Во время прохода сложных поворотов необходимо знать, как поведет себя байк в той или иной ситуации. Если движение по прямой дороге не составляет особого труда, то повороты на большой скорости для неопытных водителей могут стать причиной травм. Для прохождения извилистой дороги в хорошем темпе нужно уметь играть с подачей топлива. В случае несвоевременного прибавления оборотов вас может вынести с трассы. Для преодоления центробежной силы перед поворотом газ выжимается на полную. После чего идет сброс оборотов на холостом ходу, и байк наклоняется в сторону изгиба дороги. Разберем подробнее, как закладывать мотоцикл в поворот.
Во многом особенности прохождения трассы зависят от класса байка. Так, на спортивных агрегатах наклон осуществляется в большей степени, нежели на других мотоциклах. На чопперах виражи проходятся преимущественно за счет управления рулем. Прибавление газа избавляет байк от нагрузки на вилку. Это повышает способность подвески лучше реагировать на неровности дорожного полотна и избавляет от излишней нагрузки на конструкцию. Прибавлять и сбрасывать газ нужно плавно, без агрессивных рывков, рассчитав оптимальный вариант для всего расстояния трассы.
Среди мотолюбителей сейчас популярны вопросы о том, как проходить повороты на мотоцикле с заносом задней части агрегата. Для выполнения такого трюка необходимо правильно использовать сцепление. Доведя обороты до 6-7 тысяч, выжмите сцепление и, отпустив газ, дождитесь, когда колеса начнут вращаться с разной скоростью. В этот моменты вы почувствуете, как задняя часть плавно уходит в бок. Тогда же начинайте наклонять корпус тела в сторону заноса. В случае, если передвижение будет затруднено, используйте передние тормоза для уменьшения сцепления с трассой. Это очень небезопасный способ управления, поэтому используйте защитную экипировку и старайтесь не выполнять дрифт в людных местах.
Планирование
Вы планируете войти в поворот. И планирование следует начинать с определения точки входа, это ключевой элемент в поворотах. На открытой дороге или трассе следует выбрать угловую точку входа. Чтобы оценить преимущества обозначения такого места, нужно время и понимание. Выбирать такую точку перед каждым поворотом намного лучше, чем ждать поворота, чтобы форсировать его из-за высокой скорости или плохой видимости. Когда вы планируете, вы контролируете машину.
Гироскопический эффект и скорость
Вам никогда не приходило в голову, почему едущий мотоцикл устойчив, а стоящий в покое – падает? Устойчивость мотоциклу придает гироскопический эффект, создаваемый вращающимися вокруг своей оси колесами. Колеса являются мощным гироскопом по типу детской юлы. Помните, как по мере остановки вращения юла увеличивает свою «раскачку» и постепенно теряет устойчивость. А как только юла останавливает вращение, она тут же теряет равновесие и падает.
Примерно также ведет себя и мотоцикл. Гироскопический эффект, образующийся от высокой скорости вращения колеса, стабилизирует положение байка. То есть высокая скорость делает байк устойчивым в повороте. Поэтому чем выше скорость, тем более крутой поворот реально сделать. Следует учитывать, что одновременно с повышением устойчивости мотоцикла уменьшается его маневренность, и им становится сложнее рулить.
Инструмент для мотоциклиста
Поворотный момент – это когда вы перестаете тормозить /замедляете, наклоняете байк (делаете встречный поворот) и начинаете плавно ускоряться. Здесь вы начинаете поворачивать, идете в другом направлении. Это также ориентир для других ваших действий. Выбор поворотной точки помогает сохранить организованность и плавность. «Точка входа – это инструмент и как и любым другим инструментом, вы должны научиться им пользоваться». Каждый раз, приближаясь к повороту, убедитесь, что вы спланировали, где начать поворот.
Где угловая точка входа? Ответ на этот вопрос является загадкой для некоторых людей и проливает свет на современные представления о вождении мотоцикла. Точка входа в угол начинается там, где вам нужно начать поворот – там, где заканчивается прямая и начинается кривая.
Частые ошибки
Растерянность водителей в экстремальной ситуации заставляет прибегнуть к резкому нажатию тормозов, забыв о том, как правильно поворачивать на мотоцикле. Это самый плохой способ выхода из сложившейся ситуации. Из-за торможения заднее колесо разгружается и теряет сцепление с дорогой. Обычно резкий сброс скорости приводит к вылету с дорожной полосы. На скользком покрытии вы просто перевернете байк на бок и попадете в аварию.
При рыхлом и сухом покрытии, резкое торможение создает усиленную нагрузку на подвеску. При наезде на кочку водителя выкидывает из седла, поскольку амортизаторы не в силах справиться с полученным ударом и просто передают всю его силу на байкера. Что делать если вы попали в такую ситуацию? Есть три наиболее правильных способа выйти из ситуации:
- Фиксация рычага газа. Зажав подачу топлива, вы не позволите мотору набрать большие обороты благодаря большой скорости вращения колес. Это позволит снизить силу рывка при восстановлении сцепления. Однако такой способ очень сложно выполнить. Инстинкт самосохранения будет заставлять вас нажать на тормоз.
- Очень медленный сброс газа. Это действие позволит контролировать колеса через двигатель. Малоэффективный прием, однако, он намного лучше резкого сброса подачи топлива.
- Если у вас достаточно силы для поднятия мотоцикла во время наклона, тогда идеальным вариантом станет прибавление газа. Увеличение угла наклона повысит сцепление с дорогой и позволит стабилизировать байк. Подъем необходимо осуществлять плавно без рывков.
- Наклон способствует смещению центра тяжести. Это увеличивает стабилизацию мотоцикла.
- Вывешивание позволяет пройти вираж с меньшим наклоном байка, что дает большее сцепление резины с дорожным покрытием, за счет увеличения площади. Это позволит лучше контролировать траекторию движения.
Зачем же делать наклон корпусом тела, если он может привести к созданию опасной ситуации? Все очень просто и основано на законах физики. Существуют две причины вывешивания торса с байка:
Идеальный трек?
В книгах по технике вождения мы находим оптимальные места для входа в поворот, но их авторы рекомендуют искать индивидуальную точку, в которой мы будем чувствовать себя уверенно. Не существует единой идеальной точки входа, как и трассы. Это место, которое вы назначаете себе – сделав несколько поворотов, вы узнаете, какая точка является наиболее оптимальной для вас. Чем больше поворотов вы сделаете, чтобы установить точки входа, тем больше очков вы получите на менее знакомых поворотах.
С другой стороны, это не тот случай, когда вы не устанавливаете точку входа, она не существует. Вы всегда делаете поворот, начиная маневр в какой-то момент. Другое дело, насколько это осознано. Осознанное решение, с чего начать поворот, помогает организовать все элементы и, как следствие, получить удовольствие от плавного и уверенного поворота.
Контрруление
Контрруление — это единственно верный способ управления байком в дуговом движении. Оно использует силу, результирующую центростремительную и притяжения, и гироскопический эффект, создаваемый колесами.
Суть контрруления: совершая поворот, мы толкаем от себя ту рукоятку руля, в сторону которой мы поворачиваемся. И наоборот: вытягивая на себя рукоятку руля в сторону поворота, мы изменим направление поворота.
На принципе контрруления построено удержание равновесия на низких скоростях, когда гироскопический эффект не оказывает достаточной стабилизации. В этих случаях мы инстинктивно выворачиваем руль в сторону вероятного падения. В результате двухколесный друг отклоняется в противоположную сторону, и равновесие сохраняется.
Осведомленность важна
Наблюдая за гонками, вы можете увидеть, насколько точно гонщики держатся за свои угловые точки входа. Стоит начать практиковаться, сознательно выбирая точку входа в поворот. Определите, с чего вам следует начать поворот. Найдите ориентир: царапину на асфальте, камень, дерево, дорожный столб – то, что легко заметить при повороте. Начните тренировку с меньшей скоростью. Если вы не знаете, где входить в угол и наклонять байк, более высокая скорость не облегчит вам задачу. «Слишком часто мотоциклисты пытаются исправить фундаментальные ошибки, ускоряясь и надеясь ускориться на повороте».
Все дело в том, чтобы не паниковать. Если мы не выбираем сознательно, куда двигаться, защитные реакции и паника сделают это за нас. «Без точки поворота вы испортите весь поворот. Ошибка в начале поворота приведет к отклонению от выбранной вами траектории и пропуску важных моментов позже» Вы можете видеть, насколько важно осознанно определять точку входа в поворот на повороте с уменьшающимся радиусом. Вам лучше отложить свой ход и найти идеальную точку. Даже неверный поворот лучше, чем ничего.
Работа газом
Мотоцикл в движении имеет разную площадь соприкосновения колес с дорожным полотном. У заднего она больше, чем у переднего, т.к. оно является ведущим и испытывает большую нагрузку. Соответственно, заднее колесо имеет лучшее сцепление. Но при прохождении поворота в силу разных причин происходит изменение развесовки между колесами.
Это чревато потерей управления:
- Резкий газ приведет к заносу и перевороту.
- Торможение станет причиной перегрузки переднего колеса. Возникнет сила, выводящая мотоцикл из поворота. Снижение гироскопического момента приведет к потере устойчивости и падению.
- Выжимая сцепление, поворот можно пройти, но делать этого не стоит.
Правильной тактикой будет дуговое движение с ускорением. То есть, войдя в траекторию, нужно периодически плавно открывать газ, чтобы в меру загружать заднее колесо. Так, немного увеличивая скорость, мы избежим заноса, повернем быстро и безопасно.
Эффективное и безопасное прохождение поворотов
Как определить точку входа в поворот? Советуем не сосредотачиваться на внутренней стороне поворота – это может привести к тому, что мы войдем в поворот слишком рано, окажемся на внешнем крае на выезде. Есть вероятность, что мы можем сойти с дороги. Вам придется дольше проехать в сборке, чтобы завершить маневр. Мы также должны набраться терпения перед поворотом – неуверенность в скорости, том, что находится за поворотом и как он пройдет в целом, может привести к преждевременной поломке мотоцикла. Терпение окупится – вы быстрее увидите, что за поворотом и быстрее выберетесь из него.
Хотя для мотоциклиста поездка в сборке зачастую является самым захватывающим занятием, она должна быть как можно короче. Слишком ранний вход в поворот приведет к тому, что вы будете дольше ехать в наклоне, а видимость того, что находится за поворотом, может быть ограничена. Слишком поздний вход в поворот может, в свою очередь, потребовать большего наклона при прохождении, корректировки, нажатия на педаль газа или еще одного поворота. К сожалению, на поворотах возможны лишь незначительные корректировки, и каждая из них несет дополнительный риск.
Как видите всегда нужно выбирать угловую точку входа – независимо от того, едем мы по трассе или нет. Переход из одного места в другое – это не то же самое, что трасса, где повороты предсказуемы, чисты и пусты. При движении по улице или за городом следует осознанно выбирать точку въезда на поворот, адаптированную к дорожным условиям, погоде и скорости.
Post Views: 913
Траектория
Традиционно траектория гоночного поворота предполагается наиболее выпрямленной с максимально большим радиусом. Это позволяет сохранять адекватный и безопасный наклон к дороге.
Такая траектория состоит из следующих этапов:
- следование по внешней стороне трассы;
- резкий заход в поворотную дугу в направлении апекса на внутренней стороне трассы;
- из апекса плавный выход из дуги снова на внешнюю сторону трассы.