Среди лучших российских мотогонщиков лидируют женщины и подростки

Какой русский не любит быстрой езды. Все мужчины, начиная с малых лет, мечтают сначала о велосипеде, затем мопеде и в конечном итоге автомобиле на котором он будет покорять дороги всего мира. Но первая любовь, а у большинства автолюбителей и единственная остается на всю жизнь. Речь идет, конечно, о мотоциклах, с которых начинается путь в мир техники практически каждого взрослого мужчины. О счастливчиках, которым удается совместить свою любовь к скорости, драйву и мотоциклам на протяжении всей жизни мы и узнаем.

Люди, оставившие свой след в мотоспорте на все времена и на которых мечтают быть похожи десятки миллионов юношей со всего земного шара. Самые знаменитые мотогонщики, в истории спорта, информация об их карьере, достижениях и результатах показанных на спортивных аренах и трассах всего мира. У каждого это список может выглядеть по-разному. Наши лидеры перед вами.

Джакомо Агостини (Италия)


Не только чудесный мотогонщик, но и один из немногих людей в мире, участник гонок Формулы 1, его пригласили принять участие в выставочной гонке за штурвалом формульного болида команды Уильямс. На протяжении 17 лет своей карьеры добился выдающихся результатов в гонках мотоциклах. Титулы Агостини говорят сами за себя: 311 викторий во всех соревнованиях, в которых принял участие «Божественный Аго». Непревзойденный рекорд уже на протяжении 38 лет по числу побед в Гран-при, великий итальянец победил в 122 стартах.

Невозможно сосчитать число различных титулов и призов за всю долгую карьеру «Аго». Выделяются национальные трофеи, которых 18 в коллекции Джакомо, и 15 мировых первенств покорившихся сильнейшему мотогонщику в истории спорта. Закончил свои выступления итальянец в 1977 году на трассе в Англии.

МОТОГОНЩИКИ

В истории Великой Отечественной войны спортсмены-мотогонщики стоят особняком. Рассказывая о спортсменах-героях даже в сугубо автомобильном издании, никак нельзя не упомянуть о тех, кто воевал на передовой и чьи усилия имели одно из важнейших значений для всего хода войны.

Многие мотоспортсмены ушли на фронт и пополнили ряды действующей армии в разных специальностях: связисты и разведчики, артиллеристы и водители, но большое число этих спортсменов воевали в отрядах Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН) и в мотоциклетных полках. Быстрые, мобильные, они брали на себя выполнение порой самых невозможных задач, а тем временем Московский автомотоклуб готовил все новых и новых специалистов. Многие из них погибли в первые же месяцы, но те, кто выжил, в конце 1943 года, после перелома в ходе войны, были демобилизованы. Такое решение об отзыве всех мастеров и заслуженных мастеров спорта было принято, чтобы сохранить лучших спортсменов страны.

Уже в 1943 году было проведено несколько соревнований по мотоспорту, в том числе и среди гонщиков в военных частях. Спортивная жизнь начала понемногу возрождаться.

Я расскажу вам об известных мотогонщиках, внесших самый значительный вклад в развитие мотоспорта в СССР.

Бучин Александр Николаевич (02.02.1917 — 26.06.2009), Тула

Участник Финской войны, Великой Отечественной войны, кавалер орденов Красного знамени, Отечественной войны, Красной звезды и других государственных наград. Мастер спорта, трехкратный рекордсмен СССР, чемпион Москвы, призер первенства ВС СССР. Автор книги «17 000 километров с Г. К. Жуковым».

Александр Бучин — потомственный автомобилист. Его отец в начале ХХ века работал механиком во Франции по приглашению Peugeot и даже участвовал в гонках «Париж — Бордо». Его история стала хорошим примером для сыновей.

После переезда с семьей в Москву Александр Николаевич устроился работать шофером в НКВД и одновременно начал заниматься мотоспортом в обществе «Динамо». В 1938 году призван на регулярную военную службу, а в 1940-м ушел водителем на Финскую войну. Он управлял уникальным грузовым вездеходом ЗИС-33 с лыжами на передних колесах и полугусеницами на задних.

После демобилизации стал заниматься мотокроссом, показывал хорошие результаты, но в начале Великой Отечественной войны был призван на фронт.

Почти всю войну Александр Николаевич работал шофером маршала Жукова и прошел с ним все сражения до самого Рейхстага.

После демобилизации выступал в соревнованиях по мотоспорту, работал также инструктором команды ВВС МВО. В 1950 году был арестован как соратник Жукова, доставлен в тюрьму на Лубянку, а затем репрессирован и отправлен по этапу на лесозаготовки. В 1953 году был амнистирован и реабилитирован.

По возвращении домой устроился водителем в «Совтрансавто» и ушел на пенсию только в 1992 году.

Бучин Сергей Николаевич (1909 — 13.06.1942), Тула

Участник Великой Отечественной войны, заслуженный мастер спорта, чемпион и рекордсмен СССР.

Сергей Николаевич — старший брат Александра Бучина. В молодости работал почтальоном на мотоцикле, затем поступил шофером в один из гаражей НКВД, чтобы быть ближе к технике.

В довоенные годы соревновался на мотоцикле, специально сконструированном для него Олегом Кучеренко, принимал участие в многочисленных рекордных заездах. Зимой 1937 года придумал соревнования мотоциклистов на льду стадиона «Динамо» и участвовал в них. В конце заездов он продемонстрировал удивительный по тем временам трюк: проехал мимо трибун, стоя на мотоцикле.

Летом 1937 года принял участие в первенстве СССР по мотоспорту, выиграл скоростную гонку на 300 км. В том же году выступил на открытии Всесоюзного парада физкультурников на Красной площади.

Скончался 13 июня 1942 года от травм, полученных в автокатастрофе.

Грингаут Евгений Иосифович (30.09.1915 — 28.03.1974), Москва

Участник Великой Отечественной войны, партизан, кавалер ордена Красной Звезды. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, многократный чемпион СССР по мотоспорту, рекордсмен. Автор книг «Мотоциклетные кольцевые гонки», «Борьба за скорость».

Еще до войны Евгений Грингаут выступал в соревнованиях по мотогонкам и в 1937 году стал чемпионом СССР в классе 750 см³ «Национальный». Войну прошел партизаном, был награжден орденом Красной Звезды.

После войны вернулся в мотоспорт. Выступал в кольцевых мотогонках за общество «Трудовые резервы» на мотоциклах БМВ-Р51, ГМЗ-М80, ГМЭ-М35.

Начиная с 1946 года участвовал в линейных и кольцевых гонках, неоднократно становился чемпионом страны в различных классах.

Евгений Грингаут летом 1947 года на ГМЗ М-80 установил рекорд скорости в СССР на мотоцикле М-80 без обтекателя мощностью 40 л.с. —172 км/ч.

Карнеев Владимир Иванович (16.01.1913 — 28.11.2007), Саранск

Участник Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы и обороны Москвы, кавалер ордена Отечественной войны II степени. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, шестикратный чемпион СССР по мотокроссу, спортивный комментатор. Автор многих книг про мотогонки.

В 1932 году Владимир Карнеев окончил Московский автодорожный механический техникум и занимался в мотосекции общества «Локомотив». В 1938 году, подменяя одного из гонщиков, выбывшего из соревнований из-за травмы, выиграл подряд две гонки, после чего стал активно заниматься мотоспортом. С 1940 года выступал за «Динамо».

За время своей спортивной карьеры выступал во всех дисциплинах мотогонок: мотокроссе, шоссейных линейных и кольцевых гонках, ипподроме, летнем спидвее, гонках на льду.

Во время войны Карнеев служил связным мотоциклистом в автотранспортном полку. В 1943 году после ранения был направлен в Москву для создания команды спортсменов.

В 1949-м возглавляет мотоциклетную команду ВВС, участвует в соревнованиях и учится в Ленинградском военном институте физкультуры и спорта на кафедре мотоспорта. Занимается конструкторской деятельностью.

С 1954 года работал заместителем председателя Федерации мотоспорта Москвы и трекового комитета Мотофедерации России. В этом же году был назначен первым тренером сборной России по мотоспорту.

Косматов Евгений Степанович (28.08.1927 — ?), дер. Старая Толковка, Пензенская область

Участник Великой Отечественной войны, водитель, связист. Заслуженный мастер спорта СССР. 11-кратный чемпион СССР на мотоциклах с колясками, двукратный победитель Международных многодневных соревнований FIM.

После окончания фабрично-заводского училища в возрасте 17 лет Евгений Косматов пошел добровольцем на фронт. Он получил направление на Минский завод по ремонту военной техники, в том числе и мотоциклов, где и научился на них ездить.

Позже Косматова перевели в роту связи, где он работал на мотоцикле с коляской, а затем он оказывается в штабе дивизии под началом Павла Разживина, ставшего после войны старшим тренером клуба «Динамо».

После демобилизации Евгений Косматов начинает участвовать в многочисленных соревнованиях как на одиночных мотоциклах, так и с коляской. В 1950 году он выигрывает чемпионат Москвы и получает звание мастера спорта. За последующие годы (1951–1961) Косматов 11 раз побеждает в чемпионатах страны.

В 1965 году Евгений Степанович возглавляет мотокоманду на базе Института нефти и газа, которая становится одной из сильнейших в классе мотоциклов с колясками. Впоследствии сборная команда Москвы под его руководством становится двукратным чемпионом СССР.

Король Юрий Францевич (21.02.1921 — 30.01.2007), Москва

Участник Великой Отечественной войны, заслуженный мастер спорта, многократный чемпион СССР по мотокроссу, ветеран ОМСБОН.

Юрий Король занимался мотоспортом еще до начала войны. В 1941 году ушел добровольцем на фронт, прошел войну в отдельном мотострелковом батальоне особого назначения (ОМСБОН), служил связистом. В конце войны едва не умер от тифа.

После демобилизации вернулся в мотоспорт, активно занимался мотокроссом, принимал участие в различных соревнованиях, стал многократным чемпионом СССР по мотокроссу.

Красовский Александр Федорович (09.08.1908 — 29.06.1984), Москва

Участник Великой Отечественной войны, 14-кратный чемпион Белорусской ССР по мотоспорту, бронзовый призер чемпионата СССР по кольцевым автогонкам 1958 года, мастер спорта по автомобильному и мотоциклетному спорту.

Александр Красовский с самого детства увлекался техникой и в 14 лет устроился на работу в авторемонтные мастерские. В 1934 году впервые принял участие в мотогонках, организованных Московским автомотоклубом. В 1937-м стал чемпионом СССР по прыжкам на мотоцикле с трамплина.

В 1941 году сразу после свадьбы был призван на фронт в Белостоке, участвовал в сопротивлении, был ранен, попал в плен, оказался в лагерях, бежал, был снова пойман. Освободили его только в 1945 году.

После войны остался в Бресте, возглавил там автомотоклуб и стал готовить спортсменов. Александр Федорович сам участвовал почти во всех соревнованиях, стал серебряным призером чемпионата СССР; 14 раз выиграл чемпионаты Белорусской ССР по различным видам мотоспорта. Получил звание мастера спорта.

В 1956 году переходит в автогонки, строит автомобили собственной конструкции, на которых и выступает. В 1958 году становится бронзовым призером чемпионата СССР и получает звание мастера спорта по автомобильному спорту. В последующие годы выступает в различных классах машин — от формулы «Юниор» до картинга и кузовных автомобилей, но после аварии на «Невском кольце» прекращает участие в гонках. Далее занимался организацией автомобильных соревнований, в том числе и «звездного старта» в Минске ралли «Монте-Карло».

Озолина Ирина Янисовна (31.08.1917 — 06.07.1983), Петроград

Участник Великой Отечественной войны, заслуженный мастер спорта СССР, 18-кратная чемпионка СССР по мотоспорту, многократная рекордсменка СССР, призер международных соревнований.

Ирина Янисовна закончила кинооператорский факультет ГИТИСа, где и научилась ездить на мотоцикле. Во время войны работала в тылу на моторемонтном заводе.

После возобновления соревнований по мотоспорту в 1944 году участвовала в первенстве СССР по мотокроссу. Свой первый титул чемпиона СССР по мотокроссу в классе до 350 см³ взяла в 1945 году и удерживала его вплоть до 1952 года.

Ирина Озолина — многократная рекордсменка СССР, победительница многочисленных соревнований по шоссейным гонкам и по мотокроссу среди женщин в классе мотоциклов до 350 см³, призер многих международных соревнований.

В 1957 году вступила в ДСО «Динамо», занималась тренерской работой. Позже была приглашена в МАДИ для занятий мотоспортом, создала команду, которая становилась победителем различных соревнований.

Шахматов Федор Владимирович (07.11.1923 — 05.10.2002), Одесса

Участник Великой Отечественной войны, 15-кратный чемпион СССР и Украины по автомотоспорту, заслуженный тренер Украины и Беларуси.

Права на вождение мотоцикла получил еще до войны и в 16 лет стал победителем мотопробега «Одесса — Николаев».

В самом начале войны Федор Шахматов ушел добровольцем на фронт — в комендантскую роту штаба Отдельной Приморской армии, оборонявшей Одессу. Федора называли «летучим связным» — на его мотоцикле «Красный октябрь».

После войны получил звание мастера спорта, стал преподавателем в автошколе в Одессе. В 1950 году получил предложение попробовать себя в аттракционе «Шар смелости», где гонял внутри огромного сетчатого шара на мотоцикле. Шахматов и после этого исполнял многие опасные трюки, в том числе спуск по Потемкинской лестнице на мотоцикле.

Позже Федора Владимировича пригласили стать главным испытателем мотоциклов на Серпуховском мотозаводе в Москве. К этому моменту он уже был чемпионом области, Украины и СССР по мотоциклетному спорту.

Шахматов стал тем человеком, кто доставил Никите Хрущеву подарок — мотоцикл — от канцлера Германии, и он же учил генсека на нем ездить.

В 1963 году Федор Шахматов принял участие в первом чемпионате Советского Союза по картингу. За свою жизнь он стал 15-кратным чемпионом СССР и Украины по мотоспорту, мастером спорта СССР по картингу, неоднократным чемпионом международных первенств, членом сборной страны по спидвею, призером гонок на картинге по льду, парашютистом, планеристом, любителем велоспорта.

Федор Владимирович сыграл две кинороли: почтальона в фильме «Тимур и его команда» (1976) и гонщика в фильме «Рассказы о Кешке и его друзьях» (1974). Был дублером Олега Стриженова в фильме «Мертвая петля».

Вот и другие имена знаменитых мотоспортсменов — героев Великой Отечественной войны: Михаил Громыхалин, Виктор Кулаков, Николай Шумилкин, Александр Новиков, Владимир Озеревский, Юрий Христофоров, Александр Разоренов, Борис Герольский, Василий Павлов, Петр Гусаков, Андрей Иваненко, Степан Абрамов, Юрий Абрамов, Павел Севастьянов, Павел Баранов, Михаил Филин, Рауль Губайдулин, Лидия Свиридова, Ара Туманян и другие.

Мы вас не забудем!

Валентино Росси (Италия)


Символ современного мотоспорта итальянец со звучным прозвищем «Доктор» уже на протяжении 19 лет блистает на небосклоне гоночного спорта. За свою длинную карьеру Росси одержал 111 побед и набрал более 5000 зачетных очков в чемпионате, что больше чем у ближайшего преследователя на две тысячи баллов. Обладатель огромного количества впечатляющих рекордов и титулов. Девятикратный король гоночных трасс чемпион мира, первый мотогонщик который смог одержать победу во всех имеющихся на данный момент уровнях супер класса. И сейчас в довольно солидном возрасте для гонщика не утратил жажды борьбы и побед, продолжая свою неповторимую карьеру.

Майкл Дуэн (Австралия)


Австралиец один из ярчайших спортсменов в мотогонках конца XX века. За 10 лет в большом спорте стал пятикратным триумфатором мировых первенств мира. За карьеру одержал 54 победы и 95 раз финишировал в тройке сильнейших. Карьера началась и завершилась на Гран-при Японии, только между этими стартами прошло десять лет борьбы, гонок, поражений и побед, как в жизненных, так и спортивных.

Топ 10 лучших мотогонщиков в мире

Высокая скорость, рев мотора и никаких преград: только ветер впереди. Ни с чем несравнимое ощущение свободы и полета дарит мотоцикл. Некоторые юноши настолько влюбляются в это чувство, что навсегда решают связать свою судьбу с байками. И становятся легендами на десятилетия.

1Джакомо Агостини


Выступал в соревнованиях на протяжении 17 лет. За это время накопил 311 побед в соревнованиях различных уровней. Из них 122 «золота» на Гран-при. Этот рекорд до сих пор остается непревзойденным. Также на его счету 15 побед на чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым гонкам. Кроме мотогонщика Джакомо Агостини выступал в качестве пилота на гонках Формулы-1.

2Валентино Росси


Еще один знаменитый итальянец. За годы выступлений спортсмен 9 раз побеждал на чемпионатах мира. Взял первые места на всех соревнованиях уровня супер класса. Благодаря своему мастерству заслужил почетное прозвище «Доктор». В настоящее время выступает за команду Yamaha, стабильно хорошо финиширует, хоть и находится в солидном для гонщика возрасте. На счету у Росси свыше 100 побед.

3Майкл Хэйлвуд


Спортсмен, который успешно выступал на автомобильных и мотогонках. 9 раз становился чемпионом мира в шоссейно-кольцевых гонках на мотоциклах, в качестве пилота выступал в Формуле-1 и одной из самых тяжелых гонок – 24 часа Ле-Мана. К сожалению, он погиб в 41 год. Хотя, возможно, он еще смог бы одержать не одну победу на байке или болиде.

4Майкл Дуэн


Этот представитель Австралии стал одним из самых ярких и запоминающихся в жизни мотогонок прошлого века. За 10 лет выступлений Дуэн успел одержать 54 победы. Начал и завершил он свою карьеру на Гран-при Японии.
5 Эдди Лоусон


Лоусон всегда следовал принципу: только победа. И он побеждал везде, где выступал. Однако из-за непродолжительной карьеры он не успел в полной мере раскрыть свой талант. Поэтому результат несколько скромнее, чем у предшественников: 4 «золота» на чемпионатах мира.
6Анхель Ньето


Испанец начал профессиональную карьеру в 17 лет. Выступал на протяжении 22 лет. За это время он успел стать 13-кратным чемпионом мира, всего ему удалось одержать 90 викторий. Длительный успешные выступления сделали из Анхеля настоящую легенду спорта.

7Джон Сертис


Британец, единственный гонщик, который сумел стать победителем и в чемпионатах мира по мотогонкам и на Гран-при Формулы-1. На байке он 7 раз покорял чемпионаты, за рулем болида он брал «золото» 1 раз.

8Стефан Эвертс


Мотогонки – семейное увлечение Эвертсов. Отец Стефана также был профессиональным мотогонщиком, но сын сумел выйти из его тени и превзойти по всем показателям. Стефан был одним из самых молодых чемпионов мира – впервые он поднял золотой кубок в 19 лет. Этот успех он повторил еще 9 раз за 20-летнюю карьеру. Сейчас у Стефана подрастает сын, возможно, что мальчик продолжит прославлять семейство Эвертсов на спортивном поприще.

9Марк Маркес


Одна из действующих легенд мотоспорта. В свои 26 лет испанец уже стал 7-кратным чемпионом мира и уверенно идет к следующим победам. Если учесть, что гонщики завершают свои карьеры в возрасте примерно 40 лет, то велика вероятность, что он «подвинет» великого Аго с первого места, превзойдет итальянца по всем показателям и станет величайшим мотогонщиком всех времен.

10Хорхе Лоренсо


Испанец, который в 32 года успел взять 5 золотых наград на чемпионатах мира. Лоренсо выступает за команду Honda. Его карьера в самом разгаре, возможно, мы его еще не раз увидим на пьедесталах почета.

Майк Хэйлвуд (Великобритания) (1940-1981)


Легендарный англичанин Хэйлвуд ворвался в элиту национального чемпионата, а с ним и мирового мотогоночного спорта всего за один год. Он был гонщиком от бога, завоевав девять чемпионских титулов в гонках на мотоциклах. В своей карьере он 76 раз первым пересекал финишную ленту, а всего побывал на пьедестале почета 112 раз. Но этого ему показалось мало, и Майк отправился покорять бескрайние просторы автоспорта и сразу в высшую лигу этих соревнований Формулу 1. В автоспорте британец не затерялся и принял участие в 50 формульных Гран-при. Чемпион по своей натуре Хэйлвуд мог достичь гораздо большего, как в спорте, так и жизни, если бы не несчастный случай, оборвавший его жизнь в сорок один год.

MotoGP

Никогда не интересовался вопросом, кто же самый титулованный гонщик в мире. Мы все знаем Валентино Росси, но даже такой великий человек, живая легенда далек от первой строчки. Я нашел список самых титулованных гонщиков, которые участвовали в гонках под руководством федерации FIM. Сюда входят дорожные гонки, мотокросс, триал, эндуро и трековые гонки.
1. Джакомо Агостини (Giacomo Agostini, Италия) — 15 титулов в гонках Гран При • 7 в 350сс (1968-1974) • 8 в 500сс (1966-1972, 1975)

2. Анхель Нието (Angel Nieto, Испания) — 13 титулов в гонках Гран При • 6 в 50сс (1969, 1970, 1972, 1975-1977) • 7 в 125сс (1971, 1972, 1979, 1981-1984)

3. Юхи Салминена (Juha Salminen, Финлядния) — 12 титулов в Эндуро • 2 в 125cc (1999, 2000) • 1 в 250cc (2001) • 1 в 400cc (2002) • 1 в свыше 500cc (2003) • 1 в E2 (2004) • 1 в E1 (2007) • 5 в общем классе (2000 — 2004)

4. Майк Хейлвуд (Mike Hailwood, Великобритания) — Гран При, TTF-1 — 10 титулов • 3 в 250cc (1961, 1966, 1967) • 2 в 350cc (1966, 1967) • 4 в 500cc (1962-1965) • 1 в TTF-1 (1978)

5. Стефан Эвертс (Stefan Everts, Бельгия) — Мотокросс, 10 титулов • 1 в 125cc (1991) • 3 в 250cc (1995-1997) • 2 в 500cc (2001, 2002) • 4 в MX1 (2003-2006)

6. Валентино Росси (Valentino Rossi, Италия) — Гран При, 9 титулов • 1 в 125cc (1997) • 1 в 250cc (1999) • 1 в 500cc (2001) • 6 в MotoGP (2002-2005, 2008, 2009)

7. Карло Уббиали (Carlo Ubbiali, Италия) — Гран При, 9 титулов • 6 в 125cc (1951, 1955, 1956, 1958-1960) • 3 в 250cc (1956, 1959, 1960)

8. Айвен Мейджер (Ivan Mauger, Новая Зеландия) — Speedway, Long Track — 9 титулов • 6 в Speedway(1968 — 1970, 1972, 1977, 1979) • 3 в Long Track (1971, 1972, 1976)

9. Фил Рид (Phil Read, Великобритания) — Гран При, TTF-1 — 8 титулов • 4 в 250cc (1964, 1965, 1968, 1971) • 1 в 125cc (1968) • 2 в 500cc (1973, 1974) • 1 в TTF-1 (1977)

10. Дуги Лампкин (Dougie Lampkin, Великобритания) — триал, 8 титулов • 7 в Trial (1997-2003) • 1 в Indoor Trial (2001)

11. Герд Рисс (Gerd Riss, Германия) — Long Track, 8 титулов • 1991, 1996, 1999, 2001, 2004, 2007 — 2009

12. Джон Сюртис (John Surtees, Великобритания) — Гран При, 7 титулов • 4 в 500cc (1956, 1958 — 1960) • 3 в 350cc (1958 — 1960)

13. Рольф Биланд (Rolf Biland, Швейцария) — Гран При, 7 титулов • Сайдкар (1978, 1979, 1981, 1983, 1992 — 1994)

14. Карл Фогарти (Carl Fogarty, Великобритания) — SBK, Endurance, TTF-1 — 7 титулов • 4 в Супербайке (1994, 1995, 1998, 1999) • 1 в Endurance (1992) • 2 в TTF-1 (1988, 1989)

15. Даниэль Вилемсен (Daniel Willemsen, Нидерланды) — Sidecar Motocross, 7 титулов • 7 в Sidecar MX (1999, 2003 — 2008)

16. Тони Боу (Toni Bou, Испания) — Trial, Indoor Trial, 7 титулов • 3 в Tria (2007 — 2009) • 4 в Indoor Trial (2007 — 2010)

17. Джорди Тарес (Jordi Tarres, Испания) — Триал, 7 титулов • 7 в Триале (1987, 1989 — 1991, 1993 к 1995)

18. Кари Тиайнен (Kari Tiainen, Финляндия) — Эндуро, 7 титулов • 2 в 250cc (1990, 1991) • 1 в 1250cc (1992) • 4 в по 500cc (1994, 1995, 1997, 2000)

19. Андерс Эрикссон (Швеция) — Enduro — 7 названий • 2 в 350cc (1995, 1996) • 4 в по 500cc (1998, 1999, 2001, 2002) • 1 в 400cc (2003)

20. Джефф Дьюк (Geoff Duke, Великобритания) — Гран При, 6 титулов • 2 в 350cc (1951, 1952) • 4 в 500cc (1951, 1953 — 1955)

21. Джим Рэдман (Jim Redman, Родезия) — Гран При, 6 титулов • 2 в 250cc (1962, 1963) • 4 в 350cc (1962 — 1965)

22. Клаус Эндерс (Klaus Enders, Германия) — Гран При, 6 титулов • 6 в Сайдкаре (1967, 1969, 1970, 1972- 974)

23. Джоель Роберт (el Robert, Бельгия) — Мотокросс, 6 титулов • 6 в 250cc (1964, 1968 — 1972)

24. Адам Рага (Adam Raga, Испания) — Trial, Indoor Trial, 6 титулов • 4 в Indoor Trial (2003 — 2006) • 2 в Триале (2005, 2006)

25. Джованни Сала (Giovanni Sala, Италия) — Эндуро, 6 титулов • 1 в 500cc (1993) • 2 в свыше 175cc (1994, 1995) • 1 в двухтактный 250cc (1998) • 1 в общем классе (1998) • 1 в 400cc (1999)

26. Тони Рикардссон (Tony Rickardsson, Швеция) — Спидвей, 6 титулов • 1994, 1998, 1999, 2001, 2002, 2005

27. Николай Красников (Россия) — Гонки на льду, 6 титулов • 2005 — 2010

28. Мик Дуэйн (Michael Doohan, Австралия) — Гран При, 5 титулов • 5 в 500cc (1994 — 1998)

29. Антон Манг (Anton Mang, Германия) — Гран При, 5 титулов • 3 в 250cc (1980, 1981, 1987) • 2 в 350cc (1981, 1982)

30. Стивен Вебстер (Stephen Webster, Великобритания) — Гран При, 5 титулов • 5 в гонках на мотоциклах с колясках (1987 — 1989, 1991, 2003)

31. Джои Данлопа (Joey Dunlop, Великобритания) — TTF-1, 5 титулов • 1982 — 1986

32. Роже де Косте (Бельгия) — Мотокросс — 5 названий • 5 в 500cc (1971 — 1973, 1975, 1976)

33. Роджер ДеКостер (Roger DeCoster, Бельгия) — Мотокросс, 5 титулов • 2 в 250cc (1980, 1983) • 3 в 500cc (1987, 1991, 1992)

34. Georges Jobé (Бельгия) — Мотокросс, 5 титулов • 2 в 250cc (1980, 1983) • 3 в 500cc (1987, 1991, 1992)

35. Эрик Гебоерс (Eric Geboers, Бельгия) — Мотокросс, 5 титулов • 2в 125cc (1982, 1983) • 1 в 250cc (1987) • 2 в 500cc (1988, 1990)

36. Жоель Сметс (Joël Smets, Бельгия) — Мотокросс, 5 титулов • 5 в 500cc (1995, 1997, 1998, 2000, 2003)

Эдди Лоусон (США)


Карьера Лоусона была не очень долгой, но весьма плодотворной на всевозможные победы и трофеи. Эдди обладатель четырех чемпионских титулов в мотогонках, победитель тридцати одного этапа Гран-при. Американец слишком рано завершил свою гоночную карьеру в возрасте 34 лет, если бы он продолжил свои выступления то, несомненно, мог выиграть еще не один трофей в свой личный музей. Его кредо не только в спорте, но и жизни: только победа второе место не для него.

Анхель Ньето (Испания)


Испанец провел долгие 22 года на гоночных трассах мира, его карьера началась еще на заре мотогок в 1964 году, когда будущей легенде спорта было всего 17 лет. За свою карьеру Анхелю удалось выиграть 12 чемпионских титулов, одержать 90 побед и 139 раз попасть на подиум. В его активе 1782 очка заработанные за всю его славную карьеру. Последний раз за руль гоночного мотоцикла Ньето сел на трассе в Германии в 1986 году. Завершив активные выступления в 39 лет.

Стефан Эвертс (Бельгия)


Последователь своего отца, так же мотогонщика Гарри Эвертса. Стефан превзошел достижения своего папы став десятикратным триумфатором мировых первенств по мотокроссу. Впервые стал чемпионом в юном девятнадцати летнем возрасте, а всего 10 раз выиграл мировую корону и победил в 101 гонке. Завершил свою славную карьеру бельгиец в тридцать четыре года, после чего не оставил увлечение своей жизни мотоспорт. Принимал непосредственное участие в создании нового гоночного мотоцикла. Готовит маленького сына — нового чемпиона семьи Эвертсов, продолжателя семейного дела и возможно суперзвезду будущих соревнований по мотокроссу.

ФУНКЦИОНЕРЫ

Можно много рассказывать про гонщиков и рекордсменов, которые становились главными героями на гоночных трассах мира. Но были и другие люди — они всецело помогали им в этом и почти всегда оказывались за кадром. Это организаторы, тренеры, судьи, ученые, создававшие условия для побед и рекордов. Рассказывая про историю автоспорта в СССР, невозможно не отдать им должное — да и сами спортсмены всегда упоминали, что их достижения были бы невозможны без этих людей.

Афанасьев Леонид Леонидович (13.08.1912 — 05.07.1982), Красноярск

Участник Великой Отечественной войны, ученый в области автомобилестроения, председатель Федерации автомобильного спорта СССР, вице-президент FIA, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, ректор МАДИ.

До Второй мировой войны Леонид Афанасьев участвовал в экспедициях в качестве рабочего. В 1931 году уехал в Москву и поступил в МАДИ, параллельно работал шофером, затем завгаром.

С 1934 года Афанасьев стал принимать активное участие в различных автомотоспортивных мероприятиях, был заведующим автосекцией Автомотоклуба СССР. В проводимых соревнованиях работал судьей, а также в составе технической комиссии.

После окончания института сдал кандидатский минимум по дисциплине «Эксплуатация автотранспорта» и был зачислен ассистентом на кафедру.

Во время Великой Отечественной войны служил в Военно-дорожном управлении и занимался перевозками по «Дороге жизни». С осени 1943 года Леонид Леонидович Афанасьев становится заместителем начальника отдела механизации ДСУ Главного дорожного управления Советской Армии.

После войны Афанасьев вернулся в МАДИ, в 1961 году был назначен ректором института, где прослужил вплоть до 1982 года. В качестве ректора организовал Лабораторию спортивных автомобилей, затем создал Учебно-исследовательский центр МАДИ. Благодаря ему представители МАДИ стали выступать в различных соревнованиях на гоночной технике «МАДИ», занимая призовые места.

Леонид Афанасьев был председателем Научного совета по проблеме «Безопасность дорожного движения» Госкомитета по науке и технике при СМ СССР, за время своей жизни опубликовал около 300 научных работ.

Бюлер Игорь Владимирович (08.11.1922 — 04.09.2012), пос. Райвола, Выборгская губерния

Участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Отечественной войны II степени, награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». Мастер спорта, судья всесоюзной категории, тренер, организатор спортивных событий.

Выступал за ДСО «Спартак», затем стал тренером, старшим тренером. Был назначен заместителем председателя Федерации автомотоспорта Ленинграда. Внес огромный вклад в развитие автомотоспорта в СССР.

В 17 лет Игорь Бюлер уже получил водительские права и начал преподавать мотодело, параллельно работал обкатчиком мотоциклов на Ленинградском мотоциклетном заводе. Впервые принял участие в соревнованиях по мотокроссу 22 июня 1941 года, после чего ушел добровольцем на фронт. Прошел всю войну водителем, вплоть до 1953 года продолжал служить в Военно-транспортной академии, где создал и возглавил мотосекцию, работал тренером и судьей соревнований.

После демобилизации трудился в ДСО «Спартак» и Ленинградском автомотоклубе.

Игорь Владимирович был организатором, командором и главным судьей первых ралли в СССР, в 1956 году был назначен ответственным за проведение первых в стране международных соревнований по автомотоспорту на «Невском кольце». Бюлер — один из инициаторов постройки первого в стране Ленинградского мототрека и создания гоночных автомобилей «Ленинград». Подготовил свыше 40 мастеров спорта.

В 1997 году участвовал в создании «Совета ветеранов автомотоспорта Санкт-Петербурга», был его председателем.

Густешов Варлен Дмитриевич (18.03.1929 — 12.12.2004), Тульчин, Винницкая область

Участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Отечественной войны II степени. Заслуженный тренер СССР, судья всесоюзной категории, председатель Всесоюзного комитета и Московского комитета картинга. Работал тренером сборной Москвы по картингу.

В 13 лет Варлен Густешов удрал из эвакуации в Ташкенте на фронт к отцу, воевал с ним в качестве «сына полка», имел награды за боевые действия. После войны был направлен в военное училище Верховного совета.

Варлен с детства любил технику, умел ездить на мотоцикле, после войны выезжал на соревнования в качестве тренера по ипподромным мотогонкам. С 50-х годов принимал участие в судейской деятельности, курировал направление картинга. Позже был выбран председателем Московского комитета картинга и в этой должности оставался долгое время.

В 90-е годы приложил максимальные усилия, чтобы поддерживать автоспорт в Москве, продолжал заниматься организацией соревнований.

Маржецкий Виктор Владиславович (17.02.1912 — 1988), Петербург

Участник Великой Отечественной войны, обладатель многих военных наград. Судья всесоюзной категории, занимал посты заместителя начальника управления технических видов спорта в ЦК ДОСААФ СССР, ответственного секретаря национальной федерации. Один из первых представителей СССР в FIA, почетный член FIA.

Виктор Маржецкий вырос под влиянием таких петербургских гонщиков, как Нагель, Овсянников и др. Во время Второй мировой войны стал профессиональным военным и прошел путь до полковника. После войны работал в комиссии по вывозу трофейного имущества, в том числе с германских мото- и автозаводов. Именно Маржецкий привез в СССР 18 автомобилей «Ауто-Юнион».

После войны Виктор Владиславович принял активное участие в организации заездов на установление рекордов, в том числе и в заездах «Звезды», занимался судейством, получил всесоюзную категорию. Маржецкий считал картинг одним из важнейших направлений в автоспорте и прикладывал все силы к его развитию.

Виктор Маржецкий стал одним из первых представителей СССР в Международной автомобильной федерации и был избран ее почетным членом наряду с Хуаном Мануэлем Фанхио, Луи Широном и другими.

Соколова Татьяна Ивановна (род. 05.07.1928), Москва

Участник Великой Отечественной войны, судья всесоюзной категории, председатель комитета ралли ФАС СССР, председатель коллегии судей. В настоящее время Татьяна Ивановна возглавляет Совет ветеранов РАФ.

Татьяне Ивановне было 12 лет, когда началась война. Ее отец был военным летчиком, а ее с матерью отправили в эвакуацию, где Таня помогала раненым в госпитале — в палате для инвалидов без рук и ног.

После войны Татьяна в 17 лет получила права и стала помогать в организации соревнований. В 1953 году закончила МВТУ им. Баумана и была распределена в институт им. Курчатова. В том же году приняла участие в организации автопробега, который стал ее первым серьезным мероприятием.

С тех пор Татьяна Ивановна работала судьей на многих всесоюзных и международных соревнованиях по автомобильному и мотоциклетному спорту, получила звание судьи всесоюзной категории. Одной из важных страниц биографии Татьяны Ивановны стала ее работа ликвидатором после аварии на Чернобыльской АЭС.

С 1996 года и по настоящее время Татьяна Соколова возглавляет Совет ветеранов Российской автомобильной федерации (РАФ).

Сочнов Карл Владимирович (29.06.1926 — 10.02.2010), Умань, Украинская ССР

Участник Великой Отечественной войны, награжден орденами «Отечественной войны II степени» и «Красной Звезды». Мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, кандидат технических наук, автор книги «Крутые дороги ралли».

На фронте Карл Сочнов был военным шофером. В августе 1944-го его ранило, после госпиталя переквалифицировался на механика-водителя танка, дошел до Берлина и 8 мая получил второе ранение. В 1950 году демобилизовался и сразу же поступил в МАИ. После окончания института впервые стартовал в ралли.

В 1962 году Сочнов поступил в секцию автомобильного ралли Московского автомотоклуба и уже через два года завоевал звание чемпиона Москвы. С 1964 по 1974 года Карл Владимирович выступал в сборной СССР по ралли, позже работал в ней тренером.

В 1970 году стал руководителем советской спортивной делегации в ралли-марафоне «Лондон — Мехико» и принимал участие в марафоне в экипаже с Иваном Астафьевым.

Именно с легкой руки Карла Сочнова в отечественном ралли ввели всем хорошо известную сейчас скоростную стенограмму.

Чертов Роман Александрович (27.12.1916 — 06.09.1975), Москва

Участник Великой Отечественной войны, мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Выступал за ДСО «Труд» (Москва), чемпион СССР по ралли в классе «Москвич».

Роман Александрович начинал работать на АЗЛК, еще когда завод назывался МЗМА. Он стал основателем спортивного отделения завода, знал всех спортсменов, сам выступал на многих соревнованиях. Но наиболее широко стал известен именно как тренер раллийной команды МЗМА и АЗЛК, сборной России по ралли. Говорят, у него был просто дар тренерской работы. Его команда «Сборная Союза» принимала участие в международных соревнованиях: «Лондон — Мехико», «Лондон — Сидней», ралли «Нигерия», ралли «Тур Европы», «Тысяча озер» и многих других — и гонщики всегда возвращались с наградами.

Роман Чертов выступал консультантом на съемочной площадке фильма «Гонщики».

Фомин Геннадий Петрович (04.06.1919 — 03.02.2010)

Участник Великой Отечественной войны, служил в школе военного альпинизма и горнолыжного дела, награжден медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы». Мастер спорта, заслуженный тренер СССР, судья международной категории. Двукратный чемпион СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Спортсмен, тренер, арбитр, организатор спортивных событий.

До войны начинал как мотогонщик, затем был главным тренером сборной команды ЦСКА по автомотоспорту. Работал главным тренером СССР по мотоциклетному спорту, в том числе на чемпионатах мира по спидвею и гонкам на льду, воспитал более 50 мастеров спорта. Возглавлял мотокоманду ЦСКА.

Член трековой комиссии международной мотофедерации.

Геннадий Петрович Фомин хорошо знаком поклонникам мотоспорта и в роли комментатора на радио, телевидении и гоночных трассах. Его голос звучал на всю страну.

Я благодарю за помощь в подготовке материала Комитет по истории автоспорта Российской автомобильной федерации и лично Дмитрия Бровкина и Александра Матвеева, а также всех участников интернет-сообщества «Авто Мото Спорт в СССР».

Марк Маркес (Испания)


Новое веяние в мотогонках представляет молодой да ранний испанец. Именно он приходит на смену старым чемпионам и идолам для поклонников мотогонок. Несмотря на то, что Маркесу только двадцать два года он уже может похвастаться четырьмя титулами чемпиона мира и это только в начале его пути к вершинам спорта. Сложно даже представить, сколько титулов он сможет завоевать за свою карьеру если продолжит собирать трофеи такими темпами. Марк одержал 44 победы в 113 гонках, в которых принял участие. Всего же за свою карьеру он заработал 1717 очков и 68 раз финишировал на пьедестале почета. Имя Марка Маркеса уже сейчас звучит громко на гоночных трассах. Может в будущем он станет величайшим спортсменом, который когда-либо садился за руль железного коня.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]