Гулкий звук двигателей, искрошенный лед, крепкий запах метанола в воздухе, овладевающий телом адреналин – это спидвей на льду, один из самых эффектных и впечатляющих видов автоспорта. Вместе с тем спидвей – одна из самых тяжелых и рискованных дисциплин. Спортсменов здесь прозвали гладиаторами. Эти гонщики – истинные храбрецы, настоящие мужчины, отчаянные парни «без тормозов». Тормоза на их мотоциклах и правда отсутствуют.
Каждый новый заезд сильно разрушает ледяной покров, и дорога становится всё более рискованной. Удерживать контроль над транспортным средством и не вылететь в ограждение трека очень сложно – на льду крайне важна сосредоточенность. Наказание за любую ошибку – падение и тяжёлая травма.Как и во всех механизированных видах спорта, здесь необходима всецелая самоорганизация и подготовленность техники. Кроме того, нужно обладать огромной тягой к чемпионству. Значительному большинству этот спорт не дается, и они сходят с дистанции, так и не достигнув поставленных целей. Здесь важна способность сдерживаться и мириться с неудачами, ведь не всё всегда проходит гладко.
Спидвей: что это за вид спорта?
Ледовый спидвей – это гонки на мотоциклах по покрытому льдом треку. Протяженность овальной ледовой трассы – 260-425 м. Обороты мотоцикла на поворотах доходят до 80 км/ч, а по прямой – 200 км/ч.
Отличие мотоцикла для гонок на льду от обычного гаревого заключается в наличии металлических шипов на протекторах. Весьма увлекательными в спидвее на льду являются виражи на поворотах. Похоже, что здесь не работают никакие физические законы, ведь мотогонщики в заездах почти ложатся на бок. Мощность двигателя составляет порядка 500 см³. На таком транспортном средстве не предусмотрен даже запускающий стартер.
Количество гонщиков в одном заезде – 4-6 человек. Согласно регламентам ледового спидвея, один заезд составляет четыре круга, что в совокупности набирает немногим менее двух километров. Повезло тем мотогонщикам, что участвуют первыми. Они гоняют по ровной укатанной дороге, но уже после нескольких заездов трасса становится похожа на вспаханную пашню. На обледенелой колее у спортсмена нет права допустить ошибку, поскольку малейшая погрешность угрожает утратой ведущего положения, вернуть которое из-за скоротечности гонки будет просто некогда.
Все виражи проходят в заносах, которые в отсутствие тормозов позволяют гонщикам снижать скорость. Одна из причин, по которой ледовый спидвей считают зрелищной дисциплиной – это частые падения. Потеряв контроль, спортсмены прямиком летят в ограждения и нередко получают тяжелые травмы.
Толщина обычного льда на катке достигает порядка десяти сантиметров, что приемлемо для коньков, но для проведения заездов по спидвею дополнительно доливают еще 30 см покрытия. Все это необходимо, потому как острые «когти» шин после заезда прорубают в нем серьезные выемки порядка пяти сантиметров глубиной.
Баллы на состязаниях зачисляются по итогам финальных гонок, которые довершают каждый день заездов. По общему количеству баллов за сезон выявляют призера. Такие правила – итог многолетнего становления мотогонок на льду, которые сегодня именуют спидвеем на льду.
Мотогонщики Советского Союза, а затем и РФ уже много лет не имеют равных себе на ледовом треке, оставляя за спиной даже очевидных пионеров этих гонок – финнов и шведов.
Чемпионаты и их победители
Если мы посмотрим на турнирные таблицы соревнований различных годов, то можем с гордостью заметить, что спидвей на льду – почти что традиционно российский вид спорта. Смотрите сами:
- Чемпионат мира 2000-2015 гг.: 15 раз победительницей оказывалась наша страна и всего 1 раз – Швеция. Отличились следующие спортсмены: Даниил Иванов, Дмитрий Колтаков, Николай Красников, Виталий Хомицевич, Кирилл Дрогалин, Дмитрий Буланкин.
- Чемпионат Европы 2000-2015 гг.: снова 15 побед за Россией и 1 победа за Австрией. Триумф праздновали следующие отечественные мотогонщики: Максим Захаров, Юрий Поликарпов, Дмитрий Буланкин, Владимир Фадеев, Дмитрий Хомицевич, Андрей Шишегов, Игорь Сайдуллин, Юнир Базеев, Василий Косов, Василий Несытых, Сергей Карачинцев.
Правила гонок
Состязания организуются согласно правилам вида спорта «Мотоциклетный спорт», правилам Международной Мотоциклетной организации (FIM), техническим требованиям к мотоциклам FIM и МФР, медицинскому кодексу FIM, а также положениям и регламентам.
В целом правила похожи на обычные мотогонки. В одном заезде принимают участие четыре гонщика, командно или индивидуально, которые делают четыре круга по треку. Длина дистанции может быть различной – до 1700 м (425 м х 4 круга). Побеждает тот, кто первым достигает финиша. Второе и третье места распределяются соответственно.
К участию в состязаниях допускаются лица, прошедшие необходимую теоретическую и практическую подготовку, медицинский осмотр, имеющие заключение врача, а также страховку в соответствии с законодательством РФ. Для допуска к состязаниям мотоцикл должен пройти инспекцию у технического комиссара. Также проводят инспекцию защитного шлема, костюма и всей защитной экипировки.
В состязаниях в целом заявляют 18 человек (16 основных и двое запасных). В каждом заезде состязаний принимают участие 4 человека. На российских состязаниях – 5 серий заездов. Спортсмены встречаются друг с другом (каждый спортсмен встречается в состязании со всеми соперниками) согласно составленной таблице. Те, кто набирает наибольшее количество баллов, становятся призерами гонок. На этапах чемпионата мира первые 8 человек, кто по пяти заездам набрал большее количество очков, распределяются на два полуфинала. Победитель каждого полуфинала отправляется в финал, где и выясняется, кто станет сильнейшим.
Гоночный трек схож с треком для гаревых гонок, часто состязания организуются на одних и тех же трассах, только залитых льдом. Порой соревнования организуются на обледенелых озёрах. Спортсмены едут по треку против хода часовой стрелки. Размер трассы может достигать 425 метров. Линия старта (она же является финишной чертой) проводится по всей длине зоны старта на расстоянии 35 метров от начала первого виража. Зона старта оборудуется специальной машиной для старта, состоящей из двух вертикальных стоек и подъёмного механизма, управляемого пультом. Мотогонщик, который упал либо нарушил правила, к примеру, пересек синюю линию, определяющую внутренние границы трека, покидает заезд.
Запуск байка совершается сходу, ориентировочно с двух толкачей. За их счет байк разгоняется. Занимая свое сиденье, мотогонщик давит рычаг сцепления. Когда двигатель заработал, необходимо открыть ручку газа. В промежутках между заездами байк покрывают теплой накидкой.
Во время старта гонщик обязан корректно установить корпус – обе ноги стоят в упоре о землю, тело чуть подается вперед, чтоб исключить сильный подъем переднего колеса. Рукоятку газа спортсмен открывает через 6 метров от начала старта и не закрывает вплоть до следующего поворота. Делая поворот, гонщик должен избегать резкого закрытия и открытия рукоятки, чтобы не допустить потерю контроля над байком.
Ведение мотоцикла по прямым участкам не отличается от гаревых гонок. Они различны между собой поворотами. В момент поворота в ледовом спидвее мотогонщик должен ехать с предельной скоростью и наблюдать расположение конкурентов. При этом спортсмен сильно наклоняется надо льдом, а хорошее сцепление с трассой обеспечивается шипованными шинами. Предотвратить удары об лёд помогают резиновые наколенники. Правильный наклон мотоцикла и тела очень важны при выполнении поворота. Наклон должен производиться в сторону поворота для поддержки баланса. Одинаковый угол наклона тела и мотоцикла является самым распространённым способом. Когда спортсмен следует по прямой, то принимает обычную позу за рулем. В это время предоставляется возможность немного расслабить мышцы и подготовиться к следующему повороту.
Для мотогонок на льду заливают обычные стадионы. В РФ этим заниматься проще, поэтому спортсмены катаются на натуральном льду. За границей катаются на искусственном люду, то есть на том, где занимаются конькобежцы.С ноября обычно начинается ледовый сезон – сборы, тренировки. В начале декабря уже организуются первые состязания. Почти каждые выходные мотогонщику предстоят переезды на состязания из города в город либо в разные страны, вплоть до апреля. В «безледовый» сезон гладиаторы сохраняют свою физическую форму, принимая участие в мотокроссе либо езде по грунтовым трассам.Сегодня география спидвея достаточно широка, вот почему на ежегодной основе разыгрываются не только чемпионаты мира и Европы, но и отдельных стран. Самые престижные командные первенства проходят в Польше, Великобритании, Дании, Швеции и России. Среди стран, где развит ледовый спидвей, Россия считается самой сильной.
НЕ ДОСЛУШАВ ПРОПОВЕДИ.
Гонки по гаревой дорожке, или просто спидвей, появились в начале ХХ века, ими поразительно быстро «заболели» едва ли не все страны. Годом рождения вида считается 1923, когда австралиец Джон Хоскинс, имевший в своем распоряжении казенный мотоцикл, решил прохватить «с ветерком» в компании друзей. Лучшего места для гонок, чем местный ипподром, не нашли. Все так и прошло бы незаметно, если бы не воскресный день и расположенная неподалеку церковь. Рев моторов заглушил звуки церковного органа, и прихожане, позабыв о службе, устремились на звук. То были первые зрители свежеиспеченного вида мотоспорта. Сам Хоскинс поначалу испугался аншлага, однако вошел во вкус, и благодаря его усилиям уже через пару недель о «гонках на ипподроме» говорили во всех окрестностях.
Заезды мотоциклистов стали регулярными, энтузиасты взялись вырабатывать правила спидвея. Постепенно география соревнований расширялась, и вскоре им стало тесно на австралийском континенте. На очереди стояла Европа.
В Северном полушарии первая гонка состоялась в 1928 году на островах Туманного Альбиона, а уже в 1929 году в Англии же появилась и первая командная лига. Вскоре по всему континенту стали организовывать команды и проводить чемпионаты.
Сейчас гонки по гаревой дорожке наиболее популярны в Польше, Англии, Швеции, Дании, Чехии и России. Среди гонщиков высшего класса есть и американцы, и австралийцы. Однако основное место их работы — Европа: нынче Старый Свет — центр мирового спидвея. Здесь множество лиг и чемпионатов, в которых вправе выступать спортсмены со всего мира и разного уровня.
Особенности мотоциклов
Изначально транспортные средства для мотогонок на льду были почти кустарного производства. Гонщики сваривали рамы, на которые устанавливались шины с шипами на резьбе, а также щитки, покрывавшие колеса в качестве системы безопасности.
Позже любитель ледового спидвея, известный гонщик и тренер Владимир Карнеев создал раму с существенными доработками, благодаря которым байк получил повышенную устойчивость на льду. Внедренное В. Карнеевым новшество было настолько существенным, что до сих пор , основной поставщик мотоциклов для спидвея на льду, выпускает раму В. Карнеева без особых изменений.
Байк для состязаний обслуживается всеми членами команды, но производить какие-либо переделки конструкции с целью увеличения ресурсов мотоцикла не допустимо. В случае, когда вес байка превышает 110 кг, это может существенным образом повлиять на разгон, скорость и на факторы вхождения в повороты.
На байке имеется только две скорости, при этом первая нужна только на старте. Тормоза отсутствуют вовсе. Мотор работает на метаноле. Необходима установка жиклеров и звезд меньших размеров, что облегчает работу мотора. В бак такого байка вмещается 3,5 л горючего, которого достаточно для преодоления четырех километров.
У байков, участвующих в международных состязаниях, объем двигателя составляет 500 см³. Также в состязаниях применяют двигатели объемом 125, 250, 350 и 450 см³. Исторически в байках для гонок на льду использовались двигатели чешской , которые доминируют и по сей день.
Преобладающие особенности байков для спидвея на льду – более жесткая рама и длинная колесная база. Очень грозно смотрятся шипы на протекторах, которые впиваются в ледяной трек и удерживают спортсмена при заходе в поворот. В отличие от обычных гоночных в спидвее на байках нет аэродинамических обтекателей, необходимым условием является наличие переднего крыла и заднего капота над большей частью колеса.
Эти детали производятся из прочной пластмассы и надежно защищают от шипованных колес. Обычно больше всего шипов ставится с левой стороны колеса, поскольку байк двигается против хода стрелки часов, и его поворот приходится именно на эту сторону. В основном используется трехрядная шиповка – виражный, стартовый и вспомогательный ряд. На переднее колесо устанавливают порядка 120 шипов и 180 на заднее. Длина шипа –28 мм. Изготавливаются они из особо прочных сплавов и оснащены широким основанием для крепления к покрышке. Эти шипы – настоящее грозное оружие. При этом всякое падение, а это происходит почти во всех гонках, может обернуться для спортсмена серьезными травмами и даже летальным исходом.
МАШИНКА ДЛЯ ЭКСТРИМА
С технической точки зрения, спидвей здорово отличается от других видов мотоспорта. Чем именно? Разобраться поможет гонщик латвийского клуба «Спидвей-Центр», вице-чемпион Европы среди юниоров Кястас Пуоджукс:
— Мотоцикл для спидвея представляет собой композицию минимального набора деталей и агрегатов, обеспечивающую попадание гонщика со старта на финиш за максимально короткое время. Органы управления — только рычаг сцепления и ручка газа. Мотор — одноцилиндровый, 4-клапанный, объемом 500 смз, с максимальными оборотами около 10 000–11 000 об/мин в зависимости от модификации. Двигатели для спидвея производят две фирмы: чешская Jawa и итальянская GM. Передача всего одна, за счет чего упрощается вся конструкция. Для тренировок, особенно на начальном этапе, используют 125-кубовые машины, но для «взрослых» тренировок и тем более гонок — только «пятисотки». Более того, для соревнований высокого уровня устанавливают тюнингованные двигатели. Например, доводкой моего занимались финские мастера. Применив свои фирменные секреты, они добиваются некоторого улучшения характеристик мотора. В каком случае и какой мотор использовать — это решает сам спортсмен, по обстановке: все зависит от состава конкурентов в гонке, от ее рейтинга. Если он невысок, то никто не станет расходовать потенциал тюнингованного двигателя.
Больное место спидвейной машины — цепь. Нагрузки она испытывает очень высокие, поэтому ее состояние нужно постоянно контролировать. Новую цепь никогда не ставят на гонку: новая — «темная лошадка». А разрыв цепи — довольно частая причина схода гонщика с дорожки. Сначала ее обкатывают на тренировках, тщательно осматривают и лишь после того «допускают» в заезд.
Что же касается подвески, то в мотоцикле лишь один амортизатор — в передней вилке. Его конструкция достаточно неординарна в сравнении с обычными байками. Он служит в большей степени для лучшей управляемости мотоцикла, чем для комфорта. Заднее колесо закреплено на раме жестко: поскольку большую часть трассы оно идет в заносе, то лишние колебания ему ни к чему.
И вообще, заднее колесо заслуживает отдельного рассказа. Но если коротко, то оно почти всегда пробуксовывает (причем, «от души») и при старте, и при прохождении поворотов. Поэтому покрышку приходится прикручивать к ободу саморезами — чтобы не сорвало. В силу таких жестких условий баллона хватает всего на два заезда. В первом стачивается левая половина протектора — шину поворачивают, оставшейся «половины» хватает еще на один заезд. После соревнований «слик» либо выбрасывают, либо оставляют для тренировок.
Экипировка
На состязаниях должны соблюдаться все нормы безопасности и качественная экипировка – одна из них. Сегодня нетрудно поверить в то, что мотогонщик, облаченный в качественную профессиональную экипировку, падая с байка на огромной скорости, отделывается порой лишь легкими ушибами.
Современные комбинезоны для гонок на мотоцикле даже надеть непросто, и для этого требуется посторонняя помощь, а находиться в них в повседневной жизни практически невозможно из-за неудобства и жары. Но когда гонщик в такой защите усаживается на байк, всё становится на свои места – тело сразу обретает идеальное и удобное положение, а ледяные порывы ветра лишь освежают тело.
Подобные костюмы изготавливаются из натуральной кожи и снабжаются специальными зонами поглощения, а также ребрами жесткости. Не так давно было использовано еще одно новаторское решение – размещение подушек безопасности под защитными костюмами. А ведь еще совсем недавно гонщик был защищен только лишь пластиковым мотоциклетным шлемом.
Под комбинезон обязательно надевается защита для спины и области груди. Также существуют специальные мотоботы, причём левый ботинок оборудуется карбоновой защитой, в которой нога должна сгибаться, поскольку нога служит третьей точкой опоры. Кроме того, ею можно контролировать мотоцикл.Поверх внутреннего наколенника надевается наружный. Благодаря ему нога скользит по льду и не повреждается. Дополнительную защиту также придают налокотники, подшлемник, жилет для торса и мотоперчатки. Шлем с очками меняются после каждого круга.
Какое состязание самое значимое в ледовом спидвее?
FIM Ice Speedway Gladiators (Личный чемпионат мира по мотогонкам на льду) – это состязание выдающихся спортсменов мира, проводимое на ежегодной основе с 1966 года.
Турнир делится на пять финалов, проводимых на треках разных городов. Каждый финал состоит из двух этапов, проходящих как отдельные гонки. В целом формат Чемпионата мира таков: проводится пять серий по 4 заезда по принципу «каждый с каждым». По наибольшему количеству набранных очков определяются восемь спортсменов, попадающих впоследствии в два полуфинала.
Победитель каждого полуфинала выходит в финал чемпионата. Призер определяется по итогам финального заезда. К баллам, набранным в основной части, добавляются очки по результатам заездов «play off». Спортсмен, получивший наибольшее количество баллов по итогам всех финалов, становится чемпионом мира.
В 1966 – 1993 гг. чемпионат включал отборочные турниры и финал, который проводился в один или в два дня. Поначалу в чемпионате в финале применялась система зачётных очков (квалифицировались первые шесть мест, за которые присуждали от 1 до 8 очков), а в 1967 – 1993 гг. принимались во внимание только набранные в заездах баллы.
В 1994-ом г. была внедрена система Гран-при, то есть сохранялась структура квалификационных этапов, но были внесены изменения в финальный отрезок: в выбранных городах организовывался один финал и каждый из финалов проводился в два дня. Занятое спортсменом в каждый из дней место определяло количество его зачётных баллов. Подытоженные в конце сезона баллы выявляли призёра.
C 2012 года принципы Гран-при сохранились, но принимались во внимание исключительно заездные баллы, а также, идентичная гаревому Гран-при система двух полуфиналов для восьмёрки лучших гонщиков и финала. Разница лишь в том, что полученные в финале очки не удваивались.
Насколько опасно заниматься спидвеем?
Спидвеей – это поистине мужская спортивная дисциплина. Травмы здесь неизбежны – это действительно опасный вид спорта. Гонщик может потерять управление в результате столкновения с соперником либо в результате слишком резкого захода в поворот и неверно выбранной скорости. Так спортсмен может легко вылететь в ограду. Очень большой риск представляет множество шипов на протекторах, серьезными последствиями может обернуться контакт с ними при падении.
Кроме того, после нескольких заездов трек становится еще более опасным для гонщиков, поскольку он сильно разрушается многочисленными шипами. Конечно, качественная экипировка защищает спортсменов при падениях, но не является страховкой от серьезных травм в целом, например, переломов, сильных ушибов или рваных ран.Однако безопасность в мотоспорте не стоит на месте, и со сравнительно недавнего времени стало обязательным использование надувных бортов и отбойников.
Где самые сильные мотогонщики?
Представители РФ – неоспоримо ведущие в этой дисциплине. В России мотоспорт получает государственную поддержку. В бюджетах многих регионов имеются статьи на содействие соответствующим клубам и школам. В Свердловской области и в Тольятти имеются специальные детско-юношеские школы, где занимаются совсем юные мотогонщики. С пятилетнего возраста они ездят на специальных небольших байках. Здесь они получают первоначальные навыки, затем выбирают один из видов мотоспорта себе по душе.
Многие клубы – бюджетные организации. Клуб обеспечивает гонщика мотоциклом, механиком и заработной платой, оплачивает командировки на состязания. Кроме того, на выделяемые средства закупаются запчасти и все необходимое.
Как таковые тренировки не проводятся. Сборы начинаются в конце ноября, когда проводится предсезонная десятидневная подготовка. Затем начинаются состязания, которые организовываются обычно по выходным дням, а между гонками проходят переезды спортсменов в разные города.
За рубежом клубы отсутствуют, и спортсмены тренируются сами по себе. Они сами приобретают запасные части и собирают мотобайки у себя в автогаражах. Это причина того, что мотоспортом за границей занимается не так много людей, от того и ниже конкуренция.
Чемпионат России – определенно сильнейшие мотогонки в мире. Попасть в пятерку сильнейших на чемпионате России тяжелее, чем оказаться в пятерке сильнейших на Чемпионате мира. И если в Европе гонки организуются раз в год, то в РФ они организуются постоянно. Кроме того, зимние холода наступают здесь раньше, и гонщики из разных стран прибывают сюда на сборы, для участия в состязаниях и, конечно, в целях заимствования опыта российских пилотов.
Немного истории
Самые первые мотогонки, а точнее, гонки с участием мотоциклистов, представляли собой заезды на длинные дистанции, проходившие по трассам общего пользования, соединявшим крупные города. Основной их целью было доказательство того, что лишь недавно увидевший свет мотоцикл, является вполне перспективным транспортным средством. Однако подобным способом привлечь внимание общественности удавалось достаточно плохо: за гонкой просто невозможно было следить. Все, что мог сделать зритель — это в течение нескольких секунд наблюдать за проезжающими мимо участниками и позже ознакомиться с результатами, опубликованными в одной из газет.
Впрочем, общественность все же удалось заинтересовать новой двухколесной машиной и внушительной (по тем временам) скоростью. Настоящий же прорыв в популярности был внезапно связан не с увеличением, а наоборот, с уменьшением масштабов гонок, пришедшимся на 1920-е годы. В дополнение к стремительно развивающимся соревнованиям по мотокроссу, их начали проводить на обычных беговых стадионах или ипподромах — отсюда и относительно небольшая длина круга.
Подобное решение имело достаточно внушительный список преимуществ абсолютно для всех причастных к соревнованиям: от организаторов и гонщиков до зрителей:
- трассы практически не требовали дополнительного оснащения, а значит, организовать заезд было относительно просто,
- простая форма и ровная поверхность трека позволила уверенно наращивать мощности мотоциклов, делая участие более интересным и захватывающим,
- трасса отлично просматривалась с трибун, поэтому зрители могли без труда наблюдать за борьбой гонщиков на протяжении всей гонки,
- заезды были эффектными, но достаточно короткими, чтобы не успеть наскучить.
В итоге все это вылилось в появление так называемого классического спидвея и проведение в 1936 году первого Чемпионата мира, состоявшегося в Лондоне под эгидой Международной федерации мотоциклетных клубов (ФИКМ), В дальнейшем он начал проводиться ежегодно.
Что касается истории спидвея в Советском Союзе, то, несмотря на отставание нашей страны от Европы в плане технического развития, спидвей был весьма популярен. Первый Чемпионат России был проведен на одном из ипподромов Москвы уже в 1920 году. В дальнейшем соревнования были перенесены на футбольные стадионы, а Чемпионат переименован в Кубок Советского Союза. Он проводился до самой Второй мировой, прервавшей развитие мотоциклетного спорта не только в нашей стране, но и по всему миру.
Впрочем, это абсолютно не означает, что к тому моменту спидвей окончательно сформировался и остался неизменным до наших дней. Наоборот, направление и использующаяся в нем техника продолжили развиваться, что привело к появлению новых разновидностей соревнований.