Изобретатели мопедов
Первые попытки создать мотоцикл относятся к 1885 году, когда Г. Даймлер в Каннштадте установил на специально для этого построенный деревянный велосипед вертикальный бензиновый двигатель. Конструкция оказалась слишком громоздкой и дальнейшего развития не получила. Однако в 1893 году два других немецких изобретателя — Гильдебрандт и Вольфмюллер начали в Мюнхене выпуск мотоциклов, у которых шатуны двухцилиндрового горизонтального двигателя действовали как у паровоза, непосредственно на ведущее колесо, в результате чего машина двигалась рывками. Смена лопнувшей шины влекла за собой необходимость заново регулировать двигатель. Эта конструкция также не оставила заметного следа в истории транспорта. Поэтому можно утверждать, что первый практичный мотоцикл, от которого ведут родство его современные собратья, был создан русскими изобретателями Евгением и Михаилом Вернерами.
Мопед Вернер 1898 года
В 1896 году в Париже одному из братьев пришла идея установить маленький бензиновый двигатель на велосипед. Горизонтальный четырехтактный двигатель поместили над задним колесом, передача к которому осуществлялась с помощью роликовой цепи и фрикционных дисков. Но после испытаний двигатель (теперь уже вертикальный) перенесли на переднюю вилку. Результат превзошел все ожидания.
В 1897 году было выпущено 12 таких велосипедов, а в следующем, 1898-м для их производства была основана . Они назвали свой моторный велосипед «мотоциклетом». Отсюда и пошло русское — мотоцикл, хотя по существу это был мопед.
Мотоцикл с эмблемой «Вернер Фрер» («Братья Вернер») 1898 года (показан на снимке) оснащался одноцилиндровым четырехтактным двигателем воздушного охлаждения. Он развивал мощность 0,75 л. с. при 1200 об/мин. На переднем колесе был укреплен большого диаметра шкив с полукруглым желобом. Ему передавал вращение от двигателя ремень круглого сечения. Для воспламенения горючей смеси служила не свеча электрической системы зажигания, а калильная трубка, которую перед пуском мотора разогревали докрасна. Поскольку сцепление и коробка передач отсутствовали, мотоцикл пускали с хода, воздействуя на обычные велосипедные педали.
Карбюратор, как и зажигание, был довольно примитивным — испарительного типа. Из бачка с бензином пары горючего поступали прямо во впускной патрубок.
Достоинством машины Вернеров была простота и малая масса — около 30 кг. Любой велосипед довольно быстро становился мотоциклом (точнее сказать, мопедом) только путем установки мотора, ведомого шкива и бензобака.
Распространением мотоциклов «Вернер» в России в 1898— 1900 гг. занимался один из четырех братьев — Ипполит Антонович, магазин которого помещался в Москве на Петровке. Мотоциклы Вернеров в течение нескольких лет одерживали победы на многих крупных состязаниях и получили свыше 30 первых и вторых призов. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже им были присуждены золотая и серебряная медали.
Конструкция Вернеров вызвала многочисленные подражания. Легкие мотоциклы (или все-таки мопеды) с моторчиком над передним колесом начали выпускать , «Шайберт», «Комет» в Германии, «Иксьон» во Франции. А завод, строивший машины «Вартбург» в немецком городе Эйзенахе, даже приобрел у Вернеров лицензию на производство их мотоцикла.
Чешский механик Вацлав Лаурин, побывав в 1898 году в Париже, познакомился там с изобретением Вернеров и купил одну машину. Дома он по типу «Вернера» в 1899 году построил опытный образец первого мотоцикла «Лаурин-Клемент» модели «1А».
Впоследствии, на основе опыта, накопленного при эксплуатации, чешские изобретатели начали выпуск более совершенных моделей, которые по существу стали прародителями нынешних мотоциклов. На этих «лаурин-клементах» двигатель стоял уже в середине рамы, которая имела специальную конструкцию, не заимствованную от велосипеда.
К началу 1901 года было выпущено свыше 3500 мотоциклов «Вернер». Тогда же братья создали новую конструкцию с открытой рамой (здесь они уже учли опыт ). Двигатель этого мотоцикла был расположен посредине (как у современных), и его картер служил одним из звеньев рамы. С 1902 года подобные конструкции стали строить многие мотоциклетные фирмы в разных странах. С 1906 года занялась производством автомобилей, которое было прекращено в 1914-м в связи с войной.
Кто же они такие, братья Вернеры? Тут автомобильный историк невольно вторгается в иную область — историю русской журналистики и издательского дела.
Один из братьев, Михаил Антонович, кроме статей и очерков, писал романы, а младший, Евгений, был поэтом.
В 1885 году они приобрели типографию на Арбате и возобновили издание журнала «Вокруг света». Некоторое время спустя Вернеры стали издавать журналы «Друг детей» и «Сверчок», в котором сотрудничали М. П. и А. П. Чеховы. Интересен отзыв Антона Павловича о братьях Вер-нерах в письме к издателю И. А. Лейкину: «Вокруг света» имеет более 20 тысяч подписчиков, а «Сверчок» за 5 тысяч. Каковы ребята?.. Энергичны до чертиков…»
Михаил Павлович Чехов, сотрудничавший в «Друге детей», так описывает работу братьев в их типографии: «Дело кипело, машины гремели, газовый двигатель вспыхивал и пыхтел, и сами Вернеры не сидели барами, сложа руки и дожидаясь прибылей, а оба, по-рабочему одетые в синие блузы, работали тут же, не покладая рук. Главное то, что они сами по уши уходили в самую черную работу».
Поселившись в Париже, Вернеры сначала пытались заняться журналистикой. Но дело у них не пошло. Тогда они организовали небольшую мастерскую для ремонта биноклей, фотоаппаратов, пишущих машинок и граммофонов. И вот тут возникла идея «мотоциклета», судьба которого оказалась более удачной, чем все остальные начинания братьев.
Нужно отметить, что легкие мопеды с двигателем над передним колесом дожили и до наших дней. Одна из крупных французских фирм, производящих мопеды, «Велосолекс» на протяжении многих десятилетий выпускала мопеды с такой компоновкой («За рулем», 1985, № 1). Поэтому мы с полным правом можем назвать братьев Вернеров изобретателями мопеда в самом современном смысле этого слова.
В. ДУБОВСКОЙ
1987N12P24
Технические характеристики
Почти у всех моделей Карпат размеры, вес и другие технические характеристики были одинаковы. Поэтому эта информация приведена будет в виде списка:
- размеры мопеда (ДШВ) в миллиметрах – 18207201100;
- максимальная нагрузка – не более 100 кг;
- максимальная скорость, которую он мог достичь при разгоне по прямой – 50 км/ч;
- размеры шин – 2,75-16;
- тип мотора карбюраторный, воздушное охлаждение;
- объем – 49 кубических сантиметров;
- расход горючего – 2 л на 100 км;
- мощь мотора – 1,5 л.с.;
- вес мопеда – 55 кг.
Период производства мопеда «Карпаты» начинается с 1981 года и заканчивается в 1992. Окончательно линейку прекратили выпускать в 1997 году. Среди конкурентов он занимал первое место. Лучше чем «Карпаты» с объемом двигателя до пятидесяти кубов не было в стране. Он был легендой СССР.
В начале девяностых был сконструирован новый двигатель с лепестковым клапаном на впуске. Однако на «Карпаты» установить его не успели. Развал Советского Союза привел спаду спроса на мопеды. Львовский мотозавод умер вместе с распадом страны. Были попытки мелких фирм возродить производство данных мотокиков, но они потерпели крах, аа и спрос уже пошел совершенно на другие модели и марки мопедов.
Пять случайных статей о мотоциклах:
Три усовершенствования Явы 634 для мототуристов
Три предложения На мотоцикле ЯВА-634 для более удобного обслуживания я ввел ряд усовершенствований, которые, может быть, заинтересуют мототуристов. Вот три из них.1.Чтобы при поездках по грунтовым дорогам грязь не забивала зазор между колесом и щитком, я поднял щиток, установив удлинитель (фото 1) из листовой стали. 1. Так выглядит удлинитель кронштейна щитка. 2.Под седлом закрепил панель (фото 2). на которой разместил выключатель 2 «массы» (тумблер), колодку 3 с предохранителем, два гнезда 4 для подключения аккумулятора, гнездо 5 для подключения светильника, вмонтированного в основание седла (он освещает подседельное пространство), и два гнезда 6, от которых можно взять питание для переносной лампы, приемника, вулканизатора и т. п. 2. Подседельное пространство: 1 — панель: 2 — тумблер; 3 — колодка с предохранителем; 4 — гнезда для подключения батареи; 5 — гнездо для подключения светильника, вделанного в основание седл…
Читать далее >>
Ява 680 Триал ( 250 кубов )
Jawa-680 250 кубов для триала Среди поклонников мотоциклетного спорта все больше становится людей, увлекающихся триалом. Соответственно растет доля машин для триала в мировом производстве спортивных мотоциклов. Сейчас их делают такие заводы, как итальянские «Априлиа», «Бета», «Гарелли», японский «Хонда», «Симсон» — в ГДР, ЧЗ и ЯВА — в Чехословакии. Один из крупнейших производителей спортивных мотоциклов, итальянская , выпускает ежегодно 5000 машин, специально сконструированных для подобных соревнований. В масштабах Западной Европы это довольно внушительная цифра. ЯВА-680 — специальный мотоцикл модели 1987 года. Мотор рабочим объемом 246 см3 с диаметром цилиндра 70 мм и ходом поршня 64 мм — дальнейшая модификация двигателя ЯВА-125. При его создании преследовалась цель обеспечить минимальные внешние размеры и массу. Цилиндр — из сплава легких металлов, смесь в нем р…
Читать далее >>
После расточки цилиндра и установки новых поршня и колец в двигателе мотоцикла ИЖ появились стуки
«. причина которых мне непонятна. В чем может быть дело?» — спрашивает К. Симаков из Хабаровска.Наиболее вероятно, что стук издают кольца при встрече с кромками окон, в которые они немного западают во время движения поршня. Это явление, характерное для двухтактных двигателей, приводит и интенсивному износу цилиндра в месте расположения окон, а иногда и к поломке колец.Чтобы устранить их задевание, демонтируйте цилиндр и кольца. Снимите с нижних и верхних кромок окон при помощи надфиля и шкурки фаски, нак показано на рисунке, и тщательно удалите продукты обработки. Притупите наружные ребра колец на токарном станке (в оправке) или вручную напильником и шкуркой. После сборки двигателя, если работа выполнена правильно, вместо стуков вы должны услышать легкий шелест, издаваемый кольцами при перемещении в канавках поршня и переходе через окна, свидетельствующий о нормальной работе этих деталей.1974N03P18
Читать далее >>
ИЖ Юпитер 5-01 К (ИЖ-6.114-01 )
Самый молодой Юпитер В среднем через каждые два — два с половиной года мотоциклетное производство ПО «Ижмаш» выпускает или новую модель или одну из модификаций «планет» и «юпитеров». Общий вид мотоцикла ИЖ Юпитер-5-01. Обтекатель, новые бак, сиденье, инструментальные ящики изменили внешний вид мотоцикла, осовременили его форму. Когда мы в мае побывали в Ижевске и прошли вдоль нитки самого крупного в стране мотоциклетного конвейера, с которого сходит уже до 400 тысяч машин в год, то сразу отметили для себя: основное место в производственной программе завода занимают новые модели «ИЖ Планета-5» и «ИЖ Юпитер-5-01». Правда, между ними можно было увидеть небольшие вкрапления «Планеты-4» с двумя глушителями и старой экипажной частью. Но, как выяснилось, предназначались они для продажи в некоторых странах Азии и Латинской Америки, где хорошо зарекомендовали себя и где на них сохраняется спрос. Нам же …
Читать далее >>
Урал М-67. Схема электрооборудования
Рис. Схема электрооборудования мотоцикла Урал М-671 — фонарь левого указателя поворота 2 — лампа А12-21; 3 — фара;- 4 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 5 — лампа А12-45-40 дальнего и ближнего света; 6 — фонарь правого указателя поворота (на мотоцикле с коляской не подключен): 7 — спидометр; 8 — лампа А12-1 освещения спидометра; 9 — фонарь контрольной лампы указателей поворота; 10 — фонарь контрольной лампы аварийного давления масла; 11 — фонарь контрольной лампы дальнего света; 12 — фонарь контрольной лампы генератора; 13 — фонарь контрольной лампы датчика нейтрали; 14 — панель приборов; 15 — центральный переключатель; 16 — переключатель указателей поворота; 17 — прерыватель указателей поворота; 18 — пробка контакта; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — переключатель света; 21 — передний фонарь коляски 22 — лампа А12-21 габаритног…
Читать далее >>
вход регистрация забыли пароль?
Магазин мото-товаров О магазине Условия и порядок возврата
«Иж-49»
В 1951 году в Ижевске наладили выпуск модели «Иж-49». За основу, как и в случае с «Москвой», взяли трофейный аппарат. Правда, DKW NZ 350 подвергся некоторым усовершенствованиям, что сделало его только лучше — под нашей маркой, разумеется.
Мотоцикл получился надежный, очень живучий и невероятно красивый. Он и сегодня способен покорить своей внешностью истинного байкера — какая посадка, какие выверенные линии… Да, это была машина!
Завод производил версии с коляской, спортивные — для кросса и шоссе. Обладать ими сейчас — это не каждому под силу: «Иж-49» имеет коллекционную ценность. Купить его можно не меньше, чем за 100 тысяч рублей. При этом цена стремится к росту.
ИЖ-49. Самый живучий.
Надежный, живучий, красивый. Звук его двигателя для уха советского человека был сродни звуку мотора Harley-Davidson для американцев. Выпуск их начался в 1951 году. В своей основе, это была усовершенствованная конструкция немецкого мотоцикла DKW NZ 350. ИЖ-49 завоевали большую любовь населения и использовались во всех уголках огромного Советского Союза.
На его базе выпускали версии с боковой коляской, а также спортивные мотоциклы для кроссовых и шоссейных гонок. Сейчас ИЖ-49 — коллекционные экземпляры. Цены на них начинаются от 100 тысяч рублей.
9. М-1А „Москва“. Первый послевоенный.
После войны на Московском велосипедном заводе освоили производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем. М-1А „Москва“ стал первым послевоенным мотоциклов СССР. Это был простой и легкий мотоцикл, для производства которого не требовалось много металла и резины.
Такие мотоциклы в огромных количествах использовались для обучения мотоциклистов в школах ДОСААФ. Быть может, ваш дед учился именно на таком. В 1951 году производство передали в Минск на выстроенный там велосипедный завод. Практически идентичная модель производилась в Коврове под обозначением К-125.
«Ява»
Не один день этот мопед шел к своей славе. Год рождения «Явы» — 1929-й, а первая единица техники была создана благодаря лицензии, предоставленной немецкой компанией Wanderer. Название мопеда сложилось из первых букв имени хозяина завода и немецкой компании.
Настоящую популярность «Ява» обрела лишь после окончания войны. Именно в то время начали выпускать модели, которые производятся и в наши дни. Отличаются они от первых экземпляров кубатурой мотора, которая составляет 250-350 см3.
Указанная марка мопеда, популярного в СССР, отличалась от остальных. Это единственное иностранное транспортное средство, ставшее целиком и полностью «родным» для советского человека. Ее владелец считался престижным и успешным, с которым можно и нужно было иметь знакомство. Техническая сторона мопеда не была хуже, чем у американских и европейских марок, но цена была гораздо более доступной.
Сегодня сеть Интернет переполнена предложениями о продаже мотоциклов, которые имеют просто невероятный тюнинг. Но настоящую ценность представляют собой раритетные мопеды из СССР, а грамотное усовершенствование моделей только увеличивает их индивидуальность.