Сборная России — 4-я на неофициальной Олимпиаде по мотокроссу. До бронзы не хватило всего 5 очков

01.01.2018
При одном только слове «суперкросс» в венах настоящих мотогонщиков закипает кровь. Они готовы рваться вперёд, падать, чтобы вновь подниматься и идти вперёд, к победе.

Кросс – уникальный вид гонок, не похожий ни на что другое. Люди, приходящие в этот спорт уже давно позабыли про то, что такое страх, боль и разочарования. Они просто живут этим.

Мотоциклы, создаваемые для этой дисциплины, отличаются от всего, с чем вы сталкивались. Они во многом похожи на эндуро, но рассчитаны на совсем иной тип нагрузок. Если обычный эндуро развалится после очередного супер-прыжка, то кроссовый байк воспринимает такие полёты, как нечто обыкновенное и само собой разумеющееся.

Подвеска кроссовой техники рассчитана на подобные испытания. Она имеет более специфические показатели жесткости и хода. Здесь действует масса ограничений, в том числе по размерам, типам материалов, массе. Это заставляет конструкторов находить новые средства достижения цели. В этом мотокросс напоминает престижнейшие автогонки Формула 1, в которых конструктор ищет лазейки в регламенте и создаёт очередной шедевр на колёсах.

Первые гонки в этом классе проходили ещё в начале 20 столетия. Но тогда они ещё не имели того успеха, который их ждал 50 лет спустя. Сейчас, в 21 веке они всё так же популярны, как раньше.

Кроссовые мотоциклы выпускает каждая уважающая себя компания, начиная от белорусского Минска и заканчивая родоначальниками всех мотоциклов – немцами.

Не стоит забывать и про такие компании, как Husqvarna. Они вовсе не сдают позиций даже не фоне современных Хонда, Судзуки, Кавасаки и других топ-фирм.

В 2010 – 2013 вышло сразу несколько отличных моделей:

  • TCR250R;
  • TXC250R;
  • CR50;
  • CR65.

Все упомянутые кросс мотоциклы обладают рядом достоинств. Во-первых, это крепкая рама. Тут мало кто может с ними соперничать. Во-вторых, надёжная подвеска.

Впрочем, цена на приличный кроссовик тоже зачастую далека от бюджетной. Китайский металлолом в расчёт не берём. Дешёвый и качественный кроссовик, это такой же миф, как аллигаторы в городской канализации.

Есть модели, которые стоят чуть дешевле, но мотоцикл для мотокросса – не то, на чём можно экономить. В конце концов, от его качества во многом зависит ваша жизнь, и лучше не рисковать.

На хорошем кроссовом байке одна вилка стоит, как половина китайского мотоцикла.

История мотокросса

Впервые гонки по пересечённой местности на специально подготовленных мотоциклах прошли в 1908 году. Это не было стандартное спортивное соревнование. Мотоциклисты участвовали в так называемой «гонке за лисой», в которой их задачей было показать преимущество мотоцикла над лошадью. Задача так и не была выполнена, а из 13 машин, участвовавших в заезде, до финиша успешно добрались лишь двое. Потому, ещё долгое время не было явного преимущества мотоциклов.

Первые мотокроссы проводили во Франции, но успеха они тогда не имели. Слишком большие дистанции и слишком низкая зрелищность. Потому делали небольшой круг и массовый старт. При этом в США и СССР этой тенденции не следовали, по причине большого числа участников.

В Советском Союзе в 1928 году состоялась спартакиада, в ходе которой прошёл 100-километровый мотокросс. А в 1936 прошёл первый моточемпионат. Знаковым стал 1957 год, когда в Расторгуево провели традиционный мотокросс на 1,3 км.

Первые мотоциклы, принимавшие участие в заездах, вовсе не были традиционно кроссовыми. Это были серийные заводские модели дорожников, лишь немного подогнанные под более суровые условия. Именно это и становилось причиной выхода машин из строя в ходе заездов.

Это постепенно навело разработчиков на мысль о создании специальных моделей с защищённым выхлопом, более надёжной рамой, специализированной подвеской, и колёсами, способными вынести подобные нагрузки, падения и прочие нюансы мотокросса.

Увеличение хода вилки и маятника дало немалый эффект. Подвеска стала куда адекватней реагировать на езду по бездорожью, прыжки и другие моменты.

Двигатели дорожников заменили лёгкими и мощными двухтактниками. Такой мотор всегда делался одноцилиндровым.

Создали и специальную резину, применяемую исключительно в мотокроссе. Электростартер заменили кикстартером, а аккумулятор убрали вовсе.

Основные конструкционные изменения произошли в 80-е годы. Сиденье, бак, подвеска – стали более удобными. Отправился в прошлое барабанный тормоз, сменившийся лёгким и удобным дисковым. А ещё мотоциклы для мотокросса получили водяное охлаждение двигателя вместо воздушного.

В 90-е вступили в силу новые законы, связанные с экологическими нормативами для автомобилей и мотоциклов. Потому вновь появились 4-тактные моторы. Но теперь они уже были намного меньше, легче, а надёжность существенно возросла.

Мотоциклы для кросса считаются спортивным инвентарём, потому права на их вождение не требуются, на них нет боковых зеркал, а самой технике запрещено движение по дорогам общего пользования.

Также будет интересно: Мотоциклы Урал и судьба ирбитского завода

Виды мотокроссовых гонок

Мотокросс за век своего существования сумел не только сформироваться в «классическую» дисциплину, но и стать основой для появления целой серии разновидностей мотокроссовых гонок, часть из которых даже в итоге была официально признана отдельными видами спорта.

  • Суперкросс (стадион-кросс) – тогда как трассы для «классического» мотокросса прокладываются на открытой местности, суперкросс всегда проводится на крупных стадионах. Впервые подобная гонка была организована в 1972 году. Ввиду меньших масштабов самого мероприятия, длина трассы и количество участников существенно сократились. Длина «круга» составляет минимум 400и 300 м в открытых и крытых стадионах соответственно. Общее число участников – порядка 25 против 40 в мотокроссе – большему количеству спортсменов будет не комфортно и небезопасно находиться на трассе. Время заезда также сокращено и зависит от класса участников. В среднем оно составляет 10-30 минут с 1 или 2 дополнительными кругами.
  • Аренакросс – полный аналог стадион-кросса, но проводимый на еще более компактных аренах. Обычно такие соревнования организуются в небольших городах, где нет возможности провести «полноценный» заезд. Впервые соревнования по аренакроссу были проведены лишь в 2006, но сейчас они достаточно популярны в Америке и даже используются как возможность для любителей вступить в ряды профессиональных спортсменов.
  • Мотокросс на мотоциклах с коляской – еще один аналог классического мотокросса, участие в котором принимают команды из 2 человек – водителя и колясочника. Основная функция последнего – предотвратить опрокидывание машины при прохождении препятствий и виражей путем перемещения собственного веса. Первые упоминания этого спорта приходятся еще на 1930 годы, а сейчас он является официальным: Чемпионат мирапод эгидой ФИМ проводится с 1980 года. В России официально приняты состязания в 2 классах: 500 и 750.
  • Мотокросс на квадроциклах – соревнования на мотокроссовых трассах, проводимые на квадроциклах по правилам мотокросса.
  • Мотокросс на снегоходах – «зимний вариант» мотокросса на квадроциклах.
  • Питбайк (мини-мотокросс) – мотокроссовые заезды на компактных мотоциклах (питбайках), построенных на базе 4-тактных 50 см3 двигателей. В настоящий момент питбайк не внесен во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), то есть, не считается спортивной дисциплиной в России официально. В то же время, Американская мотоциклетная ассоциация уже включила мини-мотокросс в свой реестр.

Лидеры производства

На сегодня мировой рынок окончательно определился с топ-списком компаний, выпускающих технику для мотокросса. Из пяти лидеров, четыре – родом из Японии.

Это Судзуки, Кавасаки, Хонда и Ямаха. Но это вовсе не означает, что остальной мир стоит в сторонке, лишь наблюдая за гонкой лидеров. Кроссовый мотоцикл Хонда, или Ямаха – мечта любого современного гонщика.

От Европы стоит отметить такие компании, как BMW (Husqvarna теперь часть концерна), Aprilia (Италия), Ossa (Испания), Praga (Чехия).

К сожалению, в этом списке нет уже легендарного Цундаппа и DKW. Первая компания упразднена в 80-е и досталась китайцам, а вторая прекратила существование в 1966.

Эти кроссовые мотоциклы фото которых украшают музеи мотоспорта, сейчас стали примером для многих производителей.

Чемпионаты по мотокроссу

В мире проводится ряд престижнейших соревнований по этой дисциплине, в различных классах.

  • Крупнейший из них – FIM Motocross World Championship, проводится с 1957 года и организован федерацией мотоспорта. Проходит в 3 классах – МХ1, МХ2, МХ3. Гонка длится в среднем около 40 минут.
  • AMA Motocross Championship – американское первенство по мотокроссу. Основано в 1972 году.
  • Motocross des Nations – кубок наций. Одно из старейших соревнований. Проходит с 1947 года.
  • British Motocross Championship – британское национальное первенство.

Общая информация

Мотокросс — это одна из разновидностей гонок по бездорожью. Соревнования проводятся на специально организованных замкнутых трассах длиной 1,5-2 км, не включающих участки дорог общего пользования. Они имеют естественное покрытие и обязательно оснащаются дополнительными препятствиями вроде неровностей рельефа или небольших трамплинов.В зависимости от масштабов соревнований, гонка проводится в 2-3 заезда, на каждый из которых отводится, в среднем, 20-40 минут + 2 дополнительных круга.

Участниками используется особая экипировка и специальные кроссовые модели мотоциклов, в зависимости от объема двигателя которых производится деление гонок на классы. При этом существующие классы и конкретные требования к оборудованию в рамках каждого из них указываются для каждого чемпионата отдельно.

Подробнее об особенностях конструкции кроссового мотоцикла вы можете узнать из одного из прошлых материалов.

Мотокросс в Советском Союзе

В СССР мотокросс входил в число самых популярных видов спорта. Конечно, он не мог сравниться с футболом и хоккеем, но оставался массовым и успешным. Первые официальные чемпионаты в стране начали проходить ещё в 50-е годы. В 1954 состоялось первое международное соревнование. В 1956 мотоклуб СССР стал частью международной федерации.

В Союзе производились неплохие кроссовые мотоциклы цены которых всех устраивали, но основу спорта составляли Ява и СZ. Именно на этой технике выступали советские спортсмены на международном уровне.

Впервые советский гонщик Геннадий Моисеев побеждает в общемировом первенстве в 1974 году. До этого не удавалось подняться выше 3 ступеньки.

Обычно советские гонщики принимали участие в заездах только на отечественной технике, либо мотоциклах, произведённых в соцстранах. Но случались и казусы, как с тем же Моисеевым. У спортсмена не было возможности выступить на чешском мотоцикле. Его просто не успели привезти. В результате, чтобы не сниматься с соревнований, он согласился на предложение команды КТМ выступить на австрийской технике. Это принесло ему победу в 1974, 1977 и 1978 годах.

Также будет интересно: Мотоциклы КТМ и их роль в мотоспорте

Звезды мирового мотокросса встретились на чемпионате мира в «Орленке»

На чемпионате мира по мотокроссу, который стартовал в России, собрались настоящие профессионалы. Для соревнований выбрали одну из лучших трасс нашей страны на территории Всероссийского детского .

Спортсмены уже на старте. Прогревают моторы. Здесь такой шум. Земля буквально дрожит под ногами. Три. Два. Один. Поехали. Российский этап чемпионата мира по мотокроссу стартовал. За несколько секунд мотоциклисты набирают скорость более 80 километров в час.

Крутые повороты, невероятные взлеты. Мотокросс – один из самых непредсказуемых видов спорта. Нервы у болельщиков накалены до предела.

Действующий чемпион мира по мотокроссу в классе MXGP Тим Гайзер поднимает кулак – он первым пришел к финишу и набрал больше всего очков.

«Мне нравится российская трасса, да и вообще это место, и нравится приезжать сюда. Сегодня я соревновался с отличными соперниками. Гонка выдалась тяжелой для меня, как иначе. Все спортсмены были хорошо подготовлены, сильны. Это круто»

, – поделился впечатлениями Гайзер.

На подиум вместе Гайзером поднялись Джеффри Херлингс и Роман Фебре. Россия в пятый раз принимает международные соревнования по мотокроссу, но впервые открывает линейку этапов.

«Этот первый Гран-при сезона станет одним из лучших. Здесь отличная организация. Трек очень хорошо подготовлен. Да и вообще условия практически идеальные»

, – сказал президент Международной федерации мотоциклетного спорта Хорхе Виегас.

Трасса находится в живописнейшем месте, на территории детского .

Трасса в «Орленке» – одна из лучших в России. Ее длина почти два километра. Сейчас здесь очень жарко, везде грязь, пыль. Летят спортсмены – на высоком этапе, они буквально взмывают на высоту девятиэтажного дома.

«Все страны всегда борются за первый этап. На первый этап приезжает максимальное количество гонщиков. Тут присутствуют 72 райдера, это невероятное количество. Практически полная линейка в двух классах. Все ведущие райдеры


многократные чемпионы мира. Все здесь»
, – рассказал президент Федерации мотоциклетного спорта России, директор ВДЦ «Орленок» Александр Джеус.

Чемпионат мира по мотокроссу проходит в двух категориях: MX2 и MXGP. Пилоты приехали из 18 стран. Это, пожалуй, самая бескомпромиссная гонка, где каждая ошибка стоит слишком дорого. Вот самый титулованный спортсмен – Антонио Кайроли под номером 222. За пару минут до финиша теряет управление, съезжает в кювет. На трассу не возвращается.

Большинство спортсменов пропустили прошлый год и сейчас на трассе прилагают максимум усилий. Из-за ковидных ограничений некоторые традиционные мероприятия отменены. Так что вот так сфотографироваться с кумиром – редкость.

Первая игра показала, кто из спортсменов в основной гонке будет стартовать с наиболее выгодной позиции. После этапы пройдут в 15 странах мира – от Аргентины до Индонезии. Впереди заезды и борьба за чемпионский титул.

Современные кроссовые мотоциклы

В наше время существует огромное количество моделей от ведущих производителей.

Объём двигателя варьируется от 50 см3 и более. Одним из самых популярных классов по объёму является кроссовый мотоцикл 250 кубов. 250-кубовую технику выпускают все, начиная от М1NSK и заканчивая Кавасаки, или Husquarna (BMW). Этот объём популярен и среди дорожной техники, а в мотокроссе ему и вовсе нет равных.

Хотя, не стоит преуменьшать достоинства остальных. В классе кроссовые мотоциклы 125 кубов тоже есть немало интересных моделей.

В отличие от Мото Гран при, техника для мотокросса обычно выпускается серийно, но есть и уникальные мотоциклы для заводских команд, производящиеся с определёнными изменениями в конструкции, отличающими мотоцикл от стандартного.

Современный кроссовый мотоцикл купить легко. На него не нужны права, он нигде не регистрируется. Цены на такую технику очень разные. Многие предпочитают купить технику с небольшим пробегом. Но зачастую приобретаются модели 80-90 годов, которые приводятся в нужное состояние самостоятельно. Это обходится дешевле покупки нового «японца».

Некоторые рискуют, приобретая китайскую технику. Но качество многих деталей в ней оставляет желать лучшего. Даже новые запчасти для кроссовых мотоциклов из Поднебесной далеки от надёжности. Потому остаётся либо копить, либо брать машину 1996-2000 годов.

Некоторые народные умельцы собирают их чуть ли не по частям, красят, тюнингуют и продают за неплохие деньги. Порой, бак приезжает из одного конца страны, а двигатель – из другого. Так собираются некоторые легендарные минские машины периода расцвета завода.

Популярность мотокросса

Любые мотогонки, даже самые необычные, находят в мире отклик. А мотокросс – соревнования с богатой и очень интересной историей, имеет огромный, многомиллионный фан-клуб по всему миру. Чемпионаты собирают миллионы на трибунах и у голубых экранов.

Многие компании выступают спонсорами подобных состязаний. И далеко не всегда они связаны с мотоциклами.

Крупные компании – производители имеют свои заводские команды по мотокроссу, раллийным гонкам, вроде Дакар. Продажа кроссовых мотоциклов всегда была выгодным занятием. Ежегодно серии обновляются, появляются новые. Компании соревнуются не только на треке, но и в технологиях. Эта конкуренция отлично влияет на технологический прогресс в индустрии.

Кроссовые мотоциклы видео. Техника 70-90 годов. Живая история:

Финал чемпионата РФ по мотокроссу прошел на «Игоре Драйв»

Самые дерзкие мотогонщицы России сошлись на трассе под Петербургом — на автодроме «Игора Драйв» состоялся этап Чемпионата страны по мотокроссу. Происходящее больше напоминало экшн-сцены из голливудских блокбастеров. Мотоциклы в буквальном смысле взлетали в небо. Феноменальным зрелищем насладился корреспондент МИЦ «Известия» Сергей Хайдаров.

Те, кто видят автокросс впервые, могут подумать что попали на шоу летающих мотоциклистов. Спортсмены на байках взлетают над землей так высоко… Сразу видно — все трюки выполнены высококлассными профессионалами.

Байки, конечно, грязи не боятся, но после каждого заезда — обязательный душ. И это еще с погодой повезло — радуются гонщики.

«Достаточно интересная трасса на самом деле. Прикольные интересные элементы. Я знаю, что очень тяжелый грунт для мотоциклов. И что им очень тяжело с этим приходится после дождей. Но ребята проделали огромную работу, и трасса на сегодняшний день выглядит очень-очень достойно», — отметил участник Чемпионата России по мотокроссу, участник Чемпионатов мира MXGP Всеволод Брыляков.

А на треке сразу два соревнования и больше сотни спортсменов. Этап Чемпионата России и первый для автодрома «Игора Драйв» — финал Кубка России среди женщин. Главная фаворитка — 22-летняя петербурженка Любовь Леонтьева, она уже 18 лет в спорте.

«Даже иногда после заезда я не помню что происходило, потому что адреналина очень много получаю, ну и удовольствие получаю очень большое», — сказала участник Кубка России по мотокроссу среди женщин Любовь Леонтьева.

«Ощутить драйв и адреналин на себе могут даже зрители, правда на отдельной трассе, и начинать лучше с вот такого минибайка. Скорости здесь, конечно, не как у профессионалов, но экстрима хватает…», — уверен Сергей Хайдаров.

Пока взрослые соревнуются на больших мотоциклах, у самых маленьких свои гонки. Для кого-то эти соревнования стимул и самому заняться спортом.

«Сын стал заниматься мотокроссом в этом году и вот мы приехали чтобы это увидеть», — сказал Михаил Бачинский.

«Очень понравилось, особенно 50 кубов, там так быстро все…», — делится впечатлениями Богдан Бачинский.

После финиша, гонщики не отдыхают, а, наоборот, еще и педали крутят.

«Это восстановление чтобы больше сил было ко второму заезду», — пояснил участник Чемпионата России по мотокроссу Илья Хабиров.

А вот перед выездом необходимая процедура. Спортсмены в прямом смысле утрамбовывают стартовую площадку.

«В мотокроссе главное старт — это 50% успеха», — сказал участник этапа Чемпионата России по мотокроссу Тимур Петрашин.

Во второй день спортивного уикенда в гонку вмешался туман — ухудшил видимость и внес коррективы в результаты. Одно неправильное движение рулем и лидер может оказаться в хвосте.

«Скорость и препятствия делают эти соревнования похожими на прыжки с трамплина. Перед возвышенностями гонщики не тормозят, а, наоборот, разгоняются, чтобы выше взлететь над землей», — говорит Сергей Хайдаров.

И какими бы ни были погодные условия на трассе, они равны для всех. Отличный результат показал Владислав Брыляков, который стал лучшим на этапе Чемпионата России. А главный приз женского турнира, как и ожидалось, выиграла Любовь Леонтьева. Поэтому трофей первого для автодрома «Игора Драйв» женского кубка страны, останется в Петербурге.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]