в связи с чем было выделено около 20 тысяч франков на совершенствование аппарата.
Вторая попытка Кюньо не увенчались успехом, в результате чего, второй проект был помещен в Парижский музей искусств и ремесел, после многолетнего прозябания на задворках.
Паровой автомобиль Николя Жозе Кюньо
В XIX веке паровые телеги продолжали совершенствоваться, и не только в качестве рабочей силы, а так же в качестве личных транспортных средств. Что в свою очередь дало огромный шаг в популяризации данного вида транспорта.
Трицикл образца 1886 года (Карл Бенц)
Виды
Классификация по схеме расположения колес:
- трайк – модель, у которой два колеса задних, а одно переднее;
- трицикл – может включать машины с одним задним и двумя передними колесами.
Тип производства:
- Кастомный – эксклюзивные модели, которые получились путем переделывания байков или автомобилей. Трайки внушительных размеров и брутального дизайна создаются для выставок. Их не часто можно увидеть на дороге.
- Серийный – Yamaha, Honda, Harley-Davidson. Также отличаются стильным дизайном, но обладают и хорошими характеристиками. Вобрали в себя технологические новинки, которые позволят чувствовать себя комфортно на дорогах.
Предназначение:
- Стоит отдельно сказать про грузовые модели. Они используются повсеместно на фермах, в хозяйстве, в строительстве. Устойчивые и вместительные пригодятся и для поездок на рыбалку, охоту. Грузовая мототехника не боится тяжелой работы, поэтому двигатель там ставят от 110 см3. Расходует около 5 литров топлива на 100 км. Чтобы управлять этим транспортным средством, нужна категория «А».
- Дрифт-трайк – простая конструкция с большим передним колесом и двумя задними, похожими на картинговые. Газ и тормоз делается как рулевым, так и подножным. Разгоняются до 65 км/ч. Чаще всего их покупают для соревнований.
Есть трициклы, предназначенные для гонок. Они перемещаются исключительно по ровной поверхности. На них не стоит выезжать куда-то кроме стадиона со специальным покрытием.
Не привередливыми к дорожному покрытию являются туристические машины. Для транспортировки грузов или перевоза людей чаще всего выбирают именно трайки.
Популярные зарубежные виды трициклов:
- Bajaj Re 600 – индийского производства – это модель, назначение которой перевозить груз или людей. Часто используют в качестве маршрутного такси. В простонародье называется «муравьем». Экономичный и простой в управлении вид транспорта.
- Carvel One. Его отличительные особенности – наклоняющийся кузов, компактность и манёвренность. Предусмотрено одно пассажирское сиденье за водителем. Экономичен в использовании. На 100 км потребляет 6 л. топлива. Максимальная скорость – 185 км/ч. Мототехника произвела настоящий фурор, когда впервые была представлена в 2007 г. Модель достаточно дорогая и эксклюзивная. В связи с этим было выпущено 188 Carvel One.
- T-REX – собранные вручную. Оригинальный спортивный дизайн, но и высокая стоимость. Как правило, кузов делают из стеклопластика, чтобы общий вес изделия был меньше. Ставят мощный двигатель – 197 л. Скорость в 100 км/ч T-REX наберет за 3,9 с. Максимальная скорость – 230 км/ч.
Своими руками
В России и за рубежом распространено производство самодельных трициклов. Используется разная основа. Отечественные любители апгрейда предпочитают в качестве основы Яву, Днепр, Урал и др. Для изготовления машины меньшей мощности можно использовать мопед. Использовать импортные байки решаются не многие, затратно.
Для работы необходимо раздобыть:
- профильную трубу;
- чертежи трайка.
Схемы есть в интернете, ось иногда берут от старого велосипеда, двигатель – от Запорожца или Жигули. Не обойтись без дополнительных расходов на сидения, свет и пр.
Какой лучше купить
Транспортное средство, которое всегда так тщательно подбирается, должно быть:
- стильным;
- иметь надежную конструкцию, чтобы быть безопасным;
- изготовленным по новейшим технологиям, чтобы быть максимально комфортным;
- мощным и быстрым.
Если говорить о дрифт-трайке, который работает от аккумулятора, существуют следующие критерии выбора:
- Модель для взрослого человека должна выдерживать значительный вес. Поэтому ее грузоподъемность выше. Есть трайки, способные выдержать свыше 100 кг. Для того, чтобы не бояться перемещаться на большой скорости, лучше подбирать именно такие.
- Скорость напрямую зависит от мощности мотора. Чтобы одержать победу в гонках, мотор должен быть помощнее, а для того, чтобы наслаждаться дрифтом – меньшей мощности. Хорошие моторы быстрее разряжают аккумулятор. Современные модели разгоняются до 30 км/ч, новичку можно выбрать машину, которая за час проходит 5 километров.
- Время, которое трайк находится без подзарядки, зависит от емкости аккумулятора. Чем выше это значение, тем дольше его можно не заряжать. Машины для гонок имеют большую емкость аккумулятора.
Моторный трехколесный агрегат больше относится к мотоциклам. Может развивать большую скорость, свыше 65 км/ч. Его приобретают для комфортной езды, путешествий и развлечений.
Какой фирмы лучше
Существует большое количество моделей зарубежного и российского производства. Ниже приведены одни из самых популярных концернов, которые занимаются выпуском трехколесных агрегатов.
Торговая марка | Краткое описание |
Harley-Davidson | Трайки премиум-класса. Компания выпустила Tri Glide® Ultra – модель 2021 года. Может быть окрашена в разные цвета, заказчик сам выбирает из разработанной палитры. Высокая мощность достигается благодаря большекубаторному двигателю. 1 868 см3 – обгонная динамика. Все движения легкие и уверенные. Reflextm defensive rider systems с продвинутым управлением шасси, тормозами и двигателем. Говорить на одном языке с транспортным средством поможет информационно-развлекательная система. Оснащено улучшенной подвеской, шестиступенчатой коробкой передач, багажником, светодиодными противотуманными фарами и т.д. Идеален для дальних поездок. |
Stels | Китайский бренд. Много моделей российской сборки. Популярная модель Десна 200. Помощник в сельском хозяйстве, удобно перемещаться за городом, вместительный. По цене – 140 000 – 160 000 руб. Оснащен бензиновым карбюраторным двигателем, воздушной системой охлаждения. |
Lifan | Один из лидеров среди грузовых трициклов. Машины оснащены удобными большими кузовами, мощными и экономичными двигателями, запуском при помощи кикстартера, надежной коробкой передач. Китайский агрегат будет особенно полезен в сельской местности. |
ЗиД | Агрегаты российской сборки. На примере модели ЗиД 50-02. Трайк с бензиновым двигателем. Разгоняется до 50 км/ч. Сильный, надежный и выносливый приобретается, как правило, для транспортировки грузов на фермах, в сельском хозяйстве. Его стоимость начинается от 70 000 рублей. |
Квадроциклы
Квадроцикл и квадрицикл – это разные транспортные средства.
Понятие квадроцикла в российском законодательстве отсутствует. Однако термин «квадроцикл» является устоявшимся и широко используется для обозначения внедорожных четырехколесных средств, которые по-другому именуются как мотовездеходы. Государственным стандартом РФ
ГОСТ Р 52008-2003 «Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Общие технические требования»
(введен в действие Постановлением Госстандарта России от 29.01.2003 N 36-ст) дано определение мотовездехода. Мотовездеход (читай – квадроцикл) относится к мототранспортным внедорожным четырехколесным средствам с шинами низкого давления, имеющим сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенным для передвижения только одного человека (водителя)
вне дорог общего пользования.
Квадроцикл
Ни одна из категорий и подкатегорий транспортных средств (установленных законом о безопасности дорожного движения) не включает в себя мотовездеходы (квадроциклы). Для этого большого класса самоходных машин (к которым относятся и квадроциклы) введены специальные категории, которые существуют отдельно и никак не связаны с категориями транспортных средств. Эти специальные категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 79
6 (ред. от 17.11.2015). Квадроциклы относятся к
категории АI (
не путать с категорией A1).
Для управления квадроциклом необходимо иметь удостоверение тракториста-машиниста. При этом совсем не обязательно иметь обыкновенное водительское удостоверение. Но если у вас есть водительские права, то для управления квадроциклом этого не достаточно. Более подробная информация о том, как получить права на управление квадроциклом можно посмотреть в отдельной статье нашего сайта: «Как получить права на квадроцикл»
.
Еще раз напомним, что передвижение на квадроциклах по дорогам общего пользования категорически запрещено. Ездить на квадроциклах можно лишь за городом, вне дорог, либо на закрытых площадках.
Регистрация квадроциклов осуществляется в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее – Гостехнадзор).