Что такое шоссейно-кольцевые гонки и как устроен этот вид спорта?

Сколько бы я ни учился самостоятельно и ни брал частных уроков, в голове постоянно оказывалась каша из разрозненных знаний. Антон и Денис с первых же занятий расставили всё по местам. Первый поворот после линии старта раньше мне, прямо скажем, не удавался. Теперь это одно из любимых мест на треке. Хороший разгон, резкое торможение до апекса в наклоне и выход почти на весь «газ» – теперь только так! S-ка стала получаться гораздо лучше, когда я понял, что между апексами надо идти на ровном «газу», а не «открываться» и, как следствие, сильно вылетать наружу. Перед псевдо 90-градусным поворотом до сих пор мандражирую. Там постоянно кто-то падает и пытается унести меня с собой.

Журнал «Мотоэксперт» на базе Академии мотоспорта Антона Безшляги начинает серию обучающих статей, посвящённых теоретическим основам шоссейно-кольцевых мотогонок. Тонкостями и секретами с вами поделятся опытные инструкторы Антон Безшляга и Денис Ядак. Михаил Пимус, прошедший базовый практический курс в академии, расскажет о своих успехах и достижениях. В качестве наглядного примера будет использоваться вновь открытый всеми любимый картодром «Лидер».

По кольцевым гонкам написана целая куча в сущности неплохих книг. Но, даже вдумчиво прочитав их все, вы, скорее всего, ничему не научитесь. А знаете, почему? Эти знания просто негде будет применить, а часть из них и вовсе устарела. Теория без практики в конкретно взятом случае ни к чему не приведёт. Каждую прочитанную строчку по отдельности необходимо тут же прочувствовать в деле. Знания раз за разом должны наслаиваться и корректироваться. Только тогда будет результат.

Мы специально дадим вам информацию с очень тесной привязкой к «Лидеру». На готовых примерах учиться проще. Под нашу диктовку вы сами можете накатать столько практики, сколько потребуется. Сравнивая свои ощущения и наши пояснения, при наличии определённого упорства, хорошей экипировки и правильно подготовленной техники вы, изучив картодром «Лидер», впоследствии сможете самостоятельно освоить любой другой трек. Начинать учиться никогда не поздно. Чем больше приёмов трековой езды вы освоите, тем свободнее будете чувствовать себя на мотоцикле. В том числе и при езде по городу.

План публикаций примерно следующий. В ближайших двух материалах мы детально разберём, как правильно проехать круг на картодроме «Лидер». Затем более подробно рассмотрим построение траектории, торможение, руление, посадку, подготовку в зимний период и некоторые другие важные аспекты.

Особенности и правила

На самом деле, шоссейно-кольцевые гонки (или просто ШКГ) – это не совсем дисциплина, а, скорее, отдельное направление, включающее насколько видов гонок и являющееся полной противоположностью состязаний по бездорожью. В данном случае все мероприятия проходят на специально организованных асфальтированных закольцованных трассах. В отличие от спидвея, где основной упор также сделан на скорость, треки для ШКГ имеют большую продолжительность (не менее 3 км) и сложную форму, включающую не только прямые, где мотоциклы могут развивать максимальную скорость, но и большое количество поворотов.

Продолжительность гонки обычно указывается в количестве кругов и зависит от класса участвующих мотоциклов. Старт в любом случае производится одновременно со стартовой решетки, располагающей участников в шахматном порядке. Позиции на старте определяются путем прохождения квалификационного круга (или кругов) на время. В случае прохождения двух квалификационных кругов, засчитывается минимальное время прохождения.

Финиш гонки объявляется тогда, когда первый участник, прошедший заданное правилами соревнования количество кругов, пересекает финишную черту. С этого момента остальные участники доезжают последний круг и финишируют. Завершившим гонку считается участник, которому удалось пройти более 75% от общей дистанции и пересечь финишную черту не позднее 5 минут после лидера.

Распределение очков в результате каждой гонки производится в соответствии со шкалой, указанной в правилах. В большинстве случаев она выглядит следующим образом:

Позиция 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Очки 25 20 16 13 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Если гонка состоит из серии этапов, итоговые результаты получаются путем сложения результатов каждого этапа.

Как новичку выбрать мотоцикл

Если вы начинающий гонщик, то следует выбирать соответствующего вашим навыкам железного коня. Обратите внимание на соответствующие характеристики мотоцикла для отработки ваших навыков и умений.

Спокойный

Такой мотоцикл будет прощать ошибки такие, как резкая работа с газом или не совсем правильное применение сцепления и тормоза.

Недорогой

Выбирая мотоцикл многие думают о его визуальной составляющей больше, чем о цене за всю эту красоту. Например, пластиковые обвесы порой стоят немалых денег, а слайдеры и дуги не всегда могут спасти от обвесы от повреждений. Подумайте заранее об ущербе при падения. А падать, поверьте, иногда придётся, так как не падает только тот, кто не ездит. Приобретая также попутные вещи, важно не уйти в кураж и научиться тратить деньги с умом.

Надёжный в механическом плане

Идеальный мотоцикл для новичка должен отъездить один сезон, после чего его можно продать. Поэтому, у него с мотором и коробкой передач должно быть все четко. Возьмем пример: на Kawasaki ZZR400 – вылетает вторая передача. Всё дело в том, что разработчики встроили в КПП этого мотоцикла «облегченный поиск нейтрального положения», поэтому эта коробка – супер, но с другой стороны, для новичка такая не подойдет.

Главный совет для новичка:

При выборе первого мотоцикла, надо помнить то, что это мотоцикл на один сезон. Такой мотоцикл должен вас просто научить ездить, дать навыки езды по городу, самое главное, дать понять, чего вы хотите от мотоцикла, доставить меньше проблем и быть проданным в конце сезона. Не стоить гоняться за пластиком, блеском, лучше взять мотоцикл 90-х годов в хорошем состоянии, главное брать не редкий мотоцикл, потому что его сложно ремонтировать и продавать.

Виды

Шоссейно-кольцевые гонки включают 2 основных вида соревнований. Ключевое отличие между ними – мотоциклы.

MotoGP

MotoGP (МотоГП) – это самые престижные, дорогие и, определенно, самые известные ШКГ в мире. Прежде всего, свою известность они получили благодаря используемым моделям мотоциклов и огромным скоростям.

Мотоциклы

Мотоциклы для MotoGP сродни болидам Формулы 1 – они никоим образом не предназначены для использования на дорогах общего пользования и создаются с нуля специально для участия в гонках. Это даже не серийные модели, а прототипы, существующие в 1-3 экземплярах. Подобный подход позволяет тщательно прорабатывать каждую мелочь: от настройки двигателя до аэродинамики и развесовки.

К слову, «болиды» МотоГП достаточно тяжелые – средний вес незаправленного мотоцикла составляет 157 кг, причем достигается он искусственным путем – в нижней части рамы инженерами располагаются дополнительные грузы, смещающие центр тяжести и упрощающие управление на поворотах. Впрочем, это не делает управление машиной более простым: из-за большого веса 40-минутная гонка по уровню нагрузок сравнима с 2-часовым занятием в спортзале, а за один заезд каждый спортсмен с потом теряет порядка 2 л жидкости.

Что касается скоростей, то этот вид гонок находится далеко впереди остальных дисциплин: средняя скорость прохождения круга – более 165 км/ч. Она достигается не только максимальным разгоном на прямых отрезках, когда скорости достигают 350 км/ч, но и плавными поворотами, которые практически не заставляют сбавлять темп.

Соревнования и классы

Ситуация с соревнованиями весьма интересная, поскольку само по себе направление получило название от самой важной гонки – Чемпионата мира по шоссейно-кольцевым гонкам Гран-при (он же FIM Road Racing World Championship Grand Prix).

Впервые он был организован в 1949 году. В то время зачет проводился в 4 классах, как и в других дисциплинах, соответствующих объему двигателя:

  1. 500 см3,
  2. 350 см3,
  3. 250 см3,
  4. 125 см3.

Собственно, классификация, если не считать логичное развитие и усложнение самих мотоциклов – это, практически, единственный момент соревнований, который менялся с течением времени.

В настоящий момент заезды проводятся в следующих классах:

  • MotoGP – основной и самый престижный класс, включающий самые мощные мотоциклы с 4-цилиндровыми 4-тактными двигателями объемом 1000 см3.
  • Moto2 – модели с 3-цилиндровыми 765-«кубовыми» моторами.
  • Moto3 – мотоциклы с одноцилиндровыми 4-тактными двигателями объемом 250 см3.
  • MotoE – самый молодой класс, включенный в программу лишь в прошлом году, допускает использование единственной модели мотоцикла – Energica Ego Corsa, построенного на базе электродвигателя.

Супербайк

Ситуация с MotoGP всегда была чрезвычайно странной: при огромнейшей популярности порог вхождения в эти гонки для спортсменов был и остается не просто высоким, а практически недостижимым – стоимость одного лишь мотоцикла сейчас достигает порядка 1,2 млн евро. Все это поспособствовало появлению второго вида соревнований по ШКГ – супербайка. Фактически, они проводятся по тем же правилам, но с использованием серийно выпускаемых моделей спортивных мотоциклов.

Мотоциклы и классы

Мотоциклы для супербайка создаются по одному простому правилу: в их основе должны лежать серийные спортивные модели, а их модернизация – проводиться только доступными в свободной продаже деталями. Наиболее популярные спортбайки для этих целей выпускаются японскими брендами Honda, Suzuki, Yamaha и Kawasaki, немецкой BMW, итальянским Ducati, и рядом других брендов.

Об особенностях мотоциклов лучше всего рассказывают установленные классы соревнований:

  • Супербайк (Superbike) – наиболее сильно модифицированные модели мотоциклов с 2-цилиндровым 4-тактным двигателем объемом 850-1200 см3, или 4-цилиндровым 750-1000-«кубовым» мотором и обязательной установкой гоночных шин – сликов.
  • Суперспорт (он же Middleweight) – «средний класс», в котором участвуют 4-цилиндровые мотоциклы с объемом двигателя 400-600 см3 или 2-цилиндровые 600-750-«кубовые модели». Общий уровень модификаций существенно меньше, в сравнении с Супербайком, а главным отличием можно считать обязательное использование стандартных дорожных шин.
  • Суперсток (Lightweight) – «точка входа» в мир ШКГ для начинающих. В гонках участвуют слегка модифицированные или простые серийные модели спортбайков с двигателями до 600 или до 1000 см3.

Соревнования

Самым значимым состязанием, как несложно догадаться, является Чемпионат Мира по супербайку (Superbike World Championship или просто WSBC). Впервые он был организован в 1998 и с тех пор проходит на регулярной основе. Гонка представляет собой серию этапов, каждый из которых включает 2 полноценных заезда. С прошлого года к ним также прибавился так называемый Superpole – квалификационный спринт на 10 кругов. Результаты гонщиков учитываются для определения победителей сразу двух чемпионатов – среди гонщиков и среди производителей.

Чемпионат Мира – далеко не единственное соревнование по супербайку. Во-первых, также существуют мировые чемпионаты по суперспорту и суперстоку. Во-вторых, в большинстве крупных стран проходят собственные национальные события:

  • MotoAmerica Superbike Championship в США,
  • Mopar Canadian Superbike Championship в Канаде,
  • British Superbike Championship в Великобритании,
  • All Japan Superbike Championship в Японии,
  • Australian Superbike Championship в Австралии и так далее.

В России также проводятся крупные соревнования – RSBK, причем «Российский Супербайк» – это не небольшие локальные состязания, а событие международного масштаба, организуемое под эгидой ФИМ и при поддержке Мотоциклетной Федерации России.

Первый Чемпионат прошел в 2012 году и с тех пор организуется ежегодно. В настоящий момент он включает сразу 2 зачета: международный и зачет Чемпионата России, который проводится в 7 классах, включая супербайк, суперспорт, суперсток, отдельном классе для женщин, «открытый сток» и других.

Немного истории

Итак, отправной точкой в развитии мотогонок, как профессионального спорта, стало появление в 1904 году международной федерации мотоциклетного спорта, призванной стать основным контролирующим органом всего направления мотогонок. Под её началом они стали достаточно стремительно развиваться и разветвляться, образуя всё больше независимых и, зачастую, абсолютно не похожих друг на друга направлений.

Первым можно считать появление мотоциклетных гонок по гаревой дорожке, состоявшееся в 1907 году в США и примерно в то же время в Англии. До этого все состязания с участием «одноколейных механических экипажей» представляли собой заезды на длинные дистанции, проходившие по дорогам общего пользования. Это создавало, как минимум, две проблемы: повышенную травмоопасность из-за непосредственной близости обычных пешеходов и сложность в просмотре, а значит, небольшой интерес со стороны зрителей.

Превращение же соревнований в локальное мероприятие, проводимое сперва на ипподромах и велосипедных треках, а затем и на специальных закрытых трассах для мотоциклов, не только решало обе проблемы, но и работало на их популяризацию – зрители могли беспрепятственно наблюдать за противостоянием скоростных машин. Выбранная стратегия оказалась верной и соревнования стали ежегодными.

К настоящему моменту в развитии мотоциклетного спорта наблюдается спад – новые направления и дисциплины практически прекратили появляться. Впрочем, это абсолютно не означает стагнацию всего направления: если взглянуть на календарь, то можно заметить, что гонки в различных дисциплинах по всему миру проходят буквально ежедневно, собирая сотни и тысячи зрителей. Более того, команды пополняются новыми спортсменами, в правила вносятся изменения, появляются новые модели и модификации мотоциклов и постепенно развиваются и набирают популярность неофициальные виды мотоциклетного спорта. А это значит, что мировой мотоциклетный спорт, даже спустя более сотни лет с момента своего зарождения, продолжает жить, развиваться и успешно совершенствоваться, привлекая всё больше новых поклонников.

С чего начать практику

Прийти в спорт не сложно: записываетесь в специальный тренинг-центр, берёте в аренду мотоцикл, покупаете необходимую экипировку и начинаете обучаться под руководством профессионального тренера. Если же вы хотите пойти дальше по профессиональной карьерной лестнице, то без спонсорской поддержки этого сделать не получится, так как участие в чемпионатах, а также содержание команды и мотоцикла стоят немалых денег.

Конкуренция среди российских гонщиков и их уровень год от года только растут. Конечно, в прошлом году пандемия оказала влияние на проведение заездов, но они отменялись по всему миру, а пилоты соревновались в онлайне. Но исторически шоссейно-кольцевые мотогонки в России развивались сдержанно из-за объективных факторов – это погода, высокая стоимость и недоступность инфраструктуры для постоянных тренировок во многих городах. В России можно получить всю необходимую базу, но для продолжения гоночной карьеры нужно участвовать в зарубежных международных соревнованиях – это совершенно иная лига с запредельным уровнем конкуренции. Там гораздо сложнее и интереснее выступать, можно многому научиться.

Лидерами в развитии данной области считают Испанию, Францию, Арабские Эмираты и Австралию. В этих странах построены отличные треки с качественных покрытием, позволяющие принимать чемпионаты различных уровней.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]