Мотоциклы марки Тула: плюсы и минусы, модели, варианты тюнинга


Несмотря на довольно активные попытки сразу нескольких предприятий наладить в СССР производство и продажу мотороллеров, такого рода техника с трудом приживалась в нашей стране. Одной из причин прохладного отношения граждан к мотороллерам было плохое качество дорог, не позволявшее реализовать все преимущества концепции. Поэтому в свет вышел новый мотоцикл Тула.

Специалисты Тульского машиностроительного завода осознавали эту проблему. В 1984 году был реализован новый проект и пошёл в производство ТМЗ-5.951 Тула мотоцикл повышенной проходимости. Вопреки распространённому мнению, эта модель никогда не носила название Тула 200.

История создания

История создания берет свое начало с 1984 года, когда с конвейера Тульского машзавода имени Рябикова сошли и поступили в продажу первые 200 мотоциклов. Пик же производства пришелся на 1986-19 88 гг. Тула являлся пионером советских внедорожников с воздушным принудительным охлаждением, а также первым байком в СССР, где был установлен электростартер.

Так как завод не имел лицензии на выпуск мотоциклов, пришлось выходить из положения путем установки небольших мотороллерных колес, что переводило Тулу в разряд мотомашин. Своим дизайном мотоцикл обязан группе художников Ленинградского филиала ВНИИТЭ, которой руководил С. Николаев.

Выпускалось в среднем 11000 мотоциклов в год в течение 12 лет. Они пришлись по душе разным категориям мотолюбителей, но особой популярностью пользовались у селян, выезжающих на них поохотиться и порыбачить. Для дальних поездок он также вполне подходил.

В начале 90-х начало страдать качество выпускаемой продукции, а после 1993 г. резко сократился выпуск мотоциклов. В 1996 г. их производство было свернуто.

Ценителям на заметку

Если вам понравился этот рассказ и вы неравнодушны к истории отечественной техники, то на нашем сайте вас ждёт много полезной информации. Здесь вы сможете узнать и о том, чем хорош мотороллер Муравей и какими достоинствами обладает мотоцикл Иж Юпитер-5, и много чего ещё интересного…

Предыдущая запись Технические характеристики мотоцикла иж планеты-3

Следующая запись Состав и параметры электрооборудования ИЖ Юпитер 5

Технические характеристики

Марка мотоцикла ТулаТМЗ-5.951 ТМЗ-5.952
Двигатель двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см
Мощность (л. с.) 12,5 13
Бензин А 76 А 76
Запас/резерв топлива (л) 11/0,5 11/0,5
Скорость (км/ч) 90 85
Масса (кг) 129 126
Номинальное напряжение (вольт) 12 12
Ход колес перед/зад. 130 мм/80 мм 130 мм/80 мм
Коробка передач четырехступенчатая четырехступенчатая
Диаметр тормозов (мм) 150 150
Топливо (расход на 100 км/л) 3,6 3,6

Смотрите видеообзор мотоцикла Тула ТМЗ-5.951 19888 года выпуска:

Специфический подход

Концепция машины была довольно любопытной. Прочная дуплексная рама, длинноходные амортизаторы подвески, двигатель, оснащённый системой принудительного воздушного охлаждения, предназначенные для движения по бездорожью шины…

Всё это, казалось, делало мотоцикл Тула весьма перспективным. Тем не менее, судьбу этой техники нельзя назвать удачной. Почему? Попробуем разобраться в причинах. А для лучшего их понимания начнём с базовых параметров.

Преимущества и недостатки

К достоинствам мотоциклов Тула, которые до сих пор привлекают потенциальных покупателей, относятся:

  • простота и удобство в обслуживании;
  • повышенная проходимость;
  • надежность в эксплуатации;
  • сравнительно низкая стоимость;
  • небольшой расход топлива.

Среди недостатков отмечается следующее:

  • проводка расположена не совсем удачно, в результате чего в нее нередко проникает влага, пыль и грязь.
  • не оборудован обтекателем;
  • достаточно массивный, что бывает критичным на плохой дороге;
  • развивает не очень высокую скорость;
  • плохая устойчивость байка в ненастную погоду и склонность к «подсеканию» при совершении поворотов, что обусловлено широкими шинами.

Ворох проблем

Да, мотоцикл Тула действительно неплохо передвигался по бездорожью. При должном умении ездока он мог даже перемещаться по вспаханному полю. Но вот на ровном асфальте машина чувствовала себя неуютно. Сказывались и относительно низкая скорость, и специфические параметры двигателя, основные детали которого были позаимствованы у агрегата, применявшегося ещё на мотороллере Тула 200.

Широкие шины, успешно справляющиеся с грязью, на мокром асфальте начинали скользить, что сказывалось на эксплуатационной безопасности. Асимметричная конструкция мотора привела к смещению центра тяжести на одну сторону. Это тоже не улучшало управляемость в поворотах.

Не хватало скорости. На трассе мотоцикл Тула мог обогнать мопед, но серьёзно проигрывал в динамике традиционным дорожным мотоциклам. Не радовал и высокий, для машин такого класса, расход топлива. На машинах первых серий устанавливался топливный бак, состоящий из двух не сообщающихся между собой половин. Это оказалось крайне неудобно и впоследствии недостаток устранили, установив единый бак.

Особой заботой для тех, кто эксплуатировал мотоцикл Тула, стал стартер-генератор (дино-стартер). Он частенько выходил из строя, не обеспечивая ни надёжный запуск, ни нормальный уровень зарядки аккумулятора. К тому же, отечественная промышленность в то время не выпускала компактных двенадцативольтовых батарей, способных вырабатывать высокий пусковой ток.

На первых порах пришлось комплектовать машину двумя аккумуляторами, что существенно добавляло веса. Выполненный в едином формате аккумулятор для мотоцикла Тула появился лишь на поздней модели.Так что для тех, кто приобрёл мотоцикл Тула, технические характеристики оказывались на втором плане…

Модификации

За все время мотоцикл Тула трижды подвергался модификации:

  • ТМЗ-5.951. Производилась модель 6 лет, начиная с 1984 г. Имела вес 129 кг. Могла развивать скорость в час не более 85 километров. Мотор обладал мощностью в 12,5 лошадиных сил.
  • ТМЗ-5.952. Также производилась 6 лет, с 1990 года. Оснащение более легкой рамой позволило уменьшить общую массу на 3 кг. Стал более мощным движок, правда, прибавилась только половина лошадиной силы. Увеличились скоростные качества – теперь можно было разогнаться до 90 километров в час.
  • TM3-5.971. Начал производится в одно время с предыдущей моделью и фактически являлся ее переконструированной модификацией с грузовым модулем ТМЗ-9.906. Проведено усиление рамы. Вместе с тем ни двигатель, ни руль с передней вилкой не подверглись изменениям. Модель представляла собой трехколесный мотоцикл с багажником на 129 кг веса (без пассажира). Также предусматривалось крепление прицепа на 1 центнер груза. Соединительные узлы были спрятаны под пластиковой облицовкой.


Трицикл Тула 5.971

Путаница с названиями

Что до ошибки с названием Тула 200, то тут другая история. Так назывался мотороллер, выпуск которого был организован на ТМЗ в 1956 году. Модель почти полностью копировала немецкий мотороллер Glas Goggo TA55. Машина оказалась достаточно удачной. Тула 200 послужила базой для следующих модификаций, таких как Турист и Тулица.

Почти одновременно с мотороллером Турист появился созданный на тех же агрегатах ТГА 200. Основой конструкции силовых агрегатов всех перечисленных модификаций был появившийся в 1956 году двигатель Т-200. Дополненный воздушной системой охлаждения и модифицированный мотор использовался и на мотоцикле Тула. Видимо, это и стало причиной того, что некоторые по привычке стали называть байк Тула 200.

Возможности тюнинга

Современные технологии позволяют сделать тюнинг мотоцикла Тула на высоком уровне.

Вариант тюнинга №1

Можно провести следующие манипуляции:

  • Установить китайский движок (бензиновый, 4-хтактный) Racer воздушного охлаждения. Карбюратор японский, рабочий объем – 200 «кубиков».
  • Поставить пятиступенчатую коробку передач.
  • Поменять аккумулятор (12-вольтовый, емкость 7 Ач).
  • Произвести замену тормозов (на передних колесах – барабанные, на задних – дисковые).

Мотоцикл можно еще покрасить и по возможности заменить проводку.

В результате на выходе получится мотоцикл мощностью 14,3 лошадиных сил, способный развивать скорость в 100-110 км/ч, с расходом автомобильного бензина чуть более 2 литров на 100 км. Имеет приборную панель, которая отображает нужные параметры. Заводить тюнинговую версию можно как ножным, так и электрическим стартером.

Подробный обзор

Данный представитель ТМЗ в полной мере подойдет для мототуризма, путешествий по пересеченной местности, выездов на рыбалку и решения практических задач в деревне. Чтобы улучшить работу двигателя, на него был установлен лепестковый клапан. Таким решением добились демократичного расхода топлива, что немаловажно для простых граждан. Пользователи модели отмечают высокую способность двигателя приспосабливаться к изменению нагрузки во время езды. А за счет массивного маховика работа двигателя на любых оборотах по праву считается устойчивой.

Чтобы с легкостью ездить на рыбалку, походы — рама мотоцикла должна с легкостью выдерживать все нагрузки. В данном случае сдвоенная рама (дуплексная) отрабатывает на все 100%, достаточно жесткая на скручивание. За счет этого конструктивного решения, маневренность и управляемость «Тулы» на должном уровне. Не стоит забывать и про широкопрофильную резину, которая обеспечивает одновременно хороший контакт с дорогой и оказывает минимальное давление на грунт.

Трансмисссия мотороллера Тула Т-200

Многодисковое сцепление, работающее в масле, установлено на первичном валу коробки передач и состоит из четырех армированных сталью пластмассовых ведущих дисков 3 и 5 стальных ведомых дисков 4.

Ведущий барабан 2 имеет пазы, в которые входят выступы ведущих дисков. Ведомые диски своими внутренними выступами входят в пазы ведомого барабана 6. Ведущие и ведомые диски прижимаются друг к другу силой пяти пружин 13.

Ведущий барабан через приводную цепь получает вращение от коленчатого вала двигателя и при включенном сцеплении вращение через ведущие, и ведомые диски передает вращение ведомому барабану и далее первичному валу коробки передач.

Выключение сцепления производится рычагом 17, нижний конец которого через шток 14, шарик 15 и шток 16 упирается в регулировочный винт 9 нажимного диска. При выключении сцепления поворотом рычага регулировочный винт 9 отжимает нажимной диск 10 , диски сцепления освобождаются, и двигатель оказывается отсоединенным от коробки передач.

Коробка передач, установленная на мотороллере Т-200, имеет четыре передачи вперед. Коробка выполнена с постоянным зацеплением шестерен, с подвижными шестернями-каретками и размещаются в общем картере с двигателем.

На первичном валу 6, изготовленном за одно целое с шестерней первой передачи 5, свободно вращаются шестерни второй 4 и четвертой 2 передач. Подвижная шестерня 3 насажена на шлицы первичного вала и может перемешаться вдоль его оси.

На вторичном валу вращаются шестерня 8 первой передачи, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 5, и шестерня 11 третьей передачи.

Шестерня 12 четвертой передачи напрессована на вторичный вал.

Подвижная шестерня 9 может перемещаться по шлицам вторичного вала.

На конце вторичного вала посажена на шлицах звездочка 15, связанная цепью со звездочкой заднего колеса и являющаяся ведущей звездочкой главной передачи.

Переключение скоростей производится путем перемещения подвижных шестерен 3 и 9 первичного и вторичного валов в соответствующие положения. Эти перемещения осуществляются при помощи механизма переключения, действующего от ножного двуплечего рычага.

Передняя передача служит для передачи вращения от коленчатого вала двигателя на шестерню ведущего барабана сцепления, что осуществляется при помощи цепи, надетой на звездочку коленчатого вала и шестерню барабана.

Главная передача мотороллера Т-200 состоит из втулочно-роликовой цепи, соединяющей звездочку 14 вторичного вала коробки со звездочкой ведущего колеса.

Вернуться в содержание — ↑

Электрооборудование мотороллера Тула Т-200

На мотороллере Т-200 установлены две аккумуляторные батареи 3-СМТ-П емкостью 11 а-ч каждая. Батареи соединены последовательно, что позволило получить суммарное напряжение 12 в. Последовательное соединение обеспечивает пуск двигателя при помощи династартера.

Династартер ДС-1 является электрической машиной постоянного тока, которая при пуске мотороллера Т-200 работает как электродвигатель, а во время езды вырабатывает электроэнергию для питания приборов освещения, приборов системы зажигания и для подзарядки аккумуляторных батарей.

При пуске двигателя династартер потребляет ток около 120 а, а при работе в режиме генератора его мощность составляет 90 вт.

Якорь 1 династартера насажен на коленчатый вал и стопорится при помощи шпонки. Статор 3 крепится к картеру двигателя, имеет шесть полюсов, образуемых сериеснои обмоткой, и шесть полюсов, образуемых шунтовой обмоткой.

При пуске мотороллера Т-200 включаются и действуют полюса сериеснои обмотки, а при работе династартера в качестве генератора — полюса шунтовой обмотки.

Династартер работает совместно с реле-регулятором РР-45, который обеспечивает: — включение династартера при работе в качестве стартера; — автоматическое включение и отключение династартера, работающего в режиме генератора, от сети питания потребителей тока; — поддержание независимо от числа оборотов коленчатого вала двигателя в определенных пределах напряжения тока, вырабатываемого династартером.

Реле-регулятор РР-45 состоит из корпуса, в котором смонтированы реле пускового и обратного тока и, регулятор напряжения.

Все приборы реле-регулятора закрыты сверху крышкой.

Пусковое реле включается с помощью ключа, зажигания в цепь тока, поступающего от аккумуляторной батареи к полюсам статора, образованным сериесной обмоткой, при этом династартер начинает работать как стартер.

Для выключения пускового реле достаточно прекратить, нажимать на ключ зажигания. Реле обратного тока, и регулятор напряжения по своему назначению, устройству и действию похожи на аналогичные приборы других, типов реле-регуляторов, описанных выше.

Катушка зажигания Б-51, установленная на мотороллере Т-200, служит для преобразования тока, низкого напряжения (12 в) в ток высокого напряжения (14—16 тыс. в).

Прерыватель включен в цепь первичной обмотки катушки зажигания и обеспечивает в нужные моменты индуктирование во вторичной обмотке тока высокого напряжения.

Размыкание контактов прерывателя 10 и 11 происходит в те моменты, когда текстолитовая подушка 6 рычага 9 сходит с выступа кулачка 8, вращающегося на оси, закрепленной на ступице якоря династартера.

Неподвижный контакт 11 находится на стойке 3, прижатой к основанию 1 прерывателя винтом. Подвижный контакт 10 припаян к концу рычага 9 и проводом соединен с первичной обмоткой катушки зажигания.

Для нормальной работы двигателя зазор между контактами прерывателя должен находиться в пределах 0,25 — 0,35 мм.

Начало размыкания контактов должно происходить в тот момент, когда поршень двигателя находится в 3 — 4 мм до в. м. т.

Регулирование зазора между контактами производится вращением регулировочного винта 2.

Двигатель мотороллера Т – 200 имеет автомат опережения зажигания, закрепленный своим основанием 1 на якоре династартера и вращается вместе с ним.

Грузики 6 своими выступами входят в пазы кулачка 3 прерывателя. Каждый грузик сидит на отдельной оси и подтягивается пружиной 5 к кулачку.

Когда двигатель начинает развивать обороты, грузики под действием центробежной силы начинают преодолевать силу пружин и раздвигаются. При этом короткие плечи грузиков поворачивают кулачок против направления его вращения, и размыкание контактов прерывателя начинается раньше.

Это обеспечивает необходимое время для более полного сгорания рабочей смеси в цилиндрах двигателя, что особенно необходимо при больших числах оборотов коленчатого вала.

При достижении двигателем 2500 – 3000 об/мин. Грузики расходятся до своих упоров, и автомат уже не изменяет достигнутого опережения зажигания.

На мотороллере Т-200 применяются свечи зажигания А11У с зазором между электродами 0,6 – 0,7 мм.

Фара ФГ-50Б, установленная на мотороллере Т-200, состоит из оптического элемента, рассеивателя, деталей регулировки и крепления. В центральном патроне установлена двхнитевая лампа с нитями ближнего и дальнего света.

Задний фонарь служит для освещения номерного знака в темное время суток и для сигнализации о торможении мотороллера.

Звуковой сигнал С-30, установленный на мотороллере Т-200, по своему действию аналогичен сигналу С-34 мотороллера ВП-150.

Схема электрооборудования мотороллера Тула Т-200

На мотороллере Т-200 имеется световой указатель включенных скоростей.

При включении какой-либо скорости электропереключатель, сблокированный с механизмом переключения передач, замыкает цепь тока из одной сигнальных ламп светового указателя.

Если коробка скоростей находится в нейтральном положении, то загорается зеленая сигнальная лампа, расположенная на щитке приборов.

Центральный переключатель с замком зажигания имеет три положения: — положение 0 соответствует включению приборов электрооборудования, необходимых при дневной езде; — при положении 1 горит стояночный свет; — ключ, установленный против положения 2, замыкает ползун переключателя с контактом включения приборов освещения при езде в темное время суток.

На верхней части основания переключателя установлены две сигнальные лампы.

Красная лампа горит в том случае, если зажигание включено, и питание током приборов электрооборудования происходит от аккумуляторной батареи.

Когда династартер начинает вырабатывать ток напряжением 12,5 вольт, срабатывает реле обратного тока реле-регулятора, и красная лампа гаснет.

Вернуться в содержание — ↑

Особенности мотоцикла

«Тула» — интересный по своей конструкции и необычный по дизайнерскому решению мотоцикл. Он представляет собой небольшую раму, на которую устанавливаются еще меньшие колеса. Они больше подходят для мотороллеров, нежели для мотоциклов. Тем не менее подобная конструкция никак не сказалась на проходимости. Мотоцикл «Тула» прекрасно подходит для езды по бездорожью или, к примеру, по запущенным сельским дорогам.

Такого эффекта конструкторы смогли добиться за счет облегченной рамы и достаточно мощного двигателя. Последний обладает высоким крутящим моментом. Еще одной особенностью данного мотоцикла является уменьшенное количество потребляемого масла, если сравнивать этот показатель с другими байками российской сборки.

Энтузиасты тульского завода

В те годы развитие техники и всего остального основывалось на показателях плановых организаций. А они не планировали включать мотоциклы. Однако сотрудники все-таки хотели создавать собственные моты. Ведь на самом заводе трудилась команда, которая участвовала в ралли Международной федерации мотоспорта, начиная с 1963 года. Чтобы представители плановой организации не запретили производство мотоциклов, здесь пошли на хитрость и даже придумали специальный термин: «мотомашина». Аппараты с таким названием производить было можно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]