Трассы мотокросса обычно довольно длинные (1.5-3 км) и включают природные препятствия с различными вариациями специально созданных трамплинов и прочих рукотворных элементов. В истории еще не встречались трассы, которые состояли бы из холмов и поворотов, без единого трамплина. Суперкросс, как разновидность мотокросса — это целиком рукотворная трасса, обычно небольшой длины с большим количеством трамплинов и поворотов, построеная на стадионах (иногда в закрытых помещениях).
Из-за размера трассы, в мотокроссе обычно участвует 40 гонщиков, а в суперкроссе — около 25.
Гонки бывают различные по длительности, обычно измеряются по времени плюс 1-2 круга. Гран При (GP) или Чемпиоант Америки (Pro AMA) проходят обычно в течении 30 минут + 2 круга. Любительские же гонки обычно занимают намного меньше, около 10 минут. Когда назначеное время наступает, человек на финише сигналит гонщикам что остался один (или два) круга, и потом гонка заканчивается взмахом клетчатого флага. Другие внедорожные разновидности, такие как Эндуро (почти то же самое что и мотокросс, только гонки проходят по большой природной трассе, и проходят намного дольше и на более высоких скоростях). Там устанавливается определенное количество кругов или просто максимальный лимит времени.
Гонки проходят по заездам. Обычно гонка включает два заезда по итогам которых составляется финал.
Общая информация
Мотокросс — это одна из разновидностей гонок по бездорожью. Соревнования проводятся на специально организованных замкнутых трассах длиной 1,5-2 км, не включающих участки дорог общего пользования. Они имеют естественное покрытие и обязательно оснащаются дополнительными препятствиями вроде неровностей рельефа или небольших трамплинов.В зависимости от масштабов соревнований, гонка проводится в 2-3 заезда, на каждый из которых отводится, в среднем, 20-40 минут + 2 дополнительных круга.
Участниками используется особая экипировка и специальные кроссовые модели мотоциклов, в зависимости от объема двигателя которых производится деление гонок на классы. При этом существующие классы и конкретные требования к оборудованию в рамках каждого из них указываются для каждого чемпионата отдельно.
Подробнее об особенностях конструкции кроссового мотоцикла вы можете узнать из одного из прошлых материалов.
С чего начинался мотокросс
Самым первым соревнованием, положившим начало мотокроссу, считается «гонка за лисой» 1908 года. В ней участвовали не только мотоциклисты, но и конные наездники. Столь странный для современного зрителя набор участников объясняется достаточно просто: целью заезда было доказательство того, что мототехника может на равных тягаться с лошадьми в скорости и проходимости. Несмотря на то, что мотоциклисты в этом заезде потерпели поражение (11 из 13 участников не пришли к финишу), мотогонки по бездорожью продолжили существовать и развиваться.
В итоге все это вылилось в появление первого официального международного соревнования — Чемпионата Европы по мотокроссу, прошедшего в 1952 году. В 1957 ему на смену пришел еще более масштабный Чемпионат мира, проводимый под эгидой ФИМ и по сегодняшний день.
В СССР кроссовые заезды, несмотря на достаточно сильное отставание в техническом плане от запада, обрели официальный статус уже в 1928, когда гонка по пересеченной местности стала частью спартакиады. Первые же международные соревнования прошли в 1954. В них принимали участие не только советские гонщики, но и спортсмены из Чехословакии, Польши и ГДР. А уже 2 года спустя Центральный автомотоклуб СССР был официально принят ФИМ, что открыло отечественным мотоциклистам доступ к мировым состязаниям.
Органы управления
Эта секция использует сокращения это может быть запутанный или неоднозначный. Возможно обсуждение этого вопроса на страница обсуждения. Пожалуйста улучшить этот раздел если вы можете. |
Мотокросс регулируется во всем мире Fédération Internationale de Motocyclisme (FIM), с федерациями во многих странах.
- Австралия — Мотоспорт Австралия (MA)
- Австрия — Osterreichische Automobil, Motorrad und Touring Club (OAMTC)
- Бельгия — Бельгийская федерация мотоциклистов (FMB)
- Бразилия — Бразильская конфедерация мотоклизма (CBM)
- Канада — Canadian Motorsport Racing Corp. (CMRC) и Канадская мотоциклетная ассоциация (CMA)
- Чешская Республика — Autoklub České republiky (ACCR)
- Дания — Danmarks Motor Union (DMU)
- Эстония — Eesti Motorrattaspordi Föderatsioon (EMF)
- Финляндия — Suomen Moottoriliitto (SML)
- Франция — Французская федерация мотоциклов (FFM)
- Германия — Deutscher Motor Sport Bund (DMSB)
- Индия — Федерация мотоспортивных клубов Индии (FMSCI)
- Ирландия — Союз мотоциклистов Ирландии (MCUI) — NB охватывает весь остров
- Италия — Federazione Motociclistica Italiana (FMI)
- Латвия — Latvijas Motosporta Federācija[22] (LaMSF)
- Литва — Lietuvos Motociklų Sporto Federacija (LMSF)
- Нидерланды — Koninklijke Nederlandse Motorrijdersvereniging (KNMV), Motorsport Organisatie Nederland (MON)
- Новая Зеландия — Мотоспорт Новой Зеландии (MNZ) и Федерация мотоциклов грязи Новой Зеландии
- Норвегия — Norges Motorsportforbund (NMF)
- Польша — Polski Związek Motorowy (PZM)
- Португалия — Federação Motociclismo Portugal (FMP)
- Россия — Мотоциклетная Федерация России (МФР)
- ЮАР — Motorsport South Africa (MSA)
- Испания — Real Federación Motociclista Española (RFME)
- Словения — Союз автоциклов Словении (AMZS)
- Швеция — SVEMO
- Швейцария — Федерация мотоциклистов Швейцарии (FMS)
- Таиланд — Федерация мотоспортивных клубов Таиланда (FMSCT)
- Объединенное Королевство — Auto-Cycle Union (ACU), с другими отдельными органами, такими как Ассоциация любительского мотоспорта (AMCA), ORPA, BSMA, и YSMA.
- Соединенные Штаты — Американская ассоциация мотоциклистов (AMA)
Основные соревнования
Практически с самого начала своего существования мотокросс являлся наиболее доступной точкой входа в мир профессионального спорта, поэтому участников всегда было достаточно, а соревнований различного масштаба проходило огромное количество. Помимо Чемпионата мира, к основным мировым соревнованиям также можно отнести:
- AMA MotocrossChampionship – американский чемпионат, основанный Американской мотоциклетной ассоциацией в 1972 году. Победители определяются в 3 классах: 450, 250 и Women’s MX – отельной классификации для женщин.
- BritishMotocrossChampionship – главный чемпионат Великобритании, проводящийся под началом Auto-CycleUnion (ACU) и одного из крупнейших производителей шин для мотоциклов Maxxis.
- MotocrossdesNations – командное соревнование, регулярно проходящее с 1947 года. На сегодняшний день под этим названием проводится 3 независимых гонки: оригинальный «Мотокросс наций» (класс 500), TrophéedesNations (класс 250) и CoupedesNations (класс 125).
- Чемпионат Европы — существует с 1988 года и к сегодняшнему дню проводится в 5 классах: EMX250, EMX125, EMX2T (мотоциклы с 2-тактными 250 см3 двигателями), EMX85, EMX65.
В большинстве крупных стран, участвующих в международных соревнованиях, также проводятся локальные гонки. В России это:
- Чемпионат России,
- Кубок России,
- Кубок России среди женщин,
- Чемпионаты федеральных округов,
- Кубок МФР и другие.
С более подробным списком отечественных состязаний, а также с актуальными результатами прошлых заездов также можно ознакомиться здесь.
Оборудование
Мотокросс мотоцикл
Основные производители
|
|
|
Незначительный
|
|
|
- (Италия), TM занимает самую большую долю рынка мотокроссовых велосипедов, не считая основных шести.
Нишевые производители на рынке
|
|
|
Китайские производители
|
|
Производители, прекратившие производство
|
|
|
Виды мотокроссовых гонок
Мотокросс за век своего существования сумел не только сформироваться в «классическую» дисциплину, но и стать основой для появления целой серии разновидностей мотокроссовых гонок, часть из которых даже в итоге была официально признана отдельными видами спорта.
- Суперкросс (стадион-кросс) – тогда как трассы для «классического» мотокросса прокладываются на открытой местности, суперкросс всегда проводится на крупных стадионах. Впервые подобная гонка была организована в 1972 году. Ввиду меньших масштабов самого мероприятия, длина трассы и количество участников существенно сократились. Длина «круга» составляет минимум 400и 300 м в открытых и крытых стадионах соответственно. Общее число участников – порядка 25 против 40 в мотокроссе – большему количеству спортсменов будет не комфортно и небезопасно находиться на трассе. Время заезда также сокращено и зависит от класса участников. В среднем оно составляет 10-30 минут с 1 или 2 дополнительными кругами.
- Аренакросс – полный аналог стадион-кросса, но проводимый на еще более компактных аренах. Обычно такие соревнования организуются в небольших городах, где нет возможности провести «полноценный» заезд. Впервые соревнования по аренакроссу были проведены лишь в 2006, но сейчас они достаточно популярны в Америке и даже используются как возможность для любителей вступить в ряды профессиональных спортсменов.
- Мотокросс на мотоциклах с коляской – еще один аналог классического мотокросса, участие в котором принимают команды из 2 человек – водителя и колясочника. Основная функция последнего – предотвратить опрокидывание машины при прохождении препятствий и виражей путем перемещения собственного веса. Первые упоминания этого спорта приходятся еще на 1930 годы, а сейчас он является официальным: Чемпионат мирапод эгидой ФИМ проводится с 1980 года. В России официально приняты состязания в 2 классах: 500 и 750.
- Мотокросс на квадроциклах – соревнования на мотокроссовых трассах, проводимые на квадроциклах по правилам мотокросса.
- Мотокросс на снегоходах – «зимний вариант» мотокросса на квадроциклах.
- Питбайк (мини-мотокросс) – мотокроссовые заезды на компактных мотоциклах (питбайках), построенных на базе 4-тактных 50 см3 двигателей. В настоящий момент питбайк не внесен во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), то есть, не считается спортивной дисциплиной в России официально. В то же время, Американская мотоциклетная ассоциация уже включила мини-мотокросс в свой реестр.
Немного истории
Для начала стоит акцентировать внимание на том, зачем вообще необходимо деление соревнований на классы в мотокроссе. Основой ему служит используемый мотоцикл, а точнее, его параметры.
Изначально для состязаний использовались стандартные дорожные мотоциклы, но с развитием спортивного направления и автомобильной индустрии, стало понятно, что это решение далеко не оптимально.
Во-первых, из-за того, что трасса гарантированно включала препятствия, нагрузка на мотоцикл неизбежно возрастала, что приводило к постоянным поломкам. В частности, больше всего страдала выхлопная труба, неизбежно получавшая повреждения при преодолении трамплинов, а также зеркала и фары – наиболее хрупкие узлы, страдающие во время падений спортсменов.
Во-вторых, большую роль стал играть общий вес конструкции – чем он меньше, тем больше полезной мощности можно было получить от двигателя, и тем проще было управлять мотоциклом гонщику. В связи с этим от бесполезных в данном случае частей было принято отказаться. К их числу относится вся электрическая часть и наиболее хрупкие элементы конструкции.
Наиболее важным же конструктивным изменением стала установка специальных моделей моторов, при проектировании которых старались достичь двух целей:
- сделать мотор более легким, поскольку его влияние на общий вес было наиболее сильным,
- вывести на первый план крутящий момент, а не максимальную скорость, так как гонщикам требовалось более уверенное поведение машин на сложных участках.
Так с конвейеров производителей, выпускающих серийные кроссовые мотоциклы, стало выходить достаточно внушительное количество моделей, различающихся установленным двигателем и, как следствие, мощностью. А поскольку мотокросс уже давно стал считаться официальным видом спорта, потребовалось строго разграничить их применение для достижения максимальной честности соревнований и равенства спортсменов.