Федерация Мотоциклетного Спорта России

Мотокросс (иногда сокращают как MX или MotoX) — стиль катания на мотоцикле или квадроцикле по бездорожью или специальным закольцованым трассам. Мотокросс считается самым популярным мото-спортом в мире. Он начал набирать популярность из Франции, где раньше назывался Скрэмблинг, однако изобретен был в Великобритании. Первая в мире гонка по мотокроссу прошла в Кэмберли в 1924 г. Название «Мотокросс» сложилось из слов «Motorcycle» (англ. «мотоцикл») и «Cross Country» (англ. «пресеченная местность»). Постепенно название стали сокращать до MX.

Трассы мотокросса обычно довольно длинные (1.5-3 км) и включают природные препятствия с различными вариациями специально созданных трамплинов и прочих рукотворных элементов. В истории еще не встречались трассы, которые состояли бы из холмов и поворотов, без единого трамплина. Суперкросс, как разновидность мотокросса — это целиком рукотворная трасса, обычно небольшой длины с большим количеством трамплинов и поворотов, построеная на стадионах (иногда в закрытых помещениях).

Из-за размера трассы, в мотокроссе обычно участвует 40 гонщиков, а в суперкроссе — около 25.

Гонки бывают различные по длительности, обычно измеряются по времени плюс 1-2 круга. Гран При (GP) или Чемпиоант Америки (Pro AMA) проходят обычно в течении 30 минут + 2 круга. Любительские же гонки обычно занимают намного меньше, около 10 минут. Когда назначеное время наступает, человек на финише сигналит гонщикам что остался один (или два) круга, и потом гонка заканчивается взмахом клетчатого флага. Другие внедорожные разновидности, такие как Эндуро (почти то же самое что и мотокросс, только гонки проходят по большой природной трассе, и проходят намного дольше и на более высоких скоростях). Там устанавливается определенное количество кругов или просто максимальный лимит времени.

Гонки проходят по заездам. Обычно гонка включает два заезда по итогам которых составляется финал.

Общая информация

Мотокросс — это одна из разновидностей гонок по бездорожью. Соревнования проводятся на специально организованных замкнутых трассах длиной 1,5-2 км, не включающих участки дорог общего пользования. Они имеют естественное покрытие и обязательно оснащаются дополнительными препятствиями вроде неровностей рельефа или небольших трамплинов.В зависимости от масштабов соревнований, гонка проводится в 2-3 заезда, на каждый из которых отводится, в среднем, 20-40 минут + 2 дополнительных круга.

Участниками используется особая экипировка и специальные кроссовые модели мотоциклов, в зависимости от объема двигателя которых производится деление гонок на классы. При этом существующие классы и конкретные требования к оборудованию в рамках каждого из них указываются для каждого чемпионата отдельно.

Подробнее об особенностях конструкции кроссового мотоцикла вы можете узнать из одного из прошлых материалов.

С чего начинался мотокросс

Самым первым соревнованием, положившим начало мотокроссу, считается «гонка за лисой» 1908 года. В ней участвовали не только мотоциклисты, но и конные наездники. Столь странный для современного зрителя набор участников объясняется достаточно просто: целью заезда было доказательство того, что мототехника может на равных тягаться с лошадьми в скорости и проходимости. Несмотря на то, что мотоциклисты в этом заезде потерпели поражение (11 из 13 участников не пришли к финишу), мотогонки по бездорожью продолжили существовать и развиваться.

В итоге все это вылилось в появление первого официального международного соревнования — Чемпионата Европы по мотокроссу, прошедшего в 1952 году. В 1957 ему на смену пришел еще более масштабный Чемпионат мира, проводимый под эгидой ФИМ и по сегодняшний день.

В СССР кроссовые заезды, несмотря на достаточно сильное отставание в техническом плане от запада, обрели официальный статус уже в 1928, когда гонка по пересеченной местности стала частью спартакиады. Первые же международные соревнования прошли в 1954. В них принимали участие не только советские гонщики, но и спортсмены из Чехословакии, Польши и ГДР. А уже 2 года спустя Центральный автомотоклуб СССР был официально принят ФИМ, что открыло отечественным мотоциклистам доступ к мировым состязаниям.

Органы управления

Эта секция использует сокращения это может быть запутанный или неоднозначный.

Возможно обсуждение этого вопроса на страница обсуждения. Пожалуйста улучшить этот раздел если вы можете.
(Ноябрь 2011 г.)(Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)

Мотокросс регулируется во всем мире Fédération Internationale de Motocyclisme (FIM), с федерациями во многих странах.

  • Австралия — Мотоспорт Австралия (MA)
  • Австрия — Osterreichische Automobil, Motorrad und Touring Club (OAMTC)
  • Бельгия — Бельгийская федерация мотоциклистов (FMB)
  • Бразилия — Бразильская конфедерация мотоклизма (CBM)
  • Канада — Canadian Motorsport Racing Corp. (CMRC) и Канадская мотоциклетная ассоциация (CMA)
  • Чешская Республика — Autoklub České republiky (ACCR)
  • Дания — Danmarks Motor Union (DMU)
  • Эстония — Eesti Motorrattaspordi Föderatsioon (EMF)
  • Финляндия — Suomen Moottoriliitto (SML)
  • Франция — Французская федерация мотоциклов (FFM)
  • Германия — Deutscher Motor Sport Bund (DMSB)
  • Индия — Федерация мотоспортивных клубов Индии (FMSCI)
  • Ирландия — Союз мотоциклистов Ирландии (MCUI) — NB охватывает весь остров
  • Италия — Federazione Motociclistica Italiana (FMI)
  • Латвия — Latvijas Motosporta Federācija[22] (LaMSF)
  • Литва — Lietuvos Motociklų Sporto Federacija (LMSF)
  • Нидерланды — Koninklijke Nederlandse Motorrijdersvereniging (KNMV), Motorsport Organisatie Nederland (MON)
  • Новая Зеландия — Мотоспорт Новой Зеландии (MNZ) и Федерация мотоциклов грязи Новой Зеландии
  • Норвегия — Norges Motorsportforbund (NMF)
  • Польша — Polski Związek Motorowy (PZM)
  • Португалия — Federação Motociclismo Portugal (FMP)
  • Россия — Мотоциклетная Федерация России (МФР)
  • ЮАР — Motorsport South Africa (MSA)
  • Испания — Real Federación Motociclista Española (RFME)
  • Словения — Союз автоциклов Словении (AMZS)
  • Швеция — SVEMO
  • Швейцария — Федерация мотоциклистов Швейцарии (FMS)
  • Таиланд — Федерация мотоспортивных клубов Таиланда (FMSCT)
  • Объединенное Королевство — Auto-Cycle Union (ACU), с другими отдельными органами, такими как Ассоциация любительского мотоспорта (AMCA), ORPA, BSMA, и YSMA.
  • Соединенные Штаты — Американская ассоциация мотоциклистов (AMA)

Основные соревнования

Практически с самого начала своего существования мотокросс являлся наиболее доступной точкой входа в мир профессионального спорта, поэтому участников всегда было достаточно, а соревнований различного масштаба проходило огромное количество. Помимо Чемпионата мира, к основным мировым соревнованиям также можно отнести:

  • AMA MotocrossChampionship – американский чемпионат, основанный Американской мотоциклетной ассоциацией в 1972 году. Победители определяются в 3 классах: 450, 250 и Women’s MX – отельной классификации для женщин.
  • BritishMotocrossChampionship – главный чемпионат Великобритании, проводящийся под началом Auto-CycleUnion (ACU) и одного из крупнейших производителей шин для мотоциклов Maxxis.
  • MotocrossdesNations – командное соревнование, регулярно проходящее с 1947 года. На сегодняшний день под этим названием проводится 3 независимых гонки: оригинальный «Мотокросс наций» (класс 500), TrophéedesNations (класс 250) и CoupedesNations (класс 125).
  • Чемпионат Европы — существует с 1988 года и к сегодняшнему дню проводится в 5 классах: EMX250, EMX125, EMX2T (мотоциклы с 2-тактными 250 см3 двигателями), EMX85, EMX65.

В большинстве крупных стран, участвующих в международных соревнованиях, также проводятся локальные гонки. В России это:

  • Чемпионат России,
  • Кубок России,
  • Кубок России среди женщин,
  • Чемпионаты федеральных округов,
  • Кубок МФР и другие.

С более подробным списком отечественных состязаний, а также с актуальными результатами прошлых заездов также можно ознакомиться здесь.

Оборудование

Мотокросс мотоцикл

Основные производители

  • Honda (Япония)
  • Husqvarna (Австрия)
  • Кавасаки (Япония)
  • KTM (Австрия)
  • Сузуки (Япония)
  • Ямаха (Япония)

Незначительный

  • Бета (Италия)
  • Газ Газ (Испания)
  • Шерко (Франция и Испания)
  • (Италия), TM занимает самую большую долю рынка мотокроссовых велосипедов, не считая основных шести.

Нишевые производители на рынке

  • AJP (Португалия)
  • Априлия (Италия)
  • Benelli (Италия) 2008 первый внедорожный байк объемом 450 куб. См.
  • BMW Motorrad (Германия)
  • Cagiva (Италия)
  • АТК (СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ)
  • СКК (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
  • Кобра (США)
  • Демак (Малайзия)
  • Дерби (Испания)
  • GPX Racing (Таиланд)
  • Минске (Беларусь)
  • Мотоциклы Mojo (Австралия)
  • Монтеса (Испания)
  • Осса (Испания)
  • Полини (Италия)
  • Pitster Pro (США)
  • Жеребцы (Таиланд)
  • Thumpstar (Австралия)
  • Виар (Индонезия)

Китайские производители

  • Аполлон (Китай)
  • ССР Автоспорт (Китай)
  • ТаоТао (Китай)
  • Охладитель (Китай)

Производители, прекратившие производство

  • BSA (Великобритания) — внедорожник стал СКК
  • Bultaco (Испания)
  • Can-Am (Канада)
  • Cannondale
  • Casal (Португалия)
  • СКК (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
  • Купер (Мексика)
  • (Чехословакия)
  • DKW (Восточная Германия)
  • FAMEL (Португалия)
  • Fabrique Nationale (Бельгия)
  • Greeves (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
  • Ходака (Япония)
  • Харли-Девидсон (СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ)
  • Husaberg (Швеция)
  • Майко (Германия)
  • Монарк (Швеция)
  • Пентон (СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ)
  • Пуч (Австрия)
  • Рикман (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
  • SWM (Италия)
  • Zündapp (Германия)
  • Wilcomoto (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

Виды мотокроссовых гонок

Мотокросс за век своего существования сумел не только сформироваться в «классическую» дисциплину, но и стать основой для появления целой серии разновидностей мотокроссовых гонок, часть из которых даже в итоге была официально признана отдельными видами спорта.

  • Суперкросс (стадион-кросс) – тогда как трассы для «классического» мотокросса прокладываются на открытой местности, суперкросс всегда проводится на крупных стадионах. Впервые подобная гонка была организована в 1972 году. Ввиду меньших масштабов самого мероприятия, длина трассы и количество участников существенно сократились. Длина «круга» составляет минимум 400и 300 м в открытых и крытых стадионах соответственно. Общее число участников – порядка 25 против 40 в мотокроссе – большему количеству спортсменов будет не комфортно и небезопасно находиться на трассе. Время заезда также сокращено и зависит от класса участников. В среднем оно составляет 10-30 минут с 1 или 2 дополнительными кругами.
  • Аренакросс – полный аналог стадион-кросса, но проводимый на еще более компактных аренах. Обычно такие соревнования организуются в небольших городах, где нет возможности провести «полноценный» заезд. Впервые соревнования по аренакроссу были проведены лишь в 2006, но сейчас они достаточно популярны в Америке и даже используются как возможность для любителей вступить в ряды профессиональных спортсменов.
  • Мотокросс на мотоциклах с коляской – еще один аналог классического мотокросса, участие в котором принимают команды из 2 человек – водителя и колясочника. Основная функция последнего – предотвратить опрокидывание машины при прохождении препятствий и виражей путем перемещения собственного веса. Первые упоминания этого спорта приходятся еще на 1930 годы, а сейчас он является официальным: Чемпионат мирапод эгидой ФИМ проводится с 1980 года. В России официально приняты состязания в 2 классах: 500 и 750.
  • Мотокросс на квадроциклах – соревнования на мотокроссовых трассах, проводимые на квадроциклах по правилам мотокросса.
  • Мотокросс на снегоходах – «зимний вариант» мотокросса на квадроциклах.
  • Питбайк (мини-мотокросс) – мотокроссовые заезды на компактных мотоциклах (питбайках), построенных на базе 4-тактных 50 см3 двигателей. В настоящий момент питбайк не внесен во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), то есть, не считается спортивной дисциплиной в России официально. В то же время, Американская мотоциклетная ассоциация уже включила мини-мотокросс в свой реестр.

Немного истории

Для начала стоит акцентировать внимание на том, зачем вообще необходимо деление соревнований на классы в мотокроссе. Основой ему служит используемый мотоцикл, а точнее, его параметры.

Изначально для состязаний использовались стандартные дорожные мотоциклы, но с развитием спортивного направления и автомобильной индустрии, стало понятно, что это решение далеко не оптимально.

Во-первых, из-за того, что трасса гарантированно включала препятствия, нагрузка на мотоцикл неизбежно возрастала, что приводило к постоянным поломкам. В частности, больше всего страдала выхлопная труба, неизбежно получавшая повреждения при преодолении трамплинов, а также зеркала и фары – наиболее хрупкие узлы, страдающие во время падений спортсменов.

Во-вторых, большую роль стал играть общий вес конструкции – чем он меньше, тем больше полезной мощности можно было получить от двигателя, и тем проще было управлять мотоциклом гонщику. В связи с этим от бесполезных в данном случае частей было принято отказаться. К их числу относится вся электрическая часть и наиболее хрупкие элементы конструкции.

Наиболее важным же конструктивным изменением стала установка специальных моделей моторов, при проектировании которых старались достичь двух целей:

  • сделать мотор более легким, поскольку его влияние на общий вес было наиболее сильным,
  • вывести на первый план крутящий момент, а не максимальную скорость, так как гонщикам требовалось более уверенное поведение машин на сложных участках.

Так с конвейеров производителей, выпускающих серийные кроссовые мотоциклы, стало выходить достаточно внушительное количество моделей, различающихся установленным двигателем и, как следствие, мощностью. А поскольку мотокросс уже давно стал считаться официальным видом спорта, потребовалось строго разграничить их применение для достижения максимальной честности соревнований и равенства спортсменов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]