Автор: Лан не урчи
24 декабря 2015 11:23
Метки: капсула времени мото мотоцикл юпитер
85997
20
1
Автомобильные «капсулы времени» всегда имеют, пусть небольшой, но все же какой-то пробег, ведь, как минимум, машина должна была доехать от автомагазина до гаража — а это уже несколько десятков километров. Другое дело — мотоциклы: в силу более компактных размеров, в советские годы (да и сейчас) их транспортировали и продавали в заводской упаковке, которая представляла собой деревянный ящик.
0
Смотреть все фото в галерее
0
Именно в такой заводской коробке и был найден этот Иж Юпитер-3: абсолютно новый и ни разу не ездивший по дорогам общего пользования. Мотоцикл сошел с конвейера Ижевского мотозавода в далеком 1976-м году.
В этом сарае мотоцикл простоял 38 лет
0
Коляска хранилась в перевернутом виде: чтобы не занимать много места
0
Данный аппарат в свое время государство выделило одному леснику в Черкасской области — для объезда территорий лесного хозяйства. Однако, для этих целей у него уже был более старый Иж Юпитер-2 в неплохом состоянии, поэтому человек решил поберечь новую технику до лучших времен и на долгие годы запер его в сухом сарае. Его даже на учет в ГАИ не поставили!
0
В этом сарае мотоцикл и простоял аж до 2014-го года, когда внук владельца решил все-таки достать из под завалов хлама советскую технику, которая за 38 лет уже успела стать раритетом. А тем более в таком состоянии!
0
Пробег на спидометре — 3 километра, причем он зафиксирован в сопроводительной документации, которая шла с мотоциклом. Эти километры он проехал еще по заводскому полигону: тестовая обкатка для выявления брака и дефектов сборки.
Сиденье — двухместное с удобной ручкой для пассажира
0
0
Светотехника Юпитера-3 оставляет желать лучшего. Передняя фара очень слабо освещает дорогу, а поставить другие, более сильные, не позволяет малая мощность генератора. Напряжение в системе электрооборудования — 6 Вольт. В период выпуска, ежегодно в СССР производили более 100 тысяч мотоциклов Иж Юпитер-3. Кстати, модель была удостоена государственного знака качества. Родной аккумулятор сохранился, но вряд ли его получится зарядить
0
0
Еще летом сделали несколько фотографий мотоцикла рядом с уже известной Toyota Mark II, которая в свое время была замурована за стеной. О ней я уже писал: почитать можно тут.
0
Здравствуйте уважаемые читатели!!! Случилось страшное, я стал владельцем Легендарного Советского Мотоцикла ИЖ ЮПИТЕР 3 !!! Мотик оказался у меня как-то внезапно и случайно. Задарили мне его от ненадобности хорошие люди, а я, почему то, не отказался. Зачем он мне нужен и что с ним делать я толком не знал, но любопытство взяло вверх и вот однажды, поздней осенью, сей чудный агрегат материлизовался в моём гараже. Первое, с чем столкнулся — он ни в какую не захотел заводиться. Полез искать причину , выяснил, что нет искры. Не долго думая, залез в инет, подсмотрел схему бесконтактного зажигания на базе коммутатора и датчика Холла от ВАЗопрома. Порылся у себя в закромах, нашёл пару коммутаторов и датчик, двухвыводную катушку зажигания прикупил от ГАЗели. Нашел подходящий материал, изготовил платформу под датчик и модулятор «бабочку». Были сомнения по поводу работоспособности данной системы на 6 вольтовой схеме, но в сети были обнадёживающие отзывы и я всё это дело в скорости подружил с мотоциклом. Стал заводить – он упирался, заливал свечи, пыхал в карб и глушак, но заводиться не спешил. Не долго думая воткнул параллельно датчику Холла приблуду аварийного зажигания АЗ-1, та много лет провалялась в багажнике авто без надобности. Сменил родной и потрёпанный жизнью карб К65, на практически новый К68 валяющийся на дальней полке гаража. Сменил свечи, впрыснул под свечки бенза, включил АЗ и он ожил) Дымил ужасно, холостые не держал и гремел всем, чем только можно. Попробовал проехаться… Ну, что-то, как-то поехало с грехом пополам, но как-то вяло и оооочень дымно… Ну, значит надо рыть подумал я и решил попытаться реанимировать эту тушку малой кровью. В итоге, за зиму, неспешно было сделано: Заменен вал кик-стартера, правый сальник коленвала, моторная цепь, отрегулировано сцепление, приведена в божеский и работоспособный вид проводка, обновлён чехол сидения, пара перегоревших лампочек, рычаг и тросик обогатителя, поршни, пальцы, кольца, которые подбирал под наличиствующие цилиндры, так как совершенно не была понятна судьба и цель владения данным аппаратом (кстати, поршни нужной размерности удалось найти только Восходовские) Было восстановлено лакокрасочное покрытие капота коляски и бардачков, при этом пришлось обдирать всё до металла и бороться с очагами коррозии. Так-же, была освежена краска на самом корпусе коляски и мотоцикла, но без рьяного фанатизма. Коляска доукомплектовалась новым чехлом и стеклом( китайского производства) Перебраны и залиты маслом амортизаторы, задней подвески и бокового прицепа. Восстановлена светотехника и привод тормоза коляски. Двиг не половинил, хотя люфты нижней головки шатуна присутствовали и по идее-то оно просилось, но решил пока оставить до лучших времён. Зажигание на холле вело себя сносно при работе прогретого мотора, но заводится на холодную в условиях зимы приходилось с помощью Аварийного Зажигания, иначе можно было бы нажить мозоль на правой ступне, из-за постоянного многократного кикания)) Ну руле появилась кнопка переключения с Холла, на АЗ. Зимняя езда по гаражам на колясыче несколько скрасила зиму и мне это дело даже понравилось, но на дорогу не выезжал, ибо не были переоформлены на меня документы и мот числился за своим прежним владельцем( Мот, кстати, всю свою жизнь находился в одной семье и сменил своего владельца только однажды, когда переоформился в 2000 году на зятя первого владельца)
Время шло, пришла весна, мапетка стал мешаться в гараже и я решил перегнать его на дачу, которая находилась в 157 км. С переоформлением, к слову сказать, вышла некоторая заминка, ибо наша славная налоговая служба, почему то вдруг решила взымать налог по максимальной ставке. В Свидетельстве о Регистрации ТС и в ПТС, почему то оказалась строка: Мощность двигателя – «Сведения Отс.» Все предыдущие годы владения, мотоцикл облагался налогом по ставке соответствующей мощности двигателя, заявленной заводом изготовителем 25 л.с. и отсутствие сведений в ПТС и в свид. о регистрации никого не смущало. Но в виду нововведений в налоговое законодательство, за период владения 2021 года налоговики обложили владельца мотика налогом в без малого 7000 рублей. Документы были отданы прежнему владельцу для устранения недоразумения и эпопея с переоформлением затянулась. Налоговая упёрлась и упорно продолжает стоять на своём. Чем всё это закончится до сих пор пока не ясно. Но мне-то как-то надо его было перегнать к месту постоянного базирования. Попросил привезти мне доки на выходные и сделать ДКП на моё имя без вписки меня в ПТС( на всякий пожарный, вдруг какому-нибудь доблестному работнику ГИБДД захочется меня остановить и проверить документы) И вот однажды в пятницу, в конце апреля, в 15-30 погрузив на мотик всяческий скарб и инструмент, закинув на всякий случай в коляску канистру с 5ю литрами бенза про запас, облачившись в экип я выдвинулся. Было тепло, светило солнышко, народ спешно валил из города на дачи и пикники в преддверии первомайских праздников. Выкатываюсь из гаражей, едет вяло, дымит много)) Дабы не мешаться другим участникам дорожного движения пытаюсь ехать как все.. Оглашая окрестности диким рёвом глушителя, натужным дрыганием рычага переключения передач и выкручивая гашетку на всю вливаюсь в поток. Мать моя, да как же это, ёё-оо-оооо, да, шоб тебя, да куда ты прёшься, блин, у меняжь оказывается тормозов то и нет!!!! Ой, как же на нём ездят-то?!?! А чего он такой медленный? А что это за туман в зеркале? Не фига се, это я так надымил?!?! Ой, а как же так ногу вывернуть, шоб передачи втыкать не вставая?? А чего это так руль колбасит, яж настраивал коляску?!?! Блин, а ведь щас пробки, он же перегреется!!! Ааааа, правый поворот, куда вы блин под меня лезете, я же не впишусь!!!! Уффф, ну наконец то, вырулил на прямую без светофоров и перекрёстков, вродь еду!!! А чё это у меня в зеркале ГАИшная машина маячит? Свет, шоле включить, не докапались бы…. ГАИшники заинтересованно рассмотрев полоумного и обнаглевшего мотоциклиста на колясыче из прошлого века, катящегося под 50 км.ч. и задерживающего всех и вся, усмехнувшись и подняв большой палец в верх в знак одобрения, свернули на одну из второстепенок. Уффф, пронесло кажись…
Логично рассудив, что уж лучше медленно и планомерно в потоке, чем стоять через каждые 300 метров на светофорах по полторы-две минуты, сворачиваю в сторону окружной. Выехал, накручиваю ручку газа, наконец-то прямая и почти без ям. Разгоняюсь до 70 км.ч., непривычно после одногоршкового низового 4х тактника слушать надрывающийся 2х цилиндровый двухтактник. Кто сказал, что Юпитеры не вибррррррриррррруют???? В зеркалах, что-то несуразное, какие-то прыгающие очертания. Подъезжаю к затыку, блин, а ведь всё стоит, едут периодически на 1 передаче метров по 30 и снова стоят.. Так, по моему мне нужна обочина. Трясет, не ровно? Да хрен с ним, главное не стоять, а то перегреюсь, и чёт опять с холостыми, на Холле пытается глохнуть, подгазовываю и пререключаюсь на аварийное зажигание, с ним вроде стабильно на холостых. Как на грех жара хорошо за двадцать. Объезжаю не спеша всю очередь по обочине, заворачиваюсь на второстепенку, вырываюсь на М-8 в сторону Москвы.
Всё, дальше проще, прямая дорога и две полосы в каждую сторону. Проезжаю пост ГАИ, обладатель полосатой палочки смотрит так таинственно, но не останавливает. Еду, переключаюсь опять на Холл, вроде едет. Разгоняюсь до 75 км.ч., дальше начинается натужный рёв пихла, звёзды тяговые. Ну, да ладно, яж мопедист, чё я на тихоходах шоле не ездил?)) Проехал километров 20, тошню 60-65, скучно… Попробовать, шоле, сколько поедет? Притворяюсь глухим и стараясь не замечать натужного рёва мотора и синей дымовой завесы откручиваю ручку газа. Оооо 85, гляди ты, почти 90 уже!?!? Нефига се, а это чё 100 км.ч.??? Ух ты, это ща чего, типа тот самый подрыв 2х тактный на верхах был?!?! После 105 км.ч. начало проскальзывать сцепление и вдруг… Чпых, пых, дых, пых, бу-бу-бу-бу-, вжжжыыыыых…. Чёй то я вродь глохну, не? Переключаюсь на аварийное зажигание, вроде заработало. Скидываюсь до крейсерских 65 км.ч., еду дальше, пробую переключиться на Холл. Вроде нормально, но при попытке поддать газу опять начинает затыкаться.
Ну, наверное датчик из-за вибраций «ушёл» и момент зажигания сбился, пофиг, еду не спеша на аварийном зажигании. Проехал около 60 км, впереди Ростов и перекрёсток, встречка моргнула, наверное на светофоре стоят. Решил встать осмотреть мапетку и дать ей отдохнуть. Только встал, мимо пролетает родня на авто, увидели, остановились. Тоже на дачу едут. Спросили почему стою? Объяснил, что всё норм и просто остываю. Решил дальше ехать не по федералке, а короткой дорогой, там трафик меньше, хоть мешаться никому не буду. Объясняю отцу, где поеду, на всякий случай. Говорю, что если сломаюсь позвоню, встретите. Они уезжают. Решил глянуть, что с Холлом, пока остываю. Откручиваю лючёк генератора и чувствую запах горелого. Датчик и модулятор на месте, выкрутил свечку, выставил ВМТ, проверил положение модулятора, хм, все на месте, ничего не сбилось. Начинаю подозревать, что запах гари и отстутствие сигнала от Холла, как-то связаны)) Завожусь, доезжаю до перекрёстка, сворачиваю на Белогостицы и Ильинское-Хованское. Гаишников на перекрёстке не оказалось, ну и ладушки, еду. Здороваюсь с встречными мотоциклистами. Проехал километров 10, попытки переключится на Холл, ни к чему не приводят. Вспоминаю, что не включил свет, решил включить габариты и тут понял, что при включении мотор начинает утухать… Тааак, понятно, гена кажись помер… Навстречу едет машина ГАИ, да откуда вы блин взялись сегодня? То хрен увидишь по пол года, то табунами))) Проехали мимо. Понимаю, что чем дальше, тем хуже тянет мотор, в горки взбирается с трудом, пришлось даже на 3 пару раз переключаться. Докатываюсь до Хованского, выезжаю на дорогу в сторону Гари и глохну. Погода начинает хмуриться, небо затянуло, того гляди начнёт капать.
Облачаюсь в дождевик, лезу во внутренности мопеда) Пытаюсь запустить двиг – неудачно. Опппа, приплыли. Слышу по звуку, что АЗ жужжит, значит искра еще есть, чёж те надо то? Скидываю шланг с карба, упс, а бенз то где? Ага, понятно, переключаюсь на резерв, во, вроде покапало… Закрываю кран, откручиваю отстойник, в нём какая то жижа с мусором. Чищу, приворачиваю обратно, открываю – фиг вам)) Опять перевожу на резерв — во потекло. Ну и ладно, ехать можно, прислюнявливаю шланг на родину, заглядываю в бак, бенза явно литров12-13 минимум, ну значит трубка заборная забилась. Ладно, это мелочь, потом почищу. Пробую завестись — завёлся. Прыгаю в седло и мчу дальше. Проехал Гари, повернул в сторону Щенниково. Пошёл дождик. Опять глохну, да шоб его… Проверяю горючку, всё нормально, поступает, значит сдыхает аккум. Контрольная лампа генератора горит в пол накала, похоже накатался. Звоню отцу, объясняю где я и что со мной, подробно описываю ему дорогу, как ему ехать, получаю от него «Добро». Далать нефиг, кикаю, мотор запустился, еду. Проезжаю километра три и глохну. Сижу, курю минут пять, кикаю- завелся, еду. Так, рывками, доезжаю до Рожного, сворачиваю на самый « веселый» участок дороги, лесной просёлок. Смеркалось… Капало… Лес… Дорога фарш, лужи по колено, грязища, елки вплотную к дороге и загиб на загибе. Мот переодически заводится, позволяет проехать метров 200-300 и глохнет, после простоя минут в 10-15 опять заводится и опять метров 200 позволяет проехать. Стемнело, дождь не унимается, пару раз застрял в грязюке, не ожидал, что так дорога раскиснет, но поздний паводок сделал своё дело. Машин нет, людей тоже, крааасотааааа))) Что то не видать и не слыхать моих спасителей, подумал я и решил позвонить.. Гудки идут, ответа нет. Ну, продолжаю двигаться рывками, кое-где, там где позволяет профиль дороги, толкаю мот руками, дабы не сидеть без дела, катится тяжело. В налобном фонарике садятся батарейки, в ботах «болото» Тут звонок, отвечаю: -«Алло, ну наконец то, ты где пропал то?» — «Сына, я похоже заблудился, куда-то свернул и впоролся в такую глину, что мне самому никак не выбраться, надо искать того, кто выдернет…» — « А, ну нормально, чё, лады, если доберусь до тебя, то помогу откапаться…» Понимаю, что ночевать наверное придётся в лесу))) Кикаю, проежаю сотню метров, глохну, остановился неудачно прям в глинистой луже, а колесо коляски ушло в песочек на обочине. Жду пока аккум оживет, попутно пытаюсь вытолкать мот из хлябей, не особо получается. Прыгаю на кике, втыкаю первую, толкаюсь со всех сил, кое как выезжаю. Проезжаю метров 50, глохну. Опять курю и продолжаю продолжать… Потом еще пару подходов и подъезжаю к спуску, качусь накатом, вижу на встречу из леса едет «полнолапый» авто, вроде КИА Сорренто или, что то подобное, было темно и не особо вникал. Остановился, машина поравнялась со мной и встала… — «Здравствуйте! Это мы наверное вашего отца сейчас из трясины выдёргивали?» — « Здравствуйте! Да похоже на то. А далеко ли до него?» — « Да нет, рядом тут, за поворотом, только он в обратную сторону поехал, к деревне, до неё тут около километра, сказал там будет ждать.» — «Круто, спасибо, хоть обнадежили, а то уже думал ночевать здесь» — «Да норм, ток ты по основной дороге не суйся, там не проедешь, едь через лес, там посуше…» Благодарю их за ценную информацию, ибо если бы не они, то ночевки в лесу было бы реально не избежать, так как они были единственные на полноприводнике и вторые из тех, кто вообще мне и отцу попались за всю эту поездку по окраинам Ивановской области. И если бы не их предупреждение, то я, без света, стопроцентно впоролся бы в ту самую глину, в которой до этого сидел мой батя)) Кое как дозваниваюсь до отца, связь глючит, с третьей попытки удалось докричаться до него, что бы он возвращался к той луже из которой его выдернули и ждал пока я до него докачусь. Прыгаю на кике, завожусь и делаю рывок, удалось доехать до поворота и ответвления уходящего в лес, видимо это как раз объезд той самой трясины, о которой меня и предупреждали добрые люди. Пошёл смотреть дорогу с фонариком. Основная дорога реально перепахана тракторами в мясо, не проехать ни на недоприводе, ни на колясыче. Да и на полном то приводе, ток если с хорошим внедорожным клиренсом. Пошел по отворотке налево, блин, но она в лесу расходится на несколько направлений. Иду по той, которая максимально прижимается вправо, к основной дороге, невидно ни хрена, под ногами чавкает, но вроде проезжабельно. Благо объезд сделан через холм и самое жидкое это в конце спуска, можно проскочить ходом с разгона. Возвращаюсь к колясычу, кикаю, вскакиваю в седло и делаю рывок до середины холма, мот глохнет. Сижу курю, наслаждаюсь шумом дождичка. Вижу сквозь деревья какие-то проблески, походу батя подъехал к трясине. Прыгаю на кике и на первой, выкручивая газ до отказа, получая по морде лица ветками деревьев вырываюсь из говен на более-менее плотную дорогу, вижу батю…. Уррряяяя, добралси))) Смотрю на батиного Матиза и понимаю в каких говнах он торчал)) На лобаше две амбразуры от дворников, машина до середины колёс в сплошной глине, боковых стекол не видно, всё уделано в глине, на крыше тоже комки, в салоне болото. Потом батя рассказывал как утопил ботинки в болоте, пытаясь выйти из машины и выковыривал их из глины палкой, потому что руками сил не хватало, как их засосало))))) Грит привык к большим лужам по дороге, ночью то хреново видно, да и дождь еще, думал с разгона проскочить, без разведки. Вот и проскочил… Привязали колясыч к матизу и на галстуке потащились к дому. Пипец, тот ещё экстрим, нефига не видно, трос короткий, а тормозов у колясыча считай нет практически. По крайней мере, мои попытки притормаживать перед особенно большими лужами успехом не увенчались, матиз тащил колясыча юзом, боком и не особо замечал нагрузки) Кое- как добрались до Лучков, переехали по мосту Нерль, а там уже начался асфальт, правда подубитый. От Лучков до дачи километров 25 по асфальту, но ухабы, хреновость тормозов ИЖа, дождь и отсутствие освещения не позволяли ехать быстро и потому ехали в основном 25-30 км.ч. Добрались таки, а проехать то надо было всего 143 км, по тому маршруту которым я ехал)) За то, теперь я понимаю мотоциклистов 60х-70х годов, которые покоряли такие же дороги, именно на этой технике и были рады, что они могут это делать. Это вам не по асфальту тыщёнки полторы прохватить, с крейсером под 120, с АЗС через каждые 30 км, мотелями, навигаторами и инетом в телефоне)) В общем, мне понравилась эта взбалмошная поездка и возможно, когда то я даже вырвусь в небольшой выезд на колясыче по второстепенным дорожкам.
Наутро загнал колясыча в гараж, отбрыкнул коляску, снял правую крышку картера, демонтировал генератор. Диагноз подтвердился, деформировался ротор и пооплавились обмотки генератора. Неделю спустя привез из города генератор от Джога, РР и коммутатор от Альфы, пришлось немного поломать голову, как вживить в картер ИЖа этот генератор. День ковыряний и вот я имею генер на постоянных магнитах, зажигание на индуктивном датчике и независимость от аккумулятора+ автоматический переход на более привычные в нынешних реалиях 12Вольт и более дешевые и надежные комплектующие зажигания. Только после внедрения всего этого дела, я наконец то понял, как по настоящему должен ехать ИЖ Юпитер. Оказывается он способен легко ехать 100+ и реально ощущается пинок на верхах. Теперь просится замена ведущей звезды, дабы не уводить мотор в перекрут. От аккума все же решил не отказываться, дабы убрать моргание света на малых оборотах, да и аварийное зажигание на базе ВАЗокоммутатора, наверное, оставлю прозапас, как дублирующую систему, на всякий случай. Прошу прощения за отсутствующие фотки, осталось тольлко с телефона и то сделаная случайно, для истории в самом начале грейдерной дороги, пока было светло. Спасибо всем осилившим данную писанину!!!