Получение прав на управление мотоциклом: возрастные ограничения, категория, обучение и сдача экзаменов


АвтоЮрайт.рф / Водительские права

Назад

Опубликовано: 31.12.2018

Время на чтение: 5 мин

0

1737

По российским законам любой водитель, выезжающий на дороги, должен иметь соответствующее удостоверение. И не имеет значения, какое количество колес насчитывает ваш транспорт – четыре или всего два. Сравнительно недавно требования к водителям мотоциклов и скутеров были лояльнее. С 2013 года ситуация в корне поменялась и даже водитель скутера обязан пройти обучение в мотошколе.

  • Права на мотоцикл: можно ли обойтись без них?
  • С какого возраста можно управлять мотоциклом
  • Какие категории прав на мотоцикл выделяют в 2021 году Права для мотоцикла с коляской
  • Права на мопед и скутер
  • Требования к водителю
  • Получение прав: специфика
      Документы будущего водителя
  • Порядок оформления водительского удостоверения
  • Сдача экзаменов: поэтапно
  • Когда можно обойтись без специального обучения
  • Как получить права на мотоцикл при наличии категории «В»?
  • Цена вопроса
  • Права на мотоцикл: можно ли обойтись без них?

    Закон непреклонен. Если вы не собираетесь вечно сидеть за рулем велосипеда, а планируете хоть изредка пересаживаться за руль хотя бы мопеда, права необходимы. И это не прихоть инспекторов ГИБДД и мотошкол, желающих «вытянуть» из вас побольше денег.

    Квалифицированный водитель, прошедший обучение, четко знает, как вести себя в той или иной дорожной ситуации. В то время как «бесправный» водитель лишь догадывается о правильности своего поведения на дороге. И хорошо еще, если такое вождение закончится лишь штрафом и изъятием двухколесного коня.

    Даже не надейтесь, что слабенький движок вашего скутера станет смягчающим обстоятельством при встрече с сотрудниками ГИБДД. Возрастные ограничения тоже никто не отменял.

    Зато владельцы кроссовых мотоциклов могут спокойно выдохнуть. Им штрафы и изъятие транспортного средства за езду без прав не грозят. Но до тех пор, пока они остаются на территории спортивных треков.

    Причина «поблажки» простая, кроссовый мотоцикл относится к категории спортивного инвентаря. И до тех пор, пока его обладатель гоняет по грунтовому покрытию треков, он не нарушает никаких правил.

    На чем можно ездить в 14 лет?

    Мальчишки всегда тянутся к технике. Пока они маленькие, они играют в машинки, чуть подрастают – садятся на велосипед или гоняют на самокате. В подростковом же возрасте хочется уже чего-то более серьезного. И если раньше в маленьких городках или в деревнях можно было частенько встретить пацана за рулем мотоцикла, то в наше время с этим всё строго. Выше мы уже говорили о том, что получить права на мотоцикл можно как минимум с 16 лет. Поэтому в 14 лет можно ездить на:

    • велосипеде, в том числе и на электровелосипеде. Права на этот вид транспорта пока не нужны.
    • роликах, самокатах. У этих транспортных средств нет мотора, они управляются за счет моторики человека.
    • электротехнике: гироскутерах и электросамокатах. Эти устройства имеют мотор, но права на них пока не нужны. Водители этого транспорта не приравниваются к пешеходам, а считаются владельцами электромобиля.

    Кстати, можно ездить на мотоцикле эндуро или кроссовом. Только вот без обучения на них ездить совсем не просто. Отдельного внимания заслуживает питбайк, он считается спортивным инвентарем, и права на него не нужны. Но передвигаться на нем можно лишь на специально предназначенных трассах. Поэтому если мальчишка имеет большое желание освоить мотоцикл, родители могут устроить его в мотосекцию (эндуро или мотокросс). К 16 годам в этой секции начинающий байкер приобретет отличный опыт вождения и научится разбираться во многих тонкостях мототехники.

    С какого возраста можно управлять мотоциклом

    Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.

    Скутеры, мопедыОбъем двигателя не выше 50 кубовС 16 лет
    Легкие мотоциклыОбъем двигателя до 125 кубовС 16 лет
    МотоциклыОбъем двигателя больше 125 кубовС 18 лет
    Трициклы, квадроциклыОбъем двигателя от 50 кубовС 18 лет

    Еще по теме: Как взять справку из наркологического диспансера?

    Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.

    Что означает категория А1 в водительском удостоверении в 2021 году?

    Категория А1 в правах даёт возможность управлять легкими мотоциклами. Транспортное средство должно соответствовать следующим характеристикам:

    Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

    • объём двигателя внутреннего сгорания не превышает 125 кубических сантиметров;
    • максимальная мощность не может быть больше 11 кВт.

    Вышеуказанные правила обозначены в статье 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».

    Какие категории прав на мотоцикл выделяют в 2018 году

    Моторынок готов предложить огромный выбор мотоциклов. Как не запутаться в этом многообразии и понять, какая категория нужна для управления тем или иным двухколесным конем? Все решила классификация.

    Так как мотоцикл мотоциклу рознь, то решено было выделить три категории: «М», «А», «А1». Каждая из них дает возможность управлять мотоциклами с различным весом и объемом двигателя.

    Категория «М»
    Появилась в 2013 году
    Объем двигателя не выше 50 кубовМопеды (трициклы, мотороллеры); квадрациклы; мокики; скутеры
    Категория «А1»
    (самая распространенная среди подростков)
    объём двигателя от 50 до 125 кубов;
    максимальная мощность – до 11 кВт.
    Легкие мотоциклы
    Категория «А»объём двигателя до 125 кубов;
    масса ТС в снаряжённом состоянии до 400 кг
    Мотоциклы

    Если будущий водитель уже перешагнул 18-летний рубеж, имеет смысл выучиться на категорию «А». В этом случае «М» и «А1» будут проставлены ему в качестве бонусов. До знаменательной даты далеко, а за руль очень хочется, выбирайте «М» или «А1» – в зависимости от вашего транспорта.

    Права для мотоцикла с коляской

    Планируете прикупить мотоцикл с коляской? Поспешите обзавестись правами категории «А». Для собственной безопасности, не поленитесь взять пару уроков езды на таком мотоцикле.

    Этот вид транспорта имеет кардинальное отличие от своего двухколесного собрата. Из-за коляски с одного бока он занимает куда больше места на дороге. А это требует особой привычки.

    Права на мопед и скутер

    Появление категории «М» облегчило жизнь владельцам скутеров и мопедов. Достигнув 16 лет, пройдите обучение в мотошколе и беспрепятственно ездите на легковесном транспорте.

    Если водитель проходил обучение на категорию «А», то «М» проставляется автоматически. Что дает право садиться за руль легкого скутера.

    Наложение штрафов

    При нарушении правил перевозки действующее законодательство предусматривает следующие меры наказания:

    • наличие механических или нормативных повреждений предусматривает начисление штрафа в размере 500 рублей и последующий арест транспорта;
    • транспортировка детей и водителя без шлема карается штрафом в 1000 рублей;
    • передвижение на транспорте с ребёнком без наличия водительских прав облагается штрафом в размере 2500 рублей или же лишением права на вождение в установленные сроки;
    • управление транспортом без прав предполагает оплату штрафа в размере 5000 рублей, арест на 15 суток и снятие транспорта с регистрации;
    • осуществление перевозки детей, которые не закреплены ремнями безопасности, назначают штраф в размере 500–1000 рублей.

    Дети в возрасте до 12 лет должны быть зафиксированы ремнями безопасности, чтобы во время движения транспорта не возникло каких-либо непредвиденных ситуаций.

    Читайте, что бывает за езду без прав после лишения.

    А по ссылке статья «Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере».

    Требования к водителю

    • Будущий водитель должен быть здоров, соответствующую справку получают до начала учебных курсов. Будет обидно пройти курс в мотошколе и оказаться негодным по здоровью.

    Проходя медосмотр предупредите медицинскую комиссию о желании открыть категорию «М». Если этого не сделать, категория не появится в ваших правах. Управлять мопедом вы не сможете.

    • Достижение определенного возраста – каждая категория имеет возрастные параметры;
    • Прохождение обучения в мотошколе, соответствующее необходимой категории.

    Получение прав: специфика

    Для получения прав на мотоцикл вам не придется сдавать традиционный для получения любых других прав экзамен по городу. В случае с мотоциклом инспекторы ГИБДД ограничиваются проверкой теоретических знаний правил ДД. Проверка практических навыков проходит в условиях специальных полигонов и площадок.

    До тех пор, пока новоявленный мотоциклист не сдаст теоретический курс, к практическим испытаниям он допущен не будет. Пересдача теории в случае провала допускается через 2 недели.

    Часть школ отказывается от набора на курсы по обучению езды на мотоцикле в зимнее время года. Связано это со сложностью дорожных условий. Трудно научить неопытного водителя всем тонкостям вождения на скользкой дороге.

    Документы будущего водителя

    До тех пор, пока претендент на получение прав не сдаст полный пакет документов, к учебе он попросту не будет допущен.

    • Копия паспорта.
    • Справка с заключением от медкомиссии.
    • 2 фотографии 3х4.
    • Заявление.
    • Документ, подтверждающий факт успешного обучения в мотошколе.
    • Платежка за внесение госпошлины.
    • Согласие от родителей – если будущий мотоциклист не достиг 18-летнего возраста.

    Порядок оформления водительского удостоверения

    Эта процедура тоже имеет свой ход развития событий.

    • Проверка подлинности каждой бумажки – будьте уверены, шанс с фальшивыми документами здесь точно не «прокатит»;
    • Претендент на получение прав получает допуск к испытаниям;
    • Первый этап экзаменов – теория;
    • Второй этап– практика на специальном полигоне;
    • Получение водительских прав.

    Сдача экзаменов: поэтапно

    Экзамен делится на два самостоятельных блока: теоретический и практический. Первый предполагает проверку теоретической базы и правил. Второй нацелен выявить практические умения и навыки.

    Сдача теоретической части проходит целиком в компьютерном варианте. В ходе проверки на знание ПДД испытуемый отвечает на 20 вопросов. Идеально, если количество ошибок равно нолю.

    На испытание отводится 20 минут времени – по минуте на вопрос. При одной допущенной ошибке, ко времени прибавляется еще 5 минут. За эти минуты нужно ответить на дополнительные 5 вопросов из блока, где допущена ошибка.

    При допущении ошибок на 2 вопроса ко времени добавляется 10 минут и 10 вопросов. При промахе на 3 вопроса – экзаменуемый отправляется на пересдачу.

    Практическая сторона экзамена проходит на свежем воздухе – на полигоне. Здесь все как в школе, за ошибку – минус к итоговой отметке. Достаточно набрать 4 штрафных балла, чтобы «загреметь» на пересдачу.

    Минус 1 балл за:

    • неподанный рукой предупреждающий сигнал о планируемом торможении;
    • позднее торможение перед стоп-линией;
    • не включенный ближний свет огней.

    Минус 3 балла за:

    • заглохший двигатель в начале экзамена;
    • несвоевременное переключение с повышенной передачи на пониженную, и наоборот;
    • игнорирование нейтральной передачи в момент длительной остановки мотоцикла;
    • несвоевременное предупреждение о поворотах.

    Минус 5 баллов за:

    • заезд и переезд стоп-линии;
    • касание земли ногой;
    • наезд на оградительный знак;
    • игнорирование левого поворотного сигнала;
    • значительный недоезд до стоп-линии.

    При успешном прохождении всех испытаний ученик переходит в категорию «водитель». Теперь осталось лишь получить долгожданные права соответствующей категории.

    Срок действия мотоциклетных прав тот же, что и у автомобильных – 10 лет.

    Практическая часть экзамена

    Необходимо чтобы мотоцикл, на котором кандидат на права будет показывать инструктору навыки вождения, отвечал требованиями техники безопасности. Иначе транспортное средство не допустят до экзамена.

    Для адаптации к транспортному средству водителю перед началом экзамена разрешается 2 минуты проехать по площадке, что в общую систему оценки не засчитывается.

    Практическая часть для кандидатов в мотоциклисты состоит из нескольких упражнений, порядок показа которых определяется экзаменатором.

    После выполнения одного упражнения экзаменуемый, не заглушая двигателя, светом фары сообщает инструктору о том, что готов выполнить следующее.

    При невыполнении одного упражнение из всех дается возможность его повторить. Если при повторе опять случилась неудача, считается, что экзамен не сдан.

    Если по какой-то причине экзаменуемый отказался сдавать экзамен до его начала, то экзаменатор разрешает ему сдавать экзамен в другой день.

    Если вы не сдали теоретическую часть экзамена, то пересдача может быть назначена не раньше, чем через семь дней. Закон не ограничивает количество пересдач теории, но практический экзамен раз в неделю можно сдавать только три раза, а потом пересдача может быть назначена лишь через 30 дней.

    Следует запомнить, что если вы не справитесь с практическим экзаменом за 6 месяцев, то теоретический экзамен придется сдавать снова.

    Когда можно обойтись без специального обучения

    От обязательного обучения в мотошколе можно «отвертеться». Но если будущий водитель не планирует управлять транспортом свыше 50 кубов. Хватит уже имеющихся прав с любой категорией.

    Если водитель не успел обзавестись водительским удостоверением, то обучение в мотошколе обойти не удастся. Потребуется лишь определиться с получаемой категорией.

    Не любите переплачивать, но хотите иметь категорию «М» в своем арсенале? Экономьте, «открывайте» категорию «А» и выше, и «М» вам предоставят в качестве бонуса. Сдавать дополнительных экзаменов не потребуется.

    Сдавать и получать — разные понятия

    Нужно понимать разницу между терминами «сдавать экзамены на права» и «получать водительское удостоверение» — в российском законодательстве это не одно и то же. Даже отменные знания теории правил дорожного движения, и хорошие навыки в управлении транспортным средством в разных условиях не гарантируют возможность получения прав в тот же день.

    Еще больше временной разрыв может быть между обучением вождению и сдачей на права. Например, российским законами никак не регламентируется возраст, в котором парень или девушка может начать изучать теорию ПДД. Психологи и педагоги полагают, что лучше всего такая информация запоминается в 7-8 лет. Значит ученики начальной школы могут купить карманную книгу с правилами дорожного движения РФ и учиться, а потом лишь следить за изменениями и вносить коррективы в знания. Однако начать обучаться в автошколе можно гораздо позже.

    Читайте подробнее: почему нельзя сдать на права без обучения в автошколе.

    Как получить права на мотоцикл при наличии категории «В»?

    Открытая категория «В» не дает своему владельцу право на управление мотоциклом свыше 50 кубиков. Придется снова садиться за парту и заново проходить правила ДД. Только после успешной сдачи устной части экзамена водитель будет допущен к практической.

    Кого-то такой подход возмутит – зачем учить правила, все это пройдено. Дело не в самих ПДД, а в специфике управления мотоциклом. Управление автомобилем сильно отличается от езды на двухколесном транспорте.

    Впрочем, если чувствуете в себе силы, посещать мотошколу не обязательно. Отрабатывать навыки езды на мотоцикле самостоятельно. Но где гарантия, что вы выполняете все элементы правильно?

    Все же стоит перестраховаться и взять пару-тройку уроков у опытного водителя-инструктора. Он доходчиво объяснит требования на экзаменах.

    Как правильно перевозить детей в автомобиле

    Все автомобили оснащены страховочными устройствами, но они рассчитаны на физические данные взрослого человека. Это объясняет требование, возить детей в авто только применяя спецустройства, другими словами автокресла или автолюльки.

    До 2021 года это правило распространялось на дошкольников и подростков до 12 лет, на сегодняшний день минимальный возрастное ограничение сократили до 7 лет. Для возрастной категории с 7 до 12 лет введены в действие новые, расширенные требования перевозки. Главное осталось неизменным: перевозить малолеток, держа их на руках, запрещено.

    Главное, что добавили к правилам:

    • требование о соответствии физических показателей (вес, рост) выбранным креслам безопасности;
    • разрешение о провозе детей в кабине грузовых машин;
    • запрет на проезд на мотоцикле гражданам моложе 12 лет;
    • заднее посадочное место невозможно для подростков.

    Разберем все новые правила по возрастным категориям, что бы каждый родитель нашел здесь нужную информацию.

    Грудные дети до года

    Грудных пассажиров перевозят в особенном устройстве, которые называется автолюлька. Их следует приобретать соответственно весу и роста младенца, они есть для малышей 10-ти, 15-ти и даже 20-ти кг. Возрастная маркировка на них проставлена 0 или 0+.

    Внутри люльки малыш находится лежа – эта поза максимально безопасна, так полностью отсутствует нагрузка на неокрепший скелет и шею младенца. В этом положении он защищен от сильных боковых толчков и резкого торможения.

    Что бы обеспечить максимальную безопасность грудному малышу его укладывают вдоль сидения, сзади автомобиля. Не запрещается перевозить грудничка на сидении рядом с водителем, но уложить малыша следует спиной к лобовому стеклу.

    Так возят деток до 6 месяцев, когда ребенок научится сидеть, его можно сажать в детское автомобильное кресло. В нем он страхуется ремнями безопасности. Само удерживающее кресло, согласно инструкции, закрепляют в автомобиле.

    Цена вопроса

    Здесь все индивидуально. Есть несколько факторов, существенно влияющих на итоговую сумму обучения.

    • Регион – обучение в крупном городе будет стоить на порядок дороже, чем в небольшом провинциальном городке.
    • Учебное заведение – чем больше регалий у школы, тем дороже услуги ее преподавателей.
    • Медицинское учреждение, где получена справка.

    Единственная «незыблема» цифра – госпошлина за получение прав. Она едина для всех регионов и не зависит от мастерства педагогов.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]